Биография и личная жизнь актрисы гулая
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гулая.
И́нна Ио́сифовна Гу́ла́я[К 1] (укр. Інна Йосипівна Гула; 9 мая 1940, Харьков, Украинская ССР — 28 мая 1990, Москва) — советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Биография[править | править код]
Происхождение[править | править код]
Мать актрисы Людмила Константиновна Генфер, в девичестве Гулая (23.01.1919—31.03.2006), была дочерью члена ЦК КП(б)У, наркома труда Украинской ССР Константина Макаровича Гулого (1887—1937), репрессированного в эпоху Большого террора[6][7][8]. В 1939 году она встретила будущего отца Инны, забеременела, однако тот бросил Людмилу, не захотев связывать судьбу с дочерью врага народа. Через некоторое время она познакомилась с выпускником Московского института путей сообщения Иосифом Генфером, в будущем — начальником Московско-Рязанской железной дороги, который, услышав, что та планирует аборт, сделал ей предложение в первый же вечер знакомства, женился и принял отцовство. Когда Инна подросла, мать рассказала ей о настоящем отце. В 19 лет Инна даже встретилась с ним, но, по словам матери, не испытала к нему никаких чувств, хотя тот очень переживал, что отказался от ребёнка, и вскоре умер от инфаркта[7].
Иосиф Генфер также рано ушёл из жизни, и Людмила Константиновна воспитывала дочь одна. Жили очень бедно, мама подрабатывала портнихой. Она планировала отдать Инну в институт иностранных языков, но та с детства мечтала стать актрисой. По окончании средней школы не поступила в театральный институт и занималась в студии при Центральном детском театре. В 1962—1964 годах училась в Театральном училище имени Щукина.
Карьера и личная жизнь[править | править код]
В 1960 году дебютировала в кино, исполнив роль Оли Рыжковой в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском». В 1961 году сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль — роль деревенской девушки Наташи, доверчиво принимающей случайного человека за своего отца, пропавшего без вести на войне. Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа.
После этой работы Инна Гулая сыграла роль подруги Ярослава Гашека в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога», а в 1965 году в фильме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперёд!» — Шурочку, девушку начала 1930-х годов, захваченную пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями. Хотя в этих ролях не было достаточного материала для драматического развития, актриса открыла новую сторону своего таланта — тонкое чувство юмора[9].
Служила в московском Театре юного зрителя. В 1962 году вышла замуж за сценариста и поэта Геннадия Шпаликова; год спустя от этого брака родилась дочь Дарья. В 1966 году стала актрисой Театра-студии киноактёра. В том же году вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа Шпаликова. В этом фильме Инна Гулая сыграла свою последнюю главную роль, по выражению Любови Аркус, «русскую Джельсомину из заплёванного райцентра»[10]. В СССР картина прошла малозамеченной. По мнению киноведа Валерия Фомина, картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели[11]. У Шпаликова начался период творческой невостребованности. Инна Гулая также стала получать мало предложений сниматься в кино. Отсутствие работы осложняло и без того непростую семейную жизнь[12]. По воспоминаниям кинодраматурга Натальи Фокиной, жены Льва Кулиджанова,
[Талант] Инны, который был её тяжёлым бременем и игом, порабощал и мучил её и её близких. Она распространяла беспокойство и дискомфорт, что потом проявилось в семейной драме Инны и Гены Шпаликова. Какая-то в ней была «чёрная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в её привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги[13].
По мнению писателя и журналиста Александра Нилина,
…уже первая роль — сектантки в картине Ордынского «Тучи над Борском» очень болезненно ударила по её психике (сами обстоятельства, предлагаемые ролью [сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния и совершают попытку распять её на кресте], оказались очень вредны для неё), на что вовремя никто не обратил внимания[14].
После скандалов и побегов Шпаликова из больницы, куда жена и тёща неоднократно клали его на лечение, Гулая в конце концов подала на развод, опасаясь за судьбу дочери[7]. В 1974 году Геннадий Шпаликов повесился, а через 16 лет, 28 мая 1990 года, ушла из жизни и сама Гулая. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны. Актриса страдала от невостребованности в кино[15]. Родственники и друзья Шпаликова прямо обвиняли актрису в том, что она подтолкнула бывшего мужа к смерти своим разводом, что привело к депрессиям и проблемам с алкоголем[7].
Смерть[править | править код]
26 мая 1990 года мать и дочь актрисы обнаружили её лежащей без сознания в квартире у распахнутого холодильника; на столе стояли банка молока и кастрюля с гречневой кашей, приготовленные для еды. Врачи приехали не сразу. Гулая скончалась спустя два дня в больнице, не приходя в сознание[7][12][16]. По заключению медэкспертов, причиной смерти стала передозировка снотворного[17]. Было заведено уголовное дело, закрытое за недоказанностью. Жёлтая пресса поспешила объявить смерть самоубийством, однако Людмила Константиновна отвергла слухи. По её словам, дочь плохо спала в последнее время, принимала много снотворного и, скорее всего, просто не рассчитала дозу[7].
Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).
Отзывы[править | править код]
- Анатолию Эфросу приписывается выражение «Непосредственная, как Гулая»[14].
- Александр Нилин: «Инна была одарённее Люси Марченко, обладала лучшими внешними данными и человеком была намного хуже, чем Люся, что в профессии давало ей преимущество. <…> Но со всеми своими капризами она <…> так играла в пьесе Шварца „Тень“ Юлию-Джулию, что, по словам служившей одновременно с ней первой жены Бори Ардова, это становилось событием для их театра, из чьей труппы тогда не ушли ещё ни Инна Чурикова, ни Лия Ахеджакова, а героинь играла очень талантливая Тамара Дегтярёва <…>»[14].
Семья[править | править код]
- Муж — Геннадий Шпаликов, поэт, сценарист (1937—1974)
- Дочь — Дарья Шпаликова (род. 19 марта 1963)
Фильмография[править | править код]
Комментарии[править | править код]
- ↑ Распространена традиция употребления фамилии актрисы в несклоняемой форме (Инны Гулáя и т. д.), отступающая от литературной нормы. Ср.:
Склоняемость-несклоняемость фамилий, пишущихся с буквой я на конце, зависит только от места ударения и происхождения фамилии. Несклоняемы фамилии французского происхождения с ударением на конце: Золя, Труайя. Все прочие фамилии на я склоняемы; таковы Головня, Зозуля, Сырокомля, Гамалея, Гойя, Шенгелая, Данелия, Берия[2].
Предлагаемая составительницей словаря ударений «Собственные имена в русском языке» Ф. Л. Агеенко модель словоизменения Гулáя, Гулáи (как свáя, Данáя)[3] оспаривается российским лингвистом В. И. Беликовым:
Актрису Инну Гулую я склоняю как Татьяну Толстую, не задумываясь, но и не чувствуя себя уверенным. Предлагаемая Ф. Л. Агеенко модель словоизменения <…> вызывает недоверие, но как неспециалист я обращаюсь к периодике. «Кодифицированный» вариант в базе СМИ «Интегрум» вообще не встретился, «мой» — в пяти публикациях, но в двадцать раз чаще фамилия просто не склоняется. Любопытно, впрочем, что Людмила Чурсина, по версии газетчиков, говорит по-разному:
(1) …познакомилась с Шукшиным, Юрой Никулиным, Инной Гулой, Лёнечкой Куравлёвым… (Вести, Санкт-Петербург; 29.07.2006),
(2) Мы с Инной Гулая жили в избе, сплошь завешанной иконами и различными травами (Российская аграрная газета; 31.03.2006),— так что мнение подлинных знатоков просто так не узнаешь: тексты явно редактировались. Учитывая частотность украинской фамилии Гýлый[4] (а родилась актриса в Харькове), правильной по-прежнему считаю свою словоизменительную модель[5].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Internet Movie Database (англ.) — 1990.
- ↑ Еськова Н. А. Трудности словоизменения существительных : учеб.-метод. материалы к практ. занятиям по курсу «Язык современной печати» / Госкомитет печати СССР, Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати ; отв. ред. М. В. Шульга. — М. : ВИПК работников печати, 1990. — 13.1. Склонение фамилий (п. 13.1.12).
- ↑ Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке : слов. ударений. — М. : Издательство «НЦ ЭНАС», 2001. — С. 89. — ISBN 5-93196-107-0.
- ↑ Ср. укр. гýлий ‘безрогий’.
- ↑ Беликов В. И. Стереотипы в понимании литературной нормы // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре : сб. ст. — М. : Издательский центр РГГУ, 2009. — С. 50. — ISBN 5-7281-1071-1.
- ↑ Гулый Константин Макарович (недоступная ссылка). Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. Дата обращения 6 декабря 2016. Архивировано 21 августа 2017 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Булкина Т. И. Поклон советскому кино. — М. : Издательский дом «Московия», 2011. — С. 99—104. — ISBN 5-7151-0333-9.
- ↑ Чепижный, 2018.
- ↑ Фокина, 1967.
- ↑ Аркус, Любовь. Новейшая история отечественного кино. — СПб. : Сеанс, 2004. — Т. V : 1986—2000. Кино и контекст.
- ↑ Фомин, Валерий. Кинематограф оттепели // Материк. — М., 1996.
- ↑ 1 2 Мурзина, 2008.
- ↑ Фокина, Наталья. Когда деревья были большими. Посвящается Льву Кулиджанову // Искусство кино. — 2003. — № 11.
- ↑ 1 2 3 Нилин, 2015.
- ↑ Шпаликова, Дарья. Завещание отца. 7 дней.ru (январь 2012). Дата обращения 29 августа 2013.
- ↑ Чтобы помнили.
- ↑ Инна Гулая. Как они умерли. Дата обращения 31 августа 2013.
Литература[править | править код]
- Гулая Инна Иосифовна // Кино : Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 108.
- Нилин А. П. Станция Переделкино: поверх заборов : роман частной жизни. — М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. — ISBN 978-5-17-087072-1.
- Полухина Л. С. Инна Гулая и Геннадий Шпаликов. — М. : Алгоритм, 2007. — 224 с. — (Кинофестиваль). — ISBN 978-5-9265-0392-7.
- Фокина Н. А. Инна Гулая // Актёры советского кино. — М., 1967. — Вып. 3.
Ссылки[править | править код]
- Инна Гулая (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения 6 декабря 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
- Мурзина, Марина. Праздника не получилось. История любви Геннадия Шпаликова и Инны Гулая. Аргументы и факты (14 февраля 2008). Дата обращения 22 января 2020.
- Чепижный, Сергей. Дед возглавлял Харьковский горсовет, внучка стала известной актрисой. Время (19 ноября 2018). Дата обращения 22 января 2020.
- Гулая Инна Иосифовна. Чтобы помнили. Дата обращения 6 декабря 2016.
- Чтобы помнили. Инна Гулая. YouTube. Дата обращения 6 декабря 2016.
Биография
Хрущевская оттепель загубила карьеру многих талантливых актеров, режиссеров, писателей и поэтов. Чтобы попасть в немилость у политических деятелей, достаточно высказать точку зрения, которая будет хоть немного отличаться от взглядов правительства. Более того, кислород перекроют не только дерзнувшему оспорить политику Больших Братьев, но и их родным. Во всяком случае, так случилось с Инной Иосифовной Гулой.
Детство и юность
Родилась будущая актриса в городе Харькове, расположенном на территории нынешней Украины. Произошло это событие 9 мая 1940 года. О настоящем отце девочки ничего неизвестно, а мать – Людмила Гулая – была дочерью наркома труда Украинской Советской Социалистической Республики Константина Макаровича Гулого.
Актриса Инна Гулая
После того, как от Людмилы ушел мужчина, узнав, что она беременна, девушка собиралась сделать аборт. Отговорил ее от этой идеи молодой выпускник Российского университета транспорта Иосиф Генфер. Уже в первый день знакомства он сделал Гулой предложение, а также сказал, что примет ребенка. Так Инна и родилась.
Инна Гулая в молодости
Детство девочки выдалось тяжелым – сначала умер отец, только получивший работу начальника Московско-Рязанской железной дороги, потом началась Великая Отечественная война. Первые послевоенные годы тоже сложно назвать радостными, но даже несмотря на это, Инна росла жизнерадостной девочкой, мечтала о карьере актрисы, славе, богатстве и путешествиях. Поэтому Людмила Константиновна и не стала настаивать, чтобы дочь шла учиться в Московский институт иностранных языков, хоть очень этого и хотела.
Инна Гулая в молодости
Однако поступить сразу же в желаемый вуз Инне тоже не удалось. Но Гулая не опустила руки. Вместо этого девушка устроилась работать станочницей на предприятие, а также записалась на курсы в студию при Российском ордена Ленина академическом молодежном театре. Красоту и талант девушки заметили сразу, поэтому уже в 1960 году Гулая впервые появилась на киноэкране.
Фильмы
Это был фильм Василия Ордынского «Тучи над Борском», который по факту был снят для хрущевской антирелигиозной компании. Но ни Инна, ни ее коллеги по цеху – будущие народные артисты Никита Михалков и Инна Чурикова – не задумывались над этим. Для молодых актеров это была просто возможность реализовать свой творческий потенциал.
Инна Гулая в фильме «Шумный день»
В том же 1960 году вышла комедия «Шумный день», режиссерами которой стали Анатолий Эфрос и Георгий Натансон. В этой экранизации произведения советского драматурга Виктора Сергеевича Розова Инна сыграла второстепенную роль Фиры Канторович.
В своей следующей ленте Гулая снялась уже будучи студенткой Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Этой лентой стала мелодрама «Когда деревья были большими», где компанию Инне составил сорокалетний Юрий Никулин. Актер не единожды признавался, что девушка ему понравилась, поэтому он сразу же пополнил список ее и без того многочисленных поклонников.
Инна Гулая в фильме «Когда деревья были большими»
Другим фильмом, снятым в студенческие годы девушки, стал фильм Юрия Озерова «Большая дорога», в котором Гулая исполнила роль Шуры – спутницы писателя Ярослава Гашека по жизни. В 1965 году выходит «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной – экранизация одноименного произведения Валентина Петровича Катаева, приуроченная к пятидесятилетию Октябрьской революции.
Инна Гулая в фильме «Большая дорога»
В этом фильме Инне достается главная роль – роль Шуры Солдатовой, девушки, принявшей участие в соцсоревновании Магнитогорского металлургического комбината и их харьковских коллег. После этой роли Гулая вернулась на театральные подмостки, начав работать в московском Театре юного зрителя. Наиболее запомнившаяся для зрителей роль Инны – Юлия/Джулия в постановке спектакля Евгения Шварца «Тень».
Инна Гулая в фильме «Хождение по мукам»
К этому времени актриса уже успела выйти замуж за известного сценариста Геннадия Федоровича Шпаликова («Я шагаю по Москве»), а также родить от него дочь Дарью. В 1966 году Шпаликов единственный раз в жизни пробует себя в роли режиссера, поставив картину «Долгая счастливая жизнь», в которой Инна сыграла главную женскую роль. Примерно тогда же до власть имущих дошли слухи о высказываниях Геннадия, противоречащих установленным политическим и гражданским взглядам.
Инна Гулая в фильме «Долгая счастливая жизнь»
Шпаликов повторил судьбу своего американского коллеги Далтона Трамбо – по указу сверху режиссерам, актерам и печатным изданиям запрещалось сотрудничать со Шпаликовым. Это поставило крест на карьере сценариста, а также негативно сказалось и на карьере Инны. Она стала невостребованной актрисой. Следующая роль досталась Гулой только в 1971 году в ленте Соломона Шустера «Пристань на том берегу».
Инна Гулая в фильме «Пристань на том берегу»
После этого вытащить актрису на экраны пытались только ее старые знакомые Василий Ордынский и Михаил Швейцер. У Швейцера это получалось более удачно – «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Мертвые души» (1984) и «Крейцерова соната» (1987), в то время как Ордынский уговорил актрису сняться только в «Хождениях по мукам» (1977). «Крейцеровой сонатой» Гулая завершает свою кинокарьеру. В 1976 году ее награждают званием заслуженной артистки РСФСР.
Личная жизнь
Существует мнение, что во время съемок «Когда деревья были большими» между Инной и Юрием Никулиным завязался роман. Юрий Владимирович этого не отрицал. Тем не менее, уже через год после выхода фильма на экран, Гулая вышла замуж за Геннадия Шпаликова. Она стала его второй женой, первой была кинодраматург Наталия Борисовна Рязанцева. 19 марта 1963 года у пары родилась дочь, которую было решено назвать Дарья Шпаликова.
Инна Гулая и Геннадий Шпаликов с дочерью
После проблем, начавшихся с выходом «Долгая счастливая жизнь», отношения и без того не в самой дружной семье обострились. Шпаликов сильно пристрастился к спиртным напиткам, из-за чего родственники отправляли его в больницы и реабилитационные центры, из которых Геннадий сбегал. Инна не могла этого больше терпеть и подала на развод.
Инна Гулая с дочерью
Через два года Шпаликов покончил с собой на своей даче в Переделкино. Родные и друзья сценариста в открытую винили в его смерти Инну, чем довели женщину до депрессии. Гулая не смогла этого выдержать и тоже подсела на алкоголь и успокоительные препараты.
Смерть
26 мая 1990 года актрису доставили в городскую больницу. Дочь нашла ее в собственной квартире, лежащей на полу без сознания. Результаты анализов показали, что состояние Инны Иосифовны вызвано передозировкой снотворного. 28 мая 1990 года Гулая умерла, так и не придя в сознание.
Последняя роль Инны Гулая в фильме ” Крейцерова соната”
Могила актрисы расположена на тридцать восьмом участке Домодедовского кладбища. В память о ней была выпущена одна из серий передачи «Как уходили кумиры», а фото Гулой поместили на доску почетных выпускников Щукинского училища.
После смерти матери Дарья Геннадьевна Шпаликова прекратила сниматься в кино (до этого на ее счету было 7 лент, в одной из которых девушка снялась вместе с мамой). Позже, когда было подтверждено, что смерть Инны Гулой – результат самоубийства, Дарья обратилась за помощью к врачам.
Могила Инны Гулая
С 2010 года она проходит реабилитацию в федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр психического здоровья», профилем которого является диагностика, профилактика и лечение психических заболеваний.
Фильмография
- 1960 год – «Тучи над Борском»
- 1960 год – «Шумный день»
- 1961 год – «Когда деревья были большими»
- 1962 год – «Большая дорога»
- 1965 год – «Время, вперед!»
- 1966 год – «Долгая счастливая жизнь»
- 1971 год – «Пристань на том берегу»
- 1975 год – «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1977 год – «Хождение по мукам»
- 1984 год – «Мертвые души»
- 1987 год – «Крейцерова соната»
Инна Гулая ярко дебютировала в кино 60-х. Но прошла хрущевская оттепель, и актриса не смогла приспособиться к новым веяниям. В конце-концов это сгубило всю ее семью.
Инна родилась в Харькове в 1940 г. Ее мать была дочерью расстрелянного “врага народа”. Инна росла без отца, детство было очень тяжелое. Она попыталась поступать в театральный институт – не вышло. Позднее она окончила училище имени Б.В. Щукина.
Яркий кинодебют
В 1960 г. первый раз снялась в кино – в главной роли в тяжелом антирелигиозном фильме “Тучи над Борском”. В следующем году она сыграла свою самую известную роль – Наташу в знаменитой картине Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими”.
“Когда деревья были большими” с Ю. Никулиным
Сыграла блестяще. Инна сразу стала большой звездой экрана. Зрители отмечали необыкновенную красоту актрисы и глубину погружения в роль. Представляя фильм, Гулая вместе с другими создателями ездила на кинофестивали. Побывала в Карловых Варах, позировала на знаменитой красной дорожке в Каннах. При том, Инне Гулая в то время было чуть за 20. Казалось, на советские экраны восходит новая великая актриса с огромным творческим будущим. Кто бы мог подумать, что для молодой актрисы этот триумф окажется последним.
И. Гулая на Каннском кинофестивале
Семья
Инна Гулая вышла замуж в 1962 г. Избранником стал молодой перспективный писатель-сценарист Геннадий Шпаликов. Это именно он напишет сценарии к таким фильмам как “Я шагаю по Москве” и “Застава Ильича” (совместно с М. Хуциевым). Для Геннадия это был уже второй брак. С первой женой, актрисой Натальей Рязанцевой он расстался в том числе по причине собственного пьянства. Но Инну это не насторожило, она искренне полюбила Шпаликова и вскоре в молодой семье родилась дочь Даша.
С мужем и дочерью
Поначалу они оба были очень востребованы в творчестве, на семью времени почти не оставалось. В 1966 г. Шпаликов впервые стал режиссером. Картина называлась “Долгая счастливая жизнь”, сценарий к ней написал также Шпаликов, а на главную женскую роль он взял свою жену – Инну Гулая. Фильм вышел неоднозначным, очень авторским, зрители его не приняли.
Творческая невостребованность
Сейчас можно прочитать, что Шпаликов имел идейные разногласия с властью, за что она ему мстила, не давая работу ни ему, ни его жене. Вряд ли это было так. Основной причиной невостребованности сценариста стало его запойное пьянство, к которому он понемногу пристрастил и жену. У нее тоже работы теперь почти не было, все дни проходили в посиделках с близкими и не очень друзьями. Затем Инна все же выгнала мужа, после чего он сильно опустился, бездомный скитался по знакомым. Через 2 года после развода Шпаликов покончил с собой.
Трагический конец
Друзья и родные винили Инну Гулая в смерти Шпаликова. Сама она очень тяжело переживала эту трагедию.
Последняя роль Гулая. ” Крейцерова соната”
Со временем стало обостряться душевное заболевание. Мать актрисы даже один раз положила Инну в психиатрическую лечебницу. Но лечение слабо помогло. 26 мая 1990 г. Инна Гулая была обнаружена в своей квартире, лежащей на полу без сознания. Через 2 дня в больнице она скончалась, так и не придя в сознание. Причиной стала передозировка снотворного. Было ли это самоубийство или несчастный случай выяснить не удалось.
К сожалению, трагично складывается судьба дочери Инны Гулая – Дарьи Шпаликовой. Начинала она также как актриса. Но смерть матери тяжело отразилась на душевном здоровье девушки. Вот уже много лет Дарья непрерывно находится на лечении в различных психиатрических больницах.