Дживан гаспарян биография личная жизнь

Дживан гаспарян биография личная жизнь thumbnail

Выступление знаменитого музыканта пройдет в Концертном зале им. Чайковского 23 мая в 19.00

Изменить размер текста:

В последний раз Дживан Гаспарян заставил говорить о себе в прошлом году, когда вышел фильм «Гладиатор». Музыку писал голливудский композитор Ханс Зиммер, но для исполнения нескольких фрагментов пригласил Гаспаряна. Эти фрагменты и стали самыми яркими в саундтреке. А до этого армянский дудукист, выступавший однажды перед самим товарищем Сталиным, успел поработать с огромным количеством западных знаменитостей: от Питера Гэбриэла и Брайана Ино до Лайонела Ричи. – Не обидно, что пишут о вас в основном в связи с теми суперзвездами, с которыми вы играли? – Нет, не обидно. Это очень хорошие музыканты и хорошие люди. – Вы сейчас где живете? – В Ереване, а дети в Америке. Я туда поехал в 1993 году. У нас в Армении тогда очень трудно было. Свет в дома давали по полтора часа в сутки. А я такой человек: без хлеба могу жить, без света не могу. Я в Америку прилетел с 20 центами в кармане. Но друзья помогли. Начал выступать, потом в кино стали приглашать… – Вас там уже знали? – На Западе с помощью Брайана Ино уже были выпущены мои записи. В Лондоне я выступал, мои концерты показывали по телевидению. – Странная штука: «Гладиатор» – фильм про Римскую империю, а дудук там звучит в самый раз. В фильме «Ворон» тоже Армения не упоминается, а музыка ваша очень кстати. – Дудук – инструмент необыкновенный. Уникальный, я нигде в мире ничего похожего не слышал. Турки, правда, говорят, тоже играют на дудуке. Я говорю: есть армяне, которые на балалайке играют, но мы же не говорим, что это армянский инструмент. А ученики у меня есть и в Турции, и в Америке, и в Англии. – А можно сделать дудук в Америке, из американского дерева? – Если это будет абрикосовое дерево и если за дело возьмется настоящий мастер, то можно. – Дудук с годами становится лучше? – А вот этого никто не знает. Вообще тут много непонятного. Из одного дерева делает мастер 10 дудуков. Девять – так себе, десятый – уникально звучит. – Вас так часто приглашают в разные проекты, наверное, еще и потому, что имитировать звук дудука невозможно? – Японцы попробовали. Во время моих концертов в Токио они все записали и пытались синтезировать звук. Близко, но не то. Души там нету. – А армяне в Японии есть? – Не встречал. – А вам все равно, перед какой публикой играть – перед армянским землячеством или перед американцами? – Я уже привык, мне все равно. Но я точно знаю, для кого какую музыку нужно играть. В России у меня всегда хорошо получалось. – Как предпочитаете выступать: соло, с ансамблем или с большим оркестром? – Смотря что играю. Могу один, могу с двумя-тремя дудукистами. У меня есть оркестр – 50 дудуков! Это вообще ни на что не похоже. – А бывает так, что берете в руки дудук и играете просто так, для себя? – Я без дудука жизни не представляю. Каждый день играю по 4 – 5 часов. Не потому, что надо тренироваться, а потому, что люблю. Если настроение неважное или сердце побаливает, играю. – Помогает? – Еще как! Я как будто в другой мир переношусь. Но однажды был такой случай. Я выступал в Америке на встрече армянского землячества. Один армянин, всю жизнь проживший в Америке, попросил меня сыграть очень старую песню. Я сыграл. Он очень растрогался. Потом просит: еще раз. Когда я третий раз играл, он умер. От разрыва сердца. Там же был писатель Вильям Сароян, он сказал: это счастливый человек, он умер под звуки дудука. – Вы с помощью дудука можете сказать женщине, что любите ее? – Конечно. Доводилось.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

Дживан Гаспарян

Дживан Гаспарян является живой легендой мировой музыки, ему с лёгкостью удаётся выразить всю душу армянского народа в тонком и страстном звучании такого редкого инструмента, как дудук. Виртуозно прославляя Армению посредством музыки Дживан Гаспарян стал одним из известнейших музыканстов  этой страны. New York Times назвал его выступления «захватывающими, грустными, ностальгическими и благоговейными драмами». На родине его называют просто Дядей Дживаном. В этой статье рассказывается об одном из самых искренних музыкантов мира.

Дживан Гаспарян родился в деревушке Солаг близ Еревана в 1928 году.Как и у многих других знаменитых музыкантов, у него было нелегкое детство. Ему пришлось рости в детдоме, так как мать умерла а отца забрали на фронт. В 6 лет он начал самостоятельно учиться играть на дудуке, основываясь исключительно на собственной интуиции. Самостоятельно он сделал и свои первые шаги в мир музыки, обучаясь на дудуке, подаренном ему известным в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном. Он прислушивался к игре мастеров, и обучался на их опыте, набирая собственную базу

И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры — именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. “В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин

который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.

Он мне подарил часы Победа. Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом, рассказывает сам Маэстро. Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. Когда Алтунян вошел и увидел меня маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?! Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом уже чуть успокоившись второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: Немедленно пишите приказ, пусть работает. Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал.

Читайте также:  Виктор комаров биография стенд ап личная жизнь

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания Народный артист Армении. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.

В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый — международный — этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом I will not be sad in this world, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.

В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины, вспоминает Маэстро.

Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли. Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком альбом Black Rock, начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму Последнее искушение Христа.

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму Сейдж, а в 2000г. начинает сотрудничество с гансом Зиммером при работе над саундтреком к фильму Гладиатор. Баллада Сиреци, ярес таран, на основе которой сделан этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию Золотой глобус.

Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как Русский Дом, Онегин, Ворон, Сейдж, Календарь и Доктор Живаго. В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука Мелодии армянских гор, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома Сестра Хаос так впервые в звучание Аквариума вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, “Фрески”, повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.

Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто народной музыкой Армении, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют хранитель музыкального наследия своего народа. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку Дживану Гаспаряну, королю дудука или просто дяде Дживану, как с уважением и любовью его называют.

Источник

Джива́н Гаспаря́н (арм. Ջիվան Գասպարյան) (р. 1928, деревня Солаг, Армения) — знаменитый армянский музыкант и композитор.

В раннем детстве впервые взял в руки дудук и с тех пор с ним не расставался. “Мне было лет шесть, – вспоминает он. – У меня рано умерла мама, а отец в это время был в армии. Мы жили очень бедно. Как-то раз я услышал, как играют на дудуке настоящие музыканты, и попросил дать мне поиграть. Один из них, пожалев меня, протянул мне дудук. Я играл день и ночь. Надоел всем соседям. И через восемь месяцев пришел к тому музыканту и говорю: “Послушай, как я играю”. Он послушал, поцеловал меня и дал еще один дудук. К сожалению, в 1943-м он умер, так и не узнав, что я тоже стал музыкантом”.

А что такое дудук? Всего-навсего незатейливая “дудочка” с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью, изготовленная из корня абрикосового дерева. И в то же время это один из самых древних духовых инструментов, известных человечеству, появившийся за тысячу лет до Рождества Христова. По звучанию – что-то среднее между флейтой и гобоем. Тембр мягкий, теплый, слегка носовой, и до невероятности задушевный – то бишь берущий за душу. И не просто берущий, а выворачивающий ее наизнанку. “Это инструмент, который девяносто девять раз плачет и лишь один раз смеется”, – говорит сам Дживан. Без него не обходились в старину, да и сейчас не обходятся, ни одна фольклорная песня, ни один народный танец.

Читайте также:  Венсан кассель биография личная жизнь

В 18 лет Дживан начал выступать с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Ереванским Филармоническим Оркестром. В его репертуаре были фольклорные армянские песни, духовные песнопения V-XV веков. Сочинял он и собственные песни – на основе поэзии Вагана Дуряна. Очень скоро Дживана узнала и полюбила вся Армения.

В 1948 году он впервые выступил в Большом театре, в Москве – на юбилейном сборном концерте. Думается, в ту пору для всех советских “неармян” он был любопытной экзотикой, представителем иной культуры, не более того. К тому же дудук порой звучит так протяжно и заунывно, что может навевать тоску (если играет не Дживан!). Однако, в кавказской душе Сталина, например, он нашел моментальный и самый живой отклик.

“Я, тогда еще совсем пацан, играл соло, – вспоминает с улыбкой Дживан, – на сцене Большого театра, на смотре мастеров искусств союзных республик. Нас слушало все Политбюро. И Сталин. Я играл Саят-Нову и помню, что даже стеснялся на Сталина смотреть. Он курил и пил из стакана красное вино. Эта картина у меня и сейчас перед глазами. Он поставил стакан на стол и очень-очень внимательно слушал. Кончив играть, я убежал со сцены. Даже не знаю, почему. Потом за кулисы пришли двое и говорят мне: “Иди сюда, сынок”. Я очень испугался: может, что-то не то сказал или сделал? Меня привели в какую-то комнату и вручили красную коробочку: “Это тебе подарок от Иосифа Виссарионовича”. Открываю, а там часы “Победа”. Я очень обрадовался, жили ведь мы плохо, нечего было есть. На следующий же день мы с друзьями продали эти часы и купили пиво с пирожками”.

Впервые Дживан попал за границу, причем сразу в Америку, в 1957 году, с группой советских артистов – Большого театра, Ансамбля “Березка”, Ленинградского балета. Естественно, где бы он ни выступал – на восточном берегу Америки или на западном, – в зале было полно армян-эмигрантов, для которых игра Дживана и ностальгия по Родине – синонимы.

На одном из приемов в калифорнийском Фрезно, где среди присутствующих был и Вильям Сароян – известный американский писатель армянского происхождения, к Дживану подошел старик лет 80-ти и, рассказав, что в 1915 году потерял в Турции всю свою семью, попросил Дживана повторить для него старинную мелодию, которую тот только что сыграл. Дживан исполнил его просьбу. Потом еще и еще раз. Старик слушал в глубоком умиротворении, прикрыв глаза… Через какое-то время выяснилось, что он тихо скончался. Его жена бросилась к музыканту чуть ли ни с кулаками: “Лучше бы вы не приезжали сюда вовсе с вашим дудуком!” И тут Вильям Сароян возразил ей: “Мэм, вы не правы. Это прекрасная смерть. Лично я хотел бы вот так умереть – под звуки дудука. Это ведь была не игра, а Молитва!” Американские газеты в ту пору окрестили Дживана “дудукистом-убийцей”.

Четыре раза, в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах, Дживан становился обладателем Золотой Медали на международных фестивалях под эгидой ЮНЕСКО. Его пластинка с записями самых красивых народных армянских песен и баллад под названием “I will not be sad in this world”1, посвященная памяти жертв землетрясения в Армении, завоевала всемирное признание. Он начал гастролировать по всему миру.

Если Дживана спросить, какой из гастрольных концертов ему особенно дорог, он сразу вспомнит о своем выступлении в Токио, в летнем театре под открытым небом, где только сцена была под навесом. Перед самым его выходом начался жуткий ливень. “Да кто ж в такой дождь станет слушать какого-то Дживана”, – подумал артист, выходя на сцену, и замер от удивления. Площадка – зрительный зал на 3 тысячи мест – была белой от плащей и зонтов. Два часа, затаив дыхание, все стояли под проливным дождем. А ведь это были японцы – люди с совершенно иной ментальностью и культурой.

Да, старая абрикосовая “трубочка” мастера, с которой он не расстается вот уже сорок лет (хотя дома у него целая коллекция самых разнообразных дудуков), невероятным образом находит дорогу к человеческим сердцам, пробуждая в них самое сокровенное и главное – их собственные души. Сам Дживан говорит: “Дудук человечен, поэтому язык его понятен всем. А так печален он, наверное, потому что в истории армянского народа много печальных страниц. Но когда эта печаль воплощается в музыке, рождаются мелодии непередаваемой красоты”.

Английский рок-музыкант Лайонел Риччи впервые предложил ему выпустить совместный диск. Дживан растерялся: “Что же я буду играть, ведь у нас абсолютно разные стили в музыке!” Но в студию к нему поехал: “Когда меня куда-нибудь приглашают, я кладу дудук в карман, он всегда со мной. Я послушал исполнение Риччи и сказал: Можем сразу записывать”. Риччи опешил. А 20 минут спустя, после того, как Дживан опустил дудук, воскликнул: “Да вы лучший музыкант в мире!”

Как говорится, лиха беда начало. В последующие годы Дживан выступал и записывался с Кронос-Квартетом, Ереванским, Венским, Лос-Анджелесским, Бостонским, Нью-Йоркским симфоническими оркестрами, с симфоническими оркестрами Италии, Чехословакии, Санкт-Петербурга, Москвы. Его альбом “Black Rock”, записанный совместно с Майклом Бруком, считается одним из лучших в жанре world music. Его дудук звучит на альбоме российского рок-музыканта Бориса Гребенщикова “Сестра Хаос”.

Но поистине невиданный взлет музыкальной карьеры Дживана Гаспаряна начался с 1988 года, после записи саундтрека к фильму “Последнее искушение Христа” Мартина Скорсезе. Композитор фильма, рок-музыкант Питер Габриэл, рискнул ввести в канву своих композиций надрывное и тягучее, экзотически-ностальгическое звучание его дудука. Так в западной музыке зародился новый стиль – world beat. С тех пор стало необычайно модным экспериментировать с неким симбиозом современной музыки с этнической.

Сам фильм наделал много шума своей нетрадиционной и некорректной подачей религиозной тематики, вплоть до его запрета. Но музыкальное новшество пришлось Голливуду по вкусу. Думается, для Голливуда, давно превратившего “киноискусство” в “кинопроизводство”, высоко духовная музыка армянского виртуоза явилась своеобразным спасательным кругом. Сквозь бурные перипетии сюжетов и мастерски выполненных трюков она ненавязчиво и глубинно ведет мелодию человеческих душ и божественного провидения, придавая даже банальной сцене вселенское звучание, возвышенный смысл.

Читайте также:  Евгения баршак биография личная жизнь

Сотрудничество с Питером Гэбриэлом получилось продуктивным и длительным. Два месяца Дживан жил и работал в студии рок-музыканта, записывая новые альбомы.

Работа в американском кино, выступления с американскими симфоническими оркестрами требуют от Дживана постоянного присутствия. Он покупает в Лос-Анджелесе дом и перевозит сюда свою семью – жену (бывшую балерину) и двух дочерей с детьми. Дети и внуки в Лос-Анджелесе прижились. Но если спросить Дживана, где его дом, он, не задумываясь, ответит: “В Армении”. Иначе и быть не может. Ведь Дживан не просто сын своей Родины, он – ее душа, ее символ, ее певец. Дживан Гаспарян – первый музыкант Армении, получивший звание Народного артиста республики. Как профессор Ереванской консерватории, он подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке.

В 2000 году он получает приглашение от композитора Ханса Циммера записать саундтрек к фильму “Гладиатор”, и, став его соавтором, вплетает в канву циммерской мелодии мотивы старинной армянской баллады.

“Ханс Циммер пригласил меня в студию, – не без гордости рассказывает Дживан, – включил музыку для “Гладиатора” и говорит: “Вот это ты должен сыграть”. Я два раза ее послушал и сказал: “Можно записывать”. Он очень удивился: “Как это?” Тогда я достал свой дудук и начал играть без нот. Он предложил мне сделать импровизацию. Я смотрел фильм и играл. В студии собралось много народу. А одна девушка-американка отвечала мне голосом. Так красиво отвечала, что я сорок пять минут играл и старался сделать мелодию еще сложнее. Когда я снял наушники, увидел, что девушка плачет. Я спросил, почему. И она сказала: “Мой отец американец, а бабушка – армянка. Ни моя мать, ни я армянского не знаем. Но, слушая вашу музыку, я поняла, что в ней вся история армянского народа”. И все эти сорок пять минут вошли в саундтрек “Гладиатора”. Если внимательно послушать, то вы поймете, что это моя музыка. А та, которая предполагалась раньше, она осталась только на диске”.

Саундтрек к “Гладиатору”, в котором Дживан выступил не только исполнителем, но и соавтором композитора Ханса Циммера, получил “Золотой глобус” за лучшую музыку к фильму в 2001 году. “Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна, – признался Ханс Циммер. – Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память”. За десять лет Дживан принял участие в создании саундтреков к 24 фильмам, среди них, кроме упомянутых, “Russia House”, “Осада”, “Календарь”, “Ворон”, “Онегин”, “Буря и печаль”, “Доктор Живаго”.

В 2002 году, после 15-летнего отсутствия, он снова появляется на сценах России. Но это уже совсем другой Дживан – живая легенда мировой музыки, как его теперь величают. В зале на его концертах, что называется, яблоку упасть негде. Он снова выступает на сцене Большого театра. Только в ином качестве. Вместе с ним, вместо этнического ансамбля, его друзья – звезды лейбла Real World Питера Габриэла: фолк-джаз-рок-музыкант Сергей Старостин, пианист Людовико Эйнауди, саксофонисты Дидье Малерб и Луиджи Чинкве, гитарист Патрис Мейер и один из лучших контртеноров мира Эмиль Зрихан.

Дживан дал концерт в Московском концертном зале им. Чайковского, в Петербурге, на сцене Выборгского ДК, в Риге, во Дворце конгрессов, в Краснодаре, Владивостоке, Ярославле, Сочи, Мурманске, Новокузнецке, и, конечно, в Ереване – в огромном зале спортивно-концертного комплекса им. К.Демирчяна.

Дживан не просто любит Россию, он считает ее вторым домом. Если его приглашают, тотчас откликается, отменяя все зарубежные выступления, и едет с одинаковым удовольствием и в столицу, и в провинцию. Он остался таким же, каким много лет назад был в Ереване, – верным, безотказным слугой своего дара, человеком, который живет в музыке и ради музыки. Когда с ним общаешься, возникает ощущение, что вся многовековая история армянского народа заключена в нем и, трансформируясь в звуки его дудука, рвется наружу.

В том же 2002-м на международном фестивале этнической, фольклорной и традиционной музыки WOMEX, в Германии, Дживан получает престижную премию “Womex Lifetime Achievement Award”. В 2003-м, в Армении, он пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана “Фрески”, посвященного трагедии Спитакского землетрясения.

В Америке дудук Дживана снова звучит в фильме Мэла Гибсона “Страсти Христовы”, и вслед за этим – в фильме Рона Хаварда “Код Да Винчи”. Им записано больше 15-ти альбомов. Он почетный гражданин нескольких государств. Он регулярно выступает с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром. В его последних музыкальных планах – совместные концерты с Шер. Дживану уже 79. Но он по-прежнему полон звуков, адресованных всем нам – звуков, очищающих и раскрывающих душу.

Игра на дудуке в Армении традиционно считается мужским занятием. Дживан говорит, что у него масса учеников по всему миру. А вот передать свой дар по наследству вроде как некому – Бог сыновей не дал. Но зато один из его внуков – Дживан Гаспарян младший, кажется, решил пойти по стопам деда.

“Когда он жил в Армении, – говорит Дживан, – музыке учиться не хотел. Все больше футболом увлекался. А после переезда в Америку, вдруг звонит мне: “Дживан, пришли хороший дудук. Хочу учиться играть”. Через пару месяцев я приехал в США. И все 15 дней, пока записывал в Голливуде очередной саундтрек, учил маленького Дживана игре на дудуке. Потом тоже давал ему уроки, но, в основном, по телефону. Теперь он звонит мне, если я на гастролях, и просит: “Деда, послушай, как я играю”. Когда он впервые сыграл перед родней – все заплакали. А моя дочь сказала: “Папа, зачем ты это делаешь? Мой сын должен стать врачом”. Пусть он станет врачом, играющим на дудуке. Думаю, музыка его карьере не помешает”.

Источник