Биография гончарова личная жизнь
Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по русскому языку и словесности, литературный критик. Имел чин действительного статского советника.
Семья
Иван появился на свет 18 июня 1812 года в городе Симбирске, раскинувшемся на берегу Волги (сейчас называется Ульяновск).
Его дед, Гончаров Иван Иванович, жизнь свою посвятил военной службе. Начинал писарем в Сергиевском драгунском полку, дошёл до звания капитана, командовал гарнизоном Таналыкской крепости. Также проходил службу на границе с киргиз-кайсаками в Оренбургской крепости. В 50-х годах XVIII века Иван Иванович был причислен к дворянскому сословию, вышел в отставку и обосновался на своей родине в Симбирске. Он стал заниматься торговым делом и выстроил в центре города огромный каменный особняк. Долгие годы дед вёл интересную семейную хронику, которой дал название «Летописец». Он записывал в неё все важнейшие события.
Отец, Гончаров Александр Иванович, 1754 года рождения, продолжил семейное дело, весьма успешно вёл торговлю, а также открыл свечной завод. В Симбирске его очень уважали, несколько раз выбирали на пост городского головы. Он был женат, но супруга его умерла. Став вдовцом, в 1803 году он сочетался браком второй раз с матерью будущего писателя.
Мама, Гончарова Авдотья Матвеевна (девичья фамилия Шахторина), 1785 года рождения, принадлежала старинному купеческому роду. Несмотря на знатность, она была очень простой и хорошей женщиной. А дети запомнили её как необыкновенно умную и прозорливую, для них она была нравственным авторитетом. Они всегда относились к матери с любовью, благодарностью и уважением.
Всего в семье Гончаровых родилось четверо детей. Со старшим братом Колей у Ивана была разница в четыре года. Николай стал учителем, преподавал в гимназии, потом работал на должности редактора газеты «Симбирские губернские ведомости». После мальчишек родилось ещё две девочки – в 1815 году Александра и в 1818 году Анна.
Детские годы
Самые ранние воспоминания писателя связаны с отчим домом. Он был большим и каменным, имел просторный двор и шикарный сад, походил на целое имение или деревню. Погреба и амбары были заполонены мукой, пшеном и всякой другой провизией для пропитания семьи Гончаровых и их обширной дворни. Весь барский и поместный быт дореформенной России Гончаров познал ещё в детстве, что потом правдиво и ярко отобразил в своих произведениях.
Отец был старше матери более чем на тридцать лет. В 1819 году его не стало. Оставшись одна с четырьмя маленькими детьми, мать для них ничего не жалела. А в воспитании младших Гончаровых ей помогал старый друг семьи, крёстный отец Трегубов Николай Николаевич. Он был моряком в отставке и местным зажиточным помещиком, помимо этого входил в состав масонской ложи. Трегубов принадлежал к людям широко образованным, он увлекался политикой и историей, интересовался науками.
Для будущего писателя Николай Николаевич стал первым наставником и учителем. Он обучал мальчика грамоте, прививал любовь к чтению, литературе и истории, пояснял астрономию, физическую и математическую географию, навигацию и космогонию. Трегубов научил крестника пользоваться навигационными приборами. Иван обожал рассказы наставника о моряках и море, мальчик слушал их жадно, а потом зачитывался книжками о путешественниках.
Несмотря на то, что Николай Николаевич к некоторым явлениям современной жизни относился критически, он был добрейшей души человеком, редким и возвышенным, обладал прекрасным сердцем и природным благородством. Иван ласково называл его «добрым моряком» и был бесконечно благодарен за то, что Трегубов фактически заменил ему родного отца.
Николай Николаевич взял на себя всю заботу о детях Гончаровых, а их матушка помогала ему в хозяйстве и в решении житейских проблем. Их повара, кучера и дворня слились в один общий коллектив, которым и управляла Авдотья Матвеевна. Так что жили они общим двором, в котором материальной частью заведовала строгая, опытная и отличная хозяйка Гончарова, а все интеллектуальные заботы взял на себя Трегубов.
Образование
По другую сторону Волги находилось имение княгини Хованской, там проживал просвещённый и образованный священник, который воспитывался в Казанской духовной академии. Его женою была немка и вместе они открыли частный пансион, который пользовался заслуженным успехом среди местных дворян.
Сюда на учёбу отдали восьмилетнего Гончарова. Воспитывал своих учеников священник очень тщательно. Он уделял внимание не только тому, как дети учатся, но и пристально следил за тем, что они читают. Допускались книги поучительные и солидные, даже «Бригадир» Фонвизина Д. И. не входил в список разрешённой литературы, потому что юношеские умы пытались всячески оградить от легкомыслия и фривольности.
Но в домашней обстановке Иван зачитывался сентиментальными романами, а также произведениями, полными привидений и мистических мудрствований. Он читал книги:
- французской писательницы Стефани Жанлис;
- немецкого философа и писателя Карла Эккартсгаузена;
- английской писательницы Анны Радклиф.
Но большее предпочтение отдавал всё же серьёзной и деловой литературе. К двенадцати годам он перечитал:
- русских поэтов Хераскова М. М. и Державина Г. Р.;
- немецкого учёного-энциклопедиста Петера Симона Палласа;
- русского путешественника Крашенникова С. П.;
- русского поэта и драматурга Озерова В. А.;
- шотландского исследователя Мунго Парка;
- французского историка Шарля Роллена;
- русского историка Голикова И. И.
Особенно увлекали юного Гончарова путешествия, что и повлияло впоследствии на его решение ехать вокруг света.
В десятилетнем возрасте Ивана отправили в Москву на учёбу в коммерческое училище, где уже обучался его старший брат Николай. Мать хотела, чтобы сыновья продолжили заниматься торговым делом. Основные предметы, которые там проходили, были направлены на изучение коммерческой деятельности, и Гончарову казались скучными. Несмотря на это, учился он прилежно, неоднократно его имя появлялось на «красной почётной доске», один раз юношу даже наградили памятной книгой.
Но, проучившись в училище восемь лет, Иван понял, что ему совсем не хочется заниматься торговлей. Его страстный интерес к гуманитарным наукам, художественной словесности и сочинительству пересилили. Гончаров решил продолжить учёбу в Московском университете на словесном факультете. Он хотел сдавать вступительные экзамены в 1830 году, но в Москве разразилась холера, и поступление пришлось отложить.
Летом 1831 года он успешно сдал экзамены и был зачислен в университет. Вместе с ним учились такие великие деятели словесности, которые потом оставили весомый след в русской и мировой литературе, как К. С. Аксаков, Е. Е. Барышев, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, Н. П. Огарёв. Социально-философские студенческие кружки с их революционными идеями мало привлекали Гончарова, он в них не участвовал, всё время уделял исключительно учёбе.
В 1834 году Иван окончил университет, почувствовал себя свободным и по собственному признанию понял, что ему открылись все пути и дороги.
Начало творческого пути
Ещё во время учёбы в Москве Гончаров решил, что возвращаться в Симбирск для постоянного проживания не станет. Ему хотелось жить в большом городе, здесь можно было общаться с интересными людьми и наслаждаться насыщенной духовной жизнью. Однако, поехав после окончания учёбы на родину, чтобы навестить мать и сестёр, Гончаров получил предложение от губернатора Симбирска Загряжского А. М. работать на должности секретаря канцелярии. Иван согласился. Но неблагодарный и скучный механизм бюрократической системы опостыл ему уже через одиннадцать месяцев, он бросил работу и уехал в Петербург.
В столице он устроился в департамент внешней торговли министерства финансов переводчиком иностранной переписки. Служба была не очень обременительной, и у Гончарова оставалось время на чтение, литературные занятия и собственное сочинительство, которым он увлёкся ещё в юном возрасте.
Вскоре он был введён в известную в Петербурге семью Майковых, их дом на тот момент считался культурным столичным очагом, там ежедневно собиралась творческая знать – художники, писатели, музыканты. Иван обучал старших сыновей семейства Апполона и Валериана русской словесности и латинскому языку. Так он решил подзаработать на жизнь, потому что жалование в департаменте было незначительным, а брать помощь от родных Гончаров не хотел.
На это же время приходятся его первые литературные труды. Сначала он занялся переводами английских и немецких романов. Это была хорошая школа для писателя, он оттачивал своё мастерство, вырабатывал собственный стиль.
В салоне Майковых Иван очень быстро стал своим человеком и в скором времени в их рукописных альманахах опубликовал первые труды:
- «Счастливая ошибка»;
- «Лихая болесть»;
- «Дурно жить на свете?»;
- «Пепиньерка».
Узкий круг читателей по достоинству оценил произведения Гончарова, и он с вдохновением взялся за более серьёзные работы.
Литературное наследие
Почти шесть лет писатель трудился над романом «Обыкновенная история», который принёс ему известность. В 1847 году Белинский опубликовал это произведение в журнале «Современник». Однако гонорар за «Обыкновенную историю» был невелик, и Гончаров продолжал работать переводчиком в департаменте.
А в 1852 году Иван Александрович удивил многих своих знакомых тем, что отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Сначала судно направлялось в Японию для заключения торговых соглашений. С первых дней экспедиции Гончаров подробно вёл путевой журнал, на основе которого потом написал книгу очерков «Фрегат «Паллада». Путешествие продолжалось два с половиной года. Писатель повидал Англию, Филиппины, Индонезию, Китай, Японию, Южную Африку, а также многочисленные архипелаги и острова в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах.
В начале 1855 года Гончаров вернулся в Петербург, а уже в апреле вышел его первый очерк о путешествии. Следующие рассказы публиковались на протяжении трёх лет в разных журналах, а обобщённая книга «Фрегат «Паллада» увидела свет в 1858 году и сразу стала крупным событием в мире литературы.
После экспедиции Гончаров наряду с литературной деятельностью продолжал трудиться на разных должностях:
- в департаменте внешней торговли министерства финансов его немного повысили в должности, теперь он был начальником стола;
- затем ушёл в цензурный комитет русской литературы;
- в 1862 году возглавил газету «Северная почта»;
- в 1865 году вошёл в Совет по делам печати.
А в 1866 году Иван Александрович получил чин генерала и вышел на пенсию, государством ему было назначено 1750 рублей годового содержания. Теперь он полностью посвятил жизнь написанию двух главных своих произведений – романов «Обломов» и «Обрыв».
Личная жизнь
Во время учёбы в университете Гончаров познакомился с Юлией Дмитриевной Гусятниковой. Он очень увлёкся этой девушкой, но она вышла замуж за другого и в супружестве поменяла фамилию на Ефремову. Долгое время он любил Юлию, в течение всей жизни они сохраняли дружеские отношения.
Личная жизнь писателя совсем не складывалась, и в возрасте 31 года он даже назвал себя «ветхой, давно прочитанной книгой». Но после 40 лет испытал новое сильное чувство к Елизавете Васильевне Толстой, с которой познакомился в доме Майковых. Он написал ей 32 письма, полных любви и нежности. Но на его чувства Толстая ответить не могла, так как много лет любила А. И. Мусина-Пушкина, за которого потом вышла замуж. Все надежды Гончарова на то, чтобы обрести семейное счастье, рухнули.
Самой главной привязанностью Ивана Александровича стала маленькая собачка по кличке «Мимимишка», он очень любил животное и никогда не разлучался с ним.
Смерть
Последние годы Иван Александрович жил в полном одиночестве. В сентябре 1891 года он сильно простудился. Болезнь имела такой стремительный характер, что спустя три дня, 27 сентября 1891 года, писатель скончался от воспаления лёгких. Его похоронили на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры города Петербурга. В 1956 году прах писателя перезахоронили на Волковском кладбище.
Во многих городах России имя писателя носят улицы, скверы, библиотеки. В его родном городе Ульяновске имя Гончарова присвоено драматическому театру и краеведческому музею.
Иван Гончаров — писатель, произведения которого являются неотъемлемой частью русской литературы. Его творческий путь и биографию изучают в школе. Но мало кто обращает внимание на то, что к концу жизни Гончаров остался одинок.
Личная жизнь
У многих талантливых людей жизнь не сложилась по самым разным причинам, и они остались в одиночестве. Личная жизнь Гончарова для исследователей его творчества и многочисленных почитателей является тайной.
Долгое время объектом любви Гончарова была жена другого человека, и понадобились годы для того, чтобы это чувство превратилось в дружбу.
Юния Дмитриевна Ефремова
В жизни Ивана Гончарова она заняла важное место. Будущий писатель был очарован ею еще в те времена, когда она носила фамилию Гусятникова. С ней Иван Гончаров познакомился в доме семьи Майковых. Несмотря на хорошие отношения, которые сложились между ними, она выбрала себе в мужья совсем другого человека. Гончаров долгое время писал ей письма, делясь своими мыслями и событиями, происходящими в его жизни. Чужая супруга в те времена могла быть только хорошим другом. Прошло много лет, прежде чем новая встреча вернула писателя к жизни.
Елизавета Васильевна Толстая
В 1855 г. в жизни Ивана Гончарова произошло важное событие. Он познакомился с Елизаветой Васильевной Толстой. Эта встреча произошла в доме Майковых, с которыми он по-прежнему поддерживал дружеские отношения. Эту женщину Гончаров любил трепетно и нежно. Он отсылал ей письма, полные нежности и любви. Впервые за долгие годы у писателя появилась возможность наладить свою личную жизнь и создать семью. Однако и в этот раз ничего не получилось.
В 1857 г. его избранница вышла замуж за Мусина-Пушкина, человека, который еще и являлся ее родственником. В России такие браки не приветствовались. Она даже обратилась за помощью к Гончарову, чтобы он помог ей получить разрешение на свадьбу.
Писатель очень тяжело переживал эту потерю. К этому времени Иван Гончаров имел уже некоторую известность и вес в обществе. По его мнению, он был состоявшимся мужчиной, способным сделать счастливой находящуюся рядом женщину. Ее поступок сильно ударил по самолюбию писателя. За время этого любовного романа им было отправлено 32 письма, которые были опубликованы, несмотря на все возражения писателя. Иван Гончаров просил их уничтожить.
Героинями его книг были яркие запоминающиеся женщины, но критики и исследователи творчества Гончарова сходятся во мнении, что все они являются собирательными образами тех женщин, с которыми пришлось общаться в течение своей жизни писателю. Эти разочарования не могли не оставить следа в душе Гончарова. Он превратился в закоренелого холостяка, т.к. утратил веру в любовь, без которой не видел семейных отношений.
Никто не знает, почему все женщины Гончарова выбирали для семейных отношений других мужчин. Считается, что, несмотря на свою влюбленность, писатель оказывался неспособным любить по-настоящему. Гончаров считал, что сильные чувства отвлекают его, не дают возможности заниматься чем-то более значимым. Пережив свои влюбленности, Гончаров впоследствии относился к ним как к тяжелым болезням. Ко всем разговорам о семье Гончаров относился крайне отрицательно. Для него эта тема стала запретной.
Привязанность к собачке
Последним объектом любви Гончарова стала маленькая собачка, Мимишка. Она всегда находилась рядом с Иваном Александровичем. Они вместе гуляли и работали. Болезнь собачки могла привести к тому, что газета «Северная почта» была не готова к выпуску. Для своей любимицы писатель приобрел бархатный, украшенный золотом ошейник.
Питомица любила Ивана Гончарова ничуть не меньше. При кратковременной разлуке с хозяином она начинала громко выть и не успокаивалась до тех пор, пока он не появлялся рядом. Это создание подарило Гончарову то, что он так и не получил от своих любимых женщин, — любовь и верность. На одном из портретов кисти Крамского они изображены вместе — хозяин и его любимица.
Дети, были ли нет
Детей у Гончарова не было. После смерти своего слуги Карла Трейгута он помогал его вдове и детям, которые получили благодаря ему хорошее воспитание и образование.
Гончаров Иван Александрович оставил видный след в русской литературе, созданные им образы полны жизни. Может быть их бы не было, сложись личная жизнь писателя иначе.
Статья на тему: Гончаров Иван — биография.
Интересно знать: Гончаров Иван — 13 интересных фактов.
Интересно знать: Гончаров Иван — характеристика писателя.
Иван Гончаров стал известен как автор «трилогии о русской жизни» — романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В ней писатель показал быт и нравы «крепостнической России». Долгие годы Гончаров служил чиновником — работал в министерстве финансов, в цензурном комитете. А в 1850-х писатель совершил кругосветное путешествие на военном корабле «Паллада» и после этого написал сборник очерков «Фрегат «Паллада».
Детство и учеба Ивана Гончарова: «8 лучших лет без дела!»
Николай Майков. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1860. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске (сейчас — Ульяновск) в богатой купеческой семье. Его отец Александр Гончаров владел свечным заводом. Свою мать Авдотью Шацкую писатель описывал как «необыкновенно умную, прозорливую женщину», которая была для него «нравственным авторитетом». Кроме Ивана в семье было еще трое детей: Николай, Анна и Александра.
Когда Гончарову было семь лет, его отец умер. Воспитывать детей Авдотье Шацкой помогал их крестный Николай Трегубов, отставной моряк. Он же первое время занимался их образованием — учил математике, истории, географии. Гончаров вспоминал: «Добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами… Образование его не ограничивалось техническими познаниями в морском деле… Он дополнял его непрестанным чтением — по всем частям знания, не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр».
С 1820 по 1822 год Гончаров учился в частном пансионе Екатерины Хованской в Симбирске. Там он изучал немецкий и французский языки, Закон Божий. Позднее учебу в пансионе прозаик описывал в романе «Обрыв». А один из первых педагогов Гончарова — протоиерей Федор Троицкий — стал прототипом священника Николая Ивановича, героя той же книги.
Когда Ивану Гончарову исполнилось десять лет, мать отправила его учиться в Московское коммерческое училище. Там уже занимался старший брат писателя Николай. В училище преподавали арифметику, бухгалтерию, право, а также рисование, пение и танцы.
Гончаров отлично учился и часто попадал на «красную доску» — в почетный список отличников. Однако занятия писатель считал неинтересными. Он вспоминал: «Об училище я тоже не упомянул ничего в биографии, потому что мне тяжело вспоминать о нем… Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела!»
По просьбе Гончарова в 1830 году его отчислили из Московского коммерческого училища. Он не хотел становиться бухгалтером, уже тогда он планировал заниматься литературой. Год Гончаров готовился к поступлению в Московский университет. Для этого он даже специально выучил греческий язык, которым раньше не занимался. На экзаменах Гончаров получил отличные оценки и был зачислен на словесное отделение. Об университете он позднее писал: «Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепетом… Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого».
В одно время с Гончаровым в Московском университете учились Александр Герцен, Виссарион Белинский. На словесном отделении с писателем занимался поэт Михаил Лермонтов: «Лермонтов… казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть».
Первые произведения писателя
Постоянные сотрудники журнала «Современник», верхний ряд: Лев Толстой, Дмитрий Григорович, нижний ряд: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. 1856. Фотография: Сергей Левицкий / photochronograph.ru
В 1834 году Иван Гончаров окончил университет и вернулся в Симбирск. Он хотел пожить несколько месяцев у родственников, а затем уехать в Москву. Но по рекомендации Трегубова писатель остался в родном городе и вскоре стал секретарем симбирского губернатора Александра Загряжского. Работу Гончаров называл «скучной»: он встречался с другими чиновниками, разбирал документы. Писатель вспоминал: «Я чувствовал, что стал врастать в губернскую почву».
В Симбирске Гончаров прожил около года, а затем уехал в Петербург. Там он устроился переводчиком иностранной переписки в Министерство финансов. Еще писатель подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были Аполлон и Валериан Майковы.
Гончаров стал преподавать Валериану и Аполлону то, что еще сравнительно недавно изучал сам на университетской скамье. Прежде всего он прививал мальчикам любовь к изящной стороне жизни, а потому в русской литературе выделял прежде всего несравненного Пушкина. И очень подробно останавливался на античной истории и культуре, заставляя
читать греческих и римских авторов… Гончаров, следуя опять-таки за Пушкиным, как никто из русских прозаиков, отталкивается от античной эстетики.
На литературных вечерах в доме Майковых Гончаров познакомился с Федором Достоевским, Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым. Встречи с ними вдохновили начинающего прозаика, и он стал сочинять литературные произведения. В журналах «Подснежник» и «Лунные ночи» вышли первые рассказы и очерки писателя, среди которых «Лихая болесть», «Пепиньерка», «Лунные ночи». Тогда же Гончаров попробовал себя в поэзии. Он опубликовал стихи «Тоска и радость», «Весны пора прекрасная минула…», которые позднее включил в роман «Обыкновенная история».
В середине 1840-х Иван Гончаров начал писать свой первый роман «Старики». Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя «Старосветские помещики».
Следующим крупным произведением Гончарова стал роман «Обыкновенная история» о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. Над книгой он начал работать в 1844 году. Уже через два года Гончаров закончил рукопись и передал ее петербургскому чиновнику Михаилу Языкову. Языков прочитал книгу и посчитал «плоховатым романом», но все же передал рукопись Николаю Некрасову, а уже тот показал книгу Белинскому. Критик писал об «Обыкновенной истории»: «Какой… страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»
В 1847 году «Обыкновенную историю» опубликовали в журнале «Современник», а через год она вышла отдельным изданием. Критики писали о таланте Гончарова, его легком слоге.
Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в ее пользу… Действительно, талант замечательный. Мне кажется, что его особенность, так сказать, личность, заключается в совершенном отсутствии семинаризма, литературщины и литераторства, от которых не умели и не умеют освобождаться даже гениальные русские писатели. Я не исключаю и Пушкина. У Гончарова нет и признаков труда, работы; читая его, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерский изустный рассказ… А какую пользу принесет она обществу!..
Путешествие на фрегате «Паллада» и роман «Обломов»
Кирилл Горбунов. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1840-е. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
После публикации «Обыкновенной истории» Иван Гончаров начал работу над новым произведением — романом «Обломов». В 1848 году в «Современнике» опубликовали главу из книги «Сон Обломова». Однако Гончаров не был доволен ее текстом. Прозаик постоянно переделывал уже готовые части «Обломова», менял сюжет. Журналисту Андрею Краевскому он писал: «Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить».
Работу над «Обломовым» Гончаров прервал из-за путешествия на фрегате «Паллада». Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. В поездку писателя пригласил адмирал Евфимий Путятин, которому был нужен секретарь. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять «летопись похода». О поездке Гончаров писал: «Поехал… затем, чтоб видеть, знать все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. Если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее… Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь — я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости».
В кругосветном путешествии Гончаров пробыл около двух лет — с октября 1852 года по май 1854-го. Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков «Фрегат «Паллада». В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке России. Из-за того, что состояние «Паллады» было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше.
В Петербург Иван Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале «Отечественные записки» вышел его первый рассказ о путешествии на «Палладе» — «Ликейские острова». В следующие несколько лет очерки выходили в журналах «Современник», «Морской сборник» и «Русский вестник». А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием «Фрегат «Паллада».
Вернувшись из путешествия, Гончаров перешел на работу в министерство народного просвещения. Писатель получил должность цензора, на которой проработал одиннадцать лет. Обязанности не мешали Гончарову заниматься литературой. Он вновь стал работать над «Обломовым», а в 1858 году закончил черновик романа. О книге писатель говорил: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». Еще год Гончаров редактировал роман.
«Обломова» издали в 1859 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России. Они считали, что главный герой романа стал воплощением русского национального характера, а обломовщина, то есть личностный застой и лень, — общероссийское явление. Николай Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» писал: «Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни… Не обширную сферу избрал Гончаров для своих изображений. Истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип».
Цензор, главный редактор, автор «Обрыва»
Петр Борель. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1864–1869. Изображение: goncharov.spb.ru
После публикации «Обломова» Иван Гончаров начал писать новый роман, «Обрыв». Прозаик задумал его еще в конце 1840-х, во время жизни в Симбирске, и работал над книгой около 20 лет.
Писатель долго прорабатывал образ «светского человека» Бориса Райского. Из-за того, что Райский казался Гончарову «непонятным характером», он постоянно медлил с написанием.
Труднее всего было мне вдумываться в этот неопределенный, туманный еще тогда для меня образ, сложный; изменчивый, капризный, почти неуловимый, слагавшийся постепенно, с ходом времени, которое отражало на нем все переливы света и красок. Я должен был его, больше чем кого-нибудь, писать инстинктом… И это началось с 1855 года (роман задуман был в 1849 году), когда я после 14-летнего отсутствия приехал повидаться с родственниками на Волгу. Тут… я увидел еще не отживший тогда патриархальный быт и вместе новые побеги — смесь молодого со старым.
Я унес новый роман, возил его вокруг света в голове и в программе, небрежно написанной на клочках.
В 1860-х работа над «Обрывом» шла еще медленнее из-за работы Гончарова. В 1860 году писатель стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду русского языка и словесности. А вскоре его назначили редактором правительственной газеты «Северная почта». Гончаров писал своей сестре Александре Кирмаловой: «Работа поглощает меня всего… Равнодушие ко всему делает меня до того прилежным, что министр третьего дня выразил удивление, сказав, что он… ожидал всего, кроме трудолюбия, считая меня за Обломова. Никуда не хожу, ничего не читаю, кроме «Северной почты», а там… читать нечего, да и не нужно. Эта газета не для чтения, а для узнания официальных новостей и кое-каких статистических сведений».
Продолжал Гончаров работать и как цензор. Другие писатели невзлюбили его за консерватизм. Гончаров запретил несколько статей «Современника» и «Русского слова», потому что они не соответствовали инструкциям цензурного ведомства.
В 1867 году из-за ухудшегося здоровья Иван Гончаров подал в отставку. Это позволило ему вернуться к работе над «Обрывом». Роман он называл «дитя моего сердца» из-за того, что писал произведение слишком долго.
«Обрыв» начали публиковать в «Вестнике Европы» в 1869 году. Гончаров остался недоволен романом, Афанасию Фету он писал: «Я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил».
Критики объединили «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в трилогию. Во всех книгах Гончаров описывал жизнь в Российской империи до Великих реформ Александра II. Однако именно «Обрыв» назвали самым слабым произведениям прозаика. Критики обвиняли книгу в затянутости и неудачной композиции, называли ее несвоевременной и считали, что ее нужно было выпустить еще в 1850-х. Юрист и друг Гончарова Анатолий Кони писал: «Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех «Обрыва» сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника».
Личная жизнь: «С меня сходило всё как с гуся вода»
Николай Майков. Портрет Елизаветы Толстой (фрагмент). 1855. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, Ульяновск
Иван Гончаров никогда не был женат. Анатолию Кони он писал: «Поклонник, по художественной природе своей, всякой красоты, особенно женской, я пережил несколько таких драм и выходил из них, правда, «небритый, бледный и худой», победителем, благодаря своей наблюдательности, остроумию, анализу и юмору. Корчась в судорогах страсти, я не мог в то же время не замечать, как это всё вместе взятое глупо и комично. Словом, мучаясь субъективно, я смотрел на весь ход такой драмы и объективно — и, разложив на составные части, находил, что тут смесь самолюбия, скуки, плотской нечистоты, и отрезвлялся, с меня сходило всё как с гуся вода».
В студенческие годы Гончаров был влюблен в Юнию Гусятникову, родственницу Майковых. С ней прозаик познакомился в 1833 году. Однако предложение Гусятниковой он не сделал. Она вышла замуж за чиновника Александра Ефремова. Много лет писатель переписывался с ней; именно Гусятниковой Гончаров одной из первых читал отрывки из «Обломова» и «Обыкновенной истории».
В середине 1850-х Гончаров познакомился с Елизаветой Толстой. Прозаик считал, что в ней сочетаются «красота ума» и «грация чувства». Толстой он писал: «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде». Гончаров хотел сделать ей предложение, но Толстая была влюблена в своего двоюродного брата Александра Мусина-Пушкина. Она даже обратилась к писателю, чтобы тот добился разрешения на этот брак. В Российской империи жениться близким родственником запрещалось. Однако у Гончарова были знакомые в Синоде, которые помогли Толстой и Мусину-Пушкину вступить в брак. Елизавета Толстая стала прототипом Ольги Ильинской из романа «Обломов».
Последние годы жизни
Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент). 1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым
После неудачи с «Обрывом» Иван Гончаров решил не браться за новое крупное произведение. Он публиковал небольшие очерки, среди которых «Поездка по Волге», «Литературный вечер», «Май месяц в Петербурге». Писал он и критические статьи о классических русских произведениях. В 1872 году в журнале «Вестник Европы» вышли размышления Гончарова о пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Статье писатель дал название «Мильон терзаний» по фразе Чацкого, главного героя комедии.
Гончаров много переписывался с другими писателями, бывал на литературных вечерах. По приглашению великого князя Константина Николаевича прозаик преподавал его детям русский язык.
В конце 1870-х Гончаров решил переделать сборник очерков «Фрегат «Паллада». Он добавил в книгу новые главы, убрал ненужные подробности, исправил стилистические ошибки. Гончаров писал: «Романы пишутся для взрослых, а взрослые поколения меняются, следовательно, и романы должны меняться… Книга моя (путешествие) нравилась прежнему поколению детей, пригодится и нынешнему».
После того как вышла новая версия «Фрегата «Паллады», Гончаров почти ничего не писал. У него появились проблемы со здоровьем. Писатель плохо видел, а в середине 1880-х даже ослеп на один глаз. Он почти не покидал свою квартиру, не бывал на литературных вечерах и не встречался со знаком?