Ефремов олег николаевич актер
Олег Ефремов — биография
Вся жизнь этого актера прошла в служении искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он первый среди первых и лучший среди лучших. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже без малого два десятка лет, но его творческое наследие продолжает служить людям. Он навечно остался в памяти благодарных коллег и поклонников, которые помнят все образы, созданные им в течение долгой творческой биографии.
Настоящая слава и любовь пришла к Олегу Ефремову после фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда».
Детство и юность
Родился Олег Ефремов 1 октября 1927 года в Москве. Родителей звали Николай Иванович и Анна Дмитриевна, они были совершенно не творческими людьми. У них была большая коммунальная квартира в одной из многоэтажек Арбата. Олег с детства дружил с Александром Калужским, который приходился внуком прославленному артисту Василию Лужскому, и с Сергеем Шиловским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто заходил к Сергею домой, и каждый раз окунался в особую атмосферу творчества и интеллигентности, которая царила в этой семье. Ему нравилось общаться с Булгаковым, он запоминал все, что говорил великий писатель, даже не подозревая о том, какая величина стоит перед ним. В те годы Олег был не знаком с творчеством писателя, оно не предназначалось для его детского восприятия. Прошли годы, и именно сочинения Булгакова легли в основу репертуара театра «Современник», который основал Ефремов.
Фото: Олег Ефремов в детстве
Когда Олег Ефремов учился в школе, семья переехала в Воркуту. Его отца назначили на должность бухгалтера ГУЛАГа, и мальчику пришлось с детства постоянно соприкасаться с незнакомой ему лагерной жизнью.
Сцена привлекала Олега с юных лет. У мальчика был двоюродный брат, Георгий Меньшенин, с которым они постоянно играли в театр, сами делали бумажных кукол, придумывали элементарные декорации.
В детские годы Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г.Кудашова, в свое время закончившая студию М.Чехова.
В 1945 году друг детства Олега Ефремова Саша Калужский уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, прихватив с собой и Сергея Шиловского, но удача сопутствовала только Ефремову. Как удалось этому худому восемнадцатилетнему парнишке с совершенно не актерской внешностью обойти многочисленных конкурсантов, и стать студентом, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом, он был зачислен в Школу-студию МХАТ с первой попытки, и попал в мастерскую к прославленным педагогам – Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья по конкурсу не прошли, и Олег пообещал им играть и за них.
Олегу Ефремову очень нравилось все, чем он занимается, он понял, что нашел именно свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он отдавал учебе всего себя, и поклялся, что будет оставаться верным однажды выбранному делу до самого конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятвенное обещание, которое даже скрепил кровью, полагая, что в этом и заключается вся серьезность и значимость данной клятвы. Олег Ефремов не нарушил свою клятву – вся его жизнь была сплошным служением искусству.
Олег Ефремов в молодости
Ефремов был прилежным студентом, учеба давалась ему легко. Парень все годы студенчества мечтал оказаться во МХАТе, и не кем-нибудь, а занять должность главного режиссера. После получения диплома о высшем образовании пришло первое разочарование – в театре для него места не нашлось, даже вакансия статиста была недоступна. Такого провала Олег не ожидал, но и тем не менее, руки опускать не стал. Ефремов нашел себе работу в Центральном детском театре.
Театр
Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. В первой своей постановке «Ее друзья» он уже сыграл центрального персонажа – Володю Чернышова, и получил первую признательность зрителей. Игра Олега Ефремова была натуральной и подкупала искренностью, поэтому зрителям казалось, что перед ними никакой ни актер, а обычный паренек-старшеклассник.
Фото: Олег Ефремов в театре
Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дурачком в постановке «Конек-горбунок».
В 1955-м состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Именно под его руководством вышла музыкальная комедия «Димка-невидимка», авторами сценария которой были Михаил Львовский и Вадим Коростылев. Режиссерскую работу Ефремова оценили очень высоко, она понравилась не только зрителям, но и самым строгим театральным критикам.
Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник».
Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес.
Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.
На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.
Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.
Очень подкосил здоровье Олега Ефремова безвременный уход одного из ведущих актеров и его лучшего друга Иннокентия Смоктуновского. После этой трагедии под руководством Ефремова вышла только постановка «Три сестры», которая стала его последней режиссерской работой. Через шесть лет, 24 мая 2000 года не стало и самого Олега Ефремова. Труппа его родного театра в то время гастролировала на Тайване, поэтому на церемонию прощания не попала. Зато поклонники буквально завалили живыми цветами Камергерский переулок, где находилось здание МХАТа, и поэтому даже не все смогли попрощаться с прославленным актером и режиссером.
Фильмы
Дебют Олега Ефремова в кино состоялся в 1955-м. Его первый герой – комсорг Алексей Узоров из картины «Первый эшелон», снятой режиссером Михаилом Калатозовым. Дебют был настолько удачным, что Ефремову начали ежегодно предлагать по одной картине.
Олег Ефремов был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его герои получались органичными и естественными, казалось, что это и не игра вовсе, а настоящая жизнь. Среди самых ярких работ в кинематографе можно назвать картины «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!», «Три тополя на Плющихе». Когда Эльдар Рязанов искал актера на роль Юрия Деточкина, то сразу предложил ее Ефремову, но вскоре выяснилось, что актер обладает достаточно волевым характером, а герой должен быть мягким и поддающимся. Поэтому Деточкин достался Иннокентию Смоктуновскому.
Композитора Александру Пахмутову попросили написать песню к ленте «Три тополя на Плющихе», но она поначалу отказалась. А после просмотра снятого материала согласилась. Она увидела ту сцену, где Доронина поет, а Ефремов ее слушает, увидела взгляд Олега, который проникал в саму душу. Благодаря этому фильму появилась композиция «Нежность», которая не теряет популярности и в наши дни. Этот фрагмент признали самым сильным местом картины.
Личная жизнь
В личной жизни Олег Ефремов очень часто влюблялся. Впервые он влюбился еще в школе в Таню Ростовцеву. Девочка была младше на 2 года, и не обращала на него внимание. Олег пытался всеми способами исправить эту ситуацию, и придумал трюк с детскими сосками, наполненными водой. Такие своеобразные бомбочки летали в окно Тани до тех пор, пока однажды не попали в ее тетю. Это событие стало окончанием романа. Девушка впоследствии стала женой Юрия Никулина.
В студенческие годы Олег Ефремов воспылал страстью в Ирине Скобцевой, но девушка предпочла другого. После этого его избранницей стала однокурсница Лилия Толмачева, которую он повел в ЗАГС. Они прожили вместе 6 месяцев, и Олег воспылал любовью к Маргарите Куприяновой. Актриса играла в его первой постановке «Димка-невидимка». В это время У Ефремова начались проблемы с алкоголем, и Лилия бросила его.
Олег Ефремов с женой
Новой симпатией Олега Ефремова стала актриса Антонина Елисеева. Она была старше на десять лет и имела мужа, но это не стало преградой для вспыхнувших чувств.
В 1955-м с легкой руки Галины Волчек у Ефремова начались отношения с Ириной Мазурук. Девушка была моложе, но в свои девятнадцать уже успела побывать замужем и развестись. Олег и Ирина жили в гражданском браке, но свадебное торжество все же организовали. У них родилась дочка Анастасия, но Ефремов не остепенился – он по-прежнему заводит романы со своими артистками.
В начале своей киношной карьеры Олег влюбился в актрису Нину Дорошину. Ирина в отместку тоже завела себе поклонников, которых даже звала домой и знакомила с мужем. После ухода Ефремова из дома, Ирина чуть не покончила жизнь самоубийством, но ее удалось спасти.
Отношения с Ниной Дорошиной складывались сложно, пара то сходилась, то расходилась, пока женщина не решила поставить окончательную точку. Она согласилась стать женой актера Олега Даля, но Ефремов испортил им все торжество. Даль и Дорошина вскоре развелись.
В разные периоды его жизни он был влюблен в Ирину Мирошниченко и Анастасию Вертинскую, но их отношения были недолгими.
В 1962-м Олег Ефремов снова женится. На этот раз его избранницей стала Алла Покровская. У них родился сын Михаил, и семейная жизнь продолжалась целых двенадцать лет, именно настолько женщине хватило сил закрывать глаза на похождения супруга.
Все дети актера стали творческими людьми. Сыну Михаилу пришлось долго искать свое место под солнцем, потому что его затмевала слава отца. Сегодня он популярный актер, так же как и его сын Никита. Анастасия Ефремова возглавляет театральный журнал «Страстной бульвар, 10», занимается организацией театральных фестивалей.
Избранная фильмография
- 1955 Первый эшелон
- 1966 Берегись автомобиля
- 1967 Три тополя на Плющихе
- 1969 Гори, гори, моя звезда
- 1975 Лесные качели
- 1975 Ольга Сергеевна
- 1984 Чужая жена и муж под кроватью
- 1995 Ширли-мырли
- 1998 Чехов и Ко
Ссылки
- Олег Ефремов: «Я в ответе за всех!»
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
1 октября 1927, Москва — 24 мая 2000, Москва.
Актёр, режиссёр театра и кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (7.05.1967).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (12.10.1976).
Герой Социалистического Труда (30.09.1987).
Окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и был приглашён в труппу Центрального детского театра, где за короткий срок сыграл более 20 ролей. Там же дебютировал как режиссёр постановкой водевиля «Димка-невидимка» (1955).
Одновременно начал преподавать в Школе-студии МХАТ, был ассистентом на курсе А. М. Карева, позднее профессором и заведующим кафедрой мастерства актёра.
В 1956 году, собрав вокруг себя студентов Школы-студии, своих ровесников и учеников (Галина Волчек, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Виктор Сергачёв), организовал «Студию молодых актёров» (впоследствии — Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра.
В 1970 году О.Н. Ефремов принял приглашение старшего поколения мхатовских актёров и стал главным режиссёром МХАТа. За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Поставил все крупнейшие пьесы А.П. Чехова.
Один из создателей и первый секретарь Правления Союза театральных деятелей СССР. Член КПСС с 1955 года.
Скончался в своей квартире на 73-м году жизни. Похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 2).
Олег Ефремов был несколько раз женат. Имел дочь и сына — актёра Михаила Ефремова (1963 г.р.) от брака с актрисой Аллой Покровской.
Центральный детский театр (ЦДТ):
Володя Чернышев — «Ее друзья» В. Розова (1949)
Янис — «Я хочу домой» С. Михалкова (1949)
Учитель — «Драгоценное зерно» А. Мусатова (1950)
Степан — «Настоящий друг» В. Любимовой (1950)
Митрофан — «Недоросль» Д. Фонвизина (1950)
Крестьянин — «Дубровский» А.С. Пушкина (1950)
Николай Шаповалов — «Романтики» Э. Цюрупы (1950)
Стражник — «Город мастеров» Т. Габбе (1950)
Французик — «Горе от ума» А. Грибоедова (1951)
Гриша Фабер — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Саня — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Иван — «Конёк-горбунок» П.Е. Ершов (1952)
Шванда — «Волынщик из Стракониц» Йозефа Каетана Тыла (1952)
Вальтер Дилл — «Гельголанд зовет!» А. Кузнецова (1953)
Андрей — «На широкую воду” Н. Реут, М. Скрябина (1953)
Костя Полетаев — «Страницы жизни» В. Розова (1953)
Молчалин — «Горе от ума» А. Грибоедова (1953)
Петя — «Ее друзья» В. Розова (1953)
Ковьель — «Мещанин во дворянстве» Мольера (1954)
Алексей — «В добрый час!» В. Розова (1954)
Саня Григорьев — «Два капитана» по В. Каверину (1955)
Кочергин — «Дочка» В. Каверина (1956)
Монкс — «Оливер Твист» Ч. Диккенса (1956)
Самозванец — «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1956)
Режиссёрский дебют:
«Димка-невидимка» В. Н. Коростылёва и М. Г. Львовского (1955)
Театр “Современник»:
Борис — «Вечно живые» В. Розова (1956)
Винченцо де Преторе — «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958)
Леонид — «Продолжение легенды» А. Кузнецова (1958)
Борис Родин — «Два цвета» А. Зака, И. Кузнецова (1959)
Ильин — «Пять вечеров» А. Володина (1959)
«Голый король» Е. Шварца (1960)
Бороздин — «Вечно живые» В. Розова (1961)
Филипп — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962)
Ухов — «Старшая сестра» А. Володина (1962)
«По московскому времени» Л. Зорина (1962)
Лямин — «Назначение» А. Володина (1963)
«Без креста!» В. Тендрякова (1963)
«В день свадьбы» В. Розова (1964)
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964)
«Всегда в продаже» В. Аксенова (1965)
«Оглянись во гневе» Дж. Осборна (1965)
Николай I — «Декабристы» Л. Зорина (1967)
Желябов — «Народовольцы» А. Свободина (1967)
«Большевики» М. Шатрова (1967)
«Традиционный сбор» В. Розова (1967)
Андрей Жарков — «С вечера до полудня» В. Розова (1970)
«Чайка» А. Чехова (1970)
«Вечно живые» В. Розова (1975)
Московский Художественный Театр
Луис де Карраскиль — «Дульсинея Тобосская» А. Володина (1971)
«Последние» М. Горького (1971)
«Потусторонние встречи» Л. Гинзбурга (1971)
Прохожий — «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971)
«Сталевары» Г. Бокарева (1972)
Петр Себейкин — «Старый Новый год» М. Рощина (1973)
«Соло для часов с боем» О. Заградника (1973)
«Сон разума» А. Вальехо (1973)
«Иван и Ваня» Л. Чекалова (1974)
Пушкин — «Медная бабушка» Л. Зорина (1975)
Потапов — «Заседание парткома» А. Гельмана (1975)
«Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (1975)
«Нина» А. Кутерницкого (1975)
«Уходя, оглянись!» Э. Володарского (1976)
«Иванов» А. Чехова (1976)
Лоншаков — «Обратная связь» А. Гельман (1977)
«Святая святых» И. Друцэ (1977)
«Эльдорадо» А. Соколовой (1978)
Зилов – «Утиная охота» А. Вампилова (1978)
Берецкер — «Кино» И. Чурка (1978)
«Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана (1979)
«Чайка» А. Чехова (1980)
Андрей Голубев — «Наедине со всеми» А. Гельмана (1981)
«Так победим!» М. Шатрова (1981)
«Скамейка» А. Гельмана (1984)
Астров — «Дядя Ваня» А. Чехова (1985)
«Серебряная свадьба» А. Мишарина (1985)
«Чокнутая» («Зинуля») А. Гельмана (1986)
Аладьин — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина (1987)
«Московский хор» Л. Петрушевской (1988)
Мольер — «Кабала святош» М. Булгакова (1988)
«Варвары» М. Горького (1989)
«Вишневый сад» А.Чехова (1989)
«Иванов» А. Чехова (1990)
«Брачная ночь, или Тридцать седьмое мая» Л. Петрушевской (1990)
«Олень и шалашовка» А. Солженицына (1991)
«Горе от ума» А. Грибоедова (1992)
Георг Фридрих Гендель — «Возможная встреча» П. Бари (1992)
«Мишин юбилей» А. Гельмана, Р. Нельсон (1993)
Борис Годунов — «Борис Годунов» А. Пушкинв (1994)
«Три сестры» А. Чехова (1997)
Ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1977).
Орден Ленина (30.09.1987).
Орден Дружбы народов (10.11.1993).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.09.1997).
Государственная премия СССР (1969) — за сценическую трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики».
Государственная премия СССР (1974) — за спектакль «Сталевары» по пьесе Г. К. Бокарёва.
Государственная премия СССР (1983) — за спектакль «Так победим!» по пьесе М. Ф. Шатрова.
Государственная премия Российской Федерации (1997) — «за сохранение и развитие традиций русского психологического театра в спектакле „Три сестры“».
Государственная премия Российской Федерации (2003, посмертно) — «за многолетнее научное исследование и публикацию творческого наследия основателей Московского Художественного театра»..
«Золотая маска» — приз конкурса-смотра актёров московских театров (1976).
Премия «Хрустальная Турандот» (1997) — за доблестное служение театру.
Премия «Золотой Овен» (1997) — за вклад в киноискусство.
Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998) — за спектакль «Три сестры» А. П. Чехова.
Премия мэрии Москвы «За уникальный вклад в культуру» (1999).
Премия «Человек года» Русского биографического института (1998).
Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде (“Дни хирурга Мишкина”, 1976).
Приз имени П. Б. Луспекаева «Госпожа удача» на кинофестивале «Киношок» в Анапе (1997).
Премия «Чайка».
последнее обновление информации: 12.12.20
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Олег Ефремов: новости >>
5 декабря
Оттепельное кино, народная классика и не только
20 ноября
Фонд принадлежит осуждённому Михаилу Ефремову
20 октября
На основной сцене театра 25 октября будет сыгран спектакль, который родился в стенах Школы-студии МХАТ.
2 октября
Первую награду 42-го фестиваля вручили во время церемонии открытия.
Все новости >>