Евгения смольянинова биография личная жизнь

Евгения смольянинова биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2019;
проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Смольянинова.

Евгения Валерьевна Смольянинова (род. 29 февраля 1964, Новокузнецк) — русская певица, исполнительница русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор, заслуженная артистка РФ[1].

Биография[править | править код]

На концерте в Тольятти, 2015

Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке и прожила здесь свои первые три года. Потом семья переехала в Кемерово, где будущая певица и выросла. Мать преподавала иностранный язык. Отец — Валерий Дмитриевич Юделис (род. 19.07.1937, Прокопьевск), профессиональный спортсмен, педагог-тренер, основатель ХК «Шахтер» г. Прокопьевска, играл за Новокузнецкий хоккейный клуб «Металлург». Занималась в музыкальной школе, в 18 лет поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.

Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX — начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи.

Евгения Смольянинова вспоминает:

И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении — о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет — пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз

.

Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой:

Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины — я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны»

.

В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.

Широкую известность в исполнении Е. Смольяниновой получил романс русского композитора и поэта Евгения Юрьева «В лунном сиянии», прозвучавший в фильме «Вход в лабиринт» (1989).

В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия».
В 2007 — награждена орденом «Святой княгини Ольги» Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».

Дискография[править | править код]

На концерте в Тольятти, 2015

  • 1997 — В лунном сиянии
  • 1997 — Молитва
  • 1998 — Я помню чудное мгновенье…
  • 2001 — Старинные романсы
  • 2002 — Красота
  • 2004 — Две слезы
  • 2004 — Золотые сады
  • 2006 — Концерт в Большом зале Политехнического музея (DVD)
  • 2007 — Былые радости
  • 2007 — Концерт «Зимний вечер в зале Чайковского» (DVD)
  • 2007 — Юбилейный концерт в Политехническом (VHS)
  • 2007 — Александру Вертинскому — Классические Розы.
  • 2008 — Концерт «Гори гори моя звезда». Концерт в КЦ им. Л.Орловой (DVD)
  • 2009 — Чудное мгновенье
  • 2010 — Как у нашем у раю

Фильмография[править | править код]

  • 1987 — Жизнь Клима Самгина (телесериал) — вокал Дуняши-Евдокии Стрешневой
  • 1987 — Садовник — вокал, Тоня (полное имя — Антонина)
  • 1988 — Красота (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
  • 1988 — Сияет мне (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
  • 1988 — Поделиться добротой (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
  • 1988 — Игра с неизвестным (реж. Пётр Солдатенков)
  • 1988 — Штаны — вокал (исполнение русской песни в конце фильма)
  • 1989 — Вход в лабиринт — вокал («В лунном сиянии»)
  • 1989 — Молодой человек из хорошей семьи
  • 1992 — Пустельга
  • 1993 — Счастливый неудачник — певица
  • 1995 — Мусульманин — вокал («Мой миленький дружок»)
  • 1995 — киноальманах «Прибытие поезда», фильм «Дорога» — Шура (подруга Яшки)
  • 1999 — Китайский сервиз — вокал (исполнение романсов)
  • 2009 — Братья
Читайте также:  Билан биография личная жизнь фото семьи

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • smoljaninova.ru — Официальный сайт Евгении Смольяниновой
  • russianvoice.ru — Е. Смольянинова на сайте «Русский голос»
  • Видеоканал Евгении Смольяниновой на YouTube
  • Биография
  • Евгения Смольянинова на сайте Песни русского вокресенья
  • Е. В. Смольянинова на ресурсе «Ой вы, кумушки…»
  • Евгения Смольянинова: «Пока не заплачешь — не научишься радоваться…» — интервью газете «Вечерний Петербург».
  • Имя в истории Новокузнецка
  • Кинофильмы и киномнения
  • Валерий Юделис
  • Прокопьевская хоккейная команда «Шахтер»
  • Учитель физической культуры Юделис Валерий Дмитриевич

Источник

Евгения Валерьевна Смольянинова родилась в 1964 г. в Новокузнецке. Семья переехала в Кемерово. Мать преподавала иностранный язык и прекрасно пела. Евгения признавалась, что голос у нее от матери и от бабушки по отцовской линии.  Отец – профессиональный спортсмен, педагог-тренер. Училась в музыкальной школе, затем в музыкальном училище в Ленинграде. Во время учебы она впервые выступала как певица. Во время фольклорных экспедиций собирала народные песни. В архивах открыла множество забытых романсов.

Певческая судьба Евгении Смольяниновой началась со знакомства с народными песнями, которые исполняла Сергеева Ольга Федосеевна. Девушка была потрясена ее исполнением, и наступил такой момент, когда в течение 3 лет она не могла успокоиться и жила желанием спеть так же, чтобы слушатели светлели душой и не стыдились плакать. И Евгения сумела перевоплотиться. Когда она приехала к этой старушке и поставила диск со своими песнями, та сказала, что это поет она сама. Когда открылась правда, женщина была рада, а потом сказала, что такие песни никому не нужны. Нет в живых уже этой старушки, а песни Евгении востребованы.

В какой-то степени известности ей добавило кино. Она стала петь романсы, озвучивая роли исполнительниц. Снялась в фильмах:

Но полюбила она пение для открытой аудитории, где ее выступление – это эмоциональное представление и она именно так чувствует себя актрисой. Именно в зале она чувствует в своей душе гармонию. Для нее важен живой человек, важно то, что передается от одной души к другой, важны очищающие слезы, такие, которые у нее появились, когда она слушала старушку, окрылившую ее.

Самобытным и ярким явлением в музыкальной культуре первых двух десятилетий 20 века делает Е. Смольянинову ее колокольчиковый, серебристый, нежный и трепетный голос и исполнительская манера.  Слушая ее, человек задумывается – откуда она: из Древней Руси или из Серебряного века, из потерянной России или из России-мечты. Репертуар ее богат и разнообразен: народные песни, романсы, духовные стихи и баллады, танго и др. В голосе ее слышится и цветение растений, и звездный свет в окне, и молитва, и благословение, и колыбельная. Слушающие ее пение представляют все краски жизни: как мчится тройка удалая, как метелица метет, как плещут волны, как звонко заливается жаворонок, как мать успокаивает младенца, и ему снятся чудеса. Она поет саму жизнь народа. А русская песня и жизнь не отделимы.

Произведения о материнской любви и молитве – традиционная песенная тема, потому что мать – это жизнь, это наше все, что у нас есть. Без нее, без ее опеки в детстве плохо. Став взрослым, человек в большей степени начинает понимать значимость этого родственника в своей жизни. Человеку легче, если у него есть мать, которая за него, даже за взрослого, молится.

 

Зимней лунной ночью и ранней весной звук колокольчика напоминает не только радостные встречи двух влюбленных. Жизнь может измениться внезапно, и они расстаются, потому что судьба сложилась по-другому: любимая досталась сопернику.

А.С. Пушкин пишет об А.П. Керн, в которую он был влюблен. Встречу с ней он называет «чудным мгновением». Поэт уехал в свои края, он снова в светском обществе, но по-прежнему думает о ней. Потом события, которые произошли в его жизни, затуманили ее образ. В глухой ссылке жизнь его была мрачной.  Когда автор снова встретился с женщиной, чувства пробудились вновь.

О человеческой тоске тяжело писать, петь, думать. Как сбывшиеся мечты существуют, так и несбывшиеся мечты никуда не исчезнут. Они часто проглядывают в душе человека как воспоминания и тают, как снежинки.

Читайте также:  Актриса ирина метлицкая биография личная жизнь

Известно, что кума – это крестная мать, женщина, ставшая матерью ребенка, которого окрестили. В сельской местности, где население небольшое, многие люди становятся кумовьями – близкими людьми, почти родственниками. В песне кумушка обращается к остальным с просьбой не забывать ее: взять ее в сад за цветами, чтобы она тоже могла сплести венок. Она жалуется, что ее венок, пущенный на воду, утонул. Жалуется на свое одиночество и просит кумушек не обделять ее любовью.

Память сердца, память души человека так устроена, что она неоднократно возвращает его к прошлому. Это и мучительно, и порой странно. Часто человек упрекает себя в чем-то. Наверное, так и должно быть, ведь человек – не искусственный интеллект.  Вопрос – зачем возникают воспоминания? – будет существовать всегда. Ибо человек – памятливое существо.

Сын Е. Смольяниновой – Святослав. Как музыкант-профессионал и преподаватель школы гитарного мастерства, сценарист, принимает участие в концертной деятельности. Он аккомпанирует Евгении Валерьевне. С детства полюбивший игру на гитаре, в настоящее время он стал преподавателем, как он говорит, в третьем поколении. Преподавание как умственный и эмоциональный процесс наравне с выступлением на сцене ему нравится.

Е. Смольянинову, в детстве мечтавшую стать пианисткой, судьба сделала знаменитой продолжательницей традиций народного пения, от которого, как она говорит, получает удовольствие. М. Цветаева писала, что она слушает не музыку, а свою душу. Эти слова поэтессы – кредо певицы. Творчество «хрустального голоса России» продолжается.

Источник

.

Смольянинова открыла вечер исполнением песни «Динь-динь», которая считается ее визитной карточкой.

В манере певицы поражала естественность, как в вокале, так и в общении с ведущим, в роли которого выступил главный редактор Russia Profile, Андрей Золотов, и с публикой. Андрей Золотов сделал акцент на том, что вечер приурочен к приближающемуся Дню любви, семьи и верности.

Андрей Золотов и Евгения Смольянинова

Состав исполнителей, находившихся на сцене, как нельзя более наглядно иллюстрировал реализацию этих идей в жизни: Смольяниновой аккомпанировал струнный квартет юных Ружавинских, состоящий из трех братьев и сестры; сын Виктории Смольяниновой Святослав подыгрывал ей на гитаре.

Прежде всего разговор с певицей коснулся наиболее самобытной части ее творчества – народных песен. В качестве свой главной «учительницы» певица назвала народную исполнительницу Ольгу Сергееву из Псковской области, к которой она ездила на полтора месяца учиться. Была показана раритетная съемка 1987 года, где Смольянинова и Сергеева поют вместе.

«Она пела, а я слушала, вникала, растворялась, – рассказывала певица. – Я настоящий, честный продолжатель традиции русского пения, бытового, крестьянского, салонного. Я исполняю все то, что наши предки любили петь в 17-19 веках».

В продолжение этой темы исполнительница спела две народные песни, каждую из которых она прожила, словно маленькую жизнь. В ее исполнении не было ни ярких жестов, ни бурной эмоциональности – только правда переживания. Образы, которые проходили перед ее глазами во время исполнения, захватывали и зал, вовлекая его в процесс со-творчества, со-чувствия.

Еще один яркий аспект творчества Смольяниновой – обширная фильмография. Она участвовала в создании таких фильмов как «Жизнь Клима Самгина», «Садовник», «Игра с неизвестным» и другие. Певица отметила, что больше ей приходилось работать за кадром, чем в кадре, больше озвучивать, чем играть самой. Нередко происходило так, что фильм с ее пением выходил на экран, а она узнавала об этом только позже.

Как рассказал звукорежиссер Владимир Виноградов, который очень много работал со Смольяниновой: «Мы не расстаемся с «Мусульманина», той картины, где Женя пела. Все, что с тех пор было записано, сделано совместно. То, что делает Евгения Смольянинова с песней, не делает никто. Так никто никогда не пел и вряд ли будет петь… Она еще и звукорежиссер, потому что умеет слышать себя со стороны, умеет, как говорил Меерхольд, «себя зеркалить». Вот сейчас она работает с двумя микрофонами, в каждом из которых звучит по-разному, но обращается с ними так, что ее голос через две фразы снова становится ее настоящим голосом. Как она это делает? Великая тайна».

«Люблю микрофон, это мой инструмент», – заметила певица, складывая подаренные цветы к его подножию.

«Мое человеческое творческое счастье заключается в том, что она пришла, и мы стали работать», – сказал Виноградов. «Перед вам воплощенная в жизнь русская национальная идея», – добавил он в заключение своего выступления. В свою очередь режиссер Валерий Золотуха, выступая после Виноградова, высказал надежду, что однажды сможет снять о Смольяниновой фильм.

Среди кинематографических работ Смольяниновой было озвучивание мультфильма «Русалка». «Песню для этого мультфильма я записывала со сломанной рукой и насморком. Я должна была еще и играть на лире. Она была нужна, так как содержание мультфильма требовало странных звуков высшего мира. Однако когда вся съемочная группа увидела меня, то все подумали, что это злая шутка и музыки в фильме не будет. Но все произошло. Когда человек делает что-то по-настоящему, он доходит до сердцевины своего дела, и вступают в силу совершенно другие законы. И тогда сломанная рука не может ни на что повлиять», – рассказала певица.

На вопрос корреспондента «Правмира» о том, по какому принципу она выбирает песни для репертуара, артистка ответила, что руководствуется словами Нонны Мордюковой: «Если мурашки побежали, значит твое».

«Прежде, чем что-то петь, нужно очень много выплакать в своей мастерской над песней, нужно ее пережить до боли, тогда она становится совершенно твоей. В песне в сжатый временной отрезок нужно пережить то, что люди переживают всю жизнь. По-другому не может быть. Я могу только так», – пояснила певица.

Вспомнив о Нонне Мордюковой и поприветствовав ее родную сестру, которая находилась в зале, Смольянинова спела в память ушедшей от нас актрисы песню «Большак».

После того как артистка заявила, что спела все, что исполняли в 17 и 18 веках, разговор неизбежно зашел о жанре романса, с которым у Смольяниновой непростые отношения.

«Что такое романс, я так и не поняла», – ответила она на вопрос ведущего. «Вообще, я не люблю романсы», – заявила певица, но затем добавила, что, коль скоро их довольно много в ее творчестве, для нее этот жанр стал «особым языком», с помощью которого ей есть, что сказать.

Смольянинова исполнила несколько романсов, среди которых были «Не обмани», романс пушкинской поры «Она молилась» и всем известный «Не уходи, побудь со мною». Случайно или специально исполнительница сохранила в произношении черты северного говора, и это своеобразно вступало в диалог с «классичностью» произведений.

Смольянинова выбрала своими учителями в исполнении романсов певцов дореволюционной эпохи, так как, по ее мнению, именно они делают это наиболее аутентично. Среди них – Вяльцева, Плевицкая, Дулькевич, Полякова, Вертинский, Обухова.

Отдельная страничка в творчестве Смольяниновой – духовные стихи. По ее признанию, первый духовный стих она услышала от народной исполнительницы Евдокии Боровиковой, которая происходила также из Псковской области. Тогда, в 80-е годы, этот жанр в «культурной» среде был совсем забытым, кассеты с записями иеромонаха Романа еще не были так широко известны.

Услышав духовные стихи, Смольянинова поняла, что столкнулась с чем-то необычным и очень глубоким по содержанию. Интересно, по ее словам, было и то, что Боровикова исполнила сначала все тропари двунадесятых праздников, а затем и духовные стихи. Вероятно, в ее сознании они существовали как произведения одного порядка.

Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам архимандрит Матфей (Мормыль), благословив ее на пение.

Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила:

“Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона – это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить. Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность. Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне”.

«С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», – с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова.

В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом.

Источник

Читайте также:  Евгений леонов биография личная жизнь жена