Басов биография личная жизнь
Биография
О том, что у него сложится творческая биография, Владимир Басов, как это ни удивительно, понял не то что в молодости, а в очень раннем детстве. Актер и сценарист рассказывал, что еще в детском саду ощутил тягу играть отнюдь не в игрушки. При этом, как режиссер, любил, чтобы действие динамично развивалось, не терпел, когда в кадре и за кадром что-то тянулось, делалось медленно или без конца откладывалось.
Актер и режиссер Владимир Басов
На площадке Басов чувствовал себя полноправным хозяином, вмешивался в работу всех служб, вплоть до последнего осветителя. Потому и сниматься в его фильмах соглашался не каждый. Но и тут Владимир поступал мудро – приглашал в основном друзей, которые хорошо понимали его стиль работы.
Детство и юность
Владимир Басов родился в 1923 году в поселке Уразово в семье учительницы и военнослужащего. Мать, дочка православного священника, родилась в Покровске. Отец Павел Басултайнен, по национальности финн, закончил Тартусский университет, был офицером, командиром пограничных войск. Через 8 лет после рождения сына он погиб в боях. После этого жизнь семьи изменилась.
Владимир Басов в молодости с мамой
Как вспоминал Басов, его детство – это многочисленные переезды и странствия по стране. Жили они с матерью и в Воронеже, и на Волге, и в Курске, и в Липецке. После смерти отца семья переехала к дяде в город Железнодорожный. Там мальчик идет сразу в 3-й класс, пропустив первый и второй. Через некоторое время Александру Ивановну назначают секретарем районной газеты Калининградской области, поэтому 4-й класс Басов заканчивал опять в другом городе. Каждый год будущий артист менял школы, но это не мешало Володе прилежно учиться и закончить 10-й класс в Москве.
В 1941 году Басов приходит во ВГИК и узнает правила приёма. Юноша твердо верил, что сможет поступить. Так бы и было, если бы планы талантливого парня не разрушила война. Басов ушел на фронт добровольцем. Говорят, что он даже исправил год рождения, чтобы подойти по возрасту.
Молодой Владимир Басов во время войны
Сначала Владимир Павлович был лейтенантом интендантской бригады и организовывал художественную самодеятельность, его ребята дали 150 концертов на передовой. Но позже судьба преподнесла сюрприз: Басова отправляют в минометную бригаду, которая совершила немало подвигов.
В феврале 1945 года парень с ранением попадает в госпиталь, но после выздоровления возвращается в строй. После войны будущий актер получил чин капитана, а за подвиги – орден Красной Звезды. Басов имел все шансы сделать блестящую карьеру военного, но отказался, мечтая совсем о другом.
Режиссура
В 1947 году Владимир поступает на режиссерский факультет ВГИКа. В 1952-м он заканчивает вуз и начинает работать на «Мосфильме». Сначала Басов трудился ассистентом режиссера и работал над картиной «Пржевальский» вместе со своим учителем Сергеем Юткевичем. Набравшись опыта, артист снимает свой первый фильм «Школа мужества». После успешного дебюта Владимир Павлович снимает ряд запоминающихся фильмов: «Первые радости», «Крушение эмирата», «Жизнь прошла мимо» и другие.
Владимир Басов (кадр из фильма «Школа мужества»)
В 1960 году Басов снимает новую картину «Битва в пути», которая занимает 6-е место в прокате и получает ряд похвальных рецензий от критиков. Настоящим прорывом стала шпионская драма «Щит и меч» со Станиславом Любшиным, Аллой Демидовой и Олегом Янковским. Это потрясающей глубины рассказ не столько о нюансах военной разведки, сколько о мастерстве перевоплощения, моральных усилиях, невидимых для противника, но ощущаемых зрителем.
Не менее яркой получилась экранизация пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» в 1975 году, к которой Владимир написал сценарий и в которой снялся сам.
Через 40 с лишним лет поклонники невольно будут сравнивать этот фильм с телевизионным проектом «Белая гвардия», исполнителей ролей Андрея Мягкова и Константина Хабенского, Валентину Титову и Ксению Раппопорт, Николая Ефремова и Андрея Ростоцкого. После этого из-за проблем со здоровьем режиссер 5 лет ничего не создавал. Как вспоминает бывшая жена, это был очень трудный период для Володи, но он нашел в себе силы и справился.
Владимир Басов (кадр из фильма «Дни Турбиных»)
В 1980-м Владимир Павлович снял производственную драму «Факты минувшего дня», за которую получил Государственную премию СССР. Проект, по словам сына Владимира-младшего, далеко не самый лучший. Просто оставить без внимания к тому времени знаменитого режиссера было бы неприлично. Да и народным артистом Советского Союза Басов стал довольно поздно и так объяснял причину:
«Они считают меня шутом, а шутам званий не дают».
Казалось, великий Басов вернулся, и зрители снова смогут наслаждаться его творениями. Но в 1983 году болезнь приковала режиссера к постели на полгода. Через год после этого события Басов приступил к созданию последней картины «Время и семья Конвей», в которой задействовал представителей популярных актерских династий – Табаковых, Леоновых, Стриженовых и Янковских. В этом фильме, а также в фантастической притче «Семь криков в океане» снялся и Владимир Басов-младший.
Фильмы
Фильмография Владимира Басова-актера в разы обширнее, чем список режиссёрских и сценарных работ. Дебют в кино произошел в 1954 году в «Школе мужества», что было началом блистательной актерской карьеры. За свою жизнь Басов сыграл более чем в 130 фильмах. Одним из самых ярких эпизодов стала роль в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», исполнитель которой, как говорится, проснулся знаменитым и востребованным.
Владимир Басов (кадр из фильма «Я шагаю по Москве»)
Примечательно, что роль Басова никто не планировал, она возникла случайно. Картину ещё на этапе читки сценария начали критиковать, так как не было в ней критического отношения к жизни, которое тогда было обязательным для советского кинематографа. Поэтому образ недовольного всем и вся полотера сочиняли прямо на съемочной площадке.
Актер, который должен был играть этот эпизод, заболел. Совершенно случайно на студии оказался Владимир Павлович, он как раз работал над очередным фильмом и проходил мимо. Необычная внешность выделяла артиста из толпы. Как вспоминают коллеги по актерскому цеху, за Басовым всегда хотелось следить, он умел моментально приковывать к себе внимание.
Наверное, поэтому Владимир не стремился играть главные роли, а с блеском исполнял второстепенные. Среди таких героев – кандидат в женихи в мелодраме «Москва слезам не верит», агент по недвижимости в комедии «По семейным обстоятельствам», озабоченный собственными похоронами клиент нотариуса в «Ищите женщину».
Владимир Басов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
В «Принцессе цирка» бывший циркач в исполнении Басова ловко тушил разгорающиеся конфликты, порой прибегая к откровенному обману, оперный певец в «Мимино» помогал заселиться в элитную гостиницу простому лётчику.
Но не стоит думать, что Владимир Павлович умел создавать только комические образы, он великолепно играл в классических картинах. Можно вспомнить его «Карусель», «Бег», «Преступление и наказание». Неоднократно артист снимался в фильмах на героическую тему: «Срочно…Секретно… Губчека», «Тегеран 43».
Отдельно стоит рассказать о детских фильмах. Басов сыграл всем известного Стампа в «Приключениях Электроника» и Серого Волка в «Красной Шапочке». При слове «Дуремар» в памяти всплывает фото героя в нелепом колпаке, несуразного и смешного, занимающегося неприятными делами, чтобы заработать на жизнь.
Владимир Басов в роли Дуремара (кадр из фильма «Приключения Буратино»)
Совсем недетским получился у актера принц Лимон в «Чипполино». Киноведы разглядели в этом фильме аналогию с реалиями, наступившими через 40 лет:
«Стиль и наряды предвосхищают моду русских поп-звезд третьего тысячелетия. Здесь высмеивают милитаризм и культ личности. Подробно показан процесс рейдерского захвата со стороны крупных собственников при помощи государства».
Все эти образы получились у актера великолепно. Но в сказках он запомнился не актерской игрой, а своей искренностью. Присутствовавшие на съемочной площадке рассказывали, что Владимир Павлович всегда был окружен детьми, обожавшими артиста и чувствовавшими его доброту. А, как известно, детей обмануть невозможно.
Личная жизнь
Владимир Басов трижды пробовал обрести счастье в личной жизни. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать женщин, причем считавшихся первыми красавицами советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста. Даже в повседневной жизни он выглядел по-заграничному – изысканно одевался, курил дорогие сигареты и часто менял машины.
С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.
Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, отучился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. С детства начал сниматься, а потом снимать фильмы. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни, хотела, чтобы и сын забыл об отце. Однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.
Владимир Басов и Валентина Титова
Внук режиссера не пошел по творческому пути, хотя мальчишкой засветился в «Ералаше» и в единичных киноэпизодах. Иван Басов окончил гуманитарный институт, работает переводчиком, познакомил русскоязычную аудиторию с рассказами о Гарри Поттере.
С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. Конечно, ему никто не поверил. На режиссерские знаки внимания актриса не обращала внимания, но Басов всегда умел красиво ухаживать, и Валентина не устояла. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.
Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре пара рассталась, вернее, Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.
Шоу «Пусть говорят» – «Секреты личной жизни Владимира Басова»
По версии сына, роман Титовой с Рербергом начался позже, когда мать переехала на съемную квартиру. А говорить, что один ушел, а другой остался, неверно:
«Просто брак изжил себя».
Александр – режиссер, продюсер и сценарист, создатель комедии «ДМБ» с порядковыми номерами 002, 003 и 004 (чтобы не путали с культовым одноименным фильмом Романа Качанова).
Как и отец, трижды женат, сейчас с актрисой Юлией Яновской воспитывает пасынка Петра. Сын Мстислав от первого брака, еще один внук Владимира Павловича – военнослужащий. Елизавета стала танцовщицей, вышла замуж за иностранца и уехала во Францию. Вырастила дочь Ариадну.
Смерть
После ухода третьей жены у Басова началась сильная депрессия, он начал злоупотреблять алкоголем, что привело к ухудшению здоровья. Впрочем, сыновья актера утверждали, что не видели отца настолько уж пьяным, как пишут СМИ. Ряд источников, ссылаясь на слова актрисы Натальи Кустинской, называют Наталью Фатееву источником слухов о постоянном пьянстве Владимира.
Документальный фильм «Как уходили кумиры. Владимир Басов»
Последние 3 года жизни Басов страдал от последствий инсульта, но напоследок успел написать сценарий к детективу по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка». Доснимал фильм Самсон Самсонов. По воспоминаниям Александра, отец в сердцах грозился принять яд, настолько тяжело переносил бездействие. На это наложились еще 2 инфаркта и военные раны. Причиной смерти знаменитого кинорежиссера и актёра в 1987-м стал повторный инсульт.
Владимир Басов похоронен на Кунцевском кладбище. На могиле установлена скромная мраморная плита со стилизованным изображением кинопленки.
Фильмография
- 1963 – «Я шагаю по Москве»
- 1965 – «Операция “Ы” и другие приключения Шурика»
- 1968 – «Щит и меч»
- 1970 – «Бег»
- 1972 – «Чиполлино»
- 1973 – «Совсем пропащий»
- 1975 – «Приключения Буратино»
- 1976 – «Дни Турбиных»
- 1977 – «Мимино»
- 1977 – «Про Красную Шапочку»
- 1978 – «По улицам комод водили»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1979 – «Приключения Электроника»
- 1982 – «Ищите женщину»
- 1982 – «Принцесса цирка»
В историю советского кино Владимир Басов вошел как талантливый режиссер, актер и сценарист. Представитель поколения фронтовиков, он не только снимал картины о войне, среди которых «Щит и меч», но и с большой точностью подходил к экранизациям произведений Александра Пушкина, Михаила Булгакова и Александра Куприна. Как актер Басов запомнился советскому зрителю в эпизодах известных фильмов – небольших, но характерных ролях в «Я шагаю по Москве» и «Приключениях Буратино».
«Бравый офицер» и студент ВГИКа
Владимир Басов с матерью Александрой Басовой. Фотография: topwar.ru
Владимир Басов (в центре) с сослуживцами в годы Великой Отечественной войны. Фотография: fishki.net
Владимир Басов в молодости. Фотография: fishki.net
Владимир Басов родился 23 июля 1923 года в поселке Уразово Курской области. Его отец – Павел Басултайнен – был революционером-коммунистом, членом партии и «красным комиссаром». Он принимал активное участие в боевых действиях Гражданской войны, много ездил по стране. Партийным прозвищем Басултайнена было «Басов», позже он сделал его своей фамилией. Женился отец будущего режиссера на дочери православного священника, учительнице русского языка Александре. В начале 1920-х она стала книгоношей. Так в те времена называли агитаторов-комсомольцев, которые ездили по деревням и селам и обучали малограмотных крестьян языку и счету. Детство Владимира Басова прошло в постоянных разъездах: с матерью он побывал в Липецке, Железнодорожном, Воронеже, Курске и многих других городах. Отца мальчик видел редко. Его отправили служить на пограничную заставу. В 1931 году, когда будущему режиссеру было 8 лет, Павел Басов погиб в сражении с басмачами в Средней Азии.
Меня мама родила, можно сказать, проездом – в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии.
В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно – все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй.
Школу Владимир Басов закончил в Москве. Он хорошо учился, много читал и посещал художественную школу. Мать часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал о карьере актера. В 1941 году он планировал поступать во ВГИК и готовился к вступительным экзаменам, посещал театральную студию при Московском университете – там преподавали знаменитые актеры Московского Художественного театра, среди которых были Борис Ливанов и Ольга Андровская. Выпускной вечер Басова прошел 22 июня 1941 года. Поступление в институт пришлось отложить – началась Великая Отечественная война. Уже в июле 1941 года Басов записался добровольцем и отправился на фронт. Он прошел всю войну, получил медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Победу Басов встретил в Прибалтике в чине капитана. Ему пророчили блестящую офицерскую карьеру, но Басов мечтал о театральном институте.
Осенью 1946 года Владимир Басов демобилизовался и вернулся в Москву. На следующий год он осуществил свою мечту и стал студентом ВГИКа. Басов долго не мог решить, на какой факультет поступать – актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма. На этот же курс поступили будущие звезды советского кинематографа – Григорий Чухрай и Тенгиз Абуладзе.
Все студенты, несмотря на небольшую разницу в возрасте, очень четко делились на две группы – «солдат», тех, кто вернулся с фронта, и нас, недавних школьников, которых называли «штатскими рябчиками». «Солдаты» все ходили в военных гимнастерках и сапогах, а Басов был среди них одним из самых ярких. Офицер, бравый, подтянутый. Всегда ходил, как струнка.
И Юткевича, и Ромма Басов уважал – наставники оказали влияние на его режиссерское творчество. От Юткевича Басов взял умение точно передавать человеческие эмоции, а от Ромма – грамотно строить композицию. Педагоги стали помогать Басову еще на первом курсе и поддерживали его конца жизни: продвигали идеи его картин в художественном совете «Мосфильма», давали советы. Именно Юткевич порекомендовал Басову заниматься не только режиссурой, но и совершенствовать актерское мастерство.
Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
Постер художественного фильма Владимира Басова «Тишина» (1964). Изображение: kinodak.ru
Юрий Ярошенко. Постер художественного фильма Владимира Басова «Битва в пути» (1961). Изображение: wikimedia.org
Евгений Гребенщиков. Постер художественного фильма Владимира Басова и Мстислава Корчагина «Школа мужества» (1954). Изображение: retrogid.ru
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно – он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Работать с Басовым было очень ответственно и не просто. Это был художник огромного профессионального мастерства, требовательности, враг приблизительных разговоров и решений, которыми, к несчастью, полна наша работа на съемочной площадке; это был мастер точного видения, он умел находить и фиксировать из тысячи выражений глаз одно – нужное ему.
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.
Владимир Басов (крайний справа) на съемках своего художественного фильма «Щит и меч». Фотография: portal-kultura.ru
Владимир Басов в роли Антона Круглова в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Владимир Басов в роли Виктора Мышлаевского в своем художественном фильме «Дни Турбиных» (1976)
Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Идея ленты появилась на «Мосфильме» еще в начале 1960-х годов. Руководители студии решили, что в советском кинематографе мало примеров фильмов о шпионах.
Басов подошел к работе над картиной с присущей ему серьезностью. Он добился встречи с настоящими разведчиками, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Режиссер много спорил с руководством «Мосфильма». Чиновники хотели видеть главного героя могучим русским богатырем, а Басов полагал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. Он настаивал на кандидатуре актера Станислава Любшина, он легко мог сыграть такого персонажа. Мнение режиссера поддержали настоящие разведчики, и Любшин сыграл в картине «Щит и меч» Александра Белова. Роль Генриха Шварцкопфа сыграл Олег Янковский. Басов тоже выбрал актера самостоятельно. С Янковским режиссер впервые встретился во Львове в Доме актера. Он выглядел как типичный интеллигентный молодой человек, именно такой типаж требовался для «Щита и меча».
Съемки картины проходили в СССР и в ГДР – Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной – ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками.
В 1970-х годах Басов продолжил активно работать в кинематографе и как режиссер, и как актер. Он появился в эпизодах в картинах «Бег», «Большая перемена», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Приключения Электроника» и многих других, снял четыре фильма – «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%», и «Дни Турбиных». Последней работой – экранизацией одноименного произведения Михаила Булгакова – Владимир Басов особенно гордился. Снимать фильм по пьесе Булгакова в СССР не разрешали, но Басов сумел договориться с руководством студии и картина, которую критики назвали «абсолютно булгаковской», вышла на экраны в 1976 году.
Снимать фильм о белой гвардии да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина – то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа – семьсот человек и в основном интеллигенция, другое дело – когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди.
Трехсерийный телевизионный фильм «Дни Турбиных» аудитория встретила с восторгом. Критики высоко оценили вклад Басова в успех картины: в «Днях Турбиных» Басов не только был режиссером и сценаристом, но и исполнил одну из самых запоминающихся своих ролей – он сыграл штабс-капитана Мышлаевского.
Во второй половине 1970-х годов Басов был вынужден сделать небольшой перерыв в режиссерском творчестве. Его подвели слабое здоровье – в 1974 году у Басова случился инфаркт – и проблемы в семье. В 1978 году он развелся со своей женой Валентиной Титовой.
Личная жизнь
Первая жена Владимира Басова – Роза Макагонова – в роли Верки в художественном фильме Владимира Басова и Мстислава Корчагина «Школа мужества» (1954)
Третья жена Владимира Басова – Валентина Титова – и Владимир Басов. Фотография: famousfix.com
Владимир Басов с сыном Владимиром Басовым-младшим. Фотография: spletnik.ru
Владимир Басов был женат трижды. С первой своей супругой – Розой Макагоновой режиссер познакомился и сблизился еще во время учебы во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году, и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника» в 1979 году.
Со второй женой – Натальей Фатеевой – Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Среди студенток он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Фатеева поразила режиссера красотой. Басов влюбился и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, и вскоре они поженились.
Может, он и не красавец, но он – красивый человек. Когда мы познакомились, мне исполнился 21 год, а ему 33. Мужчина в самом расцвете, блистательная, яркая личность, Басов обладал талантами на десятерых, и мне он казался самым красивым, потому что был интересен, как человек. Люди с приятной внешностью иногда воспринимаются уродами, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы.
С Натальей Фатеевой Басов прожил три года. В 1959 году у них родился сын – Владимир Басов-младший, который, как и отец, решил связать свою жизнь с кино. Спустя год брак распался.
Третья жена Владимира Басова – Валентина Титова – тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил Титову сняться в «Метели».
Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь».
В браке Басов и Титова прожили 14 лет. Дети – сын Александр и дочь Елизавета – после развода родителей остались с отцом. Отец поощрял их любовь к искусству. Впоследствии Александр Басов стал режиссером, а его сестра Елизавета – танцовщицей.
Последние годы и смерть
Владимир Басов (слева) и актер Александр Абдулов на съемках художественного фильма Владимира Басова «Факты минувшего дня». 25 января 1981. Фотография: startfilm.ru
Владимир Басов (справа) с сыном Владимиром Басовым-младшим. Фотография: kp.ru
Владимир Басов (второй справа) за работой. 1982. Фотография: litfund.ru
В 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР.
В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году – свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище.
Интересные факты
Владимир Басов с женой Валентиной Титовой. Фотография: famousfix.com
Владимир Басов в роли полотера в художественном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963)
Владимир Басов в роли Артура Артуровича в художественном фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970)
1. Даже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечении кино – он организовывал показы видео для сослуживцев, руководил деятельностью ансамбля художественной самодеятельности. «Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для «затравки», какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали – наступала тишина…», – вспоминал режиссер в журнале «Искусство кино».
2. Владимир Басов снялся в небольшом эпизоде в картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1962 года. С появлением его персонажа – ворчливого полотера – связана интересная история. Кто-то из руководства «Мосфильма» сказал Данелии, что его фильм слишком оптимистичный. В это время основные эпизоды картины уже были сняты, шел ее монтаж. Тогда Данелия на скорую руку решил создать небольшой эпизод с полотером. Однако актер, которого он подобрал на эту роль, заболел. В коридорах «Мосфильма» Данелия заметил Владимира Басов и уговорил его сняться в фильме.
3. Владимир Басов был автолюбителем. За свою жизнь он сменил несколько машин: от «Москвича» и «Волги» до заграничного «форда». Таким же автолюбителем, как и Басов, был Сергей Бондарчук. Режиссеры собирались, чтобы поговорить о машинах.
4. Владимир Басов любил красивые и изящные вещи, на которые тратил почти все свои гонорары. Как рассказывали его друзья, однажды на съемках в Прибалтике режиссер увидел в частном доме антиквартный фарфоровый унитаз немецкой фирмы «Meisen» и потратил весь гонорар на его покупку. Басов хотел поставить его в своей квартире в Москве. Во время ремонта рабочие повредили унитаз – пользоваться им по прямому назначению уже было нельзя. Режиссер не растерялся, поставил антикварное устройство на балкон и использовал в качестве стула.