Асаф мессерер биография личная жизнь

Асаф мессерер биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 сентября 2018;
проверки требуют 14 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мессерер.

Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (Мешойрер) (6 [19] ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, публицист. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947). Народный артист СССР (1976). Представитель артистической династии Плисецких—Мессерер.

Биография[править | править код]

Асаф Мессерер родился в предместье Снипишки в Вильно (ныне Вильнюс, Литва), в семье зубного врача Менделя Берковича (Михаила Борисовича) Мессерера (1866—1942)[4] и Симы Моисеевны Шабад (1870—1929)[5], в которой было ещё 9 детей (Пенина, Маттаний, Моисей, Рахиль, Азарий, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав)[4][6]. Отец происходил из Долгиново, мать — из Антоколя.

Учился в реальном училище, занимался спортом и собирался стать археологом. В 1918—1919 годах занимался в студии Михаила Мордкина, в 1919—1921 годах — в балетной школе при Большом театре (ныне Московская академия хореографии)[7] у Александра Горского.

По окончании балетной школы в 1921 году был принят в балетную труппу Большого театра[7]. Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.

Могила Мессерера на Новодевичьем кладбище Москвы.

С середины 1920-х годов начал пробовать себя как балетмейстер. На первых сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом в области экспериментальных постановок, однако после разгрома советского театрального авангарда обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. В конце 1920-х годов работал режиссёром в Московском театре малых форм «Синяя блуза».

Концертировал по СССР. Участвовал в гастролях за рубежом: Дания, Швеция, Франция, Германия, Мексика, США, Китай и других странах. В течение 8 месяцев поставил 28 балетов в балетной школе Мориса Бежара[8].

Как балетный педагог работал сначала в студии «Драмбалет» (1920—1928), в вечерней студии Большого театра (1921—1923) и в ГИТИСе, в 1923—1960 годах — в Московском хореографическом училище. С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей — Брюссель (1961—1962), Венгрия, Польша.

Выступал в периодической печати. Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Асаф Мессерер скончался 7 марта 1992 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семья[править | править код]

  • Первая жена — Анель Алексеевна Судакевич (1906—2002), актриса, художник по костюмам.
    • Сын — Борис Мессерер (род. 1933), театральный художник, сценограф, педагог. Академик РАХ (1997). Народный художник РФ (1993).
  • Вторая жена — Ирина Викторовна Тихомирнова (1917—1984), балерина, балетный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1951).
  • Сестра — Суламифь Михайловна Мессерер (1908—2004), балерина, чемпионка СССР по плаванию, педагог «Токио балле» и труппы Ковент-Гарден. Народная артистка РСФСР (1962), лауреат Сталинской премии I степени (1947).
  • Сестра — Рахиль Михайловна Мессерер (1902—1993), актриса немого кино.
  • Брат — Азарий Михайлович Азарин (1897—1937), актёр, художественный руководитель Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Заслуженный артист РСФСР (1935)[9].
  • Племянница — Майя Михайловна Плисецкая (1925—2015), артистка балета, хореограф. Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1959).
  • Племянник — Азарий Михайлович Плисецкий (род. 1937) — артист балета, педагог и хореограф. Заслуженный артист РСФСР (1976).
  • Племянник — Наум Маттаньевич Азарин (1934—1989), артист балета, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1985)
  • Племянник — Азарий Эммануилович Мессерер (1939—2017), советский и американский журналист, переводчик, лектор, пианист, теоретик массмедиа.
  • Племянник — Михаил Григорьевич Мессерер (род. 1948), советский и британский артист балета, главный балетмейстер Михайловского театра.

Адреса[править | править код]

  • Дом № 15 по Тверской улице (на фасаде установлена мемориальная доска).

Творчество[править | править код]

Партии[править | править код]

  • 1921 — «Волшебное зеркало» А. Корещенко — сольный номер
  • 1922 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид
  • 1922 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Принц
  • 1922 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля — Колен
  • 1922 — «Раймонда» А. Глазунова — сарацинский танец и Бернар
  • 1923 — «Петрушка» И. Стравинского — Петрушка и Арап
  • 1923 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб и Пират
  • 1923 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — индусский танец
  • 1924 — «Миллионы Арлекина» Р. Дриго — Арлекин
  • 1924 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Раб и Океан
  • 1924 — «Коппелия» Л. Делиба — Франц
  • 1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Василенко — Раб и Иосиф
  • 1925 — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого — Зефир
  • 1926 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Зефир
  • 1926 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
  • 1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) — Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
  • 1930 — концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
  • 1930 — «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
  • 1932 — концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
  • 1932 — «Саламбо» А. Арендса — Лидийский военачальник и Фанатик
  • 1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского — Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
  • 1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Нурали
  • 1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева — Фигурист
  • 1939 — балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки — Сатир
  • 1940 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Базиль
  • 1945 — «Золушка» С. Прокофьева — Принц и Шут
  • 1947 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Филипп
  • концертные номера — «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.

Постановки[править | править код]

  • 1925 — «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
  • 1926 — «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
  • 1926 — «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
  • 1927 — «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
  • 1930 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
  • 1936 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
  • 1937, 1951 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
  • 1951, 1969, 1973 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
  • 1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
  • 1953 — «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
  • 1960 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
  • 1960 — «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
  • 1961 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
  • 1961 — «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
  • 1963 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
  • 1972 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
  • 1973 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
  • 1974 — «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)
  • концертные номера — «Футболист» на музыку А. Цфасмана ,«Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Мелодия» на музыку А. Дворжака.
Читайте также:  Матвей лыков биография личная жизнь

Фильмография[править | править код]

  • 1951 — Большой концерт

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1958 — Душой исполненный полет (документальный)
  • 1989 — Асаф Мессерер (документальный)
  • 1990 — Катя и Володя (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2003 — Золотой век Асафа Мессерера (документальный)
  • 2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)

Библиография[править | править код]

  • «Уроки классического танца»[10]
  • «Танец. Мысль. Время» М., 1990

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР
  • Народный артист РСФСР (1951)[11]
  • Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)
  • Народный артист СССР (1976) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР[12]
  • Сталинская премия II степени (1941) — за большие достижения в области балетного искусства
  • Сталинская премия I степени (1947) — за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1973)
  • Орден Дружбы народов (1984)

Источники[править | править код]

  • Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц — М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998—208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В записи об обрезании от 13 ноября (29 числа месяца Хешван) 1903 года (раввин Ошер Спокойный) имя указано как Ави-Асаф.
  2. ↑ Internet Movie Database (англ.) — 1990. Проверено 25 июня 2019.
  3. 1 2 Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  4. 1 2 Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая…— М.: АСТ Москва, 2008. — 490 с.
  5. ↑ Суламифь Мессерер: Мне хочется жить! Архивировано 17 апреля 2009 года.
  6. ↑ В записи о браке в канцелярии виленского городского раввина, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, указывается, что Мендель Беркович (Берович) Месерер (с одним «с»), уроженец местечка Долгиново 29 лет, и Шима Мовшевна Шабад, уроженка Антоколя 24 лет, сочетались браком 19 января 1895 года в Вильне. Вся семья М. Б. Месерера была записана с одним «с»; Сима Моисеевна Шабад во всех документах того периода записана как «Шима Мовшева Шабад».
  7. 1 2 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 27. Медузы — Многоножка. 1954. 664 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт.
  8. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 10 мая 2018. Архивировано 10 мая 2018 года.
  9. Станислав Лекарев. К 100-летию со дня рождения Валерия Лекарева. — «Аргументы недели», 22.10.2009. — № 42 (180).
  10. А. М. Мессерер. Уроки классического танца. — “ВТО”. — Искусство, 1967. — 554 с. // Электронная библиотека
  11. ↑ Театральная Энциклопедия.
  12. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1976 года № 4019—IX «О присвоении почетного звания народного артиста СССР творческим работникам Государственного академического Большого театра СССР»

Ссылки[править | править код]

  • Асаф Мессерер в Электронной еврейской энциклопедии
  • Суламифь Мессерер. Суламифь. Фрагменты воспоминаний

Источник

(1903-1992)

Асаф Мессерер Выдающийся отечественный балетмейстер и артист балета Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в Российской империи, в городе Вильно, в семье зубного врача. Семья, позже переехавшая в Москву, была многодетной – у Асафа было 9 братьев и сестер, причем пятеро из 10 свою жизнь связали с искусством. Суламифь Мессерер – как и Асаф – посвятила себя балету, Рахиль и Елизавета стали актрисами, драматическим актером стал и брат Азарий, выступавший в Художественном театре под псевдонимом Азарин. Именно он впервые привел Асафа на балетный спектакль. Балет «Коппелия» произвел на него неизгладимое впечатление, Асаф хотел поступить в Хореографическое училище, но ему было 15 лет – в таком возрасте туда не принимали, и он учится азам балетного искусства в частной студии у Шаломытовой – бывшей балерины. В этой студии его заметил балетмейстер А. Горский, искавший таланты, и помог поступить в Хореографическое училище.

Юноша, которому пришлось за год освоить восьмилетнюю программу, занимался с полной отдачей – а ведь это было тяжелое время: приходилось голодать, заниматься в зале, отапливаемом одной «буржуйкой». Но доверие А. Горского Асаф оправдал: в 1921 году он успешно окончил училище и был принят в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Его способности и физическая выносливость были замечены руководством – А. Мессереру начинают давать сольные партии. Одной из первых ролей стал Океан в «Коньке-горбунке». Создавая этот образ, артист компенсировал свой небольшой рост значительной подвижностью и мощными прыжками. В других балетах – «Корсаре», «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Волшебном зеркале» – он тоже усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое.

А. Мессерер был одним из активных участников Мастерской драматического балета, созданной молодыми артистами. Здесь он осуществил свои первые постановки: концертные номера, одноактный балет «Война игрушек». Когда был создан Хореографический техникум, его преподавателями стали участники Мастерской, включая и Мессерера – а ведь ему было тогда всего 18 лет. Два года спустя он уже преподает еще в двух учебных заведениях – в Хореографическом училище при Большом театре и Государственном техникуме кинематографии.

Хореограф соприкасается в своем творчестве и с драматическим театром, ставя танцы к спектаклям В. Мейерхольда – «Учитель Бубус», «Дама с камелиями» и другим пьесам, причем в «Даме с камелиями» он выходил на сцену сам.

В 1927 году В. Тихомировым и Л. Лащилиным был поставлен балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором А. Мессерер исполнил танец Китайского божка. По воспоминаниям самого танцовщика, этот танец был так труден, что А. Мессерер – с его выносливостью – «выдыхался на нем одном»: «То я прыгал, вытянув вперед руки и ноги. То, наоборот, делал в воздухе кольцо — тело выгнуто, как лук, так что пятками я почти доставал затылок». Но этот невероятно сложный танец давал ему истинный простор для творчества. Другой номер, ставший – как и танец Китайского божка – практически самостоятельным, предложил постановщику сам А. Мессерер. Это был танец с лентой, основой для которого послужило воспоминание о китайских фокусниках, увиденных в детстве. Идея понравилась Л. Лащилину, и Р. Глиэр специально написал музыку для танца, который первоначально планировалось отдать А. Абрамовой, но балерина не могла справиться с огромной лентой, постоянно запутываясь в ней. В конечном итоге, танец с лентой исполнил сам А. Мессерер.

Одной из любимых партий танцовщика был Базиль в балете «Дон-Кихот». Исполняя эту роль в течение 25 лет, танцовщик постоянно вносил нечто новое в хореографию, а в Харьковском театре оперы и балета он сам ставил этот балет.

А. Мессерер мог быть новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей вместе с сестрой Суламифь он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, и это обеспечило аншлаг на всех выступлениях.

Читайте также:  Биография егора щукина личная жизнь

Вернувшись в Москву после гастролей, А. Мессерер танцевал в «Пламени Парижа», «Светлом ручье», но гораздо более интересной казалась ему работа над «Спящей красавицей». В постановке А. Мессерера было немало нового: фея Сирени получила две вариации, индивидуальные черты были приданы женихам, которых представляют Авроре. Но самые значительные изменения претерпел образ феи Карабос – в постановке М. Петипа это была мимическая роль, и исполняли ее мужчины, А. Мессерер же поручил партию злой феи молодой балерине и наделил героиню исступленным танцем (балетмейстер считал, что Зло может являться и в обаятельном облике). Эта постановка вызвала немало споров – кому-то казалось недопустимым столь вольное обращение с классикой, кто-то приветствовал новаторство. Не менее творчески подошел А. Мессерер к постановке «Лебединого озера»: он отказался от преимущественно пантомимического решения IV акта, сделав его танцевальным.

Во время Великой Отечественной войны А. Мессерер был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, эвакуированной в Куйбышев. Тогда в городе не было театра, и ставить спектакли приходилось в клубе. Несмотря на суровые условия, труппа продолжала сценическую деятельность: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон-Кихот», «Тщетная предосторожность»… Когда солистов отозвали в Москву для работы в филиале Большого театра, балетмейстер работал с молодыми исполнителями. В Москву он вернулся в 1943 году – и возобновил в Большом театре «Жизель» и «Спящую красавицу».

В 1946 году 43-летний А. Мессерер отметил 25-летний юбилей творческой деятельности. Для артиста балета это весьма солидный возраст, и многие танцовщики упрощают партии – но только не А. Мессерер: он прекрасно справлялся со всеми техническими сложностями. Юбилейным спектаклем стал «Дон-Кихот», где артист блестяще танцевал Базиля. На сцене театра А. Мессерер танцевал после этого еще семь лет, потом – прежде чем полностью посвятить себя преподаванию – несколько лет выступал с концертными номерами.

Как педагог А. Мессерер славился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм. Его педагогический талант ценили и за границей – так, в 1961 году он выезжал в Бельгию для создания там хореографического училища. Большой интерес вызывал у публики во время зарубежных гастролей театра необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.

А. Мессерер ушел из жизни в 1992 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Музыкальные Сезоны

Источник

Asaf Messerer

Дата рождения

19.11.1903

Дата смерти

07.03.1992

Профессия

Страна

СССР

Он был великим танцовщиком и стал великим балетным педагогом. Его класс славился тем, что танцовщики, которые занимаются по его методу, почти не имеют травм.

Асаф Михайлович Мессерер / Asaf Messerer

Асаф Мессерер родился 6 (19) ноября 1903 года в Вильно. Его отец был зубным врачом, он получил медицинское образование уже в зрелом возрасте, будучи отцом четверых детей, и со всей семьей переехал в Москву, где родилось еще четверо. Из восьми пятеро посвятили себя искусству. Асаф и Суламифь Мессереры стали артистами балета, Азарий и Елизавета – драмы, Рахиль – кино.

Огромное влияние на мальчика оказывал его старший брат Азарий, будущий актер Художественного театра (он играл под фамилией Азарин). Именно он впервые привел Асафа на балет. Это была «Коппелия». Старшая сестра Рахиль (в будущем – мать Майи Плисецкой) пошла с ним в Хореографическое училище при Большом театре. Однако Асафу в то время было уже шестнадцать лет, и в училище его не приняли.

В те годы в Москве существовало множество частных студий, где преподавали классический танец. Мессереру повезло – в пятнадцать лет он попал туда, где его действительно могли обучить азам балетного искусства. В этой студии преподавала бывшая балерина Шаломытова, которая была неплохим педагогом.

Вскоре Асаф Мессерер при содействии замечательного балетмейстера и педагога Александра Горского, искавшего по частным студиям талантливую молодежь, был принят в Хореографическое училище при Большом театре. Балет стал его истинной страстью, и он все свои силы отдавал учебе. Ему предстояло освоить программу восьми лет за один год. Условий для занятий, конечно, не было. Как потом писал Мессерер в своей автобиографической книге: «Голод был самый настоящий. «Восьмушка» хлеба в сутки. Голод и холод. Единственная «буржуйка» отапливала школьный зал. Сначала на нее ставили лейку со снегом. Потом талой водой поливали пол, чтоб не было скользко, и она тотчас замерзала лепешками».

Эксперимент Горского оказался удачным. В мае 1921 года после выпускных экзаменов многие ученики его «взрослого» класса были приняты в Большой театр. Среди них был и Асаф Мессерер.

Сначала он, как принято, выступал в кордебалете, одновременно продолжая учиться и совершенствовать свое хореографическое мастерство. От природы Мессерер отнюдь не обладал выдающимися данными, а его небольшой рост всегда делал для него затруднительным выбор партнерши. Однако все эти природные недостатки компенсировались великолепным прыжком и большой физической выносливостью. Невероятно мощные и высокие прыжки стали визитной карточкой Мессерера.

Вскоре способный и старательный артист был замечен руководством театра, и ему стали поручать уже более значительные партии. Очень интересным оказалось его динамическое решение партии Океана в балете «Конек-Горбунок». Невысокий худощавый Мессерер прекрасно понимал, что его физические данные не позволяют ему создать классический образ Океана, исполненный мощи и внушительности. Поэтому он постарался создать более динамичный образ за счет мужественных, сильных прыжков и подвижности, напоминающей водоворот. Он много танцевал – в «Лебедином озере», «Корсаре», «Волшебном зеркале». Большой радостью для артиста было получение им роли Колена в «Тщетной предосторожности» – одной из любимых его партий. И всюду Мессерер, сохраняя безупречность техники, вносил какие-либо новшества, усложняя и развивая хореографию.

Однако многие старые каноны балета не удовлетворяли творческую молодежь. Она создала Мастерскую драматического балета. Мессерер принимал участие во всех начинаниях Мастерской, здесь он впервые попробовал свои силы в качестве хореографа, поставив несколько концертных номеров и детский одноактный балет «Война игрушек».

Уже с восемнадцати лет Асаф Мессерер начал свою педагогическую деятельность. Впоследствии, когда был создан Хореографический техникум, Мастерская драматического балета перешла в него практически в полном составе. С первых дней существования техникума Асаф Мессерер начал преподавать там классический танец.

В своей педагогической деятельности Мессерер вначале, конечно, подражал Горскому в ведении балетного класса. А деятельность эта была очень напряженной. В 1923 году двадцатилетний Асаф Мессерер преподавал в Хореографическом училище при Большом театре, Хореографическом техникуме имени Луначарского и в Государственном техникуме кинематографии.

Очень интересным стало сотрудничество Мессерера со знаменитым театральным режиссером-новатором Всеволодом Мейерхольдом. Оно началось с приглашения Мессерера поставить танцы к одному из его спектаклей – «Учитель Бубус». Мейерхольд стремился к созданию синтетического театра, в котором каждый актер должен был суметь пластически выражать сущность воплощаемого им образа. Мессерер стал сопостановщиком Мейерхольда во множестве его спектаклей, а в «Даме с камелиями» артист танцевал и сам.

Стремление к новизне, современности тематики в балете привело в 1926 году к созданию нового балета «Красный мак», в котором на сцене появлялись не «зефиры и амуры», а портовые рабочие, матросы и другие персонажи реальной жизни. Мессерер танцевал в этом балете Китайского божка и танец с лентой, ставшие фактически самостоятельными номерами. Экзотика новых движений дала возможность Мессереру в полной мере проявить свой талант, выразительную пластику, а в особенности – продемонстрировать великолепные прыжки.

Читайте также:  Ольга шелест биография личная жизнь машков

Однако после «Красного мака» Мессерер вскоре почувствовал, что его развитие как танцовщика тормозится из-за отсутствия соответствующего репертуара. Такая ситуация была следствием общего положения не только в хореографии, но и в искусстве того периода. От искусства стала требоваться фотографическая точность, которая противоречит самим законам творчества. От балета требовалась иллюстративность, соответствующая жизненным реалиям.

Мессерер добросовестно продолжал исполнять то, что ему предлагали, внося в небольшие эпизоды творческие элементы. После лирического Зигфрида в «Лебедином озере» он блестяще исполнил партию Базиля в балете «Дон Кихот». Она стала одной из самых любимых ролей танцовщика. Он постоянно работал над ней, вводил новые мизансцены, изменял хореографию. Роль была в репертуаре артиста на протяжении двадцати пяти лет. Впоследствии Мессерер поставил «Дон Кихота» на сцене Харьковского театра оперы и балета, куда был послан для того, чтобы создать в театре полноценную балетную труппу.

Он ставил концертные номера, один из которых, «Футболист» на музыку А. Цфасмана, впервые показанный в 1930 году, имел огромный успех.

Вместе с сестрой Суламифь он гастролировал в прибалтийских странах, в Швеции, Дании, Берлине, Париже. Перед выступлениями в Париже импресарио танцовщиков очень беспокоился из-за отсутствия рекламы. Тогда артисты предприняли небывалый шаг – они пригласили на свои репетиции всех желающих. После этого залы на их выступлениях были переполнены.

Сразу после возвращения в Москву Мессереру пришлось с нескольких репетиций войти в балет «Пламя Парижа», где он должен был танцевать партию Филиппа попеременно с Вахтангом Чабукиани. Потом начались репетиции балета «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича. Наивность сюжета Мессерера не устраивала. Гораздо больший интерес представляла для него работа над постановкой «Спящей красавицы». В своем прежнем виде балет выглядел несколько тяжеловесно и помпезно, поэтому решили обновить постановку. Новое прочтение «Спящей красавицы» вызвало бурную полемику. Противники изменений утверждали, что нельзя так вольно обращаться с шедевром хореографии, созданным Мариусом Петипа, ставшим почти эталоном. Сторонники новизны говорили, что балет должен развиваться.

Еще одним обращением Асафа Мессерера к классике стала его переделка четвертого акта балета «Лебединое озеро». До того четвертый акт оставался неизменным и включал в себя в основном пантомиму. После работы над «Спящей красавицей» Мессерер, глубоко прочувствовавший музыку Чайковского и вошедший в мир его образов, пришел к выводу, что пантомимическое решение четвертого акта не соответствует общему содержанию балета, его духу. Мессерер, будучи убежденным сторонником того, чтобы в балете все действия, чувства, состояния героев передавались языком танца, переработал этот акт балета, сделав его танцевальным, как и остальные. «Лебединое озеро» с четвертым актом, поставленным Асафом Мессерером, шло на сцене Большого театра на протяжении нескольких десятилетий.

Творческих замыслов у Мессерера было много, но работа прервалась началом Великой Отечественной войны. Осенью артисты Большого театра были эвакуированы в Куйбышев. Мессерер стал художественным руководителем балетной труппы Большого театра. В самом Куйбышеве в то время театра не было. Артистам предоставили здание клуба, Мессереру пришлось заботиться не только о постановке спектаклей, но и о бытовых условиях артистов, о транспорте, о расписании репетиций – больше всего он боялся, что в бездействии артисты потеряют форму.

Результатом напряженной работы стал показ «Лебединого озера», состоявшийся менее чем через два месяца после прибытия труппы в Куйбышев. Вскоре были возобновлены балеты «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Тщетная предосторожность».

Через некоторое время солистки труппы были отозваны в Москву, где начал работу филиал Большого театра. Асаф Мессерер продолжал обучать молодых исполнителей. Его любимой ученицей и сценической партнершей была молодая способная балерина Ирина Тихомирнова, которая вскоре стала женой своего учителя.

Летом 1943 года настал долгожданный миг возвращения в Москву, в стены Большого театра, где были возобновлены спектакли «Спящая красавица» и «Жизель».

В 1946 году исполнилось двадцать пять лет с начала творческой деятельности Асафа Михайловича Мессерера. С возрастом многие танцовщики технически упрощают свои партии. Мессерер танцевал, не купируя ни одного трудного движения. Для своего юбилейного спектакля он выбрал балет «Дон Кихот», с блеском и энергией молодости исполнив одну из своих любимейших партий – партию Базиля.

Несмотря на возраст, Мессерер продолжал танцевать еще несколько лет, до 1953 года. Дирекция театра не хотела отпускать его со сцены. После этого он еще несколько лет выступал в концертах, а потом полностью посвятил себя педагогической деятельности.

Несколько раз Мессерера, завоевавшего мировую славу, приглашали для постановки балетов за границей. Первой его зарубежной постановкой в 1951 году стал спектакль «Лебединое озеро» в Будапеште. Ставил он этот балет и в Софии, а также в Минске. В 1975 году Асаф Мессерер был приглашен в Варшаву для постановки балета «Коппелия».

В 1961 году Асаф Мессерер вместе с Ириной Тихомирновой был отправлен в длительную зарубежную командировку в Бельгию с необычной задачей. Он должен был организовать в этой стране хореографическое училище. Вернувшись, он продолжал свою работу в Большом театре в качестве педагога и хореографа. Он часто выезжал в качестве хореографа в составе «Большого балета», как стали называть за границей гастрольные группы Большого театра, на зарубежные гастроли. С «Большим балетом» он побывал в Соединенных Штатах Америки, Мексике, Китае, Японии, Австралии. В Австралию Мессерер и Тихомирнова были приглашены давать уроки классического танца. С той же целью в 1988 году он был приглашен в Парижскую оперу.

С началом мировых триумфов «Большого балета» повсюду возник горячий интерес к закулисной кухне танцевального мастерства. В 1960 году Асаф Мессерер скомпоновал сценический вариант урока. Его опробовали в школе, а затем поручили труппе Большого театра и стали включать в программы зарубежных турне. Успех подогревался тем, что для звезд, состав которых постоянно менялся, Асаф Мессерер подбирал наиболее выигрышные комбинации, умело усиливая блеск виртуозных движений исполнительскими качествами артистов и, наоборот, подчеркивая индивидуальность наиболее подходящими артисту па.

С 1923 по 1960 год, без малого 40 лет, он преподавал в Московском хореографическом училище, заставляя порхать по сцене даже самых тяжелых танцовщиков. С 1946 года вёл класс в Большом театре. Его учениками являются такие звезды российской балетной сцены как Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Нина Ананиашвили, Раиса Стручкова, Андрис Лиепа, Марина Кондратьева, Борис Акимов, Людмила Семеняка.

Талант Асафа Мессерера как педагога заключался не только в способности наилучшим образом научить артиста хореографической технике или усовершенствовать ее, но и в первую очередь в том, что он умел раскрыть в полной мере индивидуальность каждого своего ученика, найти в нем те грани таланта, которые были присущи лишь этому танцовщику.

Скончался Асаф Михайлович Мессерер 7 марта 1992 года.

Д. Трускиновская

Публикации

Источник