Биография и личная жизнь бог
Мы укротили и одомашнили «инаковость» Бога. Мы часто просим его благословить наш народ, спасти королеву, вылечить от болезни или дать нам хороший отдых на выходные. Мы постоянно напоминаем Богу, что он создал мир, а мы – несчастные грешники (словно он может об этом забыть). Политики ссылаются на Бога в оправдание своих политических курсов, школьным учителям он нужен для наведения порядка в классе, а террористы совершают зверства во имя его.
Мы молим Бога поддержать «нашу» сторону на выборах или во время войны (хотя и наши противники вроде бы дети Божии, предмет его любви и заботы).
Многие также полагают, что хотя мы живем в совершенно ином мире, чем раньше, с совершенно иным мировоззрением, прежние представления о Боге не отличались от нынешних.
Между тем, невзирая на научно-технический прогресс, наши религиозные представления иногда отличаются малоразвитостью, если не сказать примитивностью. Современный Бог чем-то напоминает Всевышнего далекой древности, – богословие, от которого ныне все либо отказались, либо серьезно подкорректировали. Однако до Нового времени многие люди все-таки понимали, сколь сложно говорить о Боге.
Карен Армстронг. Биография Бога. Все, что человечество успело узнать
Карен Армстронг ; [пер. с англ. Г. Г. Ястребова]
М.: Эксмо, 2012. – 432 с.
(Религия. История Бога)
ISBN 978-5-699-54998-6
Карен Армстронг. Биография Бога. Все, что человечество успело узнать – Содержание
Введение
Часть I Неведомый бог (от 30000 до н. э. до 1500 н. э.)
- Глава 1 Homo religiosus
- Глава 2 Бог
- Глава 3 Разум
- Глава 4 Вера
- Глава 5 Молчание
- Глава 6 Вера и разум
Часть II Современный бог (от 1500 н. э. доныне)
- Глава 7 Наука и религия
- Глава 8 Научная религия
- Глава 9 Просвещение
- Глава 10 Атеизм
- Глава 11 Неведение
- Глава 12 Смерть Бога?
Эпилог
Благодарности
Словарь
Избранная библиография
Указатель имен
Карен Армстронг. Биография Бога. Все, что человечество успело узнать – Введение
О Боге мы говорим много, и обычно – поверхностно, словно в демократическом обществе идея Бога должна быть легкой, а религия легкодоступной. «Как сложно вы написали!» – укоряли меня подчас. «А как же иначе? – просилось у меня на язык, – ведь это же о Боге!» Однако многим странно это слышать. Мол, разве и так не ясно: Бог есть Высшая Сущность, божественная Личность, сотворившая мир и все, что в нем. Люди удивляются, если слышат, что называть Бога Высшей Сущностью не вполне корректно, поскольку он не может быть «сущностью» в обычном смысле слова, и что мы на самом деле не знаем, что такое его «благость» или «мудрость».
Теоретически верующие понимают, что Бог полностью трансцендентен. Однако они слишком легко говорят о том, каков «он», что думает, чувствует и хочет. Мы укротили и одомашнили «инаковость» Бога. Мы часто просим его благословить наш народ, спасти королеву, вылечить от болезни или дать нам хороший отдых на выходные. Мы постоянно напоминаем Богу, что он создал мир, а мы – несчастные грешники (словно он может об этом забыть). Политики ссылаются на Бога в оправдание своих политических курсов, школьным учителям он нужен для наведения порядка в классе, а террористы совершают зверства во имя его.
Мы молим Бога поддержать «нашу» сторону на выборах или во время войны (хотя и наши противники вроде бы дети Божии, предмет его любви и заботы). Многие также полагают, что хотя мы живем в совершенно ином мире, чем раньше, с совершенно иным мировоззрением, прежние представления о Боге не отличались от нынешних. Между тем, невзирая на научно-технический прогресс, наши религиозные представления иногда отличаются малоразвитостью, если не сказать примитивностью. Современный Бог чем-то напоминает Всевышнего далекой древности, – богословие, от которого ныне все либо отказались, либо серьезно подкорректировали. Однако до Нового времени многие люди все-таки понимали, сколь сложно говорить о Боге.
Богословы очень многословны. О Боге написано море книг. О Боге без умолку говорят. Тем не менее некоторые из выдающихся иудейских, христианских и мусульманских богословов учили: выражать словами свои представления о божественном важно, однако эти учения имеют человеческое происхождение, а потому неточны. Эти богословы изобрели специальные духовные упражнения, направленные на то, чтобы разрушить стереотипные идеи о Боге, показать их неадекватность и обмирщвленность.
Благость, божественность, сила и мудрость Бога – это не то, что мы обычно подразумеваем под благостью, божественностью, силой и мудростью. О Боге даже нельзя сказать, что он «есть»: наше понятие «существования» слишком ущербно для этого. Некоторые мудрецы называли Бога словом «Ничто», желая подчеркнуть, что Бог не стоит в одном ряду со всеми другими существами. И конечно, многие рассказы о Боге в Священных Писаниях не толковались буквально. Некоторые современные представления о Боге показались бы этим мыслителям идолопоклонством.
Заметим: данной линии придерживалась не горстка радикальных мыслителей. До Нового времени люди вообще легче воспринимали символику. Например, в средневековой Европе христиан учили видеть в мессе символическое воспроизведение жизни, смерти и воскресения Христа. Непонятность латыни лишь усиливала мистичность происходящего. Значительная часть мессы читалась священником вполголоса и в торжественном молчании.
Литургическая драма, со своей музыкой и обрядовостью, вводила прихожан в особое умственное «пространство», отделенное от повседневной жизни. В наши дни у многих людей дома есть Библия или Коран, и они их читают. Однако в прошлом взаимоотношения со Священным Писанием были совершенно иными. Отрывки из Писания слушались и читались вслух небольшими кусочками, часто на иностранном языке и всегда в возвышенной богослужебной обстановке. Проповедники учили не воспринимать текст буквально и разрабатывали аллегорические толкования. Во время «мистерий», исполнявшихся на праздник Тела Христова, жители Средневековья подходили к библейским сюжетам творчески: добавляли новых персонажей, меняли детали, актуализировали. При этом не ставилась задача изложить точные исторические факты: рассказ был больше, чем история.
10 книг Карен Армстронг в 1 файле
В состав объединенного файла в формате djvu вошли книги:
- Краткая история мифа – Карен Армстронг – М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы)
- Библия: Биография книги – Карен Армстронг – М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 346, [6] с. – (10 книг, изменивших мир)
- Биография Бога. Все, что человечество успело узнать – М.: Эксмо, 2012
- Карен Армстронг – Иерусалим – Один город – три религии – 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 566 с.
- Дао религии: Как лучшие духовные принципы работают на ваше счастье — М.: Эксмо, 2012. — 288 с — (Религиозный бестселлер)
- Битва за Бога: История фундаментализма — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 502 с.
- История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе — 5-е изд. — М: Альпина нон-фикшн, 2014. — 500 с.
- Будда 2־е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 224 с.
- Святой Павел – Апостол, которого мы любим ненавидеть – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 250 с.
- Поля крови – Религия и история насилия – Москва, Альпина нон-фикшн, 2016
Категории:
- КНИГИ ЭСХАТОС
- Богословие
- **Экклезиология Практика веры
- Религиоведение
- Культурология Филология
Благодарность за публикацию:
Биография
Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание — Коран.
Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.
Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.
Печать пророка Мухаммеда
В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.
В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.
Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.
Проповедничество
Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).
История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.
Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (Иисуса). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.
«Мухаммед — Посланник Бога» — надпись на воротах Мечети Пророка в Медине
Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.
Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.
В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.
Пещера Хира, где согласно мусульманскому убеждению Мухаммед получил первое откровение
Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.
Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.
Коран пророка Мухаммеда
Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.
В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.
Мавзолей Мухаммеда
День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.
День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».
О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад – посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.
Личная жизнь
Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.
Знак пророка Мухаммеда
Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.
Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.
Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.
Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.
Смерть
Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.
Могила пророка Мухаммеда
Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.
Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети – глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.
Цитаты
- «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
- «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
- «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
- «Религия — легкость».
- «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
- «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость — погибнут».
- «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
- «Рай находится в тени ваших мечей».
- «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
- «Человек с тем, кого он полюбил».
- «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
Интересные факты
- Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ Фрэнсис Бэкон в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
- Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
- Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.
Кефирный грибок
- Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
- Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе — мавзолее в Эюпе (Стамбул).
Отпечаток ноги пророка Мухаммеда
- Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
- Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
- В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.