Биография левитана художника личная жизнь
Имя: Исаак Левитан (Isaak Levitan)
Дата рождения: 30 августа 1860 года
Дата смерти: 4 августа 1900 года
Возраст: 39 лет
Место рождения: Кибартай, Литва
Место смерти: Москва
Деятельность: Русский художник – пейзажист
Семейное положение: Не был женат
Исаак Левитан – биография
Великий мастер полотен живописи, на которых изображена природа. Пейзажист, которому нет равных. Он одухотворяет застывшую на картине природу, делает её живой и узнаваемой.
Детские годы, семья художника Левитана
Известного художника подарила миру Литва. Семья, в которой родился Исаак Левитан, была очень образованной, но бедной. Еврей по происхождению, Левитан никогда не стеснялся этого. Отец работал станционным смотрителем, окончил религиозную школу, самостоятельно изучил французский и немецкий языки, что в дальнейшем помогло ему устроиться преподавателем и переводчиком.
Кроме Исаака в семье были и другие дети: брат и две сестры. Левитаны жили в небольшом местечке, и для расширения своих возможностей и обучения детей переезжают в Москву.
Отец рано определил художественные способности у мальчиков и определил их в соответствующее училище столицы. Учителями были Саврасов, Перов, Поленов. Иметь таких знаменитых наставников – написать свою биографию художника с большой буквы. Педагоги начали борьбу за юного Исаака, обнаружив у него настоящий талант, каждый хотел забрать его в свой класс.
Великая красота природы восхищала художника Саврасова, который и стал не только педагогом, но и добрым другом для начинающего пейзажиста. Всё шло хорошо, пока родители были живы, Буквально за три года дети лишились матери, а затем и отца. Наступило нищенское существование, за училище стало нечем платить. Руководство не брало с талантливого ученика ни копейки за обучение и не раз помогало материально его семье.
Исаак Левитан – картины
Когда работы – картины юного Левитана были выставлены на выставке, они заслужили похвал, большой премии и малой серебряной медали. Обучение можно было продолжать, но после покушения на Александра II всех евреев приказано было выселить из столицы. Левитан и его оставшиеся родные жили в деревне под Москвой, затем пришлось продать одно из своих полотен и снять приличную комнату.
Как бы хороши не были картины художника, нашлись люди, которые высказывали мысль, что русские пейзажи не для евреев. В связи с такими настроениями, витавшими в стенах художественного училища, Левитану не дали диплома художника после окончания учебного заведения.
По диплому он был учителем чистописания и внеклассным художником. Казалось, о биографии живописца стоило забыть, но художник стал искать выход. Он очень нуждался материально, поэтому перебирается в маленькую подмосковную деревню Максимовку.
По соседству жили Чеховы, брат Антона Павловича был хорошо знаком с Левитаном. Финансовое положение живописца стало улучшаться, после поездки в Крым Левитан организует персональную выставку. Благодаря таким действиям, он вызвал к себе интерес известного в России мецената Саввы Морозова.
Новое дело Левитана
Морозов ставит оперу «Русалочка», а Левитан и Васнецов выступают в качестве декораторов. Премьера прошла с успехом, появилась возможность отправиться в путешествие по Волге, так манившей к себе с детства. Три лета художник приезжает на волжские места рисовать с натуры. Его пригласили преподавать юным дарованиям, с чем он прекрасно справлялся.
Но, чтобы быть в курсе современных тенденций в живописи, Левитан выезжает на парижскую всемирную художественную выставку. Художник по-прежнему уделял огромное внимание изображению величественной русской природе. Снова начались изгнания евреев из Москвы. В биографии Левитана появились новые географические названия: Тверь, Владимир.
Исаак Левитан – биография личной жизни
Исаак долгое время дружил со своей единомышленницей художницей Софьей Кувшинниковой. Однажды их пригласили в имение Островно отдохнуть. Рядом находилось имение петербургского градоначальника Турчаниново. Супруга начальника приехала из Горок с визитом вежливости. Жена знатного господина и Левитан влюбились друг в друга. Красивый художник Исаак Левитан покорял не только своей внешностью, но и невероятным блеском в глазах, поэтической натурой.
Он был похож на одухотворённого создателя прекрасного. В него нельзя было не влюбиться, и Софья это прекрасно понимала. Она вынуждена была наблюдать их любовные отношения, она покинула гостеприимный дом, оставив художника разбираться со своей любовью. К этому времени одна из дочерей чиновника тоже влюбилась в Левитана.
Болезнь и смерть Исаака Левитана
Живописец запутался, хотел застрелиться. Чтобы загладить свою вину Турчаниновы приглашают художника в своё имение и выделяют для него отдельную мастерскую. Картины этого периода очаровали знаменитого Третьякова. Здоровье Левитана ухудшилось, сказалось вторичное заражение тифом. Сердце у художника было больным с детства, а в этом случае ситуация усугубилась. Художник уезжает в Италию, получает звание академика, затем преподаёт в родном училище. По настоянию врачей уезжает зимой подлечиться в Ялту. Вернувшись в Москву, он уже мало выезжал и мало выходил, он тяжело заболел.
Ожидалось его сорокалетие, но Левитан до него не дожил. Художник оставил много незавершённых работ и эскизов. Похоронен был на кладбище для евреев. Проводить в последний путь великого мастера живописи приехали именитые художники и поэты.
[media=www.youtube.com/watch?v=KA8YY4b3le0]
Автор биографии: Natsh
Биография
Исаак Ильич Левитан прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.
Детство и юность
Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.
Портрет Исаака Левитана
Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.
Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.
Исаак Левитан в молодости
Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.
Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».
Живопись
Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души.
Картина Исаака Левитана «Березовая роща»
Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».
Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.
Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»
Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»
На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.
Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.
Картина Исаака Левитана «Март»
Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.
Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»
В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.
Личная жизнь
Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.
Мария Чехова
Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.
Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова
Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.
Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.
Анна Турчанинова и ее дочь Варвара
Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.
Смерть
Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.
Исаак Левитан
Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.
Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.
Могила Исаака Левитана
Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.
После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.
Произведения
- 1885–1889 – «Березовая роща»
- 1889 – «Золотая осень»
- 1889 – «После дождя. Плес»
- 1892 – «Вечерний звон»
- 1894 – «Над вечным покоем»
- 1895 – «Март»
- 1896–1897 – «Весна – большая вода»
- 1898 – «Тишина»
- 1899 – «Последние лучи солнца»
- 1900 – «Сумерки»
Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.
«Пейзажи настроения» молодого живописца
Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.
Исаак Левитан. Озеро. 1899-1900. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея
Однако и в Москве отцу не удалось найти постоянного места: он так и перебивался частными уроками. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.
На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».
Исаак Левитан. 1884. Фотография: isaak-levitan.ru
Исаак Левитан. 1883. Фотография: isaak-levitan.ru
Исаак Левитан. 1897. Фотография: isaak-levitan.ru
Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых — «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана.
В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.
«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море — и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».
Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.
«Тихая обитель» в предзакатном свете
Алескей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888-1889. Государственный Литературный музей
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира им. Бродского
В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми — полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин, скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская. Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.
В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».
В конце 1889 — начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, — а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».
Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».
40 недописанных картин
Василий Поленов. Голова Исаака Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины «Мечты». 1894. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. Поленова, Тульская область
Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Автопортрет. 1885. Государственная Третьяковская галерея
В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.
В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».
В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.