Ефим березин биография личная жизнь

Кадр из фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками», 1953 г.

Талант этого актера проявился с раннего детства, когда юный Ефим Березин на Новом рынке в Одессе зарабатывал себе на жизнь нехитрым номером с подниманием тяжестей.

Гири были бутафорскими, однако это не мешало подростку получать солидное вознаграждение на карманные расходы. Молодой человек не подозревал, что вскоре его призванием станет сцена, а зрители запомнят веселого и остроумного актера под псевдонимом Штепсель.

Родился Ефим Березин 11 ноября 1919 года в творческой семье, где родственники по линии отца были цирковыми артистами, а по линии матери – музыкантами.

Но родители не мечтали о том, чтобы их дети выбрали творческие профессии, и когда юный Ефим увлекся цирковыми трюками, всерьез обеспокоились.

Они хотели видеть сына обладателем престижной профессии врача или инженера, но тот упорно оттачивал пантомимы и всерьез подумывал о том, чтобы посвятить свою жизнь искусству. Впрочем, перед молодым человеком были открыты практически все двери, так как в школе он уверенно шел на золотую медаль.

Кадр из фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками», 1953 г.

Судьбу юного Березина определила школьная театральная постановка «Борис Годунов», в которой он сыграл одну из главных ролей. Дебют был настолько удачным, что даже учитель физики, не жаловавший искусство, посоветовал молодому человеку без раздумий поступать в Киевский театральный институт.

Советом Ефим Березин воспользовался и блестяще выполнил экзаменационное задание, показав, как ведет себя человек, которому жмут ботинки. Он был зачислен на режиссерский факультет в 1937 году.

Его соседом по комнате оказался студент-первокурсник Юрий Тимошенко, который впоследствии стал сценическим партнером Березина.

Молодые люди создали творческий дуэт еще в стенах института, участвуя в многочисленных студенческих капустниках. Дипломы выпускники получили перед самым началом Великой Отечественной и практически сразу попали в агитбригаду, где создали цикл юмористических скетчей под псевдонимами Галкин и Мочалкин.

Кадр из фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками», 1953 г.

В 1946 году партнеры создали новый дуэт, где Ефим Березин стал Штепселем, а Юрий Тимошенко – Тарапунькой. С несколькими новыми номерами они выступили на II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стали победителями.

После этого артисты решили обосноваться в Москве, где им предложили работу конферансье.

Этот дуэт был любимым и узнаваемым многими поколениями зрителей. Ефим Березин в роли Штепселя вместе со своим напарником был желанным гостем на концертах и театральных вечерах, актеры много гастролировали и получали предложения сниматься в кино.

С их участием вышли такие фильмы как «Штепсель женит Тарапуньку», «Тарапунька и Штепсель под облаками», «Веселые звезды». Сам Ефим Березин, еще будучи студентом участвовал в съемках фильма «Шуми, городок», а позже принял приглашение сниматься в картинах «Легкая жизнь» и «От и до».

Он был блистательным комедийным актером и признавался, что очень любит смешить людей. Причем, не только на сцене, но и в повседневной жизни.

В 1986 году, после того, как не стало Юрия Тимошенко, знаменитый дуэт распался, и Ефим Березин принял решение вернуться в Киев, где попытался начать сольную карьеру, но она не задалась.

Кадр из фильма «Тарапунька и Штепсель под облаками», 1953 г.

Женился Ефим Березин сразу же после Победы на одесситке по имени Розита, с которой прожил в браке без малого 50 лет. Супруга родила ему сына и дочь, которые также выбрали творческие профессии.

После распада СССР семья приняла решение переехать в Израиль, где уже обосновались дети, однако супруги очень скучали по любимой Украине и даже планировали вернуться.

Но из-за проблем с сердцем медики запретили Ефиму Березину авиаперелеты, поэтому свое 75-летие актер праздновал в Тель-Авиве. Тогда он сказал, что выходит на сцену в последний раз, так как привык выглядеть перед публикой смешным, а не жалким.

В последние месяцы жизни Ефим Березин не узнавал даже родственников, но легко цитировал фразы из номеров своего героя Штепселя. 21 мая 2004 года Народного артиста УССР не стало.

© Biografia.Ru, 2019 г.

Источник

Ефим Березин родился 11 ноября 1919 года в городе Одесса. Вырос в семье, где все, так или иначе, были связаны с искусством. А его отец много лет проработал капельдинером в Одесском цирке, поэтому все детство Ефима прошло именно там. Освоив цирковые номера, он с успехом исполнял их на школьных концертах. Но в цирковые артисты он не пошел. Школьным кружком руководила актриса Одесского театра имени Октябрьской революции Ф. Шнейдер-Коршаковская, благодаря которой Березин полюбил сцену. А в десятом классе на конкурсе школьной самодеятельности за исполнение роли Самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» он был удостоен звания лауреата.

    После школы Ефим поступил в Киевский театральный институт, где и познакомился с Юрием Тимошенко. Они встретились на студенческом капустнике и с тех пор практически не расставались. Именно на капустниках проявился их талант в организации и проведении веселых остроумных спектаклей, которые уже тогда пользовались большим успехом у зрителей.

    Окончив режиссерский факультет Киевского театрального института в 1941 году, Березин и Тимошенко вместе были зачислены в отряд артистов Ансамбля песни и танца Юго-Западного фронта, с которым с первого дня Великой Отечественной войны выступали перед солдатами. Всю войну они ездили по передовым и госпиталям, выступая дуэтом – Березин в образе повара Галкина, а Тимошенко – банщика Мочалкина, и имели оглушительный успех.

    За годы войны Ефим Иосифович был награжден тремя орденами, а также медалями. Новый образ их дуэта – монтер Штепсель (Березин) и милиционер Тарапунька (Тимошенко) – появился уже после войны. С ним в 1946 году молодые артисты приняли участие во II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стали лауреатами первой премии, а вскоре начали выступать в качестве конферансье в эстрадном театре «Эрмитаж», самом престижном тогда в Москве. Автором их интермедий, которые часто имели злободневный, сатирический характер, стал драматург П.Г. Григорьев. Сами артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду и гротеск.

    Также в 1946-1948 годах Березин был режиссером Киевского русского драматического театра Леси Украинки, а затем актером и главным режиссером Украинской республиканской эстрады. Очень быстро Березин и Тимошенко стали сами создавать концертные номера и эстрадные спектакли, где героями были, конечно же, Тарапунька и Штепсель. Среди самых известных: «Везли эстраду на декаду», «Ровно 20 с гаком», «Смеханический концерт», «От и до», «Беспокойтесь, пожалуйста» и другие. В ряде постановок они работали в содружестве с драматургами Р. Виккерсом и А. Каневским. Штепсель и Тарапунька Благодаря таланту, творческому подходу, трудоспособности и необыкновенному чувству юмора, этот дуэт и их номера более сорока лет пользовались большим успехом и непреходящей популярностью у зрителей.

   Артисты проехали с гастролями не только весь Советский Союз, но также выступали в Польше и Шотландии. Помимо выступлений на эстраде Березин снимался и в кино (причем, как один, так и с Тимошенко). Среди картин с его участием: «Шуми городок» (1939), «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1954), «Веселые звезды» (1954), «Приключения с пиджаком Тарапуньки» (1955), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958), «Ехали мы, ехали…» (1962), «Легкая жизнь» (1964) и другие. В ряде картин они выступили не только как исполнители главных ролей, но и как сценаристы и режиссеры. Участвовали они и во многих телепередачах. После смерти своего друга и партнера Юрия Тимошенко в 1986 году, Березин некоторое время выступал один.

Читайте также:  Слуцкая биография личная жизнь дети

    А в начале 1990-х годов он поехал в гости к дочери, которая жила в Израиле. Там Ефим Иосифович перенес инфаркт и по настоятельной рекомендации врачей из-за состояния здоровья не смог вернуться на Украину и остался жить в Израиле, получив там гражданство и квартиру. Однако и на сцену он тоже не вернулся. Последние годы жизни талантливого артиста были омрачены тяжелой болезнью и смертью супруги.

   Народный артист Украины Ефим Иосифович Березин умер 21 мая 2004 года в Тель-Авиве (Израиль) и был похоронен на кладбище Яркон в Петах-Тикве, недалеко от Тель-Авива.

21.05.2004

Источник

На советской эстраде не было таких долгоиграющих дуэтов, как Ефим Березин и Юрий Тимошенко, знаменитые Тарапунька и Штепсель.

Они проработали вместе полвека, выдержав испытания временем, славой и деньгами, через жизнь пронеся свою крепкую, закаленную фронтом, дружбу.

Коллеги и друзья актеров рассказывали, что за все время работы и общения вне ее, они даже ни разу всерьез не поссорились.

Более того, оба не представляли, что судьба могла или сможет в будущем развести их по разные стороны.

Однажды это все-таки случилось. Ефим Березин, уже в зрелом возрасте, устав от «шутовства», ненадолго ушел от партнера.

Он решил найти себя в более серьезной профессии — режиссуре. Но вскоре понял, что без Тимошенко ему очень трудно и вернулся.

Когда Юрий Тимошенко ушел из жизни, Ефим Березин сильно переживал потерю. Первое время он ездил по стране с программой-воспоминанием о друге. Но вскоре понял, что это очень тяжелая для него ноша.

Как появился знаменитый дуэт

Актеры были ровесниками. Тимошенко родился и вырос в Полтавской области, Березин — в Одессе. Познакомились они в Киевском театральном институте, который окончили в 1941 году, перед началом войны.

В составе творческих бригад оба отправились на фронт, поднимать боевой дух бойцам Красной Армии.

Еще в институте они решили использовать свою разницу в росте в творческих целях. Долговязый Тимошенко и невысокий Березин комично смотрелись рядом друг с другом.

На войне они выступали в образах банщика Мочалкина и повара Галкина, а вернувшись к мирной жизни, вспомнили своих студенческих персонажей — осветителя Штепселя и милиционера Тарапуньку.

Первый успех и первую премию артистам принес Второй Всесоюзный конкурс эстрады, который состоялся в 1946 году. Их пригласили выступить в Москве в самом знаменитом в то время эстрадном коллективе — Театре миниатюр в саду «Эрмитаж».

Здесь они «протестировали» свой дуэт на широкой публике. У Тимошенко была роль простого самоуверенного и остроумного парня. Персонаж Березина должен был ставить его на место и поучать.

Диалог на смеси украинского с одесским добавлял этой парочке определенный колорит. Зрители были в восторге.

Дуэт быстро приобрел всесоюзную популярность. На выступления Штепселя и Тарапуньки невозможно было достать билеты.

Но слава их не испортила. Оба были душевно щедрыми людьми, готовыми прийти на помощь даже малознакомому человеку.

Однажды Березин приехал на гастроли без жены, которая часто сопровождала его в поездках. Он отказался от своего статусного номера и поселился в более простом, чтобы на сэкономленные деньги рабочим сцены могли снять номера получше.

Какими Штепсель и Тарапунька были в жизни

Юрий Тимошенко и Ефим Березин отличались не только ростом. Они были полными противоположностями друг друга.

Тимошенко много курил, Березин не мог выносить запаха сигаретного дыма и почти не употреблял алкоголь.

Юрий Трофимович имел взрывной характер. Он мог вспылить, завестись с пол-оборота. Но это никогда не происходило на пустом месте.

Тимошенко раздражали несправедливость, хамство, наглость. Он всегда вступался за тех, кто был унижен, оскорблен или обижен.

Ефим Иосифович, напротив, всегда сохранял спокойствие, анализировал ситуацию, рассуждал, старался успокоить друга. Когда Тимошенко попадал в какие-то передряги, проблемы решал Березин.

Темпераментность «Штепселя» сказывалась на его отношениях с женщинами. Он очень увлекался противоположным полом, кроме двух законных жен у него было немало увлечений и влюбленностей.

Спокойный «Тарапунька» был счастливо женат единственным браком и обожал свою супругу Розиту. Все знающие пару подтверждали — даже в походных условиях она умела создать атмосферу домашнего уюта.

Дети Березина и его Розочки, как он называл жену, росли в любви и уважении к родителям.

После смерти в 1986 году друга и партнера по сцене Ефим Березин жил в Киеве. Однажды когда актер был в гостях у дочери в Израиле, ему стало плохо с сердцем.

Врачи запретили перелеты, и дочь с супругом приняли решение забрать родителей к себе.

На Святой земле Березин вел активную жизнь, принимал друзей, отметил свой 75-летний юбилей. Но смерть жены лишила его существование смысла. Он постепенно угасал и перед смертью уже никого не узнавал.

Ефим Березин скончался в Израиле в 2004 году , почти на 20 лет пережив своего друга.

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Êòî íå ïîìíèò ýòó ïàðó:
Ïàò è Ïàòàøîí,
îñòðîòó ðåïåðòóàðà
â äâóÿçû÷èè ñòîðîí!..

Ñêîëüêî ðàç èõ çàêðûâàëè
èç-çà îñòðîãî ñëîâöà…
Êàê èõ æäàëè è âñòðå÷àëè
áëàãîäàðíûå ñåðäöà!

ÈÇ ÈÍÒÅÐÍÅÒÀ
ïî- ïåðåïèñêå

Åôèì Áåðåçèí — çíàìåíèòûé Øòåïñåëü   

Ñðåäà, 12 Íîÿáðÿ 2014 ã. 23:22 

Ëþäìèëà ÃÐÀÁÅÍÊÎ
«Áóëüâàð Ãîðäîíà» 

   
 
   Äóýò Òàðàïóíüêà è Øòåïñåëü áûë íåâåðîÿòíî ïîïóëÿðåí â Ñîâåòñêîì Ñîþçå. Íàðîäíûå àðòèñòû Óêðàèíû Þðèé Òèìîøåíêî è Åôèì Áåðåçèí äàâàëè ïî òûñÿ÷å ñïåêòàêëåé â ãîä, òî åñòü â ñðåäíåì ïî òðè ñïåêòàêëÿ â äåíü, íî çðèòåëÿì è ýòîãî êàçàëîñü ìàëî. Íà èõ âûñòóïëåíèÿ è ôèëüìû ñ èõ ó÷àñòèåì íåâîçìîæíî áûëî êóïèòü áèëåò, íà óëèöàõ ïîêëîííèêè áóêâàëüíî ðâàëè ñâîèõ êóìèðîâ íà ÷àñòè, ñî÷èíÿëè ïðî íèõ àíåêäîòû è ñòèøêè: «Äî-ðå-ìè-ôà-ñîëü-ëÿ-ñè, åõàë Øòåïñåëü íà òàêñè, Òàðàïóíüêà ïðèöåïèëñÿ è áåñïëàòíî ïðîêàòèëñÿ».

Þðèé Òðîôèìîâè÷ è Åôèì Èîñèôîâè÷ áûëè àáñîëþòíî ðàçíûìè ëþäüìè: îäèí óêðàèíåö — âòîðîé åâðåé, îäèí ëþáèë âèíî è æåíùèí — âòîðîé âñþ æèçíü áûë ïðåäàí ñâîåé æåíå, îäèí äûìèë êàê ïàðîâîç — âòîðîé íà äóõ íå ïåðåíîñèë ñèãàðåòíûé äûì. Îáúåäèíÿëî èõ îäíî — îíè íå ìîãëè æèòü äðóã áåç äðóãà. Óâû, Åôèìó Èîñèôîâè÷ó äîâåëîñü ïåðåæèòü ñâîåãî ëþáèìîãî ïàðòíåðà ïî÷òè íà 20 ëåò. Ñâîè ïîñëåäíèå ãîäû îí ïðîâåë â Òåëü-Àâèâå, âñïîìèíàÿ òåõ, êîãî ëþáèë è êîãî óæå íå áûëî ñ íèì ðÿäîì, ïîêà áîëåçíü Àëüöãåéìåðà íå îòíÿëà è ýòî… Îäèíî÷åñòâî çíàìåíèòîãî àêòåðà ñêðàøèâàëè åãî äî÷ü Àííà è åå ìóæ.

Àðòèñòó Ëåîíèäó Êàíåâñêîìó (çíàìåíèòîìó ìàéîðó Òîìèíó èç ñåðèàëà «Ñëåäñòâèå âåäóò ÇíàÒîÊè») ïîâåçëî áûòü çÿòåì Øòåïñåëÿ. Åãî ÷àñòî ñïðàøèâàþò, êàê åìó óäàëîñü ïîçíàêîìèòüñÿ ñ èçâåñòíûì þìîðèñòîì — íàâåðíîå, áëàãîäàðÿ äî÷åðè Áåðåçèíà Àííå, êîòîðàÿ âñêîðå ñòàëà åãî æåíîé. Ïîñêîëüêó òàêèå ïðåäïîëîæåíèÿ ïîäðàçóìåâàþò ó÷àñòèå Øòåïñåëÿ â ñóäüáå íà÷èíàþùåãî àêòåðà, Ëåîíèä Ñåìåíîâè÷ ñ õîäó èõ îòìåòàåò. Ãîâîðèò, ÷òî, âî-ïåðâûõ, è ñàì ê òîìó âðåìåíè óæå êîå-÷åãî äîáèëñÿ â ïðîôåññèè, à âî-âòîðûõ, âñå ñëó÷èëîñü ñ òî÷íîñòüþ äî íàîáîðîò: ýòî ñ Àíåé îí ïîçíàêîìèëñÿ áëàãîäàðÿ ñâîåìó áóäóùåìó òåñòþ, çà ÷òî áåçóìíî åìó áëàãîäàðåí. Ñåãîäíÿ Êàíåâñêèé ñ ãîðäîñòüþ ïðèçíàåòñÿ, ÷òî Àííà Áåðåçèíà — åãî ïåðâàÿ è åäèíñòâåííàÿ â æèçíè ëþáîâü, íåñåðüåçíûå âëþáëåííîñòè, êîòîðûå ñëó÷àëèñü ó íåãî äî íåå, â ñòóäåí÷åñêèå ãîäû, íå â ñ÷åò. Ïîçíàêîìèâøèñü ñ íåé, îí äàæå íå óäåðæàëñÿ è â òàðàáàðùèíó, íà êîòîðîé ðàçãîâàðèâàåò åãî ãåðîé â ôèëüìå «Áðèëëèàíòîâàÿ ðóêà», ââåðíóë ôàìèëèþ ëþáèìîé äåâóøêè, âîñêëèêíóâ: «Áåðåçèíà êîìàíè!».

Читайте также:  Актер игорь янковский биография личная жизнь

«ÇÀ ÂÑÅ ÂÐÅÌß ÄÐÓÆÁÛ È ÑÎÂÌÅÑÒÍÎÉ ÐÀÁÎÒÛ ÒÈÌÎØÅÍÊÎ È ÁÅÐÅÇÈÍ ÍÈ ÐÀÇÓ ÄÀÆÅ ÍÅ ÏÎÑÑÎÐÈËÈÑÜ ÂÑÅÐÜÅÇ»

— Ñ Ôèìîé, — âñïîìèíàåò Ëåîíèä Ñåìåíîâè÷, — ìåíÿ ïîçíàêîìèë ìîé áðàò ïèñàòåëü Àëåêñàíäð Êàíåâñêèé, êîòîðûé ìíîãî ëåò ïèñàë òåêñòû äëÿ Þðèÿ Òèìîøåíêî è Åôèìà Áåðåçèíà. Òîãäà îíè åùå áûëè íå Òàðàïóíüêîé è Øòåïñåëåì, à ïîâàðîì Ãàëêèíûì (ýòîò ïåðñîíàæ äîñòàëñÿ Ôèìå) è ïîâàðîì Ìî÷àëêèíûì (åãî èãðàë Þðà). Ñ ýòèìè ãåðîÿìè îíè ïðîøëè âñþ âîéíó, âûñòóïàÿ íà âñåõ êîíöåðòíûõ ïëîùàäêàõ Þãî-Çàïàäíîãî ôðîíòà, è äîøëè äî ñàìîãî Áåðëèíà, ãäå ñôîòîãðàôèðîâàëèñü íà ïàìÿòü ó Áðàíäåíáóðãñêèõ âîðîò.

Êàæäûé ãîä 9 ìàÿ Ôèìà è Þðà ñîáèðàëèñü, ÷òîáû îòïðàçäíîâàòü ñ äðóçüÿìè-ôðîíòîâèêàìè Äåíü Ïîáåäû. Ó íèõ áûëà çàìå÷àòåëüíàÿ êîìïàíèÿ, â êîòîðóþ ÿ, áóäó÷è ìîëîäûì àêòåðîì, ìå÷òàë ïîïàñòü.

«Ôèìà áûë î÷åíü ìóäðûì è ðàññóäèòåëüíûì,

íå çðÿ òå, êòî çíàë è ëþáèë Áåðåçèíà,

íàçûâàëè åãî «ðåáå».

Îäíà èç ïîñëåäíèõ ôîòîãðàôèé

 íåå âõîäèëè àêòåð Áîðèñ Ñè÷êèí, õîðåîãðàô Áîðèñ Êàìåíüêîâè÷, áàëåòìåéñòåð Àëåêñàíäð Ñåãàë, òàíöîðû àíñàìáëÿ èìåíè Ïàâëà Âèðñêîãî… Âñå ýòè ëþäè ñîáèðàëèñü, âñïîìèíàëè ñâîþ âîåííóþ ìîëîäîñòü, ïåëè, øóòèëè, ñìåÿëèñü, Ôèìà æå âûñòóïàë íåèçìåííûì òàìàäîé. Îí îáëàäàë ðåäêèì òàêòîì è ÷óòüåì — âñåãäà çíàë, êàê íóæíî ïîâåñòè ñåáÿ â òîò èëè èíîé ìîìåíò, êîãäà ìîæíî ïîñìåÿòüñÿ, à êîãäà íóæíî ïîìîë÷àòü, ÷òîáû êàæäûé âñïîìíèë êàêîé-òî î÷åíü âàæíûé äëÿ íåãî ìîìåíò.

Ê ñîæàëåíèþ, ñ êàæäûì ãîäîì íà òàêèå ñîáðàíèÿ ïðèõîäèëî âñå ìåíüøå è ìåíüøå ëþäåé — ôðîíòîâûå äðóçüÿ Ôèìû è Þðû óõîäèëè èç æèçíè îäèí çà äðóãèì: êòî-òî óìèðàë îò áîëåçíè, êòî-òî — îò ðàí, àêòåðû âåäü òîæå ïîïàäàëè ïîä îãîíü è áîìáåæêè. Âñå îñòàëüíûå âî âðåìÿ êàæäîé íîâîé âñòðå÷è ïðîâîäèëè ïåðåêëè÷êó, êàê íà ôðîíòå âî âðåìÿ ïîñòðîåíèÿ. È, åñëè ÷åëîâåê íå îòçûâàëñÿ, Ôèìà êàæäóþ òàêóþ ïîòåðþ î÷åíü ñèëüíî ïåðåæèâàë — áóêâàëüíî íà ãëàçàõ ñòàíîâèëñÿ âñå ãðóñòíåå è ãðóñòíåå.

— Ó ëþäåé, êîòîðûå âûñòóïàþò âìåñòå íà ýñòðàäå, äîëæíà áûòü èäåàëüíàÿ ñîâìåñòèìîñòü. Êàêèìè áûëè îòíîøåíèÿ â äóýòå Òàðàïóíüêà è Øòåïñåëü?

— Èñòîðèÿ îòíîøåíèé ýòèõ ëþäåé óäèâèòåëüíà! Îíè ïîçíàêîìèëèñü åùå â Êèåâñêîì òåàòðàëüíîì èíñòèòóòå èìåíè Êàðïåíêî-Êàðîãî — âìåñòå èãðàëè â âûïóñêíîì ñïåêòàêëå è áîëüøå íå ðàññòàâàëèñü, äðóæèëè âñþ æèçíü — 50 ëåò. Îáû÷íî ëþäè ñõîäÿòñÿ ðàç è íàâñåãäà òîëüêî â äâóõ ñëó÷àÿõ — ëèáî êîãäà îíè ïîëíîñòüþ ñîâïàäàþò, ëèáî êîãäà ÿâëÿþòñÿ ïîëíûìè ïðîòèâîïîëîæíîñòÿìè, à ïîòîìó äîïîëíÿþò äðóã äðóãà. Âòîðîå — ïðî íèõ.

Íàâåðíîå, ïîýòîìó çà âñå âðåìÿ äðóæáû è ñîâìåñòíîé ðàáîòû Þðà è Ôèìà íè ðàçó äàæå íå ïîññîðèëèñü âñåðüåç. Òèìîøåíêî áûë âçðûâíûì è âñïûëü÷èâûì — íå îò ñàìîäóðñòâà, ó íåãî áûëî îáîñòðåííîå ÷óâñòâî ñïðàâåäëèâîñòè, êîòîðóþ îí ñ÷èòàë ñâîèì äîëãîì îòñòàèâàòü âñåãäà è ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Îäíàæäû îí ÷óòü áûëî íå ïîáèë êàêîãî-òî ÷èíîâíèêà, êîòîðûé âûñàäèë èç ïîåçäà ãîëîäíîãî ïàðíèøêó áåç áèëåòà, à â äðóãîé ðàç äàë ïîùå÷èíó ÷åëîâåêó, ïîñìåâøåìó â åãî ïðèñóòñòâèè ñêàçàòü ñëîâî «æèä». Áåðåçèí æå âñåãäà îñòàâàëñÿ ñïîêîéíûì è óðàâíîâåøåííûì. Åñëè Þðà â ñèëó ñâîåãî õàðàêòåðà ââÿçûâàëñÿ â êàêóþ-òî èñòîðèþ, Ôèìå âñåãäà ïðèõîäèëîñü óëàæèâàòü åå ïîñëåäñòâèÿ, à äåëàë îí ýòî çàìå÷àòåëüíî, êàê íàñòîÿùèé äèïëîìàò èëè ïñèõîëîã.

 
Þðèé Òèìîøåíêî (áàíùèê Ìî÷àëêèí) è Åôèì Áåðåçèí (ïîâàð Ãàëêèí)
âî âðåìÿ âûñòóïëåíèÿ íà ôðîíòå, 1942 ã.

 
 
Ôèìà áûë î÷åíü ìóäðûì è ðàññóäèòåëüíûì, ñ íèì âñåãäà ìîæíî áûëî ïîäåëèòüñÿ ÷åì-òî ñîêðîâåííûì è ïîëó÷èòü õîðîøèé ñîâåò, íå çðÿ òå, êòî çíàë è ëþáèë Áåðåçèíà, íàçûâàëè åãî «ðåáå». Áåç ïðåóâåëè÷åíèÿ ñêàæó, ÷òî îí ìîã íàéòè ïîäõîä ê ëþáîìó ÷åëîâåêó è ÷àñòî âûòàñêèâàë ñâîåãî äðóãà èç ñàìûõ ñëîæíûõ ñèòóàöèé. Þðà æå ïëàòèë åìó èñêðåííåé ïðåäàííîñòüþ.

Íàïðèìåð, êîãäà Òàðàïóíüêå è Øòåïñåëþ äàâàëè çâàíèå íàðîäíûõ àðòèñòîâ ÓÑÑÐ, ñíà÷àëà ðåøèëè ïðèñâîèòü åãî Òèìîøåíêî è òîëüêî ïîòîì Áåðåçèíó — âèäèìî, ïî ïðè÷èíå åãî íåïîäõîäÿùåé íàöèîíàëüíîñòè. Þðà è ñëûøàòü îá ýòîì íå çàõîòåë: «Èëè ìû ïîëó÷àåì çâàíèå îäíîâðåìåííî, èëè ÿ îò íåãî îòêàçûâàþñü!». Ôèìà ïðîñèë åãî íå ãîðÿ÷èòüñÿ — â êîíöå êîíöîâ, ýòî æå íå ïðèíöèïèàëüíûé âîïðîñ, íî Òàðàïóíüêà çàêóñèë óäèëà è òâåðäî ñòîÿë íà ñâîåì. Çàêîí÷èëàñü ýòà èñòîðèÿ òåì, ÷òî çâàíèå â òîò ðàç íå äàëè íèêîìó, à ñïóñòÿ êàêîå-òî âðåìÿ ïðèñâîèëè ñðàçó îáîèì. À âîò íàðîäíûìè àðòèñòàìè ÑÑÑÐ Òèìîøåíêî è Áåðåçèí òàê è íå ñòàëè — èõ äîêóìåíòû íåñêîëüêî ðàç ïîäàâàëè â âûñîêèå èíñòàíöèè, íî èõ âñå âðåìÿ âîçâðàùàëè îáðàòíî. Õîòÿ, êàê ìíå êàæåòñÿ, áîëåå íàðîäíûõ àðòèñòîâ, ÷åì îíè, íàéòè òðóäíî.

«ÈÍÎÃÄÀ ÇÀËÛ, Â ÊÎÒÎÐÛÕ ÂÛÑÒÓÏÀËÈ ÒÀÐÀÏÓÍÜÊÀ È ØÒÅÏÑÅËÜ, ËÞÄÈ ÁÐÀËÈ ØÒÓÐÌÎÌ»

— Ïî÷åìó æå òîãäà îäíî âðåìÿ Òèìîøåíêî è Áåðåçèí ðàáîòàëè ïîðîçíü?

—  êàêîå-òî âðåìÿ Ôèìå ïîêàçàëîñü, ÷òî îí ïåðåðîñ ýñòðàäó: â óæå äîâîëüíî âçðîñëîì âîçðàñòå åìó ñòàëî íåóäîáíî âûõîäèòü íà ñöåíó è ñìåøèòü ïóáëèêó, âîò îí è ðåøèë çàíÿòüñÿ ðåæèññóðîé — ýòî áûëî ñîëèäíåå. Íî äîëãî áåç Þðû, êîòîðûé îòêàçàëñÿ óõîäèòü ñî ñöåíû, îí íå âûäåðæàë è î÷åíü áûñòðî âåðíóëñÿ. Ê òîìó æå ñòîèëî êàæäîìó èç íèõ ãäå-òî ïîÿâèòüñÿ â îäèíî÷êó (Òèìîøåíêî — íà êîíöåðòå, Áåðåçèíó — íà êèíîñòóäèè), êàê ó Øòåïñåëÿ îáÿçàòåëüíî ñïðàøèâàëè, ãäå îí îñòàâèë Òàðàïóíüêó, à ó Òàðàïóíüêè — ïî÷åìó îí ñåãîäíÿ áåç Øòåïñåëÿ.

— Ñåé÷àñ ìíîãèå òâîð÷åñêèå ëþäè æàëóþòñÿ íà òî, êàê ñëîæíî áûëî ðàáîòàòü â ñîâåòñêîå âðåìÿ: öåíçóðà ïðîñòî çâåðñòâîâàëà. Òàðàïóíüêå è Øòåïñåëþ òÿæåëî áûëî óòâåðæäàòü ñâîè ñàòèðè÷åñêèå íîìåðà?

— Èõ, â îáùåì, äîâîëüíî áåçîáèäíûå ìèíèàòþðû ÷àñòî íå óòâåðæäàëè, è ïðèõîäèëîñü îòïðàâëÿòüñÿ íà ïîêëîí â íà÷àëüñòâåííûå êàáèíåòû. Äåëàë ýòî îïÿòü-òàêè Ôèìà, Þðó ê ýòèì áþðîêðàòàì è áëèçêî ïîäïóñêàòü áûëî íåëüçÿ — îí íà÷èíàë íåðâíè÷àòü, çàâîäèòüñÿ, â ðåçóëüòàòå âûñêàçûâàë î÷åðåäíîìó íà÷àëüíèêó âñå, ÷òî äóìàë î íåì â ÷àñòíîñòè è âñåé ñîâåòñêîé ñèñòåìå â öåëîì, è äåëî êàçàëîñü ñîâåðøåííî çàãóáëåííûì.

 
 íèæíåì ðÿäó: áóäóùèé áàëåòìåéñòåð Àëåêñàíäð Ñåãàë,Þðèé Òèìîøåíêî, áóäóùèé õîðåîãðàô Áîðèñ Êàìåíüêîâè÷, â âåðõíåì — áóäóùèé àêòåð Áîðèñ Ñè÷êèí è Åôèì Áåðåçèí, 1942 ã.
«Äà ïîøëè îíè âñå!» — êèïÿòèëñÿ â òàêèõ ñëó÷àÿõ Òèìîøåíêî. Òîãäà Ôèìà íàäåâàë îäèí èç ñâîèõ ïàðàäíûõ êîñòþìîâ (îí âîîáùå áûë ùåãîëåì, ëþáèë ýëåãàíòíûå âåùè è, ÷òî íåìàëîâàæíî, óìåë èõ íîñèòü) è øåë, êàê îí ëþáèë ãîâîðèòü, «ðåøàòü âîïðîñ». Íå çíàþ, ÷òî óæ îí òàì òàêîãî äåëàë, êàê óáåæäàë ýòèõ ìàëîïðèÿòíûõ ëþäåé, íî âîçâðàùàëñÿ âñåãäà ñ ïîáåäîé.

Читайте также:  Данила перов биография личная жизнь

— Êàê ê çíàìåíèòîìó äóýòó îòíîñèëàñü âëàñòü?

— Íå ñòàíó êðèâèòü äóøîé è ãîâîðèòü, ÷òî èõ íå ëþáèëè, íàïðîòèâ, âñÿ÷åñêè ïðèâå÷àëè — îíè ïðèíèìàëè ó÷àñòèå âî âñåõ ïðàâèòåëüñòâåííûõ êîíöåðòàõ, î íèõ ïèñàëè è ñíèìàëè ôèëüìû. Íî, êàê ìíå êàæåòñÿ, ýòî áûëà ëþáîâü ïîíåâîëå. Òàðàïóíüêó è Øòåïñåëÿ îáîæàëè ïðîñòûå ëþäè ëþáîãî âîçðàñòà — îò ïèîíåðîâ äî ïåíñèîíåðîâ, íà èõ êîíöåðòû íåâîçìîæíî áûëî äîñòàòü áèëåò.

Èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà çàëû, â êîòîðûõ îíè âûñòóïàëè, ëþäè ïðîñòî áðàëè øòóðìîì. À ãäå-òî íà Äàëüíåì Âîñòîêå ïðîèçîøëà è âîâñå áåñïðåöåäåíòíàÿ èñòîðèÿ: ìåñòíûå æèòåëè, êîòîðûì íå ïîâåçëî äîñòàòü áèëåò, ëåãëè íà ðåëüñû, ÷òîáû íå äàòü Òàðàïóíüêå è Øòåïñåëþ óåõàòü èç èõ ãîðîäà.  ðåçóëüòàòå èì ïðèøëîñü âûñòóïàòü ïðÿìî íà âîêçàëå. Íó à êàê èçâåñòíî, åñëè êàêóþ-òî íàðîäíóþ èíèöèàòèâó íåëüçÿ îòìåíèòü, åå íàäî âîçãëàâèòü, ïîýòîìó âëàñòü äåëàëà âèä, ÷òî òîæå ëþáèò ýòîò äóýò.

— Ïðàâäà, ÷òî Òèìîøåíêî óìåð áóêâàëüíî íà ãëàçàõ ó ñâîåãî äðóãà Áåðåçèíà?

— Âî âðåìÿ ãàñòðîëåé èõ êîëëåêòèâà â Óæãîðîäå Þðå ñòàëî ïëîõî è åãî óâåçëè â áîëüíèöó ñ èíôàðêòîì. Îí ïî÷òè ìåñÿö ïðîëåæàë â áîëüíèöå, à êîãäà Ôèìà ïðèåõàë åãî çàáðàòü, Òèìîøåíêî ñäåëàë íåñêîëüêî øàãîâ ê âûõîäó èç ïàëàòû, óïàë è áîëüøå íå âñòàë. Âî âðåìÿ ïîõîðîí Þðû Ôèìà ïîäîøåë ê ãðîáó è ïðîøåïòàë: «Åñëè áû òû çíàë, êàê ìíîãî ÿ õîòåë òåáå ñêàçàòü, íî ñåãîäíÿ ÿ çàáûë òåêñò. Âïåðâûå â æèçíè…».

«ÊÎÃÄÀ ÆÅÍÛ ÍÅ ÑÒÀËÎ, ÔÈÌÀ ÊÀÊ-ÒÎ ÑÎÂÅÐØÅÍÍÎ ÏÎÒÅÐßËÑß Â ÆÈÇÍÈ»

 
Ñ Êëàâäèåé Øóëüæåíêî

 
 
— Åôèì Èîñèôîâè÷ ïåðåæèë ñâîåãî äðóãà è ïàðòíåðà ïî÷òè íà 20 ëåò, êàê îí æèë áåç íåãî?

— Î÷åíü ïåðåæèâàë, è ÿ â ïàìÿòü î Þðå ñäåëàë êîíöåðòíóþ ïðîãðàììó «Øòåïñåëü î Òàðàïóíüêå». Ýòî áûë òâîð÷åñêèé âå÷åð, âî âðåìÿ êîòîðîãî Ôèìà âñïîìèíàë çàáàâíûå — è íå î÷åíü! — èñòîðèè î ñâîåì äðóãå, à â ïåðåðûâàõ ìåæäó åãî ðàññêàçàìè ïîêàçûâàëè îòðûâêè èç ôèëüìîâ, â êîòîðûõ îíè ñíèìàëèñü âìåñòå, — «Øòåïñåëü æåíèò Òàðàïóíüêó», «Åõàëè ìû, åõàëè», «Ëåãêàÿ æèçíü». Íî ïðîåçäèë Áåðåçèí ñ ýòîé ïðîãðàììîé íåäîëãî.

 
Ëåîíèä Êàíåâñêèé ñ ñóïðóãîé Àííîé — äî÷åðüþ Åôèìà Áåðåçèíà

 
 
Âî-ïåðâûõ, åìó áûëî òÿæåëî íà ïðîòÿæåíèè ïîëóòîðà ÷àñîâ ïðåäàâàòüñÿ òàêèì âîñïîìèíàíèÿì, ãîðå÷ü îò ïîòåðè áûëà åùå ñëèøêîì ñèëüíà. Âî-âòîðûõ, îí ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâîâàë è áûñòðî óñòàâàë. Ôèìà óæå áûë áîëåí, íî îá ýòîì ìàëî êòî çíàë, ïîòîìó ÷òî îí ñòàðàëñÿ ñêðûâàòü ñâîé íåäóã êàê îò áëèçêèõ, òàê è îò çðèòåëåé — íàñòîÿùèå àêòåðû íèêîãäà íå äåìîíñòðèðóþò ñâîè ïðîáëåìû ïóáëèêå. Åãî ïðîäîëæàëè ïðèãëàøàòü íà êîíöåðòû, è îí íèêîìó íå îòêàçûâàë, ïîêà íå ñëåã.

— Ýòî ñëó÷èëîñü äî èëè ïîñëå åãî ïåðååçäà â Èçðàèëü?

— Ôèìà î÷åíü ëþáèë Êèåâ è íå ñîáèðàëñÿ íèêóäà ýìèãðèðîâàòü, ïîñëå òîãî êàê ìû ñ Àíåé ïåðåñåëèëèñü â Èçðàèëü, îíè ñ Ðîçèòîé, ìîåé òåùåé, ïðèåõàëè ê íàì â ãîñòè. ×åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ èõ ïðåáûâàíèÿ òàì åìó ñòàëî ïëîõî, âðà÷è çàïðåòèëè åìó âîçâðàùàòüñÿ äîìîé, â Êèåâ, áîÿëèñü, ÷òî ñâÿçàííûõ ñ ïåðåëåòîì ïåðåãðóçîê åãî ñåðäöå ìîæåò íå âûäåðæàòü.

Ïîñîâåùàâøèñü, ìû ðåøèëè, ÷òî Ôèìà ñ Ðîçèòîé äîëæíû îñòàòüñÿ ñ íàìè. Òàì, â ëó÷øåì çàëå Òåëü-Àâèâà, ìû îòïðàçäíîâàëè åãî 75-ëåòíèé þáèëåé. Ïðèåõàëî ìíîãî äðóçåé Ôèìû èç Ñîâåòñêîãî Ñîþçà, äà è â Èçðàèëå, êàê âûÿñíèëîñü, ïðîæèâàëî íåìàëî ëþäåé, êîòîðûå ïîìíèëè, çíàëè è ëþáèëè åãî. Íà ñöåíó Ôèìó âûâåëè äâå äëèííîíîãèå êðàñàâèöû, îí ñèäåë â ðîñêîøíîì êðåñëå è ñ óäîâîëüñòâèåì íàáëþäàë çà ïðîèñõîäÿùèì.  Èçðàèëå Áåðåçèí âåë àêòèâíóþ îáùåñòâåííóþ æèçíü — ñîñòîÿë â îðãàíèçàöèè âåòåðàíîâ âîéíû, ìíîãî îáùàëñÿ ñ æóðíàëèñòàìè. Ìîñêîâñêèå òåëåâèçèîíùèêè ñíÿëè î íåì çàìå÷àòåëüíóþ êàðòèíó «Äóøîé ñ âàìè».

Ê ñîæàëåíèþ, äëèëàñü ýòà àêòèâíàÿ ôàçà åãî èçðàèëüñêîé æèçíè íåäîëãî. Ñíà÷àëà óìåðëà Ðîçèòà — æåíùèíà, áåç êîòîðîé Ôèìà íå ìûñëèë ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Ó íåå áûë ðåäêèé, íî î÷åíü âàæíûé æåíñêèé äàð: îíà óìåëà ñîçäàâàòü âîêðóã ñåáÿ äóøåâíóþ àòìîñôåðó òåïëà è äîìàøíåãî óþòà. Èõ êâàðòèðà íà óëèöå Ëåíèíà (íûíå Áîãäàíà Õìåëüíèöêîãî) â Êèåâå áûëà ìåñòîì, êîòîðîå íå õîòåëîñü ïîêèäàòü, òàê òàì âñå — ðóêàìè è ôàíòàçèåé Ðîçèòû — áûëî çàìå÷àòåëüíî îáóñòðîåíî.

 
Åôèì Áåðåçèí è Þðèé Òèìîøåíêî ñî ñâîèìè ñîàâòîðàìè — ïèñàòåëÿìè Àëåêñàíäðîì Êàíåâñêèì (ñëåâà) è Ðîáåðòîì Âèêêåðñîì

Ñóïðóãà ñîïðîâîæäàëà Ôèìó ïî÷òè íà âñå ãàñòðîëè, è òàêîé æå óþò öàðèë â ëþáîì, äàæå ñàìîì áåçëèêîì, ãîñòèíè÷íîì íîìåðå, â êîòîðîì îíè îñòàíàâëèâàëèñü. Êàê Ðîçèòà ýòî äåëàëà, äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð çàãàäêà, íî êàêàÿ-òî ñàëôåòî÷êà, âàçî÷êà ñ öâåòàìè, ñêàòåðòü è íàêèäêà íà êðåñëî èçìåíÿëè èíòåðüåð äî íåóçíàâàåìîñòè, ïðèãîòîâëåííûé îáåä äîïîëíÿë è çàâåðøàë êàðòèíó.

 
«Èñòîðèÿ ýòèõ ëþäåé óäèâèòåëüíà. Îíè ïîçíàêîìèëèñü â Êèåâñêîì òåàòðàëüíîì èíñòèòóòå èìåíè Êàðïåíêî-Êàðîãî — âìåñòå èãðàëè â âûïóñêíîì ñïåêòàêëå è áîëüøå íå ðàññòàâàëèñü»

 
 
 
Íàäãðîáèå Åôèìà Èîñèôîâè÷à è åãî ñóïðóãè Ðîçèòû íà êëàäáèùå ßðêîí â Ïåòàõ-Òèêâå (Èçðàèëü)

 
 
Äåòåé Ðîçèòà âîñïèòûâàëà â àáñîëþòíîì óâàæåíèè ê îòöó, êîòîðîå âðåìåíàìè ãðàíè÷èëî ñ ïîêëîíåíèåì, Ôèìà æå â ñâîþ î÷åðåäü ñ÷èòàë, ÷òî ãëàâíàÿ åãî çàäà÷à êàê ìóæà è îòöà — îáåñïå÷èòü ñâîèõ áëèçêèõ, âñå îñòàëüíîå âòîðîñòåïåííî. Âîîáùå, ýòî áûëà èäåàëüíàÿ ñåìüÿ, è ÿ ðàä, ÷òî ìîÿ æåíà Àíÿ ïåðåíÿëà ó ñâîåé ìàòåðè âñå åå òàëàíòû — áëàãîäàðÿ åé ÿ âåçäå ÷óâñòâóþ ñåáÿ, êàê äîìà. Ôèìà ëþáÿ íàçûâàë æåíó Ðîçî÷êîé, êîãäà åå íå ñòàëî, îí êàê-òî âäðóã ñîâåðøåííî ïîòåðÿëñÿ â æèçíè. Îí íà÷àë çàáûâàòü èìåíà è ëèöà çíàêîìûõ ëþäåé, à â ïîñëåäíèå ïîëãîäà âîîáùå íèêîãî íå óçíàâàë.

— Áåç ÷åãî, êðîìå ñåìüè, çíàìåíèòûé àêòåð íå ìûñëèë ñâîåé æèçíè?

— Áåç ñëàäêîãî. Âîîáùå-òî, íè ñëàáîñòåé, íè âðåäíûõ ïðèâû÷åê ó Ôèìû íå áûëî — îí íå êóðèë, êàê Òèìîøåíêî, êîòîðûé ïðàêòè÷åñêè íå ðàññòàâàëñÿ ñ ñèãàðåòîé, ïî÷òè íå ïèë è â îòëè÷èå îò ìíîãèõ ìóæ÷èí ñïîêîéíî îáõîäèëñÿ áåç ìÿñà. Íî áåç êîíôåòêè èëè øîêîëàäêè íå ìîã ïðîæèòü è äíÿ, âñåãäà òðîãàòåëüíî ñïðàøèâàë ó Ðîçèòû: «Ó íàñ åñòü ÷òî-íèáóäü ñëàäåíüêîå?». È îíà, çíàÿ îá ýòîé åãî ñëàáîñòè, äîñòàâàëà êàêîå-òî ñïåöèàëüíî ïðèïðÿòàííîå äëÿ ìóæà ëàêîìñòâî.

À âîò ìåíÿ Ôèìà îò âðåäíîé ïðèâû÷êè îòó÷èë — áëàãîäàðÿ åìó ÿ ïåðåñòàë èãðàòü â êàðòû, õîòÿ îäíî âðåìÿ î÷åíü ê ýòîìó çàíÿòèþ ïðèñòðàñòèëñÿ. Êàê-òî îí ñêàçàë ìîåé æåíå Àíå: «Ëåíå íåëüçÿ èãðàòü, îí ñîâåðøåííî íå óìååò áëåôîâàòü — ó íåãî â ñèëó åãî ýìîöèîíàëüíîñòè âñå êàðòû íà ëèöå íàïèñàíû». ß çàäóìàëñÿ íàä åãî ñëîâàìè è ïîíÿë, ÷òî Ôèìà ïðàâ è êîãäà-íèáóäü ýòà ìîÿ îñîáåííîñòü ïîäâåäåò ìåíÿ ïîä ìîíàñòûðü. Òàê ÿ âçÿë ñåáÿ â ðóêè è îòêàçàëñÿ îò êàðò.

—  òå÷åíèå âñåãî ðàçãîâîðà õî÷ó ñïðîñèòü: ïî÷åìó âû íàçûâàåòå Åôèìà Èîñèôîâè÷à ïðîñòî Ôèìîé — êàê-òî íåñîëèäíî äëÿ òåñòÿ?

— Òàê âåäü íå òîëüêî ÿ, íî è âñå, êòî åãî çíàë, íèêîãäà íå íàçûâàëè åãî ïî èìåíè-îò÷åñòâó — òîëüêî Ôèìîé. È åìó ýòî íðàâèëîñü.

bulvar.com

Источник