Фото александра сергеевича пушкина в детстве

Фото александра сергеевича пушкина в детстве thumbnail

Пушкин в детстве     Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в  Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина.  Одно время он был весьма успешным и почитаемым писателем. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями.  Чтобы понять,  что именно закладывалось в самом первом периоде становления великого поэта, необходимо обратить внимание на особенности и привычки его семьи и окружения.  Период детства в биографии Пушкина с 1799 по 1811 года довольно малоизвестен.

Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны. Отношения с супругом, дедом Александра Сергеевича, Осипом были весьма натянутыми.  Он подделал бумаги, чтобы жениться повторно и отобрать дочь, что ему и удалось. Но, в возрасте трех лет, дочь была возвращена матери.  Исходя из этого, Марья Алексеевна  берегла и баловала Надежду Осиповну как могла. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто».

Отец  Александра был очень мягким, даже слабохарактерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами. Зато Сергей Львович много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Это выражалось подбором достаточно большого количества учителей и гувернеров. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал.  Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток».  Если обобщить взаимоотношения Александра Сергеевича с родителями, то можно сказать словами Анненкова: «Характер ребенка Александра так мало был похож на то, что они могли ожидать от своего семейства».

Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.

В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Внешне он тоже не отличался манерами и приятным видом, скорее наоборот, был неуклюж и тучен. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки.  Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях.  К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Основным занятием мальчика было зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге.

Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.  Бабушка, несмотря на сложную и тяжелую жизнь, сохранила мягкость, так необходимую женщине. И не только сохранила, а сумела передать своим внукам. Няня же была образом, вобравшим все основные черты русской женщины.  Она знала бесчисленное количество сказок, поговорок и пословиц.  Возможно, именно теплота няни и воспитала в Пушкине душевную чуткость. Эти женщины привносили ощущение русской самобытности в жизнь мальчика, что потом отразилось на творчестве поэта.   В 10 же лет пытался писать басни. Прочтя «Генриаду» Вольтера, Пушкин написал комическую поэму «Толиада».  Главной мыслью была война между карлами и карлицами. Одна из гувернанток отдала тетрадь  учителю, мотивируя это тем, что занимаясь «таким вздором», Александр не знает основных уроков.  Гувернер Шендель прочел несколько строк произведения и рассмеялся, чем оскорбил чувства будущего поэта. Александр, находясь во власти чувств, сжег свое творение. Невзирая на это, ребенок помнил все дословно. Что свидетельствует о его потрясающей памяти. Даже на уроках он повторял все сказанное сестрой, не готовясь к предмету самому.

Интересный факт из детства Пушкина: несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.

Источник

Боря Бугаев, Саша Пушкин, Юлиан Скрябин, Карина Васильева, Сережа Соловьев и Витя Кусакин. Знакомимся с детьми, вдохновившими художников, скульпторов и фотографов.

В Международный день защиты детей рассматриваем детские портреты из собрания Музея обороны Москвы, Мемориального музея А.Н. Скрябина, Государственного музея А.С. Пушкина и Музея героев Советского Союза и России. Пять историй о детях, вдохновивших художников и фотографов, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Портрет Саши Пушкина

Существует множество портретов Александра Пушкина кисти отечественных и зарубежных живописцев. Художники часто изображали взрослого Александра Сергеевича, но маленький Саша оказался на полотне лишь один раз, в 1802 году.

Автор работы, французский художник Ксавье де Местр, был частым гостем в доме Пушкиных. Он давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Ксавье увлекался не только живописью — он любил поэзию и читал свои произведения семье воспитанницы. Поговаривают, что он был одним из людей, побудивших Пушкина на сочинительство.

Фото александра сергеевича пушкина в детстве

В коллекции Государственного музея А.С. Пушкина портрет работы Ксавье де Местра оказался в 1961 году. Это был дар Всеволода Якута, актера Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, сыгравшего поэта в спектакле «Пушкин», не выходившего из репертуара театра с 1949 по 1969 год. Артисту эту картину подарила одна из зрительниц, чей прапрадед был врачом Пушкиных. Среди литературоведов долго обсуждался вопрос подлинности работы: действительно ли на ней изображен Александр Сергеевич в детстве? После многочисленных проверок оригинальность была подтверждена. Портрет кисти де Местра до сих остается единственным известным детским изображением Пушкина.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

Фотография Бори Бугаева

Пятилетний мальчик Боря Бугаев, запечатленный на фотографии, вырос и стал одним из самых известных поэтов Серебряного века. Не старайтесь вспомнить поэта Бориса Бугаева — прославится он не под своим именем, а под псевдонимом Андрей Белый.

Он родился в семье математика профессора Императорского московского университета Николая Бугаева. Родители будущего поэта стремились всячески развить таланты ребенка: отец культивировал в нем интерес к точным наукам, а мать занималась гуманитарной стороной образования — обучала сына чтению и музыке, рассказывала об искусстве. Мальчик долго не мог определиться с делом жизни, боясь разочаровать маму или папу. Это стало одной из причин, по которым он писал свои стихотворения под псевдонимом. Его произведения выходили в свет под разными именами — от Студента-естественника до Леонида Ледяного, пока однажды близкий друг Сергей Соловьев не предложил ему взять звучный псевдоним Андрей Белый.

Детская фотография поэта находится в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого.

Фото александра сергеевича пушкина в детстве

Фотография Юлиана Скрябина

12 февраля 1908 года в семье Александра Скрябина и Татьяны Шлецер-Скрябиной родился мальчик, которого назвали Юлианом. Сын композитора довольно рано начал играть и сочинять музыку сам, проводя за инструментом по несколько часов в день. В 1913 году Юлиан стал ходить в школу Гнесиных. Уже тогда его талант был очевиден всем. Кроме музыки, юного гения интересовала поэзия (он сам писал стихи), а через два года Юлиан увлекся философией и архитектурой.

Следующий год принес Татьяне Шлецер-Скрябиной и детям тяжелейшее испытание: в апреле от заражения крови скончался Александр Николаевич. Смерть отца семейства поставила семью в трудное материальное положение. Кроме того, так совпало, что договор на аренду квартиры, в которой жили Скрябины, истек в день смерти композитора. На помощь вдове пришли близкие друзья, организовавшие Скрябинские общества в Петрограде и Москве и собиравшие средства на выплату арендной платы за квартиру.

Фото: Музей А.Н. Скрябина

Через два года в России началась Гражданская война, и в 1918-м Шлецер-Скрябина приняла решение увезти детей в Киев. Там 10-летний Юлиан поступил в Киевскую консерваторию. Учеба давалась легко, другие студенты ему завидовали, а преподаватели любили его. В июне 1919 года, успешно сдав экзамены, Юлиан отправился на Днепр. Там произошла трагедия: мальчик, подававший большие надежды, утонул.

Юлиан прожил всего 11 лет, но успел оставить творческое наследие, его произведения до сих пор с восхищением исполняют пианисты по всему миру. Широкая публика знает несколько прелюдий, сочиненных юным композитором.

Читайте также:  Оксана арбузова и иван охлобыстин фото в молодости

Фото: Музей А.Н. Скрябина

Фотография сынов полка Сергея Соловьева и Виктора Кусакина

До сих пор точно неизвестно, сколько детей участвовало в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Среди юных героев были Сергей Соловьев и Виктор Кусакин. Их совместная фотография хранится в Государственном музее обороны Москвы.

Оба мальчика родились в подмосковном Наро-Фоминске. Когда на СССР напали немцы, Вите было 11 лет, а Сереже — 10. Во время войны мальчики потеряли родителей и решили присоединиться к красноармейцам. Сначала солдаты не поверили в искренность ребят и заподозрили в них вражеских лазутчиков. Витя и Сережа ночью ушли из лагеря, а наутро принесли немецкий пулемет, делом доказав, что они не предатели. Мальчики попали в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, которая сражалась за их родной Наро-Фоминск. Судьбы юных защитников Родины сложились по-разному: Сережа Соловьев пережил войну и после ее окончания поступил в Суворовское училище, а судьба Вити Кусакина сложилась трагически.

На войне Витя разносил листовки и занимался разведывательной деятельностью: маскировался под беспризорника и узнавал расположение военной техники врага. Во время одной из таких вылазок его заметили немецкие солдаты. Заподозрив что-то, они задержали мальчика. Витя попытался бежать, но был пойман. На все вопросы мальчик отвечал молчанием. На фотографии, которая хранится в Музее обороны Москвы, видно, что Витя прячет правую руку — она была изуродована во время допроса. Ночью юный солдат смог выбраться из сарая, где его держали. До своего полка он добирался восемь дней, последние 30 километров ему пришлось ползти.

Мальчика хотели эвакуировать, но поправившийся Витя снова оказался в строю. 17 декабря 1943 года он погиб при освобождении Белоруссии, уничтожив перед этим девятерых фашистов.

Фото александра сергеевича пушкина в детстве

Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой

«Трагедия, ставшая триумфом» — так описывают эпопею со спасением экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин». События 1933–1934 годов остались в истории Советского Союза как пример мужества команды корабля и героизма пилотов-спасателей. Около 100 человек ждали своего спасения более полугода. Незадолго до того, как пароход оказался зажат льдами Чукотского моря, на борту появился очень маленький пассажир: в семье Васильевых родилась дочка Карина.

Ее мама Доротея Васильева могла не попасть на пароход «Челюскин» — судовой врач опасался брать в плавание беременную женщину. Однако на ее присутствии в команде настоял сам начальник экспедиции Отто Шмидт. Доротея родила девочку еще до того, как судно попало в ледовый плен, 31 августа 1933 года, и это стало большим событием не только для молодых родителей, но и для экипажа.

Фото александра сергеевича пушкина в детстве

Имя новорожденной выбирали всем миром. Привычные уху советского человека имена Маша, Таня, Оля после недолгого обсуждения отвергались. Кто-то предложил назвать девочку Кариной: во время рождения ребенка «Челюскин» находился в акватории Карского моря. Имя всем понравилось, и капитан собственноручно заполнил свидетельство. В графе «место рождения» он указал координаты и написал: «Карское море, пароход “Челюскин”».

На скульптурном портрете, хранящемся в Музее героев Советского Союза и России, помимо новорожденной, изображен и один из летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, — Анатолий Ляпидевский. Именно он первым заметил лагерь выживших и перевез нескольких пассажиров в безопасное место.

Источник

фрагменты старинных портретов родителей Александра Сергеевича Пушкина – матери Надежды Осиповны и отца Сергея Львовича

Вот и мы и добрались по невидимой лестнице Истории от Абрама Ганнибала – смышленого абиссинского мальчугана, нашедшего Родину в северной России – до родителей великого поэта: матери Надежды Осиповны и отца Сергея Львовича.

Они были дальними родственниками: Сергей Львович был двоюродным братом матери Надежды Осиповны. Разница в возрасте у них была небольшая: Сергей Львович 1770 года рождения. Надежда Осиповна – 1775.

Сергей Пушкин, уже понятно по фамилии что потомственный военный, числился на как бы теперь сказали офисной службе. Состоял в комиссариатском депо, или проще говоря – по снабжению, служба тыла.

О Сергее Львовиче существует исторический анекдот, говорящий о близости незнатных Пушкиных к дворцовой знати. Собираясь на бал во дворец Сергей Львович второпях забыл про перчатки. Поскольку по этикету того времени предлагать руку даме без перчатки было моветоном – он тихо стоял у стенки и грустил. И тут к нему подходит государь Павел Первый и задает Пушкину вопрос – почему он не танцует? Сергей Львович откровенно ответил – забыл дома перчатки. Государь протянул ему свои и велел идти танцевать. Не дал ли Павел Петрович ценное указание, как он любил, с кем следует танцевать молодому майору Пушкину – история умалчивает.

Знакомство будущих родителей поэта произошло в Петербурге в 1796 году. когда Сергею Львовичу было 26 лет, а Надежде Осиповне – 21. Если вглядеться в портрет молодых будущих родителей Александра Пушкина – заметно их некоторое сходство. Очевидно, сходны они были и характерами, отчего вскоре после знакомства воспоследовало предложение, а затем – и венчание. Венчались Надежда с Сергеем все в том же родовом гнезде Ганнибалов – в Суйде.

Были ли у “прекрасной креолки” другие воздыхатели? Конечно! Но предпочла она простого (хоть и принимаемого при дворе) офицера Сергея Львовича Пушкина – явно это был брак по любви, по сходству характеров и чувств.

Вскоре после свадьбы молодые перебрались в Москву. где Сергей Львович служил в Коммисариатском штате.

палаты Волковых – Юсуповых, где в детстве жил Александр Пушкин

Место жительства Пушкиных в Москве – это отдельная история, и она как кровяными венами переплетена с историей Москвы и всей России.

Сергей Львович снял для семейства флигель особняка в Большом Харитоньевском переулке . Владельцами особняка были Алексей Волков и князья Юсуповы.

Волков – тот самый Алешка Волков, с которого начинается роман Алексея Толстого “Петр Первый”, сподвижник Меншикова и “орел гнезда Петрова”. Наверняка знакомый с Абрамом Ганнибалом.

Про Юсуповых мы еще поговорим, пока же только напомним: Юсуповы – одна из знатнейших и богатейших фамилий России, их род восходил к Рюрику а богатству завидовал Александр Третий.

У Сергея Львовича и Надежды Осиповны родилось восемь детей, как полагалось в это время. До взрослой жизни дожило трое – старшая сестра Александра Ольга (родилась в 1798 году). сам великий поэт (родился в 1799 году) и младший и самый любимый – Лев. 1805 год. После них Надежда Осиповна еще четыре раза ходила беременная, но детишки долго не выживали.

О семейной жизни Пушкиных и о том, как они относились к детям существуют разные воспоминания и более поздние сочинения. Современные (то есть советской эпохи) авторы считают, что и Сергей Львович и Надежда Осиповна были равнодушны и к детям и вообще к домашнему хозяйству. Они, мол, предпочитали балы, выезды и светские визиты. Мне кажется, что это была обычная жизнь дворянства того времени – детьми занимались сперва крепостные няньки, потом нанятые иностранцы-гувернеры, в то время как родители вели светскую жизнь.

Для нас же, да и для всего мира, важнее другое . В доме Пушкиных часто бывали представители, как теперь говорят, творческой интеллигенции – И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, автор “Недоросля” Фонвизин.

В доме Пушкиных устраивались спектакли, в которых играли сами господа. Сергей Львович ставил французские пьесы, читал наизусть почти всего Мольера.

Впрочем, домашнее хозяйство и вправду, скорее всего,велось довольно таки безалаберно. Петербургский сосед родителей Пушкина Модест Корф вспоминает,

«Дом их представлял какой-то хаос: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены или соломенный стул, многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана… Все семейство Пушкина взбалмошное. Отец приятный собеседник, но пустой болтун. Мать не глупая, но эксцентричная, до крайности рассеянная.”

Особую”достопримечательность” дома создавал дядя поэта, брат отца Василий Львович Пушкин – профессиональный литератор, редкость по тем временам.

На лето детей “сплавляли” к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, но уже не в гатчинскую Суйду а в подмосковное Захарово, что близ Звенигорода.

Есть версия, что именно из захаровских крестьян происходила Арина Родионовна Матвеева . Ее взяли в дом кормилицей для старшей сестры Александра Ольги, но она так и задержалась, няньча последовательно всех маленьких Пушкиных. А заодно рассказывала им сказки, пела песни и вообще учила всему русскому в этом, как было принято, офранцузившемся дворянском семействе.

Читайте также:  Морозова татьяна и ее муж фото

В общем, когда в 12 лет Александра Пушкина отвезли далеко от родного дома и отдали в учебу в Царскосельский лицей – он скорее всего больше страдал от разлуки не с родителями а с Ариной Родионовной и своим дядькой Никитой Козловым, который тоже был прекрасным сказочником и песенником.

В следующий раз мы расскажем о молодых годах Пушкина до его женитьбы на Наталье Гончаровой и тем замкнем круг нашего повествования.

Ранее на эту тему: “Африканский прадедушка Пушкина Абрам Ганнибал”,

“Страсти ревности дедушек Ганнибала и Пушкиных”.

“Наталья Гончарова – мать семерых детей, муза императора и жена поэта”

Канал “Исторические портреты” – только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте “лайк” и делайте репосты в соцсетях. Канал “Исторические портреты” – ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны.

Источник

Сегодня день рождения Пушкина. Сегодня я хочу просто ознакомить вас всех с его портретами в живописи.

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт – как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные. “Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт!” – Пушкин, «Евгений Онегин», 1823

Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности. Мы по многочисленным литературным источникам собрали такой архив:

Миниатюра написана с Пушкина еще ребенком. Наиболее вероятный автор – генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.

«…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались…» (Из воспоминаний Е.П.Янькова.)Эта гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании “Кавказского пленника” (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.

«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно…» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).

Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года – лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.

«Потомок негров безобразный». (Сам Пушкин. Из стихотворения «Юрьеву», 1820 г.)

«Кутила… вспыльчивый до бешенства… вечно рассеянный… избалованный с детства похвалой и льстецами… ничего любезного… ни привлекательного в своем обращении, в Лицее предавался распутству всех родов… непрерывная цепь вакханалий и оргий…

Пушкин представлял тип самого грязного разврата… У него господствовали только две стихии – удовлетворение плотскими страстями и поэзия. В обеих он ушел далеко». (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)

Константин Сомов “Портрет А.С.Пушкина”. 1899

Князь П.А.Вяземский на записках М.А.Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями…

Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата… В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии…»

Петр Соколов. Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель

И.И.Пущин – друг поэта: «…В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило…Портрет Пушкин в селе Михайловском, худ. Н.Н. Ге. 1875г. Пущин у Пушкина.

Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».Борис Кустодиев. “А.С.Пушкин на набережной Невы”.

«Робость видна была во всех его движениях… он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту…Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта “Стихотворения Александра Пушкина” (не издана).

Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи… он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество…» (Из воспоминаний Анны П.Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)

Кузьма Петров-Водкин “Пушкин в Петербурге”

«Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке.

Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)

Константин Юон “Портрет А.С.Пушкина”. 1945.

«Пушкин очень переменился наружностью. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение. Впрочем, он все тот же. Так же жив и скор по-прежнему, в одну минуту переходит от веселости и смеха к задумчивости и размышлению…» (Из письма брата поэта Л.С.Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г.)

В 1826 году – уже по возвращению из ссылки – Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. . Техника – итальянский карандаш.

«Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица.Портрет Пушкина, Тригорское (около Михайловского). Скамья Онегина.

Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие…» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)Этот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: “Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.”

«Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Но глаза непременно остановят вас: в них вы увидите лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г.)Это 1828 год. Гравюра – только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии “Современники” (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.

«Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». (Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г.)Иван Айвазовский и Илья Репин. “Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.

«Великий Пушкин, малое дитя». (Дельвиг.)Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи – Василию Тропинину.

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. (Юзефович)

Читайте также:  Иван телегин хоккеист год рождения

Пушкин и граф Д.И. Хвостов, худ. П.И. Челищев, начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.

Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный.Кончаловский П. П. Пушкин в Михайловском (1932)

Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе…» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)Считается что это последний прижизненный портрет Пушкина. Самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.

«В… газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». (Сам Пушкин. Опровержение на критики, 1830 г.)Валентин Серов. “Пушкин в парке”. 1899 г. Акварель, карандаш

«Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». (Пушкин. Из письма к жене, 1835 г.)

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде…(Фикельмон)Б.В. Щербаков. Пушкин в Михайловском

Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. – Авт.) его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым». (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке.)А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера. 1839

«Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Сам Пушкин. Из письма к жене, 1836 г.)

Неизвестный художник. “Портрет Пушкина”

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». (Из воспоминаний молодого графа В.А.Сологуба после смерти поэта.)Александр Кравчук “Портрет Пушкина”

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г.)Неизвестный художник. “Портрет Пушкина”. 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату “13 июля 1813 года” можно считать фальшивой.

«В это время вошел желтоватый, смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, со смеющимися, живыми глазами… когда Пушкин улыбался своей очаровательной улыбкой, алые, широкие его губы обнаруживали ряды красивых зубов поразительной белизны». (Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А.Ф.Воейкова.)Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой. Об этом портрете И.Е. Репин подметил: “Обратите внимание(…) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум.”

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь…(И.А.Гончаров)Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910

Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)Автопортреты Пушкина

«Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, то Ариосто и Анекреон, он всегда останется русским…» (Из письма княгини Зинаиды Н.Волконской, 29 октября 1826 г.)В.А. Леднев. «Пушкин в Михайловском»

Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны. Однокашник Пушкина М.А. Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение.Картина Федорова Владимира Корнидовича «Пушкин. По следам Пугачева»

В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «…осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно откровенным и свободным». Очевидно, что характер и личность Пушкина – это полная противоположность личности М.А.Корфа.Картина Ильи Глазунова «Накануне»

Юношеские фривольные шутки Пушкина, его общение с повесами гусарами навсегда отвратили молодого М.А.Корфа от поэта и его окружения.

В основе негативного описания облика поэта, данного А.А.Олениной, лежат женская гордость и каприз. В очаровательную Анет – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина – Пушкин был влюблен и посвятил ей изумительные строчки в письме к П.А.Вяземскому:

Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

А.С.Пушкин “Ее глаза”.1828Анна Алексеевна Оленина, потрет работы Кипренского

Однако эти стихи привели Анет в бешенство, потому что они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет.Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря 1897 г.

Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.Портрет Пушкина, худ. Б.В. Щербаков. “Пушкин в Петербурге”, 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен.

Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.

Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.Единственный прижизненный фотопортрет Пушкина, сделанный самим Луи Дагером. Однако это фейк, я поставлю об этом отдельную тему!Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации, после реставрации загрязнения удалены.

Источник