Фрэнк дюкс фото биография личная жизнь
«Кровавый спорт» — это один из тех фильмов детства, пересмотрам которого просто нет счета. Во многом определяющую роль здесь сыграло участие Жана-Клода Ван Дамма. Но не менее интересным было само повествование со всеми этими ударами в шпагате, обучением старого мастера боевых искусств и прочее-прочее. Саундтрек Пола Хертцога ‘Steal the Night’ и сцена побега главного героя от сотрудников американских спецслужб до сих пор свежи в памяти и регулярно требуют в определенной степени обновления деталей в памяти.
Содержание
- Биография
- Кровавый спорт
- Кумитэ
- Настоящая история
Но основной загадкой стали титры в конце киноленты, явно дающие понять, что перед нами фильм, снятый на основе реальных событий и истории реального человека. Настала пора раскрыть все карты и узнать, кем же на самом деле был легендарный Фрэнк Дюкс.
Биография
Сразу стоит заметить, что существует 2 вида биографии Фрэнка Дюкса: одна его и одна якобы настоящая. И удивительным образом они не совпадают.
Из общих и совпадающих сведений:
• Родился в 1956 году
• Уроженец канадского Торонто
• В детстве переехал с семьей в Нью-Йорк
• Служил в армии США
• Занимался боевыми единоборствами
• Участвовал в подпольных боях
• Основал свой стиль единоборств и школу Дюкс-Рю Ниндзюцу
• Начала карьеру в кинематографе
• Основную славу его имени принес фильм «Кровавый спорт»
Кровавый спорт
Если вы ни разу не путали «Кровавый спорт» с «Кикбоксером», то вы не слишком были увлечены творчеством накаченного балеруна ЖКВД. В целом совпадений по сюжету масса, но ключевым в определенной степени является предшествующий основным боям кемпинг в доме маститого старого сенсея-азиата, который находит в себе силы и желание обучать бледнолицого паренька.
Интересна вообще предыстория съемок данной ленты, ведь априори она снималась на основе реальных событий, да к тому же постановщиком боевых сцен стал сам Фрэнк Дюкс. Это не тот случай, когда посторонние люди посвящают грандиозный проект достойной личности определенной сферы. Здесь получилось, что тот, кому фильм посвящен, непосредственно задействован в деле постановки драк. Да и к сценарию Шелдона Леттича как минимум он тоже приложил руку.
Откровенно говоря, уже в сознательном возрасте приходит понимание, что фильм явно не был произведением искусств, но ностальгия вещь мощнейшая, поэтому трудно представить какие-либо факты, способные опорочить «Кровавый спорт». Ни последующее использование одних и тех же кадров в фильме «В поисках приключений»; ни похожая финальная битва между героями Ван Дамма и Боло Йенга в фильме «Двойной удар»; ни явный плагиат фокуса с пропадающей монетой, который на самом деле был фишкой Брюса Ли; ни насмешливые отзывы критиков.
Пусть определяющими останутся ЖКВД и его коронные вертушки. Кстати удар кулаком в шпагате промеж ног был взят за основу приема Джонни Кейджа из ‘Mortal Kombat’. Ну, чем не достижение?! И все-таки основной акцент у нас должен быть сделан на Фрэнке Дюкс, чей образ максимально круто был передан. Даже круче, чем он был на самом деле.
Кумитэ
В своей классической интерпретации кумитэ – это составная часть обретения наивысших навыков и качеств искусства карате. Основной принцип кумитэ – это правильное восприятие боя, умение комфортно себя чувствовать в сражении с любым соперником, ощущая дистанцию между ним и собой, а также сохраняя наилучшую устойчивость.
И одна из классификаций кумитэ включает в себя соревновательную составляющую, которая непосредственно бралась за основу организации своеобразных подпольных боев в разных странах Азии. Там бойцы выявляли между собой лучшего вне зависимости от возраста, весовой категории и школы боевых единоборств. Боксер легко мог столкнуться с мастером ушу.
Именно с этими турнирами непосредственно и связана история Фрэнка Дюкса, активно изучавшего ниндзюцу по его словам у мастера Танаки, которого кроме канадо-американца больше никто и не видел. Тем не менее везде и всюду Фрэнк рассказывал о своих победах, титулах и рекордах. Вроде этих:
• Наиболее последовательный нокаут — 56 сек
• Самый быстрый нокаут — 3.2 сек
• Самый быстрый удар ногой с нокаутом — 72 мили в час
• Самый быстрый нокаут от удара рукой — 12 сек
Очень напоминает историю Александра Невского, не правда ли. На фоне своей растущей славы он даже основал собственную школу боевых единоборств особого стиля имени самого себя — Дюкс-Рю Ниндзюцу (Dux Ryu Ninjutsu). Принципиальных отличий от традиционного ниндзюцу специалистами замечено не было.
Настоящая история Френка Дюкса
А теперь самая интересная часть. В истории реального Фрэнка Дюкса мифы, правда и неправда переплелись настолько, что впору действительно снимать про него фильм, только в другом ракурсе. Его личность продолжает оставаться загадкой, потому что по документам армейской карьеры пределы США в период проведения турниров Кумитэ, где он якобы ставил рекорды, Дюкс не покидал.
Отсюда растут легенды про какой-то секретный статус Фрэнка, будто он был агентом под прикрытием, изучавшим подпольные азиатские ячейки криминального мира, плюс нельзя забывать историю про самоволку. И то, и то «легендарный» боец отрицает, но объяснить хронологическую нестыковку почему-то не берется.
Расследование газеты «Лос-Анджелес Таймс» привело к выходу разгромной статьи о личности Фрэнка Дюкса, о его мнимых рекордах и победах. Ему вменялось желание пропиарить собственную школу боевых единоборств и повысить личный статус в глазах обывателей. А в итоге вообще был найден его первый учитель боевых искусств, который как ни странно преподавал не ниндзюцу, а безстилевой джиу-джитсу и смеси каратэ-сёриндзи-кэмпо. Его звали Роланд Эрнаэз. Именно он считается основателем нинпо-тай-джитсу, которое видимо и является базой всей техники Фрэнка Дюкса.
Сторонники оклеветанного спортсмена непременно приведут в доказательство видео, гуляющее на просторах Youtube, где в ролике с подписью ‘Frank Dux’ молодой человек наповал кладет своих подвижных соперников стремительных хайкиком. Но вот незадача. Имя этому молодому человеку – Филипп Кадорэ (Philippe Cadoret). И считается, что именно рекорды этого мужчины были заимствованы Фрэнком Дюксом. Причем не только спортивные достижения, но и, как думается многим, некоторые факты реальной жизни. Ведь налицо канадское происхождения имени и фамилии Филиппа Кадорэ, про которого вообще ничего не известно. Хотя те же поклонники Фрэнка Дюкса могут апеллировать, что это псевдоним, под которым как раз-таки и выступал их кумир. Но на деле ничего не меняется. Личность и достижения героя данного обсуждения остаются под такой пеленой загадок, подозрений и нестыковок, что смотреть «Кровавый спорт» я буду исключительно до того момента, как начнутся титры с упоминанием реального персонажа.
«Òàèíñòâåííûé ìàñòåð» áîåâûõ èñêóññòâ Ôðýíê Äþêñ, êîòîðîãî ïðîñëàâèë ôèëüì «Êðîâàâûé Ñïîðò» ñ ó÷àñòèåì Æàíà Êëîäà âàí Äàììà êòî îí íà ñàìîì äåëå? Ôèëüì, áåçóñëîâíî, êëàññèêà æàíðà íå ñìîòðÿ íà «ïîñòàíîâî÷íîñòü» è àðòèñòè÷íîñòü áî¸â, íî êàêîå âäîõíîâåíèå îí äàâàë ìèëëèîíàì ìàëü÷èøåê, ïðèêîâûâàë ê ýêðàíàì, ïîäòàëêèâàë äâóìÿ ðóêàìè è íîãàìè ê çàíÿòèÿì áîåâûìè èñêóññòâàìè, è äàæå áóäó÷è óæå âçðîñëûìè, ìíîãèå ïåðèîäè÷åñêè ñ áîëüøèì óäîâîëüñòâèåì åãî ïðîñìàòðèâàþò.
Ñåãîäíÿ, èìåÿ äîñòóï ê íåâåðîÿòíî îãðîìíîìó êîëè÷åñòâó èíôîðìàöèè, ìíîãèå çàäóìûâàþòñÿ, à êòî æå òàêîé Ôðýíê Äþêñ, êîòîðûé «óñòàíîâèë» âñå ýòè íåâåðîÿòíûå ðåêîðäû, îçâó÷åííûå â ôèíàëüíûõ òèòðàõ ôèëüìà, òàêèå êàê 326 áîåâ, èç íèõ, ïî óòâåðæäåíèþ ñàìîãî Äþêñà, 56 íîêàóòîì îí âûèãðàë çà îäèí òóðíèð!; êàê îí Äþêñ «ïðîáèë» ïóëåíåïðîáèâàåìîå ñòåêëî, ðàçí¸ñ âäðåáåçãè óäàðîì ñâåðõó îòêðûòîé ëàäîíüþ ïîëíóþ áóòûëêó «Jack Daniels», ðàçáèë îäíèì óäàðîì íîãè äâå áóòûëêè, óñòàíîâëåííûå íà ðàçíûõ óðîâíÿõ; è ÷òî ýòî çà òðîôåé, ñ êîòîðûì Äþêñ êðàñóåòñÿ íà îáëîæêå «Black Belt» 1980 ãîäà âûïóñêà, êîòîðûé, êàê îí óòâåðæäàåò, «ïîëó÷åí çà ïîáåäó â òóðíèðå»?
Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ó ìèñòåðà Äþêñà åñòü äâå áèîãðàôèè. Èç îáùèõ è ñîâïàäàþùèõ ñâåäåíèé:
Ðîäèëñÿ â 1956 ãîäó
Óðîæåíåö êàíàäñêîãî Òîðîíòî
 äåòñòâå ïåðååõàë ñ ñåìüåé â Íüþ-Éîðê
Ñëóæèë â àðìèè ÑØÀ
Çàíèìàëñÿ áîåâûìè åäèíîáîðñòâàìè
Ó÷àñòâîâàë â ïîäïîëüíûõ áîÿõ
Îñíîâàë ñâîé ñòèëü åäèíîáîðñòâ è øêîëó Äþêñ-Ðþ Íèíäçþöó
Íà÷àë êàðüåðó â êèíåìàòîãðàôå
Îñíîâíóþ ñëàâó åãî èìåíè ïðèíåñ ôèëüì «Êðîâàâûé ñïîðò»
Ôðýíê ðàññêàçûâàë î ñâîèõ ïîáåäàõ, òèòóëàõ è ðåêîðäàõ. Âðîäå ýòèõ:
Íàèáîëåå ïîñëåäîâàòåëüíûé íîêàóò 56 ñåê
Ñàìûé áûñòðûé íîêàóò 3.2 ñåê
Ñàìûé áûñòðûé óäàð íîãîé ñ íîêàóòîì 72 ìèëè â ÷àñ
Ñàìûé áûñòðûé íîêàóò îò óäàðà ðóêîé 12 ñåê
Ïîáåäû ýòè ÿêîáû áûëè îäåðæàíû íà êóìèòý- ïîäïîëüíûõ ñîðåâíîâàíèÿõ â Ãîíêîíãå áåç ó÷åòà ñòèëåé è âåñîâûõ êàòåãîðèé.Íà ôîíå ñâîåé ðàñòóùåé ñëàâû îí äàæå îñíîâàë ñîáñòâåííóþ øêîëó áîåâûõ åäèíîáîðñòâ îñîáîãî ñòèëÿ èìåíè ñàìîãî ñåáÿ Äþêñ-Ðþ Íèíäçþöó (Dux Ryu Ninjutsu).
 èñòîðèè ðåàëüíîãî Ôðýíêà Äþêñà ìèôû, ïðàâäà è íåïðàâäà ïåðåïëåëèñü íàñòîëüêî, ÷òî âïîðó äåéñòâèòåëüíî ñíèìàòü ïðî íåãî ôèëüì, òîëüêî â äðóãîì ðàêóðñå. Åãî ëè÷íîñòü ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ çàãàäêîé, ïîòîìó ÷òî ïî äîêóìåíòàì àðìåéñêîé êàðüåðû ïðåäåëû ÑØÀ â ïåðèîä ïðîâåäåíèÿ òóðíèðîâ Êóìèòý, ãäå îí ÿêîáû ñòàâèë ðåêîðäû, Äþêñ íå ïîêèäàë.
Îòñþäà ðàñòóò ëåãåíäû ïðî êàêîé-òî ñåêðåòíûé ñòàòóñ Ôðýíêà, áóäòî îí áûë àãåíòîì ïîä ïðèêðûòèåì, èçó÷àâøèì ïîäïîëüíûå àçèàòñêèå ÿ÷åéêè êðèìèíàëüíîãî ìèðà, ïëþñ íåëüçÿ çàáûâàòü èñòîðèþ ïðî ñàìîâîëêó. È òî, è òî «ëåãåíäàðíûé» áîåö îòðèöàåò, íî îáúÿñíèòü õðîíîëîãè÷åñêóþ íåñòûêîâêó ïî÷åìó-òî íå áåðåòñÿ.
Ðàññëåäîâàíèå ãàçåòû «Ëîñ-Àíäæåëåñ Òàéìñ» ïðèâåëî ê âûõîäó ðàçãðîìíîé ñòàòüè î ëè÷íîñòè Ôðýíêà Äþêñà, î åãî ìíèìûõ ðåêîðäàõ è ïîáåäàõ. Åìó âìåíÿëîñü æåëàíèå ïðîïèàðèòü ñîáñòâåííóþ øêîëó áîåâûõ åäèíîáîðñòâ è ïîâûñèòü ëè÷íûé ñòàòóñ â ãëàçàõ îáûâàòåëåé. À â èòîãå âîîáùå áûë íàéäåí åãî ïåðâûé ó÷èòåëü áîåâûõ èñêóññòâ, êîòîðûé êàê íè ñòðàííî ïðåïîäàâàë íå íèíäçþöó, à áåçñòèëåâîé äæèó-äæèòñó è ñìåñè êàðàòý-ñ¸ðèíäçè-êýìïî. Åãî çâàëè Ðîëàíä Ýðíàýç. Èìåííî îí ñ÷èòàåòñÿ îñíîâàòåëåì íèíïî-òàé-äæèòñó, êîòîðîå âèäèìî è ÿâëÿåòñÿ áàçîé âñåé òåõíèêè Ôðýíêà Äþêñà.
Àäðåñ óêàçàííûé êàê øòàá-êâàðòèðà îðãàíèçàöèè – ïðîìîóòåðà òàèíñòâåííîãî òóðíèðà ñîâïàäàåò ñ àäðåñîì äîìà Äþêñà, òðîôåé áûë êóïëåí â ìàãàçèíå íåïîäàë¸êó, ðàçáèâàíèå ïóëåíåïðîáèâàåìîãî ñòåêëà ïîäòàñîâêà è ôîêóñ, ó÷àñòèå â «æåñòîêîì êóìèòý» è ðåêîðäû âûìûñåë. Îðãàíèçàöèÿ «Êîêó ðþ êàé», î êîòîðîé Äþêñ çàÿâëÿåò êàê î ïðîìîóòåðå åãî âûìûøëåííûõ òóðíèðîâ ýòî íàöèîíàëèñòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ÿïîíñêèõ ïàòðèîòîâ. Ñîìíèòåëåí ñàì ôàêò, ÷òî ýòîé îðãàíèçàöèè íóæíû áûëè òàêèå ïîåäèíêè. Òàêîâû ìíåíèÿ ìíîãèõ èñòîðèêîâ è ýêñïåðòîâ áîåâûõ èñêóññòâ.
Ñàì Ôðýíê ñ÷èòàåò, ÷òî òà ñàìàÿ ñòàòüÿ â «Ëîñ-Àíäæåëåñ Òàéìñ»- ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè áèçíåñ-êîíêóðåíòîâ, ïîñòàâèâøèõ ñåáå öåëü îêëåâåòàòü åãî äîáðîå èìÿ.  ðåçóëüòàòå, ïîñëåäíèå 28 ëåò îí ïðîâåë áîðÿñü ñ îáâèíåíèÿìè â ôàëüñèôèêàöèè ôàêòîâ è áàíàëüíîì ìîøåííè÷åñòâå. Äþêñ ðàññêàçûâàåò, ÷òî óâëå÷åíèå áîåâûìè èñêóññòâàìè ïðèøëî îò íåîáõîäèìîñòè, ó íåãî áûëî ðåäêîå èñêðèâëåíèå îáåèõ íîã, ïëþñ îãðîìíîå âïå÷àòëåíèå íà þíîãî Äþêñà îêàçàëè ôèëüìû î Äæåéìñå Áîíäå è ïîêàçàòåëüíîå âûñòóïëåíèå Áðþñà Ëè. Ïî ñëîâàì Ôðýíêà, Øåëäîí Ëåòòè÷ ïåðåðàáîòàë ñöåíàðèé Äþêñà ïîä íàçâàíèåì “Âîñõîä íèíäçÿ” â òî, ÷òî ñòàëî ïîçæå ñöåíàðèåì “Êðîâàâîãî ñïîðòà”, íî áåç óïîìèíàíèÿ èìåíè Äþêñà.
Ôðýíê íàñòàèâàåò íà ïîäëèííîñòè ñîáûòèé â ôèëüìå: “Íó, âñå ïîåäèíêè âïîëíå ðåàëüíû. Òî åñòü âñÿ õîðåîãðàôèÿ áîÿ è òîìó ïîäîáíîå. Íî ÿ íå ñïàë ñ ðåïîðòåðøåé è óæ òî÷íî íå âëàìûâàëñÿ â äîì ê ñâîåìó ó÷èòåëþ, ÷òî áû âûêðàñòü ìå÷. È ÿ íèêîãäà íå äåçåðòèðîâàë. Âîò ýòè òðè ìîìåíòà.È ýòî äîâîëüíî çàáàâíî, âåäü â ôèëüìå ýòè ìîìåíòû ñìîòðÿòñÿ ëèøíèìè. Ìíå êàæåòñÿ òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ðåàëüíîñòè êóäà èíòåðåñíåå, íî êîãäà ñíèìàåøü ôèëüì ó òåáÿ âñåãäà îãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî âðåìåíè, ÷òî áû ðàññêàçàòü èñòîðèþ è ê òîìó æå îíà äîëæíà áûòü äîñòóïíîé øèðîêîé àóäèòîðèè, âåäü òàê? Ó ìåíÿ óøëè ãîäû, ÷òî áû ïîëíîñòüþ îñîçíàòü ïîçèöèþ ïðîäþñåðîâ, íî â èòîãå ÿ ñ ýòèì ñîãëàñèëñÿ. Èõ òî÷êà çðåíèÿ çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî èì íóæíî áûëî øîó î òðóäíîì ïîäðîñòêå, êîòîðûé ñòóïèë íà ñêîëüçêóþ äîðîæêó, íî áîåâûå èñêóññòâà ïîìîãëè åìó âûáðàòü ïðàâèëüíîå íàïðàâëåíèå. È â ýòîì ïëàíå êàðòèíà äåéñòâèòåëüíî ðàáîòàåò ÿ ýòî âèæó.”
Êàñàòåëüíî âûìûøëåííîãî ó÷èòåëÿ è ñëóæáû â àðìèè Äþêñ â èíòåðâüþ óâåðÿåò, ÷òî èìÿ ó÷èòåëÿ è ïîñëóæíîé ñïèñîê Ôðýíêà çàñåêðå÷åíû è ðåêîìåíäóåò îáðàòèòüñÿ ñ çàïðîñîì â Ôåäåðàëüíûé Ñóä ïî äåëàì Ðàçâåäêè.
Ìàñòåð ëè îí áîåâûõ èñêóññòâ, ñóäèòü íàâåðíî íå ïðàâèëüíî. Äëÿ åãî ïîñëåäîâàòåëåé îí Ñýíñýé è ýòî ïðàâèëüíî. Ìàñòåð ëè îí ñâîåãî èñêóññòâà? Áåçóñëîâíî âåäü îí åãî ñîçäàë! Âîïðîñ â òîì, çà÷åì âñå ýòè òðþêè, «êóìèòý», ðåêîðäû ? Ïëîä ëè ýòî åãî âîîáðàæåíèÿ, ïèòàþùåãî ñëàäîñòíûìè èëëþçèÿìè ÷åñòîëþáèå èëè õîðîøî ïðîäóìàííûé êîììåð÷åñêèé õîä, ïîäêðåïë¸ííûé ïîïóëÿðíûì ôèëüìîì? Ñêîðåå âñåãî è òî, è äðóãîå.
Íà÷àâ ýòó ñòàòüþ ñ óïîìèíàíèÿ î ôèëüìå «Êðîâàâûé Ñïîðò» è åãî âëèÿíèè íà òåõ, êîìó îí íðàâèòñÿ, âñ¸ æå õî÷åòñÿ â êîíöå ñêàçàòü ñïàñèáî ãîñïîäèíó Äþêñó çà âäîõíîâåíèå íà ñîçäàíèå ýòîãî ïðîåêòà.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дюкс.
Фрэнк Дюкс (англ. Frank Dux, род. 13 июля 1956) — американский актёр, хореограф боевых сцен в кино.
Биография[править | править код]
По утверждениям Дюкса, искусству ниндзюцу он обучался в Японии у наставника-ямабуси Сэндзо Танаки. В 1975 году Дюксом была открыта собственная школа боевых искусств «Dux Ryu Ninjutsu»[1].
Фрэнк Дюкс стал известен широкой общественности после выхода фильма «Кровавый спорт», где роль Дюкса исполнил Жан-Клод Ван Дамм, что стало прорывом в его кинокарьере. По утверждениям Дюкса, в основу фильма были взяты некоторые факты из его биографии. В частности, то, что он стал победителем секретного турнира по боевым искусствам, проводившегося на Багамских островах[2].
Достоверность биографии Дюкса была подвергнута сомнениям. С ростом популярности боевых искусств в США, многие тренеры для привлечения большего количества учеников стали приукрашивать или выдумывать собственные биографии, выдавая себя за выдающихся мастеров, и Дюкс также попал под подозрение[3]. В частности, возникали вопросы относительно его опыта в боевых искусствах, спортивных достижений и военной службы. В статье в «Лос-Анджелес Таймс», датированной 1988 годом, говорилось, что во время военной службы Дюкс «не выезжал в сторону Азии дальше Сан-Диего», а свою единственную за тот период травму он получил, когда упал с грузовика в гараже. Также отмечалось, что призовой кубок Дюкса, который он якобы получил на багамском турнире, был частично изготовлен в долине Сан-Фернандо; в накладной на призовой кубок от другой организации боевых искусств в качестве единственного контакта данной организации был указан сам Дюкс, а следов учителя Дюкса, Танаки, журналистам найти не удалось[4].
Опросив знакомых Дюкса, газета сделала вывод, что сам Дюкс «ничем не выдающийся молодой человек, который умом и наглостью сделал из себя супергероя, аккуратно удостоверив свою новую личность при помощи военных медалей, кубков и газетных вырезок сомнительного происхождения»[4].
Дюкс в ответ заявил, что накладная является подделкой, детали о его службе засекречены, а об участии в багамском турнире ввиду его особой секретности известно лишь узкому кругу свидетелей, которые лично присутствовали на боях[4][3]. Дюкс также заявил, что Танака на самом деле живёт под другим именем, а японский меч, полученный им в качестве приза за победу на багамском турнире, Дюкс был вынужден позже продать для того, чтобы спасти группу филиппинских сирот из плена местных пиратов[2].
Наконец в 2012 году Шелдон Леттич, который написал на основе биографии Дюкса сценарий «Кровавого спорта», заявил, что всё, что Дюкс рассказывал ему о секретном турнире и своих победах, на деле оказалось враньём[5].
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
- 1986 — Горец — эпизодическая роль
- 1986 — Murrow — директор по R&D
- 1986 — Лавка ужасов — пациент № 2
- 1986 — The Last Days of Patton — американский корреспондент
- 1987 — Get the Terrorists — Брок Тауэрс
- 1993 — Только сильнейшие — Велдер
- 2010 — Put Up Your Dux — документальный фильм о карьере Ф. Дюкса
Сценарист[править | править код]
- 1996 — В поисках приключений
Постановщик боевых сцен[править | править код]
- 1988 — Кровавый спорт
- 1990 — Самоволка
- 1993 — Только сильнейшие
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Eric Lichtenfeld. Action Speaks Louder: Violence, Spectacle, and the American Action Movie. — Wesleyan, 2007. — ISBN 978-0819568014.
Ссылки[править | править код]
- frankwdux.com — официальный сайт Фрэнк Дюкс