Анна голубкина биография личная жизнь

Анна голубкина биография личная жизнь thumbnail

О взлетах и падениях первой женщины, прославившейся в России как скульптор, рассказывает Софья Багдасарова.

Победа № 1: Огородница становится скульптором

Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в Академию художеств в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.

А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.

Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.

Поражение № 1: Первая поездка в Париж

Обучение поначалу шло хорошо. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась еще три года. Наконец, вершина: ее взяли обучаться в петербургскую Академию.

Но в ее стенах Голубкина провела всего несколько месяцев — в 1895 году, стремясь к новым вершинам, она едет учиться в Париж. Там к дамам-художникам также относились несерьезно: вспомним, как описывала в своем дневнике французских снобов преподавателей Мария Башкирцева.

Здесь Голубкиной тоже предлагали заниматься салонным искусством, что к ее темпераменту совсем не подходило. Но беда не в этом. Хотя ее друзья-мемуаристы об этом времени солидарно молчат, с Голубкиной тогда в Париже случилось что-то плохое. Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником. Перешагнувшая 30-летний рубеж женщина дважды пыталась покончить с собой: сначала бросилась в Сену, потом попыталась отравиться. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину. В Москве Голубкина легла в психиатрическую клинику знаменитого Корсакова.

Победа № 2: Выздоровление

Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.

Победа № 3: Вторая поездка в Париж

Анна Голубкина в Париже в 1898 году

Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И наконец нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена.

В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).

Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. Когда на следующий год она вернулась в Россию, о ней уже слышали. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.

Поражение № 2: Революционная деятельность

Голубкина родилась во время пожара и сама утверждала, что характер у нее «пожарный». Она была нетерпима и бескомпромиссна. Несправедливость ее возмущала. Во время революции 1905 года она чуть было не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих. Начались ее связи с РСДРП: по их заказу она создает бюст Маркса, посещает конспиративные квартиры, делает из дома в Зарайске явку для нелегалов.

В 1907 году ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к году в крепости. Однако из-за психического состояния Голубкиной дело было прекращено: ее отпустили под надзор полиции.

Поражение № 3: Отсутствие мужа и детей

Анна Гoлубкина с группой художников. Париж, 1895

А может, это и не поражение, а тоже победа? Недаром Голубкина говорила одной девушке, которая хотела стать литератором: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».

Впрочем, хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. А среди ее работ особенно трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. Одним из любимых ее произведений был рельеф «Материнство», к работе над которым она возвращалась из года в год.

Ее карманы всегда были набиты сладостями для детей, а в послереволюционные годы — просто едой. Из-за детворы она однажды чуть не погибла: приютила стайку беспризорников, а они опоили ее снотворным и ограбили.

Читайте также:  Вера глаголева биография личная жизнь фото

Победа № 4: Московская выставка

В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).

Критика была от ее работ в восторге. Однако Игорь Грабарь, который думал купить несколько скульптур для Третьяковки, ругал Голубкину за гордость: слишком высокие цены она запрашивала. С выставки не было продано ничего.

Персональная выставка в Москве. 1914 год

Персональная выставка в Москве. 1914 год

Победа № 5: Выживание в годы Гражданской войны

Увы, в 1915 году у Голубкиной снова случился нервный срыв, ее поместили в клинику. Несколько лет она не могла творить. Однако в послереволюционные месяцы вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью (вот опять дети!).

Когда Москва мерзла и голодала, Анна переносила это стойко. Как говорили друзья, потому что она так привыкла к аскетизму, что теперь не замечала лишений. Впрочем, ради заработка она занималась росписью по тканям, давала частные уроки. Друзья привезли ей бормашину и таскали старые бильярдные шары: из них — из слоновой кости — она вытачивала камеи, которые продавала.

Поражение № 4: Отношения с советской властью

Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась. Она отличалась мрачностью характера, непрактичностью и неумением устраивать свои дела. В 1918 году она отказалась работать с Советами из-за убийства члена Временного правительства Кокошкина. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.

В 1920-е годы Голубкина зарабатывала преподаванием. Ее здоровье слабело — обострилась язва желудка, которую пришлось оперировать. Последними работами мастера стали «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого, которого она ваяла по памяти, принципиально не смотря на фотографии. Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.

Поражение № 5: Судьба мастерской

Родственники скульптора передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской открылся музей Голубкиной. Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.

Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена и музей решили восстановить. Поскольку мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах. Впрочем, главное, что Голубкиной вернули доброе имя.

Источник

Чудом в жизни Анны Голубкиной стало не то, что она прославилась на весь мир своими творениями и была любимой ученицей Родена, а то, что она вообще сумела стать скульптором в то время, когда женщине вообще сложно было овладеть любой профессией.

Анна Семеновна родилась в Зарайске, ее дед был крепостным, которому удалось откупиться и стать вольным, он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, денег на образование детей не хватало и учился только старший брат Семен, все остальные дети были самоучками.

У Анны не было даже начального образование, читать ее научил приходской дьячок. Лепить Анна начала с детства, на ее талант обратил внимание местный учитель рисования и долго уговаривал ее начать серьезно учиться, семья не препятствовала обучению, но сама она отказывалась – она понимала, что значит для ее крестьянской земли лишиться работника. Только в двадцать пять лет она едет в Москву и поступает в Училище живописи. Позднее она перешла в Петербургскую Академию художеств. Среди ее преподавателей в Академии был профессор и известный скульптор В. Беклемишев, который сам того не зная, стал первой, трагической и глубокой любовью Анны. Никаких признаний с ее стороны не было, Беклемишев был давно и долго счастлив в семейной жизни.

В 1895 году Голубкина уезжает в Париж, поступает в академию Ф. Коларосси, но настроения, царившие в академии, чужды ей по духу.

Ее мучает творческая неудовлетворенность, сомнения в правильности выбора жизненного пути, возрастной кризис, ведь ей уже тридцать, да и чувства к Беклемишеву не гаснут. Анна решается на короткий роман с французским художником, связь оказалась разрушительна для ее психики – счастливых отношений не последовало, а попытки самоубийства – да. Дважды она пыталась покончить собой, сначала бросалась в Сену, потом пыталась травиться. Спасла ее художница и подруга Елизавета Кругликова, которая увезла ее на родину. Вернувшись в Москву Голубкина ложится в психиатрическую клинику знаменитого врача Корсакова.

Лечение продолжалось несколько месяцев, Анну удалось вывести из сумеречного состояния. Она возвращается в родной Зарайск и решает уехать со старшей сестрой в Сибирь, где они вдвоем работают в переселенческом пункте. Восстановив душевное равновесие, Анна возвращается в Париж и на этот раз более удачно, чем в первый раз – ее работы увидел великий Роден и предложил ей заниматься скульптурой под его руководством.

Читайте также:  Сергей мартынов биография личная жизнь

В 1898 году она блистает на парижском Салоне со скульптурой «Старость», ее награждают бронзовой медалью, а в прессе масса восторженных откликов о ее работах.

В Россию она вернулась уже известным скульптором, практически сразу получает заказ от Саввы Морозова. Горельеф «Море» («Волна») и сегодня украшает главный вход в старое здание МХАТа и является одной из самых доступных для зрителя работ. Анна создает портреты известных деятелей культуры эпохи Серебряного века – поэта Саши Белого, Алексея Толстого. Но при этом отказывается ваять Шаляпина – он ей не понравился, как человек.

Несмотря на успех и постоянную работу, Анну преследуют приступы тоски и отчаяния, она может надолго замыкаться в себе.

Своей семьи у нее так и не появилось, она воспитывает племянницу Веру, дочь старшего брата Семена и продолжает творить. Во время событий 1905 она снова оказалась в Москве, в самой гуще революционных событий. Начинается ее связь с РСДРП, по их заказу она создает первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, посещает конспиративные квартиры, а из своего дома в Зарайске делает явку для нелегалов. В те времена Зарайск был одним из мест ссылки неблагонадежного революционного элемента, высланного из столиц. Позже она начала распространять нелегальную литературу и прокламации, ухаживает за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания.

В 1907 году ее арестовывают за революционную деятельность, но из-за ее психического состояния дело было прекращено, ее отпускают под надзор полиции. Октябрьскую революцию она встретила с оптимизмом, сказав: «Вот теперь у власти будут настоящие люди», но узнав о расстреле двух министров Временного правительства, отказалась от сотрудничества с новой властью. Но позже вошла в комиссию по охране памятников старины и в органы по борьбе с беспризорностью. Детей она очень любила, ее карманы всегда были набиты хоть какими-то гостинцами. Оборванных мальчишек она приводила к себе в мастерскую, кормила, мыла, оставляла ночевать – ее не остановили даже попытка ограбления и убийства.

Последняя работа Голубкиной «Лев Толстой», неожиданно стала причиной ее смерти. Блок, склеенный из нескольких кусков дерева, был очень тяжел, но она, забыв о возрасте, болезнях и перенесенной операции, самостоятельно его передвинула. Вскоре после этого она почувствовала себя плохо и уехала к сестре в Зарайск, где 7 сентября 1927 года скончалась.

_____

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен

Источник

В 1923 году вышла небольшим тиражом написанная А.С.Голубкиной книга “Несколько слов о ремесле скульптора”. Посвятив записки ученикам, она раскрывает перед ними свой богатый профессиональный опыт и доверительно беседует с читателем, размышляет, делится своими мыслями об искусстве, о задачах художника. Голубкина советует: “...все устроить для работы так, чтобы только радоваться“. Затем нужно и “…себя приготовить для работы”. И только потом “...постараться обдумать как следует модель: почувствовать ее движение, характер, красоту, открыть ее достоинства, а недостатки примирить в характере. Одним словом – усвоить натуру и получить к ней горячий интерес“. Этот совет можно считать творческим кредо мастера. Радость труда, высокое предназначение художника, глубокое постижение натуры – все было для нее основой искусства. 

Анна голубкина биография личная жизнь

Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске. Родной город, большая дружная семья, которая ценила и оберегала ее талант, всегда были близки и нежно любимы ею. Художественные способности будущего скульптора проявились рано. В детстве она хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставлял думать о заработке, и двадцатипятилетняя девушка едет в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору. В частной художественной школе на ее выдающуюся одаренность обращает внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М.Волнухин.

Свое образование Голубкина продолжает в славящемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Требовательная к себе, упорно стремится молодая художница добиться жизненной выразительности в своих работах. Ее ученические скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись среди работ других учеников. Около года проводит Голубкина в стенах петербургской Академии художеств. 

Анна голубкина биография личная жизнь

Пловец (горельеф) Ð½Ð°Ð´ входом в МХАТ

Но даже большое уважение к известному скульптору В.А.Беклемишеву не могло примирить ее с академическими принципами обучения. Жажда самостоятельности в творчестве приводит Голубкину в Париж. Три раза приезжала художница во Францию. Наиболее плодотворными были 1897- 1899-е годы, когда она пользовалась советами прославленного мастера О.Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура “Старость” (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали. 

Свой путь в искусстве Голубкина начала на исходе прошлого века. Обостренное ощущение уходящего старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощущения многих художников. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа. “Железный” (1897), “Рабочий” (1900), “Раб” (1909) отличаются большой силой выразительности. Особенно значительна скульптура “Идущий человек” (1903). Уверенная поступь изображенного раскрывает эмоциональное содержание мотива движения, передает целеустремленную волю к борьбе.

Читайте также:  Сергей зверев биография личная жизнь

Анна голубкина биография личная жизнь

Старость, 1898

Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции. Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу “Волна” (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи. 

Голубкиной выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, она в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания, подверглась аресту. По заказу Московского комитета РСДРП, в 1905 году Голубкина создает вдохновенный портрет К.Маркса. 

По складу характера Голубкина была мужественным, волевым и бескорыстным человеком твердых жизненных убеждений, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была бесконечно добра, и доброта ее всегда несла действенную помощь. 

Анна голубкина биография личная жизнь

Ваза “Туман”, 1899

Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах, она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. И когда в 1914 году в Музее изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.Пушкина) открылась первая персональная выставка художницы, то все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат, а сама бедствовала

Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту творчества Голубкиной. Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии. В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. Значителен и величав П.С.Голубкин, дед скульптора (1897), скорбен и мудр “Иван Непомнящий” (1908), надежду и веру выражает “Человек” (1910).

При точности социальной характеристики, Голубкина избегает обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное в личности. Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она раскрывает сложное духовное состояние модели. Строгость классической красоты лица женщины из народа (“Марья”, 1906) смягчена задумчивостью взгляда.

Анна голубкина биография личная жизнь

Лисичка, 1902

Мягкая моделировка белого мрамора передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И.Сидоровой, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь. Живописная трактовка формы в портрете из мрамора Т.В.Рос-синской (1913) выражает эмоциональность напряженного восприятия мира подростком. 

Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала – мрамора, дерева, глины, их выразительных возможностей, декоративных качеств. Но самым любимым материалом была глина, послушно передававшая каждое легкое прикосновение пальцев, позволяющая работать быстро, сохраняющая свежесть впечатления от натуры. Пластическая живописность скульптурной формы в глине обладает непосредственностью этюда.

История жизни ÐÐ½Ð½Ñ‹ Семеновны Голубкиной

В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал – “Огонь” (1900), “Кочка” (1904), “Земля” (1904), “Кустики” (1908). Двухфигурная композиция “Огонь” задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.

Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь “Несколько слов о ремесле скульптора “. 

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников – формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом – оптимизм, радостное принятие жизни, во втором – вдумчивость, глубина переживаний. 

Анна голубкина биография личная жизнь

Портрет А.Н. Толстого, 1911

В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями – “Березкой” и портретом Л.Н.Толстого. 

Хрупкая фигура стоящей девушки – поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом. 

Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки. 

Анна голубкина биография личная жизнь

Кариатиды, 1911

“Березка” и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина. 

Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.

Анна голубкина биография личная жизнь

Е. Носова, 1912

Источник