Броня захарова актриса личная жизнь

Актрису-травести Брониславу Захарову в буфет, за добавкой, гонял сам Евгений Евстигнеев
МХАТу им. Чехова (или МХТ, как его теперь называют) исполнилось 120 лет.
В октябре 1898 года великие СТАНИСЛАВСКИЙ и НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО показали первый спектакль «Царь Федор Иоаннович». И вскоре их детище стало считаться главной сценой нашей страны, на которую неизменно выходили звезды первой величины. 15 лет жизни МХАТу посвятила 77-летняя актриса Бронислава ЗАХАРОВА, которая и в кино много снималась, поэтому, конечно, знакома (по крайней мере, внешне) многим зрителям.
– Спасибо, что вспомнили обо мне в связи с юбилеем моего родного МХАТа, – обрадовалась Бронислава Захарова, когда мы попросили ее поделиться воспоминаниями.- МХАТ для меня и веселый, и одновременно грустный отрезок жизни. Сейчас объясню почему.
Я благодарна театру за гастрольные поездки по всему миру – от Японии до Германии. За общение с замечательными коллегами, да много еще за что. Олег Ефремов дал мне звание заслуженной артистки России и выбил квартиру неподалеку от ВДНХ, где до сих пор живу. Короче, Олегу Николаевичу многим обязана.
Он отличный был мужик, но романа у меня с ним не случилось. Наверное, я не в его вкусе. Я же худенькая, неказистая, актриса-травести (когда-то в Театре Сатиры первой сыграла роль Малыша в легендарном спектакле «Малыш и Карлсон»), а вокруг столько красавиц.
Многие в труппе пили. Из-за пьянства меня из МХАТа и прогнали взашей. Спасибо, хоть до пенсии дали доработать. А в тот день, когда мне исполнилось 55 лет, 16 января 1996 года, вывесили приказ о моем увольнении из-за алкоголизма. Конечно, в этом только сама виновата. Если честно, с 17 лет крепко пью.
Талантливая артистка вынуждена ходить в дырявых ботинках. Фото Руслана ВОРОНОГО
В тот злополучный вечер приняла несколько рюмок перед спектаклем, ну и попросила завтруппой меня подменить. Честно же призналась, что нетрезва, не хочу в таком виде выходить к зрителю, и добавила: «Пусть второй состав сегодня поработает». А завтруппой взвилась, что ей это все надоело. Дескать, не будет никого на подмогу вызывать, и отрезала: «Играй сама».
Я понадеялась, что все пройдет гладко, ведь роль небольшая, ну и вышла на сцену. Терпеливо ждала реплику, а мне ее коллеги так и не дали. После этого о моем невменяемом состоянии вдруг стали говорить все вокруг. Закончилось тем, что на меня написали докладную и сразу же уволили по статье. А все спектакли, где я была задействована, постепенно сняли с репертуара.
Обидно, конечно. Вот, например, Евгений Евстигнеев никогда не брезговал коньячком. Сидит, бывало, с рюмкой и мне обязательно наливает, положив кусочек шоколадки поверх, а потом просит: «Бронь, сгоняй еще в буфет. Мало!» Не каждый мог выйти на сцену даже после пятидесяти граммов, а он и намного больше принимал, а потом играл гениально!
Однажды Евстигнеев с Калягиным выпивал и в процессе решили договориться о замене на сцене. Женя предлагает: «Давай я пойду к Ефремову, а ты, Саш, иди к завтруппой Новикову». Калягин замотал головой: «Лучше я к Олегу». Новиков намного строже был, да с ним особо и не договоришься.
ЕФРЕМОВ и сам пил по-чёрному
На что дана молодость
– Пьянство – это болезнь, – продолжает Захарова. – Когда-то я могла месяцами не спать, играла по два спектакля в день, вечерами выпивала, а ночами с мужиками развлекалась. А как по-другому? На то и дана нам молодость.
Бывали периоды, когда неделю держалась, но во мне, видно, тяга к алкоголю настолько глубоко заложена (генетика!), что если рядом находился пьяница любовник, то все, мне пипец. Сразу же начинало заносить. И в драку могла полезть, за что потом стыдно бывало. Пыталась лечиться. Наркологи вразумляли: «Думаете, кто пьет – головой принимает решения? Нет, инстинктами». А толку-то?
Как-то была влюблена в одного актера-грузина. Он тоже крепко квасил. Но однажды вдруг торкнуло, что два пьяницы в одной семье – ну ни в какие ворота. Это ведь как происходит? Принял рюмку – и идет сигнал: мало, срочно нужно еще и еще. В результате можешь и бутылку, и даже больше в день осилить. Сейчас стараюсь держать себя в руках.
А в МХАТе раньше все замечали, что сразу же прекрасно выглядеть начинала, даже если пару дней ни капли в рот не брала. В «Вишневом саде» моя героиня Шарлотта акробатический переворот делала. Я даже в 50 лет с легкостью так кувыркалась. Потому что подвижная и не тетёха.
С Галиной СТАХАНОВОЙ в фильме «Дом спящих красавиц»
«Страшно сойти с ума»
– Моя жизнь – это жалобная книга, могу повторить вслед за моей хорошей знакомой Фаиной Раневской. Великая женщина и актриса. Я помогала ей в конце жизни, кормила ее собаку по кличке Мальчик, – вздыхает наша собеседница.
Фаина Георгиевна, как и я, очень одинокой была. Жаловалась, что поговорить не с кем. Вот и веселила ее как могла. У меня сейчас такого человека для радости нет. Безумно боюсь немощи и болезней, особенно Альцгеймера. Сойти с ума страшно.
У меня же онкологию не так давно нашли, сделали операцию. Перед ней врач со мной долго беседовал. Когда призналась ему, что крепко выпиваю, не поверил: «Неужели у вас почти 60 лет стажа? Никогда бы не сказал. Вы такая Дюймовочка». На что я грустно ответила: «Я давно уже Дерьмовочка» – и заплакала. Так печально, что водка распылила мою жизнь.
Мне никто не помогает. Как говорится, то запор, то понос, а приходится справляться одной. Хорошо, хоть мэр Москвы Собянин прибавил пенсию за заслуженную артистку. Раньше-то получала совсем смех – 13 тысяч, а теперь хоть жить можно. Хотя я старая больная жопа.
Работы особо нет, на озвучку не зовут. Я могла бы преподавать в театральном, но тут педагогический дар нужен, а у меня его, похоже, нет. Однажды попробовала, но чуть ученика не убила.
Постоянного мужчину так и не завела, ребенка не родила. В общем, мое время ушло…
«Это слишком грустно»
А вот что о нашей героине рассказал ее коллега Стас САДАЛАЛЬСКИЙ:
– Броня Захарова – моя старая знакомая, я с ней снимался у Айзенберга в комедии «Болотная street, или Средство против секса», она играла жену Фарады.
Последний раз мы виделись на похоронах Лены Майоровой. Броня дружила с ней, знала о ее смерти многое, поскольку говорила с Леной буквально перед трагедией. О чем – распространяться не буду, слишком все это грустно.
Захарову любила Раневская, Броня много записывала за ней и сохранила уникальные заметки тех лет о Фаине Георгиевне, со множеством цитат, еще не растасканных по Интернету. Например, слова великого Давыдова, которые Раневская часто вспоминала:
«Абсолютно бездарный актер – такая же редкость, как абсолютно гениальный».
Если вы слышите слова «королева эпизода», «сценический долгожитель», «самый молодой голос озвучки», то знайте и не сомневайтесь – это о ней, о Захаровой Брониславе Ивановне. Вот уже более 50 лет она активно снимается и служит в театрах России, а все так же молода душой, востребована, интересна зрителю, режиссерам, дорога коллегам.
Родилась Бронислава 16 января 1941 года. И вместе со всей страной, которая преодолевала сложности послевоенного строительства и восстановления промышленности, хозяйства, культуры, научилась мечтать и доводить задуманное до конца, преодолевать трудности. Первая осуществленная мечта – поступление в театральную студию, ведь еще девочкой она твердо решила стать актрисой.
Творческой колыбелью для Брониславы Ивановны стала школа-студия при Центральном Детском Театре, в которой она окончила курс М. О. Кнебель в 1961 году. Здесь же, для детей, были сыграны и первые роли. Спустя несколько лет она перешла в Московский Театр Сатиры, где воплотила на сцене блестящих героинь классической французской комедии и девушек рабочих окраин в новой советской драме. Служила Захарова и во МХАТе, и в Новом Московском драматическом театре, при котором, кстати сказать, состоит до сих пор. За яркие театральные работы в 1990 году она удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Это произошло накануне эпохального события – распада Союза Советских Социалистических Республик. В новой России Бронислава Ивановна государственных наград еще не снискала, зато получает огромное количество писем от зрителей и зрительниц, покоренных ее талантом и тем, как она воплотила на сцене «человека с нашего двора».Сотрудничество с кинематографом и анимационными фильмами для Захаровой Брониславы Ивановны началось с 1969 года. Ее Мамука в «Бабушках и внучатах» не остался незамеченным зрителями и критиками, а голос детского любимца Незнайки в мультипликационных лентах «Незнайка в Солнечном городе», «Приключения Незнайки и его друзей» теперь навсегда неотделим от голоса и темперамента Брониславы Захаровой. Потом были «Белый Бим Черное Ухо», «Усатый нянь», и «Джамайка», где буквально в каждом сыгранном эпизоде она удивительно точна, уместна, органична, неповторима и запоминаема.
Многие актеры сетуют на то, что 90-е годы стали для них непреодолимым препятствием. Для того чтобы оставаться востребованным, нужно было менять амплуа, принципы, и даже манеру игры. Те, кто проявил себя в крупных запоминающихся ролях советского кино, не желали или не хотели менять себя. Но Брониславе Ивановне судьба улыбнулась. С началом 90-ых, после временного затишья, в жизни этой актрисы наступило по-настоящему горячее время.Положа руку на сердце, сложно сказать в каком из современных фильмов не блеснула грань ее таланта. «Сваты», «Солдаты», «Глухарь», «Отблески», «Висяки», «Адвокат», «Марш Турецкого», «Сыщики», «ГИБДД и т. д.» – этот список бесконечен. Дворничихи и медсестры, случайные свидетельницы и родственницы пострадавших, бабушки у калитки и сплетницы с лавочки во дворе, сердобольные молитвенницы и магазинные скандалистки, мудрые свекрови и чуткие бабушки, зловредные соседки и мачехи – это все она, Бронислава Ивановна Захарова. Кроме сериалов и фильмов «в духе времени», по-настоящему художественными можно считать и ее работы в документальном историческом кино, таком, например, как «Черчилль». Думаем, и это не предел для актрисы, у которой уже в этом 2011 году в работе 2 кинофильма. Мы ждем ваших эпизодов, Бронислава Ивановна!
Роли актрисы в спектаклях театра Сатиры:
Мальчик (“Пролитая чаша”)
Мальчик (“Ремонт”)
Бронислава Ивановна Захарова в картинках
МХАТу им. Чехова (или МХТ, как его теперь называют) стукнуло 120 лет.
В октябре 1898 года великие СТАНИСЛАВСКИЙ и НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО показали первый спектакль «Царь Федор Иоаннович». И вскоре их детище стало считаться главной сценой нашей страны, на которую неизменно выходили звезды первой величины. 15 лет жизни МХАТу посвятила 77-летняя актриса Бронислава ЗАХАРОВА, которая и в кино много снималась, поэтому, конечно, знакома (по крайней мере, внешне) многим зрителям.
– Спасибо, что вспомнили обо мне в связи с юбилеем моего родного МХАТа, – обрадовалась Бронислава Захарова, когда мы попросили ее поделиться воспоминаниями.- МХАТ для меня и веселый, и одновременно грустный отрезок жизни. Сейчас объясню почему.
Я благодарна театру за гастрольные поездки по всему миру – от Японии до Германии. За общение с замечательными коллегами, да много еще за что. Олег Ефремов дал мне звание заслуженной артистки России и выбил квартиру неподалеку от ВДНХ, где до сих пор живу. Короче, Олегу Николаевичу многим обязана.
Он отличный был мужик, но романа у меня с ним не случилось. Наверное, я не в его вкусе. Я же худенькая, неказистая, актриса-травести (когда-то в Театре Сатиры первой сыграла роль Малыша в легендарном спектакле «Малыш и Карлсон»), а вокруг столько красавиц.
Многие в труппе пили. Из-за пьянства меня из МХАТа и прогнали взашей. Спасибо, хоть до пенсии дали доработать. А в тот день, когда мне исполнилось 55 лет, 16 января 1996 года, вывесили приказ о моем увольнении из-за алкоголизма. Конечно, в этом только сама виновата. Если честно, с 17 лет крепко пью.
Талантливая артистка вынуждена ходить в дырявых ботинках. Фото Руслана ВОРОНОГО
В тот злополучный вечер приняла несколько рюмок перед спектаклем, ну и попросила завтруппой меня подменить. Честно же призналась, что нетрезва, не хочу в таком виде выходить к зрителю, и добавила: «Пусть второй состав сегодня поработает». А завтруппой взвилась, что ей это все надоело. Дескать, не будет никого на подмогу вызывать, и отрезала: «Играй сама».
Я понадеялась, что все пройдет гладко, ведь роль небольшая, ну и вышла на сцену. Терпеливо ждала реплику, а мне ее коллеги так и не дали. После этого о моем невменяемом состоянии вдруг стали говорить все вокруг. Закончилось тем, что на меня написали докладную и сразу же уволили по статье. А все спектакли, где я была задействована, постепенно сняли с репертуара.
Обидно, конечно. Вот, например, Евгений Евстигнеев никогда не брезговал коньячком. Сидит, бывало, с рюмкой и мне обязательно наливает, положив кусочек шоколадки поверх, а потом просит: «Бронь, сгоняй еще в буфет. Мало!» Не каждый мог выйти на сцену даже после пятидесяти граммов, а он и намного больше принимал, а потом играл гениально!
Однажды Евстигнеев с Калягиным выпивал и в процессе решили договориться о замене на сцене. Женя предлагает: «Давай я пойду к Ефремову, а ты, Саш, иди к завтруппой Новикову». Калягин замотал головой: «Лучше я к Олегу». Новиков намного строже был, да с ним особо и не договоришься.
ЕФРЕМОВ и сам пил по-чёрному
На что дана молодость
– Пьянство – это болезнь, – продолжает Захарова. – Когда-то я могла месяцами не спать, играла по два спектакля в день, вечерами выпивала, а ночами с мужиками развлекалась. А как по-другому? На то и дана нам молодость.
Бывали периоды, когда неделю держалась, но во мне, видно, тяга к алкоголю настолько глубоко заложена (генетика!), что если рядом находился пьяница любовник, то все, мне пипец. Сразу же начинало заносить. И в драку могла полезть, за что потом стыдно бывало. Пыталась лечиться. Наркологи вразумляли: «Думаете, кто пьет – головой принимает решения? Нет, инстинктами». А толку-то?
Как-то была влюблена в одного актера-грузина. Он тоже крепко квасил. Но однажды вдруг торкнуло, что два пьяницы в одной семье – ну ни в какие ворота. Это ведь как происходит? Принял рюмку – и идет сигнал: мало, срочно нужно еще и еще. В результате можешь и бутылку, и даже больше в день осилить. Сейчас стараюсь держать себя в руках.
А в МХАТе раньше все замечали, что сразу же прекрасно выглядеть начинала, даже если пару дней ни капли в рот не брала. В «Вишневом саде» моя героиня Шарлотта акробатический переворот делала. Я даже в 50 лет с легкостью так кувыркалась. Потому что подвижная и не тетёха.
С Галиной СТАХАНОВОЙ в фильме «Дом спящих красавиц»
«Страшно сойти с ума»
– Моя жизнь – это жалобная книга, могу повторить вслед за моей хорошей знакомой Фаиной Раневской. Великая женщина и актриса. Я помогала ей в конце жизни, кормила ее собаку по кличке Мальчик, – вздыхает наша собеседница.
Фаина Георгиевна, как и я, очень одинокой была. Жаловалась, что поговорить не с кем. Вот и веселила ее как могла. У меня сейчас такого человека для радости нет. Безумно боюсь немощи и болезней, особенно Альцгеймера. Сойти с ума страшно.
У меня же онкологию не так давно нашли, сделали операцию. Перед ней врач со мной долго беседовал. Когда призналась ему, что крепко выпиваю, не поверил: «Неужели у вас почти 60 лет стажа? Никогда бы не сказал. Вы такая Дюймовочка». На что я грустно ответила: «Я давно уже Дерьмовочка» – и заплакала. Так печально, что водка распылила мою жизнь.
Мне никто не помогает. Как говорится, то запор, то понос, а приходится справляться одной. Хорошо, хоть мэр Москвы Собянин прибавил пенсию за заслуженную артистку. Раньше-то получала совсем смех – 13 тысяч, а теперь хоть жить можно. Хотя я старая больная жопа.
Работы особо нет, на озвучку не зовут. Я могла бы преподавать в театральном, но тут педагогический дар нужен, а у меня его, похоже, нет. Однажды попробовала, но чуть ученика не убила.
Постоянного мужчину так и не завела, ребенка не родила. В общем, мое время ушло…
«Это слишком грустно»
А вот что о нашей героине рассказал ее коллега Стас САДАЛАЛЬСКИЙ:
– Броня Захарова – моя старая знакомая, я с ней снимался у Айзенберга в комедии «Болотная street, или Средство против секса», она играла жену Фарады.
Последний раз мы виделись на похоронах Лены Майоровой. Броня дружила с ней, знала о ее смерти многое, поскольку говорила с Леной буквально перед трагедией. О чем – распространяться не буду, слишком все это грустно.
Захарову любила Раневская, Броня много записывала за ней и сохранила уникальные заметки тех лет о Фаине Георгиевне, со множеством цитат, еще не растасканных по Интернету. Например, слова великого Давыдова, которые Раневская часто вспоминала:
«Абсолютно бездарный актер – такая же редкость, как абсолютно гениальный».
Фаина Георгиевна Раневская всегда была очень непрактична в быту, она не умела рационально тратить деньги, и в последние годы ей была необходима помощь по хозяйству. С домработницами ей не везло, они постоянно ее обманывали. Актриса Бронислава Захарова пришла в 1970-х годах помогать великой Раневской по просьбе вдовы Осипа Абдулова. Сама Бронислава так рассказывала об этом периоде своей жизни: «Отправить меня к Раневской решила Елизавета Моисеевна Абдулова — я дружила и с ней и с Севой, к тому же мне легко давалось пародирование. Вот и к Раневской я пришла под видом Татьяны Пельтцер: “Броня, давай сделаем так: ты позвонишь в дверь и голосом Татьяны Ивановны сообщишь о своем появлении”. Действительно, очень скоро из квартиры я услышала: “Танечка, я бегу!” Открыв дверь и увидев мое лицо, Фаина Георгиевна изумилась, глаза ее заметно округлились. Тут же раздался звонок, и в трубке я услышала голос Елизаветы Моисеевны: “Фаина, я тебе все расскажу при встрече, но эта твоя будущая помощница очень хорошо изображает Пельтцер”. Фаина Георгиевна спросила: “Откуда эта студентка знает Пельтцер?!” Тут я отважилась подать голос: “Я видела спектакли с ее участием, и мне так понравилась ее игра, что я запомнила многие ее фразы и быстро стала ее копировать”».
Фаина Георгиевна окинула взглядом новую знакомую и, спросив ее, что она еще умеет, пригласила на следующий день к 11.00. В назначенное время следующего дня Захарова в игривой кожаной кепке была уже в квартире Раневской. Повязав фартук, она произнесла: «Жду указаний!» — на что Раневская скомандовала: «Идите в ванную и стирайте белье». Заглянув в ванную, Бронислава Ивановна увидела такую картину: ванна была заполнена до краев замоченным бельем, там было все — от верхней одежды до нижнего белья. Захарова с рвением принялась за работу, тщательно терла руками, старательно отстирывая белье «самой Раневской».
После того как Захарова справилась с заданием, Раневская ее спросила: «Сколько же вам лет?» Бронислава Ивановна соврала, что ей двадцать четыре года (на самом деле ей было уже за тридцать). Сообщила, что подрабатывает в фирме «Заря», а в свободное от работы время обучается в Сельхозтехникуме на факультете «Парники». На самом же деле Бронислава в ту пору работала в ТЮЗе, играла в спектакле «Дорогой мальчик» по пьесе Сергея Михалкова. Она предупредила Раневскую, что в ближайшие дни ходить к ней не сможет, так как у нее начинается сессия. Вскоре они сдружились, и по просьбе Раневской Бронислава часто пародировала гостей Раневской, веселя до слез и их, и хозяйку дома.
Когда у Раневской появился пес Мальчик, дружба Захаровой и Раневской стала еще крепче. Бронислава Захарова говорит: «Все это время, пока я “подрабатывала” у Раневской, она не догадывалась, кто я такая, и даже не предполагала, что я уже состоявшаяся актриса». Тайна раскрылась неожиданно. Под Новый год, когда Бронислава накрывала на стол, раздался звонок в дверь, на пороге появилась кассир из театра, принесшая Фаине Георгиевне зарплату. При этом она была знакома и с Захаровой.
Раневская, узнав о том, что ее помощница по хозяйству является актрисой, немного расстроилась: «Так вы, оказывается, деточка, моя коллега? Всякое со мной случалось, но такого еще не было! Я никогда не прощу Лизе этого! Теперь я понимаю, почему ты не хотела брать деньги за свой тяжкий труд». Но этого разоблачения оказалось недостаточно. В 11.30, перед самым Новым годом, поздравить Раневскую зашла соседка, жена писателя Ардаматского, и вместо поздравления задала вопрос: «Фаина Георгиевна, а что у вас делает Броня?» На сей раз Раневская ответила спокойно: «Если бы этот вопрос прозвучал час назад, меня бы хватил инфаркт!».
Бронислава Ивановна продолжает: «Мы с Фаиной Георгиевной очень мило встретили этот Новый год, а в первом часу ночи пришла Нина Станиславовна Сухоцкая, с которой, как оказалось, мы знакомы. Это была одна из самых незабываемых встреч Нового года. Я часто бывала у Раневской в больнице, а потом, после ее возвращения, какое-то время жила у нее. Даже научилась ставить укол с инсулином, правда, у меня появились “соперницы” — участковые врачи приходили каждое утро делать уколы, только бы пообщаться с Раневской. Принимала она врачей по-царски: кофе, чай, шоколад. Очень любила беседовать с врачами и не только на медицинские темы. Часто вспоминала о врачах, которых помнила еще по Таганрогу… По утрам, когда врачи сообщали, что сегодня не могут, она просила меня: “Если приласкаешь Мальчика, то разрешу тебе вколоть инсулин”. Сейчас уже точно не помню, сколько лет я помогала Раневской — кажется, с 1976 года по 1982-й. Но в памяти моей остался каждый час общения с ней…»
Бывало, что Раневская ревновала Мальчика к Броне. Она даже сочинила стихи по этому поводу, носившие название «Посвящение Масику, изменившему мне ради Брониславы Захаровой»:
Масик, маленький, родной,
Он приполз ко мне домой,
Он со мной и день и ночь,
Потому что он мне дочь!
Мальчик так привязался к Брониславе Захаровой, что едва пережил расставание с ней. Из записей Раневской: «Мой подкидыш в горе. Ушла нянька, которая была подле него два года (даже больше), наблюдаю псину мою. Он смертно тоскует по няньке. В глазах отчаяние. Ко мне не подходит. Ходит по квартире, ищет няньку. Заглядывает во все углы, ищет. Упросила няньку зайти, повидаться с псиной. Увидел ее, упал, долго лежал, не двигаясь, у людей это обморок, у собаки больше, чем обычный обморок. Я боюсь за него, это самое у меня дорогое — псина моя человечная».
Раневская не раз говорила: «Бронислава досталась мне от Елизаветы Моисеевны, а Елизавета Моисеевна в наследство от Абдулова. Что бы я делала без добрых своих друзей?».
Биография
Бронислава Ивановна Захарова — российская актриса театра и кино. Она родилась 16 января 1941 года. Заслуженная артистка РСФСР (6.02.1990). В 1961 году окончила студию при Центральном детском театре (курс М.О. Кнебель). Играла в Театре Сатиры, МХАТе, Новом Московском драматическом театре.
Принимала участие в съемках и озвучивании фильмов: «Старухи» (2003), «Белый Бим Черное ухо» (1977), «Тариф Новогодний» (2008) и др., сериалов: Ранетки (2008), Дворик (2010), У каждого своя война (2010) и многих других. Всего на ее счету более сорока кинокартин.