Антоний ходурский биография личная жизнь

Антоний ходурский биография личная жизнь thumbnail

Hodurskiy-2Ходурский Антоний Марцельевич
Народный артист РСФСР (1954)
Родился 3 октября 1903 года.
Умер 23 февраля 1972 года.

Антоний Ходурский родился в Батуми. Его отец Марцелий Каликетович Ходурский (1873–1909), поляк по национальности, работал слесарем и машинистом на пароходе в Каспийском и Черноморском торговом флоте. Мать Александра Тимофеевна Ходурская (в девичестве – Шаевская; 1875–1935) была домашней хозяйкой. Через 3 месяца после рождения Антония Ходурские переехали в Баку. Спустя четыре года Марцелий Каликетович оставил Александру Тимофеевну, а в 1909 году его не стало. Одинокой матери пришлось ходить по домам и зарабатывать на жизнь шитьём. За это её с сыном кормили и платили в день 1 рубль 20 копеек.

В 1910 году Ходурские переехали в Одессу. Там Антоний стал учиться в католической школе. Через несколько месяцев из-за тяжелого финансового положения учёбу пришлось оставить и поступить на работу в оптику «Мильк» за 4 рубля в месяц. Первое время мальчик был на побегушках, затем ему поручили более серьёзное занятие – оттачивать стекла к очкам. Условия работы были очень тяжёлые, приходилось работать в сыром подвале, поэтому в 1912 году Антоний перешёл в писчебумажный магазин «Рубенчик», где платили уже 5 рублей в месяц. Так же, как и в первом случае, сначала он был «на подхвате», выполнял всевозможные поручения, затем стал продавцом тетрадей и перьев.

В 1913 году Ходурский перешёл работать в типографию, где занимался смазыванием катков краской и печатанием на ножной машине. В 1915 году Антоний поступил курьером в Бессарабско-Таврический земельный банк, где проработал 2,5 года. Одновременно, желая закончить образование, учился на вечерних общеобразовательных курсах «Месс» и за 3 года прошёл 6 классов гимназии.

С 1917 по 1920 годы Антоний Ходурский работал в страховом обществе, с 1920 по 1921 годы – служил в транспортном отделении Одесского военно-морского порта, где руководил перевозочными средствами. Одновременно Антоний занимался в театральной студии, откуда его в 1921 году взяли актёром в «Театр революционных исканий» («Теревиск»). Затем до 1933 года, на протяжении восьми лет, Ходурский играл в театрах Одессы, Воронежа, Пензы, Саратова.

Работая в Саратове, в 1933 году Антоний Марцельевич женился на актрисе Наталье Гицерот (1915–1991), в этом же году у них родилась дочь Алиса. Вскоре после этого супруги переехали в Москву. Ходурский был зачислен в труппу Центрального театра Красной армии, а Наталья стала студенткой консерватории. Но их брак оказался недолговечным, и уже в 1934 году они расстались.

До приезда в столицу Антоний Ходурский попробовал свои силы в самых разных жанрах – от драмы до комедии. Сыграл Фирса в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Луку в «На дне» М. Горького, Редуткина в «Человеке с портфелем» А.М. Файко, Елисатова в «Любови Яровой» К.А. Тренёва, Жевакина в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Хряща в «Ледоломе» Н.А. Крашенинникова, Городулина в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского и другие роли. С приходом в ЦТКА с большим успехом и изяществом играл характерных персонажей. Богатая фактура, аристократизм, врождённое чувство юмора, представительность были отличительными особенностями его актёрской индивидуальности. На сцену ЦТСА выходил в образах: Альбериго в «Учителе танцев» Л. де Вега, Яши в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, Фрельта в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука, Бабятинского в «Господах офицерах» В. Голичникова и Б. Попаригопуло, графа Нурина в «Давным-давно» А.К. Гладкова, О’Брайена в «Под чужим небом» Б. Изакова, Гремио в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, почтмейстера в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и других.

В кино Ходурский снимался с 1940 года, где, так же, как и в театре, чаще всего исполнял характерные роли. Настоящей удачей актёра стала работа в приключенческом фильме Самсона Самсонова «Огненные вёрсты», где он создал образ артиста императорских театров Орлинского, вставшего на сторону революции. Успехом у зрителей пользовалась комедия «Шофёр поневоле», в которой актёр сыграл свою единственную главную роль в кино – начальника главка Пастухова. К лучшим киноработам Ходурского также относятся: Грассини в «Оводе» и граф Нурин в «Гусарской балладе» (эта же роль ранее актёром была сыграна в театре).

Урна с прахом Антония Ходурского захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Фильмы и роли:

1940: «Будни» (инженер Добров); 1944: «Свадьба» (Осип Лукич Бабельмандебский); 1953: «Вихри враждебные» (Коломатьяно); 1955: «Овод» (Грассини); 1956: «Искатели» (профессор Тонков); 1957: «Екатерина Воронина» (начальник госпиталя), «Огненные версты» (Орлинский); 1958: «Шофер поневоле» (Пастухов Иван Петрович); 1961: «Укрощение строптивой» (Гремио), «Человек ниоткуда» (актер); 1962: «Гусарская баллада» (граф Нурин).

Источник

Актер Антоний Ходурский был любим театральной Москвой не только за свое очарование, но и за глубокую проработку своих героев, отчего эти персонажи особо остро воспринимались зрителем. Лицедей долго искал свое амплуа, но найдя, наконец, себя в классическом театре в образе изысканного, колкого и капризного аристократа довел исполнение до совершенства. В «Гусарской балладе» этот уже возрастной актер предстал перед зрителем на пике своего мастерства. К тому же он уже не раз отыгрывал эту роль на сцене театра. Увы, самая известная кинороль стала и последней в кинокарьере этого прекрасного театрального актера.

Несмотря на свою эталонную аристократичность на сцене, происхождение актер имел пролетарское. Отец трудился машинистом на торговых судах, большую часть раннего детства мальчик провел на Каспии. После смерти отца мать перебралась на родину в Одессу. Отец был поляком католиком, и сына мать отдала в католическую школу.

Матери одной было тяжело, она зарабатывала на жизнь тем, что обшивала соседей и знакомых. Антоний не мог спокойно смотреть, как мать изводится в нищете, он оставил школу и устроился в оптику мальчиком на побегушках. Сообразительность и усердие парня было оценено старшими коллегами и его перевели в мастерскую.

Далее он работал в канцелярском магазине и типографии, в немногие свободные от работы и сна часы занимался самообразованием. Когда юноша устроился курьером в земельный банк, появилось свободное время, и он окончил трехгодичные вечерние курсы.

После революции и упразднения сословий молодой человек поступил на государственную службу в Одесский военно-морской порт и очень быстро дослужился до руководящей должности. Помимо новых возможностей для простого человека открылись двери в большое искусство, и Антоний увлекся театром.

Поначалу он в качестве хобби занимался в театральной студии. Ловкому парню удавалось все, за что он брался, а тут еще природный артистизм и приобретенное трудолюбие. Почти сразу стало понятно, что у этого человека есть потенциал большого актера. В 1921 году он принял приглашение войти в труппу Одесского революционного театра. В театре ему довелось выступить в качестве сценического партнера самого знаменитого одессита того времени Леонида Утёсова.

Там же в своем первом театре он влюбился в талантливую актрису Наталью Гицерот. Мы помним Наталью по возрастным ролям. Как, например третировавшая мужа соседка Лиды из «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».

Помните:

– У меня горло! – Горло. И голова. – Голова. – Без мозгов! – Без мозгов…

На момент знакомства Антонием это была еще совсем юная девочка, оказавшаяся в плену обаяния солидного мужчины и прекрасного актера. Но видимо этот эффектный и полный лучезарной энергии лицедей не был создан для супружеской жизни. Их брак просуществовал всего несколько лет, но в нем родилась дочь.

Впоследствии актриса найдет свое женское счастье с другим хорошим актером Владимиром Балашовым. Помним его как нашедшего путь к богу горбуна Никиту «Дело Артамоновых», Пётра Волынеца «Иван Грозный», злопамятного морского офицера Чебыкина «Максимка», белого офицера Осипова «Крушение эмирата», и другим качественно исполненным ролям.

В столицу Антоний и Наталья приехали еще мужем и женой, и уже в Москве их пути разошлись. Антоний поступил в театр Красной Армии, который непрерывно гастролировал по военным частям и гарнизонам, от Балтийского моря до Тихого океана. Наталья поступила на вокальное отделение консерватории.

Вскоре для театра было построено роскошное монументальное здание. Над архитектурным шедевром и его внутренним убранством трудились передовые архитекторы и художники страны. На этой, самой большой в Европе сцене пройдет блистательная творческая жизнь артиста. Сцена заменит ему дом и семью, и ей он останется верен до последнего вздоха.

Душа компании и весельчак в жизни, к работе актер подходил крайне серьезно, он ощущал свою ответственность перед зрителем, и не выходил на сцену, не проработав образ с самой прилежной тщательностью. Театр поглощал все время, дотошного ко всему, что касается работы лицедея, и на кино его, к сожалению почти не оставалось.

Однако кинопленка все же запечатлела для нас игру виртуоза. Давайте вспомним некоторые из его немногих киноролей. (листайте галерею)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Антоний Марцельевич Ходурский ушёл 23 февраля 1972 года в возрасте 68 лет.

Источник

Ãðàíè è êàäðû

3 îêòÿáðÿ 1903 – 23 ôåâðàëÿ 1972
Íàðîäíûé àðòèñò ÐÑÔÑÐ (1954).

Âñåãî 11 ðîëåé â êèíî… Çàòî êàæäàÿ – ÿâëåíèå íà ýêðàíå è ïðîíèêíîâåíèå, ìîæíî ñêàçàòü, çàïàäàíèå â ïàìÿòü.

Îäèí èç ñàìûõ èçÿùíûõ, âåëè÷åñòâåííûõ è àðèñòîêðàòè÷íûõ íàøèõ àêòåðîâ. Äàæå ïî èìåíè ÷èñòî ðèìñêèé ïàòðèöèé: Àíòîíèé Ìàðöåëüåâè÷ (Âåëèêèé Àíòîíèé – ñïîäâèæíèê Öåçàðÿ è ëþáîâíèê Êëåîïàòðû. “Áëàãîðîäíûé” Ìàðöåëë-«Ìå÷ Ðèìà» ñæåã Ñèðàêóçû ñîâìåñòíî ñ… Àðõèìåäîì, çà ÷òî è áûë ïîêàðàí Ãàííèáàëîì ó Êàíóçèÿ)…

Âèäèìî, òóò òîò ñëó÷àé, êîãäà íå äîëæíîñòü îáÿçûâàåò, à íàîáîðîò – ÔÈÎ, è Àíòîíèé Õîäóðñêèé ñîîòâåòñòâîâàë. Åùå êàê ñîîòâåòñòâîâàë!
 
Åñëè ãîâîðèòü îá îëèöåòâîðåíèè ðóññêîãî äîðåâîëþöèîííîãî àêòåðà, òî äëÿ ìåíÿ – ýòî åãî àðòèñò èìïåðàòîðñêèõ òåàòðîâ Êîíñòàíòèí Ðîìàíîâè÷ Îðëèíñêèé («Îãíåííûå âåðñòû»).

Òàëàíòëèâûé è âûñîêîìåðíûé, âåëè÷àâûé è çàáàâíûé, ñòàðîìîäíûé è áëàãîðîäíûé, ðîáêèé è… îòâàæíûé. À ãëàâíîå: äîáðûé è ó÷òèâûé – ñàëîííûå ìàíåðû äæåíòëüìåíà áëþäåò äàæå â âàãîííî-ïîëåâûõ óñëîâèÿõ ïðèôðîíòîâîãî ðàçäðàÿ è ëèõîé êîííî-òà÷àíî÷íîé ïîãîíè.

Ïîíèìàþ, ÷òî ïðèñòðàñòåí è íàèâåí, íî òóò óæ âèíèòå «âïå÷àòëèòåëüíîå îòðî÷åñòâî».

Äàæå íå äóìàë, íî, îêàçûâàåòñÿ, áóêâàëüíî êàæäàÿ ðîëü Àíòîíèÿ Ìàðöåëüåâè÷à – â äóøå.
 
Íàâñêèäêó… Âîò «ëèáåðàëüíî-äåìîêðàòè÷åñêèé êðàñíîáàé» Ãðàññèíè èç «Îâîäà» (1956). Íó, è ÷òî ÷òî Èòàëèÿ ïîçàïðîøëîãî âåêà?  ïåðåëîæåíèè  Õîäóðñêîãî – ýòî åäêàÿ ñàòèðà, íè÷óòü íå òåðÿþùàÿ àêòóàëüíîñòè â òåïåðåøíåì ïðèëîæåíèè ê ëîùåíûì ó÷àñòíèêàì ñîâðåìåííîé áåñêîíå÷íîé òåëå-áàëàáîëüíè, ê ýòèì ïóñòûì, íî «ãîâîðÿùèì ãîëîâàì».

Ïîäëîâàòûé öàðåäâîðåö ãðàô Íóðèí («Ãóñàðñêàÿ áàëëàäà») – òîæå âíåâðåìåííîé òèï êàðüåðèñòà è áëþäîëèçà. Êîìè÷åñêèé Ãðåìèî («Óêðîùåíèå ñòðîïòèâîé») – âîïëîùåííàÿ òî÷íîñòü íå ïðîïèñàííûõ, íî óãàäàííûõ øåêñïèðîâñêèõ ïîäòåêñòîâ è õàðàêòåðèñòèê.

À êàê ëóáî÷íî îòäåëàí è õðåñòîìàòèéíî õîðîø íà÷àëüíèê Ãëàâêà Ïàñòóõîâ («Øîôåð ïîíåâîëå», â äóýòå ñ Ñåðãååì Ôèëèïîâûì)! Äà, áþðîêðàò, íî ñ òåíäåíöèåé ê èñïðàâëåíèþ, óìåþùèé ñëóøàòü, ñîïåðåæèâàòü è, ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ïîëîæèòåëüíûé òèï. Ýòî ×òî-òî, ýòî Ñâîå, õîòÿ â ïëàíå ïîëÿðíîñòè «ñðåäíåå» ìåæäó Îãóðöîâûì-Èëüèíñêèì («Êàðíàâàëüíàÿ íî÷ü») è Íåñòðàòîâûì-Ìåðêóðüåâûì («Âåðíûå äðóçüÿ»).

Åãî íè ñ êåì íå ïåðåïóòàòü: ÷åðíûå ëóêàâûå ãëàçà, âûñîêàÿ îñàíèñòàÿ ôèãóðà, ãîðäàÿ ïîñàäêà ãîëîâû, áóéíàÿ ãðèâà ñ ïðÿäÿìè öàðñòâåííîãî ñåðåáðà.

Àíòîíèþ Õîäóðñêîìó îðãàíè÷íî ïðèñóùè òîíêàÿ èðîíèÿ, ìÿãêèé þìîð, íî îïÿòü æå íà ãðàíè – ñ óíè÷òîæàþùèì ñàðêàçìîì. Òîëüêî îí âñåãäà î÷åíü òî÷íî çíàåò äîïóñòèìóþ ìåðó, âèðòóîçíî äîçèðóÿ ñðåäñòâà ñàìîâûðàæåíèÿ è îáõîäÿñü áåç ýêñöåíòðè÷åñêèõ ïåðåõëåñòî⠖ ýòîé âå÷íîé áåäû äàæå áîëüøèõ ìàñòåðîâ æàíðà.

Îäíî ñòðàííî: ÷òî íàðîäíîãî ÑÑÑÐ «íå äîñòèãøè». Êàê èíîãäà îáúÿñíÿëè â òó ïîðó: íå äîòÿíóë äî þáèëåÿ. Äåéñòâèòåëüíî, Àíòîíèé Ìàðöåëüåâè÷ äî 70-ëåòèÿ ÷óòîê íå äîæèë. Íî ïðè ýòîì ïåðåæèë ìíîãèõ «ïîòèòóëÿðíåå».

Âåäü êèíî-ñèìâîë ðóññêîãî àðòèñòà èìïåðàòîðñêèõ òåàòðî⠖ ýòî Çâàíèå. Îíî Íàâñåãäà!

Èç áèîãðàôèè (“Êèíî-Òåàòð.Ðó”):

“Ñöåíè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü íà÷àë â 1921 ãîäó â Îäåññêîì «Òåàòðå ðåâîëþöèîííûõ èñêàíèé», ãäå ïðîðàáîòàë äî 1925 ãîäà. Çàòåì áûë àêò¸ðîì Ñàðàòîâñêîãî, Âîðîíåæñêîãî, Ïåíçåíñêîãî òåàòðîâ. Ñ 1933 ãîäà – â ÖÒÑÀ.

Ïðîø¸ë òâîð÷åñêóþ øêîëó â ðàçíûõ ðîññèéñêèõ òåàòðàëüíûõ ãîðîäàõ. 25 ëåò îò ðîäó îí èãðàë ÷åõîâñêîãî Ôèðñà. Åãî ñàìûì ÿðêèì âîñïîìèíàíèåì çà ÷åòûðå ñåçîíà â Îäåññêîì òåàòðå áûë ýêñöåíòðè÷åñêèé äóýò ñ Ëåîíèäîì Óò¸ñîâûì, â êîòîðîì óæå òîãäà çíàìåíèòûé ïåâåö ïî óñëîâèÿì èãðû âîññåäàë íà ãîðáó ãîðäîãî ñâîåé íîøåé íà÷èíàþùåãî àêò¸ðà.

Ðåæèññ¸ð À.Ä. Ïîïîâ ïèñàë î Õîäóðñêîì: «Ýòî òî÷íûé àêò¸ð. Äëÿ íåãî íåîáû÷àéíî ñóùåñòâåííû âîïðîñû âíåøíåãî îáëèêà, ðèòìà ðîëè, ïëàñòèêè, ïðèðîäû òåìïåðàìåíòà. Îí íå ìîæåò âûéòè íà ñöåíó, åñëè åìó íå ÿñíî âñ¸. Êîãäà â åãî îáðàçå òàèòñÿ õîòÿ áû îäíà íåèçâåñòíàÿ âåëè÷èíà, îí, áóäó÷è ïî ñâîåé ïðèðîäå îáàÿòåëüíûì, âåñ¸ëûì, äîáðûì è îáùèòåëüíûì ÷åëîâåêîì, ñòàíîâèòñÿ çëûì, ðàçäðàæèòåëüíûì è çàìêíóòûì. Òóò óæ äîñòàíåòñÿ è ðåæèññ¸ðó, è ïàðòí¸ðàì»”.

Äðóãèå êèíîðîëè: èíæåíåð Äîáðîâ (“Áóäíè 1940), Îñèï Áàáýëüìàíäåáñêèé (“Ñâàäüáà” 1944), Êîëîìàòüÿíî (“Âèõðè âðàæäåáíûå” 1953), ïðîôåññîð Òîíêîâ (“Èñêàòåëè” 1956), íà÷àëüíèê ãîñïèòàëÿ (“Åêàòåðèíà Âîðîíèíà” 1957), àêòåð Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ (“×åëîâåê íèîòêóäà” 1961).

Источник

Краткая биография

Ходурский – обладатель яркого и редкого дарования, принадлежавший к той плеяде актёров, для которых каждая роль – это новая человеческая индивидуальность, которую он должен познать и воссоздать в крупном и малом.

Антоний Марцельевич Ходурский. Блистательный комедийный актёр, легенда Театра Советской армии. Исполнитель забавных небольших ролей в фильмах «Гусарская баллада» (граф Нурин), «Огненные вёрсты» (Орлинский), «Человек ниоткуда» (актёр) и главной роли в комедии «Шофёр поневоле».

Антоний Ходурский прошёл творческую школу в разных российских театральных городах. 25 лет от роду он играл чеховского Фирса. Его самым ярким воспоминанием за четыре сезона в Одесском театре был эксцентрический дуэт с Леонидом Утёсовым, в котором уже тогда знаменитый певец по условиям игры восседал на горбу гордого своей ношей начинающего актёра.

Ходурский – обладатель яркого и редкого дарования, принадлежавший к той плеяде актёров, для которых каждая роль – это новая человеческая индивидуальность, которую он должен познать и воссоздать в крупном и малом. Режиссёр А.Д.Попов писал о Ходурском: «Это точный актёр. Для него необычайно существенны вопросы внешнего облика, ритма роли, пластики, природы темперамента. Он не может выйти на сцену, если ему не ясно всё. Когда в его образе таится хотя бы одна неизвестная величина, он, будучи по своей природе обаятельным, весёлым, добрым и общительным человеком, становится злым, раздражительным и замкнутым. Тут уж достанется и режиссёру, и партнёрам».

На сцене Антоний Ходурский создал ряд запоминающихся образов в спектаклях «Укрощение строптивой» (Гремио), «Профессия миссис Уоррен» (Крофтс), «На всякого мудреца довольно простоты» (Крутицкий), «Вишнёвый сад» (Гаев), «Хождение по мукам» (Булавин), «Копилка» (Шамбурси). Начиная с 1942 года, он был лучшим и бессменным графом Нуриным в водевиле «Давным давно». Эту же роль Ходурский сыграл и в кино, в «Гусарской балладе».

Даже находясь на втором и третьем плане, актёр никогда, ни на секунду не выходил из образа, из его жизни. У него не было пустых мест в сцене, в роли. О таких, как Ходурский, говорили: «Он сам себе система».

Среди ролей в кино: инженер Добров («Будни»), Коломатьяно («Вихри враждебные»), Грассини («Овод»), актёр («Человек ниоткуда»). В комедии «Шофёр поневоле» Ходурский сыграл главную роль – Ивана Петровича Пастухова. Но самой яркой его работой стал уморительно манерный актёр Орлинский, гибнущий в бою с бандитами, в героико-приключенческой ленте «Огненные вёрсты».

Народный артист РСФСР (1954).

Сценическую деятельность начал в 1921 году в Одесском «Театре революционных исканий», где проработал до 1925 года. Затем был актёром Саратовского, Воронежского, Пензенского театров. С 1933 года – в ЦТСА.

Актерские работы:

1. Будни – 1940 (Драматическая история) …инженер Добров

2. Вихри враждебные – 1953 (Исторический / Биографический) …Коломатьяно

3. Овод – 1955 (Исторический / Биографический) …Грассини

4. Искатели – 1956 (Киноповесть)

5. Огненные версты – 1957 (Приключения) …Орлинский

6. Шофер поневоле – 1958 (Комедия) …Иван Петрович Пастухов

7. Укрощение строптивой – 1961 (Комедия)

8. Человек ниоткуда – 1961 (Комедия) …актёр

9. Гусарская баллада – 1962 (Комедия) …граф Нурин

Антоний ходурский биография личная жизнь

Источник

Актер Антоний Ходурский был любим театральной Москвой не только за свое очарование, но и за глубокую проработку своих героев, отчего эти персонажи особо остро воспринимались зрителем. Лицедей долго искал свое амплуа, но найдя, наконец, себя в классическом театре в образе изысканного, колкого и капризного аристократа довел исполнение до совершенства. В «Гусарской балладе» этот уже возрастной актер предстал перед зрителем на пике своего мастерства. К тому же он уже не раз отыгрывал эту роль на сцене театра. Увы, самая известная кинороль стала и последней в кинокарьере этого прекрасного театрального актера.

Несмотря на свою эталонную аристократичность на сцене, происхождение актер имел пролетарское. Отец трудился машинистом на торговых судах, большую часть раннего детства мальчик провел на Каспии. После смерти отца мать перебралась на родину в Одессу. Отец был поляком католиком, и сына мать отдала в католическую школу.

Матери одной было тяжело, она зарабатывала на жизнь тем, что обшивала соседей и знакомых. Антоний не мог спокойно смотреть, как мать изводится в нищете, он оставил школу и устроился в оптику мальчиком на побегушках. Сообразительность и усердие парня было оценено старшими коллегами и его перевели в мастерскую.

Далее он работал в канцелярском магазине и типографии, в немногие свободные от работы и сна часы занимался самообразованием. Когда юноша устроился курьером в земельный банк, появилось свободное время, и он окончил трехгодичные вечерние курсы.

После революции и упразднения сословий молодой человек поступил на государственную службу в Одесский военно-морской порт и очень быстро дослужился до руководящей должности. Помимо новых возможностей для простого человека открылись двери в большое искусство, и Антоний увлекся театром.

Поначалу он в качестве хобби занимался в театральной студии. Ловкому парню удавалось все, за что он брался, а тут еще природный артистизм и приобретенное трудолюбие. Почти сразу стало понятно, что у этого человека есть потенциал большого актера. В 1921 году он принял приглашение войти в труппу Одесского революционного театра. В театре ему довелось выступить в качестве сценического партнера самого знаменитого одессита того времени Леонида Утёсова.

Там же в своем первом театре он влюбился в талантливую актрису Наталью Гицерот. Мы помним Наталью по возрастным ролям. Как, например третировавшая мужа соседка Лиды из «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».

Помните:

– У меня горло! – Горло. И голова. – Голова. – Без мозгов! – Без мозгов…

На момент знакомства Антонием это была еще совсем юная девочка, оказавшаяся в плену обаяния солидного мужчины и прекрасного актера. Но видимо этот эффектный и полный лучезарной энергии лицедей не был создан для супружеской жизни. Их брак просуществовал всего несколько лет, но в нем родилась дочь.

Впоследствии актриса найдет свое женское счастье с другим хорошим актером Владимиром Балашовым. Помним его как нашедшего путь к богу горбуна Никиту «Дело Артамоновых», Пётра Волынеца «Иван Грозный», злопамятного морского офицера Чебыкина «Максимка», белого офицера Осипова «Крушение эмирата», и другим качественно исполненным ролям.

В столицу Антоний и Наталья приехали еще мужем и женой, и уже в Москве их пути разошлись. Антоний поступил в театр Красной Армии, который непрерывно гастролировал по военным частям и гарнизонам, от Балтийского моря до Тихого океана. Наталья поступила на вокальное отделение консерватории.

Вскоре для театра было построено роскошное монументальное здание. Над архитектурным шедевром и его внутренним убранством трудились передовые архитекторы и художники страны. На этой, самой большой в Европе сцене пройдет блистательная творческая жизнь артиста. Сцена заменит ему дом и семью, и ей он останется верен до последнего вздоха.

Душа компании и весельчак в жизни, к работе актер подходил крайне серьезно, он ощущал свою ответственность перед зрителем, и не выходил на сцену, не проработав образ с самой прилежной тщательностью. Театр поглощал все время, дотошного ко всему, что касается работы лицедея, и на кино его, к сожалению почти не оставалось.

Однако кинопленка все же запечатлела для нас игру виртуоза. Давайте вспомним некоторые из его немногих киноролей.

Коломатьяно – Вихри враждебные (1953)

Грассини – Овод (1955)

профессор Тонков – Искатели (1956)

принявший революцию артист императорских театров – Огненные вёрсты (1957)

Иван Петрович – Шофёр поневоле (1958)

актер Николай Петрович – Человек ниоткуда (1961)

граф Нурин – Гусарская баллада (1962)

Антоний Марцельевич Ходурский ушёл 23 февраля 1972 года в возрасте 68 лет.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Источник