Бахтиер худойназаров биография личная жизнь

Бахтиер худойназаров биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2020;
проверки требуют 3 правки.

Бахтиёр Бабаджа́нович Худойназа́ров (29 мая 1965, Душанбе, Таджикская ССР, СССР — 21 апреля 2015, Берлин, Германия) — таджикский и российский кинорежиссёр, продюсер.

Биография[править | править код]

Родился 29 мая 1965 года в Душанбе. Работал журналистом на радио и телевидении, ассистентом режиссёра на киностудии «Таджикфильм».

В 1989 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Игоря Таланкина.

Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе всё было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей.

— Бахтиёр Худойназаров[3]

Бахтиёр Худойназаров — единственный из среднеазиатских режиссёров, который в 1990-е годы сделал имя таджикскому кинематографу и вышел в европейское пространство[4]. Его первый полнометражный игровой фильм «Братан» (1991) был снят в жанре road-movie в пустыне Средней Азии. По мнению кинокритика Андрея Плахова, в этой скромной чёрно-белой студенческой работе «предугадано то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлечённый в войну с самим собой»[4]. Фильм получил ряд призов на международных кинофестивалях. Второй фильм «Кош-ба-кош» (1993), снятый во время межнациональных конфликтов в Таджикистане, рассказывал «про молодую жизнь, которая пытается привыкнуть к войне, про всё те же одиночество и бездомность, про любовь»[4] и был отмечен «Серебряным львом» кинофестиваля в Венеции. Трагикомедия «Лунный папа» (1999) по сценарию Ираклия Квирикадзе с Чулпан Хаматовой и Морицем Бляйбтроем в главных ролях стала его наиболее известной режиссёрской работой. Андрей Плахов увидел в ленте «цветистую экзотичность в духе Параджанова — Маркеса — Кустурицы»[4]. Но кинокритик отмечает, что «Бахтиёр Худойназаров далеко ушёл и от поэтического реализма, и от мифологизации провалившегося в прошлое самодостаточного советского космоса. По ходу сюжета фильм не раз меняет жанровые ориентиры, перепады интонации колеблются в интервале от пафоса до стёба. В чём, безусловно, угадываются неотъемлемые признаки маньеризма как ведущего стиля западного кино»[4].

Мировая премьера следующего фильма Бахтиёра Худойназарова, трагикомедии «Шик», состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в 2003 году[5]. Фильм также участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр», где был награждён Гран-при.

В 2012 году режиссёр снял экологическую драму «В ожидании моря», «притчу об ушедшем море, о земле, ставшей пустыней, и о капитане, который упрямо тащит через мёртвые пески своё судно к вожделенным водным просторам»[6]. Обозреватель «Независимой газеты» Дарья Борисова увидела в фильме «собирательный образ постсоветской окраины, где растерянные люди разных национальностей живут воспоминаниями»[7]. Сам режиссёр понимал картину как метафору утраченных человеческих ценностей: «Мы потеряли море внутри нас и теперь сохнем, становимся как пустыня и степь, где гуляет один только ветер — пыльный и солёный»[6]. Это вторая часть предполагаемой трилогии об евразийском пространстве (первая часть — «Лунный папа», третья часть задумывалась по сценарию Олега Антонова «Живая рыба»)[3]. В картинах создаётся образ особого места, пограничья, где сходятся разные страны.

Я люблю пограничье. Там интересное напряжение. Сосуществуют разные народы, культуры. Они пытаются вместе жить, что-то создавать или, наоборот, разрушать. В воздухе что-то витает. Место на краю. Как человек на краю решения, кризиса. И в этой точке интересно его изучать.

— Бахтиёр Худойназаров[3]

Фильм «В ожидании моря» был показан на открытии VII Римского кинофестиваля[8][9].

Последней работой режиссёра стал остросюжетный телесериал «Гетеры майора Соколова»[10], отмеченный номинациями на несколько кинопремий.

С 1993 года Бахтиёр Худойназаров делил жизнь между Москвой и Берлином. 20 октября 2014 года врачи диагностировали у него рак печени.

Бахтиёр Худойназаров скончался 21 апреля 2015 года в одной из клиник Берлина[11][12]. Отпевание состоялось в православном храме Константина и Елены. Похоронен на Русском кладбище Тегель в Берлине[13][14].

Фильмография[править | править код]

Награды и номинации[править | править код]

  • 1991 — МКФ молодого кино в Турине — приз за лучший фильм («Братан»)
  • 1991 — МКФ в Мангейме («Братан»)[15]:
    • Гран-при
    • приз FIPRESCI
    • preis der katholischen Filmarbeit
  • 1992 — КФ «Дебют» в Москве — приз президента Центра кино и телевидения для детей и юношества («Братан»)
  • 1993 — МКФ в Венеции — приз «Серебряный лев» за лучшую режиссёрскую работу («Кош ба кош»)
  • 1999 — МКФ в Токио — приз за художественное решение («Лунный папа»)
  • 2000 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Главный приз «Золотая роза» («Лунный папа»)
  • 2000 — МКФ «Лістапад» в Минске — специальные дипломы жюри — «За гармонию и поэтику киноязыка», «За магию кино» («Лунный папа»)
  • 2001 — премия «Ника» за лучшую режиссёрскую работу и номинация на лучший фильм года («Лунный папа»)
  • 2003 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Гран-при («Шик»)
  • 2009 — номинация на премию «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно) («Танкер „Танго“»)
  • 2014 — XV Международный телекинофорум «Вместе» (Ялта) — приз за лучшую режиссёрскую работу[16] («Гетеры майора Соколова»)
  • 2015 — номинация на премию «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)[17] («Гетеры майора Соколова»)
  • 2015 — номинация на Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино за лучший телевизионный мини-сериал (5-24 серии) («Гетеры майора Соколова»)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Бахтиёр Худойназаров в Энциклопедии отечественного кино
  • Режиссёр Бахтиёр Худойназаров. Биография // ТАСС, 21 апреля 2015.
  • Интервью с Бахтиёром Худойназаровым о фильме «В ожидании моря», который снимался в Актау. Новости города Актау (9 сентября 2013). Дата обращения 22 апреля 2015.

Источник

Бахтиер Худойназаров – популярный российский и таджикский режиссер. Также он известен в качестве продюсера. Среди его самых известных работ картины “Братан”, “Лунный папа”, “Гетеры майора Соколова”. Обладатель различных призов отечественных и международных кинофестивалей.

В начале карьеры

Режиссер Бахтиер Худойназаров

Бахтиер Худойназаров родился в 1965 году. Он появился на свет в Душанбе. Изначально работал журналистом на телевидении и радио. Биография Бахтиера Худойназарова кардинальным образом изменилась, когда он оказался на киностудии “Таджикфильм”. Герой нашей статьи начал с должности помощника режиссера.

Кинематограф его затянул, Бахтиер Худойназаров решил стать профессиональным кинорежиссером. В 1989 году он получает диплом ВГИКа. Профессии он обучался в творческой мастерской народного артиста СССР Игоря Васильевича Таланкина.

“Братан”

Фильм Братан

Бахтиер Худойназаров стал единственным из среднеазиатских режиссеров, который в 90-е году смог сделать карьеру в российском кинематографе, заработать себе имя и даже прорваться в европейское пространство.

Читайте также:  Светлана устинова биография личная жизнь

Как и любой молодой режиссер, он начал с короткометражных лент. Его первыми ранними работами стали картины “Шутники”, “Собачья охота”, “Веришь – не веришь”.

В 1991 году выходит первый полнометражный фильм режиссера Бахтиера Худойназарова. Это черно-белое роуд-муви “Братан”. Главные роли в нем исполнили Фируз Сабзалиев, Тимур Турсунов, Наби Бекмурадов.

Эта картина рассказывает историю двух братьев – Фаруха и Азамата. Отец оставил семью, а мать умерла, поэтому их воспитывает бабушка. Старший собирается отправиться в гости к папе и берет с собой Азамата. В действительности все это путешествие рассчитано на то, чтобы оставить того у отца. Они едут на товарном поезде.

Их поездка составляет большую часть фильма. Поезд, на котором они передвигаются, делает остановки в различных местах, машинист постоянно что-то забирает или передает. Иногда появляются новые пассажиры. Добравшись до города, где теперь живет их отец, они застают в его квартире незнакомую женщину.

По мнению известного отечественного кинокритика Андрея Плахова, в этой работе режиссер передал ощущение сиротства и бездомности, которое вскоре охватило весь Таджикистан, вовлеченный в гражданскую войну. Фильм был отмечен призами на международном фестивале молодого кино в Турине, кинофоруме в Мангейме, получил приз московского фестиваля “Дебют”.

“Серебряный лев”

Биография Бахтиера Худойназарова

Настоящим откровением стала вторая работа в фильмографии Бахтиера Худойназарова. В 1993 году во время межнациональных конфликтов в Таджикистане он снимает ленту под название “Кош-ба-кош”.

Название ленты – это старинная игра в кости. Главный герой Ибрагим проигрывает все свое имущество в карты. Бандиты, которые являются к нему за расплатой, считают, что могут забрать и его дочь.

Если через неделю он не вернет деньги, то больше никогда не увидит девушку. На это время ее забирает симпатичный и молодой Далер. Между молодыми людьми внезапно возникает любовь.

На кинофестивале в Венеции картины получила “Серебряного льва” за лучшую режиссерскую работу.

“Лунный папа”

Лунный папа

Среди фильмов Бахтиера Худойназарова для российского зрителя одним из самых известных остается трагикомедия 1999 года “Лунный папа”. В главных ролях тут сыграли Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе, Мориц Блейбтрой, Николай Фоменко.

Это история про 18-летнюю Мамлакат, которая живет в кишлаке вместе с отцом Сафаром и братом Насреддином, который сошел с ума, вернувшись с войны. Семья владеет чайханой, а сама девушка обожает театр, постоянно выступает в танцевальном ансамбле коллектива самодеятельности в образе арбуза.

Однажды в лунную ночь после спектакля она встретила мужчину, который представился ей настоящим актером. Он стал отцом ее ребенка. Сафар пытается отыскать его, похищая актеров местных театров и привозя их к Мамлакат, но безуспешно.

Когда беременность девушки становится очевидной, односельчане начинают ее избегать. Она пытается сделать аборт, а затем бросается под поезд, но ее спасают. Алик решает взять ее замуж. Обрадованный Сафар устраивает шумное торжество, на котором его с женихом убивает корова, упавшая с неба.

Вскоре в чайхану приходит летчик Ясир, который рассказывает историю про корову, которая упала, когда он ее неаккуратно привязал к вертолету. Мамлакат хватается за оружие отца, угрожая убить Ясира. Но тот признается, что это он назвался актером в ту ночь, предлагает взять ее в жены и дать свою фамилию – Булочкин.

От пережитого волнения Ясир впадает в летаргический сон. Жители деревни требуют, чтобы Мамлакат все равно вышла за него. Девушка, спасаясь от их преследований, забирается на крышу чайханы. В это время Насреддин замыкает провода в щитке, после чего крыша взлетает в воздух вместе с девушкой, у которой начинаются схватки.

Фильм “Лунный папа” получил приз фестиваля в Токио за лучшее художественное решение, главную награду “Кинотавра”, премию “Ника” за лучшую режиссуру.

“Шик”

Фильм Шик

В биографии и фильмографии Бахтиера Худойназарова большую роль сыграла драматическая комедия “Шик”, которая вышла на экраны в 2003 году. Картина получила Гран-при “Кинотавра”. Его премьера состоялась на Берлинском кинофестивале.

Фильм является вольным пересказом рассказа американского фантаста Рэя Брэдбери “Чудесный костюм цвета сливочного мороженого”.

В центре повествования оказываются трое друзей. Они живут в небольшом провинциальном приморском городке, где жизнь буквально замирает с наступлением сумерек. На катере отсюда можно добраться до крупного курорта, где подсмотреть за недоступной и красивой жизнью.

Однажды в витрине дорогого бутика они замечают шикарный костюм, который превращается в смысл их жизни. Они начинают верить, что как только станут его обладателями, их жизнь сразу пойдет на лад.

“В ожидании моря”

Фильмы Бахтиера Худойназарова

В 2012 году на экраны выходит экологическая драма героя нашей статьи под названием “В ожидании моря”. Его показывают в рамках Римского кинофестиваля.

В главных ролях в этой картине появляются Егор Бероев, Детлев Бак, Анастасия Микульчина, Динмухамет Ахимов. Интересно, что картина стала последней частью запланированной режиссером трилогии о Центральной Азии. Открыл ее фильм “Лунный папа”, а вот вторая лента “Живая рыба” так и не была снята. Ее готовили с 2000 года, но после финансового кризиса 2008-го стало очевидно, что денег нет. В 2014 году умер продюсер Карл Баумгартнер, а через год и сам режиссер.

“В ожидании моря” – история про капитана Марата из портового города на берегу Аральского моря. Несмотря на штормовое предупреждение, он отправляется на рыбалку, так как в этот день ожидается сверхбольшой улов. Он берет с собой жену, но отправляет домой ее младшую сестру Тамару. Корабль попадает в руки стихии, Марат оказывается единственным выжившим.

“Гетеры майора Соколова”

Гетеры майора Соколова

Впервые попробовал себя в качестве режиссера сериала Худойназаров в 2006 году, когда снял “Танкер “Танго”. Картина была номинирована на премию “Золотой орел”, но популярность у зрителей не завоевала.

Зато оглушительный успех имела его многосерийная военная драма “Гетеры майора Соколова”, которая вышла на экраны в 2014 году. Действия картины разворачиваются с сентября 1939 года, когда в Крым приезжает майор Соколов из разведывательного управления РККА. Перед ним стоит цель выявить террористическую организацию, которая ведет антисоветскую деятельность.

На глазах зрителей разворачивается его противостояние с капитаном Семеновым, который руководит контрразведкой РОВС. Они давно знают друг друга, еще с 1917 года, когда оказались по разные стороны баррикад. Оба офицера – азартные игроки, они начинают сложную партию, в которой у них практически равные шансы на успех.

Зная слабость Семенова к женщинам, Соколов организует оперативную группу из молодых девушек, чтобы обезвредить шпиона. На специальной базе их обучают основам рукопашного боя, психологии, учат стрелять и соблазнять мужчин.

Читайте также:  Слава певица биография личная жизнь дети фото биография

За эту картину Худойназаров получил приз за лучшую режиссерскую работу на телекинофоруме в Ялте, был номинирован на премию “Золотой орел”, профессиональный приз ассоциации продюсеров кино и телевидения.

Последние годы

Фактически с 1993 года Худойназаров жил на два города, проводя помногу времени в Москве и Берлине. В октябре 2014-го состояние его здоровья резко ухудшилось. Врачи обнаружили рак печени.

Уже в апреле следующего года он скончался в одной из клиник немецкой столицы. Причина смерти Бахтиера Худойназарова – рак печени. Он не дожил до своего 50-летнего юбилея около месяца.

Его отпели в православном храме Елены и Константина в Берлине. Похоронили на русском кладбище Тегель.

Семья

В биографии Бахтиер Худойназарова личная жизнь сыграла большую роль. Он был известным сердцеедом, о романах которого слагали настоящие легенды.

Первой женой героя нашей статьи стала программный директор “Кинотавра” Ситора Алиева. Их брак оказался недолговечным, но бывшие супруги сумели сохранить между собой дружеские отношения и после расставания.

Про его вторую жену известно совсем мало. Сам режиссер рассказывал, что она была голландкой из аристократической семьи. Но вскоре Бахтиер полюбил другую женщину, они разошлись.

Его третья жена была далека от мира искусства, имела собственный бизнес – бутик по продаже эксклюзивной одежды. В результате они так и не нашли понимания между собой.

Гражданская жена

В личной жизни Бахтиера Худойназарова было несколько гражданских браков. Несколько лет он состоял в отношениях с советской и литовской актрисой Татьяной Лютаевой.

Всесоюзную известность ей принесла роль Анастасии Ягужинской в фильме Светланы Дружининой “Гардемарины, вперед!”. Это была ее дебютная работа, после которой режиссеры начали регулярно приглашать ее сниматься.

Ее мужьями были поэт-песенник Олегас Дитковскис, режиссер Рокас Раманаускас, оператор-постановщик Дмитрий Мишин. С Худойназаровым ее несколько лет связывали романтические отношения.

Ирина Розанова

Еще одной женщиной в жизни героя нашей статьи стала народная артистка России Ирина Розанова. Свои самые заметные роли она исполнила в ленте “Анкор, еще анкор”, Коля – перекати поле”, “Два дня”, “Фурцева. Легенда о Екатерине”.

Официально они не расписывались, но жили в фактическом браке на протяжении нескольких лет. Несмотря на расставание, Розанова вернулась к бывшему гражданскому супругу незадолго до смерти, когда он уже был госпитализирован в немецкую клинику.

Примечательно, что Бахтиеру удалось сохранить дружеские отношения практически со всеми своими женщинами. Многие приезжали в Берлин, чтобы проститься с ним.

Источник

После разрыва с Ириной Бахтиер Худойназаров искал утешения в объятиях Татьяны Лютаевой – своей давней подруги

После разрыва с Ириной Бахтиер Худойназаров искал утешения в объятиях Татьяны Лютаевой – своей давней подруги

Чуть больше месяца не дожил до 50-летия режиссер Бахтиер ХУДОЙНАЗАРОВ. Смерть в одной из берлинских клиник избавила его от страданий из-за рака печени, который распознали только на четвертой стадии. В фильмографии Бахтиера не было проходных фильмов – каждый поражал глубиной мысли и силой чувств. Именно в картине Худойназарова «Лунный папа» сыграла одну из первых ярких ролей юная Чулпан ХАМАТОВА. А сериал «Гетеры майора Соколова» стал последним не только для Андрея ПАНИНА, но и для самого постановщика. В личной жизни он слыл сердцеедом – о его романах с самыми красивыми и знаменитыми женщинами ходило много легенд.

– Его первой женой была Ситора Алиева, программный директор «Кинотавр», – вспоминает однокашник Худойназарова по ВГИКу, киновед Вячеслав Шмыров. – Их брак распался, но Ситора к бывшему супругу всегда трепетно относилась и даже немного ревновала Бахтика к другим его женам – Татьяне Лютаевой и Ирине Розановой. Но это чувство Ситоры было скорее материнским. Недавно мы с Алиевой виделись: она знала, что бывший муж тяжело болен, и летела к нему прощаться в Берлин (режиссер последние лет 20 жил там, а снимать прилетал в Россию. – Г. У.). Я не знаю, нашел ли Бахтик главную женщину своей жизни, но в его картинах не было сквозного женского образа, он видел себя маленьким мальчиком. Увы, он так и не успел завести детей, а все его браки распались…

У Бахтиера с Ириной РОЗАНОВОЙ был гостевой брак. Фото Геннадия УСОЕВА

Обманутая любовь

Бахтиер с детства бредил кино. Еще подростком в родном Душанбе он руководил одноклассниками в школьном театре и не уставал повторять: «Я вырасту и буду снимать фильмы».

– Родители были против выбора сына, – вспоминает Татьяна Икаева, которая училась вместе с нашим героем в столице Таджикистана. – Получив аттестат зрелости, Бахтик сдал экзамены на филологический и все равно потом сбежал из дома: уехал в Москву тайно и поступил во ВГИК. А папе и маме сообщил об этом, только когда зачислили.

На одном курсе с Бахтиером учились знаменитые ныне Федор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Иван Охлобыстин, Александр Баширов. А знаменитый режиссер Лариса Садилова занималась на три курса старше, но входила в компанию Бахтиера.

– Он был красивым, с харизмой, похож на молодого Дастина Хоффмана, – рассказывает Лариса Игоревна. – На первом курсе на наших глазах у Бахтика вспыхнул роман с Ситорой Алиевой. Галантно ухаживал, забрал из семьи. Свадьбу они сыграли в Таджикистане, потому что оба оттуда. Бахтик очень-очень любил Ситору.

Другой друг покойного – режиссер Мумин Шакиров – согласен с Садиловой:

– Всем казалось, что у Бахтиера и Ситоры получится крепкий союз, но со временем они, увы, развелись. Хотя до конца его жизни оставались друзьями. Девушки и женщины всегда любили Худойназарова, а ребята иногда создавали ему конкуренцию. Но Бахтик с ироничной улыбкой терпеливо ждал, пока все выдохнутся, а потом брал ситуацию в свои руки.

Сам постановщик лишь раз упомянул о своих дамах:

– Первый брак – студенческий… Это в Москве, еще до отъезда в Германию. Вторая жена – голландка, замечательный человек, художник, режиссер, совершенная аристократка из клана, создавшего Швейцарию… Разошлись из-за меня, я влюбился… В Москве. Теперь уже можно сказать – то была обманутая любовь. Она стала третьей женой. Мне больно об этом говорить… Деловая девушка, свой бутик, все может сама. Человек бизнеса очень плохо понимает творческого. Надо научиться жить на сто долларов в месяц, а потом вдруг на десять тысяч.

Уплывший туалет

Гораздо охотнее Бахтиер делился страшными историями из собственной биографии. Оказывается, он не раз оказывался на волосок от смерти. В восьмилетнем возрасте будущую звезду режиссуры на большой скорости сбила легковушка: мальчика отбросило в проезжающий мимо грузовик. Врачи, вытащившие ребенка с того света, несколько месяцев боролись за то, чтобы он не остался инвалидом.

Читайте также:  Марина могилевская биография личная жизнь 2016

Спустя много лет, после катания на аттракционе «Русские горки» в московском Измайловском парке, Худойназаров снова угодил в реанимацию. Карусельщик по ошибке запустил другие санки раньше времени, и все, кто в них сидел, вылетели прямо на Бахтиера. Но и на этом старуха с косой не успокоилась.

– Однажды пришел домой, зажег спичку, намереваясь включить колонку, и тут газ взорвался. Увидев огромный огненный шар, я пустился наутек. В загоревшейся одежде, – делился с журналистами режиссер. – Что было потом – не помню. Проснулся в больничной палате – без бровей, без ресниц… В двадцать лет случилась еще одна авария, я угодил под грузовик. Выжил… И потерял страх, просто понял, что его больше нет.

Когда я напомнила обо всех этих случаях Ларисе Садиловой и поинтересовалась, не стал ли после всего пережитого ее друг мистиком, она пожала плечами:

– Лично я ничего такого за Бахтиком не замечала. Мы, режиссеры, – материалисты. Главное в нашей профессии – уметь радоваться, удивляться. Иначе лучше уходить на завод.

Но я позволю себе поспорить с уважаемой Ларисой Игоревной. Ведь даже на киносъемках отчаянного Бахтиера злодейка-судьба пыталась столкнуть в бездну. Когда на съемках «Лунного папы» неудачи посыпались одна за другой, Худойназаров отправился к прорицателю. Тот быстро понял, что режиссер развернул широкомасштабные съемки (выстроили целый город, включая огромную авиационную площадку) на месте старого кишлака.

– Эта земля вас не приняла и пытается отомстить! – вынес суровый вердикт экстрасенс.

С актрисой Татьяной ЛЮТАЕВОЙ. Фото Анатолия ЖДАНОВА/«Комсомольская правда»

А Худойназаров тут же вспомнил, как на его глазах едва не погибла Чулпан Хаматова. Девушка отправилась в деревянный домик-туалет, и вдруг с гор стал надвигаться сель.

– Как же все испугались, когда увидели туалет, проплывающий мимо нас! – рассказывал позже Бахтиер. – Слава богу, наш каскадер побежал вслед за Чулпан и буквально вытащил ее из этого самого туалета. Они успели взобраться на возвышение и там держались за руки, чтобы не слететь.

Работая же над фильмом «Кош ба кош» в родном Таджикистане, когда там шла гражданская война, наш герой, возвращаясь ночью с площадки с испанской актрисой, угодил в лапы обкуренных боевиков. Те недолго думая взяли парочку в плен и пригрозили расстрелом. Бахтиера спасло чудо. У одного из подонков что-то щелкнуло в голове, и он помог Худойназарову и его спутнице сбежать.

Наблюдения, как на его глазах разрушился Советский Союз, и заставили подающего большие надежды постановщика эмигрировать в Германию – в интернациональный Берлин.

– Я, по сути, очень советский человек, – объяснял Худойназаров. – Не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Кустурицей – он также страдал после распада Югославии. Эмир стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе все было плохо, все друг друга ненавидели. Но я, как художник, этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом.

Сняв Чулпан в фильме «Лунный папа», ХУДОЙНАЗАРОВ сделал из неё европейскую звезду. Фото: Kinopoisk.ru

Горячий характер

– Работу Бахтиер всегда ставил на первое место, – размышляет Вячеслав Шмыров. – Возможно, поэтому не складывалась его личная жизнь. Съемки, разъезды – это часто разъединяет со второй половинкой. Наверное, поэтому у него было много женщин.

Одной из последних больших любовей Худойназарова оказалась кинозвезда Ирина Розанова. Их история началась в 2006 году на съемках фильма «Танкер «Танго».

– По сюжету мы с Ирой изображали любовников, – вспоминает актер Александр Феклистов. – А ее будущий муж Бахтиер эти сцены и строил. Ох, наверное, нелегко ему это давалось!

С Худойназаровым Розанова так и не решилась отправиться в загс, они часто были вместе – она ездила к нему в Берлин, он – к ней в Москву. Режиссер не раз высказывался, что ему по душе гостевые браки – эдакий новый европейский тип отношений.

– Бахтиера я запомнила как очень темпераментного мужчину, – рассказывала мне в  2011 году мама Ирины – прима Рязанского драмтеатра Зоя Белова (она скончалась в конце нынешней зимы). – Возможно, из-за горячего характера Худойназарова и расстались они с моей дочкой. Не могли прощать друг дружку…

Впрочем, сама Розанова на расспросы репортеров уже после этого замечала, что никогда не оставалась одна. И, похоже, ей захотелось склеить разбитую чашку любви с Худойназаровым за некоторое время до его смерти. А может, просто великодушная Ирина решила поддержать нечужого для себя человека в трудную минуту.

Сериал «Гетеры майора Соколова» стал для режиссёра и Андрея ПАНИНА последней работой в кино

– В Берлин к Бахтику часто прилетали некоторые его бывшие жены, – поделился продюсер и режиссер Олег Сафаралиев. – Но чаще всего рядом с ним была Ира Розанова. И в самые последние дни она оказалась рядом.

Что же касается отношений Бахтиера с актрисой Татьяной Лютаевой, которую многие друзья тоже называли одной из супруг покойного, то это самая таинственная страница в их жизни. Рассказывать подробности этих отношений ни сама Лютаева, ни ее окружение почему-то не пожелали. Доподлинно известно, что они знакомы уже больше 30 лет, со времен учебы во ВГИКе. И уже тогда очень близко общались. Бахтиер оказался однокурсником первого гражданского мужа Лютаевой – Олегаса Дитковскиса, отца ее дочки Агнии.

Многие уверены, что именно из-за Татьяны Бахтиер и расстался с Ириной – мол, былые чувства вспыхнули вновь. И, дескать, неслучайно Лютаева и ее дочь Агния оказались в его сериале «Гетеры майора Соколова».

В это вполне можно поверить. Съемки начались в 2012-м, а спустя год Татьяна и Бахтиер вместе пришли на закрытие Московского кинофестиваля…

– У Бахтика были замечательные женщины – Ирина Розанова, Татьяна Лютаева и другие, – вздыхает Лариса Садилова. – Он любил, его любили… Уж не знаю, почему эти отношения не получались надолго… Наверное, судьба такая…

Во время жизни в Германии Худойназаров принял православие. По христианским обычаям с ним и простились. Режиссера похоронили на одном из кладбищ Берлина, где теперь его могут навещать все те, кому он был дорог.

Источник