Биография и личная жизнь стаса жданько
Биография
Советский актер Станислав Жданько подавал большие надежды, но не успел по-настоящему прославиться и раскрыться. Мастерство артиста только набирало обороты, когда его жизнь трагически оборвалась. Обстоятельства смерти мужчины оказались загадочными и до конца невыясненными, что повлекло за собой трагические последствия.
Детство и юность
Станислав родился 12 июля 1953 года в далеком сибирском уголке, куда мечты о славе и известности добираются с трудом. В его родном городе Черепаново Новосибирской области вряд ли когда-то жили более именитые личности. По крайней мере, местный Дворец культуры впоследствии назвали в честь Жданько.
Станислав Жданько, Николай Гриценко и Григорий Абрикосов
А в детстве мальчик и не помышлял о такой чести. Он вел жизнь обычного советского школьника — учился в школе, пропадал во дворе, играл, мечтал, дрался и влюблялся. Мать Александра Александровна воспитывала сына одна. Приходилось несладко: денег хватало только лишь на то, чтобы сводить концы с концами. Но Стас рос парнем уверенным и смелым и нисколько не сомневался в своем таланте, когда уехал в Новосибирск, чтобы поступать в театральное училище.
Кинематографом Жданько «болел» с детства — пересмотрел все фильмы, что шли в местном кинотеатре, и знал в лицо всех советских актеров. Еще будучи студентом, стал выходить на сцену новосибирского театра, где играл небольшие роли в классических постановках. Однако амбициям молодого человека стало тесно в провинции. Он переехал в Москву, где поступил в училище имени Бориса Щукина на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
Личная жизнь
Актрису Валентину Малявину Станислав впервые увидел в Новосибирске, куда она приезжала с гастролями театра. Жданько был покорен красотой и талантом столичной дивы, у которой едва решился взять автограф. Однако уже спустя несколько лет робкого юношу было не узнать: актер Театра имени Евгения Вахтангова держался уверенно и даже развязно, громко говорил, шутил и притягивал к себе внимание.
Его исполнение роли Раскольникова настолько тронуло Малявину, что она подошла и поздравила молодого артиста с удачной работой. А тот упал перед ней на колени, поцеловав край платья. С тех пор закрутился яркий роман, приведший к роковому концу. Не помешала разница в возрасте — актриса была старше Жданько на 12 лет. Но ее, казалось, не трогали вопросительные, а то и осуждающие взгляды, которыми провожали 34-летнюю звезду и ее 22-летнего любовника.
Станислав Жданько и Валентина Малявина (кадры из фильмов «Несовершеннолетние» и «Ситуация»)
Валентина привыкла ко всеобщему вниманию и мужскому обожанию. Ее личная жизнь была бурной, а в списке покоренных ею мужчин значились Александр Збруев, Павел Арсенов, Андрей Тарковский и Александр Кайдановский. Но женщина предпочла именитым актерам и режиссерам никому не известного парня, который только начинал путь к славе. Пара стала жить вместе, хотя узаконивать отношения не спешила.
Союз нельзя было назвать идиллическим и мирным. Хотя влюбленные не могли жить друг без друга, они часто закатывали сцены, ссорились и расставались, заканчивая драмы горячими примирениями. Нередко ругань и драки возникали на почве алкогольного опьянения: актриса после неудавшихся попыток стать матерью стала прибегать за утешением к вину, и ее темпераментный сожитель тоже любил выпить.
Театр и фильмы
Окончив Щукинское училище, в 1976-м Жданько был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Там он играл Лёвку Козина в «Конармии», Валерика в «Ожидании», Алексея Темерина в спектакле «День-деньской». Эти роли не были главными, что уязвляло болезненное самолюбие актера. Станислав хотел славы и мечтал выйти на первый план. Амбиции нашли удовлетворение на съемках ленты «Несовершеннолетние», ставшей дебютной в его фильмографии.
Станислав Жданько в фильме «Ошибки юности»
В фильме Владимира Рогового по сценарию Эдуарда Тополя Жданько сыграл главную роль. Его персонаж Костя Сила только освободился из колонии и вместе с другом берется поставить на место группу дворовых подростков-хулиганов.
Картина, вышедшая в 1976 году, стала популярной в прокате и подарила артисту первую порцию известности. Его сравнивали с другими выдающимися выходцами из Сибири Михаилом Ульяновым и Василием Шукшиным, отмечая самобытность дарования и широту души.
После этого состоялись съемки военной многосерийной ленты «Время выбрало нас», где Станислав вновь вышел на передний план, сыграв лейтенанта Алексея Небыловича. Карьера молодого артиста набирала обороты. Парень получил приглашение в телефильм «Человек с ружьем» и в драму «Ошибки юности», которой было суждено стать последней страницей его актерской биографии.
Смерть
13 апреля 1978 года ничто не предвещало беды. Жданько и Малявина собирались ехать в Беларусь, где их ждали съемки очередного фильма. Накануне пара отправилась на спектакль с участием общего друга Виктора Проскурина. После мероприятия друзья засели вместе, чтобы отпраздновать удачную премьеру. Не обошлось без алкоголя.
Дальнейшие события приходится восстанавливать по протоколам следствия. После ухода Проскурина Станислав и Валентина остались одни. И вот уже другой эпизод — в квартиру прибывают сотрудники скорой помощи, видя окровавленного мужчину в объятиях шокированной заплаканной женщины. Несмотря на усилия медиков, Жданько скончался. Причиной смерти стало ножевое ранение в грудь.
Могила Станислава Жданько
Первой версией следствия стало самоубийство. На этом настаивала и Малявина, предоставившая предсмертную записку Жданько, которая, однако, оказалась написана не его рукой. Женщина стала главной подозреваемой, однако о ней ходатайствовали многочисленные друзья, и дело удалось закрыть. Спустя 5 лет расследование возобновили, и вариант с самоубийством признали неправдоподобным.
После этого последовали арест Валентины и осуждение по обвинению в убийстве сроком на 9 лет. Свою вину актриса так и не признала. Она продолжала настаивать на невиновности и уверять окружающих в своей любви к покойному.
Похороны 24-летнего Станислава состоялись на малой родине. Его могила расположена на сельском кладбище в Новосибирской области.
Фильмография
- 1976 — «Несовершеннолетние»
- 1976 — «Время выбрало нас»
- 1977 — «Человек с ружьём»
- 1978 — «Ошибки юности»
Гибель актера Станислава ЖДАНЬКО
С. Жданько родился в 1954 году в Сибири в простой семье. После окончания средней школы поступил в Новосибирское театральное училище, но затем перевелся в Москву — в Театральное училище имени Щукина. В кино начал сниматься еще будучи студентом.
Первый серьезный успех пришел к нему в 1977 году, когда на экраны страны вышел фильм режиссера Владимира Рогового «Несовершеннолетние» (это он снял знаменитых «Офицеров»). Жданько играл в нем одну из главных ролей — вернувшегося из заключения боксера, который вместе с другом, бывшим десантником, расправляется с группой хулиганов, терроризирующих район. Картина имела бешеный успех у публики и заняла в прокате 1-е место (44,6 млн. зрителей). Казалось, что после этого молодого актера ждет прекрасная карьера в кино, еще более горячая любовь и почитание зрителей. Однако достичь большего Жданько так и не удалось: в 1978 году он погиб. Произошло это при следующих обстоятельствах.
Еще будучи студентом Театрального училища имени Щукина, Жданько считался одним из самых талантливых учеников. В студенческом спектакле «Преступление и наказание» он потрясающе играл Раскольникова, и его исполнение восхищало многих. Среди них — известную актрису кино и Театра имени Вахтангова Валентину Малявину. Она вспоминает:
«Еще мальчиком, когда он учился в Новосибирском театральном училище, а мы были там на гастролях, он часто подходил ко мне после спектаклей. Покупал открытки в киоске, я их подписывала. Спустя несколько лет, в Москве, он появился у нас в массовке, но сильно изменился. Привлекал к себе слишком много внимания, громко разговаривал, ходил в кирзовых сапогах, в таком деревенском стиле, под Шукшина. Но вот в спектакле «Преступление и наказание» на сцене оказался всепонимающий человек с углубленным в себя взглядом, и ничего общего с тем развязным парнем. Думаю: «Сколько же ему лет? Что-то он очень много всего понимает». В общем, его решение Раскольникова полностью совпало с моим восприятием. От этого совпадения у меня после спектакля забилось сердце, началась тахикардия, колотун. Мальчик, студент, который мне категорически не нравился, — и такая проникновенность. Я зашла за кулисы к Женечке Симоновой, игравшей Дуню, поздравила ее, а он стоит в стороне, ждет, весь в напряжении. Наклонила его к себе, поцеловала, повернулась и ушла… Спустя какое-то время мы с вахтанговскими артистами были на юбилее нашего училища. Вокруг шум, смех, оглядываюсь — а сзади Стае. Наклоняется и целует край моей юбки. Посмотрела внимательно на него, он протянул мне руку. Все…»
Об их романе тогда судачила вся богемная Москва. Еще бы: 36-летняя актриса, побывавшая в любимых женщинах у таких «звезд» советского кино, как: А. Збруев, П. Арсенов, А. Тарковский, А. Кайдановский, сумела вскружить голову молоденькому студенту.
Между тем сами влюбленные на все эти слухи и сплетни внимания не обращали и продолжали встречаться. Жданько регулярно появлялся на всех спектаклях своей возлюбленной, что, собственно, и предопределило в дальнейшем его выбор собственного места работы — Театр имени Вахтангова.
В. Малявина вспоминает: «Однажды в Ленинграде, в ресторане «Москва», нам принесли серебряные чашки с водой для полоскания рук, и Стае сказал: «У нас тоже так будет. Я тебе обещаю». И действительно было бы так, если бы он не поторопился. Но он хотел все сразу — работу, славу, квартиру, машину, семью, детей. Однажды приезжает, красивый, молодой, необыкновенный, ложится на диван: «Я хочу у тебя спросить: ты не завидуешь Нееловой, Тереховой?» — «Нет». — «Как это у тебя получается?..»
А затем со мной стали происходить всякие несчастья. Сначала я сломала руку, потом ногу, семь месяцев в гипсе. Стае бегал ко мне в больницу, переживал: «Чувствую, кто-то против нас колдует, наводит порчу». К тому же у него закрыли фильм с главной ролью и никакой работы в театре — он хотел уходить. А я обожала его, но все же была больше занята собой, работой…»
Фильм, о котором упоминает Малявина, назывался «Ошибки юности». Его снял режиссер Борис Фрумин по сценарию Эдуарда Тополя. На экраны он не вышел потому, что высокие цензоры посчитали его сюжет слишком крамольным для тогдашнего кино. Речь в картине шла о молодом парне, который, с отвращением (!) отслужив в армии, вернулся на гражданку и отправился на Север искать для себя лучшей доли. Помимо Жданько в фильме снималась целая плеяда «звезд» советского кило: М. Неелова, Н. Варлей, Н. Караченцов, А. Кочетков и др. Невыход картины, в которой он сыграл одну из лучших своих ролей, Жданько переживал очень сильно. Но идти жаловаться было не к кому. К тому же что-то не ладилось и в его отношениях с Малявиной. Не случайно он записал в своем дневнике такие строчки: «Я делаю вид, что мне все равно, бросит она меня или нет. А на самом деле страшно боюсь, ревную и мучаю ее и себя. Я живу, и мне тошно, и мне жутко. Катастрофа неминуема».
Между тем почти одновременно со съемками в этом фильме Жданько был приглашен на главную роль в трехсерийный телефильм «Время выбрало нас», который снимался на Минской киностудии. Работа шла споро, и к весне 1978 года был снята большая часть фильма — две серии. Однако по роковому стечению обстоятельств и эту работу молодому актеру не суждено было не только увидеть на экране, но и вообще закончить. Наступило 13 апреля 1978 года.
В тот день утром Жданько и Малявина посмотрели в «Лейкоме» спектакль «Вор». По словам Малявиной, Стае после этого сник, позавидовав своему приятелю Виктору Проскурину, исполнявшему в спектакле главную роль, — в отличие от него, Жданько приходилось играть в Театре имени Вахтангова одни эпизоды: Затем они втроем отправились на квартиру к Жданько: отметить прекрасную работу Проскурина и заодно «обмыть» предстоящий отъезд — обоим актерам через три часа предстояло уехать в Витебск на съемки фильма «Время выбрало нас». Далее послушаем В. Малявину:
«Они с Витей много выпили, я не пила ни грамма. Видя, что я совершенно спокойно не пью, что за меня можно не волноваться, сам Стае захотел еще (Витя к тому времени уже ушел). А у него давление очень высокое, я ему запрещала. Завтра он должен был уезжать в Минск, настроение взвинченное, плохое. В дорогу я ему купила бутылку «Гурджаани», и, когда он пришел домой, надо было, конечно, ее открыть. Видела же, что он не в себе, но ведь никогда не знаешь, что будет потом. Мы сидели, он снова собрался уйти, в ресторан ВТО. Возмутилась, встала, достала эту бутылку, открыла ее ножом, налила себе полный бокал, выпила демонстративно залпом, вышла на кухню и вылила все остальное в раковину. Чисто по-женски. Из принципа. Стою у окна, психую. Приблизительно в 21.30 я вошла в комнату и увидела, как Стае медленно валится с кресла на пол. Я помогла ему прилечь на ковер. Ножа я нигде не заметила. Кровь я вначале тоже не заметила, потом лишь увидела, что она сочится из его груди. Я зажала рану ладошкой, прижималась головой. Крови было мало. Я брала его голову, прижимала к себе, спрашивала его: «Стае, что с тобой?» Вначале глаза Стаса были открыты, и он смотрел на меня. Потом Стае прошептал: «Пойдем со мной…» После этих слов он добавил: «Голову…» Больше до приезда «Скорой помощи» ни одного слова он не сказал…»
Стоит отметить, что вызов на станцию «Скорой помощи» поступил в 21 час 33 мин. Однако адрес был назван неверно, и врачи около часа проплутали в арбатских переулках. Затем сами перезвонили, уточнили адрес и только после этого прибыли к месту происшествия. Но спасти актера им было уже не суждено. Он умер. Впрочем, даже если бы врачи прибыли оперативно, печального исхода все равно бы избежать не удалось. Как затем установит следствие, удар 30-сантиметровым кухонным ножом был слишком силен, а рана слишком глубока — 9 сантиметров. Сердце было пробито насквозь. Направление удара резко сверху вниз, из-за чего была задета и печень. После этого пострадавший жил всего лишь несколько минут.
Все время, пока врачи хлопотали над погибшим, Малявина стояла рядом. Как только врач констатировал смерть, женщина внезапно схватила злополучный нож и с криком: «Я хочу умереть с тобой!», попыталась вонзить его себе в грудь. Но ей это не удалось. Схватив нож за лезвие, она только поранила себе пальцы.
Вскоре к месту трагедии прибыл наряд из 60-го отделения милиции. Как и положено, был составлен протокол, соблюдены другие формальности. Пока все это происходило, врачи свозили Малявину в институт Склифосовского, где ей были наложены на руки швы. Затем женщину привезли в отделение милиции. Там она была подробно допрошена. Однако самое удивительное, что в уголовном деле этот протокол впоследствии так и не появится: сначала про него «забудут», а затем и вовсе потеряют.
Гибель молодого актера взбудоражила столичную богему. В те годы подобные случаи в творческой среде были не так часты, поэтому одних разговоров хватило бы на несколько толстенных томов. К тому же в деле была замешана одна из известных киноактрис, а это придавало событию особую сенсационность. Но были люди, которым лишняя шумиха в этом деле была абсолютно не нужна. Речь идет о чиновниках из Министерства культуры, Госкино. Видимо, им очень не хотелось, чтобы факты этого происшествия всплыли наружу, поэтому было предпринято все возможное, чтобы поскорее его закрыть. Вот почему тогдашним следствием рассматривалась только одна версия произошедшего: самоубийство в состоянии аффекта. На основании этой версии дело тогда и закрыли.
Что касается погибшего, то за его телом в Москву приехала мать — Александра Александровна (она воспитывала сына одна). Похороны Жданько прошли на его родине в Ярках, где его похоронили на кладбище рядом с могилами дедушки и бабушки. Была на тех похоронах и Малявина.
Между тем для последней дело на этом не закончилось. 6 августа 1980 года в «Литературной газете» появилась статья В. Баскова «Рюмка чая», посвященная этому происшествию. И хотя все герои трагедии были спрятаны за посторонними инициалами, большинство читателей догадались, о ком именно идет речь. Заволновалась и прокуратура. Дело было вновь возобновлено, но через какое-то время прекращено по чьему-то указанию «сверху». Так прошло еще три года.
В 1983 году, с воцарением в Кремле Ю. Андропова, дело по факту гибели Жданько было вновь открыто. Новая экспертиза установила, что рана, нанесенная жертве ножом, не могла быть нанесена им лично. Не мог актер пробить себе сердце и, несмотря на болевой шок, сопротивление хрящей, вытащить нож из раны в идеально противоположном направлении. На основании этого заключения и был сделан вывод: Жданько убила Малявина. В июне 1983 года она была арестована. Состоявшийся через месяц суд приговорил ее к 9 годам лишения свободы. Этапы ее тюремного пути: Бутырка — Красная Пресня — Можайская зона — Воронежская тюрьма — поселение в Ростовской области. В 1987 году В. Малявина была освобождена по амнистии. Сегодня она живет в Москве, готовит к выпуску книгу своих воспоминаний.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
«Дом Актера»
«Дом Актера»
1987Огромный пятиэтажный дом почти в самом центре Ростова, какой-то весь чрезвычайно сложной формы: черные лестницы, парадные ходы, переходы в боковые крылья — среди обитателей Дома Актера популярна была легенда, что в некоей книжке про старый Ростов есть
Нож и пламень Станислав ЖДАНЬКО. Микаэла ДРОЗДОВСКАЯ
Нож и пламень
Станислав ЖДАНЬКО. Микаэла ДРОЗДОВСКАЯ
В 1978 году в советском кинематографе случились сразу две трагедии. Погибли молодой актер Станислав Жданько и уже достаточно популярная киноактриса Микаэла Дроздовская. Однако одинаковыми эти трагедии назвать нельзя,
О мастерстве актера
О мастерстве актера
Так трудно найти слова, чтобы написать об этом. Даже не сообразишь, что сказать: ведь у каждого актера творческий процесс совершается по-своему.Приходилось нам, актерам, подолгу бывать вместе в поездках. Но разговаривают люди всегда о самом простом, о
Четыре будущих Станислава Лема[74]
Четыре будущих Станислава Лема[74]
Он живет в небольшом стандартном доме на дальней окраине Кракова. Он очень ценит покой, позволяющий ему сосредоточиться. В углу валяется заброшенный киносъемочный аппарат: одно время писатель увлекался фотографией и кино, но потом решил,
ЖДАНЬКО СТАНИСЛАВ
ЖДАНЬКО СТАНИСЛАВ
ЖДАНЬКО СТАНИСЛАВ (актер театра, кино: «Несовершеннолетние» (1977), «Ошибки юности» (1978) и др.; погиб 13 апреля 1978 года на 24-м году жизни).В апреле 78-го Жданько должен был уехать в Минск на съемки очередного фильма – «Время выбрало нас» (к тому времени уже была
Гибель актера Юрия КАМОРНОГО
Гибель актера Юрия КАМОРНОГО
Ю. Каморный родился 8 августа 1944 года. После окончания средней школы в 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).По словам своих сокурсников, Каморный был одним из самых талантливых и
ЖДАНЬКО Станислав
ЖДАНЬКО Станислав
ЖДАНЬКО Станислав (актер театра, кино: «Несовершеннолетние» (1977; главная роль – Костя Сила), «Ошибки юности» (1978; главная роль – Митя Гурьянов), т/ф «Время выбрало нас» (1979; лейтенант Небылович); погиб 13 апреля 1978 года на 24-м году жизни).
В апреле 78-го Жданько
У отца Станислава
У отца Станислава
Увижу и скажу: «Ослы, мои друзья! Меня зовут Франциск, и в рай собрался я». Франсис Жамм Как-то к отцу Станиславу приехал один неофит. Францисканец, кующий «солнышки», ему не понравился, какой-то не особенно духовный. Месяца через два патер (как все его
Снова у Станислава
Снова у Станислава
1
Одна женщина ехала к патеру и еще в Вильнюсе позвонила домой, в Москву. Случилось так, что она подключилась к разговору, сводившемуся к тому, что старый преподаватель (ее отец) объяснял студентке, в каком случае она получит то ли зачет, то ли пятерку.
Ножом в сердце Станислав Жданько
Ножом в сердце
Станислав Жданько
В 1978 году в советском кинематографе случилась не менее страшная любовная трагедия, правда, на почве традиционных, гетеросексуальных отношений. Жертвой ее стала восходящая звезда советского кинематографа актер Станислав Жданько.Он
Выбор актера
Выбор актера
Я не берусь за картину, даже за проработку сценария, если не знаю, каких конкретно актеров хочу там снимать. Для меня сценарий – это только повод для картины.Мерил Стрип подписывает каждую страницу сценария, и если ее партнеру захотелось вместо слова
13 апреля – Станислав ЖДАНЬКО
13 апреля – Станислав ЖДАНЬКО
У этого актера была короткая жизнь и еще более короткая творческая судьба. Едва успев вспыхнуть на небосклоне советского искусства яркой звездочкой, этот актер ушел из жизни, так и не познав настоящей славы. А виной всему – роковая
Тридцать лет спустя. Предисловие Станислава Рассадина (2008)
Тридцать лет спустя.
Предисловие Станислава Рассадина (2008)
Ну почти тридцать, когда книга писалась, впервые выйдя в издательстве «Искусство» в 1980 году.Вряд ли стоит говорить — однако же говорю, что если бы я считал ее никудышной, то не согласился бы на переиздание (в
ОСВОБОЖДЕНИЕ СТАНИСЛАВА
ОСВОБОЖДЕНИЕ СТАНИСЛАВА
Б. С. ВЕНКОВ, гвардии подполковник запасаВойска 1-го Украинского фронта 13 июля 1944 года перешли в наступление на рава-русском, а на следующий день — на львовском направлениях. Преодолевая упорное сопротивление противника, они продвигались на
Искусство актера
Искусство актера
1Сейчас много школ, в которых обучаются тысячи будущих актеров. Это очень хорошо. Как ни плохо поставлено в них образование, но при желании все же кое-чему в них научиться можно. Жаль, что у молодежи нет только разнообразной тренировки на сотнях мелких
Павел Околовский Станислава Лема теология дьявола
Павел Околовский
Станислава Лема теология дьявола
Рукопись «Черного и белого» датирована как «Вена, октябрь 1983». Начнем с обстоятельств появления этого рассказа. 13 мая 1981 г. в Риме произошло покушение на жизнь Папы Римского Иоанна Павла II — три пули прошили его тело,