Евдокименко анатолий фото
Брак Софии Ротару с Анатолием Евдокименко продлился 34 года – неслыханное дело даже для советской эстрады, не говоря уже о российской! Рассказ об истории любви, верности и успешной совместной работы знаменитой певицы и трубача посвящается памяти Анатолия Кирилловича: 20 января ему исполнилось бы 78 лет.
Рассказ о том, что Анатолий Евдокименко влюбился в Софию Ротару по фотографии на обложке журнала, вовсе не шутка, а чистая правда. В 1965 году София, будучи 17-летней талантливой певицей с Буковины, из села Маршинцы Черновицкой области, выиграла украинский смотр художественной самодеятельности. Подобные мероприятия проводились, чтобы отобрать самых способных и помочь им пробиться к вершине славы.
После победы Ротару снялась для обложки журнала “Украина” (№27 за 1965 год). Анатолию в то время было 23 года, он служил в армии, куда его призвали прямо из института. Учился он, кстати, на физико-математическом факультете в украинских Черновцах и уже тогда был известен как талантливый трубач. В воинской части в Нижнем Тагиле тоже остался верен музыке, а после возвращения домой собирался создать ансамбль.
И тут в часть привезли свежую прессу, а там – журнал. Евдокименко показал однополчанам, какие красивые девушки живут на его родине, повесил фото над кроватью и пообещал себе найти эту красавицу.
Вернулся. Нашел. А она, этническая молдаванка, сказала, что выйдет замуж только за молдаванина, но никак не за украинца! Как она не раз признавалась потом в интервью, почти два года водила Анатолия за нос. Но он был так внимателен, заботлив и настойчив, что Софии Ротару не оставалось ничего, кроме как согласиться выйти за него. Чего греха таить – и сама давно уже в него влюбилась!
22 сентября 1968 года состоялась свадьба Софии и Анатолия. В то время он проходил практику на заводе в Новосибирске, поэтому медовый месяц они провели в общежитии этого самого завода. Потом молодожены вернулись в Черновцы и некоторое время жили вместе с родителями Евдокименко. Но ни стесненные условия, ни необходимость много работать, чтобы достичь успеха, их не останавливали.
Спустя два года, 24 августа 1970 года, Ротару родила сына Руслана. Беременность длилась… одиннадцать месяцев! Но лишь потому, что София так мечтала о ребенке, что в какой-то момент сказала мужу, что всё получилось. Эту хитрость он ей, конечно, простил.
1971 год стал поворотным в судьбе обоих: Анатолий Евдокименко наконец создал собственный ансамбль “Червона рута”, который должен был аккомпанировать Софии Ротару на концертах. В ее репертуар тогда входили по большей части украинские и молдавские песни, и именно с этого года началась ее профессиональная деятельность на большой сцене. Песня “Червона рута” заняла первое место в списке композиций всех концертов Ротару, а ее муж стал режиссером-постановщиком концертных программ.
Итак, супруги официально начали работать вместе, что, конечно, очень удобно: они везде могли быть вместе. Сыну недоставало внимания, но он знал, что родители скоро вернутся, а когда вырос, стал музыкальным продюсером родителей.
В 1975 году Ротару с семьей переехала в Ялту. Ходили слухи о серьезной болезни певицы, но причиной, судя по всему, стали разногласия Софии с Черновицким обкомом компартии Украины из-за инцидента с празднованием старого Нового года. В наши дни подобное сложно представить, но времена были другие. А поскольку Ротару с распростертыми объятиями ждали в Крымской филармонии, вопрос быстро решился.
София становилась всё более популярной как в странах Союза, так и в дружественных СССР государствах, а со временем и в США. Она ездила на гастроли с мужем и “Червоной рутой”, пела все больше песен на русском, преимущественно о любви. И их с Анатолием брак год от года становился крепче.
В 1986 году произошло еще одно событие, которое все изменило. Ничто не предвещало, что ансамбль “Червона рута” почти в полном составе покинет Ротару и отправится в свободное плавание, прихватив с собой название. Мол, о них и так все знают, и София для популярности им не нужна.
Время показало, что они ошиблись, зато певицу ждал новый виток популярности – она начала исполнять песни на музыку Владимира Матецкого. “Лаванду” и “Луна-луна” не один год пел вместе с Ротару весь Советский Союз (а потом и СНГ, и другие страны). Анатолий, разумеется, между ансамблем и женой выбрал ее, это даже не обсуждалось.
Шли годы, появились новые хиты, в том числе суперпопулярная “Хуторянка”. Ротару постоянно гастролировала, муж ее сопровождал, сын женился, появился внук Толик… Всё шло своим чередом, и казалось, что впереди еще много счастливых лет.
Но в 1997 году после продолжительной болезни умерла мать Софии, а год спустя у Анатолия случился инсульт. Он был частично парализован и медленно восстанавливался, поэтому о совместных поездках больше и речи не шло. София неслась к нему с гастролей, не задерживаясь нигде, много работала, чтобы обеспечить мужу лучшую реабилитацию и уход. В 2001 году родилась внучка, тоже София (в наши дни она пробует себя в качестве певицы, но ее фамилия, как и у брата с отцом, – Евдокименко).
В августе 2002 года произошел второй инсульт, и вроде в этот раз Анатолий восстанавливался быстрее, все радовались. Ротару, которая собиралась в гастрольный тур по Германии, решила поехать. Но 22 октября мужа настиг третий инсульт, и она, отменив все дела, ближайшим самолетом вылетела, успев последний раз взглянуть в глаза любви всей своей жизни. 23 октября 2002 года Анатолий Евдокименко умер.
Смерть Анатолия София и ее семья перенесли тяжело. Певица несколько месяцев не появлялась на публике, впервые за много лет пропустила “Песню года”, перестала сотрудничать с Матецким… Публика ждала и надеялась: ведь выйдет, не останется затворницей?
И она вернулась, причем по торжественному поводу. 11 апреля 2003 года в Москве перед ГЦКЗ “Россия” (ныне на этом месте расположен парк “Зарядье”) заложили именную звезду Софии Ротару – за вклад в отечественную культуру.
Ротару вышла на сцену с целым списком новых песен, автором музыки которых был молодой композитор Руслан Квинта. Одной из них стала лирическая “Год за десять”, посвященная памяти Анатолия Евдокименко: “Год с тобою, год за десять, как же мало я прошу для счастья!” В 2006 году появилась песня “Один на свете”, также посвященная мужу: “Лети, не бойся, мое сердце там, где ты…”
После того как София Ротару осталась одна, ей пытались приписывать любовные приключения, но фантазеры всегда терпели неудачу. Так, одно время пресса муссировала слухи, что ее сердечным другом стал гитарист Василий Богатырев, выступавший в нескольких концертных турах.
Другой известный случай произошел на концерте Ротару в Москве. На сцену вышел Николай Басков, чтобы спеть дуэтом новую песню. А после ее окончания… признался Софии Михайловне в любви!
Зал замер, а Ротару улыбнулась и сказала: делай, мол, официальное предложение. Басков тут же встал на одно колено и предложил ей выйти замуж. Теперь уже решимости удивилась сама София и сказала, что она однолюбка и ее сердце принадлежит мужу. С тех пор слухов поубавилось…
Уже много лет София Михайловна живет в своем доме под Киевом, ездит в Лондон навещать внуков Анатолия и Софию и иногда выступает с концертами. Кстати, они по-прежнему начинаются с песни “Червона рута”, которая стала настоящим символом их любви с Анатолием Евдокименко: “Ты у меня один, только ты, поверь…”
Иногда Бог или судьба, или же они вместе, одаривают счастьем и необыкновенной любовью своих редких избранников, наделяя их талантом и силами на многие необыкновенные свершения. Такие счастливчики, прославившись, образуют своими жизнями и творчеством настоящие эпохи, оставляющие след на многие поколения вперед. Но так же легко, как одаривает, Бог может и забрать все обратно. Забрать все, кроме памяти…
Биография
История семьи Анатолия Кирилловича Евдокименко берет свое начало в городе Киеве, незадолго до рождения нашего героя вернувшего себе статус столицы Украинской ССР. В этот период в Киев из Харькова переехало правительство, вместе с которым в город прибыло множество партийных и финансовых структур, которые где-то нужно было размещать. Поэтому масштабная реконструкция украинской столицы выражалась по большому счету в новых помпезных дворцах, строящихся в самых престижных районах города взамен подлежащих уничтожению ансамблей Михайловского Златоверхого собора, Трехсвятительской церкви, здания Присутственных мест и даже Святой Софии.
В этих преобразованиях принимал участие и Кирилл Евдокименко, отец нашего героя, бывший кадровый военный, занимающийся строительством в то время, пока его жена преподавала в младших классах одной из киевских школ. В 1939 году в их семье родился первенец – сын Валерий, а спустя три года на свет появился и Анатолий.
Однако вскоре планы правительства республики и уничтожение киевских святынь прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
Детство
Биография Анатолия Евдокименко началась в суровое военное время 20 января 1942 года. Незадолго после его рождения отец, ушедший на войну в первые же дни, попал в концлагерь, всю же заботу о маленьких детях взяла на себя мама.
Вскоре началась эвакуация, во время которой семья Евдокименко попала в одно из сел Одесской области, однако буквально через несколько месяцев и в те края пришел лютый голод. Чтобы выжить, мама собрала свои нехитрые пожитки, подхватила Толика и Валеру, села в поезд и уехала на Буковину к своим дальним родственникам, живущим неподалеку от приграничного с Румынией города Черновцы.
В этот же период ей пришла весточка, что ее муж жив, но его из лагеря перевели в штрафной батальон, что по тем суровым временам было равносильно расстрелу. Однако Кирилл Евдокименко самым чудесным образом сумел пережить штрафбат и даже последующий за ним уже советский лагерь, вернувшись к семье в 1946 году уже полностью реабилитированным.
И Валерий, и Анатолий интересовались музыкой с детства. Точнее, ею начал интересоваться старший брат, а младший Толик, для которого Валера всегда был непререкаемым авторитетом, незамедлительно последовал его примеру.
После окончания войны их семья жила очень бедно, как и все вокруг. Поэтому единственным инструментом, на который их родителям хватило денег, стала маленькая скрипочка, игре на которой стал учиться именно Толик, поскольку старший Валерий мечтал об аккордеоне, купить который возможности не было.
Именно эта, казалось бы, незначительная малость, определила судьбы обоих сыновей Евдокименко. Старший сын за неимением аккордеона вскоре забыл о своих детских мечтах о музыке и с возрастом стал видным партийным деятелем, занял завидную должность и получил очень широкие по тем временам возможности. Анатолий же связал свою жизнь с музыкой, и его дальнейшая история будет рассмотрена в этой статье.
А пока же юный Анатолий Евдокименко для своих первых музыкальных занятий облюбовал маленький чулан, запершись в котором часами разучивал свои первые пьесы среди пыли и прочего хлама.
Окончив школу с золотой медалью, он все же решил податься в науку.
Ниже на фото – Анатолий (справа) со старшим братом Валерием Евдокименко.
Юность
Решение юного жителя города Черновцы Анатолия Евдокименко о прекращении занятий музыкой было вызвано лишь желанием поскорее начать зарабатывать, чтобы хоть как-то помочь родителям.
Его первый опыт немузыкального обучения был горьким – он поступил в текстильный техникум, где его распределили на хлопкопрядильную фабрику с невыносимыми условиями работы. С детства, особо не отличающийся отменным здоровьем, Анатолий решил продолжить свое обучение на физическом факультете Черновицкого государственного университета, где занялся изучением оптики.
В тот же период в его жизнь снова вмешался старший брат, завсегдатай клубов города Львова, в котором проходил обучение. Во время своих студенческих гуляний Валерий открыл для себя джаз, который произвел на него настолько сильное впечатление, что однажды он позвонил своему младшему брату, будущему мужу Софии Ротару Анатолию Евдокименко, и сказал:
Я знаю, на каком инструменте ты должен играть. Это труба…
И Толик, как обычно, послушался старшего брата.
Вскоре Анатолий уже играл на свадьбах и в ресторанах. Когда же он выступал в черновицком доме офицеров, поглазеть на красивого и стройного музыканта в безупречно выглаженном костюме сбегалось не менее половины девушек города.
Тем не менее Анатолий науку все же не бросал. До судьбоносной встречи со своей будущей женой ему оставалось совсем немного, и он приближался к этому волнительному моменту уже физиком, выпускником Черновицкого университета.
София Ротару
Семейная легенда музыкальной звезды номер один Советского Союза и современного времени Софии Михайловны Ротару гласит, что когда она в семнадцатилетнем возрасте выиграла Киевский республиканский конкурс художественной самодеятельности, и ее фотографию поместили на обложку журнала «Украина», то каким-то непостижимым зигзагом проказника Амура этот номер издания попал в далекую Нижне-Тагильскую войсковую часть, в руки молодого солдата Анатолия Евдокименко, проходившего в это время воинскую службу. Влюбившись с первого взгляда в юную студентку музыкального училища его родного города Черновцы, он отыскал ее после своего возвращения домой и сумел добиться расположения этой гордой и неприступной красавицы.
Правда, удалось ему это не сразу – в течение следующих двух лет он неизменно отвергался ею.
Сама София Михайловна вспоминала то время следующим образом:
Честно скажу: поначалу Толя меня не впечатлил. Да, красивый, воспитанный. Но таких молодых людей вокруг меня было много. Он дарил мне цветы, приглашал в рестораны, однако на свидание вместо себя я посылала подруг. Но однажды Толя позвонил и заговорил со мной на чистейшем молдавском языке. Я была потрясена: он выучил этот язык специально для меня…
Красивая ли это легенда, или просто замечательное романтическое повествование случившихся на самом деле событий, мы уже никогда не узнаем.
Однако же Валерий Евдокименко, старший брат нашего героя, рассказал совсем иную историю знакомства Анатолия и Софии.
По его словам, их судьбоносная встреча состоялась в составе молодежного эстрадного ансамбля Черновицкого университета, студентом которого в то время еще был его младший брат. В 1968 году Анатолий и София вместе с этим ансамблем попали на международный фестиваль народной музыки, проводимый в столице Болгарии – Софии. Домой они вернулись победителями, после чего и начали встречаться, сблизившись после совместных переживаний на конкурсе.
Первое время Анатолий почему-то не спешил со свадьбой. Пока за помощью к его старшему брату однажды не обратилась сама София. Реакция Валеры была страшнее бури – он тут же собрал семейный совет, проголосовавший единогласно «за» по озвученной повестке дня, и очень скоро история романтических отношений Анатолия и Софии закончилась пышной свадьбой.
Семья
На торжестве, состоявшемся 22 сентября 1968 года в Маршинцах, родном селе невесты, присутствовало более пятисот человек. Три дня и три ночи лилось рекой вино, а молдавское небо пронзали народные песни и музыка студенческого ансамбля жениха и невесты.
Потом молодой муж Софии Ротару Анатолий Евдокименко окончил университет и по распределению попал в Новосибирск, где работал на секретном 105-м военном заводе. София же приезжала к нему в Сибирь, деля с ним комнатку в общежитии, а по вечерам выступая в местном Доме культуры.
Вскоре Анатолий принял самое важное решение в своей жизни. Он бросил карьеру физика и полностью посвятил себя творчеству собственной жены, создав ансамбль «Червона Рута», с которым София Ротару прославилась на всю страну.
«Червона Рута»
В октябре 1971 года София стала солисткой ансамбля, организованного стараниями Анатолия Евдокименко и его старшего брата Валерия за счет бюджета Филармонии города Черновцы.
Поначалу наш герой играл в составе ансамбля на трубе. Потом, с течением времени он уже стал его продюсером, затем режиссером и, в конце концов, директором. Первыми шлягерами «Червоной Руты» были народные украинские и молдавские песни. Однако впоследствии Анатолий настоял, чтобы София попробовала исполнить что-то из набирающего популярность эстрадного репертуара.
Исполнив эстрадную песню «Мама» на конкурсе «Золотой Орфей», состоявшемся в 1973 году в болгарском городе Бургасе, Ротару получила Первую премию и настоящую славу.
В угоду карьере жены Анатолий в первые годы супружества не разрешал Софии рожать. Однако однажды жена слукавила, сказав, что уже беременна. Муж сначала поворчал, потом свыкся с тем, что скоро станет отцом и, естественно, потерял контроль. Вскоре природа сделала свое дело, только теперь по-настоящему.
Сын
24 августа 1970 года в молодой семье Евдокименко и Ротару родился сын Руслан. Анатолий буквально ликовал. О том, с каким размахом он праздновал рождение сына, в его родных Черновцах помнят до сих пор. Софию из роддома встречал целый оркестр. Схватив Руслана, счастливый отец начал танцевать с ним на руках прямо посередине проезжей части, застопорив все движение.
Единственный сын Анатолия и Софии стал объектом их родительской гордости и любви. Он рос упорным и даже упрямым, с детства научившись все свои проблемы решать самостоятельно, не прося помощи у знаменитых матери и отца, постоянно то вместе, то порознь ездящих по гастролям.
Когда Руслан вырос, то стал музыкальным продюсером. Он женился на своей коллеге Светлане и подарил Анатолию и Софии двух чудесных внуков – Анатолия, родившегося 23 марта 1994 года и названного в честь деда, и Софию, появившуюся на свет 30 мая 2001 года.
Он же, Руслан, впоследствии и убедил свою мать, Софию Михайловну, продолжить творчество, когда не стало отца, и в их семье все стало совсем плохо.
Болезнь
Почти через тридцать лет супружеской жизни Анатолия Евдокименко и Софии Ротару, наполненной взаимной любовью, уважением и счастьем, в их дом постучалась беда.
В 1997 году, во время очередных гастролей Анатолию внезапно стало плохо. Он начал терять сознание и мучиться ужасными головными болями. Сразу три киевских светила медицины поставили ему смертельный диагноз – рак мозга. Однако Ротару засомневалась в этом приговоре врачей и пошла вместе с мужем на консультацию в один из профильных медицинских центров Германии. Местные лекари после проведения всех исследований опровергли рак и констатировали другой диагноз – инсульт вследствие перегрузки и нервного потрясения, связанного со смертью отца Анатолия. Его достаточно быстро поставили на ноги.
Однако спустя несколько месяцев последовал очередной приступ, после которого Евдокименко уже не оправился. Он совершенно изменился и перестал общаться со всеми. В конце 2001 года последовал третий инсульт. Анатолий потерял речь.
На лечение любимого мужа, в то время уже не покидающего стены Института геронтологии Академии медицинских наук Украины, София Михайловна тратила все зарабатываемые деньги, от отчаяния пойдя даже на беспрецедентный для ее карьеры случай – выступление в ночном клубе «Метелица». Однако все оказалось тщетно.
Финал
Причиной смерти Анатолия Евдокименко стал четвертый инсульт. Это случилось 23 октября 2002 года. Он потерял сознание и больше в себя уже не пришел, так и не успев ни с кем проститься.
Его жена, София Михайловна, в тот день находилась в Германии на гастролях. Узнав о случившемся, она уже через несколько часов была в Киеве, держала находящегося без сознания мужа за руку и несколько часов кряду разговаривала с ним, вспоминая все счастливые моменты их жизни.
Неожиданно глаза Анатолия открылись. Обрадованная София стала звать врачей, но в этот же момент сердце ее супруга остановилось навсегда. Ему было всего шестьдесят лет.
Еще долгое время обезумевшая от горя Софья Михайловна сидела в палате рядом со своим умершим мужем, отказываясь верить в то, что ее любимого Толика, как она его обычно называла, больше нет…