Блок его личная жизнь и его дети
Биография
Блок Александр Александрович был рожден в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.
За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.
Александр Блок в детстве
В те времена разводы были редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви: за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха. Менять фамилию сына на свою или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком.
Свои детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.
Александр Блок в юности
Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла Саше произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и ее юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.
В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времен. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, ее образ, запечатленный в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.
Александр Блок в молодости
В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.
Начало творчества
Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет он взахлеб читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.
Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью именитому отечественному ученому Дмитрию Менделееву. Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью и страстью. Любовь Дмитриевна также стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.
Александр Блок
Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.
На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».
Александр Блок и Зинаида Гиппиус
Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.
В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплета были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.
Революция 1905-1907 годов
Революционные события стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Стихи о любви отошли на второй план.
Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.
Тогда же Блок, который, боготворя свою жену, не отказывался от возможности питать нежные чувства к другим женщинам, воспылал страстью к Н.Н. Волоховой, актрисе театра Веры Комиссаржевской. Образ красавицы Волоховой вскоре заполонил философские стихи Блока: это ей поэт посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная Маска», с нее списывал героинь пьес «Песня Судьбы» и «Король на площади».
В конце 1900-ых годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения простого народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую, глубоко личную индивидуальность.
Отказ от символизма
1909 год был очень сложным для Александра Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены Людмилы. Тем не менее, внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил своему сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на крупных творческих проектах.
В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из книги «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».
Александр Блок
Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.
В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.
Октябрьская революция
Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда Анна Ахматова, Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский и многие другие вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.
Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.
Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.
Личная жизнь
Первая и единственная жена Блока – Любовь Менделеева, в которую он был безумно влюблен и которую считал своей настоящей судьбой. Супруга была для писателя поддержкой и опорой, а также неизменной музой.
Александр Блок с женой Людмилой Менделеевой
Однако представления о браке у поэта были достаточно своеобразные: во-первых, он был категорически против телесной близости, воспевая любовь духовную. Во-вторых, вплоть до последних лет своей жизни Блок не считал зазорным влюбляться и в других представительниц прекрасного пола, хотя его женщины никогда не имели для него такого значения, как жена. Впрочем, Любовь Менделеева также позволяла себе увлекаться другими мужчинами.
Дети у супружеской четы Блоков, увы, не появились: ребенок, родившийся после одной из немногих совместных ночей Александра и Любови, оказался слишком слаб и не выжил. Тем не менее, у Блока осталось достаточно много родственников как в России, так и в Европе.
Смерть поэта
После Октябрьской революции происходили отнюдь не только интересные факты из жизни Александра Александровича. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.
В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей.
Похороны Александра Блока
Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание поэта совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.
Могила Александра Блока
Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил свои записи и принципиально не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Долгое время ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако своего подтверждения эти слухи не нашли.
Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия нашего народа.
Знаменитый поэт Александр Блок, со дня рождения которого 28 ноября исполняется 136 лет, говорил, что в его жизни было только две женщины – «Люба и все остальные». Он действительно очень любил свою жену – дочь ученого Дмитрия Менделеева, но этот брак был очень странным. Блок называл свою жену Прекрасной Дамой, считая, что физическая близость – помеха близости духовной. А Любовь Менделеева мечтала о земном женском счастье и была вынуждена искать его с другими…
Люба Менделеева (справа) с подругой в гимназии | Фото: maskball.ru
Идеи философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности нашли неожиданное преломление не только в творчестве, но и в жизни Блока, который стремился обрести свой идеал Прекрасной Дамы. С Любовью Менделеевой они были знакомы с детства, а когда встретились снова (Блоку было 17 лет, а Менделеевой – 16), между ними возникли чувства. Правда, вначале они были неоднозначными: Люба даже называла друга детства «позером с повадками фата».
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ <<
Тогда они участвовали в домашней постановке шекспировского «Гамлета», где главную роль играл Блок, а Люба – роль Офелии. Она покорила поэта своей серьезностью, строгостью и неприступностью.
Л. Менделеева в роли Офелии и А. Блок в роли Гамлета в домашнем спектакле | Фото: stihi.ru
Их общение вскоре прекратилось, но в будущем состоялось несколько случайных встреч с Менделеевой, которые Блок воспринял как мистический знак свыше, и решил, что Люба – его судьба. В реальной девушке он увидел воплощение идеализированного образа Прекрасной Дамы, которую воспел в стихах. Однако Люба противилась навязанной ей роли и часто повторяла поэту: «Пожалуйста, без мистики!». Тем не менее она вышла за него замуж. Дмитрий Менделеев был очень доволен тем, что дочь решила связать судьбу с внуком его давнего приятеля – профессора Бекетова, хотя стихов Блока не любил: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать».
Сцена из домашней постановки *Гамлета* | Фото: litena.ru
Сразу же после свадьбы Блок заявил жене, что физическая близость может разрушить духовную связь. Подобное отношение к браку сформировалось у поэта не только под воздействием философских взглядов Вл. Соловьева, но и в результате личного негативного опыта: физическая близость ассоциировалась у Блока с проститутками, и поэтому воспринималась как нечто грязное и кратковременное. Позже отношения супругов все же перешли эту грань, но спустя два года прекратились вовсе. Менделеева тщетно умоляла мужа в письмах: «Милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо».
А. Блок в 1907 г. и А. Блок в роли Гамлета в домашнем спектакле | Фото: shkolageo.ru и liveinternet.ru
В воплощение Вечной Женственности поверил не только сам Блок, но и поэты-символисты из его окружения. Их брак трактовали как священную мистерию, как воссоединение пророка и его музы, и видели в этом предвестие обещанного Вл. Соловьевым мирового очищения. В каждом жесте, слове, наряде Любы поэты искали скрытые символы. Не все были очарованы ею – Анна Ахматова называла ее «круглой дурой» и «бегемотом, поднявшимся на задние лапы». Но под обаяние Любови Менделеевой попал близкий друг Блока Андрей Белый, и его поклонение Прекрасной Даме скоро переросло в обычную земную любовь к земной женщине. А Менделеева об этом мечтала уже давно.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ <<
Любовь Менделеева в усадьбе Боблово | Фото: maskball.ru
Любовь Дмитриевна чувствовала себя ненужной мужу и, как она писала, «брошенной на произвол каждого, кто стал бы за ней упорно ухаживать». Она долго металась, но в 1907 г. решила прекратить отношения с Белым. Однако брак это не спасло. У Блока в это время случился бурный роман с актрисой Натальей Волоховой. Менделеева сама пришла к сопернице и предложила ей взять на себя заботы о поэте: «К Сашеньке нужен особый подход, он нервен, его дед умер в психиатрической лечебнице, да и мать страдает эпилептическими припадками, а он к ней очень привязан… В общем, решайте сами». На этом роман и закончился.
Л. Менделеева, фото 1905-1906 гг. и 1913 г., в Биаррице | Фото: liveinternet.ru и maskball.ru
У Менделеевой тоже случались романы. Когда муж узнал о ее связи с поэтом Г. Чулковым, она ответила: «Я же верна моей настоящей любви, как и ты? Курс взят определенный, так что дрейф в сторону не имеет значения». И после она признавалась Блоку во всех своих увлечениях, не забывая напоминать о том, что муж для нее – единственная любовь. От актера К. Лавидовского она даже забеременела, и Блок согласился быть отцом ребенку, так как своих детей не мог иметь. Но мальчик скончался спустя 8 дней после рождения.
Слева – Л. Менделеева. Справа – К. Сомов. Портрет А. Блока, 1907 | Фото: nasledie-rus.ru и liveinternet.ru
Тем не менее Любовь Менделеева оставалась с поэтом до конца его дней. Когда он заболел, ухаживала за ним, обменивая драгоценности на лекарства. В 1921 г. Блок скончался, жена пережила его на 18 лет. Она больше так и не вышла замуж.
Поэт Александр Блок | Фото: liveinternet.ru
Такие странные браки не были редкостью в те времена: любовные многоугольники эпохи Серебряного века
Многие поклонники поэзии А.Блока знают его стихотворение «На смерть младенца» и делают вывод, что у Блока и Любови Дмитриевны был сын Дмитрий, названный в честь деда – Дмитрия Ивановича Менделеева, проживший всего восемь дней. О других детях Блока они даже не подозревают. Но младенец Дмитрий не был сыном Блока. Он родился от актёра труппы Мейерхольда Дмитриевского, с которым у Любови Дмитриевны был недолгий роман во время их совместных гастролей.
Но у самого Блока были дети: двое, а может быть и трое от разных возлюбленных. И этому факту не приходится удивляться – ведь брак Блока и Любови Дмитриевны не был браком в обычном смысле. Он держался на духовной общности этих двух людей, при полной свободе их внебрачных отношений.
В блоковедении высказывалось предположение, что при поездке в ноябре 1909 года к умирающему отцу в Варшаву, Блок встречался с польской девушкой Марией, от которой у него родился сын. Такое предположение основывалось на строках прозаического предисловия к поэме «Возмездие»:
«Тут над свежей могилой отца, заканчивается развитие и жизненный путь сына, который уступает место собственному отпрыску (…) В эпилоге должен быть изображён младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать, затерянная где-то в широких польских клеверных полях».
Тут надо обратить внимание на слова: «простая мать, затерянная где-то в широких польских клеверных полях». Если исходить из реалий, то они соответствуют не зимней морозной Варшаве 1909 года, а месту службы А.Блока с июля 1916 года по март 1917 года в инженерно-строительной дружине № 13 союза земств и городов (Земгор) в Полесье, недалеко от города Пинска (станция Лунинец, деревня Колбы)
Летом 1980 года экскурсовод Московского бюро экскурсий и путешествий Анна Васильевна Булаева и журналист и блоковед Георгий Зиновьевич Блюмин отправляются в Полесье, чтобы отыскать следы А.Блока. Результаты их поездки сенсационны. От старожилов деревни Колбы они узнают, что местная девушка Мария родила от Блока в 1917 году сына, названного Фёдором. Цитирую книгу Г.Блюмина «Из книги жизни. Очерк об Александре Блоке» (Лениздат, 1982, стр. 7): «Год 1980. Деревня Колбы в Белоруссии. Вместе с заместителем председателя Пинского райисполкома Эдуардом Ивановичем Еленским я разговариваю со старожилом деревни. Среди них уже знакомые нам Н.М. Колб и С.Я. Лемешевский. Разговор, конечно, о Блоке. Показываем старикам фотографии поэта. Известные снимки Блока с курчавой шевелюрой, галстуком-бантом 1906–1907 годов особой реакции не вызывают. Но вот в руках сторожилов фронтовые снимки поэта в шинели, кителе, фуражке стройдружины. И сразу несколько возгласов: «Так гэта ж наш Федя!» Мы задаём вопросы и с огромным вниманием слушаем рассказ о девушке из деревни Колбы Марии Лемешевской. Она родилась в Восточных Карпатах под Дрогобычем, рано осталась сиротой и приехала в Колбы к родственникам. В 1916 году встречалась она здесь с каким-то военным, рассказывают старики, а в 1917 году родился у Марии сын Фёдор. К сожалению, Мария страдала наследственным туберкулёзом лёгких. Она умерла не дожив и до сорока, а в начале 1936 года умер восемнадцатилетний Фёдор…»
Итак, у нас есть свидетельство с одной стороны: односельчан и даже родственника Марии С.Я. Лемешевского. Но, может быть, военный, возлюбленный Марии Лемешевской вовсе не Блок, а другой?
Обратимся к «Воспоминаниям об Александре Блоке» Надежды Павлович, человеку одно время очень близкому поэту: «Он рассказывал мне… о реальной встрече с той девушкой, которой посвящены проникновенные предсмертные его строки в незаконченных набросках «Возмездия». Мне он имени её не назвал. Он говорил о конце рода, о справедливом возмездии, о том, что у него никогда не будет ребёнка. Я спросила: «А был?» – Был в Польше. Она была простой девушкой, осталась беременной, но я её потерял. И уже никогда не смогу найти. Может быть, там растёт мой сын, но он меня не знает, и я его никогда не узнаю (Н.Павлович. Воспоминания об Александре Блоке. Прометей, 1977 № 11, стр.242–243).
Но как мы знаем имя Мария прозвучало в черновике продолжения третьей главы поэмы «Возмездие»:
Простая девушка пред ним
Как звать тебя? – Мария.
Откуда родом ты?– С Карпат.
(А.Блок. Полное собр. соч. т. 5 стр. 72)
И то обстоятельство, что Мария родом с Карпат доказывает, что речь идёт именно о Марии Лемешевской и, следовательно, её сын Фёдор был сыном Александра Блока.
Ещё один сын А.Блока родился от жены известного критика-марксиста Петра Семёновича Когана – Надежды Александровны Нолле-Коган. Н.А. Нолле родилась в Москве в семье врача в 1888 году, закончила частную гимназию в 1907. В 1909 вышла замуж за гимназического преподавателя П.С. Когана. Продолжила образование в Сорбонне, потом в Петербургском университете. Помогала мужу переводить прозу Д.Дидро, занималась потом переводами самостоятельно, писала рассказы. Сотрудничала в журналах «Рудин», «Женское дело», «Вершины».
Впервые Н.А. Нолле-Коган увидела Блока на литературном вечере в 1912 году, весной 1913 в письме призналась ему в любви и попросила разрешения присылать ему розы. Знакомство их состоялось 28 ноября 1913 года, и с тёх пор любовь и забота Надежды Александровны сопровождала Блока до конца его жизни. Вследствие переезда семьи Коганов в 1917 году в Москву возникла интенсивная переписка. Сохранилось 40 писем Блока к Н.А.
Она помогала Блоку с продажей книг и в театральных делах поэта в Москве (с постановкой «Розы и креста», в подготовке издания «Отроческих стихов», посылала ему в голодное время продовольственные посылки).
В конце августа 1920 года Н.А. приезжает ради Блока в Петроград. В декабре или январе 1920–1921 года Н.А. пишет Блоку: «Друг мой, я жду ребёнка и его отец мой муж». В середине июня 1921 Н.А. сообщает Блоку: «Дорогой друг мой, 9 июня я родила мальчика Сашеньку. Роды были очень тяжёлые…».
В письме от 2 июля 1921 года Блок отвечает очень коротко боясь сказать лишнее: «Дорогая Надежда Александровна, ну, поздравляю Вас».
После смерти Блока Н.А. хранила тайну рождения своего сына, но после смерти мужа в 1932 году это молчание стало ненужным. Её огромное чувство к Блоку было, быть может, самым важным в её жизни. Она никогда не расставалась с письмами Блока и есть свидетельство, что она их показывала знакомым даже на пляже в Юрмале. Сын её Александр вырос со знанием своего происхождения. Об этом знали многие школьники, учившиеся вместе с А.Нолле, в том числе известный критик С.С. Лесневский. А.Нолле (9.6.1921–25.5.1990) закончил французское отделение Военного института иностранных языков. Он стал писателем-прозаиком, автором многих приключенческих книг, заслуженным работником культуры, лауреатом премий, первым заместителем председателя Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР. Печатался под псевдонимом Ал.Кулешов.
В пользу отцовства Блока в данном случае говорят близкие отношения между Блоком и Н.А., её приезд в Петроград в августе-начале сентября 1920 года, уверенность Н.А. в отцовстве Блока. И всё же, чтобы быть максимально объективным, несколько настораживает письмо Блока от 23 сентября 1920 года:
«Дорогая Надежда Александровна!
Хорошо, что всё кончилось благополучно на этот раз; но не думаете ли Вы, что эта игра (для женщины всё-таки игра) может быть опасной не только для тела, но и для души… По этой же причине – ещё вот что: в Вашем письме, которое я прочитал на ночь, и в том, как мы разговаривали однажды на Знаменской улице, было не совсем то, что надо. Об этом никому нельзя говорить».
Если понимать слова «всё кончилось благополучно» в том смысле, что их интимные отношения не имели никаких последствий и осложнений, то сомнения в отцовстве Блока не могут не возникнуть.
Итак, первый сын Блока от Марии Лемешевской умер в 18-летнем возрасте от туберкулёза. Александр Нолле остаётся под сомнением. Но была ещё дочь Блока Александра, о которой я слышал ещё в 1960-х годах.
В 1988 году работая в музее-заповеднике А.Блока Шахматово, я лично познакомился с Александрой Павловной Люш – дочерью Блока, жившей в Ленинграде на Бассейной улице.
Прежде всего о фамилии: Люш – это фамилия мужа Александры Павловны, инженера Дмитрия Васильевича, с которым она развелась за несколько лет до нашей встречи. У супругов Люш родился сын Андрей, у которого есть трое сыновей. А вот отчество Павловна требует пояснений.
«Придя на должность руководителя БДТ, Блок подружился с ведущим актёром театра Николаем Монаховым. А брат того – Павел ухаживал за вдовой морского офицера – некоей Марией Сергеевной Сакович, тоже назначенной в БДТ главврачом. Шумной компанией все они часто сиживали у неё дома на Мойке. А летом 1920 года пропадали на даче у Монаховых в живописном месте на берегу Ореджа… Тут то Блок и обратил внимание на 27-летнюю соседку Александру Чубукову. Обаятельная сестра милосердия как и Мария Сакович живо интересовалась театром, музыкой, поэзией… и вскоре Шура стала равноправной участницей весёлых прогулок на реку и в лес» (С.Сеничев. Александр и Любовь. М., «Вагриус», 2007).
С.Сеничев относит строки из черновиков «Возмездия» именно к Шуре Чубуковой:
Там, где скучаю так мучительно,
Ко мне приходит иногда
Она бесстыдно упоительна
И унизительно горда.
1 мая у Александры Чубуковой родилась дочь, названная в честь отца Александрой. Через несколько дней вследствие тяжёлых родов и обострения туберкулёза А.Чубукова скончалась. Мария Сергеевна Сакович взяла на воспитание, а потом удочерила девочку. Первоначально в свидетельстве о рождении в графе отец был прочерк. Позднее ей дал своё имя Павел Монахов. Так Александра Сакович стала Павловной.
Несколько лет Александра провела в школе-интернате (бывшем институте благородных девиц). Болела, помещалась в школу-санаторий. После окончания школы не сразу себя нашла. Поступила на биологический факультет, вскоре бросила. Потом в 1941 поступила в медицинский институт, была со своим курсом вывезена в начале 1942 года в Пятигорск и вскоре оказалась в немецкой оккупации, чуть не была расстреляна. В 1943 году вернулась в Ленинград. 5 лет училась в художественном училище и потом работала декоратором в разных театрах.
Александра Павловна знала от приёмной матери, что Блок посещал их дом, склонялся над её кроваткой, напевал колыбельную собственного сочинения:
Песенку спою
Про заморский край,
Если будешь пай.
Расскажу сказочку про кикимору рогатую
И про белочку хвостатую,
Ты же засыпай
Баюшки бай-бай.
Спят луга, спят леса
Пала свежая роса.
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.
А.П. рассказывала, что колыбельная была записана Блоком в записную книжку. Были и фотографии Блока, карандаш (не простой), ещё какие-то мелочи. Всё это М.С. Сакович сожгла в печке зимой 1941 года, после обыска ночного патруля, привлечённого отблесками качающейся форточки. А.П. показала мне дневник М.С. Сакович, посвящённый детским годам Александры и разрешила взять его для копирования.
Я попросил А.П. написать автобиографию и выслать мне в Москву. Привожу цитату из письма А.П., адресованного автору (май 1988 года):
«Насчёт моей биографии – нужно ли это кому-нибудь? Насчёт рождения сама точно не могу сказать. Мама мне об этом не говорила ничего определённого! Опять же по разным сведениям… фигурировала фамилия Чубуковой, которая вскоре т.е. чуть ли не в 1921 году скончалась от туберкулёза… Вы, наверное, можете написать Елене Борисовне Фирсовой от моего имени, она скорее Вам скажет».
Я написал артистке на покое Е.Б. Фирсовой с вопросом, что она знает о происхождении и жизни А.П. Люш (Сакович). Е.Б. была на 8 лет старше А.П. и воспитывалась в детдоме, где врачом работала М.С. Сакович. А.П.-Алю – Е.Б. знала с рождения. Ответ пришёл уже в ноябре 1988 года. Привожу некоторые выдержки из этого письма:
«…Я попала в детдом (бывшая Демидовская гимназия) в 1920 году в 7-летнем возрасте. Врачом в детском доме была Мария Сергеевна Сакович…
Через год у неё появился грудной ребёнок и сведения были такие, что в близкой ей семье умерла только что родившая мать и очень болен (смертельно) отец. М.С. взяла этого ребёнка и усыновила.
…Однажды М.С. мне сказала, что отец Али Блок, что у неё много его писем, но она должна их уничтожить. Разговор об этом возникал не однажды, а сравнение лиц Блока и Али не вызывало сомнений, сходство поразительное!»
Из этих писем подтверждается самое главное: Александра Павловна Люш (Сакович) была дочерью А.Блока. Понятна и позиция Марии Сергеевны как приёмной матери, выходившей и воспитавшей Александру – не раскрывать подлинную её мать.
Мы видим, что и сама Александра, после смерти М.С. активно ищет разгадку своего происхождения. Остаётся, правда, без ответа вопрос, что связывало Блока и М.С. кроме его лечения. По словам Фирсовой у М.С. было много писем Блока, что предполагает какие-то важные отношения. Это «множество» писем можно объяснить двояко. Или у Блока был роман с М.С., или Блок, зная о беременности Чубуковой ещё с августа 1920 года и её болезни туберкулёзом, тревожился о состоянии здоровья своей возлюбленной и матери своего ребёнка и обращался к соседке по даче, подруге и врачу своей возлюбленной – Марии Сергеевне за сведениями о ней.
Я считаю факт отцовства Блока по отношению к Александре Люш установленным и очень жаль, что официальное блоковедение и государство в лице В.Орлова и других этот факт не признало и Александра Павловна так и умерла не дождавшись признания, окружённая скептицизмом общества.
Итак, мы знаем, что Блок имел детей и что род его не пресёкся с ним и продолжается на земле.
Развеяна и легенда, что в результате болезни Блок не мог иметь детей.
Анатолий ГОМОРЕВ