Бывшие муж и жена кумовья
Кто такие кумовья? Кем приходятся друг другу крестный отец и крестная мать одного ребенка? Могут ли они вступать в церковный брак? Что такое кумовство и почему это плохо? Какие пословицы и поговорки существуют про кума и куму?
Depositphotos
Кум и кума – это крестные родители одного ребенка, причем и друг для друга, и для родителей крестника. Духовных родителей в православии по отношению к крестнику называют восприемниками.
Также кумовьями могут называть ближайших друзей, свидетелей на свадьбе.
Уменьшительные формы – кумушка, куманек.
Отношения с кумовьями по традиции предусматривали взаимную поддержку, участие в семейных делах, встречи и обмен подарками по праздникам.
На уголовном жаргоне кум – следователь или оперативный работник. «Кум плетет лапти» – оперативник в исправительном учреждении собирает сведения об осужденном. «Кум мучает» – оперативный работник часто вызывает осужденного на допросы в оперчасть.
Могут ли кум и кума быть мужем и женой?
Считается, что крестные родители одного ребенка состоят в духовном родстве. Поэтому до XIX века Русская православная церковь запрещала браки между крестным отцом и крестной матерью одного ребенка. Впрочем, исключения по разрешению архиереев бывали.
В 1810 году Святейший Синод издал указ, отменивший большую часть запретов на браки между духовными родственниками. В соответствии с данным синодальным указом возможность вступления в брак получили даже кум и кума – то есть восприемник и восприемница одного крестника или крестницы, поясняет «Православная энциклопедия».
Указом Святейшего Синода от 1837 года отрицалось наличие духовного родства между восприемником и восприемницей одного ребенка. При этом по-прежнему запрещались браки между крестной матерью и родным отцом ее крестницы, а также между крестным отцом и родной матерью крестника.
Тема близких отношений между кумом и кумой постоянно обыгрывается в русских пословицах – см. ниже.
Что такое кумовство?
Слово кумовство имеет два значения. В первом смысле кумовство – это просто отношения между кумовьями, близкая дружба.
Во втором значении кумовство – это предоставление привилегий родным или друзьям независимо от их профессиональных качеств, в ущерб делу. Пример употребления: «В среде местной бюрократии процветают кумовство и коррупция».
Лаконично это явление описал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» устами Фамусова:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Синоним кумовства в этом отрицательном смысле – непотизм.
Пословицы и поговорки про кумов
В русских пословицах часто обыгрывается тема отношений между кумовьями.
Дальше кума – меньше греха.
Добрая кума прибавит ум.
Зашел к куме да и засел, как в тюрьме.
Знаться с кумою – расстаться с женою.
Кому до чего, а куме до всего.
Кому какое дело, что кума с кумом сидела.
Кум говорит наобум, а кума берет себе на ум.
Кум не кум, а в горох не лезь.
Кум потерял ум, а кума сошла с ума.
Кума к куме хоть в решете, да приплывет.
Кум-то кум, а деньги не кум.
Кумушка, кума, купи себе ума – да на свои денежки.
Поехала кума неведомо куда.
Потчуют куму блинками, а Фому пинками.
Что знает кум, знает и кумова жена, а по ней и вся деревня.
В русских поговорках «кум» употребляется для обозначения близких отношений.
Кум королю – самостоятельный и благополучный человек, который никому ничего не должен.
Ни кум ни сват – совершенно чужой человек.
Иерей Тимофей Куропатов
Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.
Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.
Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.
Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?
Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.
К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).
«Правило 209.
…О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».
Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (https://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).
Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.
Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.
Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».
Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».
Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.
Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?
В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.
«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.
Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).
«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).
Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения.
Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.
А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.
И напоследок
Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.
Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи — дозволительны.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.
Почему нельзя жениться на куме
Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.
Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.
Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.
Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.
Можно куму жениться на куме
Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».
Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.
Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:
- между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
- крестной, крестником и отцом ребенка.
Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.
Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.
Господь всегда с Вами!
Девушки, познакомилась на крестинах с парнем(он крёстный отец, а я крёстная мама). Он мне понравился, НО говорят, что между крёстными родителями не должно быть никаких отношений кроме дружеских. Хочу услышать ваше мнение по этому поводу.
Гречка
[3323171574] – 03 марта 2009, 19:58
1.
Гость
[630049199] – 03 марта 2009, 22:09
WTF???
2.
Гость
[3324779221] – 03 марта 2009, 22:10
Я знаю случай когда муж и жена – крестные одного ребенка.
3.
fukiki
[2779763759] – 03 марта 2009, 22:11
1))))))))))))
5.
Astarta
[3012244786] – 03 марта 2009, 22:39
Что за бред? Почему нельзя? Любят же люди себе всякую фигню придумывать…
6.
кошкина
[1630436620] – 03 марта 2009, 22:53
бред)))даже выражение есть:что за кума,что под кумом не была)))
7.
Гость
[381302506] – 03 марта 2009, 23:50
нельзя для чего? для секса? можно. у меня был секс с кумом, все вышло, не переживайте). да еще как ого-го вышло……эх, повторить бы))))))))))))))))))))
8.
[3149078109] – 04 марта 2009, 10:48
Автор,мы Вам даём добро.
9.
Гость
[900180353] – 04 марта 2009, 11:59
по православному это считается грехом
10.
Гость
[3749456058] – 04 марта 2009, 12:25
да ладно, автор, все равно наверно уже траханная(прелюбодеяние), ну будет одним грехом больше чего считать.
12.
Просто так
[3018984370] – 04 марта 2009, 16:54
Мы с мужем крестили дочку друзей. Правда, тогда еще официально расписаны не были, но жили ГБ и у на уже был сын:) Все возможно:)
13.
Гость
[3749456058] – 04 марта 2009, 19:31
12, а то что это грех ничего страшного? :))
14.
Гость
[483537489] – 04 марта 2009, 19:47
по православию нет.
в католичестве – да.
15.
гость
[3243093305] – 05 марта 2009, 23:20
вы совсем очуманели?????? неужели не ясно и ни один батюшка вам не объяснил, что кум и кума – это духовные родители ребенка! а между духовными родителями невозможен брак и интимные (плотские) отношения! идёте на форум спрашивать…. а нужно в церковь пойти и узнать!
16.
Гость
[1029757514] – 05 марта 2009, 23:21
бывают же дуры
17.
Гость
[1134712972] – 30 ноября 2009, 23:07
все возможно.будем пробывать)))
18.
Гость
[3591867918] – 05 мая 2010, 17:53
19.
Гость
[2928113053] – 07 июля 2010, 17:01
да почему нельзя?да по церковным обычиям нельзя,но во первых Кум и кума люди чужие друг другу.о-вторых, они как бы вторые родители для маленького.И называются – крестная мать – и – крестный отец -. Им сам бог велел жениться, что называется, что-бы соответствовать своему званию. И именно по этой же причине, никогда не могли стать кумовьями близкие родственники, то есть как раз те люди, которым нельзя жениться по причине родства.
20.
Гость
[2424106243] – 25 августа 2010, 22:32
Я так и не узнал точный ответ и подтверждения этому, есть ли в библии эти слова что могут быть отношения или нет?
21.
Vova
[591910628] – 31 августа 2010, 22:13
У меня таже проблема я полюбил свою куму, мы долго общались какбы у нее тоже возникли чувства. А потом она начала тупо морозится, и я через людей узнал что она услыала ету ерунду. Я сейчас незнаю что мне делать… Просто не ишите мистику там где еенет. Удачи всем))
22.
Гость
[2424106243] – 02 сентября 2010, 05:05
Обидно что так случается! 🙁
23.
Vova
[591910628] – 02 сентября 2010, 08:20
Обидно… Но ничего не сделаешь, пока у нас такой слишком суеверный народ.
24.
Кошка
[1642785831] – 04 сентября 2010, 16:31
Нет, нельзя, это не суеверие, этого требует Церковь. Вы понимаете смысл крещения? Вы – крёстные родители – должны воспитывать ребёнка в чистоте и любви к Богу, именно для этого и были крестины, а не просто чтобы лишний раз набухаться. Вы – духовные родители, плотских отношений между вами быть не должно ни в коем случае.
25.
Vova
[591910628] – 06 сентября 2010, 19:20
Да ладно… Ети церковные законы придумали такие же люди как имы. А отношений я понимаю недолжно быть междт кровными, а все остальные любите друг друга!!! И ето небудет грехом!!! Веть религий много, а сила над нами одна! И в каждой религии законы противоречат законам другой религии… И давайте поспорим? Чья религия правильная?
26.
Гость
[1471988698] – 09 сентября 2010, 21:13
батюшка-ёпырb
благословляю тебя, дщерь моя! *** с кумом во славу божию! Дозволь ему воткнуть торчило свое в лофендрицу твою и пущай он водит им туды-сюды покуды он не обмякнет. Аминь.
27.
Гость
[1898699254] – 13 сентября 2010, 17:08
Та же ерунда люблю ее до смерти но мы кумовья с ней и незнаю че делать ((( а вот она теперь уверена что нельзя….*** блин (
28.
Vova
[591910628] – 14 сентября 2010, 16:49
Суеверие. Обычное суеверие. А без нее так плохо, и после каждой встречи я себе места ненахожу.
29.
Наталья
[3767145651] – 08 октября 2010, 22:46
Помогите мне,мне так плохо что после каждой встрече с кумом меня что то приследует,я знаю что он испытывает ко мне чюства и я тоже.Как быть кому верить и во что?
30.
Алексей
[3832156366] – 19 октября 2010, 03:02
31.
Dominix
[298594167] – 22 октября 2010, 13:19
32.
Freya
[672751040] – 29 октября 2010, 14:26
33.
Гость
[2741181642] – 02 ноября 2010, 19:13
Люди! Я добился своего! Она сомнй! Так что любите друг друга! А ето все суеверие… Бред! Вы же не родственники)
34.
Хельга
[2923202937] – 10 ноября 2010, 19:04
Не когда не думала, что вляпаюсь в такое. На крестинах в меня влюбился кум, прохода не даёт звонки, СМС, стихи пишет. Не зря раньше кумовья обязательно должны были быть семейными. А мы оба разведённые и мне он понравился. Что делать? По церковным канонам связь между крёстными родителями считается “духовным инцестом” страшным грехом, а как известно за грехи родителей отвечают дети. Всё чётко, всё понятно, а сердцу не прикажешь.
35.
Гость
[2715604585] – 22 ноября 2010, 22:24
Да бред всё ето) не ищи в етом мистику, слушайся своегосердца. У меня с кумой вроде потихоньку вё налаживается и стихи я ей пишу тоже)) и если я своего не добьюсь я уже не стану искать никого для серьёзных отношений а так хочется счастья. Так что мой совет… Если он тебя любит, и ты его любишь, то немучай не его не себя, ето так больно. Потомучто кто знает… Найдём мы потом своё счастье или нет. А церковные законы придумали обычные люди неимеющие права решать чтото за нас. Такчто не теряйте времени и в перёд!! Скажите что вы любите друг друга!)) и счастья вам!!
36.
Гость
[3251707398] – 23 ноября 2010, 18:30
А что делать, если родители кресника считают, что мы приносим ребёнку вред? Что из-за этого он будет несчаслив.
37.
Алексей
[3010743812] – 25 ноября 2010, 06:52
В действительности нужно поступать так, как считаете нужным(!!!) , а не слушать и ТЕМ БОЛЕЕ не озадачиваться тем, что считают другие, кем бы они небыли!!!
38.
Алексей
[3010743812] – 25 ноября 2010, 06:59
Что верно то верно !!! за нас НИ КТО (!!!!!!!!!!!) не имеет права что-то решать, даже сам Бог, и он за нас ничего не решает, а даёт только веру! А теперь попробуйте догадаться кто хозяин ваших мыслей включая саму жизнь и кого надо слушаться в первую очередь.
39.
Freya
[672751040] – 26 ноября 2010, 13:02
40.
МАРИНА
[3574192811] – 29 ноября 2010, 16:42
41.
Vova
[2715604585] – 14 декабря 2010, 13:58
А я всётаки добился своего) она кума сом ной и мы скоро поженимся. Любите друг друга) это не грех, в любом елучае вы не родственники и боятся нечего, в сё это придумали простые смертные.
42.
Алексей
[3010743812] – 21 декабря 2010, 11:38
43.
инна
[813298574] – 22 декабря 2010, 21:17
я люблю свого кума!но сним мне неразрешают быть родители, ЧТО ДЕЛАТЬ
44.
Vova
[2715604585] – 24 декабря 2010, 11:45
Инна… Сколько вам лет…? Я думаю вы взрослый человек и в праве решать за себя сами, а родители делают ошибку когда вмешиваются в личные дела свних взрослых детей. У меня в январе свадьба с моей любимой кумой и я счастлив.
45.
любовь
[2454344494] – 27 декабря 2010, 16:04
46.
Гость
[1973360645] – 03 января 2011, 16:16
47.
КОРОЛЕВА
[449211782] – 06 января 2011, 16:20
не будьте вы суеверными…)
48.
Ляля
[2155841445] – 08 января 2011, 19:15
Вы мне подарили надежду! люблю своего кума, да и он ко мне не равнодушен, тянемся и скучаем друг за другом! А может это то чего я так долго ждала!!!!! спасибо вам, люди дорогие!!!
49.
₪ ø lll╥o.
[1665982369] – 10 января 2011, 11:42
50.
Гость
[1148275019] – 19 января 2011, 22:11
Акулина
Ни в коем случае.