Анна колтовская 4 жена ивана грозного

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Колтовская.

Царица А́нна Алексе́евна[4], урождённая Колто́вская (в монашестве Дария; ок. 1554/1556 — 5 апреля 1626, Тихвин) — четвёртая жена Ивана Грозного[5], на которой он женился весной 1572 года с разрешения духовенства (брак длился менее полугода)[6]. Впоследствии монахиня («инокиня-царица») Тихвинского Введенского монастыря, где она чтилась местно[7].

Биография[править | править код]

Дочь дворянина Алексея Игнатьевича Горяинова Колтовского. Год её рождения неизвестен. Указывается (возможно ошибочно), что рано осиротев, она воспитывалась в семье князя Андрея Курбского[8].

Колтовские, как подробно описала «Православная энциклопедия»[7], являлись служилыми землевладельцами. Её отец и брат Григорий во 2-й пол. XVI века значатся дворовыми детьми боярскими по Коломне, причём в Дворовой тетради указывается, что отец умер в плену. Григорий в 1562 году называется среди поручителей по боярине И. Д. Бельском, а в 1571 году он вместе с Артемием Григорьевичем и Петром Афанасьевичем Колтовскими поручился за князя И. Ф. Мстиславского[9]. К моменту свадьбы Анны её брат и другие родственники, видимо, занимали незначительные придворные должности. Это подтверждает также посланник в Москве фон Бухау, называя Григория «придворным царя».

  1. Михаил Иванович Сорокоум Глебов[10]
    1. Игнатий Горяин
      1. Алексей Игнатьевич Горяинов
        1. Григорий Алексеевич
        2. Анна Алексеевна
      2. Афанасий Игнатьевич
        1. Петр Афанасьевич

Свадьба[править | править код]

Была выбрана на том же смотре невест (1571 г.), что и третья жена царя, Марфа Собакина, и была призвана после скоропостижной смерти последней. Это был 2-й смотр, устроенный царём, вдовевшим уже 2 года, и 3-й на Руси вообще. Другая его участница — Евдокия Сабурова, была отдана в жёны царевичу Ивану. На него по переписи дворянских «девок» в 1570 году было собрано около 2 тысяч девушек, из которых было отобрано сначала 24, потом 12 девиц.

В записках немцев Иоганна Таубе и Элерта Крузе, сохранились сведения об этой процедуре. Когда девушек привозили на смотрины, царь «входил в комнату <…> кланялся им, говорил с ними немного, осматривал и прощался с ними». По свидетельству немцев, последнюю дюжину девушек осматривали уже обнажёнными. При этом присутствовал врач-англичанин Элизеус Бомелиус, выпускник Кембриджа, приехавший на службу в Россию, причем «доктор должен был осмотреть их мочу в стакане»[11].

Марфа венчалась 28 октября уже больной и умерла 13 ноября (спустя две недели). Анна, как «занявшая второе место» на этом смотре, стала следующей невестой[12]. Это был бы четвёртый брак Ивана, что каноническом правом не разрешалось. Царь воспользовался кончиной митрополита Кирилла в феврале 1572 года (новый митрополит Антоний был поставлен только в мае) и созвал в Москве собор[7]. Карамзин пишет, что на соборе первенствовал новгородский архиепископ Леонид — «корыстолюбец и угодник мирской власти».

На нём Иван клялся духовенству, что из-за болезни новобрачной Марфы и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой — тёмные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, еще в девицах сушу… и тако ей отраву злую учиниша».

«Злые люди чародейством извели первую супругу мою, Анастасию, — писал в своем обращении царь. — Вторая, Княжна Черкасская, также была отравлена, и в муках, в терзаниях отошла ко Господу. Я ждал немало времени и решился на третий брак, отчасти для нужды телесной, отчасти для детей моих, еще не достигших совершенного возраста: юность их претила мне оставить мир; а жить в мире без жены соблазнительно. Благословенный Митрополитом Кириллом, я долго искал себе невесты, испытывал, наконец, избрал; но зависть, вражда погубили Марфу, только именем Царицу: еще в невестах она лишилась здравия и чрез две недели супружества преставилась девою. В отчаянии, в горести я хотел посвятить себя житию Иноческому; но, видя опять жалкую младость сыновей и Государство в бедствиях, дерзнул на четвертый брак. Ныне, припадая с умилением, молю Святителей о разрешении и благословении», — говорил царь (в пересказе Карамзина).

Высшее духовенство особым приговором, датированным 29 апреля, подтвердило, что брак не был консумирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил». В виде исключения по государственным соображениям царю разрешили 4-й брак (следующие «жены» его такой чести не удостаивались), однако на него наложили 3-летюю епитимью: «в течение года до Пасхи царю было запрещено входить в храм, причаститься можно было только на Пасху, затем год он должен был стоять в храме с „припадающими“ и год с „верными“, вкушать антидор он мог по праздникам»[7][13][14].

Лѣта 7080, Апр. въ 29, Рускія Митрополіи, Московскаго Государства и всей Руской земли — не вѣмъ, которымъ обычаемъ — Архіепископы и Епископы, и Архимандриты и Игумены, и весь Осв. Соборъ благословили Государя, Царя и В. К. Ив. Вас. женитися четвертымъ бракомъ, мимо Христово Евангеліе, и Апостолы, и Христову Церковь, и Помѣстныя Соборы, и Большихъ и Вселенскихъ семи Соборовъ[15].

Собор подчеркнул «всем человецем» прочим, что исключение было сделано только для царя: «да не дерзнет (никто) таковая сотворити, четвертому браку сочетатися», «аще кто гордостию дмяся или от неразумия дерзнет таковая сотворити… да будет за таковую дерзость по священным правилам проклят»[16].

Читайте также:  Кирилл плетнев дети жена

Дата венчания Ивана с Анной не известна, не сохранилось также описание церемонии. Очевидно, оно произошло между 29 апреля (датой разрешения) и 1 июня, то есть в мае. Как отметил новгородский летописец, уже 31 мая новгородский архиепископ Леонид «пел молебны… за великую царицу Анну».

В определении Собора имелся пункт, согласно которому с царя снимается епитимия, «если он пойдет войною против неверных за святые церкви и за православную веру». В начале августа 1572 года русское воинство во главе с И. М. Воротынским в 45 верстах от Москвы при селе Молоди разгромило соединенную Крымско-Ногайскую орду. Царь с конца мая находился в Новгороде, и весть ему пришла 6-го числа, а уже 7-го он в Софийском соборе отстоял благодарственный молебен[14].

Брак[править | править код]

Уже 1 июня царь с новобрачной приехал в Новгород, где он хотел устроить себе новую резиденцию. Считается, что именно там (июнь-август 1572 г.) он составил духовную, в которой отписал Анне город Ростов «с волостми, и с путём, и с селы, и со всеми пошлинами», 14 сел «с деревнями и со всеми угодьями» в Московском, Юрьев-Польском и Ярославском уездах, а также бывшие вотчины князей Заозерских-Пеньковых[7][17].

«А бог даст мне сына с женою моею Анною, и аз его благословляю город Углечь, и Устюжная (…) с волостьми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами. А бог даст мне с женою своею с Анною дочерь, и аз её благословляю, даю город Зубцов с волостми, (…) со всеми деревнями и с угодьи. Да благословляю жену свою Анну, даю ей город Ростов, с волостьми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, да под Москвою село Алешня, село Болтино, село Астанково, и с приписными деревнями, (…) со всеми деревнями и угодьи». (Духовная грамота царя Ивана Васильевича)[18].

Существует однако предположение, что завещание составлено после свадьбы со следующей женой, также Анной — Васильчиковой; а Колтовская не упоминается там, как сосланная в монастырь[19].

2-я Новгородская летопись имеет запись о том, что 16 августа, в субботу «царица православная Анна была в ночи молитися в церкви Премудрости Божии Софии да по чюдотворцовым гробам знаменовалася — Ивана, архиепископа Навгороцкого, да Никите, епископа Навгороцкого»[20]. На следующий же день царица уехала из Новгорода в Москву[7].

Этим же периодом следует датировать вклад в коломенский Спасский монастырь, «что на посаде за торгом». В описании его имущества (за 1577/78 год). указывается «образ Михаила архангела, обложен серебром, малая пядница, дан по Анне по Колтовской»[7][21].

Брак не продолжался и полугода — в сентябре 1572[22] года царица Анна была удалена в монастырь и вскоре пострижена в монахини с именем «Дария».

Причины опалы неизвестны. Упомянутый выше имперский посланник Даниил Принц фон Бухау пишет: «Четвёртую [жену], сестру своего придворного Колтовского, не знаю по какой причине, он заключил в монастырь, убивши брата со всем семейством»[23]. Указывается[8], что царица попала в опалу после измены и бегства князя Курбского, однако оно произошло десятком лет ранее — в 1563—1564 году. Мнение Л. Е. Морозовой и Б. Н. Морозова: «В сентябре царь Иван развёлся с Анной Алексеевной Колтовской. Чем он объяснил своё решение — неизвестно. Ведь обвинить её в бесплодии царь не мог: брак продолжался только четыре с небольшим месяца. Очевидно лишь одно: Колтовская очень быстро разонравилась монарху. К тому же он мог считать её незаконной супругой, с которой не следовало церемониться».

Скрынников пишет: «В то время Малюта был в зените славы. Очевидно, дело не обошлось без него, и он способствовал разводу. Возможно, его беспокоило стремительное возвышение нового временщика князя Бориса Тулупова. Князь выдал сестру за царского шурина Григория Колтовского, брата царицы Анны, и тем породнился с семьей самодержца»[16].

В иночестве[править | править код]

1-е место пребывания: Суздальский монастырь

2-е место пребывания: Горицкий монастырь

3-е и самое любимое место пребывания: Тихвинский монастырь

4-е место пребывания и эвакуации: Устюжна

Точная дата и место её пострига неизвестны, возможно, не в 1572 году (непосредственно в год свадьбы), а в 1575 году, из-за чего возникает разночтение по поводу трёхлетнего срока брака.

В последние годы жизни царя Ивана (ум. 1584) она жила в Покровском монастыре (Суздаль), где жили другие царственные узницы, в том числе Мария Нагая и 2-я жена царевича Ивана Ивановича — Феодосия Соловая. Это известно из отрывка указной грамоты царя Феодора І Иоанновича, косвенно датируемой 1584—1585 гг. Там же написано о её желании перебраться в Горицы[7].

Читайте также:  На самом ли деле гурцкая слепая

С середины 1580-х гг. она жила в Воскресенском Горицком монастыре (Горицы, близ Кириллова).

В 1586 году пожалована следующим царем, своим бывшим пасынком Фёдором I, землями в Белозерском уезде — село Никольское[12]. В жалованной грамоте она именуется не только «старицей», но и «царицей и великой княгиней»[7].

В Тихвине[править | править код]

В 1604 году[7] перешла из Гориц в обедневший женский Тихвинский Введенский монастырь (Тихвин) «по обещанию… общину устроить».

В том же году царь Борис Годунов вернул Введенской обители земли, захваченные у неё соседним мужским Тихвинским монастырём[12], подтвердив грамоту Феодора[7].

В 1607 году инокиня Дарья приезжала в столицу, видимо, по монастырским делам. Сохранился[24] текст подорожной[7].

Смутное время[править | править код]

В 1608 году грамоту подтвердил царь Василий ІV Шуйский[7].

14 сентября 1613 года Введенский монастырь был сожжён шведами, и монахини, в том числе инокиня-царица, по преданию, скрывались в лесу на берегу Царицына озера[8]. Среди документов Новгородской приказной избы 1611—1617 годов (Госархив Швеции, Стокгольм) есть выписка, относящаяся к годам оккупации — она описывает достаточно бедное «жалование» на содержание царицы[7].

Затем она была переселена на житье в Устюжну-Железопольскую (близ Вологды, на полпути между Тихвиным и Горицами)[7]. Дарью, и бывших с ней стариц поселили в «двух кельишках… черного попа» Геннадия при Рождественском городском соборе, а её духовника — в отдалении, где жили дети боярские, стрельцы и другие мирские люди. По царской грамоте она получала «царское жалование годовое — деньги и запасы… из устюженских ис таможенных и ис кабацких доходов, что останетца от пищалей и от стрельцов».

В 1614 году в уезде Устюжны ей были пожалованы земли от нового царя Михаила Фёдоровича — село Никифорово взамен изъятого Никольского[7].

В 1617 году был заключен Столбовский мир со шведами, который привел к успокоению страны, и Тихвинский Введенский монастырь начал отстраиваться заново.

Возвращение[править | править код]

Возвратилась в Тихвинский монастырь в январе 1624 года[12]. Указывается, что она была его игуменьей, и занималась восстановлением обители[8].

О том, что она, скорее всего, была игуменьей, свидетельствует жалованная грамота обители царя Михаила Фёдоровича на пустошь Бурково в Тихвинском погосте Новгородского уезда[7]. Кроме того, Михаил Фёдорович жаловал ей дары — братину, бархат, камку, сорок соболей, деньги.

Некий Дмитрий Колтовский, очевидно, её родственник, навестил её в к конце сентября 1624 г., привезя дары со свадьбы Михаила Фёдоровича и княжны Марии Долгорукой, о чём сохранилось благодарственное письмо её царю[25].

Государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руссии пищая твоя, государь, царская богомолица, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии царица старица Дарья, Бога молю и челом бью. Пожаловал ты государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руссии меня нищую свою царскую богомолицу, прислал ко мне с своим государским жалованием стольника Дмитрия Колтовского, с ним пожаловал прислал своей государской радости и государыни царицы и великия княгини Марии Влодимировны жалованья: каравай, да сыр, да убрусец, да ширинку. И до меня государей вашей государской богомолицы то ваше государское жалованье дошло, и я, государь, ваша царская богомолица на вашем государском жалованье челом бью и о вашем государском многолетном здоровье должна Бога молить.

В феврале 1626 года[26] другой её родич, князь Д.Гагарин, привёз ей дары со следующей свадьбы Михаила — с Евдокией Стрешневой[7]. Известно, что в Тихвине с Дарьей жили две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины (одна из них станет его игуменьей в 1642 году под именем «Платонида»).

Кончина[править | править код]

Сохранилась её последняя воля, где большая часть состояния, в том числе село Никифорово, отписана на нужды обители, «игуменье Огафье с сестрами и кто по ним в том монастыре иная игуменья и сестры будут». Сестры должны «царицу-иноку Дарью поминать и душу её устроить, написать имя её в повседневные просвиромисалные, и в литейные, и в подстенные сенадики». Также есть подробная духовная грамота от 31 марта 1626 года, где она завещает заупокойные вклады в другие храмы[7].

«Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено»[27]

Там она и умерла 5 апреля 1626 года, приняв перед смертью схимы. Новый летописец о её смерти сообщает (с ошибкой в отчестве)[28]:

В то же время преставилась царица Дарья [жена] царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, а была пострижена на Тихвине в Девичьем монастыре, и повелели её похоронить тут же в монастыре; а была [она] дочь Ивана Колтовского, а постриг её царь Иван Васильевич при своей жизни.

Гробница инокини Дарьи, дореволюционная фотография

Читайте также:  Елизавета арзамасова вышла замуж за фотографа дмитрия исхакова

Современный интерьер Введенского собора (XVII в.), Тихвинского Введенского монастыря. 4 декабря 2012 года

Тело её погребено в паперти соборной церкви тихвинского Введенского монастыря, на левой стороне, при входе[7]. «Над её могилой в 1814 году было установлено деревянное резное надгробие с позолотой и шитым покрывалом»[8]. Позже рядом с ней были погребены её племянницы. В 1814 году по благословению Петербургского и Новгородского митрополита Амвросия (Подобедова) было установлено новое надгробье, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала плита рядом.

Введенский монастырь был закрыт в 1926 году, гробница во Введенском соборе (устроен спортзал, школа единоборств, сауна) не сохранилась[7].

В обители хранился список Тихвинской Богоматери — благословение Дарье одному из тихвинцев, позже поступившее обратно в монастырь, и два покрова на её гробницу (один — из красного бархата, опушенный горностаем)[7].

Почитание[править | править код]

Дарья почиталась в Тихвине и окрестностях в качестве местночтимой святой как устроительница и благотворительница Введенского (Царицына) монастыря. Здесь праздновалась её память — на именины (19 марта) и день преставления (5 апреля)[7].

4 декабря 1998 насельниками Тихвинского Большого Успенского монастыря был освящен поклонный крест близ алтаря Введенского собора. Перед ним совершаются панихиды[7].

Библиография[править | править код]

  • Бередников Я. И. Письма 4-й супруги царя Ивана Васильевича Грозного к боярину Салтыкову // Сын Отечества. 1829. № 32. С. 333—346
  • Смелков М. Несколько страниц из истории тихвинского Введенского девичьего мон-ря и жизни царицы-инокини Дарьи Алексеевны, 4-й супруги царя Иоанна Грозного, почивающей в этом мон-ре // Новгородские ЕВ. 1904. № 3. Ч. неофиц. С. 159—168
  • Горский С. Жены Ивана Грозного. М., 1990
  • Смирнов С. М. Дарья царица // Тихвинец. 1990. № 2. С. 22-25
  • Астафьев В. В. Анна Колтовская — 4-я жена Ивана Грозного // Он же. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Волхов, 2003. Вып. 3. С. 8-13
  • Морозов Б. Н. Иван Грозный и его жены. М., 2005. С. 176—203
  • Маштафаров А.В. Дария (Колтовская) // Православная энциклопедия. Т. XIV. С. 199-201.

Примечания[править | править код]

  1. С. Тр. Анна Алексеевна // Русский биографический словарь — СПб.: 1900. — Т. 2. — С. 155.
  2. Яз. Анна Алексеевна // Энциклопедический лексикон — СПб.: 1835. — Т. 2. — С. 319.
  3. ↑ Колтовская, Анна Ивановна // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1895. — Т. XVa. — С. 762.
  4. ↑ Ошибочный вариант — Ивановна
  5. ↑ Анна (имя жен и дочерей русских князей и государей) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  6. ↑ Колтовская, Анна Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Дария // Православная энциклопедия, т. 14, с. 199-201.
  8. 1 2 3 4 5 Дарья (Колтовская) Архивная копия от 3 июля 2011 на Wayback Machine на сайте «Русское православие»
  9. Антонов А. В. Поручные записи 1527—1571 гг. // РД. 2004. Вып. 10. — С. 15, 16, 19, 68, 73, 76.
  10. ↑ Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV—XVII вв, Том 2. С. 531
  11. Панова Т. Та самая царская невеста // Наука и жизнь
  12. 1 2 3 4 Хмыров М. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови
  13. ↑ Анна Алексеевна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  14. 1 2 Боханов А. Н. Борис Годунов.
  15. Карамзин Н. М. История государства Российского. Примечания к 9 тому.
  16. 1 2 Скрынников Р. Г. [militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/04.html Иван Грозный.] — М., 2007.
  17. ↑ ДДГ. С. 443. № 104
  18. ↑ Духовная грамота царя Ивана Васильевича
  19. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. — М., 1998.
  20. ↑ ПСРЛ. Т. 30. — С. 194.
  21. ↑ ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. — С. 320.
  22. ↑ Встречается ошибочная дата 1575.
  23. ↑ Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. Конец XVI в. Архивировано 14 марта 2016 года.
  24. ↑ РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1606 г. № 1. Л. 10
  25. ↑ Милорадович А. А. Царица Мария Владимировна // Русский архив, 1897, № 9. — С. 7-34.
  26. Терещенко А. В. Быт русского народа
  27. ↑ Цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного монастыря. — С. 23.
  28. ↑ Новый летописец, XVIII

Ссылки[править | править код]

  • Колтовская, Анна Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дария (Колтовская) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Колтовская, Анна Алексеевна на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Источник