Биография игоря северянина личная жизнь
Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «Королем поэтов» — он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского.
«Я, гений Игорь-Северянин»
Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение — «Звезда и дева».
Между его родителями — военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь закончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи. Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны — патриотические тексты.
В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его Северянин больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.
Вадим Баян, Борис Богомолов, Анна Чеботаревская, Федор Сологуб, Игорь Северянин. 1913. Фотография: fsologub.ru
Игорь Северянин. 1933. Фотография: stihi-rus.ru
Алексис Раннит и Игорь Северянин. 1930-е. Фотография: pereprava.org
В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Поэт вспоминал: «Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было…» Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в «Полное собрание поэз».
Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.
Тогда же поэт взял себе псевдоним — Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание — через дефис, однако в печати оно не закрепилось.
Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать». Обругал поэта и Лев Толстой. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!» — сказал тогда Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты
В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».
Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях Северянина:
«Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг».
В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. Поэт Валерий Брюсов отозвался о нем в статье 1915 года: «Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преимущественно мысли… бессилие его обнаруживается явно. Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний».
Король поэтов Игорь Северянин
В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла в Эстляндии (сегодня — Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля».
Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию», едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец — в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Маяковский стал вторым, Василий Каменский — третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин) в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся. В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон».
Мария Домбровская. 1920-е. Фотография: passion.ru
Игорь Северянин. 1933. Фотография: russkiymir.ru
Фелисса Круут. 1940-е. Фотография: geni.com
В декабре 1921 года Северянин обвенчался с дочерью домовладельца Фелиссой Круут — это был единственный законный брак поэта. Круут тоже была писательницей. Она познакомила Игоря Северянина с популярными эстонскими литераторами, сопровождала его в поэтических поездках, помогала с переводами, делая для мужа подстрочники. Однако в 1935 году Северянин и Круут расстались, и поэт сначала переехал в Таллин, а затем в деревню Саркуль. В конце 30-х годов он практически не писал стихов, но переводил многих поэтов, в их числе — Адам Мицкевич, Христо Ботев, Пенчо Славейков и другие.
Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, куда перебрался после того, как немцы оккупировали Эстонию. Он похоронен на Александро-Невском кладбище.
Лекция: «Игорь Северянин. Жизнь и творчество»
Лектор: Олег Клинг
Игорь Северянин — биография
Игорь Северянин – известный русский поэт, яркий представитель Серебряного века. Он был искусным декламатором, настоящим новатором-словотворцем, активно пропагандировавшим свои произведения. Именно Северянина называют первым эстрадным поэтом, со своими «поэзоконцертами» он объездил много российских городов. В 1918 году Северянин стал «Королем поэтов». Он получил это почетное звание за участие в поэтическом вечере, который был организован в Петербургском политехническом музее. В числе литераторов, соревновавшихся за высокое звание «Короля», был и Владимир Маяковский.
Во времена СССР на своей родине поэт не пользовался популярностью. В учебниках литературы говорилось о нем очень мало, с немалой долей осуждения. Но это была предвзятая точка зрения. Творчество Северянина вовсе не так однозначно, к нему стоит присмотреться внимательно, у поэта есть очень глубокие стихотворения с философским смыслом. Он называл себя гением, и это не было завышенной самооценкой. Многие произведения Северянина – точные, емкие, с глубоким смыслом, подтверждают такую высокую оценку.
Детство
Настоящая фамилия поэта – Лотарев. Он родился в северной столице 16 мая 1887 года в семье военного инженера. Для мамы Игоря, представительницы древнего, богатого рода дворян Шеншиных, брак с Василием Лотаревым был вторым. В первый раз она вышла замуж за генерал-лейтенанта Домонтовича, рано овдовела. Семейная жизнь родителей будущего поэта не была счастливой, но к сыну отец и мать относились с большой любовью. Уже в раннем возрасте было видно, что в их семье растет необычный ребенок. В восемь лет Игорь написал свое первое стихотворение под название «Звезда и дева». Оно отличается легким слогом.
Игорь Северянин в детстве
Когда мальчику исполнилось девять лет, Василий и Наталья развелись. Сын остался с отцом, который в том же году вышел в отставку, поселился в усадьбе Сойвола, располагавшуюся недалеко от Череповца. В этом городе мальчик посещал реальное училище. На всю жизнь поэт сохранил теплые воспоминания о директоре учебного заведения, Б. А. Тенишеве, веселом, остроумном и добром человеке. Весной 1903 года отец и сын Лотаревы уехали на Дальний Восток. Долгое путешествие через всю Россию стало для юноши настоящим катализатором. Он получил много новых впечатлений, вновь стал писать стихи. Темой его ранних произведений была любовь, но с началом русско-японской войны Игорь стал писать патриотические стихотворения. Некоторое время молодой поэт жил у отца в городе Дальний (Манчжурия), затем в Порт-Артуре. После ссоры с отцом юноша отправился в Санкт-Петербург, к матери. Через год Николай Лотарев скончался от туберкулеза, встретится и помириться с сыном ему так и не удалось.
В северной столице молодой человек поселился вместе со своей матерью в доме сводной сестры поэта, Зои Домонтович. Через два года в солдатском журнале «Досуг и дело» было опубликовано стихотворение Игоря Лотарева под названием «Гибель «Рюрика».
Спонсором молодого поэта был его дядя, на средства которого литератор выпускал тоненькие сборники стихотворений. Он отправлял эти брошюры в редакции, чтобы получить отзывы. Но его идея потерпела крах, отзывов на произведения не было. Тем не менее, за короткое время Лотарев издал 35 брошюр, которые позднее он решил объединить в «Полное собрание поэз».
В 1907 году Лотарев познакомился с поэтом Константином Фофановым, оказавшем большое влияние на молодого собрата по перу. Фофанов оказал протекцию Игорю, познакомил его со многими литераторами, редакторами. В благодарность за дружбу и теплые отношения Лотарев ежегодно отмечал день, когда он встретился со своим учителем, считая его большим праздником. Именно Фофанов посоветовал своему молодому другу взять творческий псевдоним. Так Игорь стал Северяниным, новая фамилия служила ему оберегом. Авторская версия псевдонима была такой – Игорь-Северянин, но она не прижилась, поскольку выглядела чуждой для русского языка.
В 1907 году молодой поэт стал получать первые отзывы на свои брошюры. Этих заметок было немного, в некоторых из них автора слегка критиковали. Через два года Северянин получил отзыв на свои стихотворения от самого Льва Толстого. Его брошюра «Интуитивные краски» стараниями литератора Ивана Наживина оказалась в Ясной поляне. Некоторые произведения из этого сборника Наживин прочел знаменитому писателю. Лев Николаевич был крайне раздосадован, и высказался по поводу услышанного очень резко.
Маститый писатель считал, что Северянин занимается невероятной ерундой, и это нельзя назвать литературой. Он заявил, что страна находится в катастрофическом состоянии, погрязла в безработице, пьянстве, в уголовных преступлениях, и поэтам надо помнить об этом. Особенно его возмутило сочетание «упругость пробки», встретившееся в стихотворении Северянина.
Как ни странно, именно гневное высказывание почтенного литератора вызвало небывалый интерес к творчеству молодого поэта. Теперь на каждую его брошюру в печати появлялись долгожданные отзывы. Далеко не всегда они были положительными, однако через некоторое время Северянин стал просто купаться в лучах славы. Он часто получал приглашения на благотворительные вечера, в журналах стали появляться его стихотворения. Северянин стал модным поэтом.
Создание эгофутуризма и поэзоконцерты
В литературе первого десятилетия XX века главенствовал символизм, однако к 1910 году направление уже находилось в кризисном состоянии. Северянин в это время выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. Поэты создали ассоциацию, в нее входили Георгий Иванов, Вадим Баян, Константин Олимпов, Иван Игнатьев. Главной целью нового направления было утверждение собственного «я» и будущего, основной доктриной провозглашалась «душа-истина». «Ассоциация эгофутуризма» оказалась крайне недолговечной, через год кружок прекратил свое существование. Его создатель, Игорь Северянин, посвятил этому событию «Эпилог эгофутуризма».
Инициатор и создатель нового литературного направления, модный поэт Северянин к тому времени пользовался громкой славой. После выхода «Громкокипящего кубка» (1913), первого сборника его стихотворений, поэта настигла новая волна популярности. Большую помощь в публикации этого сборника Северянину оказал литератор Федор Сологуб. В том же году молодой поэт в компании с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской отправились в турне по российским городам. Это был период, когда слава поэта гремела по всей стране и была сродни идолопоклонничеству.
Северянин дал своеобразное название своим выступлениям – поэзоконцерты. Публика ломилась на такие выступления стеной, поэт завораживал людей своей необыкновенной, музыкальной манерой декламирования.
Современники, бывавшие на поэзоконцертах, часто вспоминали о своих впечатлениях. Первое выступление Северянина вызвало гомерический хохот у публики, не привыкшей к подобной манере чтения. Многие любители поэзии сочли все происходящее фарсом, и просто ушли из зала. Однако это нисколько не смутило поэта, и следующие свои выступления он проводил в точно таком же стиле.
Это было похоже на массовый гипноз, особенно удивляло поведение и манеры самого Северянина. Высокий человек в черной одежде выходил на сцену большими шагами, закладывал руки за спину, широко расставлял ноги и начинал скандировать распевные строфы. На публику он не обращал ровно никакого внимания, совсем не интересовался ей, и это вызывало у людей прилив небывалого восторга. И если с первого концерта люди уходили, то в дальнейшем они стали в буквальном смысле забрасывать поэта цветами.
Во время Первой Мировой войны Северянин много работал, новые сборники стихов выходили один за другим. Но его новые книги – «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт», «Наши дни» уже не пользовались такой популярностью, как первый сборник. Страна, втянутая в войну, изменилась, читателей уже не устраивали стихи, описывающие нежные чувства и богемную жизнь. Поэт Брюсов упрекал Северянина в отсутствии вкуса, недостатке знаний, другие критики были недовольны использованием большого количества выдуманных и иностранных слов.
В начале 1918 года Северянин уехал в Эстляндию (ныне Эстония). Вместе с ним северную столицу покинула мама поэта, в то время она уже была тяжело больной женщиной, Елена Семенова, его гражданская жена, дочь Валерия. Все они поселились в маленьком поселке Тойла. Через некоторое время поэт побывал в Москве, где выбирали короля поэзии. Голосование было тайным, Северянину, читавшему произведения из «Громкокипящего кубка», удалось обойти самого Маяковского, который декламировал «Революцию».
Выпустив свой очередной альманах, Северянин не удержался, чтобы не похвалиться своим громким титулом. На обложке нового сборника он назвал своих менее удачливых соперников «завистливой, нудной мошкарой». Он окончательно обосновался в Эстонии, в 1920 году, а когда страна объявила о своей независимости, оказался в статусе вынужденного эмигранта. В Россию поэт больше не вернулся. Он занимался переводом стихов на эстонский язык, сотрудничал с русскими, берлинскими, тартускими, рижскими газетами. За время эмиграции Северянин дал более четырех десятков поэтических концертов, выпустил семнадцать книг. Самыми известными из них считаются «Классические розы», «Рояль Леандра», «Запевка».
Личная жизнь
Творческие люди часто черпают вдохновение в любовных переживаниях. Северянин не был исключением, но у него была одна странная особенность. Многие возлюбленные поэта находились в кровном родстве, были сестрами. Можно назвать Евгению и Елизавету Гуцан, Анну и Валерию Воробьеву, Ирину и Антонину Борман, и это будет далеко не полный список увлечений Северянина.
Игорь Северянин с женой
Анне Воробьевой он посвятил своей прекрасное стихотворение «Это было у моря», Евгении Гуцан — несколько стихов из первых сборников.
Он уехал в Эстляндию с гражданской супругой, но вскоре женился на Фелиссе Круут. Эту женщину он называл самой значимой в своей жизни. При этом Северянин постоянно ездил на гастроли, где очень быстро заводил романы, некоторые из них были долгими. Вера Борисовна Коренди, школьная учительница, сумела развести супругов. Фелисса устала от ее навязчивости, в 1935 году она выгнала Северянина из дома.
Последние годы поэт жил с Коренди, но продолжал писать жене покаянные письма. Он хотел, чтобы Фелисса вернулась. У Северянина было трое детей от разных женщин, две дочери Валерии и сын Вакх.
Причина смерти
Поэт скончался в декабре 1941 года от болезни сердца. Это произошло в Таллине, Северянин переехал в столицу после оккупации Эстонии немецкими войсками. Прах русского поэта погребен на Александро-Невском кладбище.
Труды
- Громокипящий кубок
- Златолира
- Ананасы в шампанском
- Поэзоантракт
- За струнной изгородью лиры
- Поэзоконцерт
- Вервэна
- Менестрель
- Миррэлия
- Падучая стремнина
- Я чувствую как падают листья
- Соловей
- Трагедия титана. Космос
- Колокола собора чувств: Автобиогр
- Роса оранжевого часа
- Классические розы
- Адриатика. Лирика
- Медальоны
- Рояль Леандра
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.