Дан запашный биография личная жизнь
Марица Запашная (младшая)
Марица Вальтеровна Запашная. Родилась 31 мая 1963 года. Советская и российская цирковая артистка, дрессировщица. Заслуженная артистка РФ. Дочь Вальтера Запашного.
Марица Запашная родилась 31 мая 1963 года.
Отец – Вальтер Михайлович Запашный (1928-2007), советский и российский артист цирка, дрессировщик хищников, Народный артист РСФСР.
Мать – Марица Михайловна Запашная, советская и российская артистка цирка, дрессировщица хищников, Заслуженная артистка РСФСР.
Младшие братья по отцу – Эдгард Запашный (1976 г.р.) и Аскольд Запашный (1977 г.р.), известные дрессировщики хищников.
Марица Запашная выросла в цирке. Дрессурой занимается практически с момента, как начала ходить и говорить. Хотя, как признавалась Марица Вальтеровна, в детстве она оно время хотела танцевать в цирковом балете. Но затем семейные традиции возобладали. Занималась в высшей школой верховой езды.
Вместе со своими звёздными родителями Вальтером и Марицей Запашными она объехала весь мир. Была жонглером, акробаткой, цирковой наездницей, дрессировщицей пантер.
В 2004 году мать передала ей номер с группой пантер. Сложность в том, что пантеры – одиночки по натуре, их крайне трудно объединить и добиться, чтобы они все вместе работали. “Это не просто кошка, а суперкошка. С молниеносной реакцией, злобная, агрессивная. И очень обидчивая. Как говорит мама, пантеры – как журавли: обидеть можно один раз, а мстить за это они будут всю жизнь”, – говорила дрессировщица.
Марица Запашная-младшаятакже работала со смешанной группой пантер и леопардов.
Марица Вальтеровна Запашная – дрессировщица уникальной большой группы кавказских овчарок. Об особенностях дрессировки этих животных она говорила: “Вообще распространено мнение, что они не дрессируются – якобы это злая и тупая сторожевая собака. Но я так не считаю. Она упертая, тяжелая в дрессуре, свободолюбивая и своевольная – но необыкновенно умная. Люблю эту породу до безумия. Много лет назад мама купила «кавказенка», и он мне настолько понравился – как медвежонок! Попробовала сделать группу – и вот уже больше десяти лет с ними работаю. Начинаю репетировать с 6-8-месячными щенками, с самых простых команд – сидеть, лежать. А всего на подготовку уходит года полтора. Самая большая сложность, как и с пантерами, – групповая дрессура: кавказцы тоже одиночки и друг друга ненавидят. У меня бывало, что восемь псов дрались – попробуй их разнять! Но пока справляюсь”.
Марица Вальтеровна Запашная и кавказские овчарки
Является директором и художественным руководителем шоу «Новый год в гостях у «Умки».
“Чем больше общаешься с животными, тем меньше хочется общаться с людьми. Потому что мир животных намного честнее, порядочнее и добрее. К сожалению, среди людей больше хищников. Любой хищник, перед тем как кинуться, хоть за долю секунды, но предупреждает. Человек этого не делает”, – отмечала Марица Вальтеровна.
Личная жизнь Марицы Вальтеровны Запашной:
Замужем. Муж – Томас Микава, цирковой артист, дрессировщик.
Сын – Дан Запашный (родился 3 августа 1984 года), также цирковой артист.
Томас Микава – муж Марицы Вальтеровны Запашной
Сын Дан с ранних лет выступает на арене цирка. Хотя Марица старалась оградить сына от такой карьеры, однако иначе решил ее отец Вальтер Михайлович, который привил внуку любовь к цирку и дрессуре. В 8 лет Дан впервые вышел на арену в номере матери с кавказскими овчарками. А в семнадцать вместе со своим отцом Томом Микавой сделал номер, аналогов которому до сих пор нет ни в России, ни в Европе: семью мячами он ловко жонглирует, балансируя на движущемся мотоцикле.
Затем поставил силовой номер с шимпанзе Мальта.
Дан Запашный и шимпанзе Мальта
В Курском цирке новый сезон открывается программой “Сюрприз” от Марицы и Дана Запашных. Курские зрители уже видели эту программу в 2013 году, но с тех пор она претерпела серьезные изменения. Мы встретились с Даном и узнали, чем удивит новая программа, почему нельзя запрещать цирк с животными, как с помощью “Перископа” можно изменить мнение людей и почему представитель рода Запашных отказывается дрессировать хищников.
В Курском цирке новый сезон открывается программой “Сюрприз” от Марицы и Дана Запашных. Курские зрители уже видели эту программу в 2013 году, но с тех пор она претерпела серьезные изменения. Мы встретились с Даном и узнали, чем удивит новая программа, почему нельзя запрещать цирк с животными, как с помощью “Перископа” можно изменить мнение людей и почему представитель рода Запашных отказывается дрессировать хищников.
– Какое у вас было детство?
– Конечно, необычное. Мои родители работали в цирке, я разъезжал по разным городам, и за год менял по семь-восемь школ. Примерно каждый месяц новая школа, новые друзья, и так по всей стране. Я все время был чем-то занят, был активным, ходил на занятия по спортивной гимнастике.
– Как одноклассники относились к вам?
– С интересом. Кроме того, вместе со мной учились еще и мои друзья по цирку, которые уже выступали. У нас с ними были разные навыки из числа циркового искусства, мы обгоняли сверстников в физическом развитии. Могли удивить.
– В какой момент вы поняли, что хотите стать артистом цирка?
– Мне почему-то с детства очень нравилась политика, я всегда следил за новостями и какие-то дипломатические нотки во мне начали проявляться уже тогда. Как я уже говорил, в жизни было много переездов, приходилось очень часто знакомиться с новыми людьми, налаживать контакты с учителями, одноклассниками. Какая-то польза была от этой ситуации. Вот мне и подумалось, что было бы здорово и интересно стать дипломатом. Я уже в принципе представлял свое обучение в МГИМО.
Но когда мне было лет 13, мой дед Вальтер Запашный вернулся после долгих гастролей в Китае. Я увидел его на арене в таком сознательном возрасте, увидел то, как он делает свою работу. В общем, своим примером он меня переубедил.
– Мама не была против того, что вы изменили своей мечте?
– Мама у меня молодец, потому что всегда старалась мне помогать в том, чем я занимался. Думаю, что это правильно. Потому что когда ребенок к чему-то проявляет интерес, очень важно, чтобы родители его поддержали в этом. Мне кажется, есть немало людей, которые хотели заниматься чем-то другим, но в силу определенных обстоятельств занимаются тем, чем занимаются. Очень важно для каждого человека получать удовольствие от работы, пусть она бывает тяжелой, монотонной, рутинной, но чтобы результат обязательно приносил радость и удовлетворение. Как у меня.
– Какие жанры циркового искусства вы освоили?
– Всех цирковых детей обучают основам жонглирования, акробатике. Мне это давалось проще, поскольку занимался гимнастикой, а это своего рода многоборье. Я, к примеру, года 3-4 назад показывал не совсем обычный номер – жонглировал на мотоцикле. А вот теперь занимаюсь дрессурой шимпанзе.
– Какой еще был опыт дрессуры?
– Мне кажется, я родился среди животных. Причем, не среди домашних. Мое окружение составляли леопарды, пантеры, львы, тигры. Я был как Маугли, рожденный в джунглях. Моя бабушка со мной занималась, так что представление о дрессуре хищников имею. Но я работаю с шимпанзе, потому что в нашей семье с ними никто не работал. А я всегда стараюсь делать что-то новое.
– Кого бы хотели дрессировать в дальнейшем?
– Моя большая мечта — работать со слонами. Более шести лет пытаюсь найти варианты, чтобы привезти этих животных, но очень много сложностей. А очень хочется сделать интересный номер с ними. Мне кажется, что российский цирк — это именно цирк животных.
– Большинство европейских стран, США, Латинской Америки, Азии и Африки полностью запретили цирк с животными. Естественно, «зеленые» хотят внедрить такую же практику и в России. Какое у вас отношение к этому вопросу?
– Негативное. Моя позиция такова — я за качественное общение человека с животным, за профессиональный подход к этому вопросу. Даже беря в дом собаку или кошку, нужно в полной мере понимать не только ответственность за их жизнь, содержание, но и последствия, с которыми сопряжено проживание животного.
Да, есть такие люди, которые формируют негативное мнение о цирке — это непрофессиональные дрессировщики, которые добавляют в бочку с медом ложку дегтя. А люди особо не вдаются в подробности и обобщают. На этой почве возникает очень много недопониманий. К сожалению, в семье не без урода. Но я всегда говорю в этом случае — проблема не в цирке, а в людях. Цирк — это публичное место, где каждое представление — это прямой эфир, здесь никогда ничего не смонтируешь, не вернешь назад. Если человек непрофессионал, он может совершать какие-то необдуманные поступки, которые будут очевидны даже зрителям.
Мне кажется, что должны быть специальные комиссии, контролирующие покупку экзотических животных простыми людьми. Крокодилы, леопарды, рыси, даже собаки бойцовских пород — все эти животные требуют особых знаний и навыков. Нужно, чтобы люди проходили обучающие курсы, медкомиссии, обязательно получали заключение психиатра.
В целом, проблема цирка мне кажется в закрытости. Никому неизвестно, что именно происходит за кулисами. Поэтому я начал вести в мобильном приложении «Перископ» прямые трансляции. В контенте — репетиции, кормление, прогулки, содержание, переезды, то есть весь наш цирковой быт в то время, когда нет представлений. Снимаю о нашем коллективе, о жизни артистов. Уже более 400 трансляций.
Самое приятное, что люди, которые никогда не ходили в цирк, потому что считали, что это тюрьма для животных, все-таки изменили свое мнение, благодаря моим трансляциям. Если бы артисты занимались такой деятельностью, было бы проще. В планах сделать канал на Ютуб с той же тематикой, думаю, будет интересно.
– Что стоит за идеально выполненным номером?
– Большой труд, терпение, знания, любовь, конечно. Делать что-то хорошо в любой профессии всегда сложно. Любой номер, который смотрится легко со стороны, оттачивается годами.
– Вы суеверный? Есть ли что-то, что вы всегда стараетесь сделать перед выступлением?
– Нет, я верующий. А по поводу каких-то особых ритуалов считаю, что человек, который считает себя профессионалом, не должен отвлекаться на ерунду. Всякие ритуалы только забивают голову. Если перед выходом на манеж я буду чем-то обеспокоен, это передастся моим животным, они тоже будут волноваться.
Хотя у каждого, конечно свой подход. Есть определенные вещи, которые мы все делаем, но это не относится к суеверию, а скорее к уважению и цирковому этикету.
– Как обычно проходит ваш день, когда вы на гастролях?
– Я всегда рано встаю, около 8. А в 9 у нас уже первая репетиция. Занимаемся до 11.30 с обезьянами, после чего делаю перерыв для них, сам решаю рабочие моменты, которых накапливается очень много. Тем более, что у моих подопечных особые вольеры с подогревом, мы их сами собираем. Сейчас очень много технических решений, которые позволяют обезьянам комфортно себя чувствовать — турники, перекладины, игрушки. Даже туалет есть. Уже не говорю о том, что у них свой официант, которому они постоянно заказывают чай, компот.
Потом около часа дня у нас репетиция в манеже. Стараюсь с ними дробно заниматься, чтобы они не уставали. Потом перерыв на обед, у меня занятия в тренажерном зале, в басейне. Вечером тоже репетиция, часов до 9.
– А по Курску гуляете?
– Да. У нас сейчас отпуск, никого нет, только я с животными. Гуляю по улице Ленина с Енисеем — это 5-месячный щенок кавказской овчарки. Он абсолютно белый, выглядит как медвежонок. Вот с ним и совершаю променад от цирка до стадиона, и по Радищева спускаемся. Занимает это где-то часа полтора. Щенка надо приучать к людям, да и незачем ему сидеть только в вольере.
– У вас отпуск, но вы все равно проводите его в цирке. Есть ли вообще время на что-то другое?
– Увлечений у меня много, к примеру, я очень люблю путешествовать. Несмотря на то, что моя работа подразумевает постоянные переезды, есть особенные места, где нет цирка и которые очень хочется посмотреть. Просто сейчас готовим очень сложные трюки, поэтому я решил посвятить время животным.
– Расскажите о программе, с которой вы приехали?
– Она у нас постоянно меняется. Сейчас в ней в первую очередь уделяется внимание трюкам, взаимодействию с животным и демонстрации сверхспособностей людей. Мне кажется, цирк именно таким и должен быть, чтобы мотивировать людей на что-то хорошее, доброе. Детям очень важно видеть настоящее общение с животными, каким оно должно быть. Для мня дрессура — это именно искусство общения с животным. Без любви не получится сделать то, что мы делаем. Эти позитивные качества хочется привить молодежи, им этого очень не хватает сейчас. Все больше становится семей, где нет ни кошек, ни собак, ни даже хомячков. А это отражается на характере детей.
Посмотрите, как молодежь гуляет — сидят на лавочках и в смартфонах переписываются. На прогулках замечаю, как люди реагируют на Енисея, кто-то улыбается, спрашивает, можно ли погладить, а некоторые сторонятся, косятся. И таких даже больше. Не было у них в жизни общения с животными, не было любви к ним, а потому не хватает им каких-то положительных качеств характера.
– Каких животных в программе можно увидеть?
– Кавказские овчарки, верблюды, разные породы обезьян, лошади, ослики. На любой вкус и цвет. Главное то, что человек не просто придет и посмотрит на них, как в зоопарке. Можно увидеть настоящее общение, возможности человека и животных.
– Приглашают ли вас участвовать в каких-то медийных проектах?
– Честно говоря, в последнее время я больше занимался своей работой. Однако ко мне пришло понимание, что но на сегодняшний момент публичность очень важна.
Можно делать необычные, колоссальные вещи, но никто о тебе не будет знать. Это проблема и государства в целом, поскольку я работаю в Росгосцирке, и по идее руководство должно организовывать съемки, встречи, чтобы стимулировать развитие и артистов, и цирка в целом. К тому же, очень много развелось передач без познавательного зерна. Людям больше интересны скандалы, интриги, расследования. Обсуждать чужие жизни — это не для меня. Наверное, поэтому я и не появляюсь на ТВ.
– К чему обязывает фамилия Запашные?
– Обязывает ко многому. Но самое большое обязательство – оправдать ожидание зрителей. Мне нельзя делать обычные вещи и работать на среднем уровне. Моя фамилия — это репутация качества. Поэтому я постоянно слежу за тем, что происходит в мире и стараюсь опережать хотя бы на шаг.
– У вас это получается, как думаете?
– Ну к примеру, номер, которым я сейчас занимаюсь — это не дрессура, это взаимодействие партнеров, что необычно. Большие человекообразные обезьяны – очень опасная порода, а мы работаем на расстоянии, даже без ошейников. Делаем трюки, которые исполняют люди в большом спорте. А еще они демонстрируют свои интеллектуальные способности, есть комические моменты. Второго такого номера в России нет.
– Вы взялись работать с шимпанзе только поэтому?
– Вообще мне нравится работать с крупными животными — с хищниками, слонами. Хотя насчет тигров и львов я бы поспорил, потому что сейчас наступает некое пресыщение. Они есть почти в каждом цирке. У людей формируется мнение, что, наверное, с тиграми работать очень просто, раз много кто этим занимается. Отчасти наверное что-то в этом есть.
Хотя тигр – это очень опасный, свирепый, сильный зверь, но когда слишком много людей занимается одним и тем же, ценность номера пропадает. Это одна из первых причин, почему я не работаю с ними, хотя моя фамилия ассоциируется именно с дрессурой хищников. Однако я считаю, что успех всегда будет там, где вы будете первыми.
Но зарекаться не буду. Мне интересно попробовать для собственного развития, для удовольствия. Но больше всего хочется попробовать все же поработать со слонами. Если с шимпанзе в России номеров крайне мало, хороших номеров еще меньше, то слоны на всю страну только у моего друга Андрея Дементьева-Корнилова.
В масштабах нашей страны это крайне мало. Слоны и не во всех-то зоопарках есть. У них незаурядные интеллектуальные способности, поэтому с ними постоянно можно разучивать что-то новое.
Фамилия Запашных известна на весь мир. Наряду с династиями Кио и Дуровых они составляют славу российского цирка.
- Вальтер Запашный впервые в истории мирового цирка собрал на одной арене сразу 38 хищников и первым из дрессировщиков смог оседлать льва.
- Мстислав Запашный поставил уникальный аттракцион «Слоны и тигры», где соединил непримиримых в природе врагов.
- Имена Аскольда и Эдгарда Запашных дважды внесены в мировую Книгу рекордов Гиннесса. В 2006 году – за самый длинный (2 м 30 см) прыжок верхом на льве. И в 2011-м – за «Самую высокую колонну из трех человек на бегущей паре лошадей».
Наиболее известны сегодня широкой публике имена Эдгарда и Аскольда Запашных. Но на самом деле клан Запашных куда более многочисленный. И страсти в отношениях между родственниками кипят не менее жаркие, чем на манеже.
Династия Запашных
Михаил: борец из порта
Родоначальником знаменитой цирковой династии по мужской линии стал Михаил Запашный. Поначалу он был обычным портовым грузчиком. О его силе слагали легенды: говорили, что он мог запросто поднять и протащить на себе лошадь. Однажды в порту его заметил знаменитый русский борец Иван Поддубный и пригласил работать в цирк, где Михаил Запашный выступал с номером силовой акробатики. В 1930-х годах Михаил Запашный создал номер «Шар смелых». Езда на мотоцикле внутри шара стала его визитной карточкой.
В цирке Запашный познакомился с гимнасткой и наездницей Лидией Томпсон – дочерью клоуна Мильтона. В браке у них родились четыре сына (Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь) и дочь Анна. Несмотря на то, что дети родились «в опилках», как выражаются цирковые, отец не хотел, чтобы они связали свою жизнь с цирком. Тем не менее в 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер «Акробаты-вольтижеры». На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов их отметили золотой медалью. Но если Вальтер и Мстислав в будущем стали известными цирковыми артистами, то у младшего Игоря судьба сложилась трагически.
Михаил (слева) и Лидия с партнером по номеру
Игорь: убийцу от расстрела спасла Галина Брежнева
Талантливый красавец, который блестяще жонглировал, делал акробатические этюды и скакал на лошадях, влюбился в цирковую артистку Ольгу Лапиадо. Они поженились, но Игорь был патологически ревнив. Ссоры, скандалы, расставания, перемирия… Как результат – развод.
В 1967 году Игорь решил наладить отношения с бывшей женой. Пригласил поговорить. Ольга пришла, но категорически отвергла предложение начать все сначала. В уголовном деле, которое хранится в музее Московского городского суда, указано, что на теле Ольги Лапиадо было обнаружено более 20 ножевых ранений. Игорь тут же написал признательное письмо и рассказал о трагедии старшим братьям. Вальтер сразу заявил, что у него теперь нет брата. Мстислав же уговорил Игоря явиться в милицию с повинной.
Суд приговорил убийцу к высшей мере наказания – расстрелу. Мстислав обратился за помощью к Галине Брежневой, которая, как известно, была большой любительницей цирка. Дочь генсека сделала все, чтобы приговор смягчили и дали 15 лет тюрьмы. Из-за этого убийства Запашным надолго запретили выступать за границей. А Игорь, отсидев срок, забыл про цирк. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге и наотрез отказывается общаться с журналистами.
Мстислав и Вальтер: соперничество на манеже и в жизни
Несмотря на разницу в 10 лет, старший Вальтер и младший Мстислав в детстве и юности были невероятно близки. Когда Вальтеру исполнилось 18 лет, они с братом впервые вышли на арену с акробатическим номером. Сам знаменитый клоун Карандаш выносил маленького Мстислава тогда на поклоны. В тот вечер зрители вызывали их 9 раз! Мальчикам сразу же дали высшую ставку в цирке – 1300 рублей в месяц, что не могло не вызвать удивления их старших коллег.
Затем братья Запашные с успехом выступали в разных жанрах, но вскоре Вальтер ушел в свободное плавание. Он уже тогда задумал начать работать с хищниками. Мстислав обиделся на брата и пронес это чувство через всю жизнь. До конца дней они соперничали – как на манеже, так и в жизни. Поговаривали, что Вальтер увел у брата любимую женщину по имени Марица. Та родила ему дочь, которую назвали в честь матери. Марица Запашная-младшая много лет выступала на манеже с уникальным аттракционом «Черные пантеры и леопарды», придуманным еще ее мамой. Сейчас сводная сестра Эдгарда и Аскольда руководит коллективом «Цирк Марицы и Дана Запашных», входящим в структуру Росгосцирка. Дан – ее сын, он дрессировщик шимпанзе.
Если Вальтер всю жизнь занимался дрессурой, то Мстислав совмещал работу на манеже с административной работой – 11 лет был художественным руководителем сочинского цирка и 6 лет возглавлял Росгосцирк.
Мстислав Запашный впервые вывел на арену вместе слонов и тигров
25 лет Мстислав прожил с харизматичной цирковой звездой Долорес Запашной. Но, по ее словам, последние годы брака она скорее не жила, а мучилась из-за его постоянных измен с молодыми артистками. После ухода Долорес Мстислав, как она говорит, стер ее из своей жизни: вычеркнул ее имя из списка на присуждение Госпремии и звания народной артистки. Теперь Долорес Запашная руководит своим цирковым коллективом и до сих пор сама выходит на арену – с медведями.
Дочь Мстислава и Долорес – Элен – продолжила дело родителей. Как и сын, тоже Мстислав. Вместе с сыном Ярославом Запашным они гастролируют по российским городам и бывшим союзным республикам, выступая в программе с громким названием «Великий русский цирк». Как и все Запашные, они многостаночники: дрессируют тигров и собак, ставят акробатические номера и скачут на лошадях.
Ярослав Запашный и Мстислав Запашный – младший (справа)
Татьяна: войти в клетку ей приказал муж
Второй женой Вальтера Запашного стала Татьяна – студентка Политеха, подрабатывавшая швеей. Они познакомились в Калинине (ныне Тверь) через общего приятеля. Разница в возрасте была солидной: ему 47, ей 19. Но дрессировщик легко «приручил» девушку и увез от родителей в Москву, где они поженились и больше никогда не расставались, прожив вместе 30 лет и 3 года. Можно было бы добавить «как в сказке», если бы не одно но.
– У Вальтера был тяжелый, несносный характер, – признает Татьяна Запашная. – Он имел такую глупую привычку – ссориться со всеми. Как только мы приезжали в какой-нибудь город в цирк, он обязательно устанавливал там свои правила, портил со всеми отношения. А мне приходилось конфликты улаживать.
В браке у них родились двое сыновей – Эдгард и Аскольд.
– Сначала на мне был только дом. Но для цирковых артистов дом и цирк – это одно и то же, – говорит Татьяна Васильевна. – Утром я приходила в манеж вместе с мужем и проводила там 8 часов, пока он репетировал. Потом отлучалась ненадолго, забирала детей из школы, кормила обедом и приходила на следующую репетицию. Вечером во время представлений тоже была в цирке. И так каждый день. Муж не пытался сделать из меня вторую Бугримову или Назарову, я и сама к этому не стремилась, но все равно постоянно крутилась рядом.
Со временем Татьяна поняла: Вальтер Михайлович искал в ней не просто жену и мать своих детей, а еще и соратницу, которая могла бы продолжить его дело. И однажды Запашный буквально приказал супруге работать с ним в клетке. Так потихоньку Татьяна и втянулась. Вместе они работали до конца его жизни.
– В 2003-м у Вальтера случился инсульт, – рассказывает Запашная. – Мы его выходили, он даже ездил с нами на гастроли. В коллективе все помогали, присматривали за ним, если мне надо было уехать по делам в другой город. Звонили: «Татьяна Васильевна, не волнуйтесь, мы погуляли с Вальтером Михайловичем! Покормили…» Так продолжалось 4 года. Казалось, он выздоравливает, когда случился повторный инсульт. Теперь он уже просто сидел на выступлениях и делал замечания тихим-тихим голосом. И дома уговаривал: «Не ругайся, не кричи…» Невероятно темпераментный, эмоциональный, взрывной, он перед смертью стал тихим, спокойным.
Мстислав Михайлович пришел на похороны Вальтера. Но даже общее горе не смогло сблизить большую семью. Сам Мстислав Запашный ушел из жизни через 11 лет.
Насмотревшись на тяжелые отношения мужа с братом, Татьяна Запашная сказала своим сыновьям Эдгарду и Аскольду: «Если когда-нибудь поругаетесь, прокляну! Даже с того света!»
Однажды произошел нелепый и трагический случай.
– Это было на гастролях в Самаре, – вспоминает Татьяна Запашная. – В тот роковой день мы с Вальтером уехали в Москву на примерку костюмов, а мой отец выпил с работниками цирка и, видимо, решил покрасоваться: смотрите, я такой же крутой, как зять, тигров не боюсь. Сунул руку в клетку – погладить, не понимая, что не всех животных можно трогать. В группе хищников обычно только один ручной. Тигры накинулись на него и оторвали руку. Через несколько часов отец умер в больнице. Я не пошла хоронить. Не могла этого видеть!
Эдгард и Аскольд: могущественный дядя называл их своими однофамильцами
Мальчишки еще в раннем детстве начали выходить на манеж с акробатическими номерами, позже жонглировали, скакали на лошадях. Но о работе с хищниками даже не думали.
– Аскольд не хотел заниматься дрессурой, – признается Эдгард. – Когда папа уже заканчивал карьеру, я поговорил с братом. Тот поначалу отказывался. Я говорю: «Нам же зритель никогда не простит, что мы – Запашные – не продолжили дело своего отца». И как-то я его задавил, в буквальном смысле.
Нельзя сказать, что у Запашных сразу все пошло гладко.
– Однажды на меня кинулся тигр по кличке Амур, – вспоминает Аскольд. – Прыгнул на меня, я упал на манеж. Брат успел выстрелить холостым, тигр остановился. Его кое-как успокоили и отправили за кулисы. И у нас на эту тему была очень серьезная ссора. Эдгард считал: если мы хотим доказать, что можем быть хорошими дрессировщиками, то должны с этим тигром справиться. Я был другого мнения, потому что реально испугался. Но по настоянию брата мы провели еще несколько репетиций с Амуром, и на всех репетициях этот тигр продолжал на меня охотиться. Я указывал брату на это, говорил, что тоже могу «включить мужика» и продолжать работать. А еще добавил: «Но если он меня поймает, это будет на твоей совести». Эдгард меня понял, и мы того тигра подарили зоопарку.
Трудно приходилось не только потому, что надо было осваивать новую профессию дрессировщиков (при помощи конечно же мамы), но и… из-за дяди. Мстислав Запашный, руководивший тогда Росгосцирком, вместо того чтобы помочь и поддержать племянников, во всеуслышание называл их слабыми артистами, чересчур амбициозными. Однажды даже заявил в интервью, что Аскольд и Эдгард вовсе не родственники ему, а… однофамильцы!
Братья хотели уйти из Росгосцирка, но Мстислав Михайлович в последний момент совладал с эмоциями и заявления не подписал. Сказал, что его не так поняли…
Сегодня Эдгард и Аскольд – успешные, популярные дрессировщики. Создатели собственного шоу «Цирк братьев Запашных», руководители Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Как и положено цирковой семье, они и сюда пришли целой династией: Эдгард – директор, Татьяна – его первый заместитель, Аскольд – художественный руководитель. И скоро Запашных на манеже станет еще больше. Аскольд признается: он хотел бы, чтобы две его дочки – Ева и Эльза – в будущем работали в цирке. У Эдгарда сегодня уже трое детей – Стефания, Глория и Даниэль. Он также мечтает, чтобы из них выросли цирковые артисты.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №03-2018 под заголовком «Обиды и победы клана Запашных».