Бывшая жена абу бакра

Его рождение и внешность

Среди ученых нет разногласий в том, что Абу Бакр родился после «года слона», в котором родился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Однако они разногласят в том, сколько прошло времени от этого года. Некоторые говорят, что он родился по истечении трех лет, другие говорят, что прошло два года и шесть месяцев, еще говорят, что прошло два года и несколько месяцев, не называя количество месяцев.

Он рос в благе в объятиях своих родителей, которые пользовались почетом и величием в своем народе и в такой атмосфере Абу Бакр взрастил свою душу и получил почетное положение в своем народе.

Что касается его внешности, то он описывается тем, что был белокожим и худым. Об этом сказал Кайс бин Абу Хазим: «Я вошел к Абу Бакру. Он был худым и белокожим». Ученые по биографиям описали его следующим образом: «Абу Бакр имел следующее описание: он имел белый цвет кожи с желтизной, он был хорошего роста, у него были худые щеки, с редкой растительностью, сутулым, из-за его худобы на нем не держался его изар, который ослабевал на поясе, у него было худое лицо, глубоко посаженные глаза, тонкие голени, жилистые бедра, выступающий лоб, он красил свою бороду и седину хной и катмом.

Его семья

Его отцом был Усман бин Амир бин Амр, которого прозвали «Абу Кухафа». Он принял Ислам в день взятия Мекки. Абу Бакр отправился с ним к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Пророк сказал: «О Абу Бакр, почему ты не оставил его, пока мы сами не пришли к нему?» На что Абу Бакр ответил: «Это ему полагается приходить к тебе, о Посланник Аллаха». Абу Кухафа принял Ислам и дал присягу Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поздравил Абу Бакра с принятием Ислама его отцом и сказал ему: «Измените цвет его волос», так как голова Абу Кухафы была подобна «сугаме» (растение с белоснежными цветами и плодами).

В этом сообщении указан благородный пророческий путь узаконенный Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в почитании и уважении к старшим по возрасту, который подтверждается его, мир ему и благословение Аллаха, словами: «Тот не из нас, кто не проявляет уважение к нашим старшим и милость к нашим молодым».

Матерью Абу Бакра была Сальма бинт Сахр бин Амр бин Ка’б бин Са’д бин Тайм. У нее было прозвище «Умм аль-Хайр». Она приняла Ислам в самом начале пророчества.

У Абу Бакра было четыре жены, которые родили ему троих сыновей и троих дочерей.

Жены Абу Бакра

1. Кутайла бинт Абд аль-Узза бин Ас’ад бин Джабир бин Малик. Ученые разошлись во мнении относительно того приняла ли она Ислам. Она родила Абдуллаха и Асму. Абу Бакр развелся с ней еще во времена джахилии (доисламский период). Однажды она пришла к своей дочке Асма бинт Абу Барк в Медину с подарками: творогом (или сыром) и маслом. Однако она не приняла ее подарки и не впустила в дом и отправила человека к Айше, чтобы она узнала у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как ей поступить и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть впустит ее и примет ее подарок». И Аллах, Всемогущий Он и Великий, ниспослал аят: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран. 60:8). 

То есть Аллах не запрещает проявлять благочестие, искренность, совершать хорошие дела как поддержание родственных отношений, помощь соседу, гостеприимство по отношению к неверующим, которые живут с вами в мире, не убивают вас из-за вашей религии, как из числа их женщин и слабых, не выгоняют вас из ваших домов. Также Аллах не запрещает проявлять справедливость, соблюдая принадлежащие им права, исполнение договоров, сохранение доверенного, плата полной цены за товар. Поистине, Аллах любит справедливых и доволен ими и ненавидит тиранов и тех, кто за ними следует. (Тафсир аль-Мунир)

2. Умм Руман бинт Амир бин Уваймир из рода Кинана бин Хузайма. Ее муж аль-Харис бин Сахбара умер в Мекке и на ней женился Абу Бакр. Она рано приняла Ислам, присягнула Пророку и переселилась в Медину. Она родила Абдуррахмана и Айшу, да будет доволен ими Аллах. Умм Руман умерла при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха в Медине в шестом году хиджры.

3. Асма бинт Умайс бин Ма’бад бин аль-Харис. Умм Абдулла. Она из числа первых переселившихся. Она давно приняла Ислам, еще до входа в дом аль-Аркама. Она присягнула Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и переселилась со своим мужем Джафаром бин Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, сначала в Эфиопию, а затем в Медину. Ее муж погиб в сражении при Му’та и после этого на ней женился Абу Бакр, и она родила от него Мухаммада. От нее передавали хадисы, например, такие сподвижники как Умар, Абу Муса, Абдулла бин Аббас, Умм аль Фадль жена Аббаса. Посредством брака она была в родстве с благороднейшими людьми: Посланник Аллаха, Хамза, Аббас и другие.

4. Хабиба бинт Хариджа бин Зайд бин Абу Зухайр аль-Ансария аль-Хазраджия. Она родила Абу Бакру Умм Кульсум после его смерти.

Дети Абу Бакра

1. Абдуррахман бин Абу Бакр. Старший сын Абу Бакра. Он принял Ислам в день подписания Худайбийского договора. Он был хорошим мусульманином и сопровождал Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После принятия им Ислама в его жизни было немало славных эпизодов, о которых свидетельствовали люди.

2. Абдулла бин Абу Бакр. Ему принадлежит великая роль в переселении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Днем он оставался среди жителей Мекки и слушал их разговоры, затем ночью отправлялся к пещере, в которой находились Пророк и Абу Бакр, чтобы передать им их разговоры, а когда наступало утро, возвращался в Мекку. Он был ранен стрелой во время сражения в Тайфе и умер шахидом в Медине во время правления своего отца.

3. Мухаммад бин Абу Бакр. Его матерью была Асма бинт Умайс. Он родился в год прощального хаджа Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и был из числа курайшитский юношей. Он жил у Али бин Абу Талиба, был им назначен правителем Египта, где его и убили.

4. Асма бинт Абу Бакр. «Зата нитакайн» (обладательница двух поясов). Она была старше Айши. Посланник Аллаха назвал ее «обладательницей двух поясов» потому что, когда он и Абу Бакр собирались переселиться в Медину она подготовила для них провизию в дорогу и не могла найти чем завязать мешок с едой и тогда она порвала свой пояс на две части и связала им провизию. Она была женой аз-Зубайра бин аль ‘Аввама и переселилась в Медину будучи беременной Абдуллой бин аз-Зубайром, которого родила после переселения и он был первым ребенком в Исламе, который родился после хиджры. Она достигла ста лет, при этом сохранив разум и не потеряв зубов. От нее передано 56 хадисов. От нее передавали хадисы Абдулла бин Аббас и ее сыновья Абдулла и Урва, а также Абдулла бин Абу Муляйка и другие. Она была щедрой женщиной. Асма умерла в Мекке в 73 году хиджры.

5. Мать правоверных Айша, да будет доволен ею Аллах. Правдивейшай дочь правдивейшего. Посланник Аллаха женился на ней, когда ей было шесть лет и стал жить с ней, когда ей исполнилось девять лет. Он сыграл с ней свадьбу в месяце шавваль. Она была самой знающей из женщин. Посланник Аллаха назвал ее Умм Абдулла. Его любовь к ней стала примером для праведных семей. Аш-Ша’би рассказывает от Масрука, что когда он рассказывал от матери правоверных Айши, говорил: «Мне рассказала правдивейшая дочь правдивейшего, оправданная, любимица любимца Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». От нее передано 2210 хадисов. И аль-Бухари, и Муслим вмести приводят в своих сборниках достоверных хадисов 174 хадиса, а отдельно аль-Бухари – 54 хадиса, которых не привел у себя Муслим, а Муслим привел 69 хадисов, которые не привел у себя аль-Бухари. Айша прожила 63 года и несколько месяцев и умерла в 57 году хиджры. У нее не было детей.

6. Умм Кульсум бинт Абу Бакр. Ее матерью была Хабиба бинт Хариджа. Когда Абу Бакр был при смерти он сказал матери правоверных Айше: «Это твои два брата и две сестры». Айша спросила: «Это Асма и я знаю ее. А кто еще?» Абу Бакр ответил: «Та, которая в животе у бинт Хариджа. Я чувствую, что родится девочка». И случилось так как он сказал. Она родилась после его смерти. Умм Кульсум вышла замуж за Тальху бин Убайдулла, который был убит в «день верблюжьей битвы». Айша совершила с ней хадж, когда она была в трауре (срок идда) и вывезла ее в Мекку.

Это благословенная семья Абу Бакра, которую облагодетельствовал Аллах Исламом. Абу Бакр выделяется этим среди остальных сподвижников. Ученые говорят: мы не знаем других четверых, которые были бы связаны родственными связями один через другого и которые были бы сподвижниками Посланника Аллаха, кроме семьи Абу Бакра: Абдулла бин Зубайр, его мать Асма бинт Абу Бакр бин Абу Кухафа. Эти четверо являются сподвижниками и родственниками друг другу. А также Мухаммад бин Абдуррахман бин Абу Бакр бин Абу Кухафа.

Среди сподвижников нет тех, чьи отец, мать и дети приняли бы Ислам при жизни Пророка, и даже внуки которого видели Пророка, кроме Абу Бакра, как с мужской, так и с женской стороны. Все они уверовали в Пророка и были его сподвижниками. Таков дом Правдивейшего, а его семья – семья имана (веры) и среди них не было лицемеров. И не известно ничего подобного среди сподвижников, кроме семьи Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах.

из книги Али ас-Салляби

“Абу Бакр ас-Сиддык”


www.islamcivil.ru 

Источник

Она была одной из жён Пророка Мухаммада (с.г.в.). С её слов было передано множество достоверных хадисов, которыми мусульмане пользуются и по сей день.

За свой нрав, ум и благородные качества она была удостоена звания «уммуль-му`минин» («матери правоверных») и входила в семёрку самых великих мусульманских учёных той эпохи. Её имя – Аиша бинт Абу Бакр (р.а.).

Детство Аиши

Девочка появилась на свет в 612 году (по другой версии в 614 или 615 году) по Милади в семье ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра (р.а.) и Умм Руман. Аиша получила хорошее воспитание и религиозное образование. С детства она интересовалась исламом и постоянно задавала отцу множество вопросов.

В возрасте шести лет (по другой версии – восьми лет) она была сосватана Посланнику Аллаха (с.г.в.), а Его супругой стала в 9 лет. После чего её воспитанием занялся Милость миров Мухаммад (с.г.в.), что и объясняет достижения Аиши в образовании и в вопросах поклонения.

Этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены – Хадиджы (р.а.) и никаха с Саудой (р.а.) Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Он увидел лик Аиши. Пробудившись, Пророк (с.г.в.) осознал, что этот сон – знак от Создателя. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.

Об этом сновидении Мухаммад (с.г.в.) рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она – твоя жена». Я открыл твой лик, а там – ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его» (хадис приводит Муслим).

Мать правоверных

После смерти Хадиджы Посланник Аллаха (с.г.в.) очень долго оплакивал свою первую жену. Она была поддержкой и его опорой в начальные годы пророческой миссии, которые были самыми тяжёлыми. Хадиджа ни разу не усомнилась в истинности слов своего супруга и всегда оставалась верна ему. Пророк (с.г.в.) очень любил свою жену и ценил её преданность. Именно поэтому кончина Хадиджы стала для Посланника Аллаха (с.г.в.) настоящим ударом, от которого он не мог оправиться долгое время.

После женитьбы на Аише Мухаммад (с.г.в.) вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой. Но при этом он никогда не забывал свою первую супругу и до самой смерти помнил о ней. Аиша об этом прекрасно знала. В одном из хадисов передаются её слова: «Я ни к кому так не ревновала Посланника Аллаха, как к Хадидже, которую я не застала» (Бухари, Муслим).

Зная о том, какая крепкая любовь между главой семьи и Аишей, другие жёны отдавали свои дни любимой супруге Мухаммада (с.г.в.).

Достоинства Аиши бинт Абу Бакр (р.а.)

Будучи одной из ближайших сподвижниц Милости миров (с.г.в.), она обладала множеством достоинств. О её значимости в истории ислама говорит хотя бы тот факт, что Аллах в Своей Книге оправдал Аишу после того, как на неё возвели клевету.

В шестом году после совершения хиджры Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одну из поездок взял свою молодую супругу. Когда караван остановился на отдых, она удалилась на некоторое время. Вернувшись, Аиша поняла, что потеряла своё украшение и решила отыскать его. После чего, придя обратно, она никого не обнаружила. Аиша решила ждать в надежде на то, что за ней вернутся. Так и произошло.

Но в стане окружения нашлись люди, которые решили воспользоваться моментом и оклеветать её. По всей Медине начали ходить сплетни о том, что Аиша якобы уединялась от каравана не одна и совершила грех прелюбодеяния. Эти слухи негативно сказались на её отношениях с отцом – Абу Бакром ас-Сиддыком (р.а.) и даже с мужем.

Посланник Аллаха (с.г.в.) в такой непростой ситуации сказал жене, что если она совершила грех, то ей стоит покаяться, а если же её оклеветали, то непременно Всевышний ниспошлёт оправдание. Аиша искренне верила и просила у Господа миров, чтобы Он оправдал её перед Пророком (с.г.в.), но она и подумать не могла, что Всевышний ниспошлёт целый аят:

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих…» (24:11)

Она была оправдана, и, тем самым, лишний раз была доказана её воспитанность и благой нрав.

На её достоинство указывает ещё и то обстоятельство, что она была самой любимой женщиной для Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однажды его спросили, кого Он любит больше всех. На что последовал ответ: «Из женщин я больше всех люблю Аишу, а из мужчин – её отца» (хадис приводит Бухари).

Кроме того, многие откровения, которые ниспосылались Мухаммаду (с.г.в.) и днём и ночью, доходили до него в доме Аиши. Есть его высказывание на этот счёт: «Воистину, никогда не посылались мне откровения, когда я бывал дома у какой-либо из жён, за исключением Аиши» (Бухари, Муслим).

О превосходстве Аиши над соплеменницами говорит также следующее изречение Пророка ислама (с.г.в.): «Аиша имеет превосходство над другими женщинами, как сарид превосходит другие блюда» (Бухари, Муслим).

ПримечаниеIslam.Global:Сарид – блюдо, основными ингредиентами которого выступают мясо и хлеб. Любимое кушанье Посланника Аллаха (с.г.в.). Считается, что автором этогокулинарного изыска был Хашим – прадед Мухаммада (с.г.в.) и основатель рода хашимитов.

О достоинстве героини этой статьи говорит и то, что Пророк в последние дни своей жизни находился именно у неё. Мать правоверных, вспоминая день кончины своего супруга, рассказывала: «В мой день Всевышний забрал его к Себе, когда голова Пророка лежала у меня на груди» (Бухари). Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) похоронили на том месте, где Он перешёл в мир иной, а именно в доме у Аиши.

Вклад матери правоверных в развитие ислама

Аиша бинт Абу Бакр сыграла неоценимую роль в становлении и укреплении мусульманской уммы. Во-первых, она входит в число сподвижников, передавших наибольшее число хадисов. Это объясняется тем, что Пророк (с.г.в.) проводил много времени с ней, и поэтому она была свидетелем многих его изречений и жизненных ситуаций. Также она была хафсой Корана, т.е. знала его текст наизусть.

Кроме того, в ситуациях, когда некоторым сподвижникам были непонятны отдельные хадисы, они обращались за их разъяснением к Аише. Она вносила правки в толкование таких риваятов, если замечала какие-либо неточности.

В эпоху праведного халифата она оказывала помощь правителям молодого мусульманского государства и принимала участие в принятии важных решений.

Наконец, Аиша стала ярчайшим примером искренне любящей и поддерживающей своего супруга жены. Многие мусульманки сегодня хотят быть похожими на неё, никогда не расстававшуюся с мужем и всячески старавшуюся ему угодить.

Смерть Аиши

Своего супруга Пророка Мухаммада (с.г.в.) она пережила на 46 лет. Аиша участвовала во внутренних делах уммы и оказывала поддержку праведным халифам и другим сахабам, давая наставления всем, кто в них нуждался. В возрасте 66 лет Аиша перешла в мир иной. После себя она оставила огромное духовное наследие, которым мусульмане пользуются и по сей день.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с куньей Абу Бакр , именем Абдуллах и нисбой Кураши.

Ас-Сидди́к Абу́ Бакр Абдулла́х ибн ’Усма́н аль-Курайши, известный как Абу́ Бакр ас-Сидди́к (араб. أبو بكر الصديق‎; 572, Мекка, Аравия — 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) — первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада. Друг Мухаммеда, защищавший его во время хиджры в Медину и воевавший вместе с ним. После его смерти был избран халифом. Проводил политику расширения границ Халифата и исламского мира. Воевал с арабами, пытавшимися вернуться к язычеству, а также с Византией и Сасанидской империей. Покинул мир после двух лет правления.

Жизнь в Мекке[править | править код]

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Принятие ислама

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада. Он был четвёртым из всех принявших ислам и первым из свободных мужчин, сделавшим это. До него ислам приняла жена пророка Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид, несовершеннолетний мальчик Али ибн Абу Талиб и раб Зейд ибн Хариса. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» — и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Хиджра

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки[1]. Поздние историки — особенно шиитского толка — отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине[править | править код]

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было[2].

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции — если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху — так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным — Аллах воздаст».

Халифат[править | править код]

Исламские завоевания при праведных халифах. I — территория, контролируемая исламской политией на момент смерти Мухаммада; II — завоевания при Абу Бакре; III — завоевания при Умаре; IV — завоевания при Усмане

Избрание халифом[править | править код]

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего[3]. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего — так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы — для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос — будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу. По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий[1]. Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада — но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии — как это сделали шииты в отношении Али и Хасана — однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул — «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях), в упрощённом виде халиф.

Карта мест сражений с вероотступниками

Войны с вероотступниками[править | править код]

После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращённые в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу[1]. Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племён и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев, а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину[4].

После своего возвращения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид, Икрима ибн Абу Джахль, Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас, Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами[4].

Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха. Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу[4].

Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима. Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешёл в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошёл в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит[4].

Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев[4].

В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом[4].

В Бахрейне было два влиятельных племени — племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их[4].

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена[1].

Война с Византийской империей и государством Сасанидов[править | править код]

Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака[1] не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскому (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения — садака — на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300—400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился — главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье. Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху — оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]»[2].

Смерть[править | править код]

Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба, и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года — дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчёркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, всё личное имущество и денежные средства были переданы
государству в качестве пожертвования[4]. Абу Бакра похоронили в комнате Аиши возле пророка Мухаммада.

Характер[править | править код]

Абу Бакр был мягким человеком, лишённым властолюбия. Согласно классической арабской историографии вообще и воспоминаниям Аиши в частности, он вёл необычайно скромный образ жизни; источником его существования были лишь земельный участок возле Медины и скудное жалованье.

Абу Бакр всячески подчёркивал, что является исполнителем заветов пророка Мухаммада и не вносит ничего нового[1].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Али-заде А. А. Абу Бакр ас-Сиддик (11/632 – 13/634) // Хроники мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. — Умма, 2004. — 445 с. — ISBN 5-94824-111-4.
  • Абу Бекр / Орлов В. В. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 46. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  • Большаков О. Г. Абу Бакр ас-Сиддик // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, , . — С. 8-9. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Большаков О. Г. История Халифата. — М.: Восточная литература, 1993. — Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633—656). — 294 с. — ISBN 5-02-017376-2.
  • Абу-Бекр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки[править | править код]

  • Абу Бакр — первый праведный халиф. Радио ЭХО Москвы. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.
  • Шамиль Аляутдинов. Абу Бакр. Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 18 мая 2013 года.

Источник