Борис эйфман биография личная жизнь

Борис эйфман биография личная жизнь thumbnail

Биография

Борис Эйфман – знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Хореограф Борис ЭйфманХореограф Борис Эйфман

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.

Борис Эйфман в молодостиБорис Эйфман в молодости

После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.

Борис Эйфман, Арам Ильич Хачатурян и Александр ДмитриевБорис Эйфман, Арам Ильич Хачатурян и Александр Дмитриев

Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике “беспуантовый балет”, танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.

Борис Эйфман на репетицииБорис Эйфман на репетиции

Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название – Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.

Борис ЭйфманБорис Эйфман

В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.

Борис Эйфман и Валентина МорозоваБорис Эйфман и Валентина Морозова

Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Хореограф Борис ЭйфманХореограф Борис Эйфман

Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста – Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.

Борис ЭйфманБорис Эйфман

Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет – и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Проекты

  • 1980 — «Поединок»
  • 1981 — «Покорение стихии»
  • 1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
  • 1986 — «Интриги любви»
  • 1987 — «Мастер и Маргарита»
  • 1990 — «Человеческие страсти»
  • 1994 — «Дон Кихот, или Фантазии безумца»
  • 1997 — «Красная Жизель»
  • 1998 — «Мой Иерусалим»
  • 1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»)
  • 2001 — «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»
  • 2005 — «Анна Каренина»
  • 2009 — «Онегин»
  • 2013 — «По ту сторону греха»
  • 2017 – «Вчера, сегодня, завтра»

Источник

Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск, Алтайский край) — советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Народный артист Российской Федерации (1996), Заслуженный человек Молдавии (2007), Заслуженный деятель Казахстана (2012), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999, 2018), театральных премий «Бенуа танца», «Золотая маска», «Золотой софит» и других наград.

Биография[править | править код]

Образование и раннее творчество[править | править код]

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной из Харькова в Сталинград[3], затем на строительство завода танковых двигателей[4] в Алтайский край инженера Янкеля Борисовича Эйфмана (1906—?)[5] и врача Клары Марковны Эйфман (урождённой Курис, 1918—1972)[6][7][8]. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров. В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища (ныне Музыкальный колледж имени Штефана Няги) по классу Рашель Иосифовны Бромберг (?—1996), одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета[9]. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище и продолжил постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

Собственный театр[править | править код]

В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Этот авторский театр долго не имел своего постоянного помещения. Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Барретта), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

К концу 1980-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк, которые со временем стали ежегодными. Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.

Общественная позиция[править | править код]

В 2012 году стал доверенным лицом кандидата в президенты РФ В. Путина, выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок.

Семья[править | править код]

  • Жена — Валентина Николаевна Морозова (род. 1953), балерина.
    • Сын — Александр (род. 1995).
  • Брат — Леонид Эйфман (1939—2013)[10], жил в Лос-Анджелесе (Калифорния)[9].

Постановки[править | править код]

Всего Эйфманом на сегодняшний день уже создано более 40 балетных постановок, среди которых:

  • 1979 — «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
  • 1980 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
  • 1980 — «Идиот» по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского[11]
  • 1981 — «Покорение стихии» на музыку Д. Д. Шостаковича
  • 1981 — «Автографы»: «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А. Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
  • 1981 — «Познание» на музыку Томазо Альбинони
  • 1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
  • 1982 — «Легенда» на музыку Т. Когана
  • 1982 — «Композиция» на музыку Антона Веберна. «Бумеранг» На музыку Джона Маклафлина
  • 1983 — «Художник» на музыку Франца Шуберта
  • 1983 — «Метаморфозы»: «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
  • 1983 — «Каприс» на музыку Гектора Берлиоза
  • 1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» на музыку Гаетано Доницетти
  • 1986 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку В. Гаврилина
  • 1986 — «Интриги любви» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
  • 1987 — «Мастер и Маргарита» на музыку А. Петрова
  • 1989 — «Пиноккио» на музыку Жака Оффенбаха
  • 1990 — «Человеческие страсти» на музыку Х. Сарманто
  • 1991 — «Убийцы» на музыку И. С. Баха, Густава Малера и А. Г. Шнитке
  • 1991 — «Реквием» В. А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
  • 1992 — «Иллюзии» на музыку К. Пети
  • 1993 — «Чайковский» на музыку П. И. Чайковского
  • 1994 — «Дон Кихот, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса
  • 1995 — «Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
  • 1997 — «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, Жоржа Бизе и А. Г. Шнитке
  • 1998 — «Мой Иерусалим» на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
  • 1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой») на музыку Л. Бетховена, Г. Малера
  • 2001 — «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза
  • 200? — «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского,
  • 2005 — «Мусагет» на музыку И. С. Баха к столетию Джорджа Баланчина
  • 2005 — «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского по роману Л. Н. Толстого
  • 2007 — «Чайка» по пьесе А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина
  • 2009 — «Онегин» на музыку П. И. Чайковского и А.Ситковецкого по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2011 — «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне
  • 2013 — «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского. Кардинально новая переработка собственного спектакля «Карамазовы» 1995 года[12].
  • 2015 — «Up and Down» по мотивам романа «Ночь нежна» Ф. С. Фицджеральда на музыку А. Берга, Дж. Гершвина и Ф. Шуберта.
  • 2017 — «Русский Гамлет» (новая постановка спектакля 1999 года) на музыку Л. Бетховена и Г. Малера.
  • 2019 — «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса-сына.

Признание и награды[править | править код]

Российские награды[править | править код]

Государственные

  • 1 сентября 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного искусства[13]
  • 16 марта 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[14]
  • 5 мая 2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[15]
  • 28 июня 2016 — Орден Почёта — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[16]

Общественные

  • 1998 — орден «Мира и Согласия»

Иностранные награды[править | править код]

  • 1999 — Орден Искусств и литературы (Франция)
  • 2003 — командор ордена Заслуг перед Республикой (Польша)
  • 2016 — Орден Почёта (Армения)
  • 2 октября 2017 — Орден Почёта (Молдавия) — в знак признания особых заслуг в развитии хореографического искусства, за вклад в укрепление молдо-российских культурных связей и плодотворную творческую деятельность[17][18]

Звания[править | править код]

  • 1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 11 декабря 1996 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства[19]
  • 11 октября 2007 — Om Emerit (Молдавия) — в знак признания особых заслуг в развитии хореографического искусства, за вклад в укрепление молдо-российских культурных связей и плодотворную творческую деятельность[20]
  • 2004 — почётный доктор СПбГУП
  • 2012 — Заслуженный деятель Казахстана — за выдающиеся заслуги по подготовке творческих кадров для Казахстана, большой вклад в укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и России[21].

Премии[править | править код]

  • 1998 — лауреат Государственной премии Российской Федерации[22]
  • 1995, 1996, 1997, 2001, 2005 — театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
  • 1996, 1999 — российская театральная премия «Золотая маска»
  • 1996 — премия «Триумф»
  • 2006 — премия «Бенуа танца» в номинации «Лучший хореограф 2005 года»
  • 2006 — премия «Человек года» Федерации еврейских общин России
  • 2011 — Премия правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова»[23]
  • 2017 — Международная премия «Балтийская звезда»[24]
  • 2018 — Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года[25]

Ссылки[править | править код]

  • Страничка Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана
  • Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия танца Бориса Эйфмана»
  • Администрация Президента Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. — Юридическая литература, 1996. — С. 11078.

Галерея[править | править код]

  • Сцена из балета «Красная Жизель»
  • Сцена из балета «Красная Жизель»

Интервью[править | править код]

  • «Я питаюсь энергией, которая дана мне свыше…» Интервью с хореографом Борисом Эйфманом
  • Беседа Михаила Лемхина с Борисом Эйфманом
  • Борис Тарасов. Борис Эйфман: Движение – это великая сила (недоступная ссылка). Театрал № 6 (73) (1 июня 2010). Дата обращения 5 мая 2011. Архивировано 1 августа 2012 года.
  • Известный хореограф Борис Эйфман боится за русский балет. Piter.tv (4 декабря 2013).

Пресса[править | править код]

  • Езерская Белла. Балет Бориса Эйфмана — балет XXI века // Вестник. 1999. № 5. 2 марта
  • Театр Эйфмана в Нью-Йорке. Автор Белла Езерская. Журнал «Чайка» 2002 г.
  • Андрей Тажиев. Журнал «Ять». Энциклопедия танца от Бориса Эйфмана, 2000, № 6.

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Лауреаты Государственной премии РФ в области литературы и искусства

Источник

Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества». В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского. «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Язык тела — это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения. Создание нового типа балетного спектакля — цель моей творческой сознательной жизни.

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет». «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня — завтра всё прикроют», — говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно — негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

Судьба Мастера — главная тема балета. Видя его страдания, мы не можем не вспоминать и о многолетнем вынужденном молчании самого Булгакова (не случайно Мастер впервые появляется в спектакле с завязанным накрепко ртом), и о судьбе его произведений, часть которых не переиздается более 60 лет.

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский». Композитор в постановке Бориса Эйфмана — это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя. Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие — что он исказил биографию великого композитора.

Эйфман создал самый сложный из своих балетов. Во-первых, достигнуто полное единство замысла. Картины сменяют друг друга без длиннот, с ясностью идет рассказ о постоянной борьбе, которую ведет с собой композитор.

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову. «Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого — это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны — генерал — становится современным олигархом. А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос — «Что есть русская душа сегодня?».

Спектакль «Евгений Онегин». Фотография: eifmanballet.ru

Спектакль «Евгений Онегин». Фотография: eifmanballet.ru

В 2015 году Борис Эйфман поставил спектакль «Up & Down» по роману Фрэнсиса Фицджеральда «Ночь нежна». После премьеры о Борисе Эйфмане заговорили как о хореографе-психоаналитике. Балетмейстер так объяснил название постановки: «Движение вверх героини и вниз героя выражает философию спектакля. Артисты постоянно делают движения вверх и вниз». По сюжету талантливый врач-психиатр теряет свое «я», разрушая собственную карьеру и личную жизнь. Борис Эйфман говорил о идее Фицджеральда: «В этом романе есть главная тема — служение своему дару, что не у всех получается».

Спектакль «Анна Каренина». Фотография: eifmanballet.ru

Спектакль «Up & Down». Фотография: eifmanballet.ru

Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Источник