Джоан кроуфорд личная жизнь дети
Биография
После смерти Джоан Кроуфорд минул не один десяток лет, однако имя этой женщины по-прежнему остается символом артистки и женщины с большой буквы. Внешняя красота, невероятный внутренний стержень и целеустремленность позволили ей встать в один ряд с такими легендами кинематографа, как Марлен Дитрих и Грета Гарбо, а потрясающий талант перевоплощения принес Джоан «Оскар» и любовь зрителей, которая до сих пор остается с ней.
Детство и юность
Биография Джоан Кроуфорд, как история истинной женщины, наполнена загадками. Еще в молодости актриса изменила собственное имя, выбрав псевдоним. На самом деле артистку звали Люсиль Фэй Лесюр. Точный год рождения Джоан так и остался неизвестным — официальной датой называется 1904-й, но некоторые источники настаивают на более поздней дате. Вероятно, сама актриса не всегда называла истинный возраст, что и стало впоследствии источником домыслов и неточностей.
Джоан Кроуфорд в детстве
Детство актрисы нельзя назвать безоблачным: родители маленькой Люсиль расстались до рождения дочери (по другой версии — сразу после этого). Так или иначе, мать будущей звезды осталась одна с тремя детьми (у девочки были старшие брат и сестра). К счастью, женщина вскоре встретила мужчину, которого не испугала перспектива стать отцом троих детей.
Именно этот человек — Генри Дж. Кассин — привил Люсиль любовь к сцене и актерскому мастерству. Дело в том, что отчим девочки был управляющим театром оперы, что позволило ей проводить много времени за кулисами, наблюдая за волшебным перевоплощением артистов.
Джоан Кроуфорд в молодости
Магия сцены завораживала девочку, и вскоре она начала заниматься танцами. Однако карьера танцовщицы так и не сложилась: когда дети подросли, их мать и Генри Дж. Кассин развелись. Денег на оплату обучения не было, и Люсиль пришлось подрабатывать, чтобы помочь семье выжить. О танцах пришлось забыть.
Позднее девушка все же поступила в колледж. С утра она исправно посещала занятия, а вечерами бралась за любую работу. Однако в таком ритме долго продержаться не удалось, и Люсиль забросила учебу окончательно.
Фильмы
Несмотря на то, что будущей звезде приходилось работать и продавцом, и посудомойкой, мечта о сцене по-прежнему теплилась в ее сердце. Девушка не пропускала ни одного конкурса начинающих актеров, а также танцевала в местном кафе. Там-то Люсиль Кроуфорд (так она представлялась на тот момент) и заметил продюсер Джейкоб Шуберт. Вскоре Люсиль уже выходила на сцену одного из бродвейских театров, а в 1925 году получила первую роль в Голливуде.
Джоан Кроуфорд в фильме «Красавицы»
Это была картина «Красавицы». Девушка дебютировала уже как Джоан Кроуфорд, сменив имя полностью по настоянию продюсеров. Тогда же ее внесли в список перспективных начинающих актрис, а вскоре имя Джоан Кроуфорд уже появилось в титрах фильмов «Бродяга, бродяга, бродяга» режиссера Гарри Эдвардса, «Неизвестный» Тода Броунинга и «Наши танцующие дочери».
Фильмография Джоан постепенно пополнялась новыми ролями, а настоящая слава пришла к Кроуфорд с уходом эры немого кино. Появление звука в фильмах разрушило карьеру многих артистов того времени, но стало триумфом для самой Джоан: выразительный эмоциональный голос актрисы стал прекрасным дополнением ее лицедейского мастерства.
Джоан Кроуфорд в фильме «Украденные драгоценности»
Дебютной звуковой картиной для артистки стала лента «Недотрога», где она даже спела несколько песен. 1930-е годы принято считать расцветом карьеры Джоан. В прокат вышли картины «Украденные драгоценности» (здесь партнерами Кроуфорд по съемочной площадке стали неподражаемые Бастер Китон и Норма Ширер), «Гранд-отель» режиссера Эдмунда Гулдинга, «Любовь на бегу».
В 1937-м актриса стала прототипом образа злой королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».
Джоан Кроуфорд и королева из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
А вот начало 1940-х стало временем некоторого затишья в карьере актрисы. Однако уже в 1945-м Джоан Кроуфорд сыграла в картине «Милдред Пирс». Эта роль принесла ей премию «Оскар», а также многочисленные приглашения от режиссеров. В дальнейшем она будет номинирована на получение главной американской кинонаграды еще дважды, но, к сожалению, безуспешно.
Джоан Кроуфорд с премией «Оскар»
Последней крупной работой Кроуфорд стала картина «Что случилось с Бэби Джейн?», вышедшая в 1962-м. Здесь звезда сыграла в паре с Бетт Дейвис, своей давней неприятельницей. Несмотря на многолетнюю вражду, обе актрисы продемонстрировали профессионализм и не позволили личной неприязни повлиять на съемочный процесс. Фильм стал настоящим успехом, за короткий срок побив рекорды проката.
Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис в фильме «Что случилось с Бэби Джейн?»
Позднее Джоан Кроуфорд еще несколько раз появлялась на съемочных площадках, однако эти картины оказались менее успешными. Последним фильмом в карьере артистки стал «Трог» режиссера Германа Коэна, вышедший в 1970-м. А 4 годами позднее женщина в последний раз появилась на публике. Фото с очередного приема расстроили Джоан:
«Если я так выгляжу, то вы меня больше не увидите», – произнесла Кроуфорд.
Она сдержала обещание и стала вести уединенную жизнь.
Личная жизнь
Личная жизнь Джоан Кроуфорд неоднократно становилась поводом для сплетен и домыслов. Ей приписывали романы с актерами и музыкантами и даже поговаривали о короткой связи с Мэрилин Монро. Однако это так и осталось предположениями поклонников и журналистов.
Джоан Кроуфорд и Кларк Гейбл
Первым возлюбленным голливудской красавицы стал трубач Рэй Стерлинг. По слухам, именно он поддерживал Джоан, когда та делала первые шаги на пути к славе. Однако эти отношения оказались недолговечными, и в 1924-м Джоан Кроуфорд вышла замуж за музыканта Джеймса Велтона. Этот брак, как и многое в биографии актрисы, остался загадкой — сама она никогда не упоминала о нем, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, было ли это замужество официальным.
В 1929 году мужем Джоан стал актер Дуглас Фэрбенкс-младший. Поначалу отношения казались безоблачными, но в 1933-м супруги расстались. Причиной развода стала новая влюбленность Кроуфорд, которой стал Кларк Гейбл.
Джоан Кроуфорд и ее последний муж Альфред Стил
Это увлечение тоже оказалось недолгим — двумя годами позднее актриса вышла замуж за Франшо Тоуна, а в 1942-м снова пошла под венец с Филлипом Терри. Оба мужчины, как и сама Джоан, снимались в кино.
А вот следующим избранником голливудской звезды стал человек, далекий от мира кино — Альфред Стил, член совета директоров PepsiCo. С этим мужчиной Джоан прожила 3 года — до его смерти. Своих детей у актрисы не было, однако женщина воспитывала троих приемных дочерей и сына.
Смерть
В старости Джоан Кроуфорд вела уединенный образ жизни. Известно также, что женщина не один год боролась с раком поджелудочной железы. Актрисы не стало 10 мая 1977-го. Причиной смерти стал сердечный приступ.
Джоан Кроуфорд в старости
Скандалы и интриги вокруг имени Джоан Кроуфорд не утихли и после ее кончины: дело в том, что женщина включила в наследство только двоих приемных дочерей, а вот старшей дочери Кристине и сыну не оставила ничего. Остальное состояние актриса отдала на благотворительность.
Фэй Данауэй в роли Джоан Кроуфорд
Спустя полтора года Кристина выпустила книгу под названием «Дорогая мамочка», в которой постаралась создать весьма неприглядный образ знаменитости. Работа также вызвала бурные пересуды и в короткие сроки стала бестселлером. Позднее она была экранизирована, главная роль в картине досталась Фэй Данауэй. Кроме того, в разное время появились документальные фильмы, посвященные жизни и творчеству великой актрисы Джоан Кроуфорд.
Фильмография
- 1925 – «Красавицы»
- 1926 – «Бродяга, бродяга, бродяга»
- 1929 – «Недотрога»
- 1931 – «Украденные драгоценности»
- 1932 – «Гранд-отель»
- 1935 – «Только без дам»
- 1936 – «Любовь на бегу»
- 1945 – «Милдред Пирс»
- 1962 – «Что случилось с Бэби Джейн?»
- 1965 – «Я видела, что вы сделали»
- 1970 – «Трог»
Образ Джоан Кроуфорд навсегда остался в истории кино как квинтэссенция «Золотого века Голливуда». На протяжении своей актерской карьеры Кроуфорд была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. И хотя мнения критиков о её таланте расходятся, актриса удостоилась премии «Оскар» за главную роль в фильме «Милдред Пирс».
Джоан Кроуфорд неустанно работала над тем, чтоб быть непревзойденной актрисой и звездой. Однако она также печально известна как «Дорогая мамочка» – благодаря мемуарам её приемной дочери Кристины Кроуфорд, в которых Джоан описана как ужасная мать и садистка. Мемуары были изданы через год после смерти Джоан – в 1978-м году, и экранизированы в 1980-м (роль Кроуфорд исполнила Фэй Данауэй). И если книга привлекла к себе внимание своей скандальностью, то байопик провалился, собрав за один раз 10 антипремий «Золотая малина».
Предлагаем вам ознакомиться с самыми интересными и скандальными моментами биографии голливудской звезды.
1. ОНА НЕ НАЗЫВАЛА СВОЕГО ВОЗРАСТА
Свидетельства о рождении Джоан Кроуфорд, урожденной Люсиль Фэй Лесюр, просто не существует. Но практически все сходятся на том, что день ее рождения – 23 марта. Только какого года – неизвестно. Сама Кроуфорд утверждала, что родилась в 1908 году. В таком случае свой первый контракт с компанией «Metro-Goldwyn-Mayer» она заключила в 1925 году, и ей было всего 16 лет. Годом ее рождения принято считать 1904 год, но биограф Джоан Кроуфорд, Дональд Спото, утверждает, что это невозможно, так как её младший брат Гарольд родился в сентябре 1903 года.
2. ДЕВУШКА ИЗ ХОРА
Весьма бедное детство будущей звезды прошло в основном в Сан-Антонио, штат Техас, Лоутон, штат Оклахома, и Канзас Сити, штат Миссури. Как раз перед рождением дочери отец оставил их семью, и маме пришлось пойти работать прачкой, чтоб хоть как-то сводить концы с концами (возможно, именно это повлияло на дальнейшую боязнь вешалок у Кроуфорд). Недолгое время мать вновь была замужем, но отчим вскоре тоже покинул их, оставив, впрочем, Люсиль её первый псевдоним — Билли Кассин. В 1922 году Билли выиграла конкурс по чарльстону в Канзас Сити и отправилась в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, чтобы танцевать на сцене. Там в хоре одного из шоу в 1924 году её заметил Гарри Раф, продюсер «Metro-Goldwyn-Mayer». Он предложил ей первую пробную роль, а затем и контракт.
3. РОЖДЕНИЕ ДЖОАН КРОУФОРД
Глава «MGM» Луис Б. Майер разглядел в молодой актрисе немалый потенциал, но уж точно не под именем Люсиль Лесюр или Билли Кассин. Тогда он организовал публичный конкурс на изобретение актёрского псевдонима с наградой в $1000. Победил псевдоним «Джоан Кроуфорд», который, казалось бы, удовлетворил всех, кроме самой актрисы, у которой он ассоциировался с речными раками (англ.: crawfish).
With Wallace Beery in Grand Hotel (1932)
4. МИНИАТЮРНАЯ РЫЖЕВОЛОСАЯ ДЕВУШКА С ВЕСНУШЧАТЫМ ЛИЦОМ
На экране это практически незаметно, но рост Джоан Кроуфорд составлял не более 160 см. Что касается веснушек, то их просто прятали за огромным слоем косметики, а со временем они и сами исчезли. Рыжий цвет волос появился благодаря роли. К тому же, Кроуфорд крайне редко видели «в цвете» (она снималась, по большей части, в черно-белом кино) вплоть до 1953 года, когда она исполнила «Torch Song». Но к тому моменту актрису уже считали настолько искусственной, что многие задавались вопросом, а этот ли цвет волос её настоящий?
5. БЫЛ ЛИ КЛАРК ГЕЙБЛ ЛЮБОВЬЮ ВСЕЙ ЕЁ ЖИЗНИ?
Личная жизнь Джоан Кроуфорд полна тайн и секретов – даже несмотря на то, что у неё было четверо мужей — актёры Дуглас Фэрбенкс-младший, Франшо Тоун и Филипп Терри, а также президент компании «Pepsi-Cola» Альфред Стил — и множество любовников. Вместе с Кларком Гэйблом она снялась в восьми фильмах (больше, чем какая-либо другая актриса) и ходили слухи, что у них был роман на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые утверждают, что именно это стало причиной её развода с Дугласом Фэрбенксом-младшим. Во многих источниках можно встретить утверждение о том, что Кларк Гейбл был самой большой любовью в её жизни.
Джоан Кроуфорд и Кларк Гейбл в фильме «Цепи»
Правда и то, что Гейбл и Кроуфорд были близкими друзьями. И когда в 1942 году в авиакатастрофе во время тура по сбору средств в помощь армии скончалась Кэрол Ломбард, жена Кларка Гейбла, то Кроуфорд взяла на себя её запланированную роль в фильме «Они все целовали невесту». Свой гонорар Джоан Кроуфорд полностью перечислила американскому «Красному Кресту» и уволила своего агента за то, что тот удержал из этой суммы оговоренные контрактом 10 %.
6. ОНА НЕЗАКОННО УСЫНОВИЛА ДЕТЕЙ
Джоан Кроуфорд удочерила трех девочек — Кристину и близняшек Кэти и Сидни — как мать-одиночка, что на тот момент было запрещено в Калифорнии. При помощи нелегальных посредников она вместе со старшей дочерью Кристиной, которую родила женщина в Голливуде, поехала сначала в Нью-Йорк, а потом в Неваду, чтобы легализировать усыновление. У Джоан Кроуфорд также был мальчик, которого она усыновила во время брака с Филиппом Терри. Некоторое время у мальчика было имя Филлип Терри II, но после развода его изменили на Кристофер Кроуфорд.
Джоан Кроуфорд с детьми
7. ЯД КАССОВЫХ СБОРОВ
Хотя Джоан Кроуфорд занимала твердое место в десятке самых высокооплачиваемых кинозвезд в период с начала до середины 1930-х годов, в 1938-м американская Ассоциация владельцев независимого театра окрестила её вместе с Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и Кэтрин Хэпберн «кассовым ядом». Серия несоответствующих ролей немного омрачила блеск звезды, но Джоан Кроуфорд всегда возвращалась с былым великолепием.
8. ОСКАРОНОСНАЯ РОЛЬ
После разрыва контракта с «Metro-Goldwyn-Mayer» Джоан Кроуфорд получила главную роль в фильме «Милдред Пирс» компании «Warner Bros.». Режиссер фильма, Майкл Кёртис, слыл известным тираном. В первый же день съемок он пришел в ярость только от подплечников сценического наряда и, по словам очевидцев, разорвал платье Джоан в зоне декольте только для того, чтобы обнажить её широкие плечи. С другой стороны, благодаря Кёртису Джоан Кроуфорд получила свой «Оскар» за лучшую женскую роль.
9. КОНФЛИКТ, КОТОРЫЙ ПЕРЕШЕЛ С ЭКРАНА В РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
Если вы смотрели фильм «Джонни-гитара», то наверняка знаете, что самый захватывающий момент в нем – это сцена столкновения героинь Джоан Кроуфорд и Мерседес МакКэмбридж. Под воздействием алкоголя этот экранный конфликт немного вышел за рамки фильма. Скажем так, в какой-то момент вся одежда МакКэмбридж была рассыпана по аризонскому шоссе неподалеку от мотеля актрисы. В то время как известная всем вражда Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис, о которой особенно много писали во время их совместного фильма «Что случилось с Бэби Джейн?», скорее всего, была чересчур преувеличена общественностью.
Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис в фильме «Что случилось с Бэби Джейн?»
10. ДЖОАН ОБРАТИЛАСЬ К РЕЛИГИИ
Последний фильм с участием Джоан Кроуфорд, низкопробный ужастик «Трог», вышел в 1970-м году, после чего актриса еще дважды появлялась в телевизионных проектах, а в 1972-м ушла на заслуженную пенсию в своих апартаментах на Манхэттене. Она стала изучать христианскую науку и, по некоторым источникам, даже бросила пить. Именно с верой был связан и отказ актрисы от серьезного лечения рака поджелудочный железы, который стал причиной её смерти 10 мая 1977 года, в возрасте 73 лет. Утром в день смерти она настояла на том, чтобы самой приготовить завтрак для её домработницы и поклонника, остановившегося на ночь в её доме. После этого она вернулась в постель и умерла. Актриса не оставила после себя огромного состояния, но её близняшки получили $77,500 , так же, как и некоторые благотворительные организации. Кристина и Кристофер не получили ничего.
Любить или ненавидеть Джоан Кроуфорд? Такой вопрос звучит немного странно. Она была женщиной, которая добилась огромных вершин своими собственными силами и больше всего боялась всё потерять. Хищный взгляд, важная походка и безупречно уложенные волосы — актриса так настойчиво пыталась быть идеальной Джоан Кроуфорд. Полная капитуляция, вот чего она ждала от своих поклонников. И ей это удавалось. Джоан Кроуфорд не просто пленяла сердца мужчин, но и вызывала восхищение женщин, которые до сих пор мечтаю быть похожими на звезду «Золотого века Голливуда».
автор: Елена Яковлева
Она родилась в семье прачки, но стала звездой американского кино. Девушка-хлопушка, создавшая новый «джазовый» образ молодой американки в 20-е и завоевавшая экран в 30-е. Одна из самых красивых и любвеобильных актрис классического Голливуда.
1. Трудное детство
Люсиль Фэй Лесюр, таково настоящее имя актрисы, родилась в 1908 году в семье разнорабочих. Родители расстались ещё до ее рождения, и долгое время Люсиль считала своим настоящим отцом отчима – импресарио Генри Дж. Кассина, за которого мать вышла замуж вскоре после того, как её бросил первый муж.
Кассин управлял небольшим оперным театром в городке Лоутон, штат Оклахома. Именно там Люсиль впервые приобщилась к эстрадному искусству. Она с удовольствием наблюдала, как репетируют и выступают актёры водевилей, и мечтала оказаться на их месте.
Отчим поощрял интерес Люсиль к искусству, однако он сыграл в её жизни неоднозначную роль. По некоторым свидетельствам Кассин слишком сблизился со своей падчерицей, и когда ей было 11 лет, подверг её сексуальному насилию. Впрочем, установить подлинность этой информации проблематично. Существует множество публикаций о том, что Кроуфорд в детстве спала со своим отчимом, однако прямо актриса об этом никогда не говорила. Один из авторов биографии звезды Лоуренс Квирк утверждает, что Кроуфорд никогда не скрывала «злоупотребления со стороны своего отчима, и это фактически упоминалось практически в каждой книге о ней».
И всё же эти книги основываются на косвенных данных и интервью близких к актрисе людей, прямых обвинений Кроуфорд никогда не выдвигала. Более того, по всей видимости, она и сама не осознавала отношения с отчимом, как нечто неправильное. Такую трактовку предлагает спродюсированный Джессикой Лэнг сериал «Вражда», который поднимает этот вопрос. В нём Джоан как будто гордится предполагаемой связью с отчимом и защищает его как человека, который показал, что такое «настоящая любовь».
Но даже если опустить эпизод с возможным насилием, сложно назвать детство голливудской звезды благополучным. После нескольких лет жизни в Лоутоне Генри Кассин был обвинен в растрате, и семье вновь пришлось переезжать. Вскоре после этого мама Люсиль развелась с ним, а её отправила в католическую школу Святой Агнессы, где девочке приходилось отрабатывать затраты на обучение.
Оплатить школу мама была не в состоянии – заработанного в прачечной с трудом хватало на еду. При такой нагрузке времени на учёбу у Люсиль почти не оставалось. На тех же условиях она училась в Академии Рокингема, и, толком так и не окончив школу, по протекции классной наставницы поступила в колледж. Однако спустя несколько месяцев поняла, что не готова к учёбе.
2. Танцы
Бросив колледж, Люсиль решила осуществить свою мечту – стать профессиональной танцовщицей. Она победила в одном из любительских конкурсов эстрадных танцев и начала выступать в странствующих ревю. Она танцевала в клубах Чикаго, Нью-Йорка, Детройта и других городов Америки. Вскоре её заметил продюсер Джейкоб Шуберт и предложил роль в своей бродвейской постановке «Невинные глаза».
Благодаря этой работе Кроуфорд познакомилась с продюсером Нильсом Гранлундом, который организовал для неё кинопробы и отправил их в Голливуд. Через какое-то время студия Metro-Goldwyn-Mayer прислала предложение: 75 долларов в неделю. Кроуфорд не раздумывая согласилась и отправилась покорять фабрику грёз.
Путь в кино она начала с самых низов, впервые появившись на экране в картине «Леди ночи» в качестве дублёрши Нормы Ширер. Потом было ещё несколько эпизодических ролей (например, в фильмах «Весёлая вдова», «Большой парад» и других), однако Кроуфорд даже не была указана в титрах как их исполнительница. Одной из первых картин, где Кроуфорд появилась под своим именем (тогда еще настоящим – Люсиль Лесюр) стали «Красавицы» с СейЗу Питтс в главной роли.
3. Голливудская звезда
Уже к концу первого года в Голливуде руководство студии MGM признало, что начинающая актриса могла бы стать звездой. Однако для начала ей следовало подыскать более звучное имя. К этому процессу даже подключили читателей одного из еженедельников о кино. С их помощью сначала был выбран псевдоним «Джоан Арден», но выяснилось, что на него уже претендует другая актриса. Тогда остановились на «Джоан Кроуфорд». Под этим именем актриса появилась в фильмах «Единственная вещь» и «Салли, Ирен и Мэри», где сыграла свои первые заметные роли, ещё не главные, но уже второго плана.
В 1926 году она снялась в нескольких фильмах, самым заметным из которых стал «Бродяга, бродяга, бродяга», где она играла в паре с Гарри Лэнгдоном. И всё же Джоан не устраивало, как медленно движется её карьера. Она хотела главных ролей, хотела стать звездой. Видя, что Metro-Goldwyn-Mayer не готова по-настоящему в неё вкладываться, Кроуфорд стала действовать самостоятельно. В свободное время она регулярно участвовала в танцевальных конкурсах по чарльстону и блэк-боттому, которые проводились в голливудских отелях поблизости. Она часто побеждала, чем привлекла к себе дополнительное внимание публики. Руководство студии наконец оценило потенциал Кроуфорд и ей стали предлагать более значительные роли.
Позднее сценарист студии Metro-Goldwyn-Mayer Фредерик Сагор Маас вспоминал:
«Никто не делал Джоан Кроуфорд звездой. Джоан Кроуфорд стала звездой, потому что Джоан Кроуфорд решила стать звездой».
Уже в 1926 году Кроуфорд попала в число наиболее перспективных начинающих актрис. Но настоящий успех пришел пару лет спустя, когда Джоан сыграла главную роль в фильме «Наши танцующие дочери». Успех картины открыл для Кроуфорд путь на вершину Голливуда. К 1929 году она уже на равных соперничала с такими звездами, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Норма Ширер. Кроуфорд успешно перешла к звуковому кино (первую роль в звуке сыграла в картине «Недотрога» в 1929 году) и в 30-х упрочила свое положение, став одной из самых популярных актрис в мире.
4. Хлопушка
Добившись успеха в конце 1920-х, Джоан Кроуфорд стала одним из самых выразительных символов культуры флэпперов или «хлопушек» – молодых эмансипированных девушек, появившихся в Америке в эпоху джаза. Она воплотила на экране (прежде всего, знаковой стала картина «Наши танцующие дочери») образ современной молодой американки – яркой и независимой, самостоятельной и свободной.
Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд прямо называл Джоан Кроуфорд «лучшим образцом девушки-флэппера»:
«Несомненно, Джоан Кроуфорд — лучший пример девушки-флэппера. Девушки, которую можно увидеть в модном ночном клубе в платье, выражающем собой верх изысканности. Она стоит с отчужденным, слегка грустным лицом и играет стаканом со льдом. Она восхитительно танцует, много смеётся, и у нее распахнутые, наполненные болью глаза. Юная девушка с талантом жить».
5. Ненасытная
Популярность Джоан Кроуфорд не обошлась без скандалов. Желтая пресса неоднократно писала, что прежде чем актрисе удалось пробиться в Голливуд, она не брезговала съемками в откровенных фильмах.
Например, ей приписывали съемки в картинах с такими яркими названиями, как «Продюсерская койка» и «Бархатные губки». Следует сразу сказать, что впоследствии участие Кроуфорд в подобных фильмах было оспорено. Однако миф сильнее. У Джоан Кроуфорд сложилась весьма неоднозначная репутация ненасытной и одержимой хищницы. Существует версия, что и в кино она пробилась через постель и впоследствии неоднократно пользовалась этим методом для добывания выгодных ролей.
С одной стороны, подобные случаи имели место в Голливуде. И даже сама Кроуфорд досадовала на Норму Ширер, которая была замужем за начальником производства на студии MGM: «Как я могу конкурировать с Нормой? Она спит с боссом!», – восклицала Кроуфорд. С другой стороны, все это слишком похоже на выдумки дешевых журналистов.
В любом случае, Кроуфорд прославилась как одна из самых красивых и любвеобильных звёзд Голливуда. Эту репутацию она поддерживала частыми замужествами и романами. Она была замужем за актерами Дугласом Фэрбенксом, Франшо Тоуном, Филиппом Терри, а также председателем совета директоров компании PepsiCo Альфредом Стилом, примерно – по 4 года за каждым.
Среди внебрачных увлечений актрисы особое место занимает Кларк Гейбл, с которым Кроуфорд познакомилась во время работы над фильмом «Одержимая». Впоследствии она признавалась, что буквально теряла голову, стоило Гейблу появиться на съемочной площадке. Одной из самых значительных совместных работ актеров стала картина «Танцующая леди».
Среди любовников Кроуфорд называли также актеров Джеки Купера, Генри Фонду, известного адвоката Грега Боцера, продюсера Билла Дозиера и бесчисленное количество малоизвестных актеров, которых Джоан, якобы, ценила даже больше, чем звезд, потому что они лучше выкладываются в постели.
6. Легенда
Джоан Кроуфорд была одной из немногих, кому удалось безболезненно перейти к съемкам в звуке. Она получила широкую известность уже на излёте немого кино, став одной из самых ярких актрис второй половины 20-х. В следующее десятилетие Джоан упрочила свою популярность. Здесь пригодились не только танцевальные таланты актрисы, но и умение петь. В первой же роли со звуком (в фильме «Недотрога») Кроуфорд исполнила несколько песен. Картина была хороша принята зрителями, и Джоан стала одной из первых звёзд уже звукового кино.
В 30-х Кроуфорд стала одной из самых высокооплачиваемых и востребованных звезд Голливуда. В эти годы она сыграла в фильмах «Украденные драгоценности», «Гранд-отель», «Танцующая леди», «Сэйди Макки» и многих других. Уолт Дисней был фанатом Кроуфорд, и сделал её одним из главных прототипов для образа Злой Королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».
Однако несмотря на популярность, свой «Оскар» Кроуфорд получила только в 1945 году, когда, казалось, что её карьера уже пошла на спад. Актриса удостоилась награды за роль в фильме «Милдред Пирс».
Одну из последних значительных ролей Кроуфорд сыграла в паре с другой легендой Голливуда – Бетт Дейвис. В 1962 году они снялись в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?», сюжет которого закручен вокруг странного болезненного соперничества двух сестер-актрис. Создатели фильма рассказывали, что в процессе съемок обнажилась реальная неприязнь двух знаменитых актрис, которая помогла сделать противостояние между их героинями более убедительным. И хотя существует версия, что это было всего лишь маркетинговым ходом, в 2017 году соперничество между Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис легло в основу телесериала «Вражда», который рассказывает о закулисье картины «Что случилось с Бэби Джейн?». Роль Джоан Кроуфорд в сериале сыграла Джессика Лэнг.
7. Дорогая мамочка
Несмотря на неоднозначность репутации Джоан Кроуфорд, к середине XX века она стала одной из легенд американской киноиндустрии, с чьим именем ассоциировалась золотая эра Голливуда.
В самом деле, даже если принять за правду съемки в откровенных жанрах и самые дикие слухи обо всех любовных связях актрисы, этим никого не удивишь. Кроуфорд была красивой, чувственной и яркой – ровно такой, какой и должна быть суперзвезда. А кроме того, она занималась благотворительностью и взяла на воспитание четверых приёмных детей.
Однако самый сильный удар по репутации Кроуфорд был нанесен вскоре после её смерти. Старшая приёмная дочь Джоан, Кристина, написала мемуары «Дорогая мамочка», в которых представила легендарную актрису настоящим монстром. Она обвинила Кроуфорд в алкоголизме, склонности к насилию и пренебрежении своими родительскими обязанностями. Кристина считает, что её мать больше заботила карьера и любовники, нежели воспитание детей. Она пишет, что в моменты срывов Джоан била её и однажды даже пыталась задушить.
Сложно сказать, насколько эти обвинения соответствуют действительности. Книга Кристины была неоднозначно воспринята друзьями и знакомыми семьи актрисы. Многие встали на сторону Джоан, отметив, что хотя она была очень амбициозна и возможно имела проблемы с алкоголем, в истории Кристины эти факты явно преувеличены. Более того, младшие дети актрисы также выступили резко против сестры. Они сказали, что никогда не испытывали на себе и не наблюдали тех ужасов, которые описывает Кристина. Однако её поддержал брат Кристофер. Интересно, что в отличии от младших детей Кристофер и Кристина были лишены наследства. В своём завещании Джоан написала, что причины им хорошо известны.
Пожалуй, отделить факты от вымысла в этой истории уже невозможно. Очевидно, что отношения между Джоан Кроуфорд и её старшими детьми были сложными, но была ли она такой ужасной матерью, какой её описала Кристина? Здесь возникают сомнения, особенно если задуматься, сколько денег заработала дочь актрисы на её имени.
Книга «Дорогая мамочка» стала бестселлером, впоследствии Кристина выпустила и второе, значительно дополненное издание. Кроме того, в 1981 году по книге был снят одноимённый фильм, в котором роль Кроуфорд сыграла Фэй Данауэй. Но материнство Джоан Кроуфорд так и осталось одной из тайн её жизни.