Борис эдер дрессировщик биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2016;
проверки требуют 22 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эдер.
Борис Афанасьевич Эдер (12 [24] июля 1894, Батуми — 15 ноября 1970, Москва) — цирковой артист, дрессировщик (укротитель) хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР (1939).
Биография[править | править код]
Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.
В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя) и никакой предварительной специальной подготовки, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также — леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, легшие в основу советской школы цирковой дрессуры, распространившиеся после 1950-х гг. за рубежом и продолжающие применяться во всем мире до настоящего времени.
(Существует иная, по всей видимости, фантастическая и романтизированная (возможно, не без участия самого Б. А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей «мальчика» (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)
Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика («дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры — это победа воли») вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.
Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.
С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.
Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.
Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.
Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения неизвестно[2].
Личная жизнь[править | править код]
Был дважды женат. Первая жена — Эдер Тамара Николаевна (20.09.1911—1988), артистка цирка, воздушная гимнастка, ассистентка мужа. Вторая жена — Эдер Алла Леонидовна (25.12.1927—06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина Эдер (р. 15.02.1940) — цирковая актриса; в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором Канунниковым (р. 08.08.1940) выступала в клетке с поставленным для них отцом номером «Львы и всадник».
Почетные звания и награды[править | править код]
- Заслуженный артист Республики (1935)
- Народный артист РСФСР (19 ноября 1939)
- Орден Ленина (19 ноября 1939)
Память[править | править код]
Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале «Маргарита Назарова», вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин[3][4][5].
Примечания[править | править код]
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эдер.
Эдер Борис Афанасьевич (12 [24] июля 1894, Батуми — 15 ноября 1970, Москва) — цирковой артист, дрессировщик (укротитель) хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР (1939).
Биография
Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.
В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя) и никакой предварительной специальной подготовки, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также — леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, легшие в основу советской школы цирковой дрессуры, распространившиеся после 1950-х гг. за рубежом и продолжающие применяться до настоящего времени.
(Существует иная и, по всей видимости, существенно романтизированная (возможно, не без участия самого Б.А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей “мальчика” (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)
Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика (“дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры – это победа воли”) вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.
Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.
С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.
Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.
Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.
Был дважды женат (вторая жена – Эдер Алла Леонидовна, 25.12.1927-06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина – цирковая актриса (в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором выступала в клетке с поставленным для них отцом номером “Львы и всадник”). Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения неизвестно[2].
Память
Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале «Маргарита Назарова (телесериал)», вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин[3][4][5].
Примечания
| 10:59 | 25.06.2015
Несколько десятилетий я знаю Бориса Афанасьевича Эдера — смелого, отважного, ищущего, беспокойного артиста и человека. Вся его жизнь увлекательна и романтична, как романтично и увлекательно искусство цирка, с которым он связал свою судьбу.
Жизнь в искусстве Борис Эдер начинал так же, как и многие, впоследствии известнейшие мастера русского дореволюционного цирка. И история прихода их в цирк очень похожа на десятки таких же историй. Двенадцатилетним парнишкой Борис убежал из дома своего отца — мастера Батумского нефтеперерабатывающего завода — и ушел с бродячими артистами циркового балагана. В те годы он не подозревал, что блестки на трико гимнастов и акробатов с трудом прикрывали полунищенское существование этих красивых, сильных и обаятельных людей.
Подобно многим своим сверстникам, «гуттаперчевым мальчикам», увлеченным романтикой циркового зрелища, Борис свой путь на манеж начинал с того, что чистил картошку на хозяйской кухне, бегал за продуктами на базар, нянчил детей, а перед представлениями зажигал в балагане лампы. Прошло несколько лет своеобразного «ученичества», но не угасала мечта стать артистом.
Гимнаст, эквилибрист, воздушный полетчик, участник модного в 10-е годы «гладиаторского» номера, затем пер-шевик. Эту работу молодой артист всячески стремился разнообразить, ввести в нее новые оригинальные трюки. Так, балансируя на лбу першем, на вершине которого партнер исполнял сложные упражнения, сам Эдер становился на огромный шар, двигавшийся по манежу в разных направлениях. Работа на «переходной лестнице» и на кольцах предшествует созданию оригинального аттракциона «Полет вокруг Эйфелевой башни». Он сам конструирует башню и наблюдает за ее созданием. Подвешенная к ее вершине трапеция все время вращается, а Эдер с партнером исполняют на ней сложнейшие гимнастические трюки. Может быть, так и продолжал бы он свою работу акробата и гимнаста, придумывая новые, все более усложненные трюки. Но Управление госцирков в начале 30-х годов предложило ему заняться дрессировкой хищников.
Борису Эдеру поручили принять группу львов, приобретенную Управлением цирков у известного укротителя Карла Зембаха. И вот человек, никогда раньше не общавшийся с хищниками, стал пробовать себя в новой профессии.
В печати уже не раз рассказывалось, как Борис Афанасьевич, человек сильный, настойчивый, в очень короткий срок сумел подобрать «ключи» к львам, изучить их нрав, повадки, как он стремился обращаться с хищниками гуманно, подчинять их своей воле, применяя метод вкусового поощрения.
Потом Эдер решил попробовать свои силы в работе с уссурийскими тиграми. Через полгода новый аттракцион был готов. Затем он подготовил настоящий спектакль — полярный аттракцион с белыми медведями. Действие его происходило на «дрейфующей льдине», белые медведи участвовали в нескольких веселых сценках — возили на нартах пришельца с «большой земли», ходили на лыжах, «слушали в ледяном безмолвии» мелодии модных песенок…
Но вскоре, занявшись обитателями русских лесов — бурыми медведями, артист-новатор первым в истории цирка «поднял» их под купол. Его мишки исполняли на канате забавные трюки, совершали кульбиты, ходили с завязанными глазами и т. д.
Когда Борис Афанасьевич перестал выступать в цирке, он стал режиссером-педагогом. Его пригласили в кино принять участие в подготовке к съемкам картины «Опасные тропы». Предстояло не только выдрессировать уссурийских тигров, только что привезенных из тайги, но и подготовить дублершу одной из героинь фильма. Помню, как в подвальном этаже «Мосфильма», в специально оборудованной вольере, Эдер дрессировал полосатых хищников, одновременно обучая обращению с тиграми Маргариту Назарову. Бывшая эстрадная танцовщица бесстрашно овладевала новой Для нее опасной профессией. Вместе с ней стажировался и бывший актер театра К. Константи-новский. Я видел, как Маргарита Назарова успешно дублировала в «Опасных тропах» героиню кинокартины, а затем, опять-таки при помощи Б. А. Эдера, стала самостоятельно выступать с подготовленным аттракционом. Вскоре Эдер уже помогал ставить сцены с хищниками в фильме «Укротительница тигров», где Назарова дублировала исполнительницу главной роли Л. Касаткину. А еще через два-три года Назарова уже сама сыграла большую роль в комедии «Полосатый рейс».
Борис Эдер стал консультантом кинематографистов и в фильме «Дон-Кихот», помогая Григорию Козинцеву снять встречу Дон-Кихота (Николая Черкасова) со львом.
Борис Афанасьевич неутомим. Он помогал создать аттракцион со львами на лошадях для своей дочери Валентины и зятя Виктора, консультировал самого молодого советского дрессировщика Бориса Денисова, участвовал в работе над многими другими произведениями.
Более 60 лет Эдер отдал цирку. Он награжден орденом Ленина, удостоен почетного звания народного артиста РСФСР. Пожелаем же ему от души еще многих лет здоровья и работы!
К 75-летию народного артиста РСФСР Бориса Эдера
МИХ. ДОЛГОПОЛОВоставить комментарий
Эдер Борис Афанасьевич (12 [24] июля 1894, Батуми — 15 ноября 1970, Москва) — цирковой артист, дрессировщик (укротитель) хищных животных, основатель советской школы работы с цирковыми хищниками. Народный артист РСФСР (1939).
Биография
Родился в цирковой семье, во время гастролей родителей в городе Батуми. С четырнадцати лет (1908) выступал на манеже: как акробат, вольтижёр, затем — как воздушный гимнаст.
В 1932 году принял группу львов, приобретённых у немецкого укротителя Карла Зембаха, в рекордный срок, не имея наставника (по другим сведениям, после нескольких недель уроков у иностранного укротителя) и никакой предварительной специальной подготовки, освоил работу с ними и уже в том же году начал выступать на манеже. Впоследствии работал преимущественно со львами и тиграми, а также — леопардами, полярными и бурыми медведями, фрагментарно — со слонами и страусами. Выработал оригинальную методику дрессировки хищников и стилистику номера в клетке, легшие в основу советской школы цирковой дрессуры, распространившиеся после 1950-х гг. за рубежом и продолжающие применяться до настоящего времени.
(Существует иная и, по всей видимости, существенно романтизированная (возможно, не без участия самого Б.А. Эдера) версия ранних лет жизни: о рождении в семье мастера Батумского нефтеперегонного завода, бегстве из дома в 12 лет ради цирковой карьеры и дальнейшем становлении в цирке, начавшемся с обязанностей “мальчика” (прислуги) директора одной из передвижных трупп.)
Главные черты стилистики номера: отказ от подчеркивания опасности пребывания человека в клетке, отказ от обыгрывания враждебного противостояния человек-хищник, демонстративного преодоления укротителем воли хищника. Основные принципы дрессуры: отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов животного (адаптация естественных реакций и движений зверя к цирковым целям), выстраивание контакта дрессировщик-хищник на основе лидирования дрессировщика (“дрессировщик для хищника должен быть не страшен, но безусловно авторитетен; не тот способен управлять хищником, кто запугал его, но исключительно тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака, лидера, личность несомненно более сильную, чем сам хищник; личность с силой воли, превосходящей волю хищника, превосходящей многократно и с безусловной решительностью, настолько сильной, чтобы хищник физически не мог ей не подчиниться; успех дрессуры – это победа воли”) вознаграждения и строгой дисциплины, принятие тезиса об индивидуальности характера каждого животного и корректировка подходов дрессировщика к каждому зверю в зависимости от его персональных свойств.
Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом (шамбарьером), резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. Главным средством управления хищником становились сравнительно негромкие, короткие команды голосом и палка. Номер выстраивался как гармоничное взаимодействие дрессировщика с хищниками, причём опасность пребывания дрессировщика в клетке зрителями не воспринималась вовсе или казалась им гораздо меньшей, чем на самом деле (в действительности Эдер, особенно в 1930-х гг., перенес множество травм от своих животных, в том числе не менее десяти, потребовавших госпитализации). Применял ряд новых и неожиданных для публики приёмов, в частности — выступал, как правило, в необычном для укротителя костюме: обыкновенной пиджачной паре с галстуком или бабочкой. В ряде номеров сочетал дрессуру с эквилибристикой и воздушной гимнастикой. Впервые в мире поставил номера с хищниками, построенными в виде сюжетной повествовательной истории.
С рубежа 1940-50-х гг. перестал выступать на арене лично: работал с хищниками, ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые и выступали перед публикой. Это был уникальный в своей скромности вид цирковой деятельности. Сам Эдер, однако, не считал своё положение скромным и рассматривал себя как педагога, организатора и руководителя школы советской дрессуры, причём лично ходатайствовал перед начальством о предоставлении молодым дрессировщикам самостоятельной работы, когда находил, что под его руководством они обучились всему необходимому. В цирковых кругах пользовался огромным авторитетом, особенно в 1950-х гг. Наиболее известные ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. Опосредованно Эдер может считаться учителем всех советских и российских дрессировщиков за последние 60-70 лет, поскольку вся школа цирковой дрессуры хищников строится на его методиках.
Принимал активное участие в создании кинофильмов, в которых снимались его хищники — «Цирк», «Опасные тропы», «Укротительница тигров», «Дон Кихот». В фильме «Укротительница тигров» (1954) в роли Антона Афанасьевича Телегина сыграл самого себя.
Автор мемуаров «Мои питомцы» (М., 1955; 2-е издание: Иваново, 1960). Название несколько иронично, поскольку под «питомцами» можно понимать как животных, с которыми работал Эдер, так и дрессировщиков, чьим наставником он стал. Помимо жизнеописания, книга содержит обстоятельное изложение основных принципов дрессуры, выработанных Эдером, и методики построения цирковых номеров с хищниками.
Был дважды женат (вторая жена – Эдер Алла Леонидовна, 25.12.1927-06.02.2012). Дочь от первого брака Валентина – цирковая актриса (в конце 1960-х гг. вместе с мужем Виктором выступала в клетке с поставленным для них отцом номером “Львы и всадник”). Скончался в Москве, церемония прощания состоялась в Донском крематории. Место захоронения неизвестно[2].
Память
Некоторые эпизоды судьбы отражены в российском телевизионном сериале «Маргарита Назарова (телесериал)», вышедшем на телеэкраны в 2016 году. Роль Бориса Эдера исполнил актёр Николай Добрынин[3][4][5].