Берзин андрей гаспарович
Материал из Родовод.
Запись:999462
События
23 январь 1893 рождение: Майоренгоф, Рижский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя
1921 брак: РСФСР, СССР, ♀ Любовь Петровна Орлова [Орловы] р. 16 январь 1902 ум. 26 январь 1975
1951 смерть: Латвийская ССР, СССР
Заметки
Родился 23 января 1893 года в городе Майоренгоф Рижского уезда Лифляндской губернии в семье рыбака.
В 1914 году окончил училище и получил диплом землемера-агронома. После училища Андрей поступил в Рижский политехнический институт. В августе 1916 года был призван на военную службу, в связи с чем не закончил институт и в будущем ему приходилось писать в графе «образование» – «незаконченное высшее». В армии служил с августа 1916 – июль 1917 в 1-м Студенческом батальоне в Нижнем Новгороде, затем в Московской школе прапорщиков, откуда был выпущен в должности командира роты в 183-й запасной пехотный полк.
В 1926 году женился на Любови Орловой. Когда будущие супруги только познакомились, Андрей уже занимал пост заместителя начальника Административно-финансового управлении Народного комиссариата земледелия Наркомзема. На этом посту Андрей Каспарович занимался организацией и руководством финансирования всей системы землеустройства. Так же на него было возложено руководство работой Наркомзема по производственному кредитованию сельского хозяйства через систему кредитов. Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке Андрей Каспарович пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака в Латвии, где жил у родственников.
- https://www.rudata.ru/wiki/Берзин,_Андрей_Гаспарович
Нонна Сергеевна Веселова, любимая племянница Любови Петровны, долгое время воспитывалась в семье Любови Петровны и ее первого мужа, Андрея Каспаровича Берзина (род. в 1893 – умер в 1947?), с бабушкой и дедушкой – родителями Орловой.
О первом замужестве Любови Орловой известно и..почти ничего неизвестно. Известно лишь имя ее первого мужа – работника Наркомзема латыша Андрея Каспаровича Берзина.
Во всех источниках упоминается, что замуж за него она вышла в 1926 году, но я посмею указать иную дату, встреченную мною, если не путаюсь, у Нонны Голиковой в одном из интервью – 1921 год. Со слов племянницы, жили они очень хорошо – все были молоды, веселы, полны сил и творческой энергии. Как она говорила, из двух ее дядьев самым любимым был, пожалуй, Андрей Каспарович. К сожалению, безмятежность семейного бытия неоднократно омрачалась политическими репрессиями в отношении Берзина…Окончательно он “пропал” из жизни Орловой 4 февраля 1930 года, когда его “в очередной раз” увезли в ГПУ.
- https://orlovamegastar.ru/family-1.html
Спасло её замужество. Первый муж – Андрей Берзин – был на 10 лет старше Любови. Член партии, Берзин служил заместителем наркома в наркомате земледелия.
В 1926 ГОДУ Орлову приняли хористкой в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, зачислили в кордебалет. Это жутко не нравилось Берзину. Он хотел, чтобы у него были дом, жена, которая готовила бы обеды и делала всё, что должна делать супруга. Кстати, будучи уже женой Александрова, Орлова слыла удивительной хозяйкой. Её дом славился феноменальной чистотой и порядком. Она очень любила печь, варить. Имея двух домработниц, всегда лично следила за тем, что они делают. Но тогда, в 26-м, театр для неё был гораздо важнее семьи – там она познакомилась с гением режиссуры Владимиром Немировичем-Данченко.
Сейчас трудно сказать, любила ли Орлова своего первого мужа. Ходили слухи, что это не было страстью, но это были, конечно, только слухи. В 30-м году Берзина арестовали, приговорили к трём годам ссылки и отправили отбывать срок в Семипалатинск. Потом его снова арестовали как троцкиста. Несколько лет спустя, когда Орлова уже стала звездой N1, на кремлёвском приёме Сталин предложил выполнить любое её желание. Орлова захотела узнать о судьбе Берзина. Сталин разозлился, но о просьбе не забыл. Вскоре Любовь Петровну пригласили на Лубянку и сообщили, что её бывший муж находится в лагере в Казахстане. “Если хотите, можем вас воссоединить”, – сказали ей. Орлова поспешила уйти.
- https://www.aif.ru/archive/1662262
Ближайшие предки и потомки
Родители
Родители
== 2 ==
== 2 ==
«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.
Подвиг женщины
Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?
— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александрова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.
Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев
— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.
— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.
— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.
— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.
Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год. Фото: РИА Новости
— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?
— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.
Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива
— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.
— Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них — с режиссёром Сергеем Эйзенштейном.
— А после свадьбы были верны друг другу?
— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.
Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости
— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.
— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.
Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год. Фото: РИА Новости
— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?
— Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже… Васей.
— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?
— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.
Были миллионерами
— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?
— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.
— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?
— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла… Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.
— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?
— Не совсем так. Если вы посмотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.
Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.
— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластических операций, которые ей приписывали?
— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.
«Ее улыбка сияла во тьме бесконечного тридцать седьмого года, ее голос согревал и вселял надежду, ее каблуки выстукивали мелодию несбыточного счастья».
Книгу воспоминаний написала о своей родственнице – актрисе Любови Орловой – ее внучатая племянница Нонна Голикова. С детских лет Нонна Голикова была свидетелем любви блистательной пары – Орловой и Александрова – и впервые согласилась рассказать малоизвестные факты из их жизни, а также развеять мифы и легенды, рожденные молвой.
Отрывки из книги, которая вот-вот появится на прилавках магазинов, «Комсомолке» предоставило издательство «ВАГРИУС».
Почему актриса прятала руки
…Федор Иванович Шаляпин… в своем доме на Садовой устраивал детские праздники. На одном таком балу для детей пятилетняя Любочка Орлова… танцевала и пела. …сам Шаляпин, подхватив девочку на руки, сказал: «Ах, Любашка, будешь ты ба-а-льшой актрисой!» – после чего девочка подбежала к матери: «Мама, я буду большой актрисой и буду тебя возить в большой карете!»
…Грянул 1917-й… Орловы жили под Москвой… …Сестры в тяжелых бидонах возили молоко в Москву на продажу… Неокрепшие еще руки 15-летней Любочки… навсегда сохранили следы непосильного напряжения. Забота о том, что она должна быть одета так, чтобы кисти рук не бросались в глаза, стала затем постоянной проблемой актрисы. Очень часто на фотографиях она – зимой и летом – в перчатках…
О первом муже
В 1921 году Любочка выходит замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, который был на 10 лет старше. Красавец латыш занимал высокую должность в Наркомземе. Женившись, он забрал жену с ее родителями в свою огромную квартиру у Покровских ворот. А вскоре туда забирают и маленькую Нонну, дочь Любочкиной сестры, мою маму…
…Берзин был арестован по известному делу Чаянова. Любочка бежала домой с очередной репетиции, и ей навстречу на извозчике ехал Андрей… в руках у него был хорошо знакомый ей чемоданчик. Больше они никогда не виделись. У них даже не было возможности попрощаться…
…В наших семейных… воспоминаниях этот человек возникает как… образец великодушия и рыцарства. Уже после войны его выпустили… Мама рассказывала, что он пришел к нам, но не позволил себе задать ни одного вопроса о Любочке… Очень скоро Андрей Берзин умер…
О романах
…У Любочки не было недостатка ни в друзьях, ни в поклонниках. В нее всерьез влюбился сын Вл. И. Немировича-Данченко, Михаил Владимирович, артист театра. Сам Владимир Иванович весьма благосклонно относился к идее брака сына с талантливой и интеллигентной Орловой. Брак актрисы с сыном руководителя театра сулил немалые возможности, тем не менее его любовь была безответной…
…Шел 1933 год. Это был период серьезного романа Любочки с гражданином Германии… Любочкины родители (мои прабабушка с прадедушкой) в ужасе замирали, когда под окнами их дома останавливалась редкая в те годы иномарка… Франц настаивал на их совместном отъезде в Германию, где он надеялся сделать из… возлюбленной кинозвезду…
…Однажды Люба пришла в гости к Галочке (балетмейстеру. – Прим. авт.) перед очередным концертом… С безумным трудом созданное концертное платье… раскинулось по широкому дивану. Пока подруги решали какие-то свои проблемы, на этом шикарном и единственном у Любы платье… окотилась кошка! Платье было испорчено безнадежно, его хозяйка была в полном отчаянии. И только Галочкина матушка оставалась невозмутимой: «Любочка… это замечательная примета! Тебя ждет что-то необыкновенное!»
…Именно на этот концерт пришел Григорий Александров… Художник Петр Вильямс рассказал ему о молодой Орловой… и она сразу была приглашена на кинопробу.
Григорий Александров стал смотреть все спектакли с участием Любови Орловой, они встречались все чаще. Мама вспоминала, как однажды Григорий Васильевич привел к ним домой парикмахера, которому предстояло сделать Любочку блондинкой… Однако домашние не пришли от этого в восторг. Все семейство суетилось и, как могло, протестовало и возмущалось… Моя уже 14-летняя мама, увидев любимую тетку в столь непривычном обличье, расплакалась…
Они (Орлова и Александров) встречались теперь ежедневно… Франц мгновенно перестал для нее существовать. А Александров был тоже практически свободен. Еще в Америке по письмам жены он понял, что она на пороге создания новой семьи.
Обида Утесова
…Александров менял литературную основу будущего фильма «Веселые ребята» прямо по ходу съемок именно в направлении разработки характера и сюжетной линии Анюты.
Это обстоятельство вызывало агрессивную ревность у Леонида Утесова. Он не мог смириться с тем, что в фокусе зрительского внимания будет кто-то, кроме него. Отношения с этим артистом… у Александрова и Орловой навсегда остались довольно натянутыми. …Раздражался и оператор Нильсен, испытывая ревностное чувство неразделенного увлечения актрисой…
…Мы все помним кадры «Веселых ребят», когда Анюта – Орлова вскакивает на быка верхом и погоняет его веником. Этот трюк по сюжету должен был делать Леонид Утесов. Но… артист не решился на столь рискованный шаг…. И тогда на быка решила прыгнуть Орлова. На репетициях актриса хлестала веником не быка, а… самого режиссера! Наконец, она вспрыгнула на реального огромного быка… Бык сбросил ее, она сильно расшибла позвоночник и более месяца пролежала в больнице.
Когда стало ясно, что никакая опасность Любочке не грозит, ее матушка… долгое время всем гостям задавала один и тот же вопрос: «А вот вы посадили бы свою жену верхом на быка?» …вопрос непременно был бы слышен Григорию Васильевичу.
Об отравлении
Непомерно огромные карандаши, причудливых форм точилки, музыкальные блокноты – все это в изобилии привозил Григорий Васильевич из частых поездок за границу. …Это был их рай. Но рай этот создавался буквально потом и кровью – в основном ее. Для поддержания жизни подобного уровня – «Мерседес», шофер, кухарка, сторож и пр. – необходимо было гораздо больше денег, чем могла дать даже их звездная деятельность в кино. И Любовь Петровна все свободное от съемок время концертировала… Иногда за один день приходилось петь 5 – 6 концертов! Уставала так, что плакала, падала в обмороки…
…Любовь Петровна страдала редкой и неизлечимой болезнью Меньера. Без всякой причины, внезапно начиналось головокружение и рвота. Как правило, это состояние вызывалось ярким светом и желто-оранжевым цветом. Как назло, во многих респектабельных гостиницах были шторы именно желто-рыжего бархата. «Не могу же я требовать переселить меня в другой номер из-за цвета занавесок. Решат, что это капризы знаменитости», – жаловалась она мне.
Но и здесь Орлова нашла выход – спала в черной повязке на глазах и возила в чемодане черные шторы, которые прикрепляла к гостиничным…
Иногда на гастролях возникали по-настоящему опасные ситуации. В 1952 году Любовь Петровна давала концерт в… приграничном городе Западной Украины, где, как мы знаем, всегда были сильны антирусские настроения… …Кто-то из публики подал ей необыкновенный букет роз. «Я сразу обратила на него внимание, – рассказывала нам потом Любочка. – Теперь я понимаю, что он был траурный. Белые розы, а в середине совершенно необычные – черные…». Любочка уколола палец, шипы оказались пропитанными ядом. Началось… заражение крови…
…Григорий Васильевич не выходил из ее палаты, мама и бабушка без конца бегали в больницу. Я слышала их тревожные разговоры – Сталин послал свой личный самолет в Лондон за очередным светилом… снова переливание крови… ей, слава Богу, лучше…
О борьбе со старостью
Однажды я пришла к ним во Внуково – это было где-то в конце 60-х. Был пасмурный день, и мне показалось странным, что Любочка в темных очках. Довольно быстро она ушла из-за стола. «Представляете, Машенька, Любовь Петровна вчера сделала операцию на веках и даже ничего мне не сказала!» Он говорил это с гордостью, отдавая должное ее мужеству..
…Она продолжала ежедневную гимнастику балерины у станка, по-прежнему следовала строжайшей диете…
Как-то, открыв калитку их дачи своим ключом, я вошла и увидела ее фигурку в конце песчаной дорожки. Я подошла, взяла ее за руку и обнаружила, что в руке у нее маленькая гантелька. «Не мешай, это для осанки.
О болезни
…Ночью ей стало плохо, вызвали неотложку, и Любовь Петровну отвезли в больницу. Утром она позвонила моей маме, сказала, что ее лицо резко пожелтело, поэтому необходимо срочно купить губную помаду другого цвета… Еще она попросила взять из дома несколько кофточек тех тонов, которые нейтрализовали бы непривычный цвет кожи.
Затем она потребовала, чтобы в ее отдельной палате был привинчен балетный станок… Она еще не знала, что так внезапно пожелтела от того, что разлилась желчь, а разлилась она потому, что это был рак поджелудочной железы.
Хирурги, увидев реальную картину болезни, просто снова зашили разрез, а больной подарили горстку маленьких камушков, которые якобы вырезали из желчного пузыря.
…Однажды она, вдруг резко изменив течение беседы, сказала мне: «Все думают, что я совсем дура и не знаю, что со мной. А я – знаю!» И, увидев мое растерянное лицо, тоже очень резко заговорила о другом…
…Они прожили вместе 42 года, и это были, по его словам, сорок два года счастья. Она, чтобы увидеть его перед своим уходом, исключительной силой воли отодвигала самою смерть и позволила себе потерять сознание лишь после того, как он вошел в ее палату в последний раз…
«Синдром Орловой»
Ее популярность была просто фантастической, на грани психоза… Психиатрия 30-х, 40-х годов официально зафиксировала психическое заболевание, которое так и было названо: «синдром Орловой». Мужчины сходили с ума, считая себя ее возлюбленными и мужьями. Женщины стремились подражать ей, выдавали себя за ее дочерей. Двух таких женщин я знала. Они одолевали Любовь Петровну звонками, караулили под дверью… Любовь Петровна вынуждена была прятаться в машине, чтобы проехать незамеченной. Но они не прекращали своих преследований…