Если в разводе с бывшим мужем ислам
Как правильно разводиться по Исламу? (Источник фото: yandex.ru)
Известно, что до ислама у женщин не было прав ни на что. С женщинами обращались как с имуществом. С приходом ислама все поменялось, ислам гарантировал женщинам определенные права и свободы. В частности, Всевышний Аллах установил в Коране положения, касающиеся брака и развода.
Что говорит ислам по поводу процедуры развода? В Коране развод упоминается во многих сурах, таких как «ат-Талак», «аль-Бакара», «ан-Ниса». В них содержаться указания о разводе и аннулировании брака, а также с последствиями этого. Тем не менее, развод – крайне нежелательное деяние, и Всевышний Аллах не одобряет расторжение брака по незначительным причинам. Следует избегать развода насколько это возможно и предпринимать попытки примирения.
Положения ислама в отношении развода
Развод в исламе допустим, хотя и с жесткими оговорками. Однако важно понять, что тройной развод – это не то, что практикуется мусульманами.
Всевышний Аллах говорит:
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (сура «ат-Талак», аят 1).
А также:
«Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (сура «ат-Талак», аят 4).
После того, как мужчина дал своей жене развод, он не имеет права выгнать ее из дома и обязан содержать ее в течение трех месяцев. Аллах Всевышний говорит:
«Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их» (сура «ат-Талак», аят 6).
Женщине также предписывается не покидать дом своего мужа в это время, только если ее бывший муж или его родственники не выгоняют ее. А если она на момент развода была беременна, то бывший муж обязан содержать ее, пока она не родит.
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (сура «ат-Талак», аят 4).
Возможность примирения
Если после изъявления желания развестись и пока не вышел срок «идда» мужчина пожалеет о содеянном, то он может вернуть свою жену.
«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха» (сура «ат-Талак», аят 2).
Если же бывшая супруга не согласна идти на примирение, то она в праве отказать в этом мужу и просить окончательного развода. После примирения мужу запрещается причинять страдания своей супруге в любом виде.
«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе» (сура «аль-Бакара», аят 231).
В Коране также сказано, что в случае развода мужчине нельзя требовать с бывшей жены брачный дар (махр), только если женщина сама не решит его вернуть.
«Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им…» (сура «аль-Бакара», аят 229).
Повторный брак после развода
Ислам допускает разведенным мужчинам и женщинам снова вступать в брак. На тот момент, когда повторный брак считался грехом в доисламском арабском сообществе, положения Корана были очень прогрессивны.
«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях. Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и чище для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура «аль-Бакара», аят 232).
Заключение
Как становится понятно, ислам сильно облегчил процедуру развода и даровал женщинам и мужчинам значительные права. К сожалению, в наше время считается, что ислам позволяет мужчинам легко разводиться со своими женами. Очевидно, что это заблуждение.
Islam-Today
Автор: Исмаил Наширбанов
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.
Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?
Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.
Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?
Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».
Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.
Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.
И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.
Можно ли сразу дать жене троекратный развод?
Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.
Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?
Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.
Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?
В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.
Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?
Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.
Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?
Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?
Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.
Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?
В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.
Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?
В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.
Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?
Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.
А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?
В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.
Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?
Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.
Имеет ли право жена дать себе развод?
Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.
Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.
Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.
Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!
Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!
Беседовала: Мадина Гасанова
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Я только что развелась со своим мужем и хотела бы знать свои права на время трех месяцев идды. Значит ли это, что мне нельзя разговаривать с мужчинами даже по интернету и можно ли, чтобы за мной приехали друзья моих родителей и забрали меня домой?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: женщина не имеет права давать развод своему мужу. Только муж может давать развод. Слова из Корана, повествующие о вопросах и положениях развода, адресованы мужьям, а не женам. Всевышний Аллах говорит:«Если в ы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях»(Корова 2:231)
«На вас не бу греха, детесли вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (Сонмы 33:49)
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Передается, что Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, развод принадлежит тому, кто взял за ногу (т.е. мужу, который имеет право вступать в интимную близость с женой). Ибн Маджа, 2081; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирва аль- Галиль», 7/108.
Когда муж оставляет жену, а она взамен дает ему деньги, то это называется хула. Подразумевается, что жена освобождается от мужа, возвращая ему махр или то, что он попросит, а затем он оставляет ее, если хочет. Это аннулирование брака, но не развод (таляк). В этом случае идда женщины составляет один менструальный цикл.
Об этом подробно рассказано в ответе на вопрос №14569
Если супруги расстались посредством хулы, то они незамедлительно становятся немахрамами друг для друга. Им запрещено оставаться наедине и возвращение жены возможно только посредством нового брачного контракта и махра.
Когда проходит один менструальный цикл или женщина рожает ребенка, если она была беременна во время развода, то идда заканчивается и ей снова дозволено выходить замуж, соблюдая шариатские условия, а именно: наличие опекуна и двух свидетелей.
Но если муж развел жену первым или вторым разводом, то ей не разрешено покидать свой дом во время идды, а мужу запрещено выгонять жену из дома, пока не закончится ее срок выжидания и они станут немахрамами друг для друга. Мудрость в том, что совместное проживание может побудить мужа вернуть жену, что всячески поощряется Исламом. Всевышний говорит:«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Развод 65:1)
Во время идды жене не нужно покрываться перед мужем, она может украшаться для него, разговаривать и оставаться с ним наедине. Но муж не имеет права на интимную близость с женой пока он не вернет ее или не совершит интимную близость с намерением вернуть ее обратно.
Если муж развел жену в последний третий раз, или он развел ее в первый или второй раз и ее идда закончилась, то они становятся немахрамами друг другу и ему запрещено оставаться с ней наедине, прикасаться к ней и смотреть на нее.
См. подробнее ответ на вопрос №36548
Следует отметить, что идда женщины после развода мужем составляет три менструальных цикла, а не три месяца. Для женщин, у которых нет менструации, идда длится три месяца.
В-третьих: женщине непозволительно проводить время и разговаривать с мужчинами немахрам. Доказательства и фетвы ученых на этот счет приведены в ответе на вопрос №34841
Основываясь на вышесказанном, женщине не запрещено использовать украшения, парфюмерию, драгоценности и т.п., которые запрещены женщине во время идды после смерти мужа. Если женщина разведена с возвратом, то ей запрещено уезжать из дома мужа. Времяпрепровождение и разговоры с чужими мужчинами запрещены всегда.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
« Источник »
(616)