Галина белозуб биография личная жизнь

Галина белозуб биография личная жизнь thumbnail

Деятельность:

Вы зашли на мою страничку, и я приветствую вас. Давно, 20 лет назад, я носилась с идеей создать на ТВ цикл передач, адресованных людям от 50-ти и старше. Но ничего у меня не получилось. Как мне передали по «испорченному телефону» руководство канала заявило, как обрезало: старые рожи на ТВ не нужны. Старость в обществе потребления традиционно рассматривается, как некий порок, почти как патология, а не норма существования человека. Старым быть стыдно. Постоянно декларируется модель: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым». Кто задумывается о том, как жить в старости? Очень редко кто, и в основном думают о материальной составляющей доживания. Консультативная работа дала мне возможность задавать этот вопрос женщинам, вступающим в «возраст раздумий». Это были петербурженки, в основном с высшим образованием. Впечатление удручающее. На вопрос, как вы планируете жить дальше, давались ответы трех типов. Самый распространенный – как-нибудь буду доживать. Второй – буду жить сыном, дочкой, внуком. И только очень немногие, небольшой процент, смотрели на старость оптимистично и имели какие-то собственные планы. В российском менталитете приоритетно быть в старости бедным, больным, несчастным, беспомощным, то есть постоянно вызывать к себе жалость и на этой жалости паразитировать. В картине, которую я нарисовала, естественно, краски несколько сгущены, что объясняется спецификой моей работы. Но и жизненные мои наблюдения не слишком радуют и, надо отметить, не противоречат выводам профессиональной практики. Это означает, что говорить про жизнь в старости чрезвычайно необходимо. И не только с теми, кто уже в «возрасте раздумий», но и с теми, кому до старости еще далеко. Я хочу предложить вам цикл передач, которые не заинтересовали ТВ, о подготовке к старости. Практически к каждому периоду жизни человека готовят: в детском саду к школе, в школе к ВУЗу, в ВУЗе к производственной деятельности, и только к самому сложному периоду жизни, к жизни в старости никак не готовят. Вообще принято проблемы старости замалчивать. И даже слова «старость», «старый человек», стараются заменять другими. Постоянное воспевание молодости, стремление омолодиться любым способом подчеркивают убогость, ненужность, невалидность старости. Постоянное воспевание молодости, кожи без морщин, а мужчин без лысины, приводит к тому, что лицо с морщинами воспринимается, как некое уродство. Замалчиваются проблемы одиночества в старости, тщательно избегаются и проблемы болезни и смерти, тем самым оставляя человека наедине с мыслями, которые обязательно будут его тревожить, никуда ему от них не деться. И он будет с ними оставаться один на один длинными, бессонными ночами. Такая политика приводит к тому, что старости начинают стыдиться. В нашей культуре не принято говорить о смерти, которую никому не избежать, которая страшит очень многих. Почему? Вообще-то смерть, неизбежность смерти не должна пугать ни атеиста, ни истинно верующего. Но в нашем обществе и тех и других чрезвычайно мало. В основном в этом плане наши люди являются маргиналами, то есть людьми, не сумевшими прибиться ни к берегу атеизма, ни к истинной религиозности. Давно известно, что человек, который боится смерти, боится и жизни. И особенно боится старости. А старость человеку и дается, как время подготовки к переходу в другой мир и в этом истинное её значение. Тело слабеет, но появляется возможность укрепления духа. Вот об этом я и хочу с вами поговорить. Примерные темы: – каждый ли человек с годами взрослеет?; – что такое взрослось и зрелость; – эгоизм; – есть ли разумный эгоизм?; – жить для себя или для других; Я не буду сейчас перечислять всех важных для меня тем, но если вас это заинтересует, я жду ваших мнений и вопросов. Сразу хочу предупредить – я не буду вступать ни в какие дискуссии и споры. Каждый человек имеет право на свою «кочку» зрения. Отстаивать свою точку зрения смешно, она и так ваша. Можно отнять у человека многое, но нельзя отнять у человека его убеждений. Что-то я буду писать или выкладывать видео. Зачем мне это нужно? Мне 69 лет. Хочется успеть кому-то помочь. И первое, что я хочу сделать, это предложить вам свои аргументы в пользу того, что есть смерть тела, но нет смерти души, а тем более духа. Поэтому старость важнейший период, потому что наш финиш в этой жизни это старт в следующей.

Источник

Галина Белозуб как психолог часто получает обращения от клиенток: “Мне уже столько лет, а я никак не выйду замуж, нет семьи”. Вроде все у нее есть – и красота, и ум, и профессия. И мама вздыхает, и подруги/знакомые донимают вопросом: “Ну что, замуж не вышла?” Факторы, влияющие на то, что современная барышня к тридцати годам не замужем, могут быть различными, считает Галина Белозуб. Однако, если суммировать все эти причины, то можно выделить три основных. Первая — это отрицательное отношение к мужчинам. Возникает такое положение в детстве, и решать эти проблемы лучше с помощью психолога. Вторая причина – заниженная самооценка и отсутствие любви к себе. Женщина с такой самооценкой не верит, что ее можно полюбить, что она достойна внимания. И, чтобы избежать боли отвержения, она отказывается от общения с мужчинами. Третья причина — это повышенный уровень притязаний. Бегство от реальности в иллюзию. Как и каждый психотерапевт, с этими проблемами работает в своей практике Галина Белозуб.

Книги, написанные ею, вызывают широкий интерес у публики. Наиболее известной из них является “Кризис сорока. Советы современной женщине”. Также в 2007 году она издала книгу “Брак от рассвета до заката”, посвященную теме замужества и брака, тому, как встретить свою вторую половину. Её книга “Мы выбираем, нас выбирают» больше затрагивает тему проблемы выбора партнера.

галина белозуб

Травмы, оказывающие влияние на личную жизнь

Любое негативное эмоциональное событие, которое было с человеком в детстве, оказывает сильнейшее влияние на всю его дальнейшую жизнь. В результате чего возникают последствия психологических травм: заниженная самооценка, различные страхи, неуверенность, замкнутость. И пока человек не исцелит свою психологическую травму детства, к нему так и будут притягиваться люди и обстоятельства, которые усугубят ее. Тема исцеления эмоциональных травм очень болезненна и актуальна. Канадский психолог Лиз Бурбо дала очень точную классификацию травм и их причин:

  • травма отверженного;
  • травма покинутого;
  • травма униженного;
  • травма преданного;
  • травма несправедливости.

На приемах клиенты так или иначе возвращаются к своему детству и тем событиям, которые продолжают влиять на них. С этими травмами необходимо работать со специалистом, считает Галина Белозуб. Биография данного психолога говорит о том, что она много печатается в популярных изданиях, например в журнале “Моя семья”.

галина белозуб книги

Каким образом снизить влияние травм на личную жизнь?

Мы вспоминаем эмоции и чувства, которые пережили, принимаем их, проговорив определенные слова: «Я принимаю, я признаю…». Галина Белозуб считает, что мы так редко обращаемся к себе, к своему сознанию, что в эти редкие минуты наше тело, наше Я просто в знак благодарности отпускает травмирующие ситуации. Необходимо пролечивать эти травмы, убеждена психолог Галина Белозуб. Семья, конечно, это место, где рождаются все проблемы.

галина белозуб биография

Ассоциация

Ассоциация – это связь, психический процесс, когда 2 эмоциональных состояния или понятия связаны между собой, находятся в спайке. Например, любовь и страдания. Для кого-то эти понятия одинаковы по смыслу. Почему? Потому что вокруг (или в фильмах) человек видит только страдания влюбленных. Или для кого-то «семья» ассоциируется со словом «счастье», а для кого-то – со словами «горе и боль». Эти ассоциации также мешают формировать здоровые отношения с противоположным полом и построить полноценную семью в дальнейшей жизни.

галина белозуб семья

Лояльность

Наиболее сильны лояльности родовые, когда своими корнями наша лояльность уходит к нашим предкам. Когда преданность, например, наших предков своему вождю или племени спасала им жизнь. Вы лояльны к своей маме. Мама одна, она прожила всю жизнь без мужа, она несчастна. Вы не позволите себе быть счастливой в знак солидарности с мамой! Как?! Я?! Буду иметь семью!? Мама этого не выдержит! Или в знак солидарности с сыном мама не выходит замуж второй раз. То есть энергетически женщина уже замужем: за сыном, за ребенком, за мамой, за папой! Бывает лояльность к профессии, когда человек посвящает себя своему делу, например сцене. В данном случае лояльность к делу, видимо, также помогала выживать предкам, она же подсознательно сидит в современном поколении. Бывает лояльность к окружению – все подруги одинокие, а мы всю жизнь рядом, как это я их предам? Как «убирать» лояльности? Есть определенные техники, практики, которые используются психологом на личных консультациях. Они основаны на принятии и очень действенны. Сама же Галина Белозуб имеет прочный брак на протяжении более двадцати лет, воспитала двоих детей. Опыт своей семьи она зачастую привносит в работу с теми, кто нуждается в ее советах и помощи.

Читайте также:  Коровин биография личная жизнь

Источник

Захочет ли он стать весёлым незатейливым парнишкой?

Одна из величайших тайн жизниЗдравствуйте! Читаю «Мою Семью» давно, всё в ней нравится. Хочу обратиться к Галине Ивановне Белозуб. Проблема, о которой расскажу, касается самого близкого и дорогого для меня человека – сына.

Надеюсь получить ответ на вопрос о депрессии, бессоннице, постоянном внутреннем напряжении, панических атаках. Никогда не думала, что у нас возникнут такие проблемы, а куда обращаться, не знаем. Рекламы много, но ведь хочется получить помощь, а не очередное вымогательство денег, что нередко случается в платных поликлиниках.

В интернете на эту тему много информации. Кто-то предлагает подсесть на антидепрессанты, но говорят, что это чревато привыканием, и человек потом не сможет справляться сам. Кто-то предлагает новые методики по баснословным ценам. Но с чего же всё-таки начать на самом деле, чтобы получить положительный результат? И вообще, может ли человек справиться с этим самостоятельно?

Проблемы со сном появились у сына лет в 14, он подолгу не мог заснуть. Подумали, что это трудности переходного возраста, потому что примерно через полгода всё нормализовалось. Когда сын уже учился на четвёртом курсе института, проблема вернулась. Но если раньше он плохо засыпал пару раз в месяц, то теперь это происходило чаще, и сон стал тревожным, поверхностным, независимо от того, сессия сейчас или каникулы.

К этому прибавились ещё и панические атаки – это можно было понять даже по его взгляду: он становился каким-то испуганным; учащалось сердцебиение, сын не мог сосредоточиться. Слышала, что бессонница и панические атаки взаимосвязаны. Думали, это от переутомления, связанного с учёбой, но прошёл год, как он окончил институт, а изменений в лучшую сторону практически нет. В его возрасте жить бы и радоваться, а он говорит, что у него какое-то безразличие ко всему.

С детства сын был спокойным, уравновешенным, не очень общительным ребёнком. Не любил активные игры, предпочитал рисование, конструктор, пластилин, а на улице – песочницу. Друзья, правда, у него были. Почему «были»? После школы и вуза все они разъехались, общаются только с помощью интернета, встречаются редко. Мне кажется, это одна из причин его состояния.

Сын занимался в художественной школе, окончил её с хорошими оценками. Ходил туда с удовольствием, нравились и преподаватели, и ребята, с которыми учился. Вопрос о выборе вуза был решён задолго до окончания школы: сын имел чёткое представление о своей профессии, знал, что она будет связана с творчеством и архитектурой. И такая специальность ему очень нравилась.

Первый курс давался тяжело. Были очень большие нагрузки, потом сын втянулся, но начал разочаровываться – не столько в профессиональном выборе, сколько в вузе, в котором учился. Свою цель большинство из преподавателей видели не в том, чтобы давать студентам знания, а в том, чтобы взять с них как можно больше денег, даже с тех, кто обладал способностями и хотел учиться.

В итоге сын защитил диплом с большим трудом. Он выбрал интересную ему тему, а преподаватель навязывал свою, на этой почве начались разногласия, вместо помощи со стороны педагога было одно недовольство. Сын очень ранимый, принимал всё близко к сердцу, как и многие творческие люди. Думаю, именно в этом главная причина его проблем со здоровьем.

Семья у нас полная, ребёнок один. Муж – человек очень уравновешенный, безынициативный. Я более эмоциональная, иногда вспыльчивая, большинство семейных вопросов приходится решать самой. Сын по характеру спокойный, но, думаю, только внешне, а так он обо всём очень переживает, всегда тщательно обдумывает, прежде чем что-то сделать. С уважением относится к старшим, да и вообще ко всем – я ни разу не слышала, чтобы он повысил голос.

По всем вопросам сын чаще всего обращается ко мне, да и просто любит со мной чем-то поделиться, что-то рассказать, обсудить, мы всегда находили темы для разговора. Но и отец с ним много занимался, в детстве часто гулял, рисовал, играл.

Сейчас сын уехал в другой город, главным образом из-за того, что после окончания вуза не нашёл у нас работу по специальности. К тому же он надеялся, что если сменит место жительства, устроится на работу, его бессонница и панические атаки будут постепенно уходить. Но пока никаких изменений – может, прошло ещё мало времени, всего полгода.

Сын не сидит сложа руки и не ждёт, что всё наладится само собою. Он постоянно пытается себя чем-то занять, отвлечь, тем более что живёт в большом красивом городе, есть куда сходить, на что посмотреть. Он сам понимает, что если бы у него был близкий человек – друг, подруга, – разделяющий его интересы, увлечения, ему было бы легче.

Галина Ивановна, прошу не оставьте моё письмо без внимания. Я очень переживаю за сына.

Подписано: Мама

Комментарий психолога

Дорогая сударыня! Позвольте вначале выразить вам сочувствие. Действительно, очень обидно и тревожно матери, которая воспитала сына достойным, хорошим человеком, столько души, любви вложила в своего ребёнка, а он вместо того, чтобы радоваться жизни, страдает.

Мальчишка у вас просто замечательный. Глубокое уважение вызвала у меня его принципиальная позиция, готовность к сложностям и конфронтации – он не сдался, отстаивал своё мнение перед преподавателем. А значит, делал дипломную работу не только затем, чтобы получить диплом, затратив на это как можно меньше усилий, он хотел сделать именно свою работу. Передайте ему моё искреннее восхищение, тем более что я в его возрасте спасовала бы не только без боя, но и до боя.

Этот его поступок свидетельствует даже не столько о том, что ваш сын принципиальный человек, сколько о том, что человек он творческий. Мне больше нравится, кажется более точным определение «креативный». Есть такая гипотеза, сударыня, что креативный человек имеет доступ в ноосферу – ту сферу, где, по определению академика Вернадского, сосредоточены все знания. Но, дорогая моя, учёные предполагают, что гормон радости серотонин блокирует связь мозга человека с ноосферой.

Понимаю, что всё это может показаться нам мистикой, но согласитесь: люди творческие и правда в своём подавляющем большинстве депрессушники. Да, депрессия в любом творчестве – это своего рода «беременность», человек должен выстрадать, выносить идею, чтобы потом «родить» её. «Под словом «депрессия» прячется одна из величайших тайн жизни», – сказал Владимир Леви, замечательный психолог, великий психотерапевт, сам с детских лет страдающей депрессией.

И бессонница вашего сына, его панические атаки – это, конечно, признаки депрессии, возникшей у творческой личности. Вряд ли креативность можно вылечить, да и захочет ли ваш сын отказаться от себя, такого, каким его создал Господь, – для того, чтобы стать весёлым незатейливым парнишкой?

В одном научно-фантастическом рассказе депрессивному, но очень успешному писателю Высшие силы предложили избавить его от депрессии в обмен на талант. О, он с радостью согласился, так ему надоело страдать. Пришло время весёленькой жизни, но он почему-то заскучал по себе, депрессивному, и попросил вернуть ему его талант вместе с сопутствующей депрессией. Ваш сын, сударыня, человек духовный, а рост духовности возможен только в страдании.

Духовность вашего сына подтверждается и его глубоким уважением к окружающим, и, к сожалению, тем, что он трудно сходится с людьми. Понимаете, дорогая моя, чем сложнее система, тем меньше степеней свободы. Я хочу сказать, что ваш сын почувствует близость только с родственной душой. А это ведь так трудно – найти даже в многомиллионном городе одного-единственного резонансного тебе человека. Со всеми же остальными он будет чувствовать себя одиноким.

Творческим людям вдобавок к депрессии Высшие силы подбросили ещё один «подарок» – чувство экзистенционального одиночества. Это когда ты в окружении даже близких и родных людей чувствуешь себя отчаянно одиноким, как будто находишься в космосе – и вокруг никого, лишь холодные далёкие звёзды. Это ощущение снимается только родственной душой, любовью, дружбой.

Вы должны, сударыня, понимать: у вашего сына никогда не будет много приятелей и лёгких ни к чему не обязывающих романов. Он будет жить, следуя наказу Омара Хайяма: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: уж лучше голодать, чем что попало есть; быть лучше одному, чем вместе с кем попало».

Читайте также:  Биография актера андрея миронова личная жизнь

А теперь перехожу к самому главному: можно ли сохранить свою креативность, духовность, неординарность и в то же время чувствовать, что ты нужен людям, что находишься на правильном пути, что ты не одинок?
Выход только один – служение людям. Не работа для людей, на людей, а именно служение. Например, любая волонтёрская деятельность. Могу вам, милая моя, открыть небольшой секрет, который вовсе и не секрет: иногда люди идут в психологию, чтобы заниматься чужими бедами, помогать другим. И правда, знаете ли, наслушаешься о чужих серьёзнейших проблемах – и свои покажутся такой мелочью! И снизойдёт на нас смирение, великий дар богов, которое научит нас не бороться с проблемами, а справляться с ними.

С искренним уважением к вам и вашему сыну,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2014 года

Источник

Галина белозуб биография личная жизнь

Ñòàòüÿ ïñèõîëîãà Ãàëèíû Áåëîçóá.

Êàêóþ ãàçåòó èëè æóðíàë ñ ñîâåòàìè íå âîçüìè ïî÷òè âåçäå î òîì, êàê ñòàòü ñ÷àñòëèâûì. Íóæíî óëûáàòüñÿ, ðàäîâàòüñÿ, äîâîëüñòâîâàòüñÿ òåì, ÷òî åñòü è åùå ìíîãî âñåãî ïðàâèëüíîãî è î÷åíü äàæå êîíêðåòíîãî. È íèêòî, à òåì áîëåå ÿ, ñ ýòèì ñïîðèòü íå ñîáèðàåòñÿ. Íî ÿ ïðåäëàãàþ âàì íåìíîæêî ïîãëóáæå çàãëÿíóòü â íàøó ïñèõèêó è â íàøó äóøó, ÷òî äëÿ ìåíÿ ðàçíîå. È ïîïûòàòüñÿ ïîíÿòü, ÷òî æå äåëàåò ÷åëîâåêà íåñ÷àñòíûì è êàê ñòàòü ñ÷àñòëèâûì.

×åëîâåê ðîæäåí äëÿ ñ÷àñòüÿ êàê ïòèöà äëÿ ïîëåòà. Òàê äóìàë ðóññêèé ïèñàòåëü Â.Êîðîëåíêî. È íå òîëüêî îí. Ó ìíîãèõ èç íàñ âîçíèêëà âðåäíàÿ èëëþçèÿ, ÷òî êàê ïðèðîäà ñîçäàâàëà ïòèöó äëÿ ïîëåòà, òàê è ÷åëîâåêà äëÿ ñ÷àñòüÿ. Îòíþäü, êàê ñêàçàëà áû ãðàôèíÿ èç àíåêäîòà, ó ïðèðîäû òàêîãî è «â ìûñëÿõ» íå áûëî. Åé áû òîëüêî ñîçäàòü îñîáü, êîòîðàÿ âûæèâàëà áû è ðàçìíîæàëàñü. Äëÿ ýòîãî ïðèðîäà ñíàáäèëà ÷åëîâåêà ïñèõèêîé. Ïñèõèêà çàíÿòà òåì, ÷òî îòâå÷àåò, êàê ñåé÷àñ ìîäíî ãîâîðèòü, íà âûçîâû âíåøíåé ñðåäû, òî åñòü ðåøàåò ïðîáëåìû ïî ìåðå ïîñòóïëåíèÿ. Ïñèõèêà ñëåäèò çà òåì, ÷òîáû èíäèâèä áûë ñûò, îáóò, îäåò (ò.å. íå ìåðç êàê âîë÷èé õâîñò), ÷òîáû áûë â áåçîïàñíîñòè è â «ñòàå» ñâîåé çàíèìàë ñîîòâåòñòâóþùåå åìó ìåñòî, à ëó÷øå áû äàæå è ïîâûøå.
À âîò îá ñ÷àñòüå ñâîåì çàáîòüòåñü ñàìè. Ïîòîìó êàê ïñèõèêà íàøà îçàáî÷åíà òîëüêî óãðîçàìè, âûçîâàìè è ò.ä., à ïîòîìó âíèìàíèå íàøå ïîñòîÿííî íàöåëåíî íà ïðîáëåìó. Åñëè åå íåò, òî íà ïîèñêè ïðîáëåìû, çàòåì íà ìó÷åíèå îò ýòîé ïðîáëåìû, íàêîíåö, åå ðåøåíèå è ðàäîñòü îò ðåøåíèÿ. Àëãîðèòì íàãëÿäíî ïðåäñòàâëåí â àíåêäîòå ïðî ìóæèêà â ïèâáàðå. Ïîýòîìó, åñëè ìû ñ âàìè ãóëÿåì ïî Åêàòåðèíèíñêîìó ïàðêó Öàðñêîãî ñåëà, à â áîòèíîê ïîïàë îñòðûé êàìåøåê, òî… Ïðåäñòàâèëè? Êðàñîòû îòîéäóò íà âòîðîé ïëàí, ïîêà ìû íå âûòðÿõíåì ýòîò êàìåøåê èç áîòèíêà. È íå äî óõàæèâàíèé è íè äî ãàëàíòíîñòè ó÷åíèêó êóëèíàðíîãî òåõíèêóìà, åñëè òû òîëüêî ÷òî íàåëñÿ àðáóçà, à ìàëåíüêîãî äîìèêà ïîáëèçîñòè íåò.  îáùåì, ïñèõèêà íàøà çàíèìàåòñÿ âûëàâëèâàíèåì òîëüêî ìèíóñîâ. Ñðåäè ìèíóñîâ âðÿä ëè ìîæíî ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì. Êàê ýòî ïðîòèâîåñòåñòâåííî. Íî ñ÷àñòëèâûì-òî ïîáûòü õî÷åòñÿ!
À ÿ âàì îòêðîþ ñåêðåò, êàê òóò èñõèòðèòüñÿ, ÷òîáû áûòü ñ÷àñòëèâûì. Ñîâñåì ïðîñòî – íóæíî ìèíóñ ïðåâðàùàòü â ïëþñ. Äà, ó ìåíÿ íå ìíîãî îäåæäû, çàòî êàæäàÿ ïîêóïêà äîñòàâëÿåò òàêóþ ðàäîñòü, êîòîðîé óæå íåò ó ïðåñûùåííûõ ëþäåé. Äà, ó ìåíÿ íå î÷åíü õîðîøåå çäîðîâüå, íî âåäü áîëåçíè óêðåïëÿþò ìîé äóõ, çíà÷èò, îíè èäóò ìíå íà ïîëüçó. Ïðèìåðîâ çäåñü òàê ìíîãî, ÷òî ÿ îñòàíîâëþñü. Ïîòîìó ÷òî êàæäûé ìèã ìîåé æèçíè, – ýòî ïåðåâîä ìèíóñà â ïëþñ. Èòàê, ñ ýòèì âðîäå áû ðàçîáðàëèñü – íå ïîçâîëèì ïîãðóçèòü íàñ â ìèð ìèíóñîâ è ïðîáëåì. Áóäåì ïðîáèâàòüñÿ ê ñîëíöó, áóäåì ïðîáèâàòüñÿ ê ñ÷àñòüþ.
Íî âûëàâëèâàíèåì ïðîáëåì íàøà ïñèõèêà íå îãðàíè÷èâàåòñÿ. Îñíîâíàÿ åå çàäà÷à, – ýòî àäàïòàöèÿ. Ìû ñàìè àäàïòèðóåìñÿ ê îêðóæàþùåé ñðåäå, íî è ñðåäó ýòó ïûòàåìñÿ àäàïòèðîâàòü ê ñåáå. È íàì áîëüøå íðàâèòñÿ ëîçóíã «Ìàøèíû âðåìåíè» «Íå ñòîèò ïðîãèáàòüñÿ ïîä èçìåí÷èâûé ìèð, ïóñòü ëó÷øå îí ïðîãíåòñÿ ïîä íàñ», ÷åì äðóãîé âàðèàíò. Êîíå÷íî, êîìôîðòíåå, åñëè ìèð «ïðîãíåòñÿ». Íî ñäåëàåò ëè íàñ ýòî ñ÷àñòëèâûìè? ß õî÷ó ïîêàçàòü ýòîò ìåõàíèçì «ïîäãèáàíèÿ ïîä ñåáÿ» íà ïðèìåðå ïåðåêîâêè, ïåðåïëàâêè íàøèõ áëèçêèõ, òî åñòü, êàê èõ ñäåëàòü óäîáíûìè äëÿ ñåáÿ. È ïîýòîìó ïñèõèêà íàøà íàñòðîåíà íà òî, ÷òîáû âûëàâëèâàòü â ëþäÿõ íåäîñòàòêè (ñ íàøåé òî÷êè çðåíèÿ) è áîðîòüñÿ ñ íèìè âñåìè ïðèåìëåìûìè, èíîé ðàç è íåïðèåìëåìûìè ñïîñîáàìè. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ïðîöåññ èñêîðåíåíèÿ íåäîñòàòêîâ â äðóãîì ÷åëîâåêå áåñêîíå÷åí, ïîòîìó ÷òî íåò ïðåäåëà ñîâåðøåíñòâó. Íî äåëàåò ëè ýòî íàñ è íàøèõ áëèçêèõ ñ÷àñòëèâûìè? Î÷åíü ñîìíèòåëüíî, ÷òî «â áîðüáå îáðåòåøü òû ñ÷àñòüå ñâîå». Äëÿ òîãî áûòü ñ÷àñòëèâûì ñðåäè ëþäåé è ïîìî÷ü ñòàòü ñ÷àñòëèâûì äðóãîìó, íóæíî óìåòü ïðîòèâîñòîÿòü ìåõàíèçìàì ðàáîòû ïñèõèêè.
Íóæíî «îêðóæèòü» ñåáÿ õîðîøèìè ëþäüìè. Íå ïîëîæèòåëüíûìè, êîòîðûå äåëàþò âñå êàê ïîëîæåíî, à õîðîøèìè, ò.å. ëþäüìè ñ êîòîðûìè âàì õîðîøî. Ãäå æå, ñêàæåòå âû, ñòîëüêî õîðîøèõ ëþäåé íàáðàòü? Íà âñåõ õîðîøèõ ëþäåé íå íàïàñåøüñÿ. À ÿ âàñ íàó÷ó, ýòî î÷åíü ïðîñòî. Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü íåäîñòàòêè, íî ïðè ýòîì è ìíîãî äîñòîèíñòâ, ìíîãî õîðîøåãî, âîò ñ ýòèì õîðîøèì ìû è áóäåì îáùàòüñÿ. Âîò, íàïðèìåð, ÷åëîâåê âåñåëûé îïòèìèñòè÷íûé, íî ïðè ýòîì íåñêîëüêî òàêîé ïðèæèìèñòûé, æàäíîâàòûé. À êàêîå íàì äåëî äî åãî ïðèæèìèñòîñòè? Ìû íå áóäåì îò íåãî æäàòü íèêàêèõ ïîäàðêîâ è â äîëã ïðîñèòü íå áóäåì. Íî çàòî áóäåì ðàäîâàòüñÿ åãî îïòèìèçìó, ÷óâñòâó þìîðà. Äðóãîé, íàîáîðîò, ùåäðûé áëàãîðîäíûé, íî ïðè ýòîì òàêîé âñåãäà óíûëûé, äåïðåññèâíûé. Ìû áóäåì öåíèòü â íåì åãî áëàãîðîäñòâî è ùåäðîñòü è ïðè ýòîì áóäåì ñòàðàòüñÿ ïîäíèìàòü åìó íàñòðîåíèå. È, êîíå÷íî, ñ ïðîáëåìîé ëó÷øå ïîéäåì ê îïòèìèñòó, êîòîðûé íàä ýòîé ïðîáëåìîé ìîæåò áûòü äàæå è ïîñìååòñÿ è âñå ñòðàõè ðàçâååò, à âîò åñëè íàäî áóäåò â äîëã âçÿòü, îáðàòèìñÿ ê ùåäðîìó. Åñòü ëþäè áåñïå÷íûå, âåñåëûå ñ íèìè õîðîøî èìåíèíû ïðàçäíîâàòü. Íî âîò ñ îáÿçàòåëüíîñòüþ ó íèõ íàïðÿæåíêà, à ïîòîìó ñäåëêè ñ íèìè çàêëþ÷àòü, – çíà÷èò, ÿìó ñåáå êîïàòü. È òàê äàëåå. Îñòàëüíîå âû ñàìè äîìûñëèòå. Ãëàâíîå ñäåëàòü âûâîä è ñôîðìóëèðîâàòü äëÿ ñåáÿ ïðàâèëî: îæèäàòü îò ÷åëîâåêà ñëåäóåò òîëüêî òî, ÷òî îí ìîæåò äàòü è íå òðåáîâàòü îò íåãî òîãî, íà ÷òî îí êàòåãîðè÷åñêè íå ñïîñîáåí. Ôðàíöóçñêèé ôèëîñîô Ãåëüâåöèé òàê è âîîáùå áûë êàòåãîðè÷åí: «×òîáû ëþáèòü ëþäåé, íàäî îò íèõ ìàëî îæèäàòü». Âîò âåäü êàê.
Êàê æå íàì ñâîè ãëàçà íà äîñòîèíñòâà íàïðàâèòü, à íåäîñòàòêè ïðîñòî íå çàìå÷àòü? Âû, íàâåðíîå, îáðàòèëè âíèìàíèå íà òî, ÷òî âñåõ ëþäåé ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå êàòåãîðèè. Îäíè âñå âðåìÿ âñåì íåäîâîëüíû, âñå âîð÷àò è áóð÷àò, à äðóãèå, íàîáîðîò, ïðè òîì æå ðàñêëàäå, íå âîð÷àò, à óð÷àò îò óäîâîëüñòâèÿ. Äà, ñêàæèòå âû, êîìó-òî ïîâåçëî. Ýòî, âåðíî, ìîæåò áûòü êîìó-òî è ïîâåçëî, äà êòî æå íàì ñ âàìè ìåøàåò â ÷èñëî ýòèõ âåçóí÷èêîâ ïðîëåçòü?
À åùå ñ÷àñòëèâûé ÷åëîâåê, ýòî áëàãîäàðíûé ÷åëîâåê. Çíàåòå, íåêîòîðûå ëþäè, æèâóò â ìèðå, ãäå èì âñå âñ¸ äîëæíû. Îíè îá ýòîì òî÷íî çíàþò. Äà âîò áåäà, äðóãèå, òå, êîòîðûå äîëæíû, ýòîò äîëã ïðèíÿòü íà ñåáÿ íó íèêàê íå õîòÿò. È ïðåäñòàâëÿåòå êàê îáèäíî, òû, íàïðèìåð, ñ÷èòàåøü, ÷òî òåáå ïðàâèòåëüñòâî äîëæíî, à îíî ïðî ýòîò äîëã íè ñíîì, íè äóõîì. È ðàññêàæó ÿ âàì îá ýòîì îáî âñåì êàê âñåãäà íà ïðèìåðå. Æèëè áûëè «À» è «Á». Òîëüêî, êîíå÷íî, íè íà êàêîé òðóáå îíè íå ñèäåëè. Ïîòîìó ÷òî áûëè æåíùèíàìè çàìóæíèìè è óâàæàåìûìè. È ìóæüÿ ó íèõ áûëè, êàê ñåé÷àñ ãîâîðÿò, ëþäüìè îáåñïå÷åííûìè. À, íà ìîé âçãëÿä, òàê áîãàòûìè. «À» (àë÷íîñòü) áûëî 48 ëåò, à «Á» (áëàãîäàðíîñòü) – 46. È âîò íàñòèãëà èõ îäíà è òà æå áåäà. Óâëåêëèñü èõ áîãàòûå ìóæüÿ ìîëîäûìè æåíùèíàìè. È íå ïðîñòî óâëåêëèñü, à îáðàçîâàëè ñ òåìè íîâûìè æåíùèíàìè íîâûå ñåìüè. Íå ñðàçó óçíàëè «À» è «Á» îá èçìåíå ñâîèõ ìóæåé. Íî, êàê óçíàëè, è òà, è äðóãàÿ ïðåäëîæèëè ñâîèì ìóæüÿì ñ âåùàìè íà âûõîä. Ìóæüÿ ñïîðèòü íå ñòàëè è îòïðàâèëèñü ê ìîëîäûì, âíîâü îáðåòåííûì ïàññèÿì. Íî è ñâîèõ áûâøèõ æåí ìóæèêè íå îñòàâèëè áåç âíèìàíèÿ. Æåíàì ãàðàíòèðîâàíî îáåñïå÷èâàëñÿ ïðåæíèé óðîâåíü æèçíü. È ýòî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â íîâîé ñåìüå èì çà ýòî çäîðîâî ïîïàäàëî, ïðèõîäèëîñü âûäåðæèâàòü íàïîð ìîëîäûõ èçáðàííèö, êîòîðûå ñîâåðøåííî àðãóìåíòèðîâàíî îáúÿâëÿëè òàêîå ïîëîæåíèå äåë íåïðèåìëåìûì. È âîçðàçèòü ìóæ÷èíàì áûëî íå÷åãî. Äåéñòâèòåëüíî, áûâøèì æåíàì áûëè îñòàâëåíû êâàðòèðû è ìàøèíû, øóáêè, áðèëëèàíòû è ò.ä., äà è êîé-êàêèå ñáåðåæåíèÿ íà ÷åðíûé äåíü. Íî âñå ýòî ïðèñêàçêà, à ñêàçêà ìîÿ âîò î ÷åì. «À» ïðåáûâàëà â ìèðå, ãäå åé âñå äîëæíû. Äåòè äîëæíû áûëè åå ëþáèòü, ìóæ ñîäåðæàòü, äðóçüÿ ïîìîãàòü. Âñå ó íåå êðóãîì áûëè â äîëãàõ, êàê â øåëêàõ. È êîãäà ê íåé ïðèõîäèë ìóæ, îíà âñòðå÷àëà åãî òîëüêî óïðåêàìè è ñëåçàìè, ñêàíäàëàìè è èñòåðèêàìè è ñàìà îíà áûëà ãëóáîêî íåñ÷àñòíà. Îíà æèëà â ìèðå, ãäå áåññîâåñòíûå ëþäè íèêàê íå õîòåëè çàáûòü ïîëíîñòüþ î ñåáå è ïîñâÿòèòü ñåáÿ ñëóæåíèþ «À».
«Á» áûëà ñîâñåì äðóãàÿ. Óçíàâ îá èçìåíå ìóæà, îíà äîëãî ãîðåâàëà è ïëàêàëà, îíà ñòðàäàëà, íî íå çëèëàñü. È æèëà «Á» ñîâñåì â äðóãîì ìèðå.  åå ìèðå íèêòî åé íè÷åãî íå áûë äîëæåí. Îíà ãîâîðèëà ìíå: «Ìû âçðîñëûå ëþäè. ß çäîðîâà, ðàáîòîñïîñîáíà è äîëæíà îáåñïå÷èâàòü ñåáÿ ñàìà. ß íå ðàáîòàëà, ðàñòèëà äåòåé, íî òåïåðü äåòè âûðîñëè, è ÿ âïîëíå ìîãó ïîéòè ðàáîòàòü, íî, ÷åñòíî ãîâîðÿ, ìíå íå î÷åíü õî÷åòñÿ. È ÿ òàê áëàãîäàðíà ìóæó, ÷òî îí äàåò ìíå âîçìîæíîñòü æèòü â ñâîå óäîâîëüñòâèå, ÷òî îí ïîìîãàåò äåòÿì, ÷òî êóïèë ìíå òóð â Ðèìèíè». Êîãäà ê «Á» ïðèõîäèë áûâøèé ìóæ, îíà âñòðå÷àëà åãî ñ ðàäîñòüþ, íè â ÷åì åãî íå óïðåêàëà. ×òî æ äåëàòü, – ãîâîðèëà îíà, – æèçíü åñòü æèçíü, îí ïîëþáèë äðóãóþ. Îíà íèêîãäà ó íåãî íè÷åãî íå ïðîñèëà, à çà âñå, ÷òî îí äëÿ íåå äåëàë, î÷åíü áëàãîäàðèëà. È çíàåòå, îíà æèëà ñ÷àñòëèâî, ó íåå áûë ìèð â äóøå, íå áûëî â åå äóøå íè çëîáû, íè íåíàâèñòè, à áûëî ïðèíÿòèå æèçíè òàêîé, êàêàÿ îíà åñòü, è ïðèíèìàëà îíà îò ëþäåé òî, ÷òî îíè äàâàëè åé íå êàê äîëãè, à êàê ïîäàðêè.
È âîò ïåðåõîäèì ê ñëåäóþùåìó ìåõàíèçìó ðàáîòû íàøåé ïñèõèêè, êîòîðîìó òîæå íóæíî ïðîòèâîñòîÿòü, ÷òîáû áûòü ñ÷àñòëèâûì è íèêàê èíà÷å.
Ãäå íàõîäèòñÿ ÷åëîâå÷åñêîå ñ÷àñòüå?  ÷åì îíî çàêëþ÷àåòñÿ? Î÷åíü ÷àñòî ÷åëîâåê äóìàåò, ÷òî ñ÷àñòüå åãî çàâèñèò îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Òî÷íåå îò âëàäåíèÿ ÷åì-òî. Ýòî ó íàñ îò õîìÿ÷êîâ è áåëî÷åê è äàæå âñÿêèõ òàì êðûñîê. Ïñèõèêà îçàáî÷åíà òåì, ÷òîáû îñîáü æèëà è âûæèâàëà íå òîëüêî â áëàãîïðèÿòíûå äëÿ íåå äíè, íî è òîãäà, êîãäà õîëîäíî è ãîëîäíî. À äëÿ ýòîãî íóæåí çàïàñèê. À ïîòîìó ñ÷àñòëèâûé õîìÿ÷îê òîò, ó êîãî íå òîëüêî çà ùå÷êîé, íî è â íîðêå ÷òî-òî ïðèïðÿòàíî. Âîò íàì êàæåòñÿ, ÷òî ÷åì áîëüøå áóäåò â íàøåé íîðêå è ÷åì áîëüøå áóäåò ñàìà íîðêà, òåì áîëåå ñ÷àñòëèâûìè ìû áóäåì. ×àñòî ìîæíî óñëûøàòü: è ÷åãî îíà æàëóåòñÿ, ÷åãî åé íå õâàòàåò, ó íåå æå âñå åñòü? È êîãäà ìû ãîâîðèì, ÷òî áîãàòûå òîæå ïëà÷óò, ìû ãîâîðèì ýòî ñ íåêîòîðûì óäèâëåíèåì. À ÷åãî èì ïëàêàòü? Ó íèõ æå âñå åñòü, îíè æå áîãàòûå?
Âîò, – ìå÷òàåì ìû, – áûë áû ó ìåíÿ Õàðëåé Äýâèäñîí è áûë áû ÿ ñ÷àñòëèâ. Èëè, íàïðèìåð, âûøëà áû ÿ êóäà-íèáóäü â íîðêîâîé øóáêå, âñå áû íà ìåíÿ ïîñìîòðåëè è óïàëè, âîò áûëî áû ñ÷àñòüå. Äà, ÷åãî óæ òóò îòðèöàòü, êîãäà ïðèîáðåòàåøü âîæäåëåííóþ âåùü, íåêîòîðîå âðåìÿ òû ÷óâñòâóåøü ãëóáîêîå óäîâëåòâîðåíèå. Íî ïîòîì îãëÿäûâàåøüñÿ âîêðóã è ïîíèìàåøü, ÷òî êðîìå Õàðëåÿ Äýâèäñîíà åñòü åùå Ôåððàðè, à øóáêè áûâàþò íå òîëüêî èç íîðêè, íî åùå è èç øèíøèëëû, â îáùåì, íåò ïðåäåëà ñîâåðøåíñòâó. Åñëè ó âàñ ïðåêðàñíàÿ êâàðòèðêà, òî âñå-òàêè îòäåëüíûé äîì ëó÷øå. È â ýòîé ïîãîíå çà ñ÷àñòüåì, êîòîðîå óïðÿòàíî â êàêóþ-òî âåùü, íåò êîíöà, ïîãîíÿ, ïîãîíÿ, ïîãîíÿ… Âîò òàêèå ëþäè è ãîâîðÿò, ÷òî ñ÷àñòüå ýòî êðàòêèé ìèã, ÷åãî î÷åíü ñèëüíî õîòåë, ïîëó÷èë, âîñïàðèë, à ïîòîì ñíîâà ãðîõíóëñÿ îçåìü. Ïîòîìó ÷òî òàêèå ëþäè íå óìåþò äîâîëüñòâîâàòüñÿ òåì, ÷òî èìåþò. Ìîæåò âíà÷àëå òðóäíî ïðèíÿòü òàêóþ ôîðìóëó: áîãàò íå òîò, êòî ìíîãî èìååò, à òîì êîìó äîñòàòî÷íî òîãî, ÷åì îí îáëàäàåò. Òàê æå è ñ÷àñòëèâ ÷åëîâåê, êîòîðûé äîâîëüñòâóåòñÿ òåì, ÷òî èìååò. Ýòî íå çíà÷èò, ÷òî íå íóæíî íè ê ÷åìó ñòðåìèòüñÿ, âàæíî, êàê âû ñåáÿ ïðè ýòîì ÷óâñòâóåòå. Ìîæíî ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì, íî âñå ðàâíî ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé öåëè, è ñòðåìèòüñÿ äîñòè÷ü èõ. À ìîæíî ïîìåñòèòü ñ÷àñòüå çà ãîðèçîíò è áåæàòü ê íåìó èçî âñåõ ñèë, ÷óâñòâóÿ ñåáÿ ïðè ýòîì ãëóáîêî íåñ÷àñòíûì. Ìîðàëü âñåõ ýòèõ ìîèõ ðàññóæäåíèé òàêîâà: ñ÷àñòüå ýòî íå èìåíèå, à óìåíèå, óìåíèå ïîëó÷àòü óäîâîëüñòâèå îò òîãî, ÷òî ó òåáÿ åñòü, è óìåíèå ðàäîâàòüñÿ.
Âîò çäåñü ìû ïåðåõîäèì ê ñàìîìó âàæíîìó àñïåêòó âñåé ìîåé «ïðîïîâåäè» è ñàìîìó öåííîìó äëÿ ìåíÿ â ÷åëîâåêå êà÷åñòâó, – ýòî óìåíèþ ðàäîâàòüñÿ. Êîìó-òî ýòî äàíî îò ðîæäåíèÿ, íî áîëüøèíñòâó íóæíî ýòîìó ó÷èòüñÿ. Ïîòîìó ÷òî ó÷èòüñÿ ðàäîâàòüñÿ íóæíî ìåëî÷àì. Ëó÷øå âñåãî äàæå ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàòü â ñåáå ýòî ñîñòîÿíèå òèõîé ðàäîñòè è ëþáâè. Ê ñîæàëåíèþ, îïÿòü-æå ïðèðîäîé ýòî íå çàïëàíèðîâàíî, ýòà íàøà òèõàÿ ðàäîñòü. Ó êàæäîãî èç íàñ åñòü öåíòð óäîâîëüñòâèÿ, êîòîðûé «çàðàáîòàåò», åñëè íàì óäàñòñÿ õàïíóòü ÷òî-òî ïîêðóïíåå, ÷åì ó ñîñåäà èëè èçáàâèòüñÿ îò íåïðèÿòíîñòè. Ïîýòîìó íå íàäåéòåñü íà ìàòóøêó ïðèðîäó, â îáùåì, íå ñòîèò æäàòü ìèëîñòåé îò ïðèðîäû, âçÿòü èõ íàøà çàäà÷à.
Êîíå÷íî, ìû ñ âàìè èñïûòûâàåì ðàçíûå ÷óâñòâà, êîòîðûå íàçûâàåì ñ÷àñòüåì. Âëþáëåííîñòü, äîñòèæåíèå ðåçóëüòàòà, ê êîòîðîìó ñòðåìèëèñü, ðàäîñòü îòêðûòèÿ, ïðèÿòíîñòü îòêðîâåííîãî ðàçãîâîðà, îáëåã÷åíèå îò èçáàâëåíèÿ îò êàêîé-òî íåïðèÿòíîñòè è ò.ä. Íî âñå ýòî ïðàêòè÷åñêè ìèã.
À ÿ-òî íå çà òåì ïèøó. ß ïîëàãàþ, ÷òî ìîæíî áûòü â ñ÷àñòëèâîì, ãàðìîíè÷íîì ñîñòîÿíèè, êîíå÷íî, íå âñå âðåìÿ, íî ïî÷òè âñå. Âîò ÷òîáû ïåðåâåðíóòü îáû÷íîå ïîëîæåíèå âåùåé: ÷òîáû óíûíèå, ïîäàâëåííîñòü, ðàçäðàæåíèå – ýòî òîëüêî ìèã, à ñîñòîÿíèå äóøåâíîãî ïîêîÿ, ãàðìîíèè è òèõîé ðàäîñòè, – âñå îñòàëüíîå âðåìÿ. Äëÿ ýòîãî íóæíî (òîëüêî è âñåãî!) ïåðåíàñòðîèòü ñâîþ ïñèõèêó. Êàê òîëüêî îíà ïðèñòðîèòüñÿ êàêóþ-íèáóäü ïðîáëåìó îáñàñûâàòü è æåâàòü, òóò æå çàäàòü ñåáå âîïðîñ: à ïðîáëåìà ëè ýòî?  ìîèõ ëè ñèëàõ åå ðåøèòü? È ñòîèò ëè ïîðòèòü ñåáå íàñòðîåíèå, à îêðóæàþùèì æèçíü ñâîèì íàñòðîåíèåì, åñëè ýòî âîâñå è íå ìîÿ ïðîáëåìà? È îïÿòü ìíå â ãîëîâó ëåçóò ïðèìåðû ñ ãàâêàíüåì íà íàøå ïðàâèòåëüñòâî, íàøèõ äåïóòàòîâ è ñîâñåì óæå íå íàøèõ îëèãàðõîâ? Âåäü ìû èñïûòûâàåì îáèäó è ðàçäðàæåíèå îò íåñïðàâåäëèâîñòè óñòðîéñòâà ìèðà, ïðè ýòîì íè êîìó-íèáóäü, à ñåáå äîðîãîìó è åäèíñòâåííîìó íàãîíÿåì â êðîâü àäðåíàëèí, êîðòèçîë è äðóãèå âðåäíûå äëÿ çäîðîâüÿ «áèîëîãè÷åñêèå äîáàâêè». Äàâàéòå îñòàíîâèìñÿ, è íå áóäåì çëèòüñÿ è ïûõòåòü ïî ïîâîäó òîãî, ÷òî íàì íå äîñòàëàñü íåôòÿíàÿ ñêâàæèíà, à äàâàéòå ïîðàäóåìñÿ òîìó, ÷òî ìû ñ âàìè ïðè òàêîé-òî êðàñîòå è áåç îõðàíû. Ó íàñ íåò ñêâàæèíû, íî åñòü ñîâåðøåííî áåñêîðûñòíàÿ ëþáîâü è äðóæáà íàøèõ áëèçêèõ (à êàêàÿ èì îò íàñ êîðûñòü?), ñïîêîéíàÿ ñîâåñòü è ìèð â äóøå.
Âûðàùèâàéòå â äóøå ëþáîâü. Ñàìîå ëó÷øåå êîñìåòè÷åñêîå ñðåäñòâî. Íèêàêèå êðåìû íå ñïàñóò ëèöî, èçóðîäîâàííîå îòðèöàòåëüíûìè ýìîöèÿìè. Îáðåêèòå ñåáÿ íà ïîñòîÿííûé ïîèñê ðàäîñòåé. Ìàëåíüêèõ ðàäîñòåé. Íåò, îò ïðîáëåì òîæå íå ñëåäóåò îòìàõèâàòüñÿ, èõ íàäî ðåøàòü. Íî íå ìóñîëèòü! Íå õîëèòü è ëåëåÿòü. Ðàçãðûç î÷åðåäíóþ ïðîáëåìó è ïîðÿäîê. È ñíîâà ðàäóåøüñÿ. Íî äàæå åñëè ïðîáëåìó âàøó ðåøèòü ñèë ÷åëîâå÷åñêèõ íå õâàòàåò, âñå ðàâíî ðàäóåìñÿ. Çàâåäèòå ñåáå òàêîé áèíîêëü, êîòîðûé ðàäîñòè áóäåò óâåëè÷èâàòü, à ïå÷àëè è ãîðåñòè óìåíüøàòü.
È íå íàäåéòåñü, ÷òî ñ÷àñòüå âäðóã ïîñòó÷èò âàì â äâåðü, ñàìîñòîÿòåëüíî íàñòðàèâàéòå ñåáÿ íà ðàäîñòü, íà ëþáîâü, íà áëàãîäàðíîñòü, à çà íèìè è ñ÷àñòüå ïðèäåò. Ïîñòîÿííî ðàáîòàéòå, êîððåêòèðóéòå, ïåðåíàñòðàèâàéòå ðàáîòó íàøåé ïñèõèêè, åñëè òàê ðåçêî ñêàçàòü, òî ó÷èòåñü ïðîòèâîñòîÿòü åå ìåõàíèçìàì! È âñå âðåìÿ ïîìíèòå ñëîâà ãåíèàëüíîãî Øîïåíãàóýðà: «Åñòü îäíà òîëüêî âðîæäåííàÿ (ó âñåõ) îøèáêà – ýòî óáåæäåíèå, áóäòî ìû ðîæäåíû äëÿ ñ÷àñòüÿ».

Читайте также:  Марк тишман биография личная жизнь дети

Ãàëèíà Áåëîçóá

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 11.03.2018. Êàê äàâàëè äåòÿì èìåíà ïðåæäå
  • 09.03.2018. Äîáðûå èñòîðèè
  • 05.03.2018. Ãàëèíà Áåëîçóá – Çà ÷òî ìóæ÷èíû ëþáÿò æåíùèí
  • 04.03.2018. Êàê çàùèòèòü äåòåé îò îæèðêåíèÿ
  • 01.03.2018. Êîìàíäèðû Ñîâåòñêîé Àðìèè. Íàóêà ïîáåæäàòü.

Источник