Бронштейн иркутск бывшая жена дети

Бронштейн иркутск бывшая жена дети thumbnail

Журнал “Ирк.Собака.ru” проводит премию для тех, кто делает Иркутск лучше. ТОП 25 – это способ сказать спасибо всем тем, кто вносит большой вклад в развитие города в разных сферах. В этом году журнал чествует людей в номинациях: “Бизнес”, “Мода”, “Искусство”, “Наука и жизнь”, “Урбанистика”.

“Глагол” поддержал начинание журнала и публикует двадцать пять интервью с номинантами премии. 

Семейная пара Ольга и Виктор Бронштейн создает в городе знаковые культурные проекты. Литератор, бизнесмен и меценат выступил спонсором установки скульптуры Даши Намдакова «Хранитель Байкала» на Ольхоне, а его супруга в пространстве галереи строит мост между европейским и восточным искусством. Журналист Александра Поблинкова встретилась с героями рубрики. 

– Виктор Владимирович, у вас вышли уже три автобиографические книги — о бизнесе и творчестве. Расскажите о новой?
– Все три книги разные, но это и части целого. Так получилось, что все началось с набросков, а появилось три романа. Третья в серии книга вышла относительно недавно – «Переплет: от валютных мытарств до байкальского чуда Даши Намдакова». В ней речь идет о перипетиях на рынке ценных бумаг, о криптовалютах, о сложных взаимоотношениях с властью в погонах, об обысках и проверках. Но жизнь не состоит только из дел – есть и светлая, творческая сторона. Она связана с художественной галереей, с островом Ольхон, с культурой шаманизма и байкальским чудом Даши Намдакова. В книге очень много правды и откровенности, которая далеко не всем нравится.

– В бизнесе вы уже около тридцати лет – выработался иммунитет к неожиданностям?
– Бывает, что реагирую эмоционально. Никогда нельзя быть абсолютно спокойным в нашей стране. Бизнес вообще у нас довольно беззащитный. Раньше бандитов боялись, а теперь официальных служб. На нервы это, бывает, действует.

– Некогда вы стояли во главе одного из иркутских союзов писателей, почему оставили эту работу?
– В нашем городе люди редко говорят добрые слова в адрес кого-то, между творческими и интеллигентными деятелями довольно непростые отношения. До сих пор писателям обоих наших союзов я выписываю «Современник» и другие журналы. Думаю, этого достаточно. Недавно у меня бюст Пушкина освободился, который стоял возле супермаркета «Багира» на автовокзале. Я его предложил поставить возле Союза писателей, а они нос воротят. Теперь он у меня в кабинете стоит. Я к нему уже привык и никому уже теперь не отдам.

– Ольга, сложно ли заниматься галеристикой в Иркутске?

– Когда появляется общее понимание, каким должен быть проект, тогда задачи уже детально распределяются внутри команды. Иногда работаем над проектом несколько месяцев, буквально рождая выставки в муках, а иногда все складывается за пару недель, бывало и такое. В случае с галереей
есть определенная сложность – отсутствие в городе мероприятий подобного формата, которые могли бы стать примером. Плюс-минус похожие есть, но, по факту, они о другом, для других и так далее. Поэтому приходится собирать опыт по кусочкам, иногда, увы, изобретая велосипед.

– Какие эмоции накатывают, когда проект заканчивается?

– Часто ловлю себя на мысли, что «именно с ним» будет сложно расставаться. Экспозиция и пространство за какое-то время становятся единым целым, так что кажется, будто следующая выставка не «сядет» так же идеально, как предыдущая. Я действительно счастлива от того, что каждый раз ошибаюсь, и все складывается лучше прежнего.

– Вы конкурируете с классическими музеями?

– Вряд ли. Скорее, есть отдельные идеи или события, которые в каком-то смысле могут. Мы прекрасно понимаем, что большая часть классических музейных проектов никогда не впишется в формат современного выставочного пространства, и наоборот.

– Как отбираются проекты в галерею?

– Безусловно, есть некая генеральная линия, если хотите, стратегия галереи – это сибирские авторы и связанные с их творчеством проекты. Периодически стараемся делать что-то, выходящее за рамки. Четких требований для отбора проектов нет, и вряд ли они когда-то появятся. Есть собственный опыт, интуиция, определенные цели и задачи на конкретный период.

– Что помогает тебе в жизни и работе?

– У меня есть целый список! И первые два места в нем делят ежедневные утренние тренировки и, как у истинного интроверта, возможность побыть наедине с собой хотя бы один или два часа в день.

Фото из архива семьи Бронштейн

Все предыдущие интервью проекта читайте здесь. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

04.10.2019

Новости партнеров

Источник

Галерея Бронштейна: сделана с душой

— В июле прошлого года после масштабной реконструкции открылась ваша галерея современного искусства. За короткое время она стала популярным местом среди иркутян и гостей города. Вы довольны её перерождением?

— Перерождением доволен, результатом — нет. У меня сыну 18 лет, и я хорошо знаю молодежь. Да, много иркутян уже посетили галерею, но эта цифра — несколько процентов от всех жителей Иркутска. Через один пивной бар молодежи проходит больше, чем через нашу галерею, а их в городе сотни. Поэтому я доволен буду, когда соотношение изменится на обратное.

Выставка «Душа Азии»

— В сложный с финансовой точки зрения год вы взялись за реконструкцию галереи, не было сомнений, стоит ли сейчас за это браться или лучше отложить на несколько лет, когда ситуация станет благоприятной?

— Станет или нет ситуация благоприятной через несколько лет — большой вопрос. Пока тенденции к этому нет. Больших сомнений у меня не было, это продуманное вложение. Какая ценность в деньгах, если они не приносят удовольствия? Деньги ради денег — это самая заразная массовая болезнь среди предпринимателей, особенно олигархов.

К такой галерее я двигался 17 лет. У меня огромная коллекция скульптур и картин — более тысячи полотен, много работ иркутских художников. В мире широко известны Александр Вампилов, Валентин Распутин, но есть и иркутские художники высочайшего уровня, просто их пока у нас плохо знают. В отличие от Китая, который активно вывозит не только лес, но и наши картины. Они даже издали на китайском языке каталог иркутских художников. Наши же земляки оттуда часто привозят дешевые подделки, не затрагивающие душу и подсознание.

Что же касается скульптур Даши и директора галереи, то здесь, пожалуй, Господь помог. В иркутском художественном музее лет шесть назад я познакомился с девушкой, которая стала моей женой. Брак мы зарегистрировали год назад там же, где познакомились. У нас еще галерея не работала, иначе бы в ней провели регистрацию.

Ольга и Виктор. Фото www.vbgallery.ru

У Ольги (жена Виктора Бронштейна — прим. ИА «Иркутск онлайн») душа искусствоведа, она моментально стала разбираться в живописи и скульптуре. Мне иногда нужно, чтобы картина повисела дома или на работе несколько дней, а она видит подлинное искусство с первого взгляда.

Идея создать художественную галерею принадлежала мне. Я выделил площади, а пространство, концепция созревали в головах у жены Ольги и талантливого дизайнера — Ольги Павловой. Еще не была сделана галерея, а проект уже завоевал серьезные медали на всероссийском конкурсе. Проект изумительный получился. По мнению специалистов и Даши Намдакова, за пределами Москвы и Питера более достойной галереи нет.

На открытии фотовыставки «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов Фотовыставка «Москва 1957». Автор фото — Евгений Кравцов

— Прислушиваетесь к советам жены в вопросах, которые касаются галереи и её развития?
— Да, конечно. Ольга всем сердцем болеет за выставки. В ней искусствовед и хозяйка галереи раскрылись весьма быстро, и это здорово. Мы, производственники, можем немного и упростить что-то, а этого в вопросах искусства делать никак нельзя. Ольга от нас как бы стережет наше же детище.

— Как вам удается находить баланс между материальным и духовным, бизнесом и творчеством?
— Если бы я занимался только бизнесом, то, может быть, у меня была бы не тысяча рабочих мест, а пять тысяч, но мне это не интересно. Не интересно заниматься одним и тем же. По образованию я инженер-машиностроитель, диссертацию защищал по социологии, а бизнесом управляю благодаря интуиции. Мне часто задают вопрос: «Как вы находите прибыльные темы?». Прибыль, как впрочем и убытки, есть во всем, чем бы мы ни занимались, так же как во всем есть поэзия. Вопрос в том, чтобы глубоко пахать и находить нужное слово, а в бизнесе — прибыль.

Дружба со скульптором

— Для многих иркутян ваша галерея стала местом встречи с работами всемирно известного скульптора Даши Намдакова. Как вам удается так часто приглашать мастера в Иркутск?

— Даши уже не один раз появлялся в галерее как будто бы по божественному, а кто-то говорит, что по шаманскому промыслу. Хотя где грань? Всегда это происходило неожиданно, но в самый нужный момент. Первый раз он появился, когда мы формировали пространство, вовсю шел ремонт. Тогда он был у меня дома, видел все работы, проникся серьезностью наших намерений и дал хорошие советы.

Мы были первыми гостями в его мастерской в 50 километрах от Лондона. Пока скульптуры отливались в Италии и шли в Иркутск, прошло полгода, но в момент их прихода Даши опять случайно появился у нас в гостях, проездом со своего родового села Укурик, где под домом закопан дающий ему силы материнский послед. Мы вместе провели предоткрытие выставки его скульптур и картин бурятских авторов под названием «Душа Азии».

Следующая встреча с Даши произошла, когда в Иркутск прибыли куклы, которые делает авторский коллектив, его семья. И опять он, как джинн из бутылки, появился вовремя. На этот раз проездом из Монголии, где получил государственную премию. Даши и несколько его сестер принимали участие в предоткрытии выставки «Ульгер».

Даши Намдаков и Виктор Бронштейн в галерее Бронштейна на выставке «Душа Азии» Даши на выставке «Душа Азии»

Вы познакомились с Даши Намдаковым год назад в Лондоне, а раньше что-нибудь слышали о скульпторе и его работах?
— Мы с ним должны были познакомиться 17 лет назад, когда он был еще начинающим скульптором и готовился к первой выставке, но тогда встретиться не получилось. Но я в то время увлекался деревянными скульптурами Льва Серикова, и несколько раз проезжал мимо мастерской Даши, хотя меня и приглашали зайти. Но, может быть, это и на пользу. Накопился как перед грозой мощный заряд, и взорвалась молния.

В 2014 году в центре Лондона мы с Ольгой и дочерью Полиной почти случайно увидели скульптуры нашего замечательного мастера, были потрясены, закипела бурная деятельность и дружба. Я не знал, не ведал, что у него появились такие новые для иркутян работы не только местного, а мирового значения.

Стало ясно, что нашей галереи без скульптур Даши просто быть не может. Я мгновенно понял, что галерея, наверное, именно для этого в первую очередь и делается. Картины картинами, а искусство мирового уровня должно быть у нас обязательно представлено.

— После этой встречи у вас завязалось не только сотрудничество, но и крепкая дружба?
— Да, действительно. Более того, когда у меня издавались книги («Между душой и бизнесом» и «Лабиринты судьбы» — прим. ИА «Иркутск онлайн»), я понял, что нужно написать главу о Даши, и затормозил печать. И надо же такому случиться, что в этот же день он мне позвонил и пригласил в Укурик на родовой молебен, причем единственного не из близких родственников. Видимо, он почувствовал в чем-то родственность душ. И действительно, у нас практически совпали вкусы в поэзии и взгляды на политику и устройство мира. А это очень важный критерий. Кроме того, у меня дедушка и бабушка прекрасно знали бурятский язык, проживая в Баргузине, и дружили с его земляками. После молебна мы с ним колесили по Бурятии.

Между бизнесом и личным

— В прошлом году вышли в свет две ваших новых книги — «Маятник бизнеса» и «Лабиринты судьбы» — о чем рассказываете читателям?
— В книге о бизнесе показан процесс зарабатывания денег со всеми капканами, ловушками, обманами с подлостью, но и с помощью окружающих. Кто-то уже говорит, что по некоторым фильмам совершаются преступления, а мою книгу можно рассматривать как самоучитель по даче взяток, по уходу от налогов, по выводу имущества и т. д. Но уж это кто что видит. Там реальная жизнь в бизнесе без прикрас, которой нет в учебниках, да и в других книгах. В бизнесе я невольно очень часто провоцирую других на обман, потому что много делегирую и доверяю, поскольку сам занят еще и творчеством. Кроме того, часто берусь за новые дела даже и за границей. В детстве я, не умея играть, сел за шахматы, глядел как ходит противник, и игра получилась. Также порой и с новыми делами.

— В последнее время выходит много книг о бизнесе, о том, как стать успешным предпринимателем, но на 90% они пустые. Выходит, что бизнесменам невыгодно раскрывать свои секреты?
— В подобных книгах часто нет искренности. Многие авторы просто не замечают за деревьями леса. Упускают интереснейшие детали. Я считаю, что писать нужно либо честно и до дна, либо не браться за это дело вовсе.

В книгах я рассказываю не только о том, как заработать деньги, но и как их сохранить. Откровенно пишу в этом плане и про Англию, и про Испанию. Хотя об этом обычно не пишут и не говорят, а почему бы и нет? Ведь россиянам разрешается иметь там недвижимость и счета.

— Во второй книге «Лабиринты судьбы» вы пишете о своей личной жизни. Какие темы затрагиваете в ней?
— Рассматриваю проблемы воспитания детей, электронной пагубы, проблемы нескольких семей в типичной модели жизни большинства бизнесменов, переживающих вторую, а иногда и третью молодость. Очень важным, а часто и опасным, благодаря бывшим женам, является вопрос наследства, как оно отразится на детях? Не испортит ли им жизнь?

— Виктор Владимирович, каким вам запомнился 2015 год?
— 2015 год был для меня результативным и счастливым. Желаю всем вашим читателям и коллективу редакции огромных успехов и процветания в новом году!

Беседовала Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Источник

Îäíîìó èç ó÷àñòíèêîâ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû, ìíîãîëåòíåìó äèðåêòîðó Èðêóòñêîãî ìÿñîêîìáèíàòà â ïîðó åãî ðàñöâåòà, Âëàäèìèðó ßêîâëåâè÷ó Áðîíøòåéíó 1 ìàÿ èñïîëíèëîñü 95 ëåò.

Ñàìûå áëèçêèå ðîäñòâåííèêè èç Èðêóòñêà è Àíãàðñêà è êîëëåêòèâ ðåäàêöèè îò âñåé äóøè ïîçäðàâëÿþò äîðîãîãî âåòåðàíà è æåëàþò åìó åùå ìíîãî ëåò òàêîé æå, êàê ñåãîäíÿ, ÿñíîñòè óìà è åæåäíåâíûõ ïðîãóëîê ïî ëþáèìîìó èì áåðåãó êðàñàâèöû Àíãàðû!

— Âëàäèìèð ßêîâëåâè÷, ìîæíî, êàê ãîâîðèòñÿ, áåç ðàçìèíêè, âçÿâ áûêà çà ðîãà, ñïðîñèòü Âàñ, ÷òî Âû ñ÷èòàåòå ãëàâíûì èç Âàøèõ ìíîãî÷èñëåííûõ äîáðûõ äåë íà êîìáèíàòå?

1.jpg

— Íà êîìáèíàòå ÿ ïðîðàáîòàë îêîëî ïÿòèäåñÿòè ëåò, èç íèõ îäèííàäöàòü çàìåñòèòåëåì è 25 ëåò äèðåêòîðîì ìÿñîêîìáèíàòà. Áåç ëîæíîé ñêðîìíîñòè ñêàæó, ÷òî â 1996 ãîäó îñòàâèë åãî íà ñàìîì ãðåáíå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè è êóëüòóðû ïðîèçâîäñòâà. Íàì óäàëîñü óäà÷íî âïèñàòüñÿ â ðûíî÷íûå îòíîøåíèÿ. ß ñ êîìàíäîé åäèíîìûøëåííèêîâ óñïåë äàæå îñóùåñòâèòü ïåðâûé è, ê ñîæàëåíèþ, åäèíñòâåííûé â ìîåé æèçíè âûåçä çà ãðàíèöó ïî ïðåäïðèÿòèÿì Ãåðìàíèè è Ãîëëàíäèè ñ òåì, ÷òîáû ïîçíàêîìèòüñÿ ñ íîâèíêàìè îáîðóäîâàíèÿ è êîå-÷òî çàêóïèòü äëÿ ðîäíîãî êîìáèíàòà. ×èñëåííîñòü ðàáîòàþùèõ â òó ïîðó áûëà â ðàéîíå äâóõ òûñÿ÷ ÷åëîâåê. Êàæäûå ãîä-äâà ìû ñòðîèëè è ñäàâàëè ïî îäíîìó æèëîìó äîìó.  îáùåé ñëîæíîñòè ðàáîòíèêàì êîìáèíàòà óäàëîñü âûäåëèòü áîëåå 600 êâàðòèð â ïîñòðîåííîì íàìè ïîñåëêå Æèëêèíî. Ñåé÷àñ ýòî êàæåòñÿ ôàíòàñòèêîé, íî ó ìåíÿ êàæäûé êàäðîâûé ñîòðóäíèê, îòðàáîòàâøèé ÷åòûðå-ïÿòü ëåò, áåñïëàòíî ïîëó÷àë îò ïðåäïðèÿòèÿ îòäåëàííóþ ïîä êëþ÷ êâàðòèðó. Áîëüøå íàñ ñòðîèë â ãîðîäå, ïîæàëóé, òîëüêî îãðîìíûé àâèàçàâîä.

Ðàáîòà íà êîìáèíàòå ÷ðåçâû÷àéíî òÿæåëàÿ, ïîýòîìó ÿ âñå äåëàë äëÿ îáåñïå÷åíèÿ íå òîëüêî æèëüåì, íî è ñûòíûì, ïî÷òè áåñïëàòíûì ïèòàíèåì. Âñåì ðàáîòíèêàì ïðåäïðèÿòèÿ âûäàâàëèñü òàëîíû íà ïèòàíèå ïî ëüãîòíûì öåíàì. Íàøè âûñîêîêà÷åñòâåííûå îáåäû áûëè äåøåâëå, ÷åì â äðóãèõ ìåñòàõ, ðàç â ïÿòü. Íå áûëî ó íàñ è òàê íàçûâàåìûõ ðûáíûõ äíåé. Õîòÿ â ïðî÷èõ ñòîëîâûõ ãîðîäà îíè áûëè ãîäàìè ïî âòîðíèêàì, à ïîçæå åùå è ïî ÷åòâåðãàì. Ìÿñíûå áëþäà â ýòè äíè çàìåíÿëèñü, êîíå÷íî æå, íå ñâåðõäåôèöèòíûì â òî âðåìÿ îìóëåì, ñèãîì èëè õàðèóñîì, à íåêà÷åñòâåííûì, çàëåæàëûì õåêîì  è ìèíòàåì, çàâîçèìûì èç äàëüíåé äàëè èëè èç ñêëàäîâ ñ ãîñðåçåðâàìè.

Êðîìå òîãî, íåñêîëüêî ðàç â ìåñÿö è îáÿçàòåëüíî ê êàæäîìó ïðàçäíèêó âñå ðàáîòíèêè ïðåäïðèÿòèÿ ïîëó÷àëè áåñïëàòíî ïàéêè ñ ôàðøåì, êîëáàñîé, ñîñèñêàìè è ò. ä. Íàïîìíþ, ÷òî áûëî ýòî â íå î÷åíü ñûòíîå, åñëè íå ñêàçàòü ãîëîäíîå, âðåìÿ ñêóäíûõ òàëîíîâ íà âñþ ìÿñíóþ ïðîäóêöèþ è íà ìàñëî.

 îáùåì, îñíîâíóþ ñâîþ çàäà÷ó ÿ âèäåë â òîì, ÷òîáû «âîéñêî êîìáèíàòà áûëî ñûòî è æèëî â óþòå». Òîãäà ìîæíî òðåáîâàòü è óäàðíóþ ðàáîòó, è äèñöèïëèíó. Íî òðåáîâàë ÿ ïî÷òè âñåãäà ïî-õîðîøåìó, õîòÿ ðàáîòàëè è òîâàðèùåñêèå ñóäû. À èíîãäà ïîïàâøèõñÿ íà âîðîâñòâå ñóäèë… íàðîäíûé ñóä, ïðè÷åì ïðèëþäíî, ïðÿìî â àêòîâîì çàëå êîìáèíàòà. Ïî÷òè âñåõ ðàáîòíèêîâ ÿ çíàë ïî èìåíè-îò÷åñòâó, êàæäûé äåíü äåëàë îáõîä áîëüøèíñòâà öåõîâ.

— À êàê Âàì óäàâàëîñü ïðè ñòðîæàéøåì ïëàíèðîâàíèè êîðìèòü êîëëåêòèâ äà åùå è æèëüå ñòðîèòü?

— Áîãà÷å äðóãèõ àíàëîãè÷íûõ ïðåäïðèÿòèé ìû áûëè ïî îäíîé ïðîñòîé ïðè÷èíå: ó íàñ íå âîðîâàëè, ýêîíîìèëè, à åùå è ïî-÷åëîâå÷åñêè îòíîñèëèñü, ïðè÷åì íå òîëüêî ê ïîä÷èíåííûì, íî è  ê ñêîòó, êîòîðûé æäàë ñâîåé ïå÷àëüíîé ó÷àñòè. Õîðîøî åãî êîðìèëè è íå íåðâèðîâàëè îùóùåíèåì íàäâèãàþùåéñÿ áåäû.

 íîðìàòèâàõ íà ïðîèçâîäñòâî êîëáàñ, åäèíûõ äëÿ âñåõ ïðåäïðèÿòèé, ÷åãî óæ ãðåõà òàèòü, áûëà çàëîæåíà ïîãðåøíîñòü… íà âîðîâñòâî. Ó íàñ æå íà ïðåäïðèÿòèè, âî-ïåðâûõ, âñå çíàëè, çà ñ÷åò ÷åãî áëàãà, è, âî-âòîðûõ, áûë ìîùíûé ìàòåðèàëüíûé ñòèìóë. Ïðàâäàìè è íåïðàâäàìè ìíå ñ ãëàâíûì áóõãàëòåðîì óäàëîñü ñôîðìèðîâàòü íåìàëûé ôîíä ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ñîðåâíîâàíèÿ. Ãëàâíûì óñëîâèåì ïîëó÷åíèÿ ýòèõ äåíåã (îêîëî 15 ïðîöåíòîâ îò çàðïëàòû) áûëî îòñóòñòâèå â öåõå âîðîâñòâà. Óêðàë îäèí — íàêàçàëè âñåõ. À îáèæàòü öåëûé êîëëåêòèâ, äà åùå æåíñêèé — íå ïîñîâåòîâàë áû íèêîìó.  ðåçóëüòàòå ìû ñòàëè áàçîâûì ïðåäïðèÿòèåì âî âñåé îòðàñëè Ñîâåòñêîãî Ñîþçà ïî îáó÷åíèþ ñîõðàííîñòè ñîöèàëèñòè÷åñêîé ñîáñòâåííîñòè.

Ñòðîèëè ìû òàê æå, âîïðåêè ïðàâèëàì, îñíîâàòåëüíî ðèñêóÿ. Íà ôèíàíñèðîâàíèå ñòðîèòåëüñòâà èñïîëüçîâàëè ïðåäíàçíà÷åííûé òîëüêî äëÿ ðåêîíñòðóêöèè ôîíä êàïèòàëüíîãî ðåìîíòà.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå íàäî áûëî áû ñòîÿòü ñ ïðîòÿíóòîé ðóêîé è æäàòü ïëàíîâîé, íî î÷åíü ðåäêîé ïîäà÷êè îò ìèíèñòåðñòâà.

— Íî ïðîâåðÿþùèå ìîãëè âûÿâèòü íåöåëåâîå èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ?

— Âûÿâëÿëè è äàæå ïåðåäàâàëè äåëî â ïðîêóðàòóðó. Ðèñêîâàë, íî âî èìÿ äåëà. Ïðè÷åì ðèñêîâàë íå ÿ îäèí, âìåñòå ñî ìíîé è ãëàâíûå áóõãàëòåðû. Íà ãëàâíûõ áóõãàëòåðîâ äà è âîîáùå íà ïîìîùíèêîâ ìíå î÷åíü âåçëî.  íàñëåäñòâî îò ïðåäøåñòâóþùåãî äèðåêòîðà ìíå äîñòàëñÿ óíèêàëüíûé ãëàâíûé áóõãàëòåð Èâàí Êîíñòàíòèíîâè÷ Áóõîâöåâ. Åùå ïðè ñâåðõîïûòíîì äèðåêòîðå êîìáèíàòà Ëåîíèäå Àáðàìîâè÷å Ýéçëåðå îí áûë íàãðàæäåí îðäåíîì Ëåíèíà. Âðÿä ëè ïîäîáíóþ íàãðàäó èìåë êòî-ëèáî èç åãî êîëëåã íå òîëüêî â Èðêóòñêîé îáëàñòè, íî è â Ðîññèè.

Åìó ïîä ñòàòü áûëà è ïîñëåäíèé ãëàâíûé áóõãàëòåð Ñâåòëàíà Âëàäèìèðîâíà Ìàêóøåâà. Òîæå ñìåëàÿ è áîëüøàÿ óìíèöà. Çà èñïîëüçîâàíèå äåíåã íå ïî íàçíà÷åíèþ áûëà äàæå ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñòàòüÿ â ÓÊ. Íî ïî íîìåíêëàòóðíûì ðàáîòíèêàì, à äèðåêòîðà îòíîñèëèñü ê ýòîé êàòåãîðèè, äàâàòü õîä äåëó èëè íåò, ðåøàë âñåìîãóùèé îáêîì ÊÏÑÑ, à òàì íåðåäêî ðàáîòàëè óìíûå ëþäè, ãîñóäàðñòâåííûå, è ê äåëó îíè ïîäõîäèëè, êàê ïðàâèëî, ñ ãîëîâîé! Ýòî ñåé÷àñ ïðèíÿòî ÷åðíèòü è êîììóíèñòîâ, è âåëèêóþ ýïîõó, è âñåõ âîæäåé. À òîãäà îíè àíàëèçèðîâàëè ïîêàçàòåëè ïðåäïðèÿòèÿ, èçó÷àëè, êàê æèâåò «çëîñòíûé íàðóøèòåëü».

À æèë ÿ ñêðîìíî. Êâàðòèðà íå áîëüøå äâóõêîìíàòíîé, ìàøèíû ëè÷íîé íèêîãäà íå áûëî, äà÷à íåáîëüøàÿ è äàæå íà ðàáîòó äî ïîñëåäíåãî äíÿ ÿ åçäèë íà îòå÷åñòâåííîì «Ìîñêâè÷å». Òàê ÷òî â ðåçóëüòàòå âìåñòî áîëüøèõ íåïðèÿòíîñòåé è óãîëîâíîãî äåëà çà ãîäû äèðåêòîðñòâà ÿ ïîëó÷èë äâà îðäåíà: «Çíàê Ïî÷åòà» è Òðóäîâîãî Êðàñíîãî Çíàìåíè. Ïðèñâîåíî ìíå è âûñîêîå çâàíèå «Çàñëóæåííûé ðàáîòíèê ìÿñíîé è ìîëî÷íîé ïðîìûøëåííîñòè», à ïðåäïðèÿòèå áûëî íàãðàæäåíî âûñîêèì çâàíèåì «Ïåðåäîâîå ïðåäïðèÿòèå Ñîþçíîãî ìèíèñòåðñòâà».  òó ïîðó æèçíü äèðåêòîðà ïðîòåêàëà â ìåíüøåé ìåðå, ÷åì ñåãîäíÿ ó áèçíåñìåíîâ è ÷èíîâíèêîâ, «ìåæäó îðäåíîì è òþðüìîé». Ãîâîðÿ î ñåãîäíÿøíèõ äíÿõ, ìîé ñûí âûíåñ ýòó èñòèíó â çàãîëîâîê ñâîåé êíèãè ñîâåðøåííî îïðàâäàííî.

Íî, âîçâðàùàÿñü ê íàãðàäàì, îñîáåííî îòðàäíî âñïîìèíàòü, ÷òî äâå ðàáîòíèöû ïðåäïðèÿòèÿ — Åëåíà Èâàíîâíà Ãîâîðèíà è Òàìàðà Äìèòðèåâíà Êàçàêîâà — ïîëó÷èëè âûñî÷àéøèå íàãðàäû, ñòàâ Ãåðîÿìè Ñîöèàëèñòè÷åñêîãî Òðóäà, à äî ýòîãî, êàê ïîëîæåíî, êàâàëåðàìè òðåõ îðäåíîâ Òðóäîâîé Ñëàâû. Êòî ïðîáèâàë íàãðàäû, çíàåò, êàê íåïðîñòî äîêàçàòü ó íàñ ñëàâó è ãåðîéñòâî. Èíîãäà äîì âûñòðîèòü ëåã÷å. Íî äåëî òîãî ñòîèëî. Ïðèìåð íàøèõ ñòàõàíîâîê áûë ìîùíûì ñòèìóëîì äëÿ âñåãî êîëëåêòèâà ïðåäïðèÿòèÿ.

Êñòàòè, òåïåðü óæå íåìîëîäûõ Ãåðîåâ Òðóäà íå çàáûâàåò è íûíåøíÿÿ âëàñòü, âûïëà÷èâàÿ èì î÷åíü çàìåòíûå íàäáàâêè ê ïåíñèè.

— À åñòü ëè ó Âàñ îùóùåíèå, ÷òî âû ÷òî-òî íå óñïåëè â æèçíè?

— Ê ñîæàëåíèþ, åñòü. Ñòàðîñòü ïîäêðàëàñü íåçàìåòíî, íå óñïåë îãëÿíóòüñÿ, à ãîäû íàïðÿæåííåéøåãî äèðåêòîðñòâà ïðîëåòåëè, êàê íåñêîëüêî äíåé. Ñ êîìáèíàòîì ÿ ïðîùàëñÿ, êàê ñ ðîäíûì ÷åëîâåêîì, äà, ñîáñòâåííî, è ñ êàæäûì ðàáîòíèêîì òàê æå  ïîïðîùàëñÿ. Ñàìîé, íàâåðíîå, äîðîãîé íàãðàäîé äëÿ ìåíÿ, äîðîæå ëþáûõ áðèëëèàíòîâ, êîòîðûõ, ê ñëîâó ñêàçàòü, íèêîãäà íå áûëî íè ó æåíû, íè ó äî÷åðè, áûëè ñëåçêè íà ãëàçàõ áîëüøèíñòâà æåíùèí. Äà è ó ìíîãèõ ìóæ÷èí ýòè áðèëëèàíòû ñòûäëèâî ïîáëåñêèâàëè. Íå ðàç â âûõîäíûå äíè ÿ îáîøåë è ñòàâøèå ðîäíûìè çà 50 ëåò öåõà, ïðèêàñàÿñü ê ïîìíÿùèì âñå íàøè áîåâûå áóäíè ñòåíàì. Òîãäà ÿ ïî-íàñòîÿùåìó âñåé äóøîé ïîíÿë ãåðîèíü èç «Ïðîùàíèÿ ñ Ìàò¸ðîé» ëþáèìîãî ìíîé Âàëåíòèíà Ðàñïóòèíà. Êàê òðîãàòåëüíî îíè îòìûâàëè è áåëèëè îñòàâëÿåìûå íàâñåãäà èçáû. Íî, â îòëè÷èå îò æèòåëåé Ìàò¸ðû, óòåøàëî ìåíÿ òî, ÷òî ìîãó÷èå öåõà, äîáëåñòíî îòñëóæèâ îêîëî 60 ëåò, ïðîñëóæàò åùå íå îäèí âåê äîðîãèì èðêóòÿíàì.  ýòîì ïëàíå ìíå áëèçêè ñëîâà êîãî-òî èç î÷åíü ìóäðûõ: «Ðîæäàþòñÿ âñå, à ñòàðîñòü äàåòñÿ èçáðàííûì».

Íå áóäó ãîâîðèòü, ÷òî íå óñïåë, òåì áîëåå ÷òî çà ìåíÿ ìíîãîå äîäåëûâàåò ìîé ñûí Âèêòîð Áðîíøòåéí. À äàëüøå, óâåðåí, ýñòàôåòó ïîäõâàòÿò óìíûå è ïîäãîòîâëåííûå âíóêè Ñòàíèñëàâ, Äàíèèë è âíó÷êà Ïîëå÷êà. Òî, ÷òî íå óñïåë ÿ, äîäåëàþò îíè. È äàëüøå ïîíåñóò îãîíü íàøåãî ðîäà — ðîäà êóïöîâ, çîëîòîïðîìûøëåííèêîâ, äèðåêòîðîâ, ïðåäïðèíèìàòåëåé, à òåïåðü åùå è ïèñàòåëåé.

— Êñòàòè, î ïèñàòåëüñòâå. À íå âîëíóåò Âàñ, ÷òî Âèêòîð Âëàäèìèðîâè÷ ñëèøêîì îòêðîâåííî ïèøåò îá èðêóòñêîì çàêóëèñüå?

— Âîëíóåò. Íî îí ïîêàçûâàåò òîëüêî óðîäëèâûå ïðèìåòû âðåìåíè, òàê èëè èíà÷å óíè÷òîæàþùèå ñàìûé íàðîäíûé — ñðåäíèé è ìàëûé — áèçíåñ. Íî îí íå çàäåë è, óâåðåí, íèêîãäà íå çàäåíåò ÷åñòü íè îäíîãî êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà. Ïóñòü Áîã èì áóäåò ñóäüÿ, à ìîæåò áûòü, è ñóäüÿ ñ ïðîêóðîðîì.

— Âëàäèìèð ßêîâëåâè÷, à ÷òî áû Âû õîòåëè èñïðàâèòü â æèçíè, åñëè áû áûëà âîçìîæíîñòü?

— Âî-ïåðâûõ, âðÿä ëè áû ÿ ïîñîâåòîâàë ñûíó ñíîâà ïîñòóïàòü íà òÿæåëûé èíæåíåðíûé ôàêóëüòåò, õîòÿ îí è çàêîí÷èë åãî ñ îòëè÷èåì è ó÷èëñÿ ñ âûñî÷åííîé Ëåíèíñêîé ñòèïåíäèåé, ðàâíîé ñðåäíåé çàðïëàòå. Ëó÷øå áû íàïðàâèòü åãî ïî áîëåå ãóìàíèòàðíîé ñòåçå, íàïðèìåð íà ýêîíîìèêó, ñîöèîëîãèþ, ïî êîòîðûì îí çàùèòèë äèññåðòàöèþ åùå â íà÷àëå 80-õ ãîäîâ â Ìîñêâå â Èíñòèòóòå ñîöèîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ÀÍ ÑÑÑÐ.  òó ïîðó ýòî áûëî î÷åíü íåïðîñòî. 

Äðóãàÿ ìîÿ îïëîøíîñòü, èç-çà êîòîðîé ÿ ïëîõî ñïëþ óæå ìíîãî ëåò, â òîì, ÷òî â 74 ãîäà ÿ áûë åùå ïîëîí ñèë è ÿâíî ïîòîðîïèëñÿ îñòàâèòü äèðåêòîðñêèé ïîñò. Ê ýòîìó øàãó, ÷åñòíî ãîâîðÿ, ìåíÿ ïîäòîëêíóë âëèÿòåëüíåéøèé çàìåñòèòåëü óâàæàåìîãî ìíîé ïåðâîãî ãóáåðíàòîðà Èðêóòñêîé îáëàñòè Þðèÿ Àáðàìîâè÷à Íîæèêîâà. Õîòÿ ñàì ãóáåðíàòîð íå ñîâåòîâàë ìíå äåëàòü ýòîò øàã.  òó ïîðó ÿ áûë ñòàðøå âñåõ çíàêîìûõ äèðåêòîðîâ, è ýòî ñòàëî äåéñòâîâàòü íà íåðâû. Çàìåñòèòåëþ Þðèÿ Àáðàìîâè÷à íå ïîíðàâèëîñü, ÷òî ÿ, ìîæåò áûòü, åäèíñòâåííûé èç äèðåêòîðîâ, êòî íå ñêóïàë àêöèè ó ñâîèõ ðàáîòíèêîâ è ïðîñèë êîëëåêòèâ íå ïðîäàâàòü èõ. ß õîòåë, ÷òîáû ïðåäïðèÿòèå áûëî íàðîäíûì è âëàäåë èì âåñü êîëëåêòèâ. Ïðèêàðìàíèâàòü òî, ÷òî ñîçäàâàëîñü ãîñóäàðñòâîì ìíîãèå äåñÿòèëåòèÿ, ñ÷èòàë àìîðàëüíûì.

Íó è, êîíå÷íî, ìîÿ íåïðîñòèòåëüíàÿ îøèáêà — ýòî âûáîð ïðååìíèêà, ïðîãîëîñîâàòü çà êîòîðîãî ÿ ïðîñèë êîëëåêòèâ.  ðåçóëüòàòå âñå àêöèè áûëè ìîìåíòàëüíî ñêóïëåíû èì è åãî ñåìüåé. À áîãàòåéøåå ïðåäïðèÿòèå íà÷àëî ëåòåòü â òàðòàðàðû. Ìîìåíòàëüíî ïðåêðàòèëîñü âñÿêîå ñòðîèòåëüñòâî, à ãëàâíîå, ðàçëàäèëèñü îòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè, íà÷àëèñü óâîëüíåíèÿ. ×åãî ñòîèò óõîä ñ ïðåäïðèÿòèÿ ãëàâíîãî òåõíîëîãà Òàòüÿíû Àëåêñååâíû Àëåêñååâîé. Åå ñ÷èòàëè ñîâåñòüþ ïðåäïðèÿòèÿ è ãàðàíòîì âûñî÷àéøåãî êà÷åñòâà ïðîäóêöèè. Äóìàþ, ÷òî ñ åå óõîäîì, à ýòî áûëî áîëåå äåñÿòè ëåò íàçàä, è íà÷àëñÿ ïóòü â íèêóäà. Êàê ðàç ê ñåãîäíÿøíåìó ìîåìó äíþ ðîæäåíèÿ êîìáèíàò îêàçàëñÿ îêîí÷àòåëüíî óáèò. Õîðîøî õîòü êàê ïàìÿòü î ìîåé ðàáîòå íà êîìáèíàòå ñòîèò ïîñåëîê Æèëêèíî è æèâóò â íåì ìîè äîðîãèå òðóæåíèêè. Ðàáîòàþò øêîëû è äåòñàäû. Èíîãäà ÿ çàåçæàþ â ýòî äîðîãîå ìíå ìåñòî è ðàäóþñü, ãëÿäÿ íà ãàëäÿùóþ äåòâîðó è íà ñòåïåííûõ ïåíñèîíåðîâ, êîòîðûå æèâóò â íàøèõ ñ íèìè äîìàõ.

 ïîðó ìîåãî óõîäà ìÿñîêîìáèíàò íèñêîëüêî íå óñòóïàë íûíå ïðîöâåòàþùåìó è ñåðüåçíî ðàçðîñøåìóñÿ â ïîñëåäíèå ãîäû ìàñëîæèðêîìáèíàòó. Çà äâà äåñÿòèëåòèÿ, áëàãîäàðÿ íåóñòàííûì çàáîòàì äèðåêòîðà Òàìàðû Èâàíîâíû Áàéìàøåâîé è åå ñûíîâüÿì, î÷åâèäíî òîæå òàëàíòëèâûì, à ãëàâíîå, ïîðÿäî÷íûì ëþäÿì, îíè ïðèñîåäèíèëè ê ñåáå íîâûå ïðîèçâîäñòâà è ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ïðåäïðèÿòèÿ.

Î÷åíü ìíîãîå çàâèñèò îò ëè÷íîñòè ðóêîâîäèòåëÿ è îò åãî ñåìüè. Òî, ÷òî ïðîèçîøëî ñåé÷àñ ñ ìÿñîêîìáèíàòîì, — òðàãåäèÿ. ß ïî îáðàçîâàíèþ þðèñò, íî íå ìîãó ïîíÿòü ñîâðåìåííûå çàêîíû. Âíà÷àëå ãîñïðåäïðèÿòèå ïðåâðàùàåòñÿ â ñîáñòâåííîñòü îäíîé ñåìüè. Ëàäíî, ê ýòîìó ïðèâûêëè. Íî çàòåì îíî óíè÷òîæàåòñÿ, ïðè ýòîì ôàêòè÷åñêè ãðàáÿò âñåõ èðêóòÿí. È âñå ýòî ñõîäèò ñ ðóê!? À ýòî íå ñòî è íå äâåñòè ìèëëèîíîâ, çà êîòîðûå ñàæàþò ãóáåðíàòîðîâ, è íå 50 òûñÿ÷ ðóáëåé çàðïëàòû, íå âûïëà÷åííîé êàêîìó-òî Ïîíîìàðåâó, èç-çà êîòîðîãî çàâåäåíî óãîëîâíîå äåëî è îðãàíèçîâàí òîòàëüíûé îáûñê ñ ìàñêàìè è ñ àâòîìàòàìè â çäàíèè, ïðèíàäëåæàùåì ñûíó.  Ïî äàííûì Ðîññòàòà, ñóììàðíàÿ çàäîëæåííîñòü ïî çàðïëàòå â Ðîññèè ñîñòàâëÿåò óæå 4,5 ìëðä ðóáëåé, à ýòî â ñòî òûñÿ÷ ðàç áîëüøå, ÷åì íåâûïëà÷åííàÿ çàðïëàòà Ïîíîìàðåâó.

Ïðî êîìáèíàò ÿ ãîâîðþ íå èç-çà ëè÷íûõ îáèä, íå èç-çà òîãî,  ÷òî íà 70-ëåòíåì þáèëåå êîìáèíàòà, êóäà ìåíÿ íå çàáûëè ïîçâàòü, íî çàáûëè ñêàçàòü õîòÿ áû íåñêîëüêî ñëîâ î ìîèõ äîëãèõ ãîäàõ äèðåêòîðñòâà. Äîêëàä÷èê — äåéñòâóþùèé ãîðå-äèðåêòîð — ñðàçó æå ïåðåøåë îò ìîèõ ïðåäøåñòâåííèêîâ ê ñåáå ëþáèìîìó. Íå îáèæàþñü ÿ, ÷òî óæå ðÿä ëåò êàê ïåðåñòàëè âûïëà÷èâàòü ìíå ñêðîìíóþ íàäáàâêó ê ïåíñèè. Äóøà áîëèò çà êîìáèíàò, çà åãî ñëàâíóþ èñòîðèþ, çà êîëëåêòèâ, çà äèðåêòîðîâ, êîòîðûå ñîçäàâàëè åãî åùå â 30-õ ãîäàõ, ñáåðåãëè è ðàçâèëè â âîåííûå è ïîñëåâîåííûå ãîäû.

2.jpg

— Ðàññêàæèòå, ïîæàëóéñòà, î Âàøåì äåòñòâå è î âîéíå.

— Ýòî äëÿ ìåíÿ î÷åíü òÿæåëàÿ òåìà. Äåòñòâî ìîå ïîïàëî íà äâàäöàòûå ãîäû. Õëåáíóë ÿ è ðàñêóëà÷èâàíèå äåäà ñ áàáóøêîé, è ðîäèòåëåé, è îæèäàíèå àðåñòîâàííîé íà ìåñÿöû ìàìû. Êîãäà ìíå áûëî âîñåìü ëåò, à ìîèì áðàòèøêàì Èçèêó è ˸íå øåñòü è ÷åòûðå, âñå ëåòî ìû ïðîæèëè îäíè, áåç ðîäèòåëåé, òî ëè â ñàðàþøêå, òî ëè â ñòàéêå îòîáðàííîãî ó íàñ äîìà â ñåëå Óñòü-Áàðãóçèí. Ñïàñèáî îäíîñåëü÷àíàì, îíè íàñ ïîäêàðìëèâàëè, à èíîãäà è ìûëè.  îáùåì, âñåãî íå ðàññêàæåøü, æèëè î÷åíü òðóäíî. Ñïàñèáî áàáóøêå Øåéíå Äàâûäîâíå Óãëîâîé, îíà íàñ íàøëà è çàáðàëà ê ñåáå â Óëàí-Óäý. Ñî âðåìåíåì ïðèåõàëè è ìàìà Ëèíà Èñàåâíà, è îòåö ßêîâ Ñåìåíîâè÷.

Âî âðåìÿ âîéíû ñëóæèë ÿ â ïîãðàíâîéñêàõ íà Âîñòî÷íîì ôðîíòå. Ðàíåíèå áûëî, íî, ê ñ÷àñòüþ, ïóëÿ òîëüêî îáîæãëà øåþ. Áîëüøå ïîñòðàäàë ÿ èç-çà îêîïíîãî õîëîäà, çàðàáîòàë òÿæåëîå çàáîëåâàíèå è â êîíå÷íîì ñ÷åòå óäàëèë ïîë-ëåãêîãî.

Íî âñå ýòî åðóíäà, íå ñòîÿùàÿ âíèìàíèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, ÷òî â ïåðâîì æå áîþ íà Êóðñêîé äóãå ïîãèá ìîé äîðîãîé áðàòèê Èçèê. Áûëî åìó âñåãî 19 ëåò. Ïîãèáëè è äâîå èç òðîèõ ìîèõ äâîþðîäíûõ áðàòüåâ Çÿìà è Èñàé Ýëèàñîâû — ëåò÷èê è òàíêèñò.

Ñ Çÿìîé ñâÿçàíà òÿæåëåéøàÿ èñòîðèÿ.  ðåçóëüòàòå ðàíåíèé îí áûë íàñòîëüêî èçóâå÷åí è áåñïîìîùåí, ÷òî, êîãäà çà íèì ïðèåõàëà ñåñòðà, îí èç ïîñëåäíèõ ñèë äîáðàëñÿ äî îêíà è âûáðîñèëñÿ…

Íå ìîãó íà ýòó òåìó ãîâîðèòü áåç ñëåç. Ïîãèáëè íà âîéíå è äâà ìîèõ áëèæàéøèõ äðóãà Ãðèãîðèé Ãðîññìàí è Îñèï Èöêîâè÷. Óñïîêàèâàåò òî, ÷òî óæå 91 ãîä ðÿäîì ìëàäøèé áðàòèê ˸íÿ. Ïðàâäà, óæå ìíîãî ëåò îí — Ëåîíèä ßêîâëåâè÷ Áðîíøòåéí — ïî÷åòíûé ãðàæäàíèí ã. Àíãàðñêà, çàñëóæåííûé ðàáîòíèê íåôòåõèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè ÑÑÑÐ, êàâàëåð îðäåíîâ «Çíàê Ïî÷åòà» è Òðóäîâîãî Êðàñíîãî Çíàìåíè. Èìååò ìíîæåñòâî ìåäàëåé è äàæå  íàãðàäó îò Ðóññêîé ïðàâîñëàâíîé öåðêâè. Åñëè ìîæíî, âêëþ÷èòå â òåêñò î÷åíü òðîãàòåëüíîå è ïðàâäèâîå ñòèõîòâîðåíèå ñûíà Âèêòîðà, ïîñâÿùåííîå ìóæ÷èíàì íàøåãî ðîäà.

Ñêâîçü ìåòåëè

                                                   Ìóæ÷èíàì ðîäà Áðîíøòåéí ïîñâÿùàåòñÿ

3.jpg

Áóäü ìóæ÷èíîé â äåäîâ! —

                             ñûíó ÿ ãîâîðþ.

È ïîòîìêîâ âçðàñòè,

            êàê äåäû, — áëàãîðîäíûõ,

×òîáû â äåáðÿõ âåêîâ âèäåòü ðîäà çàðþ,

×òî çàæãëàñü â ïðèáàéêàëüñêèõ

                           ïðåäãîðüÿõ ðàçäîëüíûõ.

Òâîé ïðàïðàäåä Ñåìåí

                           áûë îòâàæíûì êóïöîì,

Ñïàë â ïîõîäàõ íå ðàç

                           îí íà ñíåæíîé ïåðèíå.

Îò îïàñíîñòåé ëþòûõ íå ïðÿòàë ëèöî

È íå ñãèíóë â êëóáÿùåéñÿ àäñêîé ïó÷èíå.

ß çàïîìíèë åãî ñòàðîäàâíþþ áûëü —

Êàê ìîðîç ïðèìåðÿë åìó ñàâàí ìåòåëüíûé,

Êàê ñ îáîçîì â ñóãðîáå îí ÷óòü íå çàñòûë —

Öàðü Äàâèä åãî âûðâàë

                          èç òüìû áåñïðåäåëüíîé.

Ïðàäåä ßêîâ íåâîëüíî

                          ñòàë â áóðå áîéöîì —

Áîëüøåâèñòñêîå èãî íå ñëàùå ìåòåëåé,

Âëàñòü ñâîèõ óãîùàëà íåùàäíî ñâèíöîì,

Âûæèãàÿ Ðîññèþ èç öàðñêèõ øèíåëåé.

Ëó÷øèì ïàõàðÿì ìåñòà íå ñòàëî â ñåëå,

 õðîì îäåòàÿ ÷åðíü áèëà èõ ðàçíàðÿäêîé.

Ñ ëèêîâàíüåì áåñîâñêèì íà ïüÿíîì ÷åëå

Èõ ñàæàëè è ãíàëè, ñòðåëÿëè ïîðÿäêîì.  

Íî Ðîññèÿ áûëà íå áåç äîáðûõ ëþäåé:

Îá àðåñòå ñâîåì ßêîâ ñ Ëèíîé óçíàëè,

Íà ñîñåäåé îñòàâèâ òðîèõ ñûíîâåé,

Îíè ïðàâäó èñêàòü íàëåãêå óñêàêàëè.

Áûëî ñûíó Âîëîäå ëèøü âîñåìü ãîäêîâ,

Ñëåäîì Èçèê è ˸íÿ —

                           èì øåñòü è «÷åòûëå».

Òðåõ åâðåéñêèõ ðåáÿò èç ñâîèõ ÷óãóíêîâ

Öåëûé ãîä âñåì ñåëîì

Ãîëîäàâøèì êîðìèëè.

Ñàìûé ñòàðøèé èç íèõ,

                                ìàëîëåòíèé ìóæèê,

Ñòàíåò äåäîì òâîèì, ïåðåæèâ ëèõîëåòüå.

Ãîðå âûïàëî âñåì, íî ôàøèñòñêîå «æèä»

Ñòðàøíûì øðàìîì ïðîøëî

                                ÷åðåç íàøå ñòîëåòüå.

Îòêîâàëè íåâçãîäû æåëåçíûõ ïàðíåé,

Íà òàêèõ ìàòü-Ðîññèÿ âåêà ïðîäåðæàëàñü.

Îíè áèëè â âîéíó îãîëòåëûõ çâåðåé.

Ñòàòü â ãðàíèòå ñòðîêîé

                               Èçÿñëàâó äîñòàëîñü.

 ïåðåëîìíîì ñðàæåíüå íà Êóðñêîé äóãå

Çà Áàéêàë, Áàðãóçèí,

                               çà ðîäíûõ, çà äåðæàâó

Îí ñêâîçü âðåìÿ ïðîì÷àëñÿ,

                               ñæàâ çíàìÿ â ðóêå,

Ñòàë îí àíãåëîì â ñòàíå

                               Ãîñïîäíåì ïî ïðàâó.

Çà òðîèõ äâà îñòàâøèõñÿ áðàòà â æèâûõ

Æèçíü ïðîæèëè â áîðüáå,

                               íå ñëîìèâøèñü â çàáîòàõ.

Îðäåíîâ è ãîäîâ äàë èì Áîã çîëîòûõ,

Àíãåë Èçèêà ðîä çàùèùàåò â íåâçãîäàõ.

Áóäü ìóæ÷èíîé â äåäîâ! —

                               ñûíó ÿ ãîâîðþ.

È ïîòîìêîâ âçðàñòè,

êàê äåäû, —

                      áëàãîðîäíûõ,

×òîáû â äåáðÿõ âåêîâ âèäåòü ðîäà çàðþ,

×òî çàæãëàñü â ïðèáàéêàëüñêèõ

                               øèðîòàõ ðàçäîëüíûõ!

ß âñåõ ïîçäðàâëÿþ ñ íàñòóïàþùèì ïðàçäíèêîì
íàøåé áåçóìíî äîðîãîé Ïîáåäû è æåëàþ ãëàâíîãî —
ìèðà è òîëüêî ìèðà! 

Áåñåäîâàëà Îëüãà Áóðåíêîâà, ñïåöèàëüíî
äëÿ «Áàéêàëüñêèõ âåñòåé»

Íà ôîòî: Áðàòüÿ Âîëîäÿ (ñïðàâà) è Èçèê â ïðåäâîåííûå ãîäû;

Ðóêîâîäñòâî Èðêóòñêîãî ìÿñîêîìáèíàòà â êîíöå 1970-õ.
Äèðåêòîð Âëàäèìèð Áðîíøòåéí — òðåòèé ñïðàâà â ïåðâîì ðÿäó.
Ñëåâà — Åëåíà Ãîâîðèíà, ñïðàâà — Òàìàðà Êàçàêîâà;

XXI âåê. Âëàäèìèð ßêîâëåâè÷ è åãî ñûí Âèêòîð Âëàäèìèðîâè÷

Источник