Черкешенка жена ивана грозного
Перстень-печать царицы Марии Темрюковны
Царица Мари́я Темрюко́вна (1545/1546—1569) — до крещения княжна Кученей (кабард.-черк. Темрыкъуэ Идар ипхъу Гуэщэней, крещена 20 июля 1561) — вторая жена Ивана Грозного, дочь кабардинского князя Темрюка. Оригинальное имя Кученей (кабард.-черк. Гуэщэнэ, Гуэщэней) переводится с кабардинского как — «глаза княжны».
В былинах — Мария Демрюковна (Добрюковна), Крыльская царица, Крымская поляница[1][2].
Биография[править | править код]
Свадьба[править | править код]
Через восемь дней после кончины Анастасии «Митрополит, Святители, Бояре торжественно предложили ему искать невесты: законы пристойности были тогда не строги»[3]. Иван намеревался жениться на сестре польского короля Екатерине, однако тот потребовал за это Псков, Смоленск и Новгород.
В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июня 1561 года княжна Кученей, «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом Салтанкулом (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь «княжне Черкасской велел быть на своём дворе, смотрел её и полюбил».
«Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ».[4]
6 июля в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Гошаней готовится к обряду крещения и будет наречена Марией — во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал её своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженой кольцо и платок, унизанный жемчугом[5]. Афанасий, ещё будучи протопопом, оглашал её перед крещением[6]. Была крещена под именем «Мария» митрополитом Макарием[7]. После завершения обряда крещения Иван Васильевич по обычаю преподнёс Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Фёдор вручили ей кресты, украшенные бриллиантами и жемчугом.
Блюдо Марии Темрюковны. Среди орнамента расположено шесть клейм с надписью: «Божиею милостїю благочестиваго царя і велікого княза Ивана Васїльевича государя всеа Русїи зделано блюдо благоверної царице велїкои кнагинї Мареи в лето 7000 шестьдесять деватого».
21 августа состоялось венчание в Успенском соборе. Молодых венчал митрополит Макарий. Видимо, свадебным подарком было блюдо из Оружейной палаты (диаметр — 42,3 см, вес — почти 3 кг), декорированное чернью, на котором, вероятно, ей поднесли свадебный головной убор[8]. Изготовленное из трёхкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела.
Брак Ивана, заключённый вскоре после кончины его первой жены Анастасии Романовны, привёл к возвышению родственников Марии — князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из её племянников — Хорошай-мурза, во св. крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе.
Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что всё это происходило в действительности».
Жизнь в браке[править | править код]
Единственный её ребёнок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребён, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.
В 1562 году и в другие годы сопровождала царя в объезде по монастырям. В июле 1563 года ездила из Александровой слободы с царевичем Иваном Ивановичем на богомолье в Суздаль, а оттуда в Ростов.
В русской истории традиционно принято придавать образу Марии Темрюковны негативные черты и считать её отрицательным персонажем в жизни Ивана Грозного, дурно повлиявшим на его характер. Некоторые современники обвиняли «злонравную» Марию в «порче нрава» царя и переходе к террору.
Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства, которое уже не могло с мыслию о Царице соединять мысль о Царской добродетели. Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда. Равнодушный к Марии, Иоанн помнил Анастасию, и ещё лет семь, в память её, наделял богатою милостынею святые монастыри Афонские.[3]
В одном из источников она называется «на злые дела падущая». В другом — хронографе «О браках царя Иоанна Васильевича» — сказано: «В лето 7069 августа 21 обрачился царь вторично на Марии Черкасской Горской… туги нравные и зело лютые…» (крутой нравом и очень злой). Генрих Штаден пишет, что именно она подала ему совет о создании опричнины:
Некоторые [из прежних великих князей] заводили было опричные порядки, но из этого ничего не выходило. Также повелось и при нынешнем великом князе, пока не взял он себе в жёны княжну, дочь князя Михаила Темрюковича из Черкасской земли. Она-то и подала великому князю совет, чтобы отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его. С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев особый избранный отряд. И так устроил опричных и земских[9].
Из песни о царской женитьбе
Царь Иван сударь Васильевич,
Содержатель он всей Руси,
Сберегатель каценной Москвы,
При блаженной его памяти,
Поизволил царь женитися:
Он берёт не у нас в Москве,
Он берёт в иной земле,
У того-ли Темрюка-Мастрюка,
Молодого Черкешинина,
Toe малую сестру.
Да свет Марию Темрюковну,
Он и много приданого берёт:
Двести татаринов,
Полтараста бояринов
И семь сот Донских казаков.
Что ни лучших добрых молодцов[10].
Он же пишет, говоря об отце царицы Темрюке, что «великий князь бесчестно обошёлся с его дочерью». Комментаторы замечают по поводу этой фразы, что с известием Штадена о «бесчестии» царя в отношении жены перекликаются сообщения Пискаревского летописца: «а тогда же опоил царицу Марью Черкаскову», и Горсея: «тем временем он отдалил свою черкесскую жену, постриг её в монахини и поместил в монастырь», также недостоверные[11] — видимо, он путает её с одной из следующих жён.
Смерть[править | править код]
Мария Темрюковна умерла 6 сентября 1569[12] в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду. Как часто указывают, в новогоднюю ночь 1 сентября 1569 года под утро она скончалась. Но, судя по надгробной эпитафии, она умерла «6 сентября 1569 г. в седьмом часу ночи, то есть в переводе на современный суточный счёт часов — незадолго до полуночи. Встречающаяся в историографии дата 1 сентября, которая восходит к Н. М. Карамзину, по всей видимости, ошибочна, поскольку Карамзин ссылается на надгробную надпись с более позднего надгробного памятника, установленного над могилой Марии (надписи XIX в. на надгробиях мужчин великокняжеского и царского рода в Архангельском соборе содержат ошибки по сравнению с эпитафиями XVII в. на тех же надгробиях)»[8].
В полдень Михаил Темрюкович, Алексей и Фёдор Басмановы, Афанасий Вяземский, Борис Годунов, Глинский, Милославский и Вельский вынесли из царских покоев покрытый шёлковыми материями гроб с телом Марии и установили его на погребальный возок. Траурный кортеж двинулся в Москву[5].
Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они её «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть».
«1 Сентября 1569 года скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли искренно оплаканная и самим Царём, хотя для соблюдения пристойности вся Россия долженствовала явить образ глубокой печали: дела остановились; Бояре, Дворяне, Приказные люди надели смиренное платье, или траур (шубы бархатные и камчатные без золота), во всех городах служили панихиды; давали милостыню нищим, вклады в монастыри и в церкви; показывали горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна, который чрез десять дней уже мог спокойно принимать иноземных Послов во дворце Московском, но спешил выехать из столицы, чтобы в страшном уединении Александровской Слободы вымыслить новые измены и казни. Кончина двух супруг его, столь несходных в душевных свойствах, имела следствия равно несчастные: Анастасия взяла с собою добродетель Иоаннову; казалось, что Мария завещала ему превзойти самого себя в лютых убийствах. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости».[13]
Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от её захоронения).
Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марию Темрюковну и следующую жену Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Фёдору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всём по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»[14].
Захоронение[править | править код]
Местом её погребения был Вознесенский монастырь (Москва). В настоящее время (с 1929 г.) её гробница в подклети Архангельского собора Кремля.
В 1929 г. сотрудниками кремлёвского музея гробницы из обречённого на уничтожение Вознесенского собора были перенесены в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся и по сей день. При вскрытии захоронения Марии Темрюковны был обнаружен скелет, завёрнутый в саван. «Ткань савана, по определению В. К. Клейн (тогдашний заместитель директора Оружейной палаты по научной работе), итальянская камка XVI в. хорошей сохранности на внешних частях. У левого плеча найден восточный сосудик — медная сулейка. Бок её со стороны плеча проржавел и утрачен. Сосуд изъят из гробницы». Хорошо сохранился головной убор царицы — волосник, обнаруженный кремлёвскими археологами под руководством Т. Д. Пановой при исследовании захоронений бывшего Вознесенского монастыря в 1984 году[8]. Череп её плохо сохранился, поэтому восстановить скульптурный портрет невозможно[15].
В культуре[править | править код]
- В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович». Спб., 1913 (по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни-памфлеты XVI в.») даются песни о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Кострюка) Темрюковича, в некоторых пересказах присоединяются к песням о кончине первой жены Грозного, Анастасии (в песнях Софии) Романовны и её завещаний Грозному: «не жениться в матушке проклятой Литве на Марии Темрюковне»[10].
- В пьесе А. Н. Толстого «Орёл и орлица» (ставилась в Малом театре)
- Роман-поэма «Гуащэнэ» (2005) на кабардинском языке современной поэтессы Любы Балаговой.
- Роман немецкого писателя Хайнца Конзалика «Лейб-медик Царицы» (Der Leibarzt der Zarin).
- Фильм Павла Лунгина «Царь» (2009) — актриса Рамиля Искандер.
- В центре города Нальчика ей поставлен памятник с надписью на постаменте: «Навеки с Россией», открытый в 1957 году в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.
- В 1867 году французский композитор Жорж Бизе написал оперу «Иван IV», в которой вольно трактовал знакомство и свадьбу Ивана Грозного с Марией Темрюковной.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 томах. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829.
- Б. М. Соколов. Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович. — СПб., 1913.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
Черкесская княжна по имени Кученей, дочь кабардинского князя Темрюка, в 1561 году стала второй по счёту женой русского царя Ивана Грозного. Перед свадьбой она перешла в христианство и приняла имя Мария. У этой царицы не самая лучшая репутация: в российских исторических хрониках она представляется жестокой и мстительной особой, которая распаляла в государе его худшие качества. Справедлива ли такая оценка и на чём основываются наши представления о черкешенке, вступившей в брак с русским царём?
Кадр из фильма “Царь” режиссёра Павла Лунгина (2009 год). Актриса Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны.
Происхождение
В некоторых исторических сочинениях Мария Темрюковна предстаёт некой экзотической дикаркой, на которой русский царь женился по непонятной для его окружения прихоти. Такое представление, разумеется, не соответствует действительности. Союз Ивана IV с кабардинской княжной был обычным для того времени династическим браком, преследовавшем среди прочего политические цели.
Черкесы — общее название группы народов (кабардинцев, шапсугов и др.), по сей день проживающих на территории Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Ставрополья и других российских регионов. В XVI веке крупнейшим государственным образованием черкесов была Кабарда — родина Марии Темрюковны. Кабардинские князья имели прочные династические связи соседними ханствами и могли помочь Московскому государству в укреплении позиций на востоке.
О надменности и жестокости
Описание Марии Темрюковны в российских исторических трудах основываются на отзывах современников — а они относились к царице крайне негативно. “Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей“, — так писал о царице историк Николай Карамзин.
Правда, поначалу окружение русского царя отмечало “скромность и застенчивость” юной невесты государя. Однако впоследствии мнение бояр изменилось. По словам историка Сергея Нечаева, “когда Мария Темрюковна вышла после венчания из Благовещенского собора, она и тоном своим, и манерами дала всем понять, что теперь она царица, и никто, кроме её мужа, не смеет становиться на одну ступеньку с нею“.
В дальнейшем упрёки в высокомерии переходят в более серьёзные обвинения. Тот же Нечаев писал: “Жена мастерски умела настраивать царя против других, подталкивала его к жестоким публичным расправам, за которыми потом сама с удовольствием наблюдала с высоты кремлёвских стен“. Крайне предвзято описывает черкешенку Эдвард Радзинский: “Восточная красота, тёмная чувственность и бешеная вспыльчивость […]. Во дворец пришла Азия. Восточная деспотия, насилие — азиатское проклятие России“.
Молва приписывала Марии Темрюковне и побуждение Ивана Грозного к репрессиям, и участие в развратных оргиях, и даже идею о создании опричнины — что не подтверждается никакими надёжными источниками. Часто тиражируемые сведения о том, что именно вторая супруга Ивана IV придумала опричнину, содержатся в “Записках о Московии” Генриха фон Штадена — немецкого авантюриста, ставшего одним из опричников Ивана Грозного. Однако это сочинение полно ошибок и неточностей, так что к информации оттуда стоит относиться с осторожностью. Многие россказни современников о царице носили совсем уж фантастический характер. “Поговаривают, что она не только чувственная, порочная, лживая, злая, но и вообще ведьма. Святая вода так и не смогла омыть её душу”, пересказывает распространённые при московском дворе сплетни французский биограф Ивана Грозного Анри Труайя.
Такой размах наговоров заставляет усомниться в объективности имеющихся у нас сведений о царице-черкешенке. Можно предположить, что бояре склонны были искать внешние причины пробудившейся в царе свирепости — и находили удобное объяснение во влиянии чужестранки, загадочной и оттого пугающей.
“Мрачность” или “царственная сдержанность”?
Такой версии придерживаются некоторые современные историки, которые считают Марию Темрюковну несправедливо оклеветанной. По их словам, царица вела замкнутый образ жизни, что способствовало распространению всевозможных домыслов. При этом “надменность и мрачность” государыни может объясняться особенностями черкесского воспитания: “Демонстрировать свои эмоции на людях у черкесов было не принято, особенно — женщине, тем более — княгине. То, что москвины, более открытые эмоционально, принимали за мрачность — лишь следствие сдержанности кавказских женщин“.
Кроме того, упрёки в “азиатской жестокости” основываются скорее на стереотипах, чем на исторических фактах. Исследователи сходятся в том, что в общественном укладе черкесских народов не прослеживалось никакой чрезмерной жестокости. Вплоть до XIX века у черкесов даже не применялась смертная казнь: преступления перед обществом наказывались изгнанием, а личные обиды разрешались в равном поединке; убить безоружного считалось позором. Так что едва ли кабардинскую княжну можно назвать воплощением “азиатского проклятия России”.
Наконец, среди современников Марии Темрюковны были и те, кто отзывался о ней вполне благожелательно. Митрополит Макарий, лично крестивший черкесскую невесту государя, в 1563 году в предсмертном обращении называл её “боголюбивой и христолюбивой царицей“.
Болезнь и смерть
В русских летописях сохранились сведения о том, что Мария Темрюковна много раз совершала поездки по монастырям (иногда вместе с Иваном Грозным и его детьми от первого брака), пытаясь вымолить благополучную беременность и роды. За восемь лет брака она родила только одного ребёнка, который скончался в младенчестве. В этом, кстати, может быть причина охлаждения Ивана IV к супруге, которое отмечали многие наблюдатели.
В 1569 году во время очередной поездки по монастырям Мария Темрюковна заболела и вскоре умерла. Иван Грозный, однако, полагал, что царицу отравили; в убийстве государыни обвинили двоюродного брата царя, Владимира Старицкого. Его в итоге казнили вместе с женой и дочерью.
Наследие
Для современных кабардинцев Мария Темрюковна является важной исторической фигурой, символом многовековых черкесско-российских связей. Княжне Кученей (или Гуащэней) посвящено множество литературных произведений, в том числе на кабардино-черкесском языке. В центре Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, Марии Темрюковне установлен памятник с подписью: “Навеки с Россией”.
Памятник княжне Гуащэней / царице Марии Темрюковне в Нальчике.