Егор андреев биография личная жизнь
Владимир Андреев перед смертью признался, что его семью сотрясали конфликты
Второго сентября в московском Театре им. Ермоловой простились с его почетным президентом Владимиром Андреевым. Знаменитый артист, режиссер, педагог и муж не менее знаменитой 75-летней Натальи Селезневой, той самой пани Катарины из «Кабачка 13 стульев» и звезды кинокомедий Леонида Гайдая, скончался через два дня после своего 90-летия на подмосковной даче, где супруги провели всю пандемию.
Владимир Андреев, который с 1970 года возглавлял Театр им. Ермоловой, а в 2012-м передал бразды правления Олегу Меньшикову, оставшись почетным президентом труппы, в последние годы страдал ишемической болезнью сердца. Накануне его смерти Наталья Селезнева уехала с дачи в Москву. В их квартире на Тверской, в доме по соседству с Центральным телеграфом, лопнул шланг в стиральной машине. Залило кухню. О кончине мужа Наталья Игоревна узнала от помощницы по хозяйству по телефону.
Автор этих строк не раз бывала в гостях у Андреева в их помпезной сталинке на Тверской, имеющей статус исторически ценного градоформирующего объекта. Мемориальные доски на фасаде гигантского дома свидетельствуют, что здесь проживали министр культуры Екатерина Фурцева, ученый-химик Николай Зелинский, хоровой дирижер Александр Свешников, поэт Роберт Рождественский, физик Юлий Харитон, актер и режиссер Олег Ефремов и многие другие великие сограждане.
Олег Меньшиков (слева) стал седой как лунь
С Владимиром Андреевым мы, как правило, беседовали в гостиной, в окружении книг и картин, написанных его любимыми художниками. Здесь собирался весь цвет артистический и поэтической Москвы. Супруга Владимира Алексеевича во время наших интервью всегда отсутствовала: она играет в Театре сатиры, снимается в кино, занимается тремя внуками. Но, разумеется, речь о ней заходила постоянно.
Наталья Селезнева — роскошная дама, любящая дорогую одежду, меха, французскую косметику… Я присутствовала на одной ее фотосессии, где народная артистка позировала в боа и ожерельях. Она всегда вела себя как прима, но между делом напоминала:
— Я — жена Владимира Андреева.
Злые языки судачили, что отношения между супругами были не такие безоблачные, как это могло показаться на первый взгляд.
— Моя жена — очень эмоциональная дама, — с улыбкой замечал Андреев. — У нее бывают бурные выяснения отношений с нашим сыном Егором — дипломатом. Я пытаюсь погасить конфликты, но иногда бывает горячо.
Безутешная вдова почернела от горя
Мало кто знает, что Селезнева — третья жена Андреева. В первый раз он женился на ученом-биологе, которая родила ему дочь Ольгу. Затем его супругой стала актриса Наталья Архангельская (Дуняша Мелехова из «Тихого Дона» Сергея Герасимова). С ней Андреев познакомился на кинопробах и вскоре переманил хорошенькую артистку из «Современника» в родной Театр им. Ермоловой. А потом бросил одну Наталью ради другой — Селезневой, у которой, кстати, тоже была весьма насыщенная личная жизнь. Например, вся Москва обсуждала роман юной звезды «Операции “Ы” и других приключений Шурика» с начинающим сценаристом Александром Червинским.
Судьбоносная встреча Андреева и Селезневой произошла на съемках фильма-сказки «Калиф-аист». Роман вспыхнул практически сразу. В роли свата выступил пожилой актер Сергей Мартинсон, который настоял, чтобы его женатый 38-летний друг Андреев обратил внимание на миловидную 23-летнюю Селезневу. А что же законная супруга Владимира — Архангельская?
— Наш развод произошел не потому, что кто-то от кого-то ушел, — уверяла она в интервью «Комсомолке». — Хотя мы прожили вместе семь лет, но он уже уходил от меня, потом возвращался, просил расписаться. Мы зарегистрировали брак. А через месяц подали на развод. К этому времени я была готова к расставанию в любую секунду… Разошлись, пожелали друг другу счастья. Такое редко, но бывает. И продолжали работать в одном Театре им. Ермоловой, вместе выходили на сцену. Возможно, еще и поэтому он мне остался близким, родным человеком.
Марианна Вертинская
Угадать по глазам
— Что вы поняли о любви? — интересовалась я у Андреева.
— Любовь — это состояние, когда человек готов отдать все ради другого человека. Необязательно постоянно объясняться в чувствах, дарить подарки, но без жертвенности любовь невозможна, — отвечал мудрый Владимир Алексеевич.
Из заграничных командировок он всякий раз привозил Наталье Игоревне миниатюрные статуэтки селезней.
— Расскажите о замечательных рисунках у вас на стене.
— Их автор — гениальная девочка Надя Рушева. Она подарила мне два рисунка — иллюстрацию к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и портрет девочки — маленькой музы. С Надей мы были очень дружны. Она часто приходила в мой дом, и мы беседовали часами, а моя жена Наталья Игоревна ревновала.
Автопортрет Рушевой
— Неужели Наталья Селезнева может ревновать?
— Надя была неповторимой, особенной, неземной, сотканной из образов, и это вызывало чувство восхищения у всех мужчин, которые с ней общались. Если бы у вас был муж, и он часами беседовал с молодой очаровательной девушкой, и постоянно говорил ей комплименты, как бы вы реагировали? С папой Нади, художником Николаем Рушевым, я делал спектакль для телевидения. Надя ушла из жизни в 17 лет (весной 1969 года, когда Селезнева была беременна сыном Егором. — А. З.) — она была очень больная, но рисовала постоянно, фанатично.
— Как руководитель актерского курса в ГИТИСе, вы сразу видите потенциал будущего артиста?
— Некоторые мои ученики начинали очень посредственно, а потом взлетели высоко. Никогда не забуду поступление Елены Яковлевой, которая на третьем туре и бледнела, и краснела, и рыдала — и все по-настоящему, правдиво. Потом во время учебы Лена была сдержанная, негромкая, немного отстраненная, но личностное начало в ней очень сильное. А мой ученик Виктор Раков какой талантливый! Мало кто знает, что он еще скульптор, подарил мне свою скульптуру на сюжет сказок Пушкина.
Сын усопшего Егор и младший внук Коля у гроба
— А еще одна ваша ученица, Кристина Орбакайте, какая в жизни?
— Я угадываю человека по глазам. Глаза Кристины говорят о том, что она по-чеховски прекрасна. Ни разу не разочаровался в ее порядочности и в таланте. Жаль, она мало снимается и играет в театре. На мой взгляд, ее истинное призвание — сцена.
— Как вы относитесь к детям из элитных семей?
— Не разделяю людей по сословному признаку. Сам я — из простой семьи. Готов был идти рабочим на завод, если бы не поступил в театральный вуз. Началось с того, что мой товарищ Алексей Головин, который впоследствии стал известным артистом, позвал меня в Дом пионера, в драматический кружок, который вела удивительная женщина с грустными глазами Любовь Ларина. В этом кружке занимался и Ролан Быков, а потом к нам пришли Игорь Кваша, Лева Круглый… Помню свою первую маленькую роль — западного посла в постановке сказки Маршака «Двенадцать месяцев». Но какие костюмы нам шили! А был 47-й год, и государство находило деньги на драматический кружок.
— Не пожалели, что рекомендовали Олега Меньшикова на свой пост худрука Театра имени Ермоловой?
— Если бы я не был удовлетворен своим решением, то ушел бы из театра. Я руковожу мастерской на актерском факультете, пишу книги, словом, мне есть чем заниматься. Но я восхищаюсь организаторскими способностями Меньшикова и хочу работать с ним вместе. Перед тем как Олега Евгеньевича назначили руководителем, он прислал мне письмо, где была расписана программа развития театра. Признаюсь, что я очень боялся того обстоятельства, когда я назову имя преемника, а преемник не будет утвержден…
Народный артист СССР Владимир Андреев даже с первой женой умудрился расстаться так, что она передала его в руки новой супруге — актрисе Наталье Селезнёвой — с легким сердцем. 27 августа Владимир Алексеевич празднует 90-летний юбилей.
Андреев родился 27 августа 1930 года в Москве. Знаменитый артист, театральный режиссёр, он относится к тем немногочисленным представителям творческой элиты, кто всю жизнь служит одному театру и никогда не был замечен в скандалах. В 1952 году он пришёл актёром в Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, в 1970-м стал главным режиссёром, в 1990-м — худруком, а в 2012 г. — почетным президентом театра им. М. Н. Ермоловой, уступив кресло худрука Олегу Меньшикову. Андреев умудрился выстроить работу труппы таким образом, что в коллективе не было обиженных ролями актёров, не случалось громких уходов и скандальных историй.
В свое время Андреев даже от первой жены — актрисы Натальи Архангельской — ушел так, что они остались друзьями. Более того, она его буквально передала в руки новой избраннице. Архангельская — народная артистка РФ, хорошо знакомая зрителям по ролям в фильмах «Тихий Дон» (Дуняша Мелехова), «Любушка» (Дарья Бурмина), «Таня» (Шаманова). Московский же театральный зритель видел Архангельскую в постановках Театра им. Ермоловой, куда она пришла в 1962 году.
Наталья Архангельская в фильме «Тихий Дон» (1958)
Роковую роль в личной жизни Андреева сыграли сказки Гауфа. Дело было так. В 1968 году 37-летнего актера пригласили сыграть превратившегося в птицу багдадского султана в музыкальный телефильм «Калиф-аист» Владимира Храмова по мотивам одноимённого произведенияВильгельма Гауфа. А 22-летняя Наталья Селезнёва исполнила в нём роль принцессы из Бенареса, превращенной злым волшебником в сову. К тому времени молодая артистка уже была настоящей звездой СССР: в 1965 году на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», где Наташа сыграла сдающую экзамены студентку Политехнического института Лиду в новелле «Наваждение».
Как рассказывают Наталья Игоревна и Владимир Алексеевич, у них случилась любовь с первого взгляда. Хотя Андреев был женат. Правда, официально брак длился лишь месяц, но на самом деле они с Архангельской прожили к тому времени много лет, в 1959 году у них родилась дочь Ольга. Надо сказать, что многие из свидетелей зарождения любви Андреева и молоденькой актрисы были против романа. Например, Валентин Гафт уговаривал своего друга не делать глупостей, не торопиться с разводом и не воспринимать всерьез отношения с пусть и красивой, но «пигалицей».
И тем не менее, влюбившись в 22-летнюю Селезневу, Андреев сразу поговорил с женой. Она его поняла, более того, в своих интервью Архангельская говорила, что «не переживала, наоборот, была рада за мужа, что он попал в хорошие руки». По признанию актрисы, ей юная Наташа была симпатична и как артистка, и как человек. Поэтому «с мужем рассталась с легким сердцем». Более того, расставание никак не сказалось на творческих отношениях бывших супругов, Архангельская продолжала получать роли в спектаклях Андреева.
Сразу после развода артиста с Архангельской в 1968 году Селезнева и Андреев расписались.
«Первые годы семейной жизни были очень тяжёлые: мы притирались друг к другу, — рассказывает «АиФ» жена Владимира Андреева Наталья Селезнева. — Володя был состоявшийся артист, ему — 37, мне 22 года. У него уже сложилось своё видение жизни, у меня же жизненные ориентиры только начинали маячить. Но, когда через год родился сын Егор, мы с мужем стали понимать друг друга намного лучше. Не оставляя работу ни на один день, мы выхаживали сынишку. Есть семьи, которые распадаются, когда возникают трудности, кто-то их не выдерживает. Режиссёр Плучек говорил: „Кто сдрейфил, тот сошёл с ринга“. Мы с Андреевым не сдрейфили, нас жизненные сложности лишь сплачивали. Мы вместе пережили очень многое… У меня была тётка, которую я безумно любила, она растила меня вместе с моей мамой. Когда мы сошлись с Володей, она очень болела и тяжело уходила из жизни. Видеть её страдания было невыносимо: она их мужественно преодолевала, и от этого мужества было ещё больнее на неё смотреть. Тетя не просила помощи, и от этого сердце разрывалось. Конечно, я делала всё, что было в моих силах, но случаются ситуации, когда ты бессилен перед судьбой. Володя тогда подключился и был рядом, мы вдвоём то страшное время пережили. Это была первая трудность. Потом у нас с жильём были проблемы, нам негде было жить, мы что-то продавали, покупали какую-то комнату, потом всё это меняли, переезжали, сидели на тюках, но всегда — вместе-вместе-вместе. Нам никто не помогал, материально рассчитывать было не на кого, только на самих себя. Потом наш сын Егор попал в больницу, мы опять были вместе. Потом у моей мамы случилась операция на сердце — и мы с Андреевым опять были вместе… Мама дожила до 89 лет, из которых последние 15 у неё были большие проблемы с сердцем. Я ухаживала за ней, летела со съёмок и спектаклей к маме. И всё время меня поддерживал мой муж. Я всё время чувствовала, что мы одно целое. Как-то уже у меня была 5-часовая операция под общим наркозом, когда я открыла глаза на каталке, первое, что я увидела, было лицо Андреева. Трудности сделали нас одним целым».
Руководитель международного управления МГИМО Егор Андреев в интервью «Москва-Баку» рассказал об азербайджанском землячестве Германии, сотрудничестве Московского государственного института международных отношений с крупнейшими вузами Азербайджана, своих знаменитых родителях, а так же о сложной и интересной работе дипломата.
– Егор Владимирович, вы были на дипломатической службе в разных городах Германии. Расскажите об азербайджанской диаспоре в этой стране.
– Я работал в Германии в течении десяти лет. Азербайджанская диаспора в Германии по численности, конечно, меньше чем в России. Она насчитывает всего 140 тысяч человек, в нее входит немало иранских азербайджанцев. Среди известных людей землячества – профессор Боннского университета Рахмон-заде, знаменитый пианист Али-заде, пианистки Эльвира и Самира Исмаиловы, певица Азиза Мустафа-заде и многие другие.
Надо сказать, что в не менее десяти немецких городах действуют около 15 азербайджанских культурных центров. Это и институт Культуры им. Низами Гянджеви, и Немецко-азербайджанское культурное общество, и Академическое азербайджанское общество, и Общество дружбы Азербайджана и Германии.
В 2010 году в рамках празднования недели Азербайджана в Германии в Гумбольдском университете в Берлине прошло резонансное мероприятие – конференция с участием азербайджанской профессуры и тех академических мужей, что живут в Германии. Она была посвящена современному Азербайджану, взаимоотношениям с соседями, с европейскими странами.
Азербайджанская диаспора в Германии очень динамичная: это деловые люди, деятели науки и культуры. Мне кажется, с учетом улучшения общего климата в Азербайджане – экономического, социального и политического,- численное количество диаспоры не должно увеличиваться. По моим ощущениям идет обратный отток в Азербайджан, и эта тенденция должна сохраниться.
– Вы бывали в Баку. Что из того, что увидели наиболее запомнилось, что поразило?
– Не буду скрывать, что последний раз был в Азербайджане достаточно давно. Знаю, что Баку с тех пор очень преобразился, стал более динамичным. Современный город только начинал строиться, а старый Баку – он уникальный. Меня потрясла в нем синергия старого и нового. Вы спрашиваете, что меня поразило? Это и гостеприимство, и стол, и танцы, и легкость общения. Сочетание разных культур. Бакинцы любят говорить, что: «когда в нашем городе открыли месторождение нефти, туда поехали представители всех национальностей». Город гордится тем, что разные народы всегда жили в нем в мире и согласии. Там есть даже немецкие поселения времен Екатерины, с сохранившимися немецкими названиями. Азербайджанцы умеют приглашать к себе людей, не ассимилируя, не подавляя их культуру и язык, создавать им условия для достойной жизни.
– С какими азербайджанскими вузами сотрудничает МГИМО?
– Есть соглашения с Бакинским славянским университетом, с Азербайджанским государственным экономическим университетом, Бакинским государственным университетом и Азербайджанской Дипакадемией при МИД Азербайджана. Четыре вуза –партнера. Соглашения подписывались в период с 2001 по 2007 гг., они автоматически продлевались и активно работают.
На сегодняшний день в МГИМО обучаются 60 студентов из Азербайджана, на договорной основе 41 человек, на бюджетной -19 человек. Это лучшие из лучших, которых Азербайджан отправляет на учебу к нам. В дальнейшем они будут служить своей стране на дипломатическом или хозяйственном поприще.
– Почему вы выбрали МГИМО и карьеру дипломата? У вас творческая семья, (мама Егора Владимировича Андреева – известная актриса Наталья Селезнева, папа – выдающийся актер и режиссер Владимир Андреев – прим. ред), близкие не настаивали, чтобы вы продолжили династию?
– В школе хорошо давались английский язык, история и география. Мне всегда было интересно: а как там, в дальних странах? Возникало множество вопросов. Хотелось получить на них ответ. У нас были замечательные соседи, – семейная пара, супруг соседки – торгпред в Таиланде, работал в Китае. Сколько себя помню, пропадал у них с утра до вечера. Слушал рассказы о Юго-Восточной Азии. Мне тоже хотелось, как это не высокопарно звучит, поспособствовать объединению людей, народов.
Родители не настаивали, чтобы я выбрал актерскую стезю, а она к себе особенно и не манила. В моей школе учились дети актеров, проводились поэтические вечера, которые я очень любил. На них приходил мой отец, актеры – Михаил Ульянов, Василий Лановой, поэт Роберт Рождественский. Составляющая культурно-театрально-поэтическая в моей жизни присутствовала, но я – то ли стеснялся, то ли еще что-то сыграло свою роль, но желание идти учиться в МГИМО одержало верх над всеми остальными. Школу закончил с золотой медалью и посчитал, что груз накопленных знаний надо перенести из школы в институт. (Улыбается.)
По окончании института поступил на дипломатическую службу, потом перешел в Совет Федераций, работал там на разных международных направлениях. Я был в классическом международном управлении – МИДе, потом смотрел на процесс сквозь призму парламентской дипломатии, сейчас смотрю на дипломатию с точки зрения образовательной – вернулся в родные стены МГИМО.
– Расскажите, чем сейчас занимаются ваши родители.
– Мама, по-прежнему, служит в Театре Сатиры, получает много предложений сниматься в кино и в сериалах, но не все принимает. Она актриса старой школы, возможно, ей что-то не нравится в сценариях или не устраивают условия, которые ей предлагают.
Отец активно занят в театре, у него порядка семи-восьми спектаклей в месяц. Играет в постановках. Четыре года назад он отдал театр Олегу Евгеньевичу Меньшикову, он стал его художественным руководителем (Владимир Андреев долгое время возглавлял Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой – прим. ред). Сейчас у отца почетная должность президента театра, но при этом – он действующий актер.
Сейчас готовится его поэтический вечер, он пройдет на Малой сцене театра в декабре. Зал, в котором этот вечер состоится, назван Олегом Меньшиковым в честь моего отца – Андреевским. Помимо этого, отец преподает в ГИТИСе, является заведующим кафедрой актерского мастерства. Преподает там уже лет пятьдесят, руководит кафедрой больше 45 лет.
– Вас назначили вице-консулом в Бонне, этому предшествовали годы работы за границей. Когда вы стали заниматься дипломатией на практике, с какими трудностями, если они были, столкнулись?
– Я приехал в Берлин и стал помощником руководителя берлинского отделения посольства Чрезвычайного и полномочного посла Коптинцева – дипломата старой школы, который работал еще с Громыко. Мне пришлось пройти «школу молодого бойца». Это был тот фундамент, который помог понять профессию. Я возглавлял протокольный отдел и вел секретариат.
– Что самое главное в деятельности работника посольства, какими качествами он должен обладать?
– На первом месте – выдержка и высокий профессионализм. Умение не впадать в крайности, находчивость – обязательно. Дипломат не может не быть патриотом. Как говорил Константин Симонов: «Патриотизм – вещь очень личная, почти интимная». Для каждого означает что-то свое.
– Дипломат не может оставаться равнодушным к стране своего пребывания – это как минимум. Помимо этого, нужно постараться ее полюбить, я права?
– Безусловно. Дипломат должен быть не только посланником своего государства, но и, независимо от того, какой ранг он занимает, любить и понимать страну, в которой проходит его служба. И это, невзирая на те сложности, которые возникают на том или ином этапе. Меня этому учили старые дипломаты. Язык, традиции, культуру, какая бы экзотическая страна это не была, нужно хорошо знать и по-настоящему любить.
У нас в институте сохраняется традиция – из стен вуза дипломат выходит с тем языком, который в перспективе должен стать языком его работы за границей. На Западе такого нет, – учат, например, английский, французский, русский, а потом работают в странах независимо от знания языка и страны. Российский молодой атташе едет «очаровывать» местное население со знанием языка.
Министр иностранных дел Сергей Лавров, например, выпустился из МГИМО с сингальским языком, как специалист по Шри-Ланке. Это было в самом начале его карьеры.
Наш институт рекордсмен по количеству изучаемых языков – их 54. Этот факт даже отмечен в книге рекордов Гиннесса. У нас изучаются языки СНГ. Постепенно вводятся языки бывших стран СССР. Это очень нужная и важная инициатива.