Чечилия бартоли личная жизнь дети
Чечилия Бартоли появилась на свет 4 июня 1966 в Риме — столице Италии. Ее родители были профессиональными певцами и работали в Римском оперном театре. Имя матери Чечилии — Сильвана, и именно она стала первым педагогом своей дочери по вокалу.
Впервые будущая знаменитость появилась перед публикой в девятилетнем возрасте. Тогда она исполнила роль пастушка в одной из массовых сцен в опере Пуччини «Тоска».
Когда же Чечилии было семнадцать, она поступила в консерваторию — по классу тромбона. А еще несколько лет спустя, в 1986-м, она заявила о себе как перспективная оперная певица, приняв участие в телепередаче «Fantastico». В рамках данной передачи она в тандеме с баритоном Лео Нуччи исполнила отрывок из «Севильского цирюльника» — оперы Джоаккино Россини.
Победительницей «Fantastico» Чечилия стать не сумела, первое место занял здесь тенор из Модены по фамилии Скальтрити (и это на самом деле очень расстроило певицу). При этом она все равно своим выступлением привлекла внимание многих классических музыкантов. Один из них — дирижер Рикардо Мути. Он в итоге пригласил Бартоли на прослушивание в миланский театр Ла Скала (в то время Мути был его художественным руководителем)
Также талантливой девушкой заинтересовался влиятельный немецкий музыкант Герберт фон Караян. Перед ним Чечилия спела несколько арий, и в конечном счете маэстро решил дать ей возможность исполнить вместе с его оркестром «Мессу си минор» Баха. Увы, смерть Караяна помешала этому выступлению состояться.
Также определенную поддержку Бартоли оказали Рэй Миншалл, ответственный за репертуар студии звукозаписи Decca, и Кристофер Реберн, продюсер этой студии. Певица уже около трех десятков лет сотрудничает именно с лейблом Decca, на нем было выпущено более двадцати ее сольных пластинок.
К своим 25 годам Чечилии Бартоли стала очень известна — всего за несколько лет ей удалось покорить самые престижные оперные залы планеты и стать ведущей исполнительницей произведений Моцарта и Россини.
Летом 1990 года состоялся дебют Чечилии Бартоли в Штатах — на Моцартовском фестивале в Нью-Йорке. Затем последовала довольно успешная серия концертов в американских университетских городках.
В следующем 1991 году Чечилия блестяще дебютировала во французском театре Опера Бастилия в образе Керубино в опере-буффе Моцарта «Свадьба Фигаро».
Также в сезоне 1991–1992 Чечилия дала концерты в Швейцарии, в Австрии, в Канаде, а также в английском Лондоне (здесь ей представилась возможность спеть на такой площадке, как Барбикан-центр).
2 марта 1996 года Бартоли выступила в Нью-Йорском театре Метрополитен-опера в постановке по бессмертному произведению Моцарта «Так поступают все женщины». Зрители к данной постановке проявили недюжинный интерес, что объяснялось, в частности, звездным составом участников. Помимо Бартоли (она исполнила роль Деспины), здесь были задействованы такие исполнители, как Сюзанна Менцер, Кэрол Ванесс и Томас Боуз Аллен.
В своих альбомах конца девяностых и начала двухтысячных Чечилия Бартоли знакомила ценителей оперного вокала с творчеством композиторов XVII, XVIII и XIX веков (Кальдары, Вивальди, Генделя, Скарлатти, Порпоры, Сальери, Стеффани, Глюка и т. д.), делая упор на малоизвестных, почти забытых в наше время ариях. Певица провела действительно большую работу по популяризации музыки барокко и раннего периода классицизма. Во многом именно благодаря ее усилиям барочная музыка вновь стала модной.
С 2007 по 2009 год Чечилия Бартоли дала целую серию концертов, посвященных двухсотлетию легенды оперного искусства, знаменитой испанской вокалистки Марии Малибран (1808–1836). В рамках проекта «Maria» были изданы одноименный CD-альбом и DVD-диск с концертом Бартоли в Барселоне. Кроме того, чуть позднее на DVD появилась запись оперы Жака Галеви «Клари», где Бартоли (как когда-то Малибран) досталась ключевая партия.
Стоит также отметить, что осенью 2009 года Чечилия в очередной раз обратилась к барочной стилистике, опубликовав пластинку под названием «Sacrificium».
В 2012 году Чечилия Бартоли получила должность художественного руководителя Зальцбургского фестиваля на Святую Троицу. И она смогла сделать это мероприятие успешным. В том же 2012 году уровень продаж билетов на фестиваль достиг 96%, а доход составил более 1 миллиона евро.
Бартоли руководит этим фестивалем до сих пор. И каждый год в его программе есть хотя бы одна оперная постановка, в которой принимает участие сама Бартоли. Так, к примеру, в 2012-м в рамках фестиваля была поставлена опера Генделя «Юлий Цезарь», где Чечилия великолепно исполнила партию царицы Клеопатры. В 2013 году Бартоли появилась в постановке оперы Винченцо Беллини «Норма», в 2014 году — в постановке оперы Россини «Золушка», в 2015 году — в постановке оперы Глюка «Ифигения в Тавриде», в 2016-м году — в «Вестсайдской истории» Бернстайна. Особенно ярким было ее участие в опере Генделя «Ариодант» (2017). Здесь певица появилась в образе главного персонажа — знатного бородатого рыцаря Ариоданта.
Стоит также отметить, что в последние годы Чечилия выпустила ряд достойных внимания альбомов. В 2012-м вышел альбом «Mission», в 2013-м — альбом «Stabat Mater», в 2014-м — альбом «St. Petersburg» (он представляет собой сборник арий из произведений придворных композиторов Екатерины II и других российских императриц XVIII века), в 2017-м — альбом «Dolce Duello», в 2018-м — альбом «Vivaldi».
Много лет Чечилия Бартоли была в отношениях со швейцарским певцом, лауреатом нескольких престижных конкурсов Оливером Видмером. А в 2011-м она официально стала его женой. Видмер — тоже достаточно известная личность среди любителей оперы. Он достаточно активно гастролирует по миру и исполняет, среди прочего, партии в операх Моцарта («Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»,) и Штрауса («Каприччио», «Ариадна на Наксосе»).
Долгое время Чечилия с близкими попеременно проживала то в Риме, то на берегу Цюрихского озера в Швейцарии. А несколько лет назад она стала подданной княжества Монако (как и многие другие VIP-персоны, она приняла гражданство этой крошечной страны, дабы избавиться от чрезмерного налогового бремени на родине).
Известно также, что у Чечилии Бартоли был старший брат Габриэле, к которому она была очень привязана. В 1997 году он умер от рака мозга, и из-за этой трагедии певица на некоторое время прерывала свою карьеру.
Чечилия Бартоли, биография которой будет представлена в данной статье, – это одна из самых знаменитых и успешных оперных певиц мира. Она выступает во многих странах, в том числе и в России.
Начало творческого пути
Чечилия Бартоли – певица с редким тембром голоса. Она обладает колоратурным меццо-сопрано.
Чечилия родилась в Риме в 1966 году. Её родители – оперные певцы. Мать – Сильвана Баццони, отец – Пьетро Анджело Бартоли. Они были солистами Римского оперного театра. Самым первым и главным педагогом по вокалу Чечилии была её мать. Впервые на «большую» сцену будущая звезда вышла в возрасте девяти лет. Она принимала участие в массовом эпизоде оперы «Тоска», которая ставилась в Римском театре, и была в образе пастушонка. В 17 лет будущая оперная звезда поступила в консерваторию «Санта Чечилия».
Знаменитой Ч. Бартоли стала после участия в телешоу «Новые таланты» в 1985 году. Там она исполнила арию Розины из оперы «Севильский цирюльник», «Баркаролу» из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха и выступила дуэтом с Лео Нуччи. Чечилия заняла второе место. Вскоре она была приглашена для участия в концерте, посвящённом памяти Марии Калласс в Парижской опере. Там её заметили такие выдающиеся деятели искусства, как Даниэль Баренбойм, Герберт фон Караян и Николаус Арнонкур.
Через год после окончания консерватории в Кёльне певица исполнила партию Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, а также в Цюрихе роль Керубино в «Женитьбе Фигаро» В. А. Моцарта. Чечилия была приглашена Гербертом фон Караяном для участия в фестивале в Зальцбурге. Она должна была исполнить с его оркестром «Мессу си минор» Иоганна Себастьяна Баха. Но осуществиться этому плану было не суждено, так как маэстро скончался.
В 1990 году Чечилия Бартоли исполняла партию Керубино в Опере Бастилия, а также партию Идаманта (В. А. Моцарт «Идоменей») и участвовала в фестивале в США. В 1991 году певица дебютировала в театре «Ла Скала». Там она исполнила партию пажа в опере Дж. Россини – «Граф Ори». В 25 лет Чечилия Бартоли стала одной из ведущих в мире исполнительниц произведений Дж. Россини и В. А. Моцарта. С этих пор её карьера резко пошла в гору.
Развитие карьеры
С 2005 года Чечилия Бартоли решила сосредоточиться на музыке барокко и раннего классицизма. Она стала исполнять произведения А. Вивальди, А. Сальери, К-В. Глюка и Й. Гайдна. Сейчас певица переключилась на эпоху романтизма и итальянское бельканто. В настоящее время Ч. Бартоли является солисткой Цюрихской оперы. Звезда часто бывает в России.
Мнения критиков относительно этой артистки разделились. Одни считают её гениальной. Другие же говорят, что она является одной из лучших певиц исключительно по той причине, что у неё практически нет достойных конкурентов. В мире очень мало женщин с таким голосом. Как бы там ни было, но диски Ч. Бартоли продаются миллионными тиражами, а на её выступлениях собираются полные залы.
Семья
Много лет встречалась со швейцарским оперным певцом Чечилия Бартоли. Личная жизнь певицы претерпела изменения в 2011 году. Она и её бойфренд официально поженились. Супруг Чечилии – бас-баритон Оливер Видмер. Он лауреат конкурсов в Штутгарте, Мюнхене и Люцерне. Оливер гастролирует по всему миру. Он исполняет партии в таких операх, как «Волшебная флейта» и «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник», «Каприччио», «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса и других.
Партии в операх
Оперная дива Чечилия Бартоли, фото которой представлено в данной статье, исполняет следующие партии:
- Роль Керубино – В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро».
- Партия Джаннетты – «Деревенские певицы» В. Фиораванти.
- Роль Эвридики – Й. Гайдн «Орфей и Эвридика, или Душа философа».
- Партия главной героини в опере Дж. Паизиелло «Нина, или Безумная от любви».
- Роль Дездемоны – Дж. Россини «Отелло».
- Партия Фьордилиджи – В. А. Моцарт «Так поступают все».
- Главная роль в опере Йозефа Гайдна – «Армида».
- Партия Маркизы Кларис – Дж. Россини «Пробный камень».
- Роль Идаманты – В. А. Моцарт «Идоменей, царь Критский».
- Партия Фьориллы – Дж. Россини «Турок в Италии».
- Роль Сифар – В. А. Моцарт «Митридат, царь Понтийский».
- Партия Альмирены – Г. Ф. Гендель «Ринальдо».
- Роль Певца – Дж. Пуччини «Манон Леско».
- Партия Клеопатры – Г. Ф. Гендель «Юлий Цезарь в Египте».
- Роль Дорабеллы – «Так поступают все» В. А. Моцарта.
- Партия Амины – «Сомнамбула» В. Беллини.
- Роль Секста – «Милосердие Тита» В. А. Моцарта.
- Партия Гения – Й. Гайдн «Орфей и Эвридика, или Душа философа».
- Роль Чечилио – В. А. Моцарт «Луций Сулла».
- Роль Наслаждения – Г. Ф. Гендель «Триумф времени и разочарования».
- Роль Сюзанны – В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро».
- Партия Анджелины – «Золушка» Дж. Россини.
- И другие.
Концертные программы
Чечилия Бартоли, как уже было сказано выше, даёт сольные концерты по всему миру. Своим поклонникам она дарит следующие программы:
- «Из Венеции в Санкт-Петербург».
- «Моцарт и венские классики».
- «Возвращение к А. Вивальди».
- «Миссия – музыка Агостино Стеффани».
- «Героини опер Г. Ф. Генделя».
- «Клеопатра Виртуоза».
- «Герои Г. Ф. Генделя» с Франко Фаджиоли.
- «Запрещённая опера».
- «Жертвоприношение».
Награды
Чечилия Бартоли имеет огромное количество наград. Она является почётным профессором консерватории «Санта-Чечилия» в Риме. Она кавалер искусств и словесности во Франции. Ч. Бартоли член Королевской академии музыки в Лондоне. Награждена одной из самых почётных медалей Испании. Ч. Бартоли является доктором университетского колледжа в Дублине. Певица является лауреатом премии «Галле Гендель».
Чечилия – почетный член Королевской шведской академии музыки. Ч. Бартоли удостоена премии имени Герберта фон Караяна в Баден-Бадене. И это далеко не полный список наград артистки.
Обладательница глубокого меццо-сопрано и самая высокооплачиваемая певица в мире Чечилия Бартоли едет в Москву. 21 сентября она даст концерт в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского.
Итальянская примадонна любит Россию. По её словам, здесь совершенно удивительная публика, которая слушает музыку душой. «Русские с теплотой и вниманием относятся к классической музыке. Я очень ценю это», — говорит Чечилия.
Появление Бартоли на сцене было не случайным. Она родилась в 1966 году в семье профессиональных певцов и занималась вокалом с мамой. В подростковый период она ещё восставала против своей сущности, пытаясь уйти во фламенко или выучиться на тромбоне, однако в итоге поняла, что голос — это самый сильный и прекрасный инструмент, который у неё есть. «Я хочу дарить людям моменты красоты и счастья, и Всевышний даровал мне эту возможность, благодаря моему пению». Однажды Бартоли вышла на сцену в гипсе, исполняя оперу «Дон Жуана» в Цюрихе. «Я сломала всего лишь ногу, — говорила она, — слава богу, не голос».
Карьера Чечилии была стремительной. Ей понадобились считанные годы, чтобы завоевать самые престижные залы Америки, Франции, Англии и других стран. Больше всего она прославилась, как исполнительница произведений Россини, Моцарта, Генделя. Тем не менее репертуар Бартоли элитарный. Она не выходит на большую сцену, а предпочитает небольшие залы, где лучше всего раскрывается её голос и любимая ею барочная музыка. Для своих выступлений она не ищет популярные арии, её конёк — малоизвестные произведения. К примеру, все знают концерты Вивальди, но Чечилия нашла в его рукописях чудесную оперу «Гризельда» и ещё 93 произведения. Точно так же ей удалось открыть талантливые работы Агостино Стеффани, которые вошли в её новый альбом Mission. Именно его певица собирается представить в Москве.
По мнению критиков, феноменальность Чечилии даже не в силе её голоса, а в интерпретации, выразительности и технике, благодаря чему она вытягивает такие произведения, на которые мало кто готов замахнуться. Например, Бартоли едва ли не единственная певица в мире, способная исполнить огромное количество нот без передышки из оперы «Гризельда», да и чего стоит её альбом Sacrificium из арий, написанных для кастратов: спеть то, что было под силу только тем мужчинам, отважится далеко не каждый.
Чечилия Бартоли не любит самолеты и старается передвигаться по воде или суше. Её давно ждут в Японии, и сейчас певица как раз обсуждает возможность турне по Транссибирской магистрали, чтобы отправиться в страну восходящего солнца из Владивостока. Кстати, в своё турне по Америке, Чечилия тоже планирует плыть на корабле. По её словам, это чудесная возможность пережить ощущения эпохи Карузо, когда люди ещё не умели летать.
Чечилия любит водить автомобиль, петь в душе и вкусную еду, к которой, по признанию самой певицы, у неё эротическое отношение. В то же время Бартоли не охотно обсуждает политическую обстановку в своей стране и не терпит вопросов о личной жизни. Известно лишь, что долгое время она жила в Риме, но несколько лет назад переехала в Монте-Карло вместе со своей собачкой Фигаро.
В вопросах одежды Чечилия непритязательна. В повседневной жизни она предпочитает джинсы вечерним платьям с драгоценностями. Как объясняет сама певица, пышные наряды совершенно непригодны для её научных исследований в библиотеках и консерваториях. «Изучать музыку на каблуках, с драгоценностями и кучей косметики на лице? Забудьте!» — усмехается дива. Во время выступлений выбор платьев у Бартоли тоже небольшой. Счёт идёт не по количеству концертов, а по композиторам. Так для Вивальди и Глюка есть красное платье, для Россини — голубое, для Моцарта — белое. Как считает Чечилия, это приносит ей удачу.
На сегодняшний день дискография певицы насчитывает более 20 компакт-дисков, а в списке её наград числятся премии Grammy (Америка), Schallplattenprise (Германия), Diapason (Франция). Также Чечилия является кавалером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» и кавалером ордена искусств и литературы во Франции.
Она не боится предстать перед зрителями с накладной бородой, находит время помогать молодым талантам и разыскивать неизвестные шедевры композиторов прошлого, может заворожить зал одна, а может организовать целый фестиваль. Чечилия Бартоли на сцене уже 32 года, но удивлять не перестает
Фото: Kristian Schuller/Decca
Впервые я увидел ее летом 2017-го. Коллеги из оргкомитета Зальцбургского фестиваля водили меня по закулисью Большого фестивального дворца и спросили:
– Хочешь посмотреть, как репетирует Чечилия Бартоли?
Пф! Конечно, я хотел!
В зале, куда меня провели, было темно и пусто. Ярко была освещена только сцена, по которой под фонограммную запись оркестра металась женщина с приклеенной бородой. Чечилия репетировала свою партию в постановке генделевского «Ариоданта». Эта опера по мотивам «Неистового Роланда», как нередко случается в барочных ситуациях, неистово запутанная, с массой персонажей и постоянных поворотов сюжета. Так вот, рыцарем Ариодантом, чья любовь к принцессе Гиневре обожгла сердце, но не опалила приклеенной бороды, по собственной воле стала Чечилия Бартоли.
Певица не подозревала, что я наблюдаю за ней из темной ложи, но пела и двигалась так, будто за ней следит весь фестивальный дворец, переполненный, как всегда на ее выступлениях.
Я улетел из Зальцбурга раньше, чем состоялась премьера «Ариоданта», но сразу же купил билеты на другую оперу Генделя с Бартоли во главе, теперь это была «Альцина» в Париже. Там был великолепный состав, в паре с Чечилией партию Руджеро пел знаменитый контратенор Филипп Жаруски, но только у нее каждый пассаж получался таким, будто человек стоит над бездной в секунде от прыжка.
К нынешнему приезду в Зальцбург я понял, что своего не упущу, и всеми правдами и неправдами добился встречи с Бартоли. Я сижу в специально приготовленной для интервью комнате не барочного, но тоже помпезного отеля и, цедя альпийскую воду из пластиковой бутылки, жду диву.
Чечилия Бартоли входит в комнату резко – зная, что произведет впечатление. На ней дирндль – традиционное австрийское платье с глубоким вырезом. Вообще-то dirn – это женская прислуга, в такие сарафаны одевались альпийские крестьянки. Но не зря в Австрии после падения монархии не только отменили титулы, но даже запретили включать их в фамилию: в дирндлях вместо вечерних платьев ходят по торжественным поводам, например на Зальцбургский фестиваль. Надевают крестьянские платья такие дамы, про которых сложно подумать, будто их предки по женской линии лет на четыреста обозримого прошлого могли кому-то прислуживать. И все же народную одежду австрийцы любят, может, даже больше, чем депутаты украинской Рады в косоворотках под итальянскими пиджаками. Мужчины приходят в оперу в кожаных шортах, а женщины, невзирая на происхождение, надевают дирндль с корсажем, лифом и фартуком. Чечилия Бартоли любит Зальцбургский фестиваль и с удовольствием носит дирндль сама.
– Ой, я очень рада, что вы увидели ту репетицию «Ариоданта», – говорит она на прекрасном английском с неистребимым итальянским акцентом. – Все это, конечно, далось нелегко. Я в первый раз пела мужскую партию. Хотя нет, в юности я еще пела Керубино в «Женитьбе Фигаро». Но тут совсем другое дело, целое путешествие: «Ариодант» начинается довольно легко, а уже вторая ария – жуть, и чем дальше, тем драматичнее. В общем, да, было дело.
Бартоли использует слово challenge – «вызов», зачастую, помимо прямого значения, суеверный синоним слову «трудность» или «проблема». Но она не боится проблем и трудностей. Это не фигура речи и точно не пассаж о том, что «тяжела и неказиста». Чечилия Бартоли – гораздо больше, чем просто оперная певица.
В 2012 году она возглавила Троицкий фестиваль. Это такой придаток Зальцбургского, четыре дня в мае или июне на праздник Троицы. Когда-то – в те самые барочные времена – Зальцбург был теократической монархией, всей полнотой власти в городе-государстве обладал архиепископ. В современной светской Австрии от теократии не осталось и следа, но небольшой фестиваль все равно приходится на церковный праздник.
Каждый год Бартоли выбирает одну оперу и строит фестиваль вокруг нее, фактически продюсирует генеральную репетицию главного оперного события в мире. Разумеется, в каждой из постановок примадонна исполняет заглавную роль сама и не сторонится самого широкого разброса – от свирепых генделевских драм до «Итальянки в Алжире» Россини, показанной весной 2018 года и сразившей всех не только негаснущим комедийным талантом Бартоли, но и Ильдаром Абдразаковым в семейных трусах.
– У нас в профессии есть несколько совершенно идиотских вопросов, вот один из них: как вы все успеваете? – спрашиваю я.
Итальянка Бартоли без всякого Алжира смеется громко и заразительно.
– Нет, правда, вы сама отвечаете на все имейлы?
– О нет, только не это! Никаких имейлов. К счастью, у меня есть люди, которые помогают мне со всем этим.
– И что вы делаете, если что-то идет не так?
– В качестве художественного директора приходится смотреть на все с непривычной стороны и создавать условия для артистов. Совсем недавно у нас был большой концерт с Даниэлем Баренбоймом и Йонасом Кауфманом, а потом неожиданно тенор Роландо Вильясон заболел и все отменил. Я подумала: что я буду делать? что в последний момент могу придумать? В итоге быстро отрепетировала с Баренбоймом и спела сама все арии в первом отделении.
Вопрос о том, как Бартоли все успевает, банальный, но не совсем праздный. Помимо постоянных выступлений и организации Троицкого фестиваля Бартоли руководит фондом своего имени и помогает записываться не таким известным, как она, солистам.
В 2018 году Чечилия курировала альбом мексиканца Хавьера Камарены. Но и это не все.
Пять лет назад Чечилия Бартоли записала альбом «Санкт-Петербург», в котором исполнила арии малоизвестных немецких и итальянских композиторов, работавших при русском императорском дворе времен Анны Иоанновны и Екатерины II. Что мы знаем о русской барочной музыке? Вот! И дальше знали бы столько же, если бы не Бартоли со своей кипучей энергией.
В консерватории ей, как и нам в школе, говорили, что опера в России началась с «Жизни за царя» Михаила Глинки. Но то тут, то там обнаруживались противоречия с догмой: находились упоминания о соотечественниках, работавших в Петербурге еще в эпоху дворцовых переворотов. Так с юности Бартоли берегла миф о невероятных приключениях итальянцев в России. Потом случился разговор с Валерием Гергиевым, который намекнул на несметные сокровища, таящиеся в архивах Мариинского театра и никем не тронутые в течение веков. Бартоли прилетела в Россию – и ахнула.
– О боже! В Петербурге, когда я начала читать старые ноты, во мне пульсировало: господи, что это? Это же невероятно!
Это вправду сокровище! Там были милые дамы, которые так много мне помогали, но главное – мой друг Гергиев, который, по сути, открыл мне туда двери. Я нашла всю эту волшебную музыку, написанную нашими композиторами Чимарозой, Арайей. И немецким композитором Раупахом. А поскольку вся эта музыка была написана для русского двора, она только там и осталась.
Альбом «Санкт-Петербург», в который вошли найденные Бартоли шедевры, напоминает блестящую выставку недавно найденного клада. От кого и когда бы мы еще услышали арию на стихи Александра Сумарокова в яростном исполнении на итальянском русском:
Разверзи, пес, гортани лая,
Предвозвещай свою беду,
Шуми, свирепый ад, пылая,
Без ужаса в тебя иду!
– А сколько еще всего спрятано по разным архивам и библиотекам…
– Да, совершенно захватывает дух. Но и без этого может вполне хватить работы. Мне очень нравится исследовать музыку, которая влияла на великих композиторов XVIII–XIX веков. Например, Моцарт, конечно, великий композитор, спору нет. Но есть его, так сказать, «отец» Гайдн, который почему-то в тени. Или вот Глюк – он тоже в тени Моцарта, а его музыку я очень люблю.
– Но Вивальди-то точно вышел из этой лиги?
Я имею в виду последний альбом Бартоли 2018 года, целиком посвященный венецианскому композитору. Ведь Вивальди – тоже «найденыш», он на двести лет оказался в забвении и вернулся на свет только сто лет назад, когда им занялись такие же музыковеды-энтузиасты, как Бартоли, только без серьезной «поддержки с воздуха». Главное событие в этом деле произошло и вовсе меньше века назад, когда в 1926 году в одном пьемонтском монастыре обнаружили утерянный во время Наполеоновских войн архив, где были и триста концертов, и «Времена года». Однако этого, как говорит Бартоли, тоже было недостаточно для полноценного возвращения Вивальди в пантеон.
– Вы знаете, двадцать лет назад, в 1998-м, я записала альбом с ариями Вивальди. И сложно поверить, но эффект был довольно сильным. Вивальди хорошо знали, но в основном как инструментального композитора. «Времена года» – главное, потом – концерты для мандолины, скрипки и так далее, наконец – духовная музыка. Но ведь Вивальди – один из величайших оперных композиторов XVIII века, а еще двадцать лет назад этот огромный пласт его музыки оставался без особого внимания. Я тогда поразилась, что он сочинял для голоса, как для скрипки, со всеми этими дикими скачками. Казалось, спеть так невозможно. И я подумала: вау, ну это будет номер. Да, я в то время пела Россини с множеством колоратуры, но Вивальди – это был экстрим. Тогда же я обнаружила, что у него есть еще изумительная медленная музыка. И пожалела, что нельзя записать сразу два альбома. Пришлось ждать двадцать лет.
Чечилия Бартоли в роли рыцаря Ариоданта в одноименной опере Генделя, 2017
Фото: Monika Rittershaus
На Троицкий фестиваль в 2019 году Чечилия Бартоли продюсирует «Альцину», в которой споет сама и тот же Филипп Жаруски в роли Руджеро.
– Погодите, но ведь все это уже было в Париже.
– В Париже была, можно сказать, старая постановка. И тут все совпало: на Троицком фестивале «Альцины» никогда не было. Но повторные постановки сюда не привозят, поэтому мы поставим ее заново. К тому же мне хотелось поднять тему кастратов…
Редкое впечатление: оперная певица с полной ответственностью перед историей. Да, партия Руджеро, как и многие другие высокие мужские партии того времени, была написана для певца-кастрата.
– Это будет темой года. Певцы-кастраты как поп-звезды XVIII века.
– А заодно крупнейшее преступление в истории музыки.
– Четыре тысячи ежегодно! Каждый год в Италии кастрировали четыре тысячи мальчиков. И только некоторые из них смогли сделать карьеру, остальные влачили жалкое существование. Такая блистательная мода – и такие чудовищные вещи. Но из-за того, что у Фаринелли был потрясающий голос и у некоторых других певцов тоже были феноменальные голоса, композиторы начали писать специально для них. Так несчастье и варварство породили гениальную музыку.
Видимо, в этот момент надо уточнить то, что было интересно всегда.
– Вообще, XVIII век довольно жестокий. Может,
поэтому, когда вы пели в «Альцине» в Париже, я все время слышал в вашем пении предчувствие смерти?
– На это я могу ответить фразой, которую слышала от двух выдающихся музыкантов. Одним был Ростропович. Мы разговаривали с замечательным скрипачом Максимом Венгеровым, моим хорошим другом. И он пересказал мне слова Ростроповича: «Когда ты поешь…» Ой, то есть Ростропович, конечно, не пел. Хотя можно сказать, что пел. Так вот: «Когда играешь, надо чтобы это звучало как в последний раз». То есть когда я пела Альцину в Париже, что если это был мой последний раз?
Ну уж нет. Бартоли представит свою «Альцину» с 7 по 9 июня на Троицком фестивале в Зальцбурге. Эта же постановка будет включена в программу большого Зальцбургского фестиваля летом. Чечилия Бартоли выйдет на сцену, и три века генделевской музыки уместятся вокруг нее, даже если в зале, как тогда, на репетиции, не будет никого. Или почти никого.