Евгения смольянинова личная жизнь семья дети
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2019;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Смольянинова.
Евгения Валерьевна Смольянинова (род. 29 февраля 1964, Новокузнецк) — русская певица, исполнительница русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор, заслуженная артистка РФ[1].
Биография[править | править код]
На концерте в Тольятти, 2015
Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке и прожила здесь свои первые три года. Потом семья переехала в Кемерово, где будущая певица и выросла. Мать преподавала иностранный язык. Отец — Валерий Дмитриевич Юделис (род. 19.07.1937, Прокопьевск), профессиональный спортсмен, педагог-тренер, основатель ХК «Шахтер» г. Прокопьевска, играл за Новокузнецкий хоккейный клуб «Металлург». Занималась в музыкальной школе, в 18 лет поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.
Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX — начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи.
Евгения Смольянинова вспоминает:
И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении — о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет — пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз
.
Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой:
Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины — я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны»
.
В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.
Широкую известность в исполнении Е. Смольяниновой получил романс русского композитора и поэта Евгения Юрьева «В лунном сиянии», прозвучавший в фильме «Вход в лабиринт» (1989).
В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия».
В 2007 — награждена орденом «Святой княгини Ольги» Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».
Дискография[править | править код]
На концерте в Тольятти, 2015
- 1997 — В лунном сиянии
- 1997 — Молитва
- 1998 — Я помню чудное мгновенье…
- 2001 — Старинные романсы
- 2002 — Красота
- 2004 — Две слезы
- 2004 — Золотые сады
- 2006 — Концерт в Большом зале Политехнического музея (DVD)
- 2007 — Былые радости
- 2007 — Концерт «Зимний вечер в зале Чайковского» (DVD)
- 2007 — Юбилейный концерт в Политехническом (VHS)
- 2007 — Александру Вертинскому — Классические Розы.
- 2008 — Концерт «Гори гори моя звезда». Концерт в КЦ им. Л.Орловой (DVD)
- 2009 — Чудное мгновенье
- 2010 — Как у нашем у раю
Фильмография[править | править код]
- 1987 — Жизнь Клима Самгина (телесериал) — вокал Дуняши-Евдокии Стрешневой
- 1987 — Садовник — вокал, Тоня (полное имя — Антонина)
- 1988 — Красота (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 — Сияет мне (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 — Поделиться добротой (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 — Игра с неизвестным (реж. Пётр Солдатенков)
- 1988 — Штаны — вокал (исполнение русской песни в конце фильма)
- 1989 — Вход в лабиринт — вокал («В лунном сиянии»)
- 1989 — Молодой человек из хорошей семьи
- 1992 — Пустельга
- 1993 — Счастливый неудачник — певица
- 1995 — Мусульманин — вокал («Мой миленький дружок»)
- 1995 — киноальманах «Прибытие поезда», фильм «Дорога» — Шура (подруга Яшки)
- 1999 — Китайский сервиз — вокал (исполнение романсов)
- 2009 — Братья
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- smoljaninova.ru — Официальный сайт Евгении Смольяниновой
- russianvoice.ru — Е. Смольянинова на сайте «Русский голос»
- Видеоканал Евгении Смольяниновой на YouTube
- Биография
- Евгения Смольянинова на сайте Песни русского вокресенья
- Е. В. Смольянинова на ресурсе «Ой вы, кумушки…»
- Евгения Смольянинова: «Пока не заплачешь — не научишься радоваться…» — интервью газете «Вечерний Петербург».
- Имя в истории Новокузнецка
- Кинофильмы и киномнения
- Валерий Юделис
- Прокопьевская хоккейная команда «Шахтер»
- Учитель физической культуры Юделис Валерий Дмитриевич
Евгения Валерьевна Смольянинова родилась в 1964 г. в Новокузнецке. Семья переехала в Кемерово. Мать преподавала иностранный язык и прекрасно пела. Евгения признавалась, что голос у нее от матери и от бабушки по отцовской линии. Отец – профессиональный спортсмен, педагог-тренер. Училась в музыкальной школе, затем в музыкальном училище в Ленинграде. Во время учебы она впервые выступала как певица. Во время фольклорных экспедиций собирала народные песни. В архивах открыла множество забытых романсов.
Певческая судьба Евгении Смольяниновой началась со знакомства с народными песнями, которые исполняла Сергеева Ольга Федосеевна. Девушка была потрясена ее исполнением, и наступил такой момент, когда в течение 3 лет она не могла успокоиться и жила желанием спеть так же, чтобы слушатели светлели душой и не стыдились плакать. И Евгения сумела перевоплотиться. Когда она приехала к этой старушке и поставила диск со своими песнями, та сказала, что это поет она сама. Когда открылась правда, женщина была рада, а потом сказала, что такие песни никому не нужны. Нет в живых уже этой старушки, а песни Евгении востребованы.
В какой-то степени известности ей добавило кино. Она стала петь романсы, озвучивая роли исполнительниц. Снялась в фильмах:
Но полюбила она пение для открытой аудитории, где ее выступление – это эмоциональное представление и она именно так чувствует себя актрисой. Именно в зале она чувствует в своей душе гармонию. Для нее важен живой человек, важно то, что передается от одной души к другой, важны очищающие слезы, такие, которые у нее появились, когда она слушала старушку, окрылившую ее.
Самобытным и ярким явлением в музыкальной культуре первых двух десятилетий 20 века делает Е. Смольянинову ее колокольчиковый, серебристый, нежный и трепетный голос и исполнительская манера. Слушая ее, человек задумывается – откуда она: из Древней Руси или из Серебряного века, из потерянной России или из России-мечты. Репертуар ее богат и разнообразен: народные песни, романсы, духовные стихи и баллады, танго и др. В голосе ее слышится и цветение растений, и звездный свет в окне, и молитва, и благословение, и колыбельная. Слушающие ее пение представляют все краски жизни: как мчится тройка удалая, как метелица метет, как плещут волны, как звонко заливается жаворонок, как мать успокаивает младенца, и ему снятся чудеса. Она поет саму жизнь народа. А русская песня и жизнь не отделимы.
Произведения о материнской любви и молитве – традиционная песенная тема, потому что мать – это жизнь, это наше все, что у нас есть. Без нее, без ее опеки в детстве плохо. Став взрослым, человек в большей степени начинает понимать значимость этого родственника в своей жизни. Человеку легче, если у него есть мать, которая за него, даже за взрослого, молится.
Зимней лунной ночью и ранней весной звук колокольчика напоминает не только радостные встречи двух влюбленных. Жизнь может измениться внезапно, и они расстаются, потому что судьба сложилась по-другому: любимая досталась сопернику.
А.С. Пушкин пишет об А.П. Керн, в которую он был влюблен. Встречу с ней он называет «чудным мгновением». Поэт уехал в свои края, он снова в светском обществе, но по-прежнему думает о ней. Потом события, которые произошли в его жизни, затуманили ее образ. В глухой ссылке жизнь его была мрачной. Когда автор снова встретился с женщиной, чувства пробудились вновь.
О человеческой тоске тяжело писать, петь, думать. Как сбывшиеся мечты существуют, так и несбывшиеся мечты никуда не исчезнут. Они часто проглядывают в душе человека как воспоминания и тают, как снежинки.
Известно, что кума – это крестная мать, женщина, ставшая матерью ребенка, которого окрестили. В сельской местности, где население небольшое, многие люди становятся кумовьями – близкими людьми, почти родственниками. В песне кумушка обращается к остальным с просьбой не забывать ее: взять ее в сад за цветами, чтобы она тоже могла сплести венок. Она жалуется, что ее венок, пущенный на воду, утонул. Жалуется на свое одиночество и просит кумушек не обделять ее любовью.
Память сердца, память души человека так устроена, что она неоднократно возвращает его к прошлому. Это и мучительно, и порой странно. Часто человек упрекает себя в чем-то. Наверное, так и должно быть, ведь человек – не искусственный интеллект. Вопрос – зачем возникают воспоминания? – будет существовать всегда. Ибо человек – памятливое существо.
Сын Е. Смольяниновой – Святослав. Как музыкант-профессионал и преподаватель школы гитарного мастерства, сценарист, принимает участие в концертной деятельности. Он аккомпанирует Евгении Валерьевне. С детства полюбивший игру на гитаре, в настоящее время он стал преподавателем, как он говорит, в третьем поколении. Преподавание как умственный и эмоциональный процесс наравне с выступлением на сцене ему нравится.
Е. Смольянинову, в детстве мечтавшую стать пианисткой, судьба сделала знаменитой продолжательницей традиций народного пения, от которого, как она говорит, получает удовольствие. М. Цветаева писала, что она слушает не музыку, а свою душу. Эти слова поэтессы – кредо певицы. Творчество «хрустального голоса России» продолжается.
Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово.
Занималась в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение.
За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра.
Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России. Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX — начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия».
Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи. Евгения Смольянинова вспоминает: И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении — о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет — пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз .
Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой: Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины — я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны» .
В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.
В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия».
В 2007 — награждена орденом святой княгини Ольги Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».
.