Елизавета толубеева биография личная жизнь
Вдова Андрея Толубеева впервые раскрывает неизвестные страницы биографии актера и рассказывает, как пыталась его спасти.
[:rsame:]
Полковник Тарасов из популярного сериала «Агент национальной безопасности» в этом году мог бы отметить 70-летие. Народный артист России Андрей Толубеев умер ранним утром 7 апреля 2008 года в реанимации одной из питерских больниц. «У Андрюши за полгода до смерти выявили рак поджелудочной железы… И сразу неоперабельной четвертой стадии». Вдова актера Екатерина Марусяк впервые поведала о том, как пыталась спасти любимого при помощи народного целителя Рашида и как старшая дочь Толубеева ездила на Кубу за чудодейственным зельем.
Андрей Юрьевич родился в Ленинграде в год Победы советских войск над фашистской Германией. Его родители – известные артисты Юрий Толубеев (Санчо Панса из «Дон Кихота» и городничий Антон Антонович из «Ревизора») и Тамара Алешина (лейтенант Светлова из «Небесного тихохода»). Родители были категорически против, чтобы их единственный ребенок связал свою судьбу с театром или кино.
В 1963 году Андрей поступил на факультет авиационных врачей Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Во время учебы не упускал ни малейшей возможности выйти на сцену университетского театра. После окончания устроился врачом в воинскую часть, но вскоре вернулся на кафедру космической медицины и окончил курсы психофизиологии.
Вдова Толубеева Екатерина Марусяк / кадр из сериала “Литейный”
В одном из интервью Толубеев так объяснил дальнейший поворот судьбы: «Есть железное правило – больного человека надо любить, а я и здоровых-то не всех люблю». Оттого, вероятно, и сбежал из ординаторской в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
[:rsame:]
В 1975 году выпускника заметил сам Георгий Товстоногов и пригласил работать в Большой драматический театр. О работе с этим режиссером мечтали почти все советские актеры, а попасть в БДТ считалось не то что большой удачей, а везением в кубе. Там же Толубеев встретил свою единственную любовь – актрису Екатерину Марусяк. Однако сам народный артист никогда не рассказывал о том, что до счастливого брака были две неудачные попытки.
– Впервые он женился во время учебы в Военно-медицинской академии на актрисе музыкального театра Татьяне Бершадской. Отношения быстро себя исчерпали. Женился Андрей скорее потому, что все ребята в то время уже имели семьи, – рассуждает Екатерина Марусяк.
Второй раз Толубеев пошел под венец с актрисой Ольгой Агеевой, известной зрителям по главной роли в фильме «По законам военного времени».
– Почему они развелись, не знаю. Андрей никогда об этом не говорил. И первая, и вторая бывшие супруги могли запросто прийти к нам в гости, и муж всегда уважительно к ним относился. Они – часть судьбы Андрюши, с ними был съеден пуд соли, не было бы прошлого опыта, может, и у нас большой любви не получилось бы… Я и по сей день дружу и с Таней, и с Олей.
“Бандитский Петербург”, 2000–2003 гг. / кадр из сериала
«Женщины – это космос. Они всегда лучше мужчин и в философском, и в психологическом понимании. А мужики – машина для воспроизведения. Вся кодовая информация Вселенной заложена только в представительницах слабого пола». Такую гипотезу выдвигал Андрей Юрьевич и следовал ей всю жизнь. Влюбился окончательно и бесповоротно лишь в 40 лет в начинающую 30-летнюю актрису Катю.
– Я в то время приехала в Санкт-Петербург из Львова. Мне повезло, меня приняли в БДТ. Это было в 1984 году. Я увидела Андрея на сцене, он играл в спектакле «Последний посетитель». Пока был на сцене, все время смотрел на меня. Не знаю, как объяснить это чувство, но сразу поняла: с этим мужчиной хочу связать жизнь.
[:rsame:]
Екатерина вспоминает, что роман начался не сразу. Полгода, по ее выражению, они «играли в гляделки».
– Чувствовала, что нравлюсь ему, он не решался сказать об этом, а я не торопилась. Однажды он репетировал спектакль, в это время главный режиссер Георгий Александрович Товстоногов был в отъезде, по возвращении устроил всем нагоняй, ему не понравилась постановка. Он в то время бросил курить, был очень нервным. После взбучки Андрей был очень подавленным, подошел и сказал: «Кать, поехали ко мне, водки выпьем!» Согласилась не раздумывая. Так мы стали встречаться.
До встречи с Толубеевым Екатерина Марусяк никогда не была под венцом.
– Думала, уже никогда не встречу единственного и на всю жизнь, как мечтала всегда. А тут появился Андрюша! Весной 1985 года он сделал мне предложение. Мы сидели у него дома на кухне, разговаривали всю ночь. Сказала ему: «Если есть хоть толика сомнения, лучше не начинать. А я и так счастлива безумно оттого, что встретила тебя». Он мне ответил: «Что я, мальчик тебе? Я все решил».
“Агент национальной безопасности”, 1998–2004 гг. / Владимир Бертов
В браке родились две дочки – Лиза и Надя. Старшая, Елизавета, – абсолютная чемпионка мира среди юниоров по тхэквондо, выпускница Академии МВД, кандидат юридических наук. Она недолго отработала в системе правоохранительных органов и поняла, что кино и театр – ее призвание, от судьбы не уйдешь. Окончила режиссерский факультет СПбГАТИ. Но кинокарьеры в 31 год дочь народного артиста Андрея Толубеева пока не построила, снялась лишь в проходных эпизодах в сериалах.
[:rsame:]
– Сейчас ее главная профессия – мама. Моей внучке Василисе два годика. Мой зять тоже актер – Арсений Семенов, не удивлюсь, если и Василиса пойдет в театральное.
Младшая дочь Андрея Толубеева не так давно окончила театральный вуз, сейчас 26-летняя девушка пробует себя в различных амплуа.
Екатерина Дмитриевна и Андрей Юрьевич прожили в браке 30 лет.
– Муж никогда не ревновал меня, а я изредка могла… Секрет наших долгих отношений в том, что мы давали друг другу дышать, я никогда не устраивала ему глупых бабских разборок. Если ваша половинка встретит другого, то тут уж ничего не поделаешь. Поэтому ревность – пустое занятие.
– Наверняка у Андрея Юрьевича было много поклонников. Как он относился к своей известности?
– Очень спокойно. Здоровался и с уборщицей, и с дворником – со всеми. Андрей никогда нос не задирал. Конечно, было приятно, что многие его узнают, подходят за автографами, просят сфотографироваться, говорят добрые слова.
Вот что говорил о взаимоотношениях с супругой сам актер: «Мы не держим друг друга кандалами. Нет у нас такого слова – «измена». Если это произошло, значит, так надо было, и слава Богу. Наверное, такая моя позиция ее как женщину немного обижает, но, на мой взгляд, так лучше для всех. Потому что я и сам постоянно влюбляюсь. При моей профессии по-другому невозможно».
“Андерсон. Жизнь без любви”, 2006 г. / кадр из фильма
7 апреля 2008 года народный артист России Андрей Толубеев скончался на 64-м году жизни. Об истинных причинах смерти и последних днях жизни Екатерина Марусяк рассказывает впервые.
– За полгода до смерти, осенью 2007 года, у Андрюши обнаружили рак поджелудочной железы 4-й стадии, опухоль была неоперабельной. Он проходил ежегодное обследование у врачей, но общие анализы ничего не показывали. Муж долго от меня это скрывал, и, честно говоря, даже не помню, как он мне сообщил об этом. Очень страшно, когда ты понимаешь, что твой любимый человек угасает с каждым днем. Андрей старался не говорить о болезни, он, как врач, все понимал, оттого становилось еще хуже.
Родные Андрея Юрьевича не опустили руки, решили во что бы то ни стало победить смертельный недуг.
[:rsame:]
– Лиза полетела на Кубу за какими-то чудодейственными настойками, но они не помогли. Тогда я решила обратиться к целителю Рашиду, он лечил Александра Абдулова. Сначала знахарь консультировал меня по телефону, я варила какие-то снадобья. Потом он позвал нас в свой пансионат на две недели, обещал вылечить Андрюшу. Но в последний момент мы отказались от поездки, поняли, что это шарлатан. Я вместе с мужем легла в больницу.
С каждым днем Андрею становилось только хуже, силы покидали, а боль усиливалась, вспоминает вдова.
– Даже сильные обезболивающие уже не помогали. Никогда бы не подумала, что поднять веки – тяжелый физический труд. Мы лежали с Андреем в общей палате, за день до смерти пришел лечащий врач и сказал, что лучше перевести супруга в реанимацию. Мол, так всем будет спокойнее. Я ничего не почувствовала, не думала, что это случится так скоро…
День смерти своего мужа Екатерина помнит, как сейчас:
– Уснула и рано утром подскочила на кровати. Как раз в это время Андрюши не стало. Меня так потянуло в реанимацию, но не решилась будить медперсонал в такую рань… Потом ко мне в палату заглянул один врач, подумала – ошибся, второй, и третий уже подошел ко мне. Он еще ни слова не сказал, а я уже все поняла. В этот день в больницу должен был прийти священник, чтобы провести обряд соборования, но не успел…
За несколько дней до смерти Андрей Толубеев сказал жене: «Спасибо за прожитую жизнь».
За несколько дней до смерти Андрей Толубеев сказал жене: “Спасибо за прожитую жизнь” / Владимир Бертов
– Мне было очень тяжело, когда его не стало. Время притупило немного боль, я поняла: нельзя распускать себя. Надо заботиться о дочках, теперь вот внучка у меня есть, жаль, что Андрюша ее не увидел. Вера очень спасает, я стала чаще ходить в храм: исповедоваться, причащаться.
10 апреля 2008 года в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с отцом Юрием Толубеевым похоронили народного артиста России.
– Часто бываю на могиле мужа. Я чувствую его присутствие всегда, он помогает нам. Вот только Андрюша мне редко снится. Последний раз во сне он погладил меня по голове, поцеловал и пожалел. Его нет уже семь лет, кажется, что долго. А ведь перед вечностью это всего лишь миг! Надеюсь, что, когда придет мое время, я найду его там, на небесах, мы снова будем вместе и уже не расстанемся никогда.
Вторая жена
Ольга Агеева, вторая жена Андрея Толубеева:
Ольга Агеева, вторая жена Андрея Толубеева: Последний раз я поздравляла Толубеева с днем рождения 30 марта 2008 года / кадр из сериала “Улицы разбитых фонарей”
– Нас познакомил мой однокурсник. В то время я была первокурсницей в театральном институте, а Андрей заканчивал там четвертый курс. Мне 18 лет, ему 30. Он настоял на браке, в 1975 году расписались. Сложно притирались друг к другу. Я его ревновала к актрисе Татьяне Бедовой, он много с ней работал.
Была молодая, глупая, порывистая – ушла после 6 лет брака. Сильно переживала из-за этого, пока не встретила второго мужа, адвоката Михаила Телегова. Андрей приходил к нам в гости, был знаком с супругом и дочкой. В 2003 году Миша умер от рака поджелудочной железы. У Андрюши то же самое было, только спустя пять лет…
Последний раз я поздравляла Толубеева с днем рождения 30 марта 2008 года. Он спросил, какие обезболивающие моему супругу кололи…
Фото © vk.com / yasya_degtyareva
Слепые
В 2016 году девятилетняя Ярослава Дегтярёва выступила на слепых прослушиваниях третьего сезона шоу “Голос. Дети”. Девочка спела песню Виктора Цоя “Кукушка”. Несмотря на то что обернулись не все члены жюри (кнопку нажали Дима Билан и Пелагея, а Леонид Агутин воздержался), видеоролик с этим выступлением стал самым популярным на официальном ютуб-канале шоу за всё время его существования. В данный момент его просмотрели почти 82 млн раз. Чем же так привлекла эта робкая малышка из маленького городка Ростовской области?
Авария
Фото © YouTube / “Сегодня вечером”
У Яси (так её называет мама) сложная судьба. Когда девочке было пять лет, она попала в страшную аварию. За рулём был папа Ярославы. На ростовской трассе машину выбросило в обрыв. Отец девочки пострадал не так сильно, а вот Ярослава получила тяжёлые травмы. Врачи долго боролись за её жизнь. У неё обнаружили открытую черепно-мозговую травму, раздробление кости ноги, было повреждено зрение. Малышку откачали, но впереди была долгая реабилитация — она заново училась ходить и видеть. И это были не все испытания. После ДТП родители Ярославы развелись, и девочка с мамой переехала к бабушке.
Фото © vk.com / yasya_degtyareva
— В этой аварии виноват отец Яси. Они вылетели в обрыв, и девочка получила страшные травмы, её глаз буквально висел… Пострадала не только моя внучка, но и дочь — мама Яси. С переломами и ушибами она вытащила окровавленную Ясю на дорогу и стала просить помощи. За это отец Ярославы понёс наказание. Был суд.
Всё только начинается
И мама, и бабушка Ярославы Дегтярёвой серьёзно занимались вокалом. Яся тоже пела с раннего детства. После восстановления было решено попробоваться в детском “Голосе”. Это был триумф девочки. Она дошла до финала, её стали узнавать на улице, и посыпались предложения. Сейчас Яся часто гастролирует по российским городам и снимается в кино.
— Меня стали приглашать на концерты, на туры с “голосятами”. У меня появились свои песни, я снялась в двух фильмах. Я объездила почти половину России и даже выступила за границей.
В кинопортфолио у Ярославы уже две картины. В фильме “Жги” она исполнила главную роль, сыграв героиню Алевтину Романову в детстве. По сюжету этого фильма девочка обладала потрясающими вокальными данными, но стеснялась демонстрировать их на публике. Это история восхождения новой звезды эстрады. С ролью Яся справилась достойно.
Фото © vk.com / yasya_degtyareva
Следующей работой стала роль дочери главного героя в фильме “Заповедник”. Сергей Безруков выступил не просто коллегой по съёмочной площадке и наставником, но и партнёром по вокалу — вместе они спели песню “C какой мы планеты” на концерте “Безумный день рождения Сергея Безрукова” в “Крокус сити холле”.
Рост
https://yadi.sk/d/DhYY50Ukg_PSUA
И всё-таки основной своей стезёй Ярослава Дегтярёва видит пение. Она стала востребованным артистом, у неё есть свой менеджер. На её канал в “Ютубе” подписано 170 тыс. пользователей, а у страницы в соцсети “ВКонтакте” — 41 тыс. подписчиков. У Яси даже есть бойфренд, имя которого она не афиширует.
Девочка очень выросла, и речь не только о сантиметрах, хотя даже для своих 12 лет Яся выше многих сверстников. Она выросла и как вокалист. Голос с железными волевыми нотками стал более стабильным и ровным. У неё появился свой автор песен, а впереди — новые вызовы.
На прошедшем недавно чемпионате мира по тейквондо абсолютной чемпионкой стала курсант 1-го курса Университета МВД Елизавета Толубеева. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что Лиза – дочь актеров Большого драматического театра им. Товстоногова Андрея Толубеева и Екатерины Марусяк.
КАК И КАЖДЫЙ ребенок, выросший в театральной семье, Лиза с детства проводила много времени за кулисами. Более того, ей довелось даже участвовать в качестве актрисы в нескольких спектаклях прославленного БДТ, причем далеко не в эпизодических ролях. Достаточно назвать роль Лизы – дочки Ракитина в “Дворянском гнезде”.
Казалось бы, судьба девушки предопределена. Тем более что училась Елизавета в специальной школе творчества, где изучала историю искусства, занималась исполнительским мастерством. А еще была хореографическая школа при знаменитом Вагановском училище. Словом, полный “джентльменский” набор, необходимый для дальнейшей артистической карьеры.
И вдруг – такой выбор: университет при Министерстве внутренних дел!
Однако близкие, хорошо знающие Лизу, подобным поворотом удивлены не были. Существовали у девушки и другие интересы, никоим образом с театром не связанные, – боевые искусства. Сначала были занятия ашихарой-карате. Потом – секция айкидо. И наконец корейская борьба тейквондо, принесшая Лизе звание чемпионки мира.
Впрочем, как это ни покажется странным, на выбор девушки повлияли и… родители, которые были против театрального института. Андрей Толубеев так прямо и сказал дочери: “Запрещать что-либо я не собираюсь. Но советую: поступай куда хочешь, только не в театральный. Это тяжкий труд и при этом – постоянное, хроническое безденежье”.
Лиза сделала свой выбор. Такой выбор, что многие мужики бы пальцем у виска покрутили. Курсант 1-го курса следственного факультета Университета МВД Толубеева начинает свой день в 6 утра. Зарядочка – не дай бог! Один многокилометровый кросс чего стоит. Потом – строевая подготовочка, выезды на стрельбище, положенные по уставу наряды и прочее, прочее… А если сюда присовокупить и регулярные занятия в секции тейквондо – то такой образ жизни кажется полным безумием.
Парадокс, но Елизавете все это нравится. Сказалась черта характера: из всего – даже из трудностей – извлекать удовольствие.
Лиза вспоминает, как она в первый раз надела милицейскую форму. По фигуре обмундирования не нашлось. Выдали на три размера больше, а ушивать нельзя.
– Шла по Невскому и поначалу чувствовала себя затравленным зверем. Потом поняла: надо научиться себя подать – и форма будет сидеть прекрасно! И еще – улыбаться людям. Отойти от стереотипа, что работник милиции должен быть обязательно злым, хмурым, с каменным выражением лица.
Навыки боевых искусств приходилось Лизе применять и в жизни. Когда ей было всего двенадцать лет, какой-то мужик схватил торопящуюся в школу девчонку и потащил в подъезд. Ох, и зря он это сделал! Возмущенная тем, что она опаздывает в школу, а ее задерживают, занимавшаяся в то время ашихарой-карате Елизавета нанесла два удара по самым болезненным местам – коленке и бедру. Мужику этого оказалось более чем достаточно…
В свободное время Лиза по-прежнему любит бывать в театре, где продолжают работать ее родители. Старается не пропустить ни одного спектакля, где заняты отец или мама. Причем любит смотреть не как обычный зритель. Для своей мамы Лиза сейчас является самым авторитетным критиком.
Еще она очень любит Санкт-Петербург, и ей нравится просто бродить вечерами по улицам Северной Пальмиры. Если есть возможность, посещает клуб “Голливудские ночи”.
Пока первокурсница Толубеева не знает, где будет работать по окончании университета. Вполне возможно, что в Интерполе. Или в специальной службе, занимающейся преступлениями, совершенными иностранцами либо против них. Ведь учится девушка в группе с углубленным изучением английского языка.
Между тем в семье актеров Андрея Толубеева и Екатерины Марусяк подрастает еще одна дочь – 11-летняя Надежда, которая очень внимательно присматривается к своей старшей сестре Лизе…
Интересно, какую профессию посоветуют выбрать родители младшенькой? Актерская доля тяжела. Только и в милиции работать не легче…
Редакция “АиФ. Разбор” благодарит коллег из агентства журналистских расследований
(С.-Петербург) и лично руководителя Андрея Константинова за помощь при подготовке публикации.
Смотрите также:
- Екатерина Климова: “Игорь позвонил мне, и все закрутилось…” →
- Борис Невзоров пострадал от вируса. Артистического →
- Марату Башарову профессия далась легко →
С одной стороны, актерская жизнь — слава-цветы-блеск, с другой — церковь сильно не одобряет.
И вот рождаются легенды, распространяются слухи,
и множатся ряды несчастных, желающих поступить
в Театральную академию. Несчастных — потому
что, в сущности, они ничего не знают об этой
«адовой профессии», как определила ее одна из героинь
следующего материала, дочь актрисы.
Кто знает изнанку актерской жизни (порой
весьма неприглядную), кто больше всего страдает
от «антипедагогичного» образа жизни (репетиции,
гастроли, поздно заканчивающиеся спектакли)?
Актерские дети. Но вот что удивительно — они
чаще всего идут по родительским стопам.
Почему они выбирают профессию своих родителей
и с какими трудностями сталкиваются? На эти вопросы
отвечают Надежда Толубеева, Анна Арефьева
и Полина Воробьева.
НАДЯ ТОЛУБЕЕВА
Студентка третьего курса СПбГАТИ
(мастерская В. М. Фильштинского)
Родители: Екатерина Марусяк (БДТ)
и Андрей Толубеев (БДТ),
дед Юрий Толубеев (Пушкинский театр),
бабушка Тамара Алешина (Пушкинский театр)
Сначала я хотела быть учителем, потом врачом,
потом решила — стану продавцом, потому что считала:
продавцы — самые богатые люди на земле. Потом
хотела придумывать рекламу. Классе в пятом сестра
сказала мне, что пора определяться с профессией.
А поскольку я была закулисным ребенком и впервые
вышла на сцену в два года, в спектакле «Дворянское
гнездо», а потом был еще «Перед заходом солнца»,
я постоянно варилась в этом, то все получилось само
собой, и я решила поступать в Театральную академию.
У нас в семье вообще считалось, что Лиза —
это девочка с мозгами*, а Надя безголовая, так что
куда ей еще идти…
Не могу сказать, что в отличие от обычных детей
я не была избалована родительским вниманием. Да,
я выросла практически одна в квартире, родители
постоянно были то в театре, то на гастролях, то на съемках. Но когда мы с ними встречались, я получала
все, что хотела. То есть, с одной стороны, я избалована,
с другой — был постоянный недостаток в родителях.
Но я никогда не чувствовала себя каким-то особенным ребенком. Мне всегда хотелось быть
как все. Чувство «особости» шло от других людей,
на меня давило их отношение. Я до сих пор к этому
привыкаю, хотя сейчас, конечно, спокойнее ко всему отношусь. На поступлении было адски сложно.
Я все время чувствовала особое к себе отношение,
причем даже больше, чем было на самом деле.
Я ни с кем не могла общаться, безумно боялась, мне
казалось, все знают, что я Толубеева. Однажды заставила
себя подойти к девочкам — надо же начинать
как-то общаться! Подсела скромно и говорю:
«Знаете, Фильштинский набирает в этом году только
пять девочек…». Они отвечают: «Ты что, дура? Трех!
Две блатные — дочка Толубеева и внучка Лаврова.
Их уже взяли». Я поднялась и очень медленно пошла
от них, а потом как побегу… Позвонила папе.
А я жила тогда одна в городе, родители до сих пор
не знают, что я читала на экзаменах, они меня нигде
не видели, не были ни на одном показе, вообще никакого
участия в поступлении не принимали, я все
делала сама. Я звоню папе и плачу: здесь все говорят,
что я Толубеева, что я блатная! Не помню, что он
тогда ответил. Но помню, как мы шли по коридору
БДТ, кто-то нас остановил, они разговаривали с папой,
и этот кто-то его спросил, не боится ли он отпускать
меня в театр. И папа очень уверенно ответил —
нет, в Наде я уверен на 100%, это ее.
Н. Толубеева (Ольга Ивановна) в спектакле «Попрыгунья».
Фото Е. Головиной
Семья: Е. Марусяк, А. Толубеев и дочки Лиза и Надя.
Фото из личного архива
А. Толубеев с дочерью Надей в редакции «ПТЖ».
Фото М. Дмитревской
Н. Толубеева.
Фото из личного архива
Я всегда завидовала своим однокурсникам, которые
приехали из других городов, прошли кучу испытаний,
поступили кто с третьего, кто с четвертого
раза. Я понимаю, что они всего добились сами, заслуженно
поступили. А я до сих пор не знаю — зачислили
меня или дочку Толубеева? Долго мучалась —
я занимаю чье-то место или свое? Первый год
была в жутком зажиме и только сейчас, на третьем
курсе, понимаю, что я на своем месте. Когда играю
спектакль, когда незнакомые люди подходят, говорят
что-то хорошее… Но кого тогда зачислили — не знаю до сих пор.
Зато я точно знала, куда я иду. Знала, что это не просто профессия, что вся жизнь станет другой,
это двадцать четыре часа в сутки. Даже если ты не в Академии, не на спектакле, если просто идешь
по улице — ты наблюдаешь за людьми, что-то черпаешь
каждую секунду в свою «копилку». Ловишь
себя на том, что иногда играешь в жизни, проверяешь
какие-то реакции. То есть я поступала в институт
очень осознанно. И все оказалось абсолютно по-другому. Я имею в виду тот театральный мир, каким
он был для меня до Академии, и тот, что сейчас. Все
мои критерии поменялись — по отношению к жизни,
к сцене, к людям. Прошлый театральный мир был такой…
театральный-театральный. А здесь, в мастерской,
нас учат другому, какой-то чистоте и честности.
От жизни к театру. Я стала замечать, как много заштампованных артистов, которые врут сами
себе. Выходят на сцену, зная, что их любят и пришли
именно на них посмотреть, и начинают играть на автомате — внутри пусто, а взгляд он уже знает какой
сделать. Я играю спектакль «Попрыгунья» и тоже
ловлю себя иногда на том, что какие-то взгляды, жесты
идут на автомате. Это безумно страшно, потому
что нечестно по отношению к зрителю. И мастер
все видит, все замечает. Еще одно открытие. Я поняла,
что самое сложное — любить на сцене. Если ты
по-настоящему влюбишься в партнера, то сможешь
сыграть все. И смерть, и любовь, и разлуку. Я поняла,
что хоть умри, надо за что-то влюбиться в партнера,
прийти, посмотреть в глаза и хоть что-то хорошее
найти, иначе ничего не выйдет. Мне кажется,
в театре об этом часто забывают.
До Академии я смотрела одни спектакли, теперь
смотрю другие. Но к тем, что помню, отношение не изменилось. Я очень трепетно отношусь ко всем спектаклям
БДТ, вообще ко всему, что там происходит.
Персиковый цвет. Тепло. Уют. Мне всегда было
в театре уютно. Помню, когда я играла в «Дворянском
гнезде», совсем маленькая, я все время интересовалась
тем, сколько мне платят за спектакль. Не помню,
что за сумма, но на жевачку хватало. А я решила —
что мне деньги? За кулисами стояли какие-то
коробки с гвоздями, и я играла спектакль за эти гвозди.
Отыграю сцену — беру себе гвоздь.
Помню буфет. Для меня поесть — самое святое,
это, наверное, от папы передалось. Было счастьем
приходить в буфет перед спектаклем и буквально нажираться — уже много, уже не могу, а ем. И я все записывала
на папу. Он меня как-то спросил: ты одна
ходишь в буфет или еще кого-то кормишь?
Мне часто говорили — да ты в БДТ пойдешь,
тебя, конечно, возьмут! А этот театр такой родной,
так глубоко во мне сидит, я так тяжело переживаю
какие-то его неудачи, что когда-то дала себе слово
никогда в этом театре не работать. Решила, что поеду
в Москву. Потому что БДТ — это слишком близко.
Но вот недавно что-то произошло, все как-то поменялось,
и я задумалась. Там сейчас происходит смена
поколений, много молодых ребят, которые так искренне
верят в этот театр!
У нас в семье в принципе никогда не было никаких
установок. Я, конечно, слышала постоянно
какие-то разговоры, знала всю театральную кухню
Петербурга, все, что мне было можно и нельзя.
Иногда у меня рот открывался, потому
что я слышала такие вещи… абсурдные.
И не могла поверить, что большие
сознательные люди на такое способны.
Но никаких установок по отношению
к театру, к творчеству не было.
Родители привили какие-то человеческие
качества, которые сейчас очень
в актерстве помогают. Для меня самое
главное — правда, искренность, чистота,
доброта, открытость. Мне кажется,
родители в меня это пытались
заложить. Поэтому я ужасно переживаю,
когда чувствую, что вру зрителям.
Тогда я начинаю бороться. Потому что
не хочу никому врать.
АНЯ АРЕФЬЕВА
Студентка четвертого курса СПбГАТИ
(мастерская Г. М. Козлова)
Родители: Алена Ложкина (Театр на Литейном)
и Алексей Арефьев (ТЮЗ), дед Геннадий Ложкин
(Театр на Литейном)
Быть театральным ребенком — это значит, что из детского сада тебя все время забирают разные люди.
Это значит сидеть в гримерке, делать домашнее задание,
смотреть один и тот же спектакль по сотне раз.
Я тогда в принципе особо не понимала, что такое театр.
Это была просто работа моих родителей, такая
же, как, например, в магазине. Только потом, уже на втором или третьем курсе, я поняла, почему мама
так психовала за кулисами. Например, она играла
Пеппи в спектакле «Пеппи Длинныйчулок». У нее
был чемодан, и она говорила детям, что он полон
фантиков, что там какое-то чудо. Однажды во время
спектакля этот чемодан раскрылся. Реквизиторы
забыли его закрыть. Он был пустой. И я, маленькая,
впервые услышала, как мама матом кричит — ребята,
это предательство, как вы могли такое сделать?!!!
Я только потом начала понимать, что это такое, какая
это адова профессия, как это тяжело…
С одной стороны, в том, что я из театральной семьи,
много плюсов. Мама может что-то подсказать
мне после прогона перед спектаклем. Но я все время
думала: почему мои родители такие странные
люди — приходят домой, выпивают и говорят только
про это. Часами обсуждают что-то, рассуждают.
Видимо, я тогда и заразилась театром и теперь
без этого не могу, все время только об этом думаю.
Наверное, и у меня семья будет такая же.
А. Арефьева и ее родители Е. Ложкина и А. Арефьев.
Фото из личного архива
А. Арефьева, ее дед Г. Ложкин и мама Е. Ложкина.
Фото из личного архива
Детские воспоминания… Я помню, когда была
совсем маленькая, мама играла Красную Шапочку.
А я сидела в первом ряду и жутко плакала, когда
Волк ее съедал. Так было поставлено, что она в этот
момент замирала как каменная. И я ходила к папе
в Ленком, он играл Оловянного солдатика и тоже
умирал, и я тоже очень плакала. Помню, что в спектакле
«Упырь» выходил на сцену такой гигантский человек,
у него вместо головы был кочан капусты, в который
по ходу спектакля втыкали нож. И я помню,
что после каждого спектакля я съедала этот кочан.
Еще однажды на гастролях все собрались в нашем номере
после спектакля и выпивали. И мама рассказывает,
что под утро я, маленькая, вышла из своей комнаты
в белой ночнушке и сказала: «Ну почему актеры
такие злые? Почему они так друг друга обсуждают?»
Детство — это ТЮЗ и Театр на Литейном. Только
сейчас я понимаю, какое это было время, какой это
был театр. Я безумно горжусь своей семьей. Когда
смотрю на фотографии, вижу, какие красивые люди
мои родители, какие у них потрясающие актерские
судьбы, сколько они всего переиграли! Я мало что
понимала тогда, но все, что сейчас знаю и умею, —
они вкладывали с детства. Иногда я очень сильно
чувствую свое отличие от других на курсе. Ну, например,
в том, что касается элементарной театральной этики. Я с детства знаю, что такое поклон, что,
если мальчику подарили цветы, он должен отдать их
девочке… Когда я решила поступать, мама очень переживала
за меня, но никогда не трогала, не указывала,
что делать. То, что я из театральной семьи, — это
просто факт, как родимое пятно на ноге. Я не задумываюсь
о том, что продолжаю какую-то театральную
традицию. У нас в семье вообще как-то не принят
был пафос.
Я решила, что буду актрисой, когда была в десятом
классе. В один какой-то момент все перевернулось.
Я обклеила стены в комнате стихотворениями,
ходила и пела, целовала двери Академии и думала —
от всего отрекусь, от друзей, от компаний, только бы
поступить! И весь первый курс так и было, я была совершенная
фанатичка по отношению к курсу и институту.
Благодаря мастеру, я чувствую, что есть команда,
своя театральная семья, но не знаю, куда потом
идти и что делать. Это меня пугает. Я верю в лучшее
и надеюсь, что все будет хорошо. Иначе меня не будет. Ничего другого я не представляю. Я безумно
хочу работы, много и настоящей, чтобы падать в обморок,
приходить в себя и продолжать.
Несмотря на то, что я росла в театре, он все равно
всегда был для меня чудом. Когда мы впервые вышли
на большую сцену с курсовым спектаклем, я всех
буквально достала — ребята, мы на сцене! Сейчас
выпускаем другой спектакль, и пространство стало
совсем другим, и это чудо!
То, что я из театральной семьи дает мне энергетику,
веру, силу воли, я чувствую, что могу очень много
выдержать. А не хватает мне… наглости и умения
пробиваться.
ПОЛИНА ВОРОБЬЕВА
Студентка четвертого курса СПбГАТИ
(мастерская Г. М. Козлова)
Родители: Ольга Самошина (Театр на Литейном)
и Константин Воробьев (Театр «Фарсы»,
Молодежный театр на Фонтанке).
Дед — режиссер Владимир Воробьев
(о династии Воробьевых см. «ПТЖ» № 8),
дед Борис Самошин (о династии
Самошиных — «ПТЖ» № 9)
Конечно, мне повезло. Родители оставили такой
след в искусстве, что, когда я прихожу куда-нибудь
на съемки, ко мне сразу очень хорошо относятся —
это Олина (или Костина) дочка! А потом наступает
следующий этап, когда надо доказать, что ты сама
что-то знаешь и умеешь, когда нужно завоевать
к себе отношение.
Я выросла за кулисами, с детства варюсь в этой
среде. Наверное, что-то по-другому воспринимаю.
Тебя окружает особая музыка, особые фильмы. Папа
с мамой с детства советовали мне, например, смотреть
фильмы Тарковского, Феллини. И все равно
я только сейчас начинаю это по-настоящему ценить.
Раньше я головой понимала, что Моцарт гений.
А сейчас я чувствую это. Вивальди очень люблю, в его
музыке такая гармония! И все это закладывалось
с детства, по ложечке. Папа очень любит музыку, дедушка
ставил мюзиклы, поэтому у нас дома куча дисков.
Папа иногда плачет, слушая музыку. И я тоже.
Вот так вдвоем сидим и плачем. Вообще все актеры,
наверное, чересчур восприимчивы. Я вот очень пугливая,
до сих пор. Помню, когда была маленькая,
мы с папой смотрели старый фильм про обезьяну-убийцу. И это было ужасно страшно, я заснула с мамой,
просто вжалась в нее, меня впервые прошиб холодный
пот. Она хотела окно открыть, а я все боялась,
что в него эта обезьяна заберется. Наверное, это
минус — сверхразвитое воображение. Это раздражает
иногда, но что поделаешь. Такая особая природа.
Я решила стать актрисой только к окончанию
школы. Потому что сначала хотела быть продавщицей
мороженого. Потом — учительницей, как все девочки,
потом археологом, потому что мама так интересно
рассказывала про Шлимана, потом певицей,
хотя у меня нет особых вокальных данных, потом
моделью. Мне очень повезло, с седьмого класса
я занималась у Сергея Бызгу в театре-классе,
в пятнадцать лет снялась в замечательном фильме
«Итальянец». Теперь с первого курса моя жизнь —
это театр, двадцать четыре часа в сутки. И я об этом
не жалею. Хотя иног?