Артем котовский биография личная жизнь
Помимо анекдотов, Котовский читает стихи собственного сочинения. Не всегда удачно, но один стих неизменно вызывает бурю апплодисментов:
Пугали в детстве нас тобой
И в зрелом возрасте стращали,-
Страшней Горыныча с Ягой
Злой людоед – товарищ Сталин.
Свердлова Яшку порешил
Подсыпал Ленину отраву
И ледорубом довершил
Над Троцким лютую расправу.
Мол, репрессировать людей,
С тебя пошла лихая мода…
Ты перебил крутых вождей
Вампиров русского народа.
Войны Гражданской кровопийц
Системой замкнутого круга,
В тисках «Ежовых» рукавиц
Повел расстреливать друг друга.
Поднял разбитую страну,
Отмыл, отстроил и прославил.
Заставил выиграть войну,
Ильич бы немцам Русь подставил.
И вновь, как Феникс из руин,
Союз Советский поднимался…
Ты в годы страшные один
Стать у руля не побоялся.
Стальною волей враг разбит,
Штандарты фрицев под ногами,
А мысль вождя уже летит
Поставить в космос наше знамя.
Союз Советский от сохи
Возрос до ядерной державы;
Просчеты были и грехи,
Но им не смыть могучей славы.
Покрыта мраком смерть твоя
Не зря быть, может, говорили,
Что в страхе жившие друзья
«Отца народа» погубили.
Был ужас на похоронах,
«Ходынка» новая случилась;
Рыдала вдовая страна,
Так, что рассудком помутилась.
Вернул бы Берия к уму,
Ему товарищи не дали.
Схватили, бросили в тюрьму
И с перепугу расстреляли.
Все под Хрущева, как один,
О «культе личности» завыли,
О том, что Сталин армянин
Грузины сплетню распустили.
Никита прах твой выносил
Из склепа к яме на аллее…
Зачем Спасителю Руси
Лежать с Иудой в мавзолее?
Хрущева Брежнев тихо сверг,
Но дал дожить свое на даче;
Нормальный Леня был генсек,
Он лишь с наградами чудачил.
При нем Империя цвела
Страной могучей мы гордились;
Видать гордыня подвела,
В Афгане кровушкой умылись
За Леней двадцать лет дерьма
И откровенного распада.
Враги сводили нас с ума,
Наверно так нам всем и надо.
Андропов пробовал копнуть,
Чтоб огород вернуть к порядку,
Но раскопал последний путь,
И сорняки заняли грядку.
Что про Черненко говорить,
Он и лежать не мог на троне
И не успел сообразить,
Что голова его в короне.
Вскачь «Перестройка» понеслась,
Пятнистый Мишка вместо герба;
Один козел пролез во власть,
За три войны нанес ущерба.
ГКЧПистов поддержать
Не отыскалось добровольцев.
Партшколе трудно воспитать
Вождей из пьяниц комсомольцев.
Советский кончился уют,
Подрались братские народы
Страну, как шлюху продают,
Шпионам дали все свободы
Был Ельцин хуже, чем шпион,
Его бы шлепнуть без ареста.
Страны развалом правил он,
Как пьяный дирижер оркестра.
СССР разодран в пух,
Наивных граждан, обокрали…
Чекисты потеряли нюх
И государство мы просрали.
Восток советский – кучка стран.
Муллы завыли, правят баи;
Куда печальней у славян –
Свои же мутят раздолбаи.
Я над хохлами не смеюсь,
Они тупеют от коварства;
Отторгли Киевскую Русь
От большей части государства.
Евреи выгоды учли,
На свой манер подсуетились,
Антисемитов провели,
И в «новых русских» превратились.
Почти забыт социализм,
Зато проблемы есть любые –
Бардак, разврат и терроризм…
Довольны только «голубые».
Их не сажают, не срамят,
Они поют хиты с эстрады.
Им скоро власти разрешат
На Красной площади парады.
Богатств народных больше нет,
Их казнокрады растаскали
И только право на минет
Мы всем народом схлопотали.
Не вспомнить даже старикам,
Такой «отеческой» заботы –
На кукиш заменили нам
Горбами нажитые льготы.
Не по карману многим ВУЗ,
Услуги здравоохрененья,
Но наркоты и водки вкус
Стал всенародным без сомненья.
Снижали цены при тебе,
Теперь их только повышают
Проворней чем НКВД,
Нас жизни киллеры лишают.
Живем мы сказочно сейчас
В стране богатых «русских новых»;
Все больше «коммерсов» у нас
К продаже Родины готовых.
В плену коррупции, долгов
Спецслужбы и Минобороны…
Такая армия врагов,
Не хватит денег на патроны.
В Чечне десяток лет резня,
Людей, как за сто лет сгубили;
В твое правленье за три дня,
Чекисты смуту прекратили.
Правозащитников орда
Стоит на страже бандитизма;
Как не хватает иногда
Нам перегибов сталинизма.
Царит насилья карнавал,
И демократы бьют тревогу,
Все то, что Сталин нам собрал,
Разворовать никак не могут.
Не ждал ни Запад, ни Восток
От нас такие переломы…
Исправить Путин все бы смог,
Но, где взять Берию в Наркомы?
Не смели даже и мечтать,
Ни в «Пентагоне», ни в Европе,
Союз Советский повидать
В такой глубокой страшной жопе.
Свободы вдоволь нажрались,
Вкус ядовитый распознали…
Иосиф, родненький, проснись!
Враги народа заебали!
Вы идете в театр с девушкой, предвкушая прекрасный вечер, хорошую игру актеров, тонкую режиссуру, и вдруг… Вдруг при входе в театр вы замечаете странную толпу людей, которые стоят на морозе и дико хохочут. Вы замедляете шаг, вслушиваетесь в текст, всматриваетесь в лица. И понимаете: они другие. У них другие реакции, другое чувство юмора, другая культура. У них другой театр. Его площадной псевдоним Артем Котовский. Уже третий десяток лет он занимается тем, что смешит людей на Арбате. И необычный этот опыт дал ему особое видение мира, философию и моральные ценности. О них он и рассказывает
— Начинал я на Арбате не с анекдотов, а с сатирических стихов. Это был конец 80-х. Тогда это казалось довольно-таки рискованным занятием. Люди стояли, слушали и друг на друга поглядывали: можно засмеяться, нет? Я читал стихи и тут же продавал самиздатовские книжечки. Подходили, спрашивали: «Если я вашу книжку куплю, меня не арестуют, не посадят?» А я отвечал: «Но меня же за то, что я написал, пока еще не посадили… Если начнется, я вам свистну — вы сожжете». Наше объединение поэтов держалось года до 93-го. Потом поэтов становилось все меньше и меньше: кто-то повесился, кто-то спился, кто-то в коммерцию ушел… На сатиру, на пародию люди стали реагировать слабее… Хороший же анекдот ценился по-прежнему. А я знал их много, потому что учился в семидесяти пяти советских школах, со дня рождения ездил с цирком. У меня отец сорок лет акробатом проработал.
— А какая связь между переездами и анекдотами?
— Ну как? Смена школ. Смена городов. Конвейер артистов. А они народ шухарной, все время друг другу приколы рассказывают. В цирке юмор ценился всегда. Я помню анекдоты, которые услышал тридцать шесть лет назад. Было мне тогда пять лет.
— Цирковой опыт помогает тебе на выступлениях? «Подсадные»…
— У нас этим не пользуются. И без «подсадных» хватает персонажей, которые могут такое сморозить… Недавно был такой момент. Ребята выступают и поют песню, юморной вариант «Там вдали за рекой»:
«Конь закрыл свои карие очи…»
И тут лошадь заржала. Весь состав зрителей рухнул со смеху. Грохнули смехом. Сейчас лошадей на Арбате развелось… Катают публику… Как только мимо нас идут — ржут, сволочи. Я говорю: «А что вы думали? Вам можно, а им нет?» До людей начинает доходить, что они сами ржут, как лошади. Никаких «подсадных» и не надо. Или, например, бомж выходит на пятачок. Шаркает перед зрителями, собирает посуду. И тут я рассказываю анекдот:
«На Эверест три чувака забрались, воткнули флаг в ледник, достали по бутылке продвинутого «Клинского». Пьют. И тут между ними четвертая такая репа пролазит: «Пацаны, бутылочки не выбрасываем…»
И представь: этот текст накладывается на реально, тут же ковыляющего бомжика…
Некоторые наши артисты используют зрителя обидно… «Идут двое «голубых»… Ну, вот как, к примеру, эти двое». И показывает в толпу. Те не знают: то ли молча багроветь, то ли с кулаками кидаться. А как кинешься? Наоборот, еще смешнее будет.
— Столкновения с публикой происходят?
— Происходят. Пьяные дураки, наркоманы иногда выступить хотят очень сильно. Такой, знаешь, выйдет: «А я ха-ачу рассказать тоже а-анекдот!» Ты ему говоришь: «Пойди к Гене Хазанову, зайди к нему на сцену и скажи, что ты у него на сцене хочешь рассказывать анекдоты. Он очень любит это. Он это приветствует».
— Я помню, как ты публике как-то говорил, часов в одиннадцать вечера, мол, давайте, пора расходиться, а то вот, мол, милиция…
— Существует постановление, по которому после одиннадцати нельзя шуметь. А иногда происходит так, что смех настолько громкий стоит… Смех ударяется в Театр Вахтангова, и отражение идет, он в конце переулка слышен! Каждую ночь! Естественно, люди звонят в милицию, милиция приезжает: «Пацаны! До одиннадцати мы ваш балаган терпели…» Не дают работать, когда День десантника, допустим. Пьяные десантники, ты только представь себе, что это за сила! Или футбольные матчи, болельщики идут через Арбат. У нас же двести-триста человек стоят, может произойти что угодно. Ленин что говорил? «Не бойтесь народа. Бойтесь толпы».
Одно время я просто начал предупреждать толпу: «Господа жулики, предупреждаю: чтобы наш народный театр не закрыли, не лазьте здесь по карманам». И никто на меня не обижался. Наоборот, подходили воры: «Если на вас нападут бандюки какие-нибудь, скажите только…» Мы ни с кем не связывались. Никто эту точку никогда не «ставил под крышу», потому что там действительно дарилась радость людям. Подходили, воины-интернационалисты, которые на Арбате держат ряды палаток, говорили: «Ребята, если кто-то, не дай бог, вам предложит «крышу», ставьте в известность». В принципе ни в одной стране мира не рэкетируют уличных артистов.
— Слушай, а почему у вас анекдоты на две трети нецензурные?
— Да потому что сейчас человека «пробить» на смех без мата практически невозможно стало. Попробуй выйди, что-нибудь нейтральное расскажи. Реакции не будет. Так забили людям головы отрицательной информацией. А я даю людям разрядку! Но я же не использую мат, чтобы оскорбить своего зрителя. Не понравилось — иди дальше, найди музыканта, которого бы тебе приятно было слушать, пойди на йогов посмотри. Джаз послушай. Здесь все есть. И есть анекдоты, из которых не выкинешь слова, именно того, веского.
Одна интеллигентная женщина подошла: «Ну как же так? Вы, молодой человек, стоите на Арбате и так вот… безбожный мат! Неужели нельзя найти слова, которым можно было заменить?» Я ответил: «Вы знаете, высокое есть в консерватории. Туда ходят люди, которые понимают камерную музыку. И, ради бога, пусть это все живет там, в консерватории. Я сам люблю хорошую музыку. Но поверьте мне: в наше время подарить людям хорошую разрядку гораздо полезней, чем о каких-то высоких материях говорить. Деньги заменили все высокие материи. Но одним этим жить трудно. Поэтому надо дать людям просто поржать от души… Ведь посмотрите на американцев, которые в самый тяжелый период пустили хеппи-энды, комедии, чтобы вытащить страну из кризиса. А теперь посмотрите на юмор, который нам дают с экрана». Ну нету юмора, понимаешь! Ты посмотри на эти передачи! Так в Америке делают передачи для дебильных детей!.. (Передразнивает интонацию известной ведущей.) «Дорогие мои…» (Пошло смеется дребезжащим смешком.)
У меня на концерте один раз даже поп был. В рясе, с крестом. Я говорю: «Батюшка, благословил бы грешника, что ли…» Встал, подошел с крестом, реально, вот так, осенил. Я руки подставил лодочкой, он, как полагается, мне свою положил, я ее поцеловал. У зрителей просто шок. Такая овация стояла, что народ сбежался посмотреть, что происходит. Матерщинник, которого на Арбате поп благословляет…
Большей частью я здесь кайфую. У меня каждый спектакль импровизированный. И у меня нет зала, где за рубль двадцать люди сели, не шуршат телефонами мобильными, не роняют номерки… У меня может пьяный вырваться на сцену, отвлекать. Какая-нибудь бабка сумасшедшая может прийти и кричать, что она тебя любит! Понимаешь, самое что смешное? И хочет, чтобы ты стал ее мужем. Понимаешь, какие есть сумасшедшие? Какой театр тебе это даст? Да никакой! В прежние времена недаром Михаил Ульянов даже выскакивал из театра: «Прекратите в антракте работать! Половина зрителей у вас остается!»
— Я однажды видел, как анекдотист, раскручивая зрителей на деньги, частил, как наперсточник-зазывала…
— Даже когда у меня совсем не было денег, я никогда не приходил на Арбат тупо их зарабатывать. Сюда надо идти, когда у тебя хорошее настроение… Иногда придешь, а у самого тоска. Станешь вот так, постоишь: «Да па-а-ашло оно все! Счас развеселимся!» И начинаешь. Но это же делается не ради денег. В первую очередь это делается ради праздника!.. Боженька, он смотрит сверху: «Чувак, ты делаешь праздник!» И с неба тебе всегда бросит копейку. Я что хочу сказать… Я не трачу время на отрицательные эмоции. Дал им пинка, отрицательным, и они поскакали футбольным мячиком. А тебя не заводит, когда ты живешь неделю, две, три уныло, обыденно? Не заводит? А меня заводит. «Как это, сегодня день без праздника прошел?! Завтра должен быть обязательно!» Можно всю жизнь потратить на зарабатывание денег, на выполнение никому не нужных обязанностей… Это, знаешь, как каблук всю жизнь чувствовал свою важность, что он работал каблуком. Оторвался, попал в грязь, утонул. Новый каблук прибили, и ботинок дальше пошел… А толку-то, что он всю жизнь мордой в грязь прожил? «Я заставлю этот ботинок бегать, чтобы каблук иногда солнце видел!» — вот какое отношение должно быть к жизни!.. Никогда у меня не было такого, чтобы я говорил: «О, мне имидж работать не позволяет…» У нас тут был Леня такой, Колобок. Он начинал с того, что на Арбате рассказывал анекдоты. Потом его взяли в группу «Дюна». Самый толстый в «Дюне» был. Он как-то пришел на Арбат в подтяжках, животик развесил. Я говорю: «Лень, расскажи людям пару анекдотов». — «О, мне нельзя. Имидж не тот». — «Что? Да ты эти камни целовать должен! Ты с них вылез на сцену. А ну, вперед!» Вышел он к зрителям. На ха-ха поднял анекдотами, выдохнул спесь свою дурацкую. Сейчас приходит на Арбат и еще борется за то, чтоб поработать. В очередь.
Я вообще считаю, в этой жизни искренне и хорошо могут шутить те люди, которые потеряли страх смерти, потеряли страх жизни. А те люди, которые с неврозом, хорошо шутить не могут… Как ты можешь изысканно, красиво шутить, если ты находишься в каком-то болезненном состоянии?
— А есть такие анекдоты, которые ты переделал, и анекдот от этого явно выиграл?
— Ну, вот тебе из последних. Был анекдот:
«На рынке человек продает мороженую рыбу, ее от холода выгнуло. Бабка подходит, спрашивает у продавца: «Рыба свежая?» — «Свежая». — «А почему такая гнутая?» — «На повороте ловили».
Вот тебе анекдот. А я его рассказываю иначе:
«Вот стоит торговый ряд. Двадцать шесть бакинских коммерсантов. У всех аэродромы, носы такие — через забор цветы нюхать. А рыбины их от холода выгнуло, как бумеранги. Подходит бабка и спрашивает (противно, невнятно скрипит): «Риба свежая?» (Я же там целую Бабу-ягу даю!) Он говорит: «Свежая-свежая». — «А почему такая кривая?» (На чувственном кавказском выдохе.) — «На павароте ловили, да?»
И, понимаешь, пошел уже колорит другой. Анекдот ожил.
Юрий СОЛОДОВ
«Эстонец поймал золотую рыбку, снял ее с крючка, а она говорит ему: «Отпусти меня, я исполню любое твое желание». В ответ на это эстонец берет ее за хвост и давай лупить ее об дерево со словами: «Не на-до раз-го-ва-ри-вать со мной по-рус-ски!»
«В ночь на Рождество, когда небо раскрасится салютом, к добрым католикам постучится веселый Санта-Клаус и подарит детишкам подарки, и лягут они спать, и увидят цветные сказочные сны…»
…А когда под утро сон укутает в объятьях город, к правоверным мусульманам постучится веселый Бен Ладен и подарит детям новенький АК-47 с полным боекомплектом»
«Пришла любящая теща к любимому зятю в гости. Принесла ему на подносе пирожков. «Странно», — подумал зять и дал на всякий случай пирожок коту. Кот свалился замертво, язык высунул. «Вот сволочь», — подумал зять и ударил тещу по голове подносом с пирожками. Теща свалилась рядом с котом. Кот вскочил и с радостным воплем выкинул в сторону тещи средний палец»
«Звонок ветеринару: «Сейчас к вам придет моя теща с очень старенькой, больной собачкой. Сделайте ей, пожалуйста, укол самого сильного яда, чтобы не мучилась и сразу померла…» — «А собачка сама найдет дорогу домой?..»
В материале использованы фотографии: Александра ДЖУСА
Григорий Котовский
Григорий Иванович Котовский. Родился 12 (24) июня 1881 года в селе Ганчешты (ныне город Хынчешты в Молдавии) — убит 6 августа 1925 года в посёлке Чабанка (около Одессы). Советский военный и политический деятель, участник Гражданской войны. Легендарный герой советского фольклора.
Григорий Котовский родился 12 (24 по новому стилю) июня 1881 года в селе Ганчешты (ныне город Хынчешты в Молдавии), в 36 км от Кишинева.
Отец – обрусевший православный поляк, инженер-механик по образованию, принадлежал к мещанскому сословию и работал механиком винокуренного завода в имении Манук-Беев в Хынчештах.
Мать – русская.
По словам самого Котовского, происходил из шляхетского рода, владевшего имением в Подольской губернии. Дед Котовского за связи с участниками польского национального движения был якобы досрочно уволен в отставку и разорился.
В семье, кроме Григория, было еще пятеро детей.
Страдал логоневрозом. Левша.
В два года потерял мать, а в шестнадцать — отца. Заботу о воспитании Гриши взяла на себя его крёстная мать София Шалль, молодая вдова, дочь инженера, бельгийского подданного, который работал по соседству и был другом отца мальчика, и крёстный отец — помещик Григорий Иванович Мирзоян Манук-Бей, внук Манук-Бея Мирзояна. Крёстный отец помог юноше поступить в Кокорозенское агрономическое училище и оплатил весь пансион.
В училище Григорий особенно тщательно изучал агрономию и немецкий язык, так как Манук-Бей обещал направить его на «дообучение» в Германию на Высшие сельскохозяйственные курсы, но крёстный умер в 1902 году.
Во время пребывания в агрономическом училище познакомился с кружком эсеров. После окончания сельскохозяйственного училища в 1900 году работал помощником управляющего в различных помещичьих имениях Бессарабии, но нигде долго не задерживался. То его выгоняли «за обольщение жены помещика», то «за хищение 200 рублей хозяйских денег».
За защиту батраков Котовский был арестован в 1902 и 1903 годах.
К 1904 году, ведя такой образ жизни и попадая периодически в тюрьмы по мелким уголовным преступлениям, Котовский становится признанным лидером бессарабского бандитского мира.
Вопреки легендам, он не был богатырем, роста среднего, но плотно сложен. Увлекался волевой гимнастикой, которую практиковал при любых обстоятельствах.
Рост Григория Котовского: 174 сантиметра.
Григорий Котовский в молодости
Во время русско-японской войны в 1904 году не явился на призывной пункт. В следующем году был арестован за уклонение от воинской службы и определён служить в 19-й Костромской пехотный полк, расквартированный в Житомире.
Вскоре дезертировал и организовал отряд, во главе которого совершал разбойничьи набеги — жёг имения, уничтожал долговые расписки. Крестьяне оказывали отряду Котовского помощь, укрывали его от жандармов, снабжали продуктами, одеждой, оружием. Благодаря этому отряд долгое время оставался неуловимым, а о дерзости совершаемых им нападений ходили легенды.
Котовский был арестован 18 января 1906 года, но смог через полгода бежать из Кишинёвской тюрьмы. 24 сентября того же года — вновь арестован, спустя год приговорён к 12 годам каторги и отправлен по этапу в Сибирь через Елисаветоградскую и Смоленскую тюрьмы. В 1910 году доставлен в Орловский централ.
Григорий Котовский во время ареста
В 1911 году этапирован к месту отбытия наказания — в Нерчинскую каторгу. На каторге сотрудничал с властями, стал десятником на строительстве железной дороги, что делало его кандидатом на амнистию по случаю 300-летия Дома Романовых. Однако по амнистии бандитов выпускать не стали, и тогда 27 февраля 1913 года Котовский бежал из Нерчинска и вернулся в Бессарабию. Скрывался, работая грузчиком, чёрнорабочим, а затем снова возглавил группу налётчиков.
Особо дерзкий характер деятельность группы приобрела с начала 1915 года, когда от ограблений частных лиц боевики перешли к налётам на конторы и банки. В частности, ими было совершёно крупное ограбление Бендерского казначейства, поднявшее на ноги всю полицию Бессарабии и Одессы.
Секретная депеша, полученная уездными исправниками и начальниками сыскных отделений, так описывала Котовского: “Прекрасно говорит по-русски, румынски, и еврейски, а равно может изъясняться на немецком и чуть ли не на французском языках. Производит впечатление вполне интеллигентного человека, умного и энергичного. В обращении старается быть со всеми изящным, чем легко привлекает на свою сторону симпатии всех имеющих с ним общение. Выдавать он себя может за управляющего имениями, а то и помещика, машиниста, садовника, сотрудника какой-либо фирмы или предприятия, представителя по заготовке продуктов для армии и прочее. Старается заводить знакомства и сношения в соответствующем кругу… В разговоре заметно заикается. Одевается прилично и может разыгрывать настоящего джентльмена. Любит хорошо и изыскано питаться”.
25 июня 1916 года после налёта не смог уйти от погони, был окружён целым отрядом сыскной полиции, был ранен в грудь и вновь арестован. Приговорён Одесским военно-окружным судом к смертной казни через повешение. В камере смертников Котовский писал покаянные письма и просил отправить его на фронт.
Одесский военно-окружной суд находился в подчинении командующего Юго-Западным фронтом прославленного генерала А. А. Брусилова и именно ему предстояло утвердить смертный приговор. Одно из своих писем Котовский направил супруге Брусилова, которое произвело нужный эффект. Сначала генерал Брусилов, сообразуясь с убеждениями своей супруги, добился отсрочки казни.
После получения известия об отречении Николая II от престола в Одесской тюрьме произошёл бунт, и в тюрьме установилось самоуправление. Временное правительство объявило широкую политическую амнистию.
Когда в России грянула февральская революция, Котовский мгновенно выказал всяческую поддержку Временному правительству. За него ходатайствовали министр Гучков и адмирал Колчак. Освободил же его личным распоряжением сам Александр Керенский в мае 1917 года.
В день помилования Котовский заявился в оперный театр Одессы, где давали «Кармен», и вызвал бешеные овации, произнеся пламенную революционную речь. Он тут же устроил аукцион по продаже своих кандалов. В аукционе победил купец Гомберг, который приобрёл реликвию за три тысячи рублей.
В мае 1917 года Котовский был условно освобождён и направлен в армию на Румынский фронт. Уже в октябре 1917 года указом Временного правительства был произведён в прапорщики и награждён Георгиевским крестом за храбрость в бою. На фронте стал членом полкового комитета 136-го Таганрогского пехотного полка.
В ноябре 1917 года примкнул к левым эсерам и избран членом солдатского комитета 6-й армии. Затем Котовский, с преданным ему отрядом, был уполномочен Румчеродом наводить новые порядки в Кишинёве и его окрестностях.
Григорий Котовский в Красной Армии
В январе 1918 года Котовский возглавлял отряд, прикрывавший отход большевиков из Кишинёва. В январе—марте 1918 года командовал кавалерийской группой в Тираспольском отряде вооружённых сил Одесской Советской Республики, воевавшими с румынскими интервентами, оккупировавшими Бессарабию.
В марте 1918 года Одесская Советская Республика была ликвидирована австро-германскими войсками, вошедшими на Украину после заключённого Украинской Центральной Радой сепаратного мира. Красногвардейские отряды уходят с боями в Донбасс, после оккупации Донецко-Криворожской республики — дальше на восток.
В июле 1918 Котовский возвращается в Одессу и находится здесь на нелегальном положении.
Несколько раз попадает в плен к белым. Его громит анархистка Маруся Никифорова. Его дружбы пытается добиться Нестор Махно. Но в мае 1918 года, сбежав от дроздовцев, оказывается в Москве. Что он делал в столице до сих пор никому неизвестно. То ли участвовал в мятеже левых эсеров и анархистов, то ли подавлял этот мятеж.
Уже в июле 1918 года Котовский снова в Одессе. Водил дружбу с другой одесской легендой — Мишкой Япончиком. Япончик видел в нём своего и относился к нему как к заслуженному пахану. Котовский платил Мишке тем же. Он поддержал Япончика, когда тот захватывал власть над всем одесским уголовным миром.
5 апреля 1919 года, когда части Белой армии и французские интервенты начали эвакуацию из Одессы, Котовский под шумок вывез из Госбанка на трёх грузовиках все имеющиеся там деньги и драгоценности. Судьба этого богатства неизвестна.
С уходом французских войск, 19 апреля 1919 года Котовский получает от Одесского комиссариата назначение на пост главы военного комиссариата в Овидиополе.
В июле 1919 года назначен командиром 2-й бригады 45-й стрелковой дивизии. Бригада была создана на основе сформированного в Приднестровье Приднестровского полка. После захвата Украины войсками Деникина, бригада Котовского в составе Южной группы войск 12-й армии совершает героический поход по тылам противника и выходит на территорию Советской России.
В ноябре 1919 года критическая обстановка сложилась на подступах к Петрограду. Белогвардейские войска генерала Юденича подошли вплотную к городу. Конную группу Котовского, вместе с другими частями Южного фронта, отправляют против Юденича, но когда они прибывают под Петроград, выясняется, что белогвардейцы уже разгромлены. Это было весьма кстати для котовцев, которые были практически небоеспособны: 70% из них были больны, да к тому же не имели зимнего обмундирования.
В ноябре 1919 года Котовский слёг с воспалением лёгких. С января 1920 года командовал кавалерийской бригадой 45-й стрелковой дивизии, воюя на Украине и на советско-польском фронте.
В апреле 1920 года вступил в РКП(б).
С декабря 1920 года Котовский — командир 17-й кавалерийской дивизии Червонного казачества. В 1921 году командовал кавалерийскими частями, в том числе подавляя восстания махновцев, антоновцев и петлюровцев. В сентябре 1921 года Котовского назначают командиром 9-й кавалерийской дивизии, в октябре 1922 года — командиром 2-го кавалерийского корпуса.
В Тирасполе в 1920—1921 годах в здании бывшей гостиницы «Париж» располагалась штаб-квартира Котовского (ныне — штаб-музей). По неподтверждённому утверждению сына, летом 1925 года нарком Михаил Фрунзе якобы предполагал назначить Котовского своим заместителем.
За военные заслуги Котовский был награждён Георгиевским крестом 4-й степени, тремя орденами Красного Знамени (в 1921 дважды и 1924) и Почётным революционным оружием — инкрустированной кавалерийской шашкой с наложенным на эфес знаком ордена Красного Знамени в 1921 (на фото выше).
Убийство Григория Котовского
Котовский был застрелен 6 августа 1925 года во время отдыха на своей даче в посёлке Чабанка – на черноморском побережье в 30 км от Одессы. Убийство совершил Мейер Зайдер по кличке Майорчик, бывший в 1919 году адъютантом Мишки Япончика. По другой версии, Зайдер не имел отношения к военной службе и не был адъютантом «криминального авторитета» Одессы, а был бывшим владельцем одесского публичного дома, где в 1918 году Котовский скрывался от полиции. Документы по делу об убийстве Котовского были засекречены.
труп Григория Котовского
Мейер Зайдер не скрывался от следствия и сразу заявил о совершённом преступлении. В августе 1926 года убийца был приговорён к 10 годам заключения. Находясь в заключении, практически сразу же стал начальником тюремного клуба и получил право свободного выхода в город.
В 1928 году Зайдер был освобождён с формулировкой «За примерное поведение». Работал сцепщиком на железной дороге. Осенью 1930 года был убит тремя ветеранами дивизии Котовского. У исследователей есть основания полагать, что компетентные органы располагали информацией о готовившемся убийстве Зайдера. Ликвидаторы Зайдера осуждёны не были.
Легендарному комкору властями были устроены пышные похороны, сравнимые по размаху с похоронами В.И. Ленина.
Тело прибыло на одесский вокзал торжественно, окружённое почётным караулом, гроб утопал в цветах и венках. В колонном зале окрисполкома к гробу открыли «широкий доступ всем трудящимся». И Одесса приспустила траурные флаги. В городах расквартирования 2-го конного корпуса дали салют из 20 орудий.
Похоронить Котовского на своей территории предлагали Одесса, Бердичев, Балта (тогда столица Молдавской АССР).
11 августа 1925 года специальный траурный поезд доставил гроб с телом Котовского в Бирзулу.
На похороны Котовского в Бирзулу прибыли видные военные лидеры С. М. Будённый и А. И. Егоров, из Киева прибыли командующий войсками Украинского военного округа И. Э. Якир и один из руководителей украинского правительства — А. И. Буценко.
похороны Григория Котовского
На следующий день после убийства, 7 августа 1925 года, из Москвы в Одессу срочным порядком была направлена группа бальзаматоров во главе с профессором Воробьёвым.
Мавзолей был изготовлен по типу мавзолея Н. И. Пирогова в Виннице и Ленина в Москве. 6 августа 1941 года, ровно через 16 лет после убийства комкора, мавзолей был уничтожен оккупационными войсками. Мавзолей восстановлен в 1965 году в уменьшенном виде.
28 сентября 2016 года депутаты городского совета Подольска (бывший Котовск) приняли решение похоронить останки Григория Котовского на городском кладбище №1.
Григорий Котовский. Подлинная история “адского” атамана
Личная жизнь Григория Котовского:
Жена – Ольга Петровна Котовская (по первому мужу Шакина) (1894—1961).
Ольга была родом из Сызрани, из крестьянской семьи, выпускница медицинского факультета Московского университета, была ученицей хирурга Н. Н. Бурденко. Была членом большевистской партии, добровольцем ушла на Южный фронт, где с ней и познакомился Котовский осенью 1918 года в поезде – в тот момент Котовский догонял бригаду после перенесённого тифа. В конце 1918 года они поженились. Ольга служила врачом в кавалерийской бригаде Котовского. После гибели мужа 18 лет отработала в Киевском окружном госпитале, майор медицинской службы.
Ольга Петровна – жена Григория Котовского
У пары 30 июня 1923 года родился сын – Григорий Григорьевич Котовский (умер в Москве в 2001 году), советский и российский востоковед-индолог, историк и общественный деятель, внёсший большой вклад в изучение истории Индии. Автор более 500 научных работ, лауреат международной премии им. Джавахарлала Неру, основатель и руководитель российско-индийской комиссии по сотрудничеству в области общественных наук. С 1956 по 2001 год — научный сотрудник Института востоковедения РАН. Основной сферой научных интересов Г. Г. Котовского было исследование экономической и социальной истории Индии XIX — XX веков.
Григорий Григорьевич Котовский
Имя Котовского было присвоено заводам и фабрикам, колхозам и совхозам, пароходам, кавалерийской дивизии, партизанскому отряду во время Великой Отечественной войны.
Три ордена Красного Знамени и почётное революционное оружие Котовского были украдены румынскими войсками из мавзолея во время оккупации. После войны Румыния официально передала награды Котовского СССР.
В честь Григория Котовского названы:
– город Котовск в Тамбовской области;
– город Котовск (бывш. Бирзула) в Одесской области, где похоронен Котовский (12 мая 2016 года город Котовск Одесской области переименован в Подольск);
– город Хынчешты, родина Котовского, — с 1965 по 1990 год назывался Котовск;
– село Котовское в Раздольненском районе Республики Крым;
– село Котовское, Комратский район, Гагаузия;
– посёлок Котовского — район города Одессы;
– улица «дорога Котовского» в Одессе (переименована в Николаевскую дорогу);
– улицы в десятках населённых пунктов на территории бывшего СССР;
– музей им. Г. Г. Котовского в селе Степановка Раздельнянского района Одесской области;
– музыкальный коллектив — рок-группа «Цирюльня им. Котовского».
Образ Григория Котовского в литературе:
Котовскому посвящена биографическая повесть «Золотая шашка» Романа Сефа.
На мифологизированной фигуре Котовского основан одноимённый персонаж романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота».
Г. И. Котовский и котовцы упоминаются в книге «Как закалялась сталь» Н. Островского.
Образ Г. И. Котовского несколько раз появляется в ироничном романе В. Тихомирова «Золото на ветру».
Писатель Роман Гуль описал его в книге «Красные маршалы: Ворошилов, Будённый, Блюхер, Котовский».
Образ Григория Котовского в кино:
1926 – П. К. П. (в роли Котовского актер Борис Зубрицкий);
1942 – Котовский (в роли Котовского актер Николай Мордвинов);
1965 – Эскадра уходит на запад (в роли Котовского актер Борис Петелин);
1972 – Последний гайдук (в роли Котовского актер Валерий Гатаев);
1976 – По волчьему следу (в роли Котовского актер Евгений Лазарев);
1980 – Большая малая война (в роли Котовского актер Евгений Лазарев);
2010 – Котовский (в роли Котовского актер Владислав Галкин);
2011 – Жизнь и приключения Мишки Япончика (в роли Котовского актер Кирилл Полухин)
Николай Мордвинов в роли Григория Котовского
Владислав Галкин в роли Григория Котовского
Также Григорий Котовский фигурирует в песенном творчестве.
Группа «Запрещённые барабанщики» исполняет песню «Котовский» на музыку В. Пивторыпавло и слова И. Трофимова.
У украинского певца и композитора Андрия Мыколайчука есть песня «Котовский».
У советского поэта Михаила Кульчицкого есть стихи «Самое страшное в мире — это быть успокоенным», где упоминается Котовский.
Поэт Эдуард Багрицкий описал Г. И. Котовского в поэме «Дума про Опанаса» (1926).
Известна песня Александра Харчикова «Котовский».