Борис мессерер биография личная жизнь

Борис мессерер биография личная жизнь thumbnail

Борис Мессерер удостоен многих званий, премий и наград. Он заслужил почетное звание народного художника Российской Федерации, орден Почета, занимает пост президента ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.

Отличительной особенностью его творчества является то, что у Бориса никогда не было определенного вектора, в котором бы он работал. Это человек широких взглядов и огромного творческого диапазона. Борис Мессерер — художник с большой буквы, который никогда не стоял на одном месте. Он знаменитый график, скульптор, станковист, лучший сценограф как советского, так и после советского времени.

Биография

Мессерер Борис Асафович родился 15 марта 1933 года в Москве. Аристократическая фамилия их семьи звучала по всей стране. Мессерер — имя памятное, легендарное и известное по сей день.

борис мессерер

Его отец был балетмейстером, знаменитым советским танцовщиком и педагогом, а мать — актрисой немого кино и художницей, она также проработала много лет главным художником Московского цирка. В такой творческой атмосфере и вырос будущий легендарный театральный художник, знаменитый российский сценограф — Борис Мессерер. Биография его продолжает писаться и сегодня.

Начало творческого пути

По словам самого Бориса Асафовича, от отца он унаследовал работоспособность, а от матери – художественное виденье мира. Асаф Михайлович (отец Бориса) был очень волевым и энергичным человеком, который даже на восьмидесятилетие танцевал один из своих знаменитых концертных номеров «Футболист». А мать великого театрального художника была изумительно красивой женщиной с так называемой аристократической красотой.

С самого детства Борис отличался независимым характером, свободолюбием и своим собственным мнением. Был всегда вне влияния учителей.

Когда по окончании школы нужно было принять одно из самых важных жизненных решений: в какой вуз поступать, Борис Мессесер побоялся идти в художественный. Он опасался, что не сможет сдать экзамены и выдержать предстоящую нагрузку, поэтому решил поступить в Архитектурный институт. И ни разу об этом не пожалел. Архитектурный вуз дал будущему легендарному сценографу очень много,и он до сих пор очень высоко его ценит.

мессерер борис асафович

Живопись

Многие называли Бориса Мессерера нон-конформистом, но сам называл себя всегда художником «чистой воды». Еще в 60-е года Мессерер Борис Асафович считался «королем московской богемы». Великий легендарный художник наделен особым, редким даром: превращать обычные вещи в осмысленные художественные образы. К примеру, отдельная серия картин посвящена, казалось бы, обычным бытовым вещам. Таким как утюги, граммофоны, керосиновые лампы. Но каждый из этих предметов на его холсте приобретают одушевлённость и новый, какой-то особый смысл.

Борис Мессерер всегда в первую очередь хотел связывать себя с искусством, быть знаменитым живописцем, но в одно время ему пришлось поменять профессию. И переход из искусства изображать действительность красками в театр художник связывает, прежде всего, со своими великими учителями и кумирами: с Фонвизиным и Тышлером, поскольку в то время картины могли продаваться исключительно через художественный совет. Стоило появиться хоть малейшему намеку на необычное, нестандартное мышление, и картина мгновенно отвергалась.

Тогда спасением для многих художников становился театр. Вот по такому же пути тогда пошел и знаменитый впоследствии русский сценограф — Борис Мессерер. Фото его представлено далее в статье.

борис мессерер биография

Театр

Сегодня знаменитое имя Бориса Асафовича Мессерера связано с более чем со ста пятьюдесятью драматическими, оперными и балетными спектаклями в различных как русских, так и в зарубежных театрах.

Первые свои выступления легендарный сценограф ставил в московском «Современнике». Спектакли сразу же вывели его в первые ряды театрального искусства. В итоге именно эта практика подарила Мессереру колоссальный опыт и громкое имя.

С его рукой по сей день связывают такие удивительные спектакли, как «Кармен-сюита» Альберто Алонсо, который принес идею модернизма в Большой театр, “Пиковая дама”, «Назначение» и “Третье желание” в «Современнике». Спектакль «Дальше тишина» в Моссовете, «Самоубийца» и “Андрюша” в Театре Сатиры и многие, многие другие.

борис мессерер художник

Личная жизнь

Первый брак, который заключил Борис Мессерер, был с Ниной Чистовой. Балерина государственного академического Большого театра России подарила Борису сына Александра. Но брак художника и артистки не быль столь счастливым, и вскоре они развелись.

С самого детства Александра Нина пыталась всеми силами затащить его в балет, но Борис сразу сказал, что ребенок будет художником. Так оно и вышло. Легендарный живописец привил своему сыну чувство цвета, научил выбирать правильные композиции и тона. Благодаря этому Александр Мессерер стал знаменитым художником, который проводит ежегодные выставки своих картин.

Свою вторую жену, Беллу Ахмадулину Борис встретил в 1974 году. История их счастья, которая длилась до самой смерти любимой, до сих пор будто живет и дышит в ее стихах и его картинах.

борис мессерер фото

История любви Бориса и Беллы

Белла была знаменитой поэтессой и писательницей. Встретились они совершенно стихийно и случайно в Доме кино, расположенный на Поварской улице. Сейчас там находится Театр киноактера.

Борис Мессерер просто был ею очарован. Белла покорила его сердце с первого взгляда, когда пришла в Дом кино в снегу и со снежинками на волосах. До встречи с любимой Борис не читал ее стихов и даже не подозревал о том, что она знаменитая поэтесса.

После того как они познакомились, он всё так же не хотел читать ее стихотворения потому, что вокруг писательницы всегда было большое количество людей. И никогда невозможно было понять: эти люди которые восхищались то ли стихами, то ли самой Беллой. Борис не хотел становиться одним из тех поклонников.

Читайте также:  Виталий синицын биография личная жизнь

Однажды вернувшись домой после рабочего дня, художник застал Беллу за написанием стихотворения. Тогда, впервые прочитав ее творение, Борис схватил первые попавшиеся под руку гвозди и прибил листок с её произведением к потолку. Так он висит уже сорок лет.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2018; проверки требуют 19 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мессерер.

Бори́с Аса́фович Мессере́р (род. 15 марта 1933, Москва) — советский и российский театральный художник, сценограф, педагог. Президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.

Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1990). Народный художник РФ (1993). Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2002). Член Союза художников СССР с 1960 года, Союза театральных деятелей РФ и Союза кинематографистов РФ.

Биография[править | править код]

Родился 15 марта 1933 года в Москве в семье балетмейстера Асафа Михайловича Мессерера (1903 — 1992) и актрисы Анель Алексеевны Судакевич (1906 — 2002).

Окончил Московский архитектурный институт, ученик Дейнеки и Фонвизина[1]. Обладал независимым характером и был вне влияния учителей института. Работал с театром «Современник», Государственным академическим Большим театром, Московским художественным академическим театром.

Автор сценографии более ста пятидесяти оперных, балетных и драматических спектаклей[2].

Мессерер внёс в культуру молодого театра «Современник» и, быть может, вообще в театральную культуру начала 1960-х годов ощущение того, что сцена, театр, это не только место действия, но и образ действия, не только пространство, но и образ времени…

Персональные выставки[править | править код]

  • 1983 — Выставочный зал Союза художников СССР (Москва)
  • 1986 — Дом художника (Тбилиси)
  • 1989 — Дворец искусств (Санкт-Петербург)
  • 1990 — Дом художника на Крымском Валу (Москва)
  • 1994 — Российская академия художеств (Москва)
  • 1999 — ГМИИ им. А. С. Пушкина[4]
  • 2003 — Центральный выставочный зал «Манеж» (Москва)[5]
  • 2008 — Российская академия художеств (Москва)[6]
  • 2009 — Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (Москва)[7]
  • 2011 — Галерея Вересов (Москва)[8]

Признание[править | править код]

  • 1987 — Серебряная медаль Академии художеств СССР
  • 1993 — народный художник Российской Федерации
  • 1995 — Государственная премия Российской Федерации в области изобразительного искусства — за художественное оформление спектаклей Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова, созданных в 1991—1994 годах.
  • 2001 — Золотая медаль Российской академии художеств
  • 2002 — Государственная премия Российской Федерации в области дизайна — за театрально-художественную экспозицию «Большой театр в Большом Манеже»
  • 2003 — Орден Почёта
  • 2005 — Чеховская медаль[9]
  • 2008 — Хрустальная Турандот[10]
  • 2008 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени[11][12]
  • 2013 — Орден Дружбы

Сценография[править | править код]

«Современник»[править | править код]

  • «Третье желание» (1960)[13]

Большой театр[править | править код]

  • «Подпоручик Киже» (балет) (1963)[14]
  • «Пиковая дама» (1964)[15]
  • «Кармен-сюита» (1967)
  • «Конёк-горбунок» (1999)
  • «Светлый ручей» (2003)

МХАТ[править | править код]

  • «Сладкоголосая птица юности» (1975)[16]
  • «Трагики и комедианты» (1991)
  • «Горе от ума» (1992)
  • «Борис Годунов»[17] (1994)
  • «Преступление и наказание» (1996)
  • «Привидения» (1997)[18]

Театр сатиры[править | править код]

  • «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (спектакль)» (1968)[19]
  • «Андрюша» (2001)[20]

Театр имени Моссовета[править | править код]

  • «Дальше — тишина…» (1978)

Скульптор[править | править код]

В Тарусе установлен памятник Марине Цветаевой работы скульптора Юрия Соскиева, архитектором которого является Борис Мессерер. Мессерер создал памятник Белле Ахмадулиной, который также установлен в Тарусе в качестве дара городу в том же городском сквере, где установлен памятник Цветаевой.

Фильмография[править | править код]

Художник[править | править код]

  • 1974 — Лев Гурыч Синичкин
  • 1976 — Двенадцать стульев
  • 2000 — Романовы. Венценосная семья

О себе[править | править код]

  • В главной роли…[19]
  • 2008 — О Борисе, Белле и их любимых друзьях. Борис Мессерер[21]

Семья[править | править код]

Первая супруга — Чистова Нина Васильевна (род. 11 мая 1931), балерина ГАБТа.

Имеет сына Александра Мессерера, художника, внуков Анну, Марию, Льва, Нину, Бориса, Александра, Софию.

Вторая супруга — Ахмадулина Белла Ахатовна (10 апреля 1937 — 29 ноября 2010), поэтесса, писательница и переводчица.

Двоюродная сестра — балерина Плисецкая Майя Михайловна ( 20 ноября 1925 — 2 мая 2015).

Интересные факты[править | править код]

  • Имя Бориса Мессерера было дано одному из героев повести «Сто лет тому вперёд» и фильма «Гостья из будущего», снятого по её мотивам. Алиса также рассказывает Юле Грибковой, что у неё есть книга «Творчество Бориса Мессерера», и предсказывает Боре Мессереру (герою книги), что он «станет знаменитым художником. Он будет работать в Большом театре и делать декорации».

Литература[править | править код]

  • Мессерер Б. А. Мастерская на Поварской. М., 1994. ISBN 5-87022-078-5
  • В. Солод. «Белла и Борис»[22]
  • Варначева Л. В. Театр Бориса Мессерера. — СПб., 2005. — 76 с.
  • Мессерер Б.А. Театр Бориса Мессерера. — М.: «Издательство «Гамма-пресс», 2014. — ISBN 978-5-9612-0045-4. Архивная копия от 11 февраля 2015 на Wayback Machine
  • Борис Мессерер. Промельк Беллы. — Романтическая хроника. — М.: Изд-во АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Борис Мессерер в «Журнальном зале»
  • Страница на сайте РАХ
  • Две выставки к одному юбилею
  • ТВ-интервью 2009 года (недоступная ссылка)

Источник

Театральный художник Борис Мессерер, родившийся в марте 1933 года в Москве, не исчез в тени знаменитых родителей. Природа на нём, как это принято говорить, не отдохнула. Выдающаяся, даже гениальная семья очень часто заслоняет будущее своих детей, но не в этот раз. Биография сына получилась не менее творческой и уникальной. Династия, потомком которой явился Борис Мессерер, весьма известна с давних времён, а потому, говоря о Народном художнике РФ, никак нельзя обойти в рассказе и его близких.

Читайте также:  Николай доризо биография личная жизнь дети

борис мессерер

Отец

Асаф Мессерер пришёл в настоящий балет поздно – в пятнадцать лет, начав занятия у Мордкина, но уже через три года танцевал в основной труппе Большого театра. В течение тридцати лет своей блистательной карьеры он создал незабываемые партии в зарубежных и русских балетах.

После чего стал выдающимся балетмейстером и педагогом, причём преподавал и в России, и за рубежом. Родина наградила его по заслугам: две Сталинские премии, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов и множество иных наград. Кроме того, он носил высокое звание Народного артиста СССР.

Мать

Анель Судакевич была дочерью известного московского хирурга Алексея Судакевича и Жозефины Косско – не менее известной как учёный-агроном. Дочь же своих родителей оставила в полной тени, в девятнадцатилетнем возрасте начав сниматься в немом кино, где быстро заслужила уважение самых высоких профессионалов. Образы она создавала очень яркие и запоминающиеся. Дружила с Марецкой, Пудовкиным, Мордвиновым. Карьера выстраивалась более чем удачно. Её обожал Маяковский, скупавший в киосках все открытки с изображением актрисы.

После рождения сына Анель неожиданно с экранов ушла, но кино не покинула: стала художником по костюмам. И тут преуспела. Дружила с Никулиным, многие годы работала, придумывая костюмы для артистов цирка. Знаменитая кепка Олега Попова – тоже её произведение. А в 1969 году Анель стала Заслуженным художником РСФСР. Прекрасно писала портреты.

мессерер борис асафович

Другие

Если бы только родители! Маленький Борис Мессерер у себя дома мог смотреть в любую сторону, чтобы увидеть звезду. Это не семья, это рассадник талантов, где каждый второй родственник имел имя знаменитое. Просто навскидку: тётя Суламифь – известная балерина, дядя Азарий – известный актёр, двоюродная сестра – Майя Плисецкая. Можно было бы удивиться, если мальчика судьба обошла бы щедростью.

Борис Мессерер, которому выпало жить и воспитываться в таком ярком и творческом окружении, должен был достойно продолжить такой выдающийся род. И он сделал это, став одним из самых ярких представителей российской культуры. Учился в Архитектурном институте у Дейнеки и Фонвизина, а позже дружил с Евстигнеевым, Табаковым, Ефремовым… Да и не перечислить всех. И, наконец, женился он тоже знаково – на Белле Ахмадулиной.

Начало

Чтобы стать превосходным театральным сценографом, Мессерер Борис Асафович унаследовал и развил в себе талант своей матери. Он любил рисовать с самого раннего детства, однако в себе уверен не был, а потому в художественный вуз не пошёл, полагая собственную неспособность выдержать вступительные испытания. А вот в Московский архитектурный институт все экзамены сдал. Учился прекрасно, а потому сразу после его окончания Борис Мессерер работы выполнял на уровне самого высокого мастерства.

В 1958 году проходила Всемирная выставка в Брюсселе, и огромное панно “Москва” было выполнено такими художниками как Васнецов и Мессерер. Рядом трудились режиссёр Гончаров и психолог Эльконин. После этой знаменательной работы вся страна признала, что Борис Мессерер – художник, картины которого стоят пристального внимания. Он с той поры участвовал во многих десятках зарубежных, всесоюзных, региональных и московских выставок. И очень успешно оформлял книги.

борис мессерер работы

Театр

И всё-таки главное дело жизни пришло только в шестидесятых. Борис Мессерер о театре не мечтал, это было решение скорее неожиданное, однако именно оно принесло зрителю более ста пятидесяти замечательно оформленных спектаклей – оперных и театральных. Первым опытом была работа в тогда ещё молодом “Современнике”. Заслуженным успехом пользовались оформленные его сценографией спектакли “Третье желание”, “Сирано де Бержерак”, ” Белоснежка и семь гномов” и очень многие другие.

Одновременно Борис Мессерер, биография которого была теснейшим образом связана с искусством самого высокого уровня, работал и в Большом театре, и в Академическом имени Вахтангова, и в Театре сатиры, и в Драматическом имени Пушкина, и в театре имени Моссовета. И всюду его принимали с огромной радостью. Нет в Москве ни одного по-настоящему знаменитого театра, где не подвизался бы художник Мессерер Борис, сценографист, как оказалось, талантливейший.

Особенности

Отчего случилась эта удивительная востребованность, принесшая почти немедленное признание в такой, прямо скажем, творчески привередливой сфере театра? При всей верности принципам классики декоративного театрального искусства, Борис Мессерер был, как теперь бы сказали, художником креативным.

Его декорации удивляли то пространственностью и объёмностью, то динамикой конструкции, то пластичностью, то выразительнейшим минимализмом. Например, дверь в комедии “Назначение”. Это была единственная декорация на сцене, в нужный момент трансформирующаяся в стол заседаний. Такое придумать не решился бы в те времена никто, только Борис Мессерер.

борис мессерер художник картины

Личная жизнь

Женат художник был дважды. Первая жена – балерина Нина Чистова, успешно танцевавшая в Большом театре. Однако главной женщиной Бориса стала и осталась навсегда поэтесса Белла Ахмадулина. Самое интересное то, что стихов он её до знакомства не видел, не слышал и не читал, более того, творчеством поэтов вообще интересовался маловато. Полюбил же Борис Мессерер сначала снежинки в волосах Беллы Ахмадулиной, а потом уже её поэзию.

Они прожили в счастливой войне целых тридцать шесть лет. Похожи они не были, особенно в привычках и жизненном, то есть бытовом укладе. Можно себе представить, каково приживать в одном доме с поэтессой (впрочем, с поэтом – тоже не сахар). Однако эти двое действительно любили друг друга всей душой. После смерти Беллы в 2010 году любовь эта не угасла, и книга, что написал о своей любимой Борис Мессерер (“Проблеск Беллы”), стала свидетельством этих глубоких отношений.

Читайте также:  Лионель месси биография личная жизнь фото

Портреты

Книги Бориса Мессерера – мемуары, где перед читателем проходит длинная череда портретов, настолько талантливо написанных, что каждый из них легко узнаваем. Оценки людей и событий, ощущения в поэзии, в искусстве – всё это тонкой вязью соединяет знакомые лица. Вознесенский, Окуджава, Аксёнов, Битов, Бродский, Высоцкий.

И те, о которых многое рассказали автору родственники: Бурлюк, Маяковский, Мейерхольд, Барышников, Эрдман. И ещё многие-многие, с которыми был знаком сам автор или его родители. Плятт, Параджанов, Гуэрра, Збарский, Чехов, Юткевич, Брик, Иоселиани. Можно перечислять очень долго, и это не передаст очарования подобных воспоминаний. Но самый яркий из этих портретов – Белла.

борис мессерер проблеск беллы

Сейчас

Ему скоро восемьдесят пять, но творческая жизнь его не оставляет. Борис Мессерер активно трудится, оформляет спектакли, пишет картины и очень много выставляется. Отзывы в прессе о его выставках многочисленны, пространны и переполнены восхищением. Например, в музее имени Бахрушина был представлен мир театра глазами художника, где эскизы его костюмов и декораций воспринимались как бесценные шедевры искусства, а не работы прикладного театрального значения.

Каждая такая выставка – это грандиозное действо невероятного масштаба, которое в ретроспективе представляет то, что подарила миру такого масштаба личность, как Борис Мессерер. Биография, личная жизнь его – это как бы автопортрет художника, тоже часть каждого такого проекта, приобретающая здесь общечеловеческую ценность.

Дуализм

Живопись Бориса Мессерера содержит в себе две основные составляющие, находящиеся в постоянной и неутихающей борьбе. Когда, например, внутри монументально строгого архитектурного построения бьётся живая стихия целого моря красок. Это и есть то, что отличает манеру и стиль, почерк художника. Здесь не просто увлечённая всеядность, напротив – многоликость в страстном постижении искусства.

Именно отсутствие слепого копирования, но привлечение всех мыслимых средств изобразительности к решению художественной задачи – кредо мастера. Потому так легко узнаётся творчество Бориса Мессерера в потоке произведений других авторов, оно имеет собственное лицо.

художник мессерер борис

Выставки

В просторных залах Третьяковской галереи Борис Мессерер несколько лет назад представил зрителям своё искусство, получив возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, доселе недоступные. Перед зрителями предстали огромные инсталляции “Обыск” и ” Реквием”. И, конечно, не было человека, которого не тронули бы и не восхитили акварели, представленные в небольшом зале, где обычно демонстрируется графика.

Портреты любимой Беллы, которая так и не научилась позировать, поэтому и представлена в основном акварелью, написанной максимум за полчаса, чередовались с пейзажами их любимой Тарусы, где и похоронена эта блистательная поэтесса, и где стоит уже знаменитый памятник – последний дар ей от благодарного таланта её мужа. Акварели, к слову, великолепны. Они поражают не только свободной магией исполнения, но и поистине сверкающим цветом, что для этой техники является почти нереальной задачей.

География

Работы Бориса Мессерера демонстрировались на персональных выставках в зале МОСХ на улице Вавилова, в Тбилиси, Ленинграде 1986 года, в Доме художника в Москве – дважды и в Российской академии художеств – тоже дважды, в ГМИИ имени Пушкина – дважды, в Манеже, в музее имени Рериха, в Третьяковской галерее – дважды, в Москве и Санкт-Петербурге во время и после Перестройки – очень много раз, а также в Тарусе, Туле, Калуге, Кирове, Перми.

Наряду с выставочной деятельностью в нашей стране Борис Мессерер выставлялся в Бостоне, Эдинбурге, Милане, Праге, Сан-Пауло, Париже, Лондоне. Был награждён многими премиями, орденами и медалями, но произошли все эти награждения уже в постсоветское время.

Театральные работы

Своевольность фантазии Бориса Мессерера всегда удостоверяла реальность. В его работах для театра уживалось одновременно всё: архитектура и дизайн, живопись и графика, причём – не просто уживались, а дружно взаимодействовали, объединялись и противопоставляли себя остальным, приобретая всё новые и новые возможности, раскрывая неведомый пока и кажущийся парадоксальным язык искусства.

Здесь соединились вековые традиции и современный мир, театральная архитектура сформировала ясные и полностью завершённые пластические решения. Соединяясь, а порой и сталкиваясь в единой композиции, примиряются предметы контрастного цвета и разного масштаба, отличных друг от друга фактур, и в этом взаимодействии наполняются иным, но единым смыслом.

борис мессерер биография личная

Достижения

Художник создал произведения самого волнующего зрелищного свойства, это не просто декорации, это пространство, диктующее воображению зрителя. Поднимаются в памяти целые пласты давно забытых эпох, возвращаются стили, наполняют это пространство образами, которые летят единым потоком, и прошлое звенит в линиях настоящего, а вместе они дают предчувствие будущего. Здесь все предметы сценографии равно значимы, все смыслы и значения легко трансформируются именно так, как задумал художник.

Но самое ценное то, что и зритель воспринимает это явление как единственно верное. Такова художественная чуткость этого творческого театра, такова его раскрепощённость, помогающая разбудить сочувствие и сопереживание зрителя, даже его сотворчество с автором. Борис Мессерер – настоящий творец, абсолютно достойный своего знаменитого рода, поскольку только творцу подвластен успешный поиск новых путей в искусстве.

Источник