Биография чайковского личная жизнь
Петр Чайковский — биография
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер, педагог и критик. Его произведения известны всем соотечественникам, даже в том случае, если эти люди не являются приверженцами классической музыки.
Детство и юность
Петр Ильич Чайковский родился в поселке Воткинск (современная Удмуртия) 7 мая 1840 года. Отец будущего музыканта – представитель казачьего рода Чаек, хорошо известного на Украине. Илья Петрович служил инженером. Мама большого семейства тоже была образованной женщиной. В Училище женских сирот Александра Андреевна Ассиер изучила целый ряд предметов – литературу, географию, арифметику, иностранные языки, риторику.
Петр Чайковский в юности
В этом уральском поселке Чайковский-старший руководил Камско-Воткинским сталелитейным заводом. Это было крупнейшее предприятие Российской империи, руководитель которого получал прекрасное жалование и целый ряд преференций. Для жилья Чайковским предоставили огромный казенный дом, у директора завода было и собственное войско, которое состояло из сотни казаков. Семья жила на широкую ногу, часто принимала в своем доме гостей – местных дворян, иностранных инженеров, столичную молодежь.
Семейство Чайковских было большим, будущий композитор был вторым ребенком. Его старшего брата звали Николай, после Петра родился еще один мальчик – Ипполит, затем сестра Александра. Места в огромном доме хватало всем, вместе с Чайковскими жили и многочисленные родственники главы семейства. Родители очень заботились о воспитании и образовании своих детей, из Санкт-Петербурга они выписали гувернантку. Эта женщина, Фанни Дюрбах, была француженкой, она очень долго жила в семье Чайковских.
Родители будущего композитора очень любили музыку, они и сами были прекрасными музыкантами. Отец играл на флейте, мама – на арфе и фортепиано. У Александры Андреевны был сильный голос, она прекрасно исполняла романсы. Гувернантка музицировать не умела, но музыку тоже очень любила. Отец приобрел два музыкальных инструмента – рояль и оркестрион (так в те времена называли механический орган). Играть на рояле маленького Петрушу учила крепостная крестьянка Марья Пальчикова, владевшая музыкальной грамотой.
Петр Чайковский с семьей
Юный Чайковский увлеченно изучал основы игры на рояле. В тот период им владела еще одна большая страсть – любовь к поэзии. Он не только с упоением читал стихи разных авторов, но и сам сочинял их на французском языке. Настоящим кумиром будущего композитора в то время был Людовик XVII. Молодой человек старательно изучал биографию французского короля, пытался отыскать в разных источниках как можно более фактов о жизни монарха. Эта историческая личность для Чайковского была и осталась примером для подражания.
Когда Петруше исполнилось восемь лет, их большое семейство переезжает в Москву. Илья Петрович в тот период вышел на пенсию, искал достойное место работы. Через два месяца Чайковские оказались в Санкт-Петербурге, где отец сразу же пристроил своих старших сыновей в пансион Шмеллинга. В северной столице Петруша продолжает обучаться музыке. Он знакомится с балетом, оперой, симфоническим оркестром. Мальчик долго привыкает к сырому климату Петербурга, часто болеет. В подростковом возрасте он перенес корь, тяжелый недуг не прошел бесследно. В течение всей жизни у композитора время от времени случались припадки.
Чайковские устроили старшего сына Николая в Институт Корпуса горных инженеров. Все остальное семейство отправилось в город Алапаевск. Здесь Илья Петрович занял должность руководителя завода наследников Яковлева. Гувернантку-француженку к тому времени сменила русская женщина, Анастасия Петрова, которая стала заниматься воспитанием и обучением юного Петра Ильича. В 1849 году семейство Чайковских увеличилось, родились два младших сына-близнеца Анатолий и Модест.
Образование и служба
Петруша с ранних лет увлекался музыкой, и родители прекрасно видели, что у него есть способности. Но они совсем не думали, что занятие музыкой может стать достойной профессией для их одаренного сына. Это выглядело как-то несерьезно. Самое интересное, что их мнение полностью разделял и сам будущий композитор. Он с удовольствием посещал оперу, балет, приходил в восторг от концертов выдающихся музыкантов, но не связывал свое будущее с музыкой.
Настало время определяться с местом учебы. Сначала у родителей была идея отправить Петрушу учиться на горного инженера, так же, как и старшего сына. Однако местом его учебы стало Императорское училище правоведения, находящееся в северной столице. С десятилетнего возраста Петруша обучается юриспруденции. Он учился здесь десять лет. Вначале мальчику было очень тяжело, он тосковал по родителям, привычной жизни. Его родители жили слишком далеко и не могли часто навещать ребенка.
Молодой Чайковский
В Петербурге у Чайковских был друг – Модест Вакар, он стал настоящим попечителем для малолетнего студента. Но для самого Вакара теплое отношение и участие к маленькому Чайковскому закончились настоящей трагедией. Малолетний студент совершенно случайно, непреднамеренно занес в дом Вакара скарлатину. Этой болезнью заразился маленький сынок Модеста, и спасти ребенка не удалось.
В 1852 году Илья Петрович оставил службу. Все большое семейство отправилось в Петербург. Петруше стало намного легче, теперь он не только виделся со своей семьей, но и часто посещал русский балет, оперу. У молодого Чайковского появился близкий друг, им стал одноклассник Алексей Апухтин, будущий поэт. Этот человек оказал большое влияние на формирование личности и взглядов Петра Ильича.
Молодому Чайковскому было только 14 лет, когда умерла его мама. Она скончалась от холеры, большое семейство осиротело. Всех старших детей Илья Петрович устроил в образовательные учреждения закрытого типа. С ним остались только близнецы, которым на тот момент не исполнилось и пяти лет. Втроем они временно поселились у брата Ильи Петровича.
Петр Чайковский
В течение трех лет, с 1855 по 1858 год, Петр Ильич берет уроки игры на фортепиано у Рудольфа Кюндингера, известного немецкого пианиста. Отец будущего композитора нанял этого музыканта, но через три года занятия пришлось прекратить. Старший Чайковский вложил все свои средства в дело, которое принесло сплошные убытки. Музыканту было нечем заплатить за его работу. Но инженер Чайковский был на редкость удачлив, совсем скоро он стал главой Технологического института. Ему предложили хорошее жалование, огромную казенную квартиру.
Училище правоведения Петр окончил в 1859 году. Здесь его все любили – и педагоги, и сверстники. Чайковский всегда умел располагать людей к себе, привлекать их теплым отношением и добрым нравом.
Карьера юриста
Молодому человеку предложили место в Министерстве юстиции, он вел крестьянские дела. В часы досуга Петр Ильич посещает оперу, занимается музыкой. Когда молодому юристу исполнился 21 год, он впервые побывал за границей, посетил несколько европейских стран. Чайковский за границей выступал в качестве переводчика, он сопровождал инженера Писарева, приятеля своего отца. Будущий композитор к тому периоду прекрасно знал два языка – французский и итальянский.
Творчество
Молодой сотрудник Министерства Юстиции даже не помышляет о музыкальной карьере. Он не сознает силу своего дара, но отец будущего композитора к тому времени уже хорошо понимает, что у его сына – великий талант. Однажды Илья Петрович даже посетил Кюндингера, желая убедиться, что он не ошибается относительно большого дарования Петра.
Однако немецкий пианист не был в большом восторге от способностей молодого Чайковского, он отозвался о них весьма прохладно. Кроме того, его ученику уже исполнился 21 год, а в таком возрасте заниматься музыкой несколько поздно. Но Илья Петрович настаивал, чтобы сын совмещал работу с получением музыкального образования.
В этот период в Санкт-Петербурге открылась новая консерватория под руководством Антона Рубинштейна. Петр загорелся идеей учиться здесь, он стал одним из первых студентов этого учебного заведения по классу композиции. Юриспруденцию пришлось забросить, совмещать работу с учебой было невозможно.
Дипломной работой Чайковского стала кантата «К радости», созданная к русскоязычному переводу оды Шиллера с таким же названием. Петербургские музыканты не одобрили это музыкальное произведение. Самым резким был критик Цезарь Кюи, он назвал Чайковского слабым композитором, обвинил его в консерватизме. На самом деле это было совсем не так – для Чайковского музыка была и оставалась свободой, его кумирами были музыканты, не признававшие правил и авторитетов.
Молодой композитор выстоял под градом критики. Он окончил консерваторию с серебряной медалью, высшей наградой того времени, и сразу же принялся за работу. Николай Рубинштейн, брат знаменитого музыканта, предложил ему должность профессора в Московской консерватории.
Расцвет музыкальной карьеры
Молодой Чайковский стал замечательным педагогом. Он очень многое сделал для правильной организации учебного процесса. Учебников по профилю было очень мало, профессор сам пишет методические пособия, занимается переводами зарубежных учебников. В течение двух лет он успевает преподавать и занимается творчеством. Но это было очень нелегко, и Петр Ильич решил покинуть консерваторию.
Петр Чайковский за фортепиано
В это время ему очень помогала богатая покровительница, вдова Надежда фон Мекк. Ежегодная сумма в шесть тысяч рублей позволяла молодому композитору не думать о хлебе насущном. Свое время он стал тратить только на творчество. В этот период он знакомится с композиторами из знаменитой «Могучей кучки». Главой содружества был Милий Балакирев, именно он посоветовал Чайковскому создать увертюру-фантазию по мотивам «Ромео и Джульетты» (1869).
После этого композитор пишет не менее знаменитое произведение — симфоническую фантазию «Буря» (1873), идея создания которой принадлежала музыкальному критику Владимиру Стасову. В этот период Петр Ильич много путешествует, набирается сил и вдохновения для творчества. 70-е годы можно с полным правом назвать периодом расцвета его музыкальной карьеры. Он создает балет «Лебединое озеро», оперу «Опричник», Вторую, Третью симфонию, Фантазию «Франческа да Римини», оперу «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года».
В следующее десятилетие он часто бывает за границей в рамках концертных поездок. Чайковский подружился со многими выдающимися музыкантами – Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком, Густавом Малером. Во время концертов он выступает в качестве дирижера. Петр Ильич побывал и в Соединенных Штатах, где его ждал оглушительный успех. Теперь уже никто не сомневался в гениальности этого композитора.
В последние годы свой жизни он живет в подмосковном Клину, занимается благотворительностью, жертвует деньги на школу, помогает бороться с частыми пожарами. В этом городе он пишет балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», «Иоланту», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Композитор получает международное признание, в 1892 году он избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, в 1893 году — почетным доктором Кембриджского университета.
Личная жизнь
Петр Ильич был очень дружелюбным человеком, у него сохранилось много фотографий с друзьями-мужчинами. И хотя это самые обычные фото, они вызывали жгучий интерес у определенных личностей, явно завидовавших композитору. Еще при жизни композитора общество часто обсуждало нетрадиционную ориентацию известного музыканта.
Петр Чайковский с Антониной Милюко
Ходили сплетни, что его мужчинами являются братья Сафроновы (Алексей и Михаил), Владимир Давыдов, Иосиф Котек. При этом в жизни знаменитого музыканта присутствовали и женщины. Об одной из них, Надежде фон Мекк, уже упоминалось выше. Француженку Арто Дезире все называли избранницей Петра. Но девушка вышла замуж за испанца Мариана Падилью. Официальной супругой композитора стала Антонина Милюкова. Она была младше своего гениального мужа на восемь лет. Этот союз был недолгим, через несколько недель супруги расстались, хотя развестись они так и не успели.
Петр Чайковский с Иосифом Котек
Злопыхатели говорили, что все связи с женщинами у Чайковского – обыкновенная фикция, которой он прикрывает свое влечение к мужчинам. Как было на самом деле – неизвестно, да это и не так важно, возможно, это просто выдумки завистников, пытающихся очернить личность великого музыканта. Маленький пример – тот же самый Рудольф Кюндингер, который по какой-то причине так яростно отрицал наличие таланта у Чайковского. Вряд ли опытный педагог мог так сильно ошибаться в степени одаренности своего подопечного. Скорее всего, здесь тоже взыграла обыкновенная зависть.
Что касается личной жизни музыканта, мы не имеет права судить его. Во главу угла здесь следует поставить другое – гениальность русского композитора, который оставил нам свои бессмертные творения.
Причина смерти
В ноябре 1893 года композитор умер от холеры. Его прах погребен в Некрополе мастеров искусств.
Слушать композиции
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Наша история известна богатыми музыкальными традициями – но даже здесь имя Петра Чайковского стоит особняком. Anews хочет поподробнее разузнать о не самых известных сторонах его биографии.
Как складывалась интимная жизнь композитора? Какие сомнения существуют относительно его смерти? И какой величайший шедевр Чайковского никак не мог найти признания публики?
Таланта нет, «Лебединое озеро» – провал
Сегодня Чайковский носит статус одного из величайших композиторов в истории, но современникам его талант был очевиден далеко не всегда. В 1861 году его отец, горный инженер Илья Чайковский думал о продолжении музыкального образования 21-летнего сына, для чего сходил посоветоваться к педагогу Рудольфу Кюндингеру, с 1855 по 1858 занимавшемуся с молодым Петром.
Портрет Ильи Чайковского. Источник – Википедия
Итог разговора был неутешительный – Кюндингер сказал, что особенного таланта у молодого человека нет, да и серьезно заниматься музыкой уже поздновато.
К счастью, этот совет не стал определяющим, и будущий композитор все-таки поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Кюндингер же впоследствии писал:
«Ученик делал успехи, но не такие, чтобы пробудить во мне на его счет какие-нибудь особенные надежды. На вопрос Ильи Петровича, стоит ли его сыну посвятить себя окончательно музыкальной карьере, я отвечал отрицательно, во-первых, потому, что не видел в Петре Ильиче гениальности, которая обнаружилась впоследствии, а во-вторых, потому, что испытал на себе, как было тяжело в то время положение “музыканта” в России. На нас смотрели в обществе свысока, не удостаивая равенства отношений, к тому же серьезной оценки и понимания не было никакого.
Несомненно, способности его были выдающиеся: поразительная тонкость слуха, память, отличная рука, но все это не давало повода предвидеть в нем не только композитора, но даже блестящего исполнителя. Удивительного в этом ничего не было: молодых людей с такими данными и до Чайковского, и после мне случалось встречать нередко».
Рудольф Кюндингер. Фото – Википедия
Непонимание встретила и дипломная работа Чайковского, кантата «К радости», исполненная в 1865 году. Директор Консерватории Антон Рубинштейн поморщился, читая ее, композитор Александр Серов сказал, что «ожидал большего». Особенно ранила выпускника ядовитая рецензия молодого критика Цезаря Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб. Правда, что его сочинение (кантата) написано в самых неблагоприятных обстоятельствах: по заказу, к данному сроку, на данную тему и при соблюдении известных форм. Но все-таки если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы».
Впоследствии Чайковский рассказывал:
«Когда я прочел этот ужасный приговор, я не знаю, что сделалось со мной. У меня потемнело в глазах, голова закружилась, и я, как безумный, выбежал из кафе. Что я делал, куда попадал, я не отдавал себе отчета. Я целый день бесцельно бродил по городу, повторяя: „Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность”».
Петр Чайковский в 1863 году. Фото – Википедия
Но самая громкая неудача композитора случилась в 1877 году. Причем жертвой публичного неприятия стало произведение, которое сегодня является визитной карточкой Чайковского – балет «Лебединое озеро».
Фрагмент балета. Источник – Depositphotos
Хотя премьера состоялась в Большом театре и исполнялась артистами императорской труппы, публика приняла постановку крайне холодно. «Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей» – говорилось в одной из рецензий.
Публика отказывалась идти на спектакль, и в 1879 году балет он снят с репертуара. Через год его пытались возродить в другой редакции, но и то представление прошло на сцене всего 12 раз.
Для третьей попытки Чайковский пошел на сотрудничество с классиком отечественного балета Мариусом Петипа, заново пересмотрев либретто.
Мариус Петипа. Фото – Википедия
Но успех своей великой музыки композитору увидеть так и не довелось – легендарная постановка, ставшая образцом мирового балетного искусства, прошла на сцене Мариинского театра лишь в 1895 году, почти через полтора года после смерти Чайковского.
Мужчины и женщины композитора
Интимная жизнь Петра Чайковского является наиболее скандальной частью его биографии. И на сегодняшний день имеется немало свидетельств, показывающих, что великий композитор был гомосексуалистом.
По мнению многих биографов Чайковский впервые столкнулся с проявлением своей нетрадиционной ориентации еще в годы учебы в Императорском училище правоведения с 1852 по 1859 годы – закрытой школы для мальчиков. В те годы будущий композитор пережил первое страстное чувство к младшему товарищу Сергею Кирееву. По словам брата Чайковского Модеста, это было «самое сильное, самое долгое и чистое любовное увлечение его жизни». Заменив имя Киреева многоточием, Петр Ильич посвятил ему романс «Мой ангел, мой гений, мой друг…» на слова Афанасия Фета.
В книге Нины Берберовой «Чайковский» невестка композитора Прасковья (жена младшего брата, Анатолия) рассказывала, что его первый сексуальный опыт состоялся в 13 лет с одноклассником, будущим поэтом Алексеем Апухтиным. Также она добавляла, что ничего сенсационного в таких отношениях не было:
«На мой вопрос, как реагировало общество, в котором она цвела и блистала, она ответила, улыбаясь лукаво, что никто ничему не удивлялся, все более или менее этим занимались в юности, а девять великих князей были этим известны. (По моему счету их было восемь.) Надо было только “вести себя прилично и не скандалить”.
Апухтин развратил Петра Ильича, будучи в 13 лет любовником Шильдера-Шульдера, классного наставника, бывшего возлюбленного вел. кн. Константина Константиновича, человека женатого и имевшего семь человек детей, — он был, кстати, директором училища Правоведения и отмечал Петю».
Алексей Апухтин в 1860-м. Фото – Википедия
«Вести себя прилично и не скандалить» у молодых людей получалось не всегда. В 1862 г. композитор и Апухтин устроили скандал в ресторане «Шотан» и были, по выражению Модеста Чайковского, «обесславлены на весь город под названием бугров (гомосексуалистов)».
Модест Чайковский. Ему тоже приписываются гомосексуальные наклонности. Фото – Википедия
Именно стремлением улучшить свое публичное реноме многие объясняют состоявшуюся в 1877 году женитьбу композитора на Антонине Милюковой – девушка познакомилась с ним в 1872 году и с тех пор настойчиво пыталась инициировать отношения. «Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким» – писал он брату.
Однако фактически брак не продержался и нескольких недель – супруги разъехались, при этом официально так никогда и не были разведены. Однако попытки гетеросексуальных союзов Чайковский с тех пор, похоже, оставил. Товарищу, пианисту Николаю Рубинштейну он писал: «Я знаю теперь по опыту, что значит мне переламывать себя и идти против своей натуры, какая бы она ни была». А в письме брату Анатолию говорил: «Только теперь, особенно после истории с женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей природе».
Петр Чайковский и Антонина Милюкова. Фото – Википедия
Чайковский пытался вступить в брак и раньше – в 1868 году он был помолвлен с французской певицей, солисткой итальянской оперы Дезире Арто.
Дезире Арто. Фото – Википедия
Однако свадьбы не случилось – в начале 1869 года невеста композитора уехала на гастроли в Варшаву, где месяц спустя после отъезда из Москвы вышла по страсти замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Мариано Падилью. В октябре того же года Чайковский присутствовал на спектакле в Москве, где она пела в опере «Фауст». Вспоминают, что Чайковский закрылся биноклем от слез, когда вновь увидел Арто на сцене.
Они встретились снова лишь спустя 18 лет, в начале 1888 года, во время гастролей Чайковского по Германии. Они встретились как старые друзья, Арто попросила Чайковского написать для нее романс, он исполнил ее просьбу в октябре того же года, написав целых 6 романсов на слова французских поэтов Тюркети, Коллена и Бланшкотт. Выбор текстов не был случайным: романсы полны прямых и болезненных намеков на былые чувства, несостоявшиеся надежды и приближающуюся старость.
Привязанность к Арто трактуется многими как противоречащая гомосексуальности композитора. Но в переписке Чайковского с еще одной значимой для него женщиной, Надеждой фон Мекк, эти отношения трактуются как платонические:
«Петр Ильич, любили ли Вы когда-нибудь? Мне кажется, что нет. Вы слишком любите музыку для того, чтобы могли полюбить женщину. Я знаю один эпизод любви из Вашей жизни (Дезире Арто), но я нахожу, что любовь так называемая платоническая (хотя Платон вовсе не так любил) есть только полулюбовь, любовь воображения, а не сердца, не то чувство, которое входит в плоть и кровь человека, без которого он жить не может».
Надежда фон Мекк была вдовой железнодорожного магната и наследницей огромного состояния, благодаря которому занималась меценатством. Чайковскому она с 1877 по 1890-й отправляла по 6 000 рублей в год, и в этот же период вела с ним интенсивную переписку. Однако за границы переписки эти отношения так и не вышли – Чайковский и фон Мекк никогда не имели личного разговора и на публике притворялись незнакомыми.
Надежда фон Мекк. Фото – Википедия
Если говорить о гомосексуальных связях, то, как считается, они были довольно многочисленны и разнообразны, причем не ограничивались аристократическим кругом – согласно своему дневнику, на протяжении всего 1886 года Чайковский состоял в связи с извозчиком по имени Иван. Самой же главной привязанностью в последние годы композитора был его племянник Владимир (Боб) Давыдов. Чайковский посвятил ему Шестую симфонию, сделал сонаследником и передал право на отчисление доходов за сценическое исполнение своих сочинений.
Чайковский и Давыдов. Фото – Википедия
Загадка смерти
С сексуальными наклонностями композитора связывается также альтернативная версия его смерти. Согласно официальному изложению событий, вечером 20 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипяченую воду, которую он и выпил.
Утром 21 октября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скоропостижно скончался в 3 часа пополуночи 25 октября в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора Александра III, было возложено на дирекцию Императорских театров, что газеты назвали «примером единственным и вполне исключительным».
Александр III. Фото – Википедия
Несогласные с этой версией говорят, что в действительности композитор совершил самоубийство и выпил мышьяк, отравление которым по симптомам похоже на холеру. Причиной же этого решения называют приговор «суда чести» своих одноклассников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания.
Частичным подтверждением данной версии называют тот факт, что композитор действительно пытался покончить с собой, состоя в отношениях с Милюковой, зайдя по горло в холодную воду, чтобы заболеть.
Тем не менее, версия не встречает поддержки у специалистов. Венгерова отмечала, что «потомство Н.А. Римского-Корсакова, находящееся в эмиграции, распространяет слух, что Чайковский вовсе не умер от холеры, а покончил самоубийством» – причиной этого слуха назывались неудовлетворенные брачные амбиции сестер Пургольд, известных «своим характером и нездоровой фантазией».
Сотрудник Йельского университета Александр Познанский отмечал, что гомосексуальность в российских верхах не была чем-то невероятным и могла стать проблемой, только если бы в неприглядном свете стала достоянием публики.
Тем более сложно было представить такое решение в отношении Чайковского – любимца престола. Все расходы на погребение император повелел покрыть из своих собственых средств. В церемонии принимали участие два члена царской семьи: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Газеты рассказывали: «Стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича».
Похоронен Чайковский был в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Надгробие могилы Чайковского. Фото – Википедия
“С горничной Гашей я совершил преступление”. Тайны судьбы Льва Толстого