Евгения ханаева биография личная жизнь лев иванов
Биография
Евгения Ханаева вошла в историю советского кинематографа как непревзойденная исполнительница ролей второго плана и эпизодических образов. И хотя в ее фильмографии десятки работ, зритель особенно запомнил актрису по картинам «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит». В последних Ханаева воплотила образы любящих, но властных матерей. Талант Евгении Никандровны отмечен почетными званиями заслуженной и народной артистки РСФСР. Титул народной артистки СССР она получила уже посмертно в 1987 году.
Детство и юность
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина – домохозяйка, родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области.
Евгения Ханаева в детстве
Фамилию Ханаева принято было считать татарской. Но прямого подтверждения того, что актриса принадлежала к этой национальности, нет. Она хоть и не была глубоко верующей, но посещала церковь.
В год, когда родилась единственная дочь Женя, отец поступил учиться в консерваторию, хотя уже работал в Большом театре (парня взяли из-за уникального вокального таланта), и скоро сделал блестящую певческую карьеру, став впоследствии народным артистом СССР.
Евгения Ханаева в молодости
Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Никандр Сергеевич был любимцем самого Иосифа Сталина, получил три Сталинские премии. В дом Ханаевых были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. А сам тенор часто бывал на даче вождя.
Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене, что отнюдь не радовало родителей.
Евгения Ханаева
Поэтому поначалу, в 1938-1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но окончательно разочаровавшись в таком выборе, уходит из вуза и поступает в театральное училище имени Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.
В 1947 году девушка вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих «основателей» МХАТа – Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой) и стала актрисой этой прославленной сцены.
Театр
Еще когда Женя играла в студенческих мхатовских спектаклях, педагоги предупреждали ее, что с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И словно напророчили. Режиссеры упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала – зачем, если она не обладает ярким имиджем.
Евгения Ханаева в спектакле «Рабочий день В.И. Ленина»
В 50-х она играла миссис Хлопинс в пьесе Ч. Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Паулину в «Зимней сказке» У. Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе радовалась как ребенок.
В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.
Евгения Ханаева в спектакле «Институт бабушек»
Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и др.
Фильмы
В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Ее дебют состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. И только в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог». Еще через 2 года Ханаева снялась в картине «Странные взрослые».
Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»
А в 1976 году состоялся ее первый триумф – Евгения Никандровна сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова – школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники.
Она выходит из сложившейся ситуации с невероятной мудростью, сумев сохранить главное – человеческое тепло в сердцах подростков. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.
Евгения Ханаева и Владимир Басов в фильме «По семейным обстоятельствам»
Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977). В ней актриса сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына Евгения Евстигнеева и мешающую ему наладить новую семейную жизнь с героиней Галины Польских. Картина имела колоссальный успех и еще раз подтвердила невероятный талант и высокий актерский статус Ханаевой.
В 1979 году первооткрыватель кинематографического мастерства Евгении Никандровны, Владимир Меньшов, пригласил ее на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Эта работа принесла актрисе бешеный успех не только всесоюзного, но и международного значения, ведь лента была удостоена премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит»
После этой роли за Ханаевой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ актриса воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал артистки: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.
Евгения Никандровна отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4:0 в пользу Танечки», «Воробей на льду», «Витя Глушаков – друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом» (1984). Актриса сыграла мать Николая (Андрея Миронова), Татьяну Васильевну.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы стала ее бедой и радостью одновременно: много лет, наблюдая за тем, как эта талантливая артистка играет волевых, сильных и в чем-то жестких женщин, зрители не догадывались о том, какие страсти бушуют в душе Евгении Ханаевой.
Евгения Ханаева и Константин Градополов
В годы учебы в Школе-студии МХАТ Женя познакомилась с Константином Градополовым. Красавец-спортсмен и начинающий актер покорил сердце девушки, у пары был продолжительный роман. Но до свадьбы дело не дошло. По некоторым сведениям, вмешалась ревность со стороны Евгении. Но сын Ханаевой, Владимир, в интервью журналу «Караван историй» предположил, что мать утратила духовный интерес к избраннику.
Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский – сын мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была на 4 года старше Анатолия и, как утверждают представители ее близкого окружения, взяла ситуацию в свои руки.
Евгения Ханаева, Анатолий Успенский и их сын Владимир
Вскоре пара объявила родителям о желании пожениться. Эту новость обе стороны встретили с неприязнью. Ханаевы возмущались, что парень им не ровня, Успенские тоже заявили, что хотели бы видеть другую невестку. Так или иначе, Евгения уже ждала ребенка, и пара сыграла свадьбу. После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую – на площади Восстания.
Лев Иванов и Евгения Ханаева
Казалось бы, семейная жизнь актрисы была крепкой и размеренной, но в судьбе Евгении Никандровны случилась поздняя любовь. Во МХАТ пришел новый актер – 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последним увлечением Ханаевой. Мужчина тоже был женат, но не мог оставить психически больную, прикованную к постели жену. А вот актриса проявила характер и ушла от мужа, оставив ему сына-девятиклассника.
Мать с сыном не общались 17 лет. Женщина позвонила Владимиру и наладила с ним отношения только накануне своей операции, после которой уже не пришла в себя.
Смерть
В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.
Могилы Евгении Ханаевой и ее отца
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.
Актриса так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила артистки находится на Введенском кладбище Москвы.
Фильмография
- 1970 – «Эксперимент»
- 1972 – «Монолог»
- 1974 – «Странные взрослые»
- 1976 – «Розыгрыш»
- 1977 – «По семейным обстоятельствам»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1980 – «Старый Новый год»
- 1981 – «Куда исчез Фоменко?»
- 1982 – «Однолюбы»
- 1982 – «Берегите мужчин!»
- 1983 – «Воробей на льду»
- 1983 – «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 – «Блондинка за углом»
- 1987 – «Так победим!»
Эксцентричная и талантливая Евгения Ханаева слишком поздно стала популярной. Когда режиссеры открыли для себя колоритную Ханаеву, любым способом старались её заполучить. Она и сейчас остаётся самой любимой советской актрисой, а фильмы с её участием мы смотрим до сих пор: «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Розыгрыш», «Старый Новый год», «Поздняя любовь» и др.
Евгения Ханаева, кадр из фильма «По семейным обстоятельствам», 1977 год
Студенческие годы
В студенческие годы Евгении Никандровне педагоги школы-студии МХАТ безапелляционно заявляли, что главных героинь ей играть не светит. Именно поэтому Ханаева, единственная из всего курса, не отправляла свои фотографии на киностудии.
Её действительно нельзя было назвать красавицей, да и миловидной тоже. Но это не мешало девушке быть в центре внимания и заводить романы. Она обладала невероятным чувством юмора, была доброй, искренней и весёлой.
Евгения Ханаева (слева: студентка, 1947 год, справа: в спектакле “Плоды просвещения”, роль Княжны, 1951 год) (фото: mxat.ru)
Во всех студенческих спектаклях играла ведущие роли. Однако, будучи уже актрисой МХАТа, годами не получала хороших ролей. На сцене ещё блистала «старая МХАТовская гвардия», которая не собиралась уступать дорогу молодым.
Театр и интриги
Евгения терпеливо ждала и была уверена, что настанет и её звёздный час. Надо отдать должное терпению Ханаевой. Ведь она не только терпеливо ждала роли. Но и смиренно молчала, когда всем прибавляли зарплату, а ей нет. Коллеги говорили: «Ханаева обойдется, у неё богатые родители, машина, личный водитель…».
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в г. Ногинске (фото: kino-teatr.ru)
Евгения действительно родилась в благополучной, интеллигентной семье. Отец служил в Большом театре, был ведущим солистом и одним из самых любимых артистов Сталина. С детства Ханаеву окружали знаменитости, и она мечтала стать на них похожей. Отец не хотел, чтобы Женя пошла по его стопам. Ради него она окончила МГУ, параллельно училась в школе-студии МХАТ.
Первый, кто по достоинству оценил талант Ханаевой – Олег Ефремов. С его приходом у актрисы сразу появились интересные роли: характерные, комедийные и даже романтические. До этого всего единственный раз зал рукоплескал актрисе стоя. Ей посчастливилось заменить именитую актрису и сыграть королеву Елизавету в постановке «Мария Стюарт».
Евгения Ханаева ( слева в спектакле “Юпитер смеётся”, 1958 год, справа в спектакле “Мария Стюард”, 1962 год) (фото: mxat.ru)
Ошеломляющий успех МХАТовцы не простили. В течение пяти лет актрисе практически не давали ролей и старались вовлечь в закулисные интриги. Евгения Никандровна держалась от сплетен подальше, не искала справедливости и не лезла в разборки.
Яркие театральные роли: Полина Андреевна – «Чайка», Варвара – «Егор Булычев и другие», Татьяна- «Мещане», Княжна – «Плоды просвещения», Паулина – «Зимняя сказка», Виолетта Нуйкина – «Мы, нижеподписавшиеся» и др.
Сложная личная жизнь
Многие годы Евгения Ханаева не сходила со сцены и была одержима театром. Коллеги поражались её трудолюбию, но даже не догадывались, что именно в этот звездный период жизни, актриса переживает личную драму.
Она соглашалась репетировать ночью, так как совершенно не хотела идти домой. Всему виной была огромная любовь к артисту Льву Иванову. Своего супруга, Анатолия Успенского, Ханаева никогда не любила, согласилась выйти за него замуж, чтобы забыть первую любовь – Константина Градополова.
Евгения Ханаева и Константин Градополов (фото из свободного доступа в интернете)
Может быть, жизнь актрисы была бы намного счастливей, если бы родители разрешили влюбленным пожениться. Однако, отец Ханаевой считал Константина не лучшей партией для дочери. В свою очередь, родители Градополова не хотели, чтобы их красавец-сын взял в жены «дурнушку». Под напором обстоятельств, молодые люди расстались и каждый пошел своей дорогой.
На новогодней вечеринке за Евгенией начал ухаживать Анатолий Успенский (сын главбуха Московского Художественного театра). Никаких чувств актриса к юноше не испытывала. Одиночество, и тоска за Константином, толкнули на опрометчивый шаг. Ханаева надеялась заглушить боль замужеством. Но душевного покоя не обрела. Даже рождение сына не принесло ей радости.
Евгения Ханаева (слева), Анатолий Успенский с сыном Володей (справа)
И тут в обыденную жизнь Ханаевой ворвалась любовь! Лев Иванов был красив, импозантен и в свои 47 лет вскружил голову 40-летней актрисе. Мужчина признался, что несмотря на пылкие чувства к Евгении, не бросит больную жену и не женится на ней.
Ханаева не захотела обманывать супруга и ушла из дома. На тот момент её сыну Владимиру было лет 14. Он по-своему любил маму, хотя больше был близок с отцом. Только через 17 лет сын и мать встретились.
Володя видел перед собой больную, одинокую женщину, которая так и не подарила ему материнскую любовь. Для мужчин она её находила, а для родного сына – нет. Он её простил, навещал, покупал продукты, лекарства.
Лев Иванов и Евгения Ханаева в спектакле “Чайка”, 1968 год (mxat.ru)
Когда здоровье Евгении Никандровны ухудшилось (после автомобильной аварии), врачи посоветовали сделать операцию. Актриса согласилась, ведь боли не давали возможности играть на сцене и сниматься в кино.
Операция, по утверждению врачей, прошла успешно. Однако Ханаева впала в кому и 8 ноября 1987 года умерла. Незадолго до этого грустного события, Евгении Никандровне присвоили звание – Народная артистка СССР. Но об этом талантливая актриса уже не узнала.
Евгения Ханаева и Владимир Успенский (фото из свободного доступа в интернете)
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ???? и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Нам очень важна ваша поддержка!
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники
Евгения Ханаева
Евгения Никандровна Ханаева. Родилась 2 января 1921 года в Богородске (ныне Ногинск Московской области) – умерла 8 ноября 1987 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1987).
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в Богородске (ныне Ногинск Московской области).
Отец – Никандр Сергеевич Ханаев (1890-1974), выдающийся советский оперный певец (драматический тенор), ведущий солист Большого театра, педагог, Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий. Его очень ценил сам Сталин.
Мать – Раиса (по некоторым источникам Ираида) Ильинична Рывкина, дочь богородского мещанина, члена совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины.
Детство Евгении прошло в Большом театре, где пел отец. В их доме всегда было много знаменитостей – композитор Молчанов, певец Лемешев, художник Герасимов и др. Девочка часто бывала на банкетах, которые устраивали артисты.
С ранних лет занималась музыкой, с ней занимался педагог-пианист. Евгения хорошо играла и пела.
Она с ранних лет мечтала о сцене. Однако родители были против актерства дочери. После школы тайно от отца она подала документы в Щепкинское училище при Малом театре и поступила туда, одновременно поступив на юридический факультет МГУ (проучилась в 1938-1939 годах).
В 1939-1941 годах занималась в Театральном училище им. Щепкина.
В 1941-1943 годах училась в Московском городском театральном училище.
Евгения Ханаева в детстве
В 1947 году окончила Школу-студию МХАТ. В том же году стала актрисой МХАТ.
Театральные работы Евгении Ханаевой:
1948 – Белка – «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак;
1949 – Миссис Чик – «Домби и сын» Ч. Диккенс;
1949 – Татьяна – «Мещане» М. Горький;
1951 – Княжна – «Плоды просвещения» Л.Н. Толстой;
1952 – Девушка Курослепова – «Горячее сердце» А.Н. Островский;
1953 – М-с- Хлопинс – «Пиквинский клуб» Ч. Диккенс;
1956 – Старушка с коляской – «Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодин;
1957 – Жюстина – «Дворянское гнездо» И.С. Тургенев;
1957 – Раечка – «Золотая карета» Л.М. Леонов;
1958 – Паулина – «Зимняя сказка» В. Шекспир;
1958 – Фани Лиминг – «Юпитер смеется» А. Кронин;
1960 – Фру Линне – «Кукольный дом» Г. Ибсен;
1962 – Королева Елизавета – «Мария Стюарт» Ф. Шиллер;
1963 – Варвара – «Егор Булычов и другие» М. Горький;
1963 – Мать Владимира Краля – «Дом, где мы родились»;
1966 – Ксения Петровна – «Тяжкое обвинение» Л. Шейнин;
1968 – Полина Андреевна – «Чайка» А.П. Чехов;
1973 – Анна Романовна – «Старый Новый год» М.М. Рощин;
1975 – Дина Павловна Миленина – «Заседание парткома» А. Гельман;
1976 – Татьяна Николаевна – «Муж и жена» М.М. Рощин;
1976 – Зинаида Саввишна Лебедева (Зюзюшка) – «Иванов» А.П. Чехов;
1977 – Секретарь Сакулина – «Обратная связь» А. Гельман;
1979 – Виолетта Матвеевна Нуйкина – «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельман;
1981 – Фотиева – «Так победим!» М.Ф. Шатров;
1986 – Синицына – «Тамада» А. Галин;
1987 – Елена – «Круглый стол под абажуром» В. Арро.
Евгения Ханаева в молодости
Играла на сцене Московского драматического театра «Сфера»: Тётя Маша / Баба-Яга – «До третьих петухов» В.М. Шукшин; Людмила Сильвестровна Пряхина – «Театральный роман» М.А. Булгаков.
В кино дебютировала в 1970 году в ленте «Эксперимент», сыграв учительницу. Далее сыграла в картине «День за днём».
В 1972 году актриса исполнила роль экономки Эльзы Ивановны в фильме «Монолог» Ильи Авербаха.
Сразу после «Монолога» актрису пригласили на роль Августы Яковлевны в лирическую драму Аян Шахмалиевой «Странные взрослые». Затем Ханаева сыграла Зинаиду Петровну в служебной драме «…И другие официальные лица», Гизеллу в политическом памфлете «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».
В 1976 году на экраны вышел фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш», ставший визитной карточкой актрисы. Она сыграла роль учительницы Марии Васильевны Девятовой – мудрой, справедливой женщины, всем сердцем преданной работе, воспринимающей беды учеников как свои личные.
Интересно, что поначалу актриса отказывалась от съемок в фильме. Но Меньшов настоял и его режиссерское чутье не подвело.
За исполнение роли Марии Васильевны Девятовой в фильме «Розыгрыш» на ВКФ в Риге (1977) она получила премию за лучшее исполнение женской роли, а в 1978 году ей присудили Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской.
Евгения Ханаева в фильме “Розыгрыш”
Хотя ролей у актрисы было немного, но она сумела даже в их небольшом количестве создавать запоминающиеся образы. Ей удавались и драматические, и комедийные, и гротесковые персонажи. Но в целом у нее сложилось амплуа резкой, эксцентричной, порой скандальной особы, верящей только в свою правоту и не терпящей возражений. На экране Ханаева всегда выглядела уверенной в себе, решительной и даже властной женщиной.
Стоит отметить такие ее работы как мать оператора Рачкова из фильма «Москва слезам не верит», Анна Романовна из комедии «Старый Новый год», Изольда Тихоновна в семейной комедии «По семейным обстоятельствам», представитель из музея в мелодраме «Всем – спасибо!», бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из комедии «Блондинка за углом».
Евгения Ханаева в фильме “Москва слезам не верит”
Евгения Ханаева в фильме “Старый Новый год”
Евгения Ханаева в фильме “По семейным обстоятельствам”
Евгения Ханаева в фильме “Всем – спасибо!”
Также запомнилась актриса по фильмам «Волшебный голос Джельсомино» (тетушка Кукуруза), «Берегите мужчин!» (представитель фирмы «Ты-мне, я-тебе», производящей электронные приборы и ткань «фуфлон»), «4:0 в пользу Танечки» (Зоя Александровна), «Мать Мария» (мадам Ланже) и другим.
Начав регулярно сниматься, актриса получила редкую тогда возможность приобрести автомобиль. Автомобиль был для нее больше, чем хобби – это была настоящая страсть, которая, увы, стала для нее роковой. Однажды она попала в аварию, после которой у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. Актриса испытывала очень сильные боли, но при этом продолжала играть в театре.
Смерть Евгении Ханаевой
Выше упомянутая автомобильная авария стала причиной смерти актрисы. Она серьезно повредила позвоночник. Испытывала сильнейшие боли. Ее лечением занимался лучший в то время нейрохирург – Эдуард Кандель. Он установил, что актриса либо будет всю жизнь жить с невыносимой болью, либо нужна операция. При этом он сразу же сказал Евгении, что операцию провести может, но это будет результат 50 на 50. Евгения приняла решение согласиться, потому что боли к тому времени были уже невыносимыми.
Осенью 1987 года состоялась операция, после завершения которой актриса лишь ненадолго пришла в сознание. Она прожила всего несколько часов. Именно в эти часы коллеги пытались поздравить ее с присвоением ей звания Народной артистки СССР. Но сделать этого так и не смогли…
Актриса так и не узнала о присуждении ей звания Народной артистки СССР и, не приходя в сознание, скончалась 8 ноября 1987 года в возрасте 66 лет.
Похоронена в Москве, на 18 участке Введенского (Немецкого) кладбища, рядом с отцом.
Евгения Ханаева
Личная жизнь Евгении Ханаевой:
Ее первой любовью был студент Школы-студии Константин Градополов, сын знаменитого спортсмена и киноартиста.
Была замужем за экономистом Анатолием Успенским. В браке в 1953 году родился сын Владимир. Развелись в 1966 году.
Анатолий Успенский с сыном Владимиром
Брак Ханаевой с Анатолием Успенским распался из-за ее страсти к другому мужчине. Ханаева ушла из семьи, оставив мужу 14-летнего сына Владимира. Ребенок жил с отцом и не общался с матерью 19 лет. Только когда актриса попала в аварию, она впервые за 19 лет позвонила сыну. И на следующий день Владимир приехал к матери.
С середины 60-х годов имела близкие романтические отношения с актёром Львом Васильевичем Ивановым (1915-1990), который был ее партнером в театре.
Евгения Ханаева и Лев Иванов
Фильмография Евгении Ханаевой:
1962 – Рабочий день В.И. Ленина (фильм-спектакль) – Л.А. Фотиева
1965 – Мещане (фильм-спектакль) – Татьяна
1967 – Кремлёвские куранты (фильм-спектакль) – старушка с ребенком
1969 – Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) – Варвара, дочь Булычова от Ксении
1970 – Эксперимент – учительница Лены
1971-1972 – День за днём – Антонина Григорьевна Мохалёва, мастер на ткацкой фабрике
1972 – Монолог – Эльза Ивановна
1973 – Свой парень – Таисия Петровна, комендант
1974 – Чайка (фильм-спектакль) – Полина Андреевна
1974 – Странные взрослые – Августа Яковлевна
1976 – Сибирь – Затунайская
1976 – Розыгрыш – Мария Васильевна Девятова, классный руководитель, учительница математики
1976 – Приключения Нуки – Анна Захаровна, режиссер театра (нет в титрах)
1976 – …И другие официальные лица – Зинаида Петровна, теща Иванова
1976 – Жизнь и смерть Фердинанда Люса – Гизелла Дорнброк, сестра Фридриха
1977 – Собственное мнение – Людмила Ивановна, начальник отдела кадров
1977 – По семейным обстоятельствам – Изольда Тихоновна, мать Николая
1977 – Заседание парткома (фильм-спектакль) – Дина Павловна Миленина
1977 – Волшебный голос Джельсомино – тетушка Кукуруза
1978 – Капитанская дочка (фильм-спектакль) – Василиса Егоровна
1979 – Поездка через город (киноальманах) – Титова, директор парка культуры, мать Лизы
1979 – Москва слезам не верит – мать Рачкова
1979 – Весенняя олимпиада, или Начальник хора – пионервожатая Инесса Аркадьевна (озвучила Мария Виноградова)
1980 – У матросов нет вопросов – Анна Евлампиевна, педагог в приемной комиссии Театрального училища
1980 – Тихие троечники – Лидия Павловна, энергичная бабушка Валентина Хрупалова
1980 – Странный отпуск
1980 – Старый Новый год – Анна Романовна
1980 – Последний побег – Евгения Матвеевна Чернова, бабушка Вити
1980 – Идеальный муж – леди Маркби
1980 – Если бы я был начальником… – тёща Немоляева
1981 – Куда исчез Фоменко? – Вика Романовна, мать Фоменко
1981 – Иванов (фильм-спектакль) – Зинаида Савишна, жена Лебедева
1981 – Всем – спасибо! – представитель из музея (озвучила Светлана Немоляева)
1982 – Просто ужас! – Антонина Георгиевна, бабушка
1982 – Однолюбы – Мэри Клэпкоф
1982 – Мать Мария – мадам Ланже
1982 – Время для размышлений – Ирина Михайловна, мать Али
1982 – Берегите мужчин! – представитель фирмы “Ты – мне, я – тебе”
1982 – 4:0 в пользу Танечки – Зоя Александровна, учитель математики
1983 – Поцелуй – жена генерала
1983 – Поздняя любовь – Фелицата Антоновна Шаблова
1983 – Воробей на льду – капитан милиции
1983 – Витя Глушаков – друг апачей – Кира Ивановна, директор института, начальница Витиного отца
1983 – Безумный день инженера Баркасова – Алиса Юрьевна, тёща Баркасова
1984 – Нам не дано предугадать…
1984 – Мой избранник – Бескова, ведущая церемонии торжественной регистрации брака
1984 – Канкан в английском парке – Валерия Сопеляк
1984 – Институт бабушек (фильм-спектакль) – баба Зина (Зинаида Вениаминовна)
1984 – Граждане Вселенной – бабушка Нины Григорьевны, директор школы
1984 – Блондинка за углом – Татьяна Васильевна, мама Николая
1985 – Непохожая – Нина Харитоновна, учительница Лиды
1986 – Кто войдет в последний вагон – Агнесса
1987 – Так победим! (фильм-спектакль) – Фотиева, секретарь Ленина
1987 – Под знаком Красного креста – Вера Афанасьевна
1987 – К расследованию приступить – Лидия Константиновна Рябикова, секретарша
1987 – Загадочный наследник – Глаша
Озвучивание Евгении Ханаевой:
1982 – Гонки по вертикали – директор военно-исторического архива
1986 – Поезд со станции детства