Бывшая жена вячеслава зайцева
Он почетный гражданин Парижа и родного города Иваново. Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.
Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения – 1938-й – не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.
Школа и техникум
С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.
Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека – это кощунство.
В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи – не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.
В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.
Вуз
В столицу – поступать в текстильный институт – он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.
Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, – однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.
Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.
Карьера
По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».
Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.
Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.
В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.
Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.
Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева
Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.
Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.
На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты – все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.
Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.
В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.
Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»
Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность – оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.
Вячеслав Михайлович – оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода – Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.
Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.
Егор
После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.
У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.
Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.
Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя – модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.
Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.
Авторские работы
Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», – скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам – в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.
В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.
В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.
О, эпоха…
Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.
Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.
Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.
Первый Дом моды европейского стиля имени Вячеслава Зайцева
В 1982 году Зайцев становится художественным руководителем московского Дома моды, спустя шесть лет его назначили директором. Организация получила колоссальное развитие, став первым русским модным домом европейского стиля и получившим имя Славы Зайцева. В 1996 году модельер стал президентом ОАО «Московский Дом моды Зайцева».
Преданный Мельпомене
Театр и искусство – вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году – для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году – к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.
Эстрада, фестивали
В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами “На-на”, “Машина времени” и многими-многими другими.
В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».
10 марта 2018 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.
Свой дом – будущий музей
Зайцев живет один в своем загородном доме, который готовит под музей, собирая материалы для будущей экспозиции.
Дом построен с оглядкой на будущее, на то время, когда я уйду.
Говорит, что перестал думать об одиночестве как о плате за талант. Ему нравится его погруженность в искусство. Когда он развелся с Мариной, он признался, что «рванул» в творчестве. И так продолжается по сей день.
Вячеслав Михайлович Зайцев – это человек, о котором слышал практически каждый человек (если не все), увлекающийся модой и модными новшествами в ношении одежды. Однако, жена Вячеслава Зайцева – это личность, о которой имеет представление далеко не каждый поклонник модельера. Биография его довольно трудна и вместе с тем, жутко интересна. Рожден будущий знаменитый модельер был в далеком 1938 году, в городе Иваново. Родители его были обычными рабочими, и ничто, казалось бы не предвещало будущих влечений их малолетнего сына.
Жена Вячеслава Зайцева – фото
С ранних лет, имея тягу к искусству, Вячеслав уже в свои ранние годы уже знал, и хорошо понимал, кем он мечтает стать. Проблема его выбора заключалась в том, что во времена Советского Союза, особенно в первое, послевоенное время руководителей партий и местных политиков мало заботил вопрос красоты и моды. Однако, личная жизнь Зайцева, служить отличным подтверждением тому, что человек, имеющий за собой мечту, может достичь всего, чего только захочет. Именно поэтому, Вячеслав Зайцев сегодня по праву носит почетное звание Народного художника Российской Федерации и является многократным лауреатом государственных премий не только своей страны, но и зарубежных (Франции, Италии и других).
Личная жизнь Вячеслава Зайцева однажды свела его с Мариной – молодой, требовательной и знающей себе цену молодой девушкой. Вячеслав Зайцев с женой, в молодости, повстречавшись какое-то время, и почувствовав близость, решили пожениться. Примерно через пару лет после свадьбы, у Вячеслава и его жены родился сын, которого в последствии назвали Егором. Егор рос обычным ребенком. Вячеслав Зайцев и его жена не баловали своего сына, воспитывая в духе своего времени, и ничем не выделяя его среди остальных детей его возраста.
По роду своей деятельности и из-за частых разъездов, Вячеслав Зайцев не мог находиться по долгу дома в кругу своей жены и ребенка. Все это понемногу сказывалось и на взаимоотношениях в семье, приведя к тому, что примерно через десять лет совместной жизни, его жена – Марина, решила подать на развод. На тот момент их общему сыну Егору было около 9 лет. Марина забрала сына с собой, и отец с ним почти не виделся. Егора воспитывал отчим, с которым его бывшая жена через некоторое время так же разошлась. Егор носил в душе обиду на отца за то, что в детстве он не знал его и не виделся с ним. Лишь спустя время, когда сам Егор повзрослеет, а его отец достигнет уже преклонного возраста, они нашли в себе силы примириться друг с другом и построить нормальные родительские отношения.
Отношения между Вячеславом и Мариной сошли на нет, и оставались таковыми вплоть до недавнего времени, когда началось заметно ухудшаться состояние здоровья самого Вячеслава. У него начала прогрессировать болезнь Паркинсона. Как считает сам Зайцев – это последствие тяжелой автомобильной аварии, перенесенной им в 1971 году. Психологическое состояние Вячеслава было бы под большим давлением, если бы не поддержка его бывшей жены. Спустя время, они смогли, наконец-таки разобраться в тех противоречиях, которые разделили их на долгие десятилетия, и нашли общий язык друг с другом.
Сегодня, у Вячеслава и его бывшей супруги Марины есть уже и несколько внуков. Старшая из них – Мария, уже успела зарекомендовать себя в качестве модельера, приняв участие на одном из показов в Москве. По признанию самого Вячеслава, он возлагает на нее свои большие надежды, и мечтает, чтобы она со временем заняла его место.
Анастасия Егоровна Зайцева – младшая из двух внучек, пока еще не до конца определилась со своими жизненными целями, так как ей, на данный момент всего 11 лет.
На сегодняшний день, по признанию самого кутюрье, его жизнь складывается как нельзя лучше, ведь помимо профессиональных успехов, ему удалось окружить себя семьей, в жизни которой он принимает не самое последнее участие.
Возможно интересно: жена Федора Кудряшева, жена Влада Валова.
В жизни Вячеслава Зайцева были тысячи знакомых женщин, с десяток любимых, две жены и лишь одна, в которой он видит идеал – его собственная мать.
Женщин Вячеслав Михайлович обожает с детства. Это он понял лишь годы спустя, когда всерьез задумался о причине, по которой посвятил себя тому, чтобы делать дам красивыми.
– Мама меня лет до десяти водила в женскую баню в Иваново, – вспоминает Зайцев. – Там я насмотрелся на огромные, мощные женские тела (после войны есть было особо нечего, питались чем придется, поэтому толстели). Красивых обнаженных женских тел было очень мало. Поэтому, наверное, я и преображаю женщин. Это следствие детских впечатлений.
Любовь Зайцева к женщинам взаимна. Но ни длинноногие красавицы-манекенщицы, ни многочисленные клиентки, ни всеобщее восхищение и признание его таланта художника так и не сделали Вячеслава по-настоящему счастливым как мужчину. Больше 40 лет – с тех пор, как ушла из жизни его мать (в 1978 году) – он был и остается один. Харизматичный, состоявшийся, прославленный и одинокий.
Мама
«Прачкин сын» – рекомендовал себя модельер, когда его имя уже гремело по всему миру. Он не стеснялся своего простого происхождения. Мария Ивановна работала и прачкой, и уборщицей, чтобы прокормить сыновей (отец Зайцева воевал, попал в плен и был репрессирован). Жили бедно, одевались в то, что подкидывали соседи. Слава жалел мать, с семи лет все по дому делал сам. А когда Марию Ивановну положили в больницу, он, мучаясь от голода, решил петь в магазинах. Сердобольные продавщицы давали мальчику осколки печенья и конфет, он продавал их на рынке, а на вырученные деньги покупал хлеб и нес маме в больницу.
– Мама была моим светом и моей радостью, – признается Вячеслав Михайлович. – Она и сейчас остается главной любовью моей жизни. Я встречал многих женщин, искал в них доброту, порядочность, душевную теплоту, щедрость, жертвенность, но… не находил. Мама обладала всеми этими качествами. А как она одевалась! Всегда красивая прическа, чистенькие элегантные платья, на губах яркая помада. И в память о мамочке я всегда рисую своим моделям красные губы. Для меня идеал женщины – ухоженная, утонченная, элегантная дама. И обязательно с накрашенными губами.
Зайцев доказал: живя в «Совке», не обязательно одеваться по-советски серо
// фото: Мирослав Муразов / РИА «Новости»
Маришка
Похожую на мать красавицу с красными губами Слава встретил, поступив в Московский текстильный институт. Марина была старше на год – яркая, темпераментная, невероятно активная. Он жил в жутком общежитии, она – с родителями в квартире у метро «Аэропорт».
Вместе выступали в студенческом «Сатирическом театре мод». Слава то и дело устраивал потрясающие для советских людей перфомансы. Сейчас бы его приняли за гея или Джигурду, но будущий модельер тогда просто экспериментировал над созданием новых образов. Один раз гулял возле Кремля, надев женский длинный халат, трусы, белый лифчик 6-го размера, с бутылкой водки под мышкой. В другой – уже на сцене студтеатра – исполнял «Танец умирающей змеи». К майке Зайцев пришил черные трусы, к трусам – черные чулки. Закрутившись юлой, не удержался на ногах и рухнул. Сползшие трусы обнажили голый зад. Зал хохотал в восторге, а «змей» не растерялся и быстро откланялся. Марина за кулисами подошла поддержать Вячеслава, у них начался роман.
Старо как мир: все у молодых было бы хорошо, если бы не теща. Мать Марины (балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) была уверена, что «этот нищий провинциал» хочет жениться не на ее дочке, а на квартире, что он ей не ровня. Даже после свадьбы не пустила зятя на порог: бракосочетание молодые отметили прямо на лестничной клетке, а жить отправились… к дворничихе в полуподвал дома, где жили новые родственники Зайцева. В этом помещении родился и рос до 9 лет сын Егор, пока однажды теща вовсе не выгнала «приживалу» на улицу.
– Я приехал из Венгрии, где делал костюмы к фильму, – говорит Зайцев. – Теща встретила меня в подъезде и заявила: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»
И Слава ушел, ему даже не дали повидаться с сыном. Егор был уверен, что отец бросил его. Марина не вступилась за мужа: Зайцев считает, что теща зомбировала дочь, доводила до нервных срывов. Слава увидел сына только спустя 5 лет. Он и сейчас не может без слез вспоминать рассказы Егора о том, как его наказывал отчим. В дальнейших отношениях папы и сына были разные периоды, но сейчас они друзья. Егор – заместитель отца, который является гендиректором Дома моды собственного имени (предыдущие руководители воровали, пришлось взять дело в свои руки). После смерти тещи, которая окончила жизнь в психбольнице, Вячеслав и Марина наладили дружеские отношения. По словам Егора, мать любит бывшего мужа до сих пор.
Инна
Беда не приходит одна. После развода Зайцев, которому было 33 года, попал в страшное ДТП: в такси, где он ехал, врезался грузовик. Модельер вылетел через лобовое стекло.
– 9 дней в реанимации, полгода реабилитации, – рассказывает модельер. – У меня были переломаны обе ноги, сотрясение мозга, инфаркт правого глаза…
Ухаживать за больным вызвалась художница по трикотажу Инна. Женщина работала с Зайцевым, была в него влюблена – в ее объятиях он и нашел утешение после развода с Мариной. Именно от нее ехал Вячеслав в том злополучном такси. Можно относиться к его словам с недоверием, но он сам утверждает: Инна сделала на него приворот, с которым Зайцев связывает и аварию, и последующие проблемы в работе и со здоровьем.
– Мы прожили вместе 2 года и расстались. Я понял, что это не мой человек, – деликатно замечает Вячеслав Михайлович.
Неудавшуюся семейную жизнь Зайцев объясняет тем, что во многих отношениях (романов у него, конечно, было больше, чем эти два) женщины пытались подчинить его себе.
– А я не могу быть рабом – ни в любви, ни в отношениях с клиентами, – говорит он.
И это правда. Даже высокопоставленные клиентки мигом выпадали из его круга, стоило лишь проявить снобизм: по этой причине у Зайцева не сложились отношения с внучкой Брежнева, дочерью Косыгина, супругами Шеварднадзе и Горбачева.
Внучки
Сегодня любимые женщины Зайцева – его внучки Маруся и Настя. Старшая, Маруся, пошла по его стопам. Дед ее и растил, когда Егор разошелся с женой.
С любимой внучкой Марусей
// фото: Александр Алешкин
– Каждый вечер она звонит мне, чтобы спросить, как дела, как здоровье, пожелать спокойной ночи, – делится модельер. – Удивительно: она делает это каждый вечер! Если этого не происходит, я начинаю тревожиться.
В огромном трехэтажном особняке Славы под Москвой, который он построил по собственному проекту, хватило бы места всей семье. Но Зайцев живет один, занимаясь в свободное время живописью (в Доме моды проводятся выставки его работ) и сочиняя стихи. Среди них, например, есть один – о так хорошо знакомом ему чувстве одиночества:
Я в одиночество вхожу,
Дверь открываю.
Поток лучей спешит
Меня согреть и успокоить.
Но знаю я один, как это тяжело.
И, видно, Бог предначертал
Мне этот путь.
Смирюсь и буду жить…
– Я понимаю, что одиночество – расплата за талант, – рассуждает Вячеслав Михайлович. – Поэтому отношусь к этому одиночеству совершенно спокойно и ничего менять не хочу. У меня по жизни все очень здорово сложилось. Мне было многое дано.
Наталья Галкина
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2019 под заголовком «Слава и одиночество».