Биография александра демьяненко и личная жизнь
Биография
Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.
Александр Демьяненко | Московский комсомолец
Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.
Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?
Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.
Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day
Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.
Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day
Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.
Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.
Александр Демьяненко | Сплетник
Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.
Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.
Фильмы
Кинематографическая биография Александра Демьяненко началась довольно рано, когда он был студентом второго курса ГИТИСа. Начинающий актёр дебютировал в роли Мити в киноленте «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. Зрители и режиссёры заметили артиста в этой оптимистической драме, завершавшей «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Именно в «Ветре» родился образ скромного и интеллигентного юноши, способного совершить подвиг. Этот образ уже тогда прочно закрепился за Александром Демьяненко.
Александр Демьяненко в фильме “Ветер” | Кино-Театр.Ру
После окончания театрального вуза артиста пригласили в Московский драматический театр имени В. Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, но кинематограф всё больше затягивал Александра Сергеевича.
В 1961 году на экраны вышел новый фильм Алова и Наумова. В свой проект – драму «Мир входящему» – они снова позвали Александра Демьяненко. Тот сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, который в последний день войны получил ответственное задание – доставить в госпиталь беременную немецкую женщину. Картина имела огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм был осыпан призами, в том числе несколькими на конкурсах в Брюсселе и Венеции.
Ещё две картины, вышедшие следом за драмой «Мир входящему», закрепили Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр сыграл честного кассира, сделала его узнаваемым. Закрепила успех блистательная комедия «Взрослые дети», в которой Демьяненко в дуэте с Лилией Алешниковой сыграл молодую семейную пару, которая живёт вместе с родителями.
Александр Демьяненко в фильме “Мир входящему” | Вокруг ТВ
В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение оставить театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это имелось две причины. В Ленинграде артисту дали квартиру. К тому же он не раз снимался на «Ленфильме», и здесь ему предложили работу.
Вскоре актёр порадовал своих поклонников новым фильмом – он появился в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс». Зрители с удовольствием наблюдали за действиями отважного журналиста центральной газеты Сироткина, который распутывал финансовые махинации. Не менее громкий успех сопровождал детектив режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник». Здесь Александр Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.
Александр Демьяненко в фильме “Порожний рейс” | Кино-Театр.Ру
Карьера артиста стремительно развивалась. Его узнавали на улицах. В каждом киоске «Союзпечати» продавались открытки с изображением Александра. Но оглушительная слава и пик популярности ждали его после встречи с Леонидом Гайдаем. Знаменитый московский режиссёр приехал в Ленинград на «смотрины» Демьяненко. Ведь в столице он отверг четыре десятка претендентов на роль главного персонажа своего фильма по сценарию «Несерьезные истории». Требовался типаж незадачливого юноши Владика Арькова, интеллигентного растяпы, вечно попадающего в курьёзные ситуации.
Гайдай, увидев Александра Демьяненко, понял, что это именно тот артист, который ему нужен. Перед ним стоял человек, которому не нужно было напрягаться и перевоплощаться: это был готовый Владик. Но в процессе съёмок Владик превратился в Шурика. Чтобы добиться полного попадания в образ, артисту пришлось осветлить смоляные волосы. Стилисты, добиваясь радикального блонда, выжгли волосы актёра до такой степени, что на коже появились волдыри.
Позже вдова актёра, Людмила Акимовна, вспоминала, что краски в то время были такими беспощадными, что осталось загадкой, как Демьяненко не облысел.
Александра Демьяненко в фильме “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” | ТВ Центр
Выход на экраны золотой комедии «Операция «Ы»» был подобен разорвавшейся бомбе. Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Теперь его иначе, как Шуриком, никто не называл. Он действительно не сыграл, а прожил роль в этой комедии. Артист не прибегал ни к каким актёрским ухищрениям – он просто оставался собой. Позже он признался, что роль Шурика не была сопряжена для него ни с муками творчества, ни с трудностями перевоплощения.
Многие кинокритики и биографы Гайдая и Демьяненко утверждают, что Шурик – это на самом деле «сборный» образ режиссёра и артиста. Оба оказались в жизни похожими на этого обаятельного героя: нелюдимые очкарики, несколько замкнутые и неразговорчивые, хмурые и шутившие без тени улыбки.
Александра Демьяненко в фильме “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” | Пикабу
Леонида Гайдая засыпали мешками писем с просьбой продолжить историю обаятельнейшего Шурика. Режиссёр пошёл навстречу пожеланиям зрителей и спустя два года снял «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». Александр Демьяненко снова появился в амплуа любимого миллионами очкарика-растяпы.
В 1973 году зрители увидели новый киношедевр с участием Демьяненко. Это блистательная комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Она, как и две комедии с Шуриком, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. По прошествии десятилетий зрители и сегодня поднимают себе настроение, глядя на героев, в которых перевоплотились Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Александр Яковлев и Леонид Куравлёв.
Александра Демьяненко в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” | OnlainFilmix.com
Но в то время, когда вся страна готова была на руках носить любимого артиста, у него начались проблемы, связанные с обратной стороной славы. Александр Демьяненко превратился в заложника своего Шурика. Режиссёрам трудно было подыскать ему роль, потому что шлейф смешного блондина тянулся за актёром, словно приклеенный.
Сам Александр Сергеевич не раз жаловался, что все вспоминают лишь эту роль, хотя она не потребовала от него никаких усилий. А трудную и достойную работу в замечательных картинах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминает.
Александра Демьяненко в сериале “Угрюм-река” | Я о Кино
Артист признавался, что ему в тягость та публичность, которая стала неотвратимой после комедий Леонида Гайдая. К нему подходили на улице, хлопали по плечу, обращались на «ты». Александр Демьяненко был вынужден принимать приглашения на встречи со зрителями, потому что они приносили хоть какой-то доход. На этих встречах его выпытывали о личном, требовали откровенности и «душевного стриптиза». То есть именно того, что больше всего претило артисту.
Дошло до того, что актёру почти не предлагали новых ролей в кино, но при этом он не мог пройти по улице спокойно. И это его раздражало невероятно. Александр Демьяненко с головой ушёл в озвучивание и дубляж иностранных фильмов. Его голосом заговорили герои Жана-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Уго Тоньяцци, Джона Войта и Роберта Де Ниро. Практически во всех советских фильмах Александр Демьяненко озвучил Донатаса Баниониса. Не отказывался он и от озвучивания мультфильмов.
Изредка актёру предлагали интересные эпизоды или маленькие роли в хороших картинах. Так он сыграл приказчика Ивана Сохатых в «Угрюм-реке», Шестакова в «Зелёном фургоне».
В общей сложности фильмография Александра Демьяненко – это семь десятков названий фильмов.
Александра Демьяненко в фильме “Зеленый фургон” | ТВ Центр
После ухода со студии «Ленфильм» артист какое-то время служил в Театре комедий имени Н. П. Акимова на Невском проспекте. С середины 1990-ых он выходил на сцену Санкт-Петербургского театра «Приют комедиантов», что на Малой Морской. Театралы видели любимого актёра в постановках «Владимирская площадь» и «Антигона». Он превосходно сыграл двух совершенно разножанровых героев, ведь Александр Демьяненко был блестящим драматическим актёром. Но театр на Малой Морской небольшой, посетителей в нём не так уж много, поэтому работу артиста оценили немногие.
В 1991 году Александр Демьяненко стал Народным артистом РСФСР. Но, кажется, эта награда словно подвела черту под его творческой биографией. Он всё ещё выходил на театральные подмостки и озвучивал иностранные фильмы, но уже понимал, что карьера его, как и жизнь, близится к закату.
Личная жизнь
С первой женой – Мариной Скляровой – Александр Демьяненко прожил 16 лет. Пара познакомилась ещё в Свердловске, в драмкружке. Кажется, их семейная жизнь была безоблачной. Супруги часто ходили, держась за руку, понимали друг друга с полуслова. Детей у них не было. Коллеги и друзья Александра Сергеевича запомнили Марину, как энергичную добытчицу всяческих дефицитов. Сам артист был удивительно неприспособленным к обыденной жизни. Поэтому швейцарский сыр, балык и икра в их доме появлялись исключительно благодаря хозяйственной супруге.
Первая жена Александра Демьяненко Марина Склярова | Собеседник
Но что было в душе и на уме у крайне замкнутого и вечно углублённого в свои мысли Александра Демьяненко – никому неизвестно. Его друг Олег Белов в своих воспоминаниях рассказал случай, который, на самом деле, ярко характеризовал артиста. Однажды в Ашхабаде, куда Демьяненко и Белов поехали на кинофестиваль, артистов повезли на экскурсию. Вдруг в автобус зашла Наталья Селезнёва, вместе с которой Александр Демьяненко снимался в комедиях «Операция «Ы» и «Иван Васильевич меняет профессию».
После нескольких лет, прошедших после съёмок этих фильмов, Селезнёва страшно обрадовалась их встрече. Она кинулась к Демьяненко, собираясь его расцеловать, но тот лишь невозмутимо кивнул коллеге, бросив холодное «привет». Наталья Селезнёва окаменела от удивления.
Наверное, то же самое почувствовала первая супруга артиста Марина, когда в один день муж, с которым она ни разу не поссорилась, пришел домой, молча собрал в чемоданчик свои вещи и ушел к другой женщине, с которой прожил до конца своих дней в таких же любви и согласии, как и с первой супругой.
Александр Демьяненко с женой Людмилой | Московский комсомолец
Второй женой артиста стала Людмила, режиссёр дубляжа из «Ленфильма». Для неё это был второй брак. От первого осталась дочь Анжелика. Отношения с падчерицей у Александра Сергеевича сложились замечательные. Впоследствии Анжелика Неволина стала известной артисткой Малого драматического театра Льва Додина.
Александр Демьяненко очень любил уединение, для чего как нельзя лучше подходила дача под Санкт-Петербургом. Здесь он увлечённо читал, слушал классическую музыку и мечтал.
Смерть
Мало кто знал о том, что у артиста было больное сердце. Но в последние годы жизни ему пришлось работать на износ. В Санкт-Петербурге Демьяненко не предлагали работы в кино. Поэтому на поступившее из Москвы предложение сняться в сериале «Клубничка» он ответил согласием. Актёр мотался из Питера в столицу, жил в гостиницах. Каждый день снималась новая серия ленты.
На выходные Александр Демьяненко спешил в Санкт-Петербург, ведь в театре «Приют комедианта» шел спектакль с его участием. Он был очень ответственным человеком и не мог допустить срыва представления.
Александр Демьяненко | Fishki.net
На съёмках сериала у актёра отслоилась сетчатка. Пришлось делать операцию на глазах под наркозом. Демьяненко перенёс его трудно. Вскоре он снова попал в больницу с подозрением на язву желудка. Как оказалось, это был второй инфаркт. О первом артист и не догадывался.
Врачи решили делать Александру Сергеевичу шунтирование. Но до операции он не дотянул одного дня. Причиной смерти был отёк лёгкого.
Многие говорили о любви актёра к спиртному. Некоторые даже утверждали, что причиной проблем с сердцем был алкоголь. Ради справедливости стоит признать, что трезвенником Александр Демьяненко действительно не был. Но как утверждали его друзья, он никогда не переходил ту грань, за которой терял контроль над собой и человеческий облик.
Похоронили знаменитого артиста в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. Спустя несколько лет рядом появилась могила его второй супруги Людмилы.
Фильмография
- 1958 – «Ветер»
- 1961 – «Карьера Димы Горина»
- 1961 – «Мир входящему»
- 1962 – «Порожний рейс»
- 1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- 1967 – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- 1969 – «Угрюм-река»
- 1973 – «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1983 – «Зелёный фургон»
- 1996 – «Клубничка»
Всенародный любимец и обаятельный остряк Александр Демьяненко прожил половину жизни в тени своего героя Шурика из комедий Леонида Гайдая. Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино.
Свердловск. Юность
Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец был выпускником ГИТИСа, участником знаменитой театрально-агитационной группы «Синяя блуза», гастролировавшей в СССР в 1920-е годы. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен — авторитет отца был огромным.
Александр Демьяненко с матерью. Фотография: izbrannoe.com
Александр Демьяненко, университетские годы. Фотография: izbrannoe.com
В юности Александр Демьяненко не только часто ходил на спектакли (его отец работал режиссером в оперном театре), но и занимался в кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры. Здесь, в «народном театре», актер и сыграл свои первые роли. Также молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасным поставленным низким баритоном.
В 1954 году в Свердловске работала приемная комиссия МХАТа. Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Поэтому он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Однако уже через год Демьяненко вместе с друзьями отправился в Москву — снова поступать в театральный. На вступительных экзаменах он читал стихотворение «Хорошая девочка Лида» Ярослава Смелякова — то самое, которое позже декларировал в новелле «Наваждение» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»).
Из Москвы родители Демьяненко получили телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». Так Александр Демьяненко стал москвичом на непродолжительное время и актером — уже на всю жизнь.
Москва. ГИТИС
Прилежанием в учебе Демьяненко не отличался. Давали о себе знать две уникальные черты его характера — крайняя необщительность и эксцентричность. В сочетании они сформировали человека, который, оставаясь закрытым к окружающим, был всегда способен на дерзость и необдуманный поступок. Александр часто уезжал в родной Свердловск или Ленинград, где в театральном институте училась его одноклассница и подруга по театральному кружку Марина Склярова. Тем не менее Демьяненко не отчисляли. Принимая сложность своего студента, профессор ГИТИСа Иосиф Раевский ограничился личной просьбой: не пропускать занятия, на которых учили актерскому мастерству.
Александр Демьяненко. Фотография: dayonline.ru
Александр Демьяненко. Фотография: kp.ru
Александр Демьяненко. Фотография: yaokino.ru
К молодому Демьяненко судьба была благосклонна. Уже на втором курсе он дебютировал в большом кино, исполнив роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Так появилось его первое экранное амплуа — хрупкий интеллигентный юноша, способный на подвиг.
В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС и начал играть в Театре имени Владимира Маяковского. Он часто получал предложения о съемках и за два года снялся в полюбившихся зрителю фильмах — «Все начинается с дороги» (1959) и «Карьера Димы Горина» (1961). Работу актера в картине Алова и Наумова «Мир входящему» (1961) оценили и за пределами СССР — фильм получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.
На пике своего романтического амплуа Демьяненко был очень популярен: его узнавали на улицах, в каждом киоске «Союзпечати» продавались актерские открытки с фотографией Александра (тогда еще натурального брюнета). Тем не менее бытовая и личная неустроенность, которыми Демьяненко тяготился всю свою жизнь, взяли свое. Он решил покинуть Театр Маяковского и переехать в Северную столицу: в «Ленфильме» актеру предлагали квартиру. К тому же в Ленинграде жила Марина Склярова — будущая жена Демьяненко.
О решении бросить хороший московский театр ради квартиры и кинокарьеры Александр впоследствии очень жалел. «Дурной был, дурной», — вспоминала его слова вдова актера. Серьезных театральных ролей у Демьяненко больше не было: в зрелые годы он участвовал только в комедийных и антрепризных спектаклях.
Ленинград. Шурик
В начале шестидесятых годов Демьяненко был крайне востребован в кино. Первый же «ленинградский» фильм с его участием — «Порожний рейс» (1962) — получил второй приз на Московском кинофестивале. В это время актер играл две-три большие кинороли в год.
Судьбоносным в карьере и жизни Александра Демьяненко стал 1964 год. На роль подрабатывающего на стройках студента Эдика в фильме «Несерьезные истории» пробовался весь цвет советской комедии: Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик и даже молодой Евгений Петросян. Велись переговоры и с Андреем Мироновым. Но Леонид Гайдай, всегда доверявший интуиции, медлил. Говорили, что режиссер вспомнил о парне, сыгравшем в «Карьере Димы Горина» и сам отправился на поезде в Ленинград. Эксцентричный и искрометный на публике, но закрытый и молчаливый в жизни, Гайдай нашел в Демьяненко больше, чем подходящего артиста, — свое второе «я». Так Эдик стал Шуриком и начались съемки фильма, которому предстояло стать визитной карточной Демьяненко — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Александр Демьяненко в роли Шурика и Наталья Селезнёва в роли Лиды в художественном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме «Кавказская пленница» (1967)
Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Актер вспоминал, что сразу поверил и в успех картины, и в режиссерское распределение. «Мне не пришлось играть Шурика, — говорил он, — просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям…» Однако большой радости от нового амплуа Демьяненко не испытывал. На площадке мешали общей работе его нелюдимость, критический взгляд на новых людей: «Я и с Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю, избегал общения. Он казался мне человеком неуправляемым, капризным, даже завистливым, с очень специфическим пониманием доброты. Не монтировались мы и с Моргуновым. С Никулиным и Вициным контакта тоже не получалось, потому что они гораздо старше, у них другие интересы, взгляд на актерство», — рассказывал Демьяненко.
Комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла на экраны в 1965 году и стала лидером советского проката. В кинотеатрах фильм посмотрели 69,6 миллиона зрителей, то есть каждый четвертый житель СССР. Еще больший успех имела следующая совместная работа Демьяненко и Гайдая — «Кавказская пленница» (1967). Комедию увидели 76,5 миллиона человек.
Билеты на сеансы распродавались за несколько дней вперед, а Александр Демьяненко стал не просто известным актером, а всенародным любимцем — к нему обращались как к давнему знакомому, вечно совали бумажки для автографов, угощали в пивных и кафе. В год выхода «Кавказской пленницы» Демьяненко исполнилось 30 лет.
Неофициальным экранным продолжением образа Шурика стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), где Демьяненко снова сыграл решительного чудака, эдакого вечного студента.
После громкого успеха Александра Демьяненко в нем что-то сломалось: нелюдимость стала почти болезненной, он все больше тяготился выходом на публику. Тяжелый период принес и перемены личного характера: Демьяненко ушел от Марины Скляровой и женился на Людмиле Неволиной, ассистентке дубляжа с «Ленфильма», с которой и прожил до конца жизни. Третьей «женой» для Демьяненко была машина — он всегда с большим удовольствием проводил время в гараже.
Петербург. Уход из большого кино
В конце 80-х Александр Демьяненко ушел со студии «Ленфильм». На какое-то время его основной деятельностью стал дубляж. Его голосом в прокате заговорили Донатас Банионис, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф и Роберт де Ниро.
В эти же годы Демьяненко вернулся на сцену, но уже в комическом амплуа. Его приняли в труппу Театра комедии имени Акимова, затем — в театр «Приют комедианта».
В 1995 году стартовал самый известный телевизионный проект с участием актера — один из первых отечественных ситкомов «Кафе «Клубничка». Демьяненко снова обрел популярность, но вновь будто благодаря фильмам Гайдая. «Это же тот самый Шурик!» — нередко восклицали зрители и коллеги. Актер, которому было уже сильно за пятьдесят, горячился: «Вам Шурика? Ну и идите к Шурику! Я — Александр Сергеевич Демьяненко».
Кадр из фильма «Белые одежды» (1992). Фотография: kino-teatr.ru
Александр Демьяненко. Фотография: vm.ru
В девяностые у Демьяненко начались проблемы с сердцем. Коллеги объясняли их той самой мнительностью и привычкой глубоко и долго переживать жизненные невзгоды. Его театральный партнер — Михаил Светин — вспоминал, что часто прямо во время спектаклей Демьяненко вынужден был принимать нитроглицерин.
По настоянию врачей Александр Демьяненко готовился к коронарографии, но до операции на сердце не дожил. Он умер 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет.
За свою жизнь Александр Демьяненко сыграл более 300 ролей.