Геннадий бортников биография личная жизнь
Биография
Сегодня советского актера Геннадия Бортникова вспоминают редко, но между тем он был одним из самых прославленных артистов своего времени. На постановки с его участием невозможно было достать билеты, а игра удостаивалась похвалы Ирины Анисимовой-Вульф, «хозяйки» театра Моссовета Веры Марецкой и других мэтров. Тонкий, романтичный, с внутренним изломом актер так и не выбрал себе спутницу жизни, несмотря на то, что его окружали толпы поклонниц, и умер в одиночестве, не сумев пережить расставание с искусством.
Детство и юность
Геннадий Леонидович Бортников, по национальности русский, родился 1 апреля 1939 года в Москве в семье военного. Его отец служил летчиком и слыл строгим и авторитарным человеком. Мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.
Актер Геннадий Бортников
В детстве будущий актер очень любил рисовать и во время уроков делал шаржи на учителей, развлекая одноклассников и раздражая педагогов. Он также серьезно интересовался театром и охотно брался за роли в школьных спектаклях.
Гена собирался посвятить жизнь искусству, но такого выбора категорически не одобрил отец, мечтавший видеть сына военным или инженером. После окончания семилетки Геннадий по его настоянию поступил в машиностроительный техникум, но бросил, проучившись всего год, и подал документы в художественное училище.
Геннадий Бортников в молодости
В семье разразился скандал, и юноша сбежал из дома, причем не к друзьям, а в монастырь, точнее, в Троице-Сергиеву лавру. Там Бортников успел изучить религиозные традиции и попробовать себя в иконописи (позже он даже зарабатывал этим ремеслом). Вернувшись домой, Геннадий отстоял себе право выбора жизненного пути и поступил в Школу-студию МХАТ.
Творчество
Его выдающийся талант педагоги заметили уже на первом курсе. В дипломном спектакле Бортников с блеском воплотил образ Тузенбаха из чеховских «Трех сестер». В училище он познакомился с известным режиссером Юрием Завадским. После окончания учебы Геннадия приглашают в «Современник», но он делает выбор в пользу театра имени Моссовета. Там молодой актер работал на одной сцене со звездами советского театра: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Серафимой Бирман. В труппе новичка приняли тепло и охотно во всем помогали.
Геннадий Бортников и Фаина Раневская
Первые в творческой биографии роли в спектаклях «В дороге» и «Затейник» удостоились похвалы самых строгих критиков. Знаковым для актера стала постановка «Глазами клоуна». Бортников, прочитав одноименный роман Генриха Белля в «Иностранной литературе», лично выпросил у власти разрешение на постановку. Ему пришлось разыскать самого автора, который тогда жил в ФРГ, и отправленное почти наугад письмо с просьбой передать авторские права все же дошло до адресата. В итоге спектакль оказался настолько удачным, что оставался в репертуаре театра 20 лет.
Ирина Анисимова-Вульф доверяла Бортникову главные роли в своих постановках. Самая громкая его работа – Раскольников в «Петербургских сновидениях». На взлете карьеры Геннадий Леонидович был замечен французским режиссером и вместе с труппой уехал на первые зарубежные гастроли.
Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле “Петербургские сновидения”
В парижских театрах оценили талант Бортникова и предложили остаться, суля немыслимые гонорары и создание собственной труппы, но он отшутился, сказав, что ему не на кого оставить кошек. Некоторые коллеги посчитали отказ признаком «звездной болезни», но на самом деле он просто любил родной театр и боялся потом оказаться на чужбине невостребованным, без друзей и средств, да и по-французски совсем не понимал.
В Париже Бортников подружился с Сержем Лифарем, хотя Завадский предостерегал его от сомнительного знакомства: нетрадиционная сексуальная ориентация знаменитого балетмейстера бросала тень на репутацию молодого актера.
Геннадий Бортников и Серж Лифарь
Геннадий Леонидович не только играл в спектаклях, но и появлялся на телевидении и радио, снимался в фильмах («Взорванный ад», «Взрослые дети»). Всего фильмография Бортникова насчитывает 25 картин, и он очень переживал, что не сделал больше.
Любимое с детства увлечение – рисование – актер тоже не забросил, лично участвуя в оформлении спектаклей. Сегодня выставку его работ можно увидеть в Доме актера на Арбате.
Юрий Завадский
В 1997 году не стало главного наставника – Юрия Завадского.
«Гена очень тяжело пережил его кончину, – вспоминает в интервью близкий друг Бортникова Евгений Ковалев. – Было страшно смотреть в его пустые и безжизненные глаза. Ведь все театральные идеи тоже канули в бездну».
С этого момента карьера Геннадия Леонидовича начала идти на спад. Главных ролей уже не давали, а второстепенные не могли поддержать угасающую популярность. Бортникову всегда особенно удавались роли молодых отчаянных парней, но с возрастом его, естественно, перестали на них приглашать. Нового амплуа он найти не смог и постепенно сам стал отказываться от «возрастных» персонажей.
Личная жизнь
Статный красавец с бархатным голосом, Бортников в молодости пользовался невероятным успехом у поклонниц. Они заваливали его письмами с любовными признаниями, караулили у театра, вырезали фото из газет и охотились за автографами, но Геннадий вел замкнутый образ жизни и не стремился заводить романы.
Геннадий Бортников и его кот
По словам друзей, он создал вокруг себя панцирь, внутрь которого никого не желал пускать. Артист боялся предательства, переживал, что окружающие ценят его только за популярность и не останутся рядом, когда блеск славы угаснет. О своих романах он рассказывать не любил и тщательно ограждал личную жизнь от назойливого внимания.
Геннадий Бортников в последние годы
Среди окружавших его красавиц он так и не выбрал себе жену. Детей у него тоже не было. Единственные, кто всегда был рядом с ним, – домашние любимцы. Бортников питал слабость к животным, держал дома беспородного кота Марика и подкармливал бродячих собак, для чего носил с собой полные карманы лакомств.
Смерть
Про Бортникова говорили, что он умер от одиночества. Его сердце не выдержало разлуки с искусством – последние годы актер нигде не снимался и тяжело это переживал. Поддержать Геннадия Леонидовича оказалось некому. Он скончался в 2007 году в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал обширный инфаркт.
Могила Геннадия Бортникова
Похороны Бортникова состоялись в Международный день театра. Его могила – в Москве на Введенском кладбище. Театр имени Моссовета предложил поставить там памятник, но пока на месте захоронения до сих пор стоит деревянный крест.
Фильмография
- 1961 — «Взрослые дети»
- 1962 — «Черёмушки»
- 1965 — «Наш дом»
- 1966 — «Девочка на шаре»
- 1967 — «Взорванный ад»
- 1972 — «Любимые страницы»
- 1973 — «Горя бояться — счастья не видать»
- 1975 — «Путешествие миссис Шелтон»
- 1976 — «Вечерний свет»
- 1978 — «Кентавры»
- 1989 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия»
- 1993 — «Урод»
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бортников.
Генна́дий Леони́дович Бо́ртников (1 апреля 1939, Москва — 24 марта 2007, там же) — советский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1992)[1].
Биография[править | править код]
Геннадий Бортников родился в Москве. В 1962 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Г. А. Герасимова, А. М. Карева)[2] и был принят в труппу Театра им. Моссовета[1].
На протяжении многих лет Бортников был одним из ведущих актёров театра, наиболее значительные работы — Раскольников в «Петербургских сновидениях» и Смердяков в «Братьях Карамазовых» по Ф. М. Достоевскому, главная роль в спектакле по повести Г. Бёлля «Глазами клоуна» – постановка и сценография Геннадия Бортникова. Он и впоследствии занимался режиссурой.
В кино Бортников дебютировал в 1961 году в фильме «Взрослые дети»; самая крупная работа — главная роль в фильме «Взорванный ад».
Увлекался живописью, и его художественные работы находили одобрение у Эрнста Неизвестного[3]. В качестве художника и автора костюмов Бортников оформил несколько спектаклей.
Геннадий Бортников скончался 24 марта 2007 года от инфаркта[4][5]. Похоронен на Введенском кладбище (11 уч.).
Бортников никогда не был женат.
Признание и награды[править | править код]
- заслуженный артист РСФСР (1973).
- народный артист Российской Федерации (20 ноября 1992).
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- «В дороге» В. С. Розова — Володя[1]
- «Объяснение в ненависти» И. В. Штока — Василий Воробъёв
- «Затейник» В. С. Розова — Сергей Сорокин, Эдуард Беляев
- «Царствие земное» Теннесси Уильямса — Лот
- «Глазами клоуна» Г. Бёлля; постановка И. С. Анисимовой-Вульф — Ганс Шнир, режиссёр
- «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому; постановка Ю. А. Завадского — Раскольников
- «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому; постановка П. Хомского — Смердяков, Чёрт
- «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, Ф. де Курси и М.-Э.-Ж.-М. Теолона — Кин
- «Братья и Лиза» — Симон
- «Дон Карлос» Ф. Шиллера; постановка Е. Завадского — Дон Карлос
- «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
- «Венецианский купец» У. Шекспира — Антонио
- «Муж, жена и любовник» — Граф Любин
- «Последняя лента Креппа» — Крепп
- «Прихоти любви или капризы Марианны» Альфреда де Мюссе; постановка Алексея Литвина — Октав (также автор инсценировки и костюмов[6])
Работы на телевидении[править | править код]
- 1977—1984 — «Будильник» — Ганс-Христиан Андерсен
- 1984 — «Весёлый трамвай» (телеспектакль)
- 1985 -” Будильник” – Дядя стёпа – Михалков
- 1996 — Маленькая королева и другие
Фильмография[править | править код]
- 1961 — Взрослые дети — влюблённый
- 1962 — Черёмушки — Саша Бубенцов
- 1963 — Слуша-ай! — Антек
- 1965 — Наш дом — Дмитрий
- 1965 — Новогодний календарь
- 1966 — Девочка на шаре
- 1967 — Взорванный ад — Николай Вережников
- 1971 — Алло, Варшава! — Анджей Вишневский, врач из Варшавы
- 1972 — Любимые страницы — чтец («Пророк» А. С. Пушкина)
- 1973 — Горя бояться — счастья не видать — певец в трактире старого Пантелея
- 1975 — Путешествие миссис Шелтон — Мистер Джон Иттинг
- 1976 — Вечерний свет — Володя Михно, литсотрудник отдела писем
- 1978 — Кентавры — Аннибал
- 1980 — Братья Рико — Эдди Рико
- 1981 — 20-е декабря — Фижо
- 1981 — Было у отца три сына — Павел
- 1984 — Весёлый трамвай
- 1984 — Ученик волшебника (озвучивание мультфильма) — Волшебник Алёша
- 1987 — Волшебные колокольчики, продолжение предыдущего, — Волшебник Алёша
- 1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Ардабьев
- 1990 — Лифт для промежуточного человека — Сватов
- 1991 — Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь — Антуан Шаламов
- 1992 — Квартира — Никита Белоцветов
- 1993 — Урод — Степан Иванович Волконский
Работы на радио[править | править код]
- «Мегрэ и строптивые свидетели» (радиоспектакль по роману Ж. Сименона) — Арман Ляшом
- «Речка» (рассказ И. А. Бунина)
- «Талант» (рассказ А. С. Грина)
- «Автомат» (стихотворение А. А. Вознесенского)
- «Фауст» (радиоспектакль по трагедии И. В. фон Гёте, 1984) — Фауст
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Геннадий Бортников в энциклопедии «Кругосвет»
- Веб-музей Геннадия Бортникова
- Похоронен на 11 участке Введенского кладбища
В свое время Геннадий Бортников был настолько популярен, что ему приходилось тщательно гримироваться, чтобы минуя толпу поклонников попасть домой. Однако артиста все равно узнавали. Поклонницы буквально не давали ему прохода. Однако Бортникова женщины совершенно не интересовали.
Когда актера спрашивали, почему он до сих пор не женат, тот давал весьма пространные объяснения, рассказывая о том, что никому не верит и думает, что женщины хотят быть с ним лишь из-за его популярности. Однако истинную причину Бортников тщательно скрывал.
На сцене с Валентиной Талызиной. Фото из открытых источников
Детство у Бортникова было непростым. Мамы не стало, когда ему было всего семь. Отец же был человеком достаточно властным и жестким. Он был военным летчиком и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и стал «настоящим солдатом». Гену же такая перспектива не прельщала, ему больше нравились музыка и рисование.
К тому же, мальчик совершенно не интересовался девочками, и отца это стало серьезно настораживать. В результате отец отправил сына в машиностроительный техникум, чтобы он не занимался всякой ерундой.
Но Гена проучился там только год, потом забрал документы и поступил в Художественный институт им. Сурикова. Отец взбесился и вскоре перевел сына в Суворовское. Оттуда парень сбежал в Троице-Сергиеву лавру. Для отца это стало настоящим ударом. Он заявил, что Гена ему больше не сын и вообще, пусть делает что хочет.
Бортников сразу же поступил в школу-студию МХАТ. Учился он с удовольствием. По окончании Бортникова зачислили в театр им. Моссовета, где молодой артист сразу начал получать главные роли.
Он был красив, талантлив, востребован. Однако сплетни о личной жизни Бортникова появились сразу же. В театре смаковали историю о том, как на последнем курсе из-за любви к Бортникову наглотался таблеток его однокурсник. Все эти разговоры жестко пресекались главным режиссером театра Завадским. Он не хотел из-за них лишиться лучшего актера, ведь тогда была уголовная статья за мужеложство.
С Фаиной Раневской. Фото из открытых источников
Именно по этой причине, когда театр отправлялся с гастролями во Францию, Завадский сделал актеру предупреждение. Дело в том, что там предстояли встречи с балетмейстером Сержем Лифарем, а репутация у того была весьма скандальная для того времени. Однако Бортников советам режиссера не внял.
В свободно время он открыто прогуливался по улочкам Парижа в компании 61-летнего француза. В труппе пошли разговоры о том, что их связывают далеко не дружеские отношения.
Когда труппа вернулась на родину, Завадскому рекомендовали устроить товарищеский суд над Бортниковым. Тот отказался, ведь артист получил звание Лауреата на «Фестивале наций» в Париже и при этом отказался остаться во Франции, хотя его и уговаривали. Главному режиссеру все-таки удалось убедить сотрудников КГБ в том, что актер «морально устойчив».
В конце 60-х на экраны вышел фильм «Взорванный ад», в котором Бортников сыграл главную роль. После этого в театр «на Бортникова» повалили зрители со всех концов огромной страны.
Кадр из фильма “Взорванный ад”. Фото из открытых источников
Завадского не стало в 1977 году, и спокойная жизнь для Бортникова закончилась. Его «аморальное поведение» все-таки решили вынести на товарищеский суд. Неизвестно, чем бы могло все закончиться, если бы за артиста не вступились коллеги – Маргарита Терехова, Вера Марецкая и Фаина Раневская.
Именно на том товарищеском суде Фаина Георгиевна произнесла знаменитую фразу:
– Что за страна, в которой человек не может распоряжаться собственной ж****?!
Этим высказыванием Раневская попросту сорвала собрание.
Однако после товарищеского суда ролей Бортникову стали давать все меньше и меньше. А потом и вовсе пришли 90-е. Людям стало не до театральных постановок. Однако в кино для Бортникова роли были, но он от них отказывался, не желая играть стариков. Он очень тяжело переживал уход молодости. Актер престал сниматься и занялся оформлением декораций.
Когда в 2007 году Бортникова не стало, коллеги сказали, что его погубило одиночество.
Актер Геннадий Бортников – коренной москвич, родился он в столице, впоследствии окончил студию МХАТ, работал в труппе театра Моссовета. Длительное время Бортников выступал как ведущий и востребованный актер театральной сцены. Наиболее значимые роли: Раскольников в «Петербуржских сновидениях», Смердяков («Братья Карамазовы»), главная и блистательная роль в спектакле под названием «Глазами клоуна». В кино Бортников Геннадий Леонидович впервые снялся в 1961 году (фильм с определенным посылом «Взрослые дети»), самая значимая работа — роль главного героя в картине «Взорванный ад».
Актер увлекался искусством живописи, в качестве костюмерного автора и художника оформил ряд спектаклей, никогда не был женат. Обширный инфаркт стал причиной смерти артиста 24 марта 2007 г. Артист похоронен на известном Введенском кладбище.
Детские годы
Первого апреля 1939 года в московской семье военного пилота и домохозяйки родился сын. Папа ребенка постоянно находился в разъездах, а мама умерла, когда мальчик только пошел в школу. Воспитывался Геннадий Бортников бабушкой. Его дед служил на Балтийском флоте, был приговорен к расстрелу как один из зачинщиков бунта на военном корабле «Память Азова» (еще в 1906 г.).
Путь в актерскую среду у Геннадия был непростым и длительным. Пока одноклассники писали диктанты, юный Бортников воспроизводил в тетрадках сатирические шаржи на учеников и учителей, даже поступил в училище художественного искусства, но страсть к театру пересилила трепетное отношение к изобразительному искусству. После семи классов образования он подал документы в техникум машиностроительного направления, но уже через несколько месяцев бросил учебу и начал трудовую деятельность на ГПЗ-1 в качестве помощника слесаря-инструментальщика. Большую часть свободного времени парень уделял искусству, в частности живописи. Приняв решение связать дальнейшее существование только с искусством, из художественной школы Геннадий Бортников ушел, увлекшись максимально театральной деятельностью.
Знакомство с театром
Свое восхождение по карьерной лестнице в театре начинающий актер осваивать стал с драматического кружка, в котором он работал художником. Затем он записался в молодежную театральную студию, окончил досрочно школу-вечерку и поступил на отделение при МХАТе. Геннадий Леонидович учился у гениальных педагогов и руководителей (режиссеров Тарасовой А. К. и Кедрова М. Н.). Дипломной работой для начинающего актера стала пьеса «Три сестры», где он блистательно влился в образ Тузенбаха.
Успешно завершив учебу во МХАТе (1962 год), Бортников Геннадий Леонидович попал в труппу Театра имени Моссовета. К его первым спектаклям относятся роли в пьесах «Затейник» и «В дороге». За последнюю работу актер был отмечен критиками и публикой с присуждением премии (Париж, 1966 год). Специалисты и простые зрители по достоинству оценили его талант и яркие индивидуальные черты.
Театральная жизнь
Геннадий Бортников, творчество которого началось в театре им. Моссовета, играл в нем практически до последнего вздоха. Среди работ, которые запомнились зрителям и критикам, можно отметить такие спектакли:
- Эпичная работа «Глазами клоуна» (Ганс Шнир).
- Раскольников в «Петербуржских сновидениях».
- Роль Дульчина в постановке «Последняя жертва».
- Крепп в «Последней ленте Креппа»;
- «Царствие земное» (Лот).
- Смердяков в незабвенных «Братьях Карамазовых».
- Оригинальная пьеса «Венецианский купец» (Антонио).
- Кин (“Гений и беспутство”) и многие другие.
Бортников Геннадий Леонидович работал в разных театрах. Например, в «Сфере» он участвовал в создании постановок: «Коллекция» по Г. Пинтеру, «Случай в зоопарке», а также «Смерть Бесси Смит» – в качестве режиссера и исполнителя главных ролей. Последние спектакли актера поставлены в его любимом театре («Муж, жена и любовник», «Прихоти любви»).
Работы в кино
Первая киноработа актера – это комедия «Взрослые дети», которая вышла на экраны в начале 60-х. Следом был фильм «Черемушки» Г. Раппопорта. В этом жанре искусства артист участвовал относительно редко. Театр – вот чему отдавал львиную долю сил Геннадий Бортников. Фильмы с его участием, которые наиболее известны широкой зрительской аудитории:
- Главная роль в приключенческой картине «Взорванный ад» (1967);
- Детективная история «Братья Рико»;
- Многосерийная эпопея «Следствие ведут знатоки».
Остальная фильмография актера:
- 1965 год – «Наш дом», «Новогодний календарь»;
- С 1971 по 1978-й – «Горя бояться – счастья не видать», «Вечерний свет», «Кентавры», «Алло, Варшава»;
- 1980-1989 гг. – «Двадцатое декабря», «Было у отца три сына», «Волшебные колокольчики», «Веселый трамвай»;
- 1990-1993-й годы – «Квартира», «Лифт для промежуточного человека», «Урод», «Безумной страстью ты ко мне пылаешь».
Радио
Театральная деятельность и кино – это не все виды деятельности творческого человека. Геннадий Бортников, работы на радио которого представлены в основном аудиоспектаклями, и в этой сфере имеет несколько прекрасных достижений.
Среди его известных творений:
- Радиопостановка по роману Ж. Сименона «Мегрэ и строптивые свидетели».
- Спектакли по рассказам Бунина и Грина («Речка», «Талант»).
- Аудиотворение по гениальному произведению Гете «Фауст».
- Постановка на стихи Вознесенского «Автомат».
Кроме того, актер пробовал свои силы и на телевидении. Он участвовал в телеспектаклях «Маленькая королева и другие», «Веселый трамвай».
Геннадий Бортников и его женщины
Актер стал служить в Театре Моссовета в очень молодом возрасте, застал таких грандов, как Марецкая, Плятт, Орлова. При этом он почти сразу стал любимцем зрителей и режиссеров. Ему доверяли главные роли в своих постановках такие именитые мэтры, как Ю. Завадский, Ирина Анисимова-Вульф. Сумасшедшую славу Бортникову принес спектакль “Глазами клоуна”. Поклонницы артиста не давали ему прохода и целыми отрядами стояли у театрального входа в надежде получить автограф или передать любовную записку.
По поводу этой постановки коллега Геннадия Леонидовича по цеху Татьяна Бестаева сказала, что разрешение на театрализацию по произведению Белля Бортников выпросил лично. Это случилось после того, как он прочитал одноименный роман («Глазами клоуна»), который просто его очаровал.
Автор произведения, на то время уже признанный классик литературы, проживал в ФРГ, и с авторским правом возникли проблемы. Тем не менее на письмо, посланное артистом практически наугад, писатель ответил и дал добро на постановку. Более того, он позже лично приехал на спектакль, после которого отшучивался, что ему аплодировали так, как будто он первый космонавт.
Личная жизнь Геннадия Бортникова
Актер всего себя отдавал сцене, активно работал в кино и на радио. Невзирая на популярность у женщин и сумасшедший успех, Геннадий Леонидович был одинок. Он никогда не был женат, не имел детей, по крайней мере, официально. Даже после его смерти многие друзья говорили, что врачи поставили диагноз, связанный с инфарктом, но на самом деле – актер ушел из жизни от одиночества.
По жизни Геннадий Бортников имел свои странности. Он был практически не приспособлен к быту, совмещал актерскую работу с живописью. Рисовал картины, которые просто раздаривал друзьям и знакомым. Актер совсем не думал о финансовой стороне жизни, не расстроился, когда при распределении дачных участков на нем закончилась очередь, и даже не приватизировал собственную квартиру. Зато артист очень любил собак и постоянно подкармливал бездомных животных.
О его натуре говорит и тот факт, что когда главную роль в пьесе «Последняя жертва» (которую долгое время играл Бортников) режиссер отдал Старыгину, Геннадий Леонидович после спектакля зашел с цветами в гримерку и поздравил своего коллегу от всей души.
В зените славы
Успех сопутствовал актеру с самого начала творческого пути. Однажды на глаза французскому продюсеру попался спектакль «В дороге», где Бортников играл главную роль. Француз заявил, что это гениально и он хочет повезти работу на Фестиваль наций в Париж. На то время это был рискованный шаг, ведь чиновники планировали отправить на конкурс более патриотичную работу.
«Пан или пропал» – этим принципом руководствовался актер Геннадий Бортников. Жена одного из друзей вспоминает, что сам артист сказал: «Если я оказался в Париже, должен познать все». Случилась даже казусная история с французской полицией. Геннадий со знакомым решили ночью обследовать Нотр-Дам, который был на реставрации. Пока они по строительным лесам пытались забраться внутрь, появились стражи правопорядка и задержали их. Выручил актера французский товарищ, который посоветовал ему молчать, тем более не говорить, что он из СССР, а полиции объяснил, будто бы его друг просто «не в себе».
Почести
Кроме народной любви и уважения критиков, Геннадий Леонидович Бортников в 1973 году получил звание заслуженного артиста РСФСР. За несколько лет до этого актер стал лауреатом премии критиков и публики за спектакль «В дороге» (Фестиваль наций, Париж, 1966 год). Звание «народный артист Российской Федерации» талантливый театрал получил в 1993 г.
Закат карьеры
Даже сегодня можно отыскать записи легендарных спектаклей Геннадия Бортникова, хотя за их распространение актер не получил абсолютно никакой финансовой компенсации. Причем распространялись они по пиратской схеме, без его участия. Материалы продавались, и довольно неплохо. После того как артист узнал об этом, он даже не расстроился.
В свое время Бортников имел колоссальный успех, что немного вскружило ему голову. За свою игру он получил похвалу от самой Марецкой, которая редко кому оказывала подобную честь. Актеру даже разрешалось опаздывать на репетиции, чем он иногда пользовался.
Творческая жизнь артиста условно разделена на две половины, как спектакль – до антракта и после него. Взлет карьеры обусловлен сотрудничеством с Ю.А. Завадским (режиссер Моссовета). Он все работы подбирал под своего любимого героя, Геннадия Бортникова. После смерти Юрия Алексеевича творчество актера начало угасать. Он продолжал играть в спектаклях и сниматься в кино, но это уже было похоже больше на автоматизм.
Угасание
Вполне возможно, что Геннадий Леонидович не мог найти амплуа, соответствующее его возрасту. По натуре он был романтичным, не всегда понимал, что такое современность, да особо и не старался понять. Такие слова о нем сказала Вульф.
Кроме того, она отметила, что последние два десятка лет своей жизни актер почти ничего не играл. Были спектакли «Прихоти любви, или Капризы Марианны», еще несколько небольших работ, которые больше походили на провал, к сожалению. В кино также работ практически не было, появилось ощущение, что Геннадий Бортников, актер, блиставший многие годы, оказался никому не нужным. Хотя сам артист умирать не собирался, он жаждал быть востребованным, имел желание играть.
Уход из жизни
Заслуженный и народный артист России родился первого апреля. Незадолго до кончины актер признался, что очень любит различного рода розыгрыши, пообещал придумать что-нибудь новенькое. Получилось так, что девять дней с момента его кончины пришлись на первое апреля 2007 года.
Геннадий Бортников, могила которого находится на Введенском кладбище, надолго останется в памяти коллег по цеху, друзей и миллионов поклонников. Фактическая дата смерти актера – 24 марта 2007 года.
Эпилог
За свою жизнь Геннадий Леонидович Бортников познал колоссальные взлеты и падения, в его жизни было много триумфа. Но не меньше боли, одиночества и горечи забвения. Тем не менее актер до последней минуты жизни просто жил театром. О таких людях говорят, что он был женат на своей работе. Действительно, узами брака актер себя ни разу не связывал, понимая, что такое испытание под силу далеко не каждой женщине.
Сухие факты
Биография актера в нескольких строках (общие факты и события):
- Дата и место рождения – 1.04.1939 года, Москва (РСФСР).
- ФИО при рождении – Бортников Геннадий Леонидович.
- Основная профессия – актер театра и кино.
- Гражданство – СССР, РФ.
- Место работы – театр имени Моссовета.
- Семейное положение – не был женат, детей нет.
- Увлечения – живопись, режиссерская деятельность, радио.
- Награды – заслуженный и народный артист России, лауреат премии зрителей и критиков во Франции на Фестивале наций.
- День и место смерти – Геннадий Бортников скончался 24 марта 2007 года (67 лет) в Москве. Похоронен он на Введенском кладбище.
Все эти сухие цифры стоят за активной творческой жизнью великого артиста, которому поклонялись миллионы зрителей.