Евгения ханаева биография личная жизнь причина смерти
Биография
Евгения Ханаева вошла в историю советского кинематографа как непревзойденная исполнительница ролей второго плана и эпизодических образов. И хотя в ее фильмографии десятки работ, зритель особенно запомнил актрису по картинам «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит». В последних Ханаева воплотила образы любящих, но властных матерей. Талант Евгении Никандровны отмечен почетными званиями заслуженной и народной артистки РСФСР. Титул народной артистки СССР она получила уже посмертно в 1987 году.
Детство и юность
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина – домохозяйка, родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области.
Евгения Ханаева в детстве
Фамилию Ханаева принято было считать татарской. Но прямого подтверждения того, что актриса принадлежала к этой национальности, нет. Она хоть и не была глубоко верующей, но посещала церковь.
В год, когда родилась единственная дочь Женя, отец поступил учиться в консерваторию, хотя уже работал в Большом театре (парня взяли из-за уникального вокального таланта), и скоро сделал блестящую певческую карьеру, став впоследствии народным артистом СССР.
Евгения Ханаева в молодости
Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Никандр Сергеевич был любимцем самого Иосифа Сталина, получил три Сталинские премии. В дом Ханаевых были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. А сам тенор часто бывал на даче вождя.
Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене, что отнюдь не радовало родителей.
Евгения Ханаева
Поэтому поначалу, в 1938-1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но окончательно разочаровавшись в таком выборе, уходит из вуза и поступает в театральное училище имени Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.
В 1947 году девушка вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих «основателей» МХАТа – Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой) и стала актрисой этой прославленной сцены.
Театр
Еще когда Женя играла в студенческих мхатовских спектаклях, педагоги предупреждали ее, что с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И словно напророчили. Режиссеры упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала – зачем, если она не обладает ярким имиджем.
Евгения Ханаева в спектакле «Рабочий день В.И. Ленина»
В 50-х она играла миссис Хлопинс в пьесе Ч. Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Паулину в «Зимней сказке» У. Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе радовалась как ребенок.
В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.
Евгения Ханаева в спектакле «Институт бабушек»
Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и др.
Фильмы
В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Ее дебют состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. И только в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог». Еще через 2 года Ханаева снялась в картине «Странные взрослые».
Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»
А в 1976 году состоялся ее первый триумф – Евгения Никандровна сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова – школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники.
Она выходит из сложившейся ситуации с невероятной мудростью, сумев сохранить главное – человеческое тепло в сердцах подростков. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.
Евгения Ханаева и Владимир Басов в фильме «По семейным обстоятельствам»
Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977). В ней актриса сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына Евгения Евстигнеева и мешающую ему наладить новую семейную жизнь с героиней Галины Польских. Картина имела колоссальный успех и еще раз подтвердила невероятный талант и высокий актерский статус Ханаевой.
В 1979 году первооткрыватель кинематографического мастерства Евгении Никандровны, Владимир Меньшов, пригласил ее на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Эта работа принесла актрисе бешеный успех не только всесоюзного, но и международного значения, ведь лента была удостоена премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит»
После этой роли за Ханаевой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ актриса воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал артистки: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.
Евгения Никандровна отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4:0 в пользу Танечки», «Воробей на льду», «Витя Глушаков – друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом» (1984). Актриса сыграла мать Николая (Андрея Миронова), Татьяну Васильевну.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы стала ее бедой и радостью одновременно: много лет, наблюдая за тем, как эта талантливая артистка играет волевых, сильных и в чем-то жестких женщин, зрители не догадывались о том, какие страсти бушуют в душе Евгении Ханаевой.
Евгения Ханаева и Константин Градополов
В годы учебы в Школе-студии МХАТ Женя познакомилась с Константином Градополовым. Красавец-спортсмен и начинающий актер покорил сердце девушки, у пары был продолжительный роман. Но до свадьбы дело не дошло. По некоторым сведениям, вмешалась ревность со стороны Евгении. Но сын Ханаевой, Владимир, в интервью журналу «Караван историй» предположил, что мать утратила духовный интерес к избраннику.
Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский – сын мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была на 4 года старше Анатолия и, как утверждают представители ее близкого окружения, взяла ситуацию в свои руки.
Евгения Ханаева, Анатолий Успенский и их сын Владимир
Вскоре пара объявила родителям о желании пожениться. Эту новость обе стороны встретили с неприязнью. Ханаевы возмущались, что парень им не ровня, Успенские тоже заявили, что хотели бы видеть другую невестку. Так или иначе, Евгения уже ждала ребенка, и пара сыграла свадьбу. После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую – на площади Восстания.
Лев Иванов и Евгения Ханаева
Казалось бы, семейная жизнь актрисы была крепкой и размеренной, но в судьбе Евгении Никандровны случилась поздняя любовь. Во МХАТ пришел новый актер – 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последним увлечением Ханаевой. Мужчина тоже был женат, но не мог оставить психически больную, прикованную к постели жену. А вот актриса проявила характер и ушла от мужа, оставив ему сына-девятиклассника.
Мать с сыном не общались 17 лет. Женщина позвонила Владимиру и наладила с ним отношения только накануне своей операции, после которой уже не пришла в себя.
Смерть
В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.
Могилы Евгении Ханаевой и ее отца
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.
Актриса так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила артистки находится на Введенском кладбище Москвы.
Фильмография
- 1970 – «Эксперимент»
- 1972 – «Монолог»
- 1974 – «Странные взрослые»
- 1976 – «Розыгрыш»
- 1977 – «По семейным обстоятельствам»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1980 – «Старый Новый год»
- 1981 – «Куда исчез Фоменко?»
- 1982 – «Однолюбы»
- 1982 – «Берегите мужчин!»
- 1983 – «Воробей на льду»
- 1983 – «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 – «Блондинка за углом»
- 1987 – «Так победим!»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2020; проверки требуют 6 правок.
Евге́ния Ника́ндровна Хана́ева (2 января 1921, Богородск, Московская область, РСФСР — 8 ноября 1987, Москва, СССР) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1978).
Биография[править | править код]
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в Богородске (ныне Ногинск Московской области). Отец — известный советский оперный певец, любимый исполнитель Сталина, Никандр Ханаев.
В 1927—1938 годах училась в Московской средней школе №175 Свердловского района, в 1938—1939 годах — в Московском юридическом институте.
В 1939—1941 годах обучалась актёрскому мастерсту в Театральном училище Щепкина, в 1941—1943 годах — в Московском городском театральном училище, в 1947 году окончила Школу-студию МХАТ.
С 1947 года — актриса Московского Художественного театра (МХАТ). Ролей у актрисы было немного, но она сумела даже в их небольшом количестве создавать запоминающиеся образы. Ей удавались и драматические, и комедийные, и гротесковые персонажи.
В зрелом возрасте стала запоминающимся мастером киноролей второго плана и киноэпизода. Всесоюзную известность получила после фильма «Розыгрыш» (1976).
Во время раздела МХАТа в 1987 году приняла сторону Олега Ефремова и ушла вместе с ним, однако на сцену «ефремовского» МХАТа не вышла.
В середине 1980-х на своих «Жигулях» попала в ДТП, в результате которого получила травму позвоночника[2]. Испытывала очень сильные боли, но при этом продолжала играть в театре. В надежде избавиться от постоянных болей обратилась к нейрохирургу Эдуарду Канделю[2]. Операция была проведена в октябре 1987 года, но Ханаева не смогла выйти из комы после её окончания[2].
Перед смертью получила звание народной артистки СССР. Не приходя в сознание, скончалась 8 ноября 1987 года в возрасте 66 лет[2]. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с отцом (18-й участок).
Семья[править | править код]
Отец — Никандр Сергеевич Ханаев (1890—1974), оперный певец (драматический тенор), педагог. Народный артист СССР (1951).
Еще будучи студенткой влюбилась в известного спортсмена и артиста Константина Градополова. Евгения и Константин прожили вместе в гражданском браке около пяти лет, а потом расстались.
Была в браке с экономистом Анатолием Успенским. В этом браке в 1953 году родился сын Владимир. Развелись в 1966 году. Долгое время (до середины 1980-х годов) мать и сын не общались друг с другом.
С середины 1960-х годов имела отношения с актёром Львом Васильевичем Ивановым (1915—1990)[2].
Роли в театре[править | править код]
МХАТ[править | править код]
- 1948 — «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака (постановка В. Я. Станицына, Н. М. Горчакова, П. В. Лесли) — Белка
- 1949 — «Домби и Сын» Ч. Диккенса (постановка Н. М. Горчакова) — Миссис Чик
- 1949 — «Мещане» М. Горького (постановка С. К. Блинникова, И. М. Раевского под руководством М. Н. Кедрова) — Татьяна
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (постановка М. Н. Кедрова, режиссёры Н. Н. Литовцева, П. В. Лесли) — Княжна
- 1952 — «Горячее сердце» А. Н. Островского (постановка К. С. Станиславского, режиссёры М. М. Тарханов, И. Я. Судаков, В. А. Орлов, П. В. Лесли) — Девушка Курослепова
- 1953 — «Пиквинский клуб» Ч. Диккенса (постановка В. Я. Станицына, режиссёр И. М. Раевский) — М-с Хлопинс
- 1956 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (режиссура Вл. И. Немировича-Данченгко, Л. М. Леонидова, М. О. Кнебель, редакция М. О. Кнебель) — Старушка с коляской
- 1957 — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева (постановка М. М. Яншина, П. В. Лесли) — Жюстина
- 1957 — «Золотая карета» Л. М. Леонова (режиссура: П. А. Марков, В. А. Орлов, В. Я. Станицын) — Раечка
- 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира (постановка М. Н. Кедрова, режиссёр А. М. Карев) — Паулина
- 1958 — «Юпитер смеется» А. Кронина (постановка А. М. Карева, режиссёр Н. Д. Ковшов) — Фани Лиминг
- 1960 — «Кукольный дом» Г. Ибсена (постановка И. М. Тарханова) — Фру Линне
- 1962 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (постановка В. Я. Станицына, режиссёр И. М. Тарханов) — Королева Елизавета
- 1963 — «Егор Булычов и другие» М. Горького (постановка Б. Н. Ливанова и И. М. Тарханова) — Варвара
- 1963 — «Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута (постановка В. К. Монюкова) — Мать Владимира Краля
- 1966 — «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина (постановка Б. Н. Ливанова) — Ксения Петровна
- 1968 — «Чайка» А. П. Чехова (постановка Б. Н. Ливанова) — Полина Андреевна
- 1973 — «Старый Новый год» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, режиссёры В. Н. Сергачёв, О. Г. Герасимов) — Анна Романовна
- 1975 — «Заседание парткома» А. И. Гельмана (постановка О. Н. Ефремова, режиссёр Л. Ф. Монастырский) — Дина Павловна Миленина
- 1976 — «Муж и жена» М. М. Рощина (постановка Р. Г. Виктюка) — Татьяна Николаевна
- 1976 — «Иванов» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова, режиссёр С. Г. Десницкий) — Зинаида Саввишна Лебедева (Зюзюшка)
- 1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана (постановка и режиссура О. Н. Ефремова, режиссёр Л. Ф. Монастырский) — Секретарь Сакулина
- 1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана (постановка и режиссура О. Н. Ефремова и Е. В. Радомысленского) — Виолетта Матвеевна Нуйкина
- 1981 — «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постанвока О. Н. Ефремова, режиссёр Р. А. Сирота, режиссёрский штаб Л. Ф. Монастырский, Н. Л. Скорик) — Фотиева
- 1986 — «Тамада» А. М. Галина (постановка К. М. Гинкаса) — Синицына
- 1987 — «Круглый стол под абажуром» В. К. Арро (постановка Л. Е. Хейфеца) — Елена
Московский драматический театр «Сфера»[править | править код]
- 1983 — «До третьих петухов» В. М. Шукшина (постановка Е. И. Еланской) — Тётя Маша, Баба-Яга
- 1984 – «Театральный роман» по М. А. Булгакову (постановка Е. И. Еланской) — Людмила Сильвестровна Пряхина
Фильмография[править | править код]
- 1965 — Человек без паспорта — Клавочка, работница почтового отделения
- 1970 — Эксперимент — учительница Лены
- 1972 — День за днём — Антонина Григорьевна Мохалёва
- 1972 — Монолог — Эльза Ивановна, домработница
- 1973 — Свой парень — Таисия Петровна, комендант
- 1974 — Странные взрослые — Августа Яковлевна
- 1976 — Розыгрыш — Мария Васильевна Девятова
- 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Гизелла Дорнброк
- 1976 — …И другие официальные лица — Зинаида Петровна
- 1976 — Приключения Нуки — Анна Захаровна, режиссёр театра (в титрах не указана)
- 1976 — Сибирь — Затунайская
- 1977 — По семейным обстоятельствам — Изольда Тихоновна, мать Николая
- 1977 — Собственное мнение — Людмила Ивановна
- 1977 — Волшебный голос Джельсомино — тётушка Кукуруза
- 1979 — Весенняя Олимпиада, или Начальник хора — пионервожатая Инесса Аркадьевна
- 1979 — Поездка через город (киноальманах) — директор ЦПКИО
- 1979 — Москва слезам не верит — мать Родиона Рачкова
- 1980 — Старый Новый год — Анна Романовна
- 1980 — Странный отпуск
- 1980 — У матросов нет вопросов — Анна Евлампиевна
- 1980 — Тихие троечники — Лидия Павловна, бабушка Валентина Хрупалова
- 1980 — Последний побег — Евгения Матвеевна, бабушка Вити
- 1980 — Если бы я был начальником — тёща Немоляева
- 1981 — Идеальный муж — леди Маркби
- 1981 — Всем — спасибо! — сотрудница музея, разыскивающая фотографии Оружейного переулка
- 1981 — Куда исчез Фоменко? — Вика Романовна, мать Фоменко
- 1982 — 4:0 в пользу Танечки — Зоя Александровна
- 1982 — Просто ужас! — Антонина Георгиевна
- 1982 — Однолюбы — Мэри Клэпкоф
- 1982 — Берегите мужчин! — представительница иностранной фирмы на выставке
- 1982 — Время для размышлений — Ирина Михайловна, мать Али
- 1982 — Мать Мария — мадам Ланже
- 1983 — Безумный день инженера Баркасова — Алиса Юрьевна
- 1983 — Воробей на льду — капитан милиции
- 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — Кира Ивановна
- 1983 — Поздняя любовь — Фелицата Антоновна Шаблова
- 1983 — Поцелуй — жена генерала
- 1984 — Граждане Вселенной — бабушка Нины Григорьевны
- 1984 — Блондинка за углом — Татьяна Васильевна, школьная учительница, мать Николая
- 1984 — Канкан в Английском парке — Валерия Сопеляк
- 1984 — Мой избранник — Бескова
- 1984 — Нам не дано предугадать… — эпизод
- 1985 — Непохожая — Нина Харитоновна, учительница Лиды
- 1985 — Фитиль (киножурнал) (новелла №275 «Вне закона»)
- 1986 — Кто войдёт в последний вагон — Агнесса
- 1987 — К расследованию приступить — Рябикова
- 1987 — Загадочный наследник — Глаша
- 1987 — Под знаком Красного Креста — Вера Афанасьевна
Телеспектакли[править | править код]
- 1962 — Рабочий день В.И. Ленина — Л. А. Фотиева
- 1965 — Мещане — Татьяна
- 1967 — Кремлёвские куранты — старушка с ребёнком
- 1969 — Егор Булычов и другие — Варвара
- 1974 — Чайка — Полина Андреевна
- 1977 — Заседание парткома — Дина Павловна Миленина
- 1978 — Капитанская дочка — Василиса Егоровна
- 1981 — Иванов — Зинаида Саввишна
- 1984 — Институт бабушек — баба Зина
- 1987 — Так победим! — Фотиева
Озвучивание[править | править код]
- 1982 — Гонки по вертикали — директор военно-исторического архива (роль И. Строумовой)
- 1986 — Поезд со станции детства
Архивные кадры[править | править код]
- 2009 — Блондинка за углом. Кинолегенды (из серия документальных фильмов в цикле передач «Живая история» телекомпании «Петербург — 5 канал»)
- 2010 — Евгения Ханаева. Под звуки нестареющего вальса (документальный). Россия, ГТРК «Культура», реж. Ольга Жукова
- 2011 — Евгения Ханаева. С антрактом на любовь … (из документального телевизионного цикла «Кумиры». Россия, ТК «Останкино», реж. Ирина Крячко
- 2016 — Евгения Ханаева. Поздняя любовь (документальный)
- Телевизионная передача «Евгения Ханаева. Поздняя Любовь». ТВ Центр, 2018
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1963)
- Народная артистка РСФСР (1977)
- Народная артистка СССР (1987)
- Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1978) — за исполнение роли Марии Васильевны Девятовой в фильме «Розыгрыш»
- Орден «Знак Почёта» (1967)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1949)
- Медаль «Ветеран труда»
- ВКФ в Риге (1977, премия за лучшее исполнение женской роли в фильме «Розыгрыш»)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Всемирный биографический энциклопедический словарь. — М., 1998. — С. 814.
- Капков С. В. Эти разные, разные лица: Легенды советского кино. — М., 2001. — С. 181—193.
- Ханаева Евгения Никандровна // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 463. — 640 с. — 100 000 экз.
Ссылки[править | править код]
- Биография на сайте «Киносозвездие»