Чайковский биография интересные факты личная жизнь
170 лет назад родился драматург, либреттист, переводчик Модест Чайковский, которому, несмотря на все таланты, суждено было жить в тени старшего брата. И навсегда остаться «родственником великого композитора».
Модест Чайковский. Фото: ru.wikipedia.org
Подобная судьба ожидала трех других братьев и сестру Петра Ильича. Даром что у супругов Александры и Ильи Чайковских состоялись все дети. Петр Ильич прожил меньше остальных, всего 53 года. А наследие оставил — на века!
«Это ангелы, которые спустились на землю»
Для Ильи Чайковского брак с Александрой Ассиер был вторым. Женился он на ней вдовцом, имея дочку Зину, был старше супруги на 18 лет, тем не менее отношения в семье, по признанию окружающих, были гармоничными. Полными любви и тепла.
Музыка сопровождала малышей с рождения. Мама сама учила их нотной грамоте, пела романсы. Не чужд искусству был и Илья Петрович, директор горного завода в Воткинске, а потом управляющий алапаевского завода. В молодости он играл на флейте, увлекался театром. Дома часто проходили любительские концерты, звучала оркестрина. Но все-таки мечтал отец о том, чтобы сыновья продолжили его дело.
В Горный институт поступил только старший Николай. Да и он работал по специальности недолго — ушел на железную дорогу, которая в то время активно развивалась. Второго сына — 10-летнего Петра — отец сам в последний момент определил в Училище правоведения (в консерваторию он попадет только в 23!). Туда же потом отправились близнецы Модест и Анатолий. И только Ипполит учился в Морском кадетском корпусе.
Близнецы появились на свет, когда Пете было десять лет. «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю», — писал 10-летний братец. И в письмах родителям из Петербурга непременно упоминал: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю»; «воображаю, какие они Ангельчики».
Композитор Петр Ильич Чайковский, его братья Анатолий и Модест и друг семьи Кондратьев (справа налево). 1875 год. Репродукция фотографии. Оригинал находится в Государственном доме-музее П. И. Чайковского в Клину (Московская область). Фото: РИА Новости/ В. Хоменко
«Берегись, ради бога, поддаваться своим влечениям»
Модест сыграл значительную роль в жизни Петра Ильича. Театр и музыку он не оставлял никогда, в детстве даже мечтал о театральном училище. Но началась его карьера с госслужбы. Симбирск, Киев, Петербург… Модест искал себя, смысл жизни. И обо всем рассказывал старшему брату: «У меня голова кружится от массы лиц, которых вижу. Музыканты, прокуроры, литераторы… Данте, Диккенс, Мериме, служба, театр, а все-таки мне скучно… хочется разом всем заняться, везде быть и все знать…» Петр наставлял младшего: «Ты имел несчастье родиться с душой художника, но так как вместе с чуткостью артистической натуры ты не одарен никаким талантом, то берегись, ради бога, поддаваться своим влечениям… Модинька, привыкай к мысли, что ты должен служить и добиваться по службе карьеры».
Комната Модеста Ильича Чайковского. Государственный дом-музей П. И. Чайковского. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский
Когда Модест занялся литературной деятельностью, Петр всячески поддерживал его. А потом и сам стал советоваться, прислушиваться к предложениям младшего брата. Именно ему композитор рассказал о замысле оперы «Евгений Онегин»…
Пьесы Модеста Чайковского шли в Малом и Александринском театрах. Он переводил сонеты Шекспира. Написал либретто для нескольких опер, в том числе «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова, а также для опер Петра Ильича «Пиковая дама» и «Иоланта».
Именно Модест Ильич стал первым биографом Чайковского в России, хранителем его памяти. Вместе с любимым племянником композитора и его слугой Алексеем Софроновым они основали дом-музей в Клину и устраивали там концерты. Так что Клином, который у интеллигентных людей ассоциируется исключительно с Чайковским, мы обязаны Модесту.
«Для нас он был брат, мать, друг»
Впрочем, сердечными были отношения всех братьев и сестры. Такова была атмосфера в семье — благодаря родителям. К сожалению, летом 1854-го Александра Андреевна умерла от холеры. Петру было в ту пору 14 лет, близнецам — 4… Горе отца и детей было безутешным. Растить малышей помогали старшие.
Спустя много лет Модест Ильич вспоминал: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю… Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения… Влияние его на нас было безгранично, но его слово закон… Для нас он был брат, мать, друг, наставник — все на свете».
Да и для Петра привязанность к младшим дорогого стоила. «В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них — и жизнь делается для меня дорога». Живя в Москве, он не забывал писать им и наставлять. «Нужно: 1) трудиться, трудиться и избегать праздности, чтобы быть готовым переносить труд впоследствии; 2) очень много читать; 3) относительно себя быть как можно скромнее».
«Зажать рты всякой презренной твари»
Близнец Модеста Анатолий, как все дети в семье, брал уроки игры на скрипке, любил театр, участвовал в любительских спектаклях. Но с искусством жизнь не связал. Работал прокурором, был вице-губернатором Тифлиса, Ревеля, Нижнего Новгорода. Достиг больших высот по службе и ушел в другой мир в чине тайного советника, сенатором. Был женат на дочери крупного капиталиста Прасковьи Коншиной. Поддерживал Петра после его трагической женитьбы на Антонине Милюковой. Брак был вынужденный («Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким», — объяснял в письме композитор), но продлился лишь несколько недель…
Брату Толе Петр Ильич посвятил шесть романсов.
Душевный кризис, связанный с женитьбой, помог пережить композитору и Модест. Петр Ильич тогда уехал в Европу, вызвал к себе Модеста. А придя в себя, сочинил 12 фортепианных пьес.
«Их счастье до того совершенно…»
К слову, только у Петра и Модеста не сложилась личная жизнь. И тому, и другому досталось от злых языков…
Все остальные дети были счастливы в браках. Николай с супругой даже усыновили внебрачного ребенка племянницы Давыдовой. В отставку Николай Ильич вышел в чине действительного статского советника. Потом в Москве управлял типографиями, участвовал в посмертном издании критических статей Петра Ильича.
Долгой и плодотворной была жизнь Ипполита — судебного и государственного деятеля, сенатора, тайного советника. В его честь был назван трехмачтовый парусник (построен на собранные по его инициативе средства). «Ипполит Чайковский» ходил по Дону и Азовскому морю до 1941 года. А генерал-майор адмиралтейства Ипполит Ильич последние годы занимался изданием дневников великого брата.
О карьере Александры Ильиничны можно было бы сказать словами Петра Ильича: она была «безупречной, чудной женщиной». Александра вышла замуж за сына декабриста Льва Давыдова, поселилась в имении Каменка, и ее дом на много лет стал любимым местом отдыха и работы Чайковского. А близки они были с детства. Девочкой Сашенька обожала слушать музыкальные импровизации брата. Потом он доверял ей сокровенные мечты. А позже признавался: «Сестра моя вместе со своим мужем составляют живое опровержение того мнения, что безусловно счастливых браков нет. Они… живут… в таком абсолютном единении двух душ, что между ними разлад немыслим даже в мелочах… Их счастье до того совершенно, что иногда делается страшно за них…»
В Каменке Чайковский сочинил «Детский альбом», посвятив его любимому племяннику Володе Давыдову, или просто — Бобику. Говорят, мальчик даже похож был на Петра Ильича. Не случайно композитор уделял ему особое внимание, занимался с ним на рояле. Владимиру посвящена и последняя, Шестая симфония Чайковского, которую он считал «наилучшей и, в особенности, наиискреннейшей из всех».
Владимир Давыдов был определен главным наследником музыкального гения. Ему Чайковский завещал основную часть авторских прав. После училища правоведения племянник попал вольноопределяющимся в Преображенский полк. Затем руководил хорами полковых певчих. А после отставки поселился в Клину. Чтобы посвятить остаток жизни памяти любимого дяди.
Весенним днём 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 г. в тихом уездном городке Воткинске родился будущее светило русской классической и церковной музыки — Петр Ильич Чайковский.
Род казаков Чаек происходил из шляхтичей. Фамилию «облагородил» дед композитора, Петр Федорович. С 1770 по 1774 он участвовал в войне с турками, а в 1784 г. был пожалован в дворяне. В 1776 г. женился на Анастасии Посоховой.
В этой дружной семье, с лучшими традициями патриархального уклада, подрастало одиннадцать смышленых ребятишек.
Илья в этой шумной ватаге предпоследний. Он подрос, окончил училище и устроился на службу в Департамент горных дел. В 1833 г. женился на Сашеньке Ассиер, дочери таможенника Андрея Ассиера, приехавшего в Россию учить русских детишек иностранным языкам.
Родители Петра Чайковского: Александра Ассиер и Илья Чайковский
Он задержался здесь надолго и впоследствии стал верным подданным Российской империи. В 1837 г. Илья с семьей переезжает на Урал, поскольку назначен директором одного из крупных сталелитейных заводов.
Детство и юность
Семья была большая и дружная. Петр был вторым ребенком. Кроме него еще четыре мальчика и одна дочка. В семье все любят народную и классическую музыку. Играют на пианино и поют.
И однажды мальчик услышал «Дон Жуана» Амадея Моцарта, музыка просто ошеломила его. Несколько дней он ходил задумчивым и молчаливым. Никто не мог понять в чем дело. Просто впечатление было таким сильным, что в голове у мальчика постоянно звучали аккорды этой чудесной оперы.
Он восхищался музыкой с самых малых лет. Ежедневно слушал песни матери и мелодичные напевы жителей посёлка. Там он проникся красотой русской природы и народных напевов. Но семья вскоре дважды была вынуждена сменить место жительства – в 1849 г. в Алапаевск. В 1850 г. – перебрались в столицу Петербург.
Подростка отправили к родным в Европу, т.к. поступать в училище по правоведению, куда его хотели определить родители, можно было только с двенадцати лет. Петр тяжело переживал разлуку с родными.
Но изучая законы древней Греции и древнего Рима, он продолжает увлекаться музыкой. Он не пропускает ни одного занятия этого факультатива, который посещают лишь несколько мальчиков.
Петр Ильич Чайковский в юности
Чайковский неплохо музицирует на пианино и любит импровизацию. Он уделяет занятиям музыкой еще больше времени и берет уроки у Луиджи Пиччоли, а потом у Рудольфа Кюндингера.
В девятнадцатилетнем возрасте Пётр оканчивает учебное заведение и поступает на службу в Министерство юстиции. Работа не приносила морального удовлетворения и тяготила его. Молодого человека неудержимо тянуло к искусству.
Театры – его любимые места, где он восхищается операми «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки и «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. 1862 г. стал для композитора очень важным.
Санкт-Петербург — Москва
Пётр отправился в Санкт-Петербург для поступления в консерваторию. Там он упорно и с необычайным интересом изучал композиторское искусство у великих мастеров – Антона Рубинштейна и Николая Зарембы. По настоянию первого, юный Пётр всё-таки оставил службу и полностью решил связать жизнь с музыкой и переезжает в Москву.
1863 год. Петру Чайковскому 23 года
Жизнь в Москве началась в 1865 г. после окончания консерватории. Он получил возможность преподавать, имея статус профессора. Петр Ильич значительно расширяет круг знакомых, вводя в него выдающихся людей, увлеченно сочиняет новые произведения.
С 1868 г. в печати появляются его высказывания как критика в пользу талантливых композиторов: Н. И. Римского-Корсакова, Эдварда Грига, М. Балакирева.
Он поддерживает знакомство с членами «Могучей кучки». Хотя у них иногда возникали споры из-за разности взглядов, но между ними всегда были искренние дружеские отношения.
Дезире Арто
Милий Балакирев советует Чайковскому написать увертюру по мотивам «Ромео и Джульетты», а критик В. Стасов подсказывает замысел симфонии «Буря». В 1869 г. уже получивший известность и признание, музыкант знакомится с восхитительной Дезире Арто.
Он посвящает ей свои произведения. Делает предложение. Но почти накануне свадьбы невеста вдруг меняет решение и выходит замуж за испанца Мариано Падильо Рамоса.
Шедевры композитора
70-е гг. девятнадцатого века — важный этап исканий молодого композитора. Его все больше интересует история России, жизнь простого человека. Появляются истинные шедевры: опера «Опричник», балет «Лебединое озеро», симфонии — произведения, прославившие Россию и вошедшие в сокровищницу мировой классики.
Петр Ильич с женой Антониной Ивановной Милюковой
1877 г. плохо сказался на состоянии музыканта. У Петра Ильича случилась неудачная женитьба, сильно подкосившая его. Перегруженные работой дни вызывают переутомление и душевный кризис. Из тяжелой депрессии смогла вывести только поездка на отдых, куда отправили его друзья, беспокоясь о здоровье своего друга.
Композитор прислушивается к совету, увольняется и уезжает в Европу. Большую поддержку ему оказывает Надежда фон Мекк, долгие годы они переписывались. В благодарность музыкант посвятил этой поклоннице и меценатке Четвертую симфонию.
Надежда фон Мекк
Петр Ильич Чайковский много путешествует, дирижируя оркестром и знакомится со знаменитыми композиторами, среди которых Сен-Санс, Григ, Брамс и Массне. Наиболее значимым годом для композитора оказался 1893 г. В Великобритании он получил степень доктора музыки Кембриджского университета.
Множество произведений появилось из-под пера композитора в последние годы его короткой жизни. Среди них балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», популярнейшие и гениальнейшие симфонии №1 и № 4. Не менее известные на сегодняшний день оперы «Иоланта», «Мазепа», «Пиковая дама», «Чародейка».
Петр Ильич Чайковский
Однако многие из произведений Чайковского приобретают всё более трагичный характер. И это происходит по причине событий, происходящих в Российской империи – когда свободное слово душилось и уничтожалось.
Об испытании «гражданской скорби» он писал брату. Но и среди таких трагических произведений есть светлые и жизнерадостные.
Для Вас прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского ↓
Последние годы жизни
Чайковский продолжает трудиться упорно и с вдохновеньем, проживая в Клину. В 1891 г. композитор едет в Соединенные Штаты Америки, дирижировать на самых престижных сценах, где будут исполняться его произведения.
Успех был ошеломляющий. Петру Ильичу выпала большая честь дирижировать на торжественной церемонии открытия знаменитого Карнеги-холла в Нью-Йорке .
В ноябре 1892 года Петр Ильич Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств. В июне 1893 года — почётным доктором Кембриджского университета.
Причина смерти
1 ноября 1893 года, совершенно здоровый, Петр Ильич ужинал в элитном петербургском ресторане. Во время ужина он попросил стакан холодной воды. Этот стакан некипяченой воды сыграл свою роковую роль. Дело в том, что в это время в городе была неблагоприятная эпидемиологическая ситуация из-за холеры.
Утром 2 ноября Чайковскому стало плохо. Врач, которого вызвали к больному, установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело. 6 ноября (25 октяря по старому стилю) 1893 года великий композитор скончался.
Захоронение прошло в Александро-Невской лавре (Тихвинское кладбище Санкт-Петербурга) при большом стечении горячих поклонников творчества композитора.
П.И. Чайковский и Таганрог
Живу я в Таганроге и горжусь, что в моем городе бывал Петр Ильич Чайковский. Здесь жил его младший брат — Ипполит Ильич, морской офицер. Композитор три раза приезжал погостить к брату. Это было в 1886, 1888, 1890 годах.
Особняк Ипполита Ильича находится недалеко от моря, у каменной лестницы. Улица Греческая, 56. Дом прекрасно сохранился до наших дней.
Дом Ипполита Ильича Чайковского в Таганроге
Дополнительная информация «Петр Ильич Чайковский: биография»
Друзья, подписывайтесь на канал “Дамы-Господа”. Впереди много интересного!
Петр Ильич Чайковский
Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.
Краткую биографию Петра Ильича Чайковского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Чайковского
Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.
Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.
Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.
Биография Чайковского гласит, что по окончании учебы, в 1859 году Петр Ильич немного поработал в чине титулярного советника в Министерстве юстиции, продолжая факультативно заниматься музыкой, посещая музыкальные вечера и оперные спектакли. К тому моменту он уже считался хорошим пианистом и импровизатором. Благодаря службе он впервые попал за границу, поехав в трехмесячное турне с инженером Писаревым в качестве переводчика. Позднее поездки в Европу с гастрольными выступлениями или для отдыха станут для него важнейшей частью творческой деятельности. Сама возможность побывать в Европе, приобщиться к ее культурным памятникам будоражила его.
В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.
Педагогическая деятельность Чайковского
Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».
Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.
Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.
Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.
Становление как композитора
Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. Затем, когда он уже часто бывал в Европе и пытался соединить лучшее от западной культуры с традиционными русскими чертами, ему трудно было встретить единодушие аудитории. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.
Ранние сочинения Чайковского датируются 1854 годом. Это были небольшие пьесы – «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Ученические его работы консерваторского периода уже выдают в нем мастера. Одна из работ – программное произведение к драме Н.А. Островского «Гроза». Со знаменитым драматургом впоследствии Петра Ильича связывала не только нежная дружба, но и творческие проекты. Так в 1873 году была написана музыка к сказке «Снегурочка», позднее на эту же тему написал оперу Николай Римский-Корсаков.
Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.
За годы работы в консерватории он написал много произведений, из знаковых можно перечислить 4 симфонии, 5 опер, принесший ему мировую славу балет «Лебединое озеро», концерт для фортепиано с оркестром, 3 струнных квартета.
Постепенно он пришел к пониманию, что должен больше времени посвящать сочинению музыки. Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями. В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором, давал рекомендации.
В 1877 году композитор начинает работу над «Евгением Онегиным». Поглощенный сочинением, он как-то слишком поспешно женится на Антонине Милюковой. Брак развалился буквально через несколько недель. Все в молодой жене Чайковского раздражало. А совместная жизнь с ней стала серьезным испытанием для него. Душевные терзания этого периода привели к нервному срыву и сказались на музыке. Так совпало, что написанные в этот момент «Евгений Онегин» и 4-я симфония стали вершинами его творчества.
В 1878 году он уезжает оправиться от происшедших событий за границу. Тогда помощь ему стала оказывать Надежда Филаретовна фон Мекк, меценат и поклонница творчества Петра Ильича. В течение долгих 14 лет они переписывались, но так ни разу и не встретились. Тем не менее, ее моральная и материальная помощь позволяли Петру Ильичу заниматься творчеством относительно свободно, он мог не оглядываться на издателей или дирекцию театров.
С 1880-х годов он много гастролирует по миру. Он сводит личное знакомство с такими столпами европейской и русской культуры как Лев Толстой, Эдвард Григ, Антонин Дворжак и многими другими. Вся его такая сильная впечатлительность как губка впитывала богатство и разнообразие мира. Он один из немногих счастливчиков, кому удалось завоевать признание публики, критиков, коллег еще при жизни.
Согласно биографии Чайковского в последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора.
Умер он в 1893 году неожиданно. Врачи диагностировали холеру, которая развилась буквально за несколько дней. Незадолго до этого ему подали в одном из ресторанов стакан некипяченой воды. Хотя и существовали другие версии по поводу смерти Чайковского, доказательств их предоставлено не было.
Интересные факты о Чайковском
- Долгое время жизнеописание этого величайшего композитора, внесшего значительный вклад в мировую культуру, было окружено мифами и легендами. Галантный XIX век не допускал упоминания фактов, даже в малейшей степени компрометирующих столь выдающегося человека. Далее эту традицию подхватила советская идеология, привнесшая в образ композитора новые черты, отвечающие задачам построения нового общества. Начало XXI века принесло моду на обсуждение самого личного и интимного, и превратило внутренний мир Художника в большую проходную площадь.
- В ранней молодости Петр Ильич был влюблен в бельгийскую певицу Дезире Арто, он даже собирался сделать ей предложение. Но она внезапно уехала и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно страдал, посвятил ей романс «Забыть так скоро». В фильме Игоря Таланкина 1970 года «Чайковский» этот эпизод показан выразительно. В главной роли блистательный Иннокентий Смоктуновский, а в роли Дезире – Майя Плисецкая в необычном для себя амплуа.
- Из биографии Чайковского мы знаем, что в 1893 году композитор был награжден почетной ученой степенью от Кембриджского Университета.
- В настоящее время ведутся судебные слушания по делу о праве на название. Балет «Спящая красавица» невольно стал предметом горячего спора с компанией «Уолт Дисней» за эмблему. Также ожидает вердикта заявка кинокомпании на патент имени «Принцесса Аврора», которая также является главной героиней произведения Чайковского. Примечательно, что Дисней воспользовался музыкой Петра Ильича при создании одноименного мультфильма 1959 года.
- Большую часть жизни Чайковский был подвержен депрессиям. С 14-ти лет по поводу рано ушедшей матери, чью потерю он долго оплакивал. Он также был ипохондриком. Больше всего он боялся оглохнуть как Бетховен.
- “Вдохновение – гость, который охотно не посещает ленивое”. Этим принципом он руководствовался всю свою жизнь.
- В 1877 богатая предпринимательница Надежда фон Мек поддержала скрипача Иосифа Котека, который был бывшим студентом и другом Чайковского и был рекомендован ей пианистом Николаем Рубинштейном. Она была впечатлена композитором Чайковским, и расспрашивала Рубинштейна подробно о нем. Именно Котек, однако, убедил ее написать ему, после чего она представилась как “пылкий поклонник”. Таким образом, их отношения закрепились как эпистолярная дружба: между 1877 и 1890, они обменялись более чем 1200 письмами, и она была той, кто поддержал его после того, как критики разорвали его Пятую Симфонию. Она поощряла его упорно продолжать заниматься сочинениями. Они просто встретились лично однажды, случайно, в августе 1879.
Характерные особенности музыки Чайковского
Среди музыковедов нередко мнение, что Чайковский – великий оперный, симфонический, балетный композитор, но камерная или инструментальная музыка у него слабоваты, не столь интересны. Отмечают также его «нефортепианное мышление», мешающее создать малыми выразительными средствами нечто по-настоящему грандиозное. Это ошибочное мнение. Чего только стоят «6 пьес для фортепиано», это целый спектакль для исполнителя – спектакль одного актера, где он может показать все свое прекрасное чувствование и музыкальность.
Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него как у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.
Критика Чайковского
Мимолетной считают писательскую деятельность композитора. Однако, несмотря на недолгий период, который Петр Ильич посвятил литературному опыту, его статьи в журналах «Русские ведомости» и газете «Современная летопись» имели важнейшее значение в культурной жизни России, так как помогали формировать мнение и видение музыки широким массам.
Его собственные высокие нравственные и эстетические идеалы, к которым он стремился осознанно всю свою жизнь, заставляли его размышлять о роли искусства в жизни общества и человека. Он испытывал острую потребность делиться подобными мыслями с соотечественниками. Во многом его взгляды тогда в отношении музыки определяли воззрения современников.
Последними публикациями, написанными Петром Ильичом в командировке в Баварии, стали отчеты о вагнеровских концертах в 1876 году. К концу его Чайковский уже стал символом русской истории, русской интеллигенции, русского духа.
Не Чайковский Чайковский
У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.
Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.
Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.
Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.
Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.
Интерпретации и современные обработки произведений Чайковского
В современном исполнительском искусстве лучшим исполнителем музыки Чайковского считают Михаила Плетнева. В 20-м веке одной из ярчайших и точнейших интерпретаций считали технически совершенную и стилистически безупречную игру Святослава Рихтера. Среди с?