Евгений симонов биография личная жизнь
Евгений Симонов — биография
Евгений Симонов – известный отечественный режиссер театра, драматург, педагог. Удостоен звания Народного артиста СССР и Государственной премии СССР.
Он был человеком высочайшего полета, рожденного с ошибкой на столетие. Евгений Симонов – величайший режиссер и невероятный человек, достойно принимавший все удары судьбы и считавший театр своим призванием. Он во всем старался быть похожим на Вахтангова, учителя его отца, он пытался донести до зрителей его изыск и радостную легкость бытия.
Родился Евгений Симонов 21 июня 1925 года в Москве, в союзе двух творческих личностей. Отца мальчика звали Рубен Симонов, он был учеником выдающегося режиссера Евгения Вахтангова, актером и театральным режиссером. Мама –Елена Берсенева(в девичестве Поливанова) тоже актриса, служила в Вахтанговском театре. В его жилах течет отцовская армянская кровь и мамина русская.
Евгений Рубенович Симонов в молодсти
С ранних лет мальчик находился в окружении творческих людей, в их доме бывали коллеги отца и мамы, велись разговоры об искусстве, о новых постановках и ролях. Естественно, что Евгений с детства впитывал любовь к миру театра, ему нравилось слушать споры и дискуссии близких людей, вникать в тонкости профессии. Понятно, что такая обстановка не могла не сказаться на формировании его желания продолжить семейную династию.
После окончания школы Евгений поступил в Театральное училище им.Щукина, отдав предпочтение актерскому факультету. Наставником молодого дарования была В Львова. В студенческие годы Евгений заинтересовался режиссурой, и вскоре уже представил свои первые режиссерские работы.
Без его участия не обходился ни один студенческий концерт и праздник, в это время он даже поставил первый водевиль. Кроме этого блистательно пародировал, сам писал музыку.
Диплом об окончании училища Симонов получил в 1947 году, и в том же году был принят на работу в Московский драматический театр им.Вахтангова на должность режиссера-ассистента, где и началась его творческая биография. Спустя несколько месяцев его назначили режиссером этого театра.
Творчество
Первыми заметными работами Симонова в должности режиссера этого театра стали постановки «Летний день», «Два веронца», «Горя бояться – счастья не видать». Они нашли своих почитателей, да и критики хвалебно отзывались о его работе. С 1957 по 1959 год репертуар театра пополнился спектаклями «Филумена Мартуриано», «Город на заре», «Иркутская история», «Маленькие трагедии», в которых были задействованы известные артисты Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Юрий Борисов, Михаил Ульянов.
Евгений Симонов в театре
В 1962 году Евгения назначили главным режиссером Малого театра. На сцене этого театра он поставил спектакли «Нас где-то ждут», «Горе от ума», «Отцы и дети», и еще много других пьес. Параллельно с работой руководителя Малого театра, Симонов проводит репетиции и в театре Вахтангова, с которым продолжал поддерживать тесную связь.
В декабре 1968 года в жизни Евгения случилось несчастье – умер его отец Рубен Симонов, возглавлявший театр им.Вахтангова. Эту должность предложили Евгению, и в начале 1969-го он стал его главным режиссером.
С его приходом жизнь в коллективе заметно оживилась. В этот период популярность театра заметно выросла, и все это благодаря Евгению Рубеновичу. Он был человеком веселым, легким на подъем, очень добродушным, разбирался в поэзии, безумно любил музыку, мог увлечь своим рассказом, придумать что-то новое и оригинальное. Евгений фанатично любил театр, он хотел сделать его возвышенным, поэтическим, но не все его задумки, к сожалению, воплотились в жизнь.
Симонов стоял во главе театра без малого 18 лет. Он регулярно выпускал свои постановки, театр пользовался благосклонностью властей, коллектив награждался орденами и медалями, но это не спасало его от угасания. Евгений Рубенович постоянно обновлял репертуар, старался работать над чем-то «важным и крупным», однако на художественный успех это не повлияло.
Зато под его началом прославилась целая плеяда артистов. В 1969-м успех пришел к актрисе Ларисе Пашковой, которая сыграла главную героиню в постановке «Дети солнца», спустя два года прославилась Юлия Борисова, задействованная в «Антонии и Клеопатре». Слава пришла и к артистам Юрию Яковлеву, Людмиле Максаковой, Василию Лановому, сыгравшим роли в пьесе «Господа Глембаи». Не обошла стороной популярность и Михаила Ульянова, сыгравшего в те годы в постановках «Антоний и Клеопатра», «Ричард III».
Евгений Симонов с Юрием Яковлевым
Труппа театра постоянно пополнялась молодыми артистами, которые вошли в основной актерский состав. Среди них можно было увидеть Вертинскую, Купченко, Зозулина, Малявину, Шашкову, Иванова, Русланову, Галевского.
Публика валила в театр на каждую премьеру, особенно пользовались успехом комедии. В 1980 году актеры порадовали зрителей комедией «Старинный русский водевиль», в 1983 году в репертуаре театра появилась постановка «Будьте здоровы». Спустя два года афиша театра приглашала поклонников оценить новую работу коллектива – спектакль «Три возраста Казановы», в основу которого легли произведения Марины Цветаевой.
В годы перестройки театр все больше попадал под прицел критических рецензий, знатоки пытались проанализировать деятельность труппы в последние годы. Коллектив начало лихорадить, и это стало своеобразной отметиной того времени.
В те годы такой же процесс происходил и во МХАТе, он трещал по швам, делился на две части, кипели страсти в Театре им.Ермоловой, происходила возня и в ТЮЗе.
25 сентября 1987-го труппа театра собралась на собрание – они пришли попрощаться с главным режиссером Евгением Симоновым. Он ушел, но перед этим сказал всем слова благодарности и любви, о том, что ни на кого не сердится. Артисты сидели в глубоком молчании, некоторые не могли сдержать слез, и в этой гробовой тишине были слышны только шаги уходящего Симонова. На место Евгения был назначен Михаил Ульянов, который сказал, что с его уходом ушла и целая эпоха, но оглядываться назад нельзя. Чтобы жить дальше, нужно прокладывать новую дорогу.
После ухода из театра им.Вахтангова, Симонов стал художественным руководителем Театра Дружбы народов, переименованного в 1992-м в Театр наций. Такую же должность он занимал и в центральном Доме работников искусств. Помимо этого режиссер сотрудничал с другими театрами, его постановки могли посмотреть на подмостках театра им.Станиславского, ТЮЗа, Театра киноактера, Ивановского драматического театра.
В 1947 году Евгений Симонов начал преподавательскую деятельность в училище им.Щукина, потом занял должность заведующего кафедрой. В 1976 году стал профессором. Он учил актерскому мастерству Елену Дробышеву, Александра Гордона, Ирину Дымченко, Сергея Урсуляка, Андрея Житинкина. Кроме этого был руководителем актерской мастерской во ВГИКе и заведовал Высшими театральными курсами ГИТИСа.
Евгений Рубенович Симонов в театре
Выпускники «Щуки» 1988 года, которые учились на актерско-режиссерском курсе Симонова, организовали в столице Театр студию, и пригласили Симонова стать их руководителем. Бывшие студенты не имели своего здания, поэтому им приходилось арендовать помещение, чтобы играть свои постановки. В 1993-м студия получила статус театра, а в 1995-м ее начали называть Московским драмтеатром им Р.Симонова.
Евгений Симонов не только ставил спектакли, он сам писал к ним сценарии. Так, его перу принадлежат пьесы «Алексей Бережной», «Джон Рид», «Новые знакомые», «Смерть Павла I». За всю свою творческую жизнь Симонов поставил свыше сотни спектаклей, причем в самых разных жанрах.
Помимо работы в театре, Евгений успел стать автором публикаций, в которых писал о Евгении Вахтангове и его методе, затрагивал проблемы современного театра и его репертуара. Не чужды ему были и проблемы молодых режиссеров, судьбы актеров театра, которому он отдал столько лет.
Засветился Евгений Симонов и на телевидении. Самой яркой его работой стал телеспектакль «Фауст», в котором роли главных героев сыграли Юрий Яковлев и Людмила Максакова.
Личная жизнь
Несмотря на кипучую творческую натуру Евгения Симонова, он был очень постоянным в личной жизни. Долгие годы он был женат на Валерии Разинковой, подарившей ему двух детей. В 1953 году родился сын, которого назвали в честь дедушки Рубеном. В 1960 году супруги стали родителями дочери Ольги. Сын продолжил отцовский путь, тоже стал актером и режиссером театра. В 2012 году получил звание Заслуженного артиста России. Дочь Симонова также стала актрисой, но она эмигрировала в Штаты и постоянно живет в Бостоне. Помимо актерства, она изучала русскую культуру и литературу, стала профессором в этой области.
Смерть
Евгений Симонов особо никогда не жаловался на здоровье, поэтому, когда в марте 1994 года он серьезно заболел, это вызвало панику у его родных. Дочь заставила его сходить на консультацию к медикам, они предложили прооперировать его и вывести трубку. Симонов ответил в своей полушутливой манере, какая там трубка, доктор, я же привык ходить с бабочкой. Он понимал, что умирает, но и тут вел себя элегантно, шутя и при полном параде. У него перед глазами был пример его учителя – Вахтангова, который умирал от рака, но не делал из этого трагедии. Дочь умоляла Симонова поехать с ней в США, где такие операции выполняли при помощи лазера. Он отказался наотрез, и 3 августа 1994 года его не стало.
Могила Евгения Симонова рядом с отцом
Местом упокоения Евгения Симонова стало Новодевичье кладбище столицы, где он погребен рядом со своим отцом.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Представляем фрагмент интервью Людмилы Максаковой, опубликованного в журнале «Знамя» в 2011 году.
«Мой дом был таким дамским, женским царством, близким даже к какому-то монастырю, потому что мама вела очень замкнутый образ жизни, может быть, из-за своей довольно страшной биографии. Мужского присутствия не было. Одни дамы, дамы… какие-то бабушки-приживалки… Жили мы очень скромно, но патриархально и гостеприимно. И вот я попала в дом к Симоновым. И это было все совершенно другое – другие запахи, мужские. Сигары, сигареты, запах дыма. Совершенно особенная атмосфера мужского дома. Рубен Николаевич (отец Евгения Симонова. – Прим. ред.) для меня учитель, и я обязана ему всем… А в театре все говорили: «Вы не знаете сына Рубена Николаевича – это вообще что-то необыкновенное!
Евгений Рубенович гремел в Москве в то время! Гремел и в школе, и в театре – он же уже поставил и «Иркутскую историю», и «Город на заре», и «Филумену», а еще преподавал. Я как-то иду в училище, и вдруг спускается какой-то совершенно необыкновенный господин. Он всегда был прекрасно одет, всегда эта рубашка, бабочка. И два глаза на меня сверкнули, как два огня! Вот бывает так, как будто из двух орудий по мне пальнули – у него были огненные совершенно глаза с таким еще прищуром… с юмором… Он никогда не смотрел на людей подозрительно. Это был очень мужской взгляд – это было очень ярко выражено! А еще там мелькнула искра какого-то озорства, я бы сказала. И все побежали за ним.
Он в то время ставил спектакль «Таланты и поклонники», и все говорили, что он влюблен. Потом оказалось, что это любовь его жизни, что это женщина его судьбы, но тогда это был еще период юной влюбленности. Она действительно Евгения Рубеновича обожала и доказала это всей своей жизнью. И я пошла, посмотрела этот спектакль. Действительно, это был очень талантливый курс. Это были Женя Жуков, Вася Ливанов, Слава Шалевич. Это был изумительный спектакль! Потом уже я поступила в театр и бывала у Симоновых в доме. В спектаклях Евгения Рубеновича я почти не участвовала. Мы как-то существовали в другом измерении, не как актриса и режиссер.
К сожалению, сейчас его имя практически забыто. Сейчас у нас такое бесшабашное, попкорновское время.
«У него была своя идеология – вахтанговская, ей он был верен до гробовой доски. В перестроечные времена он носился с идеей поэтического театра, свято хранил традиции, был катастрофически несовременен и с большим недовольством допускал в театр режиссеров не вахтанговской школы, потому как был свято убежден, что вахтанговская сцена не выносит чужаков. В этом он был прав, ибо никому, кроме Петра Фоменко, не удалось уловить до конца суть вахтанговской эстетики. Эстетика эта требовала от режиссера определенного уровня культуры и утонченного вкуса – по нынешним временам явлений редких на русской сцене».
Особенно запомнила я его уход из театра. Это было огромное собрание в большом фойе. Пришел Мелентьев (в то время министр культуры РСФСР) и сказал, что Евгений Рубенович будет главным режиссером Театра Дружбы народов, а Михаил Александрович возглавит наш театр. Встал Евгений Рубенович, очень собранный, очень спокойный, очень достойный, и сказал: «Я вам всем хочу сказать только одно, что я всех вас очень любил, и я всем вам и сейчас желаю только добра и желаю вам только процветания. Никаких злых помыслов у меня по отношению к вам нет, я всегда старался сохранить театр и хотел, чтобы вы все были защищены…» Воцарилась мертвая тишина. Вот бывает такая – мерт-ва-я… А Евгений Рубенович всегда носил очень хорошую обувь. Всегда. И по этому гулкому фойе только прозвучали вот эти вот ток-ток-ток – ток-ток – его шаги. И вот это я запомнила. Это было ужасно. Потом многие рыдали. С кем-то истерика случилась. У меня было действительно такое ощущение, как будто меня ножом пырнули в грудь. Ужасное ощущение…
Я это почему запомнила? Потому что это было 25 сентября, а 26-го у меня был день рождения. И я его пригласила. Мы в Доме кино отмечали. И я сказала ему: «Евгений Рубенович, дело сделано, ничего теперь не попишешь. Но жизнь продолжается». И тогда еще Олег Иванович Борисов был жив, и мы посидели, и Евгений Рубенович сказал мне: «Детонька, они знаешь что сделали? Они сняли скальп с головы без наркоза».
Фрагмент воспоминаний Ольги Симоновой – Партан, опубликованных в журнале «Знамя» (2011 г.):
«В последний период его творчества в театре Вахтангова у отца была очень ясная сверхзадача. Он хотел воплотить на сцене все то, что Вахтангов, по его глубочайшему убеждению, по вине изнурительной болезни не успел осуществить. Отец буквально бредил идеей не состоявшихся Вахтанговских встреч в искусстве и делал все, что, по его разумению, осуществляло наконец-то эти встречи. Посему, служа имени Учителя, он берется в 1969 году за телевизионную постановку «Фауста» Гете в переводе Пастернака с Юрием Яковлевым – Мефистофелем и Людмилой Максаковой – Маргаритой.
«Родившись в семье ученика Вахтангова, продолжателя его дела, Рубена Николаевича Симонова, и прожив с ним в одном доме с 1925 по 1968 год, я могу сказать с полным ощущением истины, что не было дня, чтобы мой отец не говорил о Вахтангове… Образ Вахтангова неизменно сопровождал всю мою жизнь. И поэтому естественно, что наравне со священными для меня именами Пушкина в поэзии и Чайковского в музыке имя Вахтангова стоит у меня в этом ряду великих деятелей искусства».
Все очевидцы, даже те, кто ненавидел его, понимали, что отец уходил из театра по-королевски, и вряд ли удастся еще увидеть нечто подобное, потому как вместе с ним уходила эпоха, вместе с ним испарялись навсегда вахтанговский изыск и радостная легкость бытия. Это был вахтанговский поведенческий код – погибать элегантно.
Это был высочайший пилотаж человека, рожденного с ошибкой на век, за спиной которого стояли века славного дворянского рода. Убеждена, что в моменты таких страшных крушений всей жизни так уходить могут только те, о ком булгаковский Воланд говорил: «Кровь – великое дело». И я бесконечно горжусь отцом за такой уход.
Сгорел он очень быстро и совершенно для меня неожиданно. Серьезно заболел в феврале-марте 1994 года, а уже в августе его не стало. Когда его все-таки вынудили пойти на консультацию и врач предложил операцию с выводом трубки, он ответил полушутя-полусерьезно: «Ну какая трубка, доктор, Господь с вами, я же к бабочке привык!» Вахтанговский, по сути, поведенческий код – умирать шутя, элегантно, при полном параде… Легендарный уход изрезанного, исколотого морфином, умирающего от рака, но вопреки всему изысканно-элегантного Учителя, ставившего жизнерадостную «Принцессу Турандот» и велевшего нести в мир радость творчества, был с детства закодирован в сознании моего отца. На все мои мольбы сделать в Америке операцию лазером отец категорически отказался.
Решение его было непоколебимо, спорить было бесполезно. Я понимала, что между строк следовало читать: «Перед кем я там, в американской больнице, все свои байки буду разыгрывать? Я же с тоски помру!»
Эту актрису стали называть «принцессой» советского кино, после того как она снялась в фильме «Обыкновенное чудо», получив известность на всю страну.
С тех пор её популярность только росла, и нисколько не уменьшилась в наше время. Актриса, и сейчас остается востребованной в профессии, и в свои 63 года настолько хорошо выглядит, оставаясь по-прежнему красивой и элегантной, что нередко играет героинь намного младше себя.
Родилась Евгения в 1955 году в Ленинграде, а вскоре с родителями переехала в Москву.
В школьные годы она занималась музыкой и хореографией, не задумываясь особо над тем, кем хочет стать в будущем. Только к 10 классу девушка заинтересовалась театром и решила попробовать поступить в театральный вуз, особо не надеясь, что ей это удастся.
Тем не менее, ей удалось поступить в Щукинское училище, хотя она и сомневалась в том, что выбрала правильный путь.
Когда в 1976 году Симонова получила диплом и была принята в труппу Театра им. Маяковского, на сцене которого играет и сейчас, то с помощью коллег, которые её всячески поддерживали, наконец, поняла, что находится на своем месте.
Сегодня, отдав этому театру более 40 лет своей жизни, она является той ведущей актрисой, на которой, по сути, и держится этот театр, а заядлые театралы до сих пор ходят именно «на Симонову».
Сниматься в кино Евгения начала с 1973 года, хотя в начале своей карьеры появлялась на экране не чаще, чем раз в год, отдавая предпочтение театру. Но уже через три года, получив несколько главных ролей, она стала больше внимания отдавать кино, снимаясь в год в 5-7 фильмах.
Естественно, на актрису обратили внимание режиссеры, в том числе и Марк Захаров, предложив ей главную роль в своем фильме-сказке «Обыкновенное чудо», которая и сделала молодую актрису знаменитой на всю страну.
Притом, что в 90-е годы актриса практически не снималась, она уже накопила солидную фильмографию, которая насчитывала 40 фильмов, так что в новое тысячелетие она вступила с приличным творческим багажом, и гармонично влилась в ряды актеров обновленного российского кинематографа.
В 2003 году вышел сериал «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», где Симонова прекрасно сыграла главную роль, а последующий за ним легендарный сериал «Дети Арбата», в котором она опять сыграла ключевую роль, лишний раз показал, что она не утратила ни своей популярности, ни востребованности. За работу в этом проекте Симонова получила премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль в телесериале».
На сегодняшний день актриса к своей фильмографии советского периода добавила ещё 45 фильмов и сериалов, и не останавливается на достигнутом. Сейчас она снимается в трех проектах – «Ланцет», «Метод-2» и «Скажи правду», которые выйдут на экраны в 2019 году.
Личная жизнь этой выдающейся актрисы также неразрывно связана с кино.
Её первым мужем был актер Александр Кайдановский, от которого она родила в 1976 году дочь Зою.
Второй раз Симонова опять вышла замуж за актера, на этот раз за Дмитрия Полонского.
Симонова, Эшпай и другие
А третьим мужем актрисы, с которым она живет и сейчас, стал известный кинорежиссер Андрей Эшпай, в браке с которым в 1985 году родилась дочь – Мария.
Кстати, вам наверное будет интересно узнать, что в сериале «Взрослые дочери», который вышел на телеэкраны в 2015 году, принимали участие, чуть ли, не все близкие актрисы. Она сама, её дочь от первого брака Зоя и её сын Алексей (внук актрисы) сыграли второстепенные роли, режиссером сериала был её муж, а музыку к проекту написал его отец – знаменитый композитор Андрей Эшпай-старший.
Что вы об этом думаете? Пишите в комментариях!
Понравилась статья? Нажмите “палец вверх” и подпишитесь на канал. У нас интересно!