Анна голубкина биография личная жизнь
О взлетах и падениях первой женщины, прославившейся в России как скульптор, рассказывает Софья Багдасарова.
Победа № 1: Огородница становится скульптором
Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в Академию художеств в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.
А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.
Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.
Поражение № 1: Первая поездка в Париж
Обучение поначалу шло хорошо. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась еще три года. Наконец, вершина: ее взяли обучаться в петербургскую Академию.
Но в ее стенах Голубкина провела всего несколько месяцев — в 1895 году, стремясь к новым вершинам, она едет учиться в Париж. Там к дамам-художникам также относились несерьезно: вспомним, как описывала в своем дневнике французских снобов преподавателей Мария Башкирцева.
Здесь Голубкиной тоже предлагали заниматься салонным искусством, что к ее темпераменту совсем не подходило. Но беда не в этом. Хотя ее друзья-мемуаристы об этом времени солидарно молчат, с Голубкиной тогда в Париже случилось что-то плохое. Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником. Перешагнувшая 30-летний рубеж женщина дважды пыталась покончить с собой: сначала бросилась в Сену, потом попыталась отравиться. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину. В Москве Голубкина легла в психиатрическую клинику знаменитого Корсакова.
Победа № 2: Выздоровление
Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.
Победа № 3: Вторая поездка в Париж
Анна Голубкина в Париже в 1898 году
Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И наконец нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена.
В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).
Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. Когда на следующий год она вернулась в Россию, о ней уже слышали. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.
Поражение № 2: Революционная деятельность
Голубкина родилась во время пожара и сама утверждала, что характер у нее «пожарный». Она была нетерпима и бескомпромиссна. Несправедливость ее возмущала. Во время революции 1905 года она чуть было не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих. Начались ее связи с РСДРП: по их заказу она создает бюст Маркса, посещает конспиративные квартиры, делает из дома в Зарайске явку для нелегалов.
В 1907 году ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к году в крепости. Однако из-за психического состояния Голубкиной дело было прекращено: ее отпустили под надзор полиции.
Поражение № 3: Отсутствие мужа и детей
Анна Гoлубкина с группой художников. Париж, 1895
А может, это и не поражение, а тоже победа? Недаром Голубкина говорила одной девушке, которая хотела стать литератором: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».
Впрочем, хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. А среди ее работ особенно трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. Одним из любимых ее произведений был рельеф «Материнство», к работе над которым она возвращалась из года в год.
Ее карманы всегда были набиты сладостями для детей, а в послереволюционные годы — просто едой. Из-за детворы она однажды чуть не погибла: приютила стайку беспризорников, а они опоили ее снотворным и ограбили.
Победа № 4: Московская выставка
В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).
Критика была от ее работ в восторге. Однако Игорь Грабарь, который думал купить несколько скульптур для Третьяковки, ругал Голубкину за гордость: слишком высокие цены она запрашивала. С выставки не было продано ничего.
Персональная выставка в Москве. 1914 год
Персональная выставка в Москве. 1914 год
Победа № 5: Выживание в годы Гражданской войны
Увы, в 1915 году у Голубкиной снова случился нервный срыв, ее поместили в клинику. Несколько лет она не могла творить. Однако в послереволюционные месяцы вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью (вот опять дети!).
Когда Москва мерзла и голодала, Анна переносила это стойко. Как говорили друзья, потому что она так привыкла к аскетизму, что теперь не замечала лишений. Впрочем, ради заработка она занималась росписью по тканям, давала частные уроки. Друзья привезли ей бормашину и таскали старые бильярдные шары: из них — из слоновой кости — она вытачивала камеи, которые продавала.
Поражение № 4: Отношения с советской властью
Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась. Она отличалась мрачностью характера, непрактичностью и неумением устраивать свои дела. В 1918 году она отказалась работать с Советами из-за убийства члена Временного правительства Кокошкина. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.
В 1920-е годы Голубкина зарабатывала преподаванием. Ее здоровье слабело — обострилась язва желудка, которую пришлось оперировать. Последними работами мастера стали «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого, которого она ваяла по памяти, принципиально не смотря на фотографии. Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.
Поражение № 5: Судьба мастерской
Родственники скульптора передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской открылся музей Голубкиной. Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.
Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена и музей решили восстановить. Поскольку мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах. Впрочем, главное, что Голубкиной вернули доброе имя.
Чудом в жизни Анны Голубкиной стало не то, что она прославилась на весь мир своими творениями и была любимой ученицей Родена, а то, что она вообще сумела стать скульптором в то время, когда женщине вообще сложно было овладеть любой профессией.
Анна Семеновна родилась в Зарайске, ее дед был крепостным, которому удалось откупиться и стать вольным, он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, денег на образование детей не хватало и учился только старший брат Семен, все остальные дети были самоучками.
У Анны не было даже начального образование, читать ее научил приходской дьячок. Лепить Анна начала с детства, на ее талант обратил внимание местный учитель рисования и долго уговаривал ее начать серьезно учиться, семья не препятствовала обучению, но сама она отказывалась – она понимала, что значит для ее крестьянской земли лишиться работника. Только в двадцать пять лет она едет в Москву и поступает в Училище живописи. Позднее она перешла в Петербургскую Академию художеств. Среди ее преподавателей в Академии был профессор и известный скульптор В. Беклемишев, который сам того не зная, стал первой, трагической и глубокой любовью Анны. Никаких признаний с ее стороны не было, Беклемишев был давно и долго счастлив в семейной жизни.
В 1895 году Голубкина уезжает в Париж, поступает в академию Ф. Коларосси, но настроения, царившие в академии, чужды ей по духу.
Ее мучает творческая неудовлетворенность, сомнения в правильности выбора жизненного пути, возрастной кризис, ведь ей уже тридцать, да и чувства к Беклемишеву не гаснут. Анна решается на короткий роман с французским художником, связь оказалась разрушительна для ее психики – счастливых отношений не последовало, а попытки самоубийства – да. Дважды она пыталась покончить собой, сначала бросалась в Сену, потом пыталась травиться. Спасла ее художница и подруга Елизавета Кругликова, которая увезла ее на родину. Вернувшись в Москву Голубкина ложится в психиатрическую клинику знаменитого врача Корсакова.
Лечение продолжалось несколько месяцев, Анну удалось вывести из сумеречного состояния. Она возвращается в родной Зарайск и решает уехать со старшей сестрой в Сибирь, где они вдвоем работают в переселенческом пункте. Восстановив душевное равновесие, Анна возвращается в Париж и на этот раз более удачно, чем в первый раз – ее работы увидел великий Роден и предложил ей заниматься скульптурой под его руководством.
В 1898 году она блистает на парижском Салоне со скульптурой «Старость», ее награждают бронзовой медалью, а в прессе масса восторженных откликов о ее работах.
В Россию она вернулась уже известным скульптором, практически сразу получает заказ от Саввы Морозова. Горельеф «Море» («Волна») и сегодня украшает главный вход в старое здание МХАТа и является одной из самых доступных для зрителя работ. Анна создает портреты известных деятелей культуры эпохи Серебряного века – поэта Саши Белого, Алексея Толстого. Но при этом отказывается ваять Шаляпина – он ей не понравился, как человек.
Несмотря на успех и постоянную работу, Анну преследуют приступы тоски и отчаяния, она может надолго замыкаться в себе.
Своей семьи у нее так и не появилось, она воспитывает племянницу Веру, дочь старшего брата Семена и продолжает творить. Во время событий 1905 она снова оказалась в Москве, в самой гуще революционных событий. Начинается ее связь с РСДРП, по их заказу она создает первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, посещает конспиративные квартиры, а из своего дома в Зарайске делает явку для нелегалов. В те времена Зарайск был одним из мест ссылки неблагонадежного революционного элемента, высланного из столиц. Позже она начала распространять нелегальную литературу и прокламации, ухаживает за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания.
В 1907 году ее арестовывают за революционную деятельность, но из-за ее психического состояния дело было прекращено, ее отпускают под надзор полиции. Октябрьскую революцию она встретила с оптимизмом, сказав: «Вот теперь у власти будут настоящие люди», но узнав о расстреле двух министров Временного правительства, отказалась от сотрудничества с новой властью. Но позже вошла в комиссию по охране памятников старины и в органы по борьбе с беспризорностью. Детей она очень любила, ее карманы всегда были набиты хоть какими-то гостинцами. Оборванных мальчишек она приводила к себе в мастерскую, кормила, мыла, оставляла ночевать – ее не остановили даже попытка ограбления и убийства.
Последняя работа Голубкиной «Лев Толстой», неожиданно стала причиной ее смерти. Блок, склеенный из нескольких кусков дерева, был очень тяжел, но она, забыв о возрасте, болезнях и перенесенной операции, самостоятельно его передвинула. Вскоре после этого она почувствовала себя плохо и уехала к сестре в Зарайск, где 7 сентября 1927 года скончалась.
_____
Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен
Ð 1923 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²ÑÑла неболÑÑим ÑиÑажом напиÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð.С.ÐолÑбкиной книга “ÐеÑколÑко Ñлов о ÑемеÑле ÑкÑлÑпÑоÑа”. ÐоÑвÑÑив запиÑки ÑÑеникам, она ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑед ними Ñвой богаÑÑй пÑоÑеÑÑионалÑнÑй опÑÑ Ð¸ довеÑиÑелÑно беÑедÑÐµÑ Ñ ÑиÑаÑелем, ÑазмÑÑлÑеÑ, делиÑÑÑ Ñвоими мÑÑлÑми об иÑкÑÑÑÑве, о задаÑÐ°Ñ Ñ Ñдожника. ÐолÑбкина ÑовеÑÑеÑ: “...вÑе ÑÑÑÑоиÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑабоÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑолÑко ÑадоваÑÑÑÑ“. ÐаÑем нÑжно и “…ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑигоÑовиÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑабоÑÑ”. Ð ÑолÑко поÑом “...поÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð¾Ð±Ð´ÑмаÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑледÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ: поÑÑвÑÑвоваÑÑ ÐµÐµ движение, Ñ Ð°ÑакÑеÑ, кÑаÑоÑÑ, оÑкÑÑÑÑ ÐµÐµ доÑÑоинÑÑва, а недоÑÑаÑки пÑимиÑиÑÑ Ð² Ñ Ð°ÑакÑеÑе. Ðдним Ñловом – ÑÑвоиÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑÑ Ð¸ полÑÑиÑÑ Ðº ней гоÑÑÑий инÑеÑеѓ. ÐÑÐ¾Ñ ÑÐ¾Ð²ÐµÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑÑиÑаÑÑ ÑвоÑÑеÑким кÑедо маÑÑеÑа. РадоÑÑÑ ÑÑÑда, вÑÑокое пÑедназнаÑение Ñ Ñдожника, глÑбокое поÑÑижение наÑÑÑÑ – вÑе бÑло Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ оÑновой иÑкÑÑÑÑва.
Ðнна Семеновна ÐолÑбкина ÑодилаÑÑ Ð² ÑÑаÑинном гоÑоде ÐаÑайÑке. Родной гоÑод, болÑÑÐ°Ñ Ð´ÑÑÐ¶Ð½Ð°Ñ ÑемÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ñенила и обеÑегала ее ÑаланÑ, вÑегда бÑли близки и нежно лÑÐ±Ð¸Ð¼Ñ ÐµÑ. Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑе ÑпоÑобноÑÑи бÑдÑÑего ÑкÑлÑпÑоÑа пÑоÑвилиÑÑ Ñано. РдеÑÑÑве она Ñ Ð¾ÑоÑо ÑиÑовала и лепила. СкÑомнÑй доÑÑаÑок ÑемÑи заÑÑавлÑл дÑмаÑÑ Ð¾ заÑабоÑке, и двадÑаÑипÑÑилеÑнÑÑ Ð´ÐµÐ²ÑÑка ÐµÐ´ÐµÑ Ð² ÐоÑÐºÐ²Ñ Ð¸Ð·ÑÑаÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¾Ð±Ð¶Ð¸Ð³Ð° поÑÑÐ´Ñ Ð¸ ÑоÑпиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑаÑÑоÑÑ. Ð ÑаÑÑной Ñ ÑдожеÑÑвенной Ñколе на ее вÑдаÑÑÑÑÑÑ Ð¾Ð´Ð°ÑенноÑÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ извеÑÑнÑй ÑкÑлÑпÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑÑÑкий педагог С.Ð.ÐолнÑÑ Ð¸Ð½.
Свое обÑазование ÐолÑбкина пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð² ÑлавÑÑемÑÑ Ñвоими демокÑаÑиÑеÑкими ÑÑадиÑиÑми ÐоÑковÑком ÑÑилиÑе живопиÑи, ваÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ зодÑеÑÑва. ТÑебоваÑелÑÐ½Ð°Ñ Ðº Ñебе, ÑпоÑно ÑÑÑемиÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ Ñ ÑдожниÑа добиÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ вÑÑазиÑелÑноÑÑи в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑабоÑÐ°Ñ . Ðе ÑÑениÑеÑкие ÑкÑлÑпÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñаз пÑизнавалиÑÑ Ð»ÑÑÑими и вÑделÑлиÑÑ ÑÑеди ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑеников. Ðколо года пÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐолÑбкина в ÑÑÐµÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑеÑбÑÑгÑкой Ðкадемии Ñ ÑдожеÑÑв.
ÐÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ (гоÑелÑеÑ) над Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ в ÐÐ¥ÐТ
Ðо даже болÑÑое Ñважение к извеÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑкÑлÑпÑоÑÑ Ð.Ð.ÐеклемиÑÐµÐ²Ñ Ð½Ðµ могло пÑимиÑиÑÑ ÐµÐµ Ñ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸ÑеÑкими пÑинÑипами обÑÑениÑ. Ðажда ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑи в ÑвоÑÑеÑÑве пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐолÑÐ±ÐºÐ¸Ð½Ñ Ð² ÐаÑиж. ТÑи Ñаза пÑиезжала Ñ ÑдожниÑа во ФÑанÑиÑ. Ðаиболее плодоÑвоÑнÑми бÑли 1897- 1899-е годÑ, когда она полÑзовалаÑÑ ÑовеÑами пÑоÑлавленного маÑÑеÑа Ð.Родена. Ð ÐаÑиже пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ней пеÑвÑй заÑлÑженнÑй ÑÑÐ¿ÐµÑ . Ðа вÑÑÑавке ÐеÑеннего Салона ÑкÑлÑпÑÑÑа “СÑаÑоÑÑÑ” (1898) пÑивлекла внимание пÑеÑÑÑ, и Ñ ÑдожниÑа бÑла ÑдоÑÑоена медали.
Свой пÑÑÑ Ð² иÑкÑÑÑÑве ÐолÑбкина наÑала на иÑÑ Ð¾Ð´Ðµ пÑоÑлого века. ÐбоÑÑÑенное оÑÑÑение ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑего ÑÑаÑого миÑа, пÑедÑÑвÑÑвие гÑÑдÑÑÐ¸Ñ Ð³ÑознÑÑ ÑобÑÑий бÑли Ñ Ð°ÑакÑеÑÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸ÑооÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ Ñдожников. Смело Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐолÑбкина в ÑкÑлÑпÑÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑобÑждаÑÑегоÑÑ Ð½Ð°Ñода. “ÐелезнÑй” (1897), “РабоÑий” (1900), “Раб” (1909) оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой Ñилой вÑÑазиÑелÑноÑÑи. ÐÑобенно знаÑиÑелÑна ÑкÑлÑпÑÑÑа “ÐдÑÑий Ñеловек” (1903). УвеÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑÐ¿Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñаженного ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑмоÑионалÑное ÑодеÑжание моÑива движениÑ, пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ ÑелеÑÑÑÑемленнÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ñ Ðº боÑÑбе.
СÑаÑоÑÑÑ, 1898
ÐнеÑгиÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸Ñовка подÑеÑÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑиÑаниÑеÑкÑÑ Ð¼Ð¾ÑÑ ÑоÑм. ÐипеÑболиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð°Ð¾ÑÑÑенноÑÑÑ ÑÑедÑÑв пÑевÑаÑÐ°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ в поÑÑиÑеÑкий Ñимвол бÑдÑÑей ÑеволÑÑии. ÐноÑказаÑелÑноÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑкого обÑаза ÑвойÑÑвенна и знамениÑÐ¾Ð¼Ñ Ð³Ð¾ÑелÑеÑÑ “Ðолна” (1902), ÑкÑаÑаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ñ Ð¾Ð´ в ÐоÑковÑкий Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑй ÑеаÑÑ. ÐоÑÑба Ñеловека и ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¸ воплоÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÑÑежнÑй дÑÑ ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸.
ÐолÑбкиной вÑпала ÑÑдÑба бÑÑÑ ÑвидеÑелÑниÑей и ÑÑаÑÑниÑей болÑÑÐ¸Ñ ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑÑений. Ðна бÑла ÑеÑно ÑвÑзана Ñ ÑеволÑÑионнÑм движением. С ÑноÑÑи воÑпиÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð² аÑмоÑÑеÑе ÑеволÑÑионнÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑоений, она в ÑÑÑденÑеÑкие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑала ÑоÑиал-демокÑаÑиÑеÑкие кÑÑжки, Ñ Ñанила нелегалÑнÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑÑ, ÑаÑпÑоÑÑÑанÑла пÑокламаÑии, ÑÑ Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð° за ÑаненÑми в дни декабÑÑÑкого вооÑÑженного воÑÑÑаниÑ, подвеÑглаÑÑ Ð°ÑеÑÑÑ. Ðо Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ñ ÐоÑковÑкого комиÑеÑа РСÐÐ Ð, в 1905 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐолÑбкина ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ñй поÑÑÑÐµÑ Ð.ÐаÑкÑа.
Ðо ÑÐºÐ»Ð°Ð´Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑа ÐолÑбкина бÑла мÑжеÑÑвеннÑм, волевÑм и беÑкоÑÑÑÑнÑм Ñеловеком ÑвеÑдÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ñбеждений, ÑÑÑко оÑзÑвалаÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑÐ°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ неÑпÑаведливоÑÑÑ. Ðна бÑла беÑконеÑно добÑа, и добÑоÑа ее вÑегда неÑла дейÑÑвеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ.
Ðаза “ТÑман”, 1899
ÐолÑбкина пÑинимала живое ÑÑаÑÑие в ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑдÑÐ±Ð°Ñ , она оÑганизовала аÑÑÐµÐ»Ñ ÑволеннÑÑ Ñ ÑабÑики Ñапожников, ÑÑÑÑоила ÑеаÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑабоÑÐ¸Ñ ÐаÑайÑка. Ркогда в 1914 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² ÐÑзее изÑÑнÑÑ Ð¸ÑкÑÑÑÑв (ÑейÑÐ°Ñ ÐÐÐРим. Ð.С.ÐÑÑкина) оÑкÑÑлаÑÑ Ð¿ÐµÑÐ²Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÑоналÑÐ½Ð°Ñ Ð²ÑÑÑавка Ñ ÑдожниÑÑ, Ñо вÑе полÑÑеннÑе Ð¾Ñ Ð¿Ñодажи ÑкÑлÑпÑÑÑ Ð´ÐµÐ½Ñги она пеÑедала в полÑÐ·Ñ ÑаненÑÑ ÑолдаÑ, а Ñама бедÑÑвовала.
ÐÑкÑеннее ÑоÑÑвÑÑвие к ÑеловекÑ, инÑеÑÐµÑ Ðº его внÑÑÑенней жизни опÑеделÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½ÑÑ ÑеÑÑÑ ÑвоÑÑеÑÑва ÐолÑбкиной. ÐоÑÑÑеÑнÑй Ð¶Ð°Ð½Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑенÑÑалÑное меÑÑо в ее наÑледии. РлÑбой модели, бÑÐ´Ñ Ñо пÑоÑÑой Ñеловек из наÑода или глÑбоко инÑеллекÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÑвоÑÑеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ, она вÑегда вÑÑвлÑÐµÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑÑÑноÑÑÑ, подÑеÑÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÐ¸Ð»Ñ ÑеловеÑеÑкого дÑÑ Ð°. ÐнаÑиÑелен и велиÑав Ð.С.ÐолÑбкин, дед ÑкÑлÑпÑоÑа (1897), ÑкоÑбен и мÑÐ´Ñ “Ðван ÐепомнÑÑий” (1908), Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ веÑÑ Ð²ÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ “Человек” (1910).
ÐÑи ÑоÑноÑÑи ÑоÑиалÑной Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики, ÐолÑбкина Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð¾Ð±ÑденноÑÑи. ÐоÑко вглÑдÑваÑÑÑ Ð² конкÑеÑного Ñеловека, она Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñаз над повÑедневноÑÑÑÑ, вÑÑвлÑÐµÑ Ñамое ÑÑÑеÑÑвенное в лиÑноÑÑи. ÐногознаÑна пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ ÑкÑпÑеÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑеÑов, ибо она ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñложное дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ðµ ÑоÑÑоÑние модели. СÑÑогоÑÑÑ ÐºÐ»Ð°ÑÑиÑеÑкой кÑаÑоÑÑ Ð»Ð¸Ñа женÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð· наÑода (“ÐаÑÑÑ”, 1906) ÑмÑгÑена задÑмÑивоÑÑÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñда.
ÐиÑиÑка, 1902
ÐÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸Ñовка белого мÑамоÑа пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð²Ð½ÑÑÑеннÑÑ Ð¾Ð·Ð°ÑенноÑÑÑ. Ðаполнена дÑамаÑиÑеÑким конÑÑаÑÑом плаÑÑика мÑамоÑного бÑÑÑа Ð.Ð.СидоÑовой, в лиÑе коÑоÑой одновÑеменно ÑиÑаÑÑÑÑ Ð³Ð¾ÑдоÑÑÑ Ð¸ иÑониÑ, добÑоÑа и гоÑеÑÑ. ÐивопиÑÐ½Ð°Ñ ÑÑакÑовка ÑоÑÐ¼Ñ Ð² поÑÑÑеÑе из мÑамоÑа Т.Ð.РоÑ-ÑинÑкой (1913) вÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ ÑмоÑионалÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÑженного воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸Ñа подÑоÑÑком.
ÐолÑбкиной бÑло ÑвойÑÑвенно Ñонкое ÑÑвÑÑво маÑеÑиала – мÑамоÑа, деÑева, глинÑ, Ð¸Ñ Ð²ÑÑазиÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей, декоÑаÑивнÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв. Ðо ÑамÑм лÑбимÑм маÑеÑиалом бÑла глина, поÑлÑÑно пеÑедававÑÐ°Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ðµ легкое пÑикоÑновение палÑÑев, позволÑÑÑÐ°Ñ ÑабоÑаÑÑ Ð±ÑÑÑÑо, ÑÐ¾Ñ ÑанÑÑÑÐ°Ñ ÑвежеÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑÑÑÑ. ÐлаÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¿Ð¸ÑноÑÑÑ ÑкÑлÑпÑÑÑной ÑоÑÐ¼Ñ Ð² глине Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенноÑÑÑÑ ÑÑÑда.
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÐÐ½Ð½Ñ Ð¡ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð½Ñ ÐолÑбкиной
РзаконÑенном пÑоизведении пÑоÑлеживаеÑÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ маÑеÑиалом, оÑкÑÑÐ²Ð°Ñ ÑÑановление Ñ ÑдожеÑÑвенного обÑаза из его амоÑÑной маÑÑÑ. Ðаиболее вÑÑазиÑелÑно ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑÐµÐºÑ Ð¿ÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² обÑÐ°Ð·Ð°Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹Ð½ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð½Ð°Ñал – “Ðгонє (1900), “ÐоÑка” (1904), “Ðемлє (1904), “ÐÑÑÑики” (1908). ÐвÑÑ ÑигÑÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ “Ðгонє задÑмана Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð¸Ð½Ð°. СжавÑиеÑÑ Ð² комок ÑигÑÑÑ ÑидÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑжÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ женÑÐ¸Ð½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли бÑÑÑ ÑаÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ñаким обÑазом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑепеÑÑÑий ÑÐ²ÐµÑ Ð¿Ð»Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸ оÑвеÑал ÑнеÑгиÑнÑе ÑоÑмÑ, наполнÑл ÑоÑнÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑÐ¸ÐºÑ Ð´ÑамаÑиÑеÑкой ÑмоÑионалÑной Ñилой.
ÐÐ¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÑженного и Ñамозабвенного ÑвоÑÑеÑÑва, волнениÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¿ÐµÑÑоналÑной вÑÑÑавкой 1914 года, подоÑвали здоÑовÑе ÐолÑбкиной. ТÑÐ¶ÐµÐ»Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð½Ð°. долгие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð»Ð¸ÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ возможноÑÑи плодоÑвоÑно ÑабоÑаÑÑ. Ðо ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ 20-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² она ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно в малÑÑ ÑоÑÐ¼Ð°Ñ : Ð»ÐµÐ¿Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸ деÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑек, вÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð· Ñлоновой коÑÑи и моÑÑÐºÐ¸Ñ Ñаковин изÑÑнÑе камеи. ÐÑеÑело оÑÐ´Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑвенной и пÑеподаваÑелÑÑкой деÑÑелÑноÑÑи, иÑогом коÑоÑой ÑÑала книга-иÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ñ “ÐеÑколÑко Ñлов о ÑемеÑле ÑкÑлÑпÑоÑа “.
ÐеÑелом наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² 1925 годÑ. ÐолÑбкина ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑенÑивно, Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим подÑемом. Ðна вÑполнÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑеÑÑ Ð´Ð²ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñников – ÑоÑмовÑика Ð.Ð.СавинÑкого (1925) и ÑезÑика по деÑÐµÐ²Ñ Ð.Ð.ÐеднÑкова (1926), оÑÐ´Ð°Ð²Ð°Ñ Ð´Ð°Ð½Ñ Ð³Ð»Ñбокого ÑÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÑÑÑда. Ðва Ñ Ð°ÑакÑеÑа, два миÑооÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ ÑкÑлÑпÑоÑ. РпеÑвом – опÑимизм, ÑадоÑÑное пÑинÑÑие жизни, во вÑоÑом – вдÑмÑивоÑÑÑ, глÑбина пеÑеживаний.
ÐоÑÑÑÐµÑ Ð.Ð. ТолÑÑого, 1911
Ð 1927 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð°ÑÑÐµÑ ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ ÑамÑми извеÑÑнÑми Ñвоими пÑоизведениÑми – “ÐеÑезкой” и поÑÑÑеÑом Ð.Ð.ТолÑÑого.
Ð¥ÑÑÐ¿ÐºÐ°Ñ ÑигÑÑа ÑÑоÑÑей девÑÑки – поÑÑиÑеÑкий Ñимвол ÑноÑÑи, пÑобÑждениÑ, гоÑовноÑÑи к жизни. РазвеваÑÑееÑÑ Ð½Ð° веÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑе Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³Ð°ÐµÑ ÑÑÑойное Ñело, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво Ñкладок, обÑазÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй ÑÑепеÑнÑм движением ÑилÑÑÑ. ÐÑаÑование ÑÑого обÑаза заклÑÑаеÑÑÑ Ð² лиÑиÑеÑком ÑÑвеÑждении кÑаÑоÑÑ, одÑÑ Ð¾ÑвоÑенной поÑÑвом.
ÐбÑазное ÑеÑение поÑÑÑеÑа Ð.Ð.ТолÑÑого дано в иной инÑонаÑии. ÐолÑÐ±ÐºÐ¸Ð½Ñ Ð²Ñегда волновала пÑоблема ÑвоÑÑеÑÑва. ÐеоднокÑаÑно обÑаÑалаÑÑ Ð¾Ð½Ð° к Ñеме Ñеловека-ÑвоÑÑа: ÐндÑей ÐелÑй (1907), Ð.Ð.ТолÑÑой (1911), Ð.Ремизов (1911). ÐоÑÑÑÐµÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ ÑиÑаниÑеÑкой Ñилой. ЦелÑноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑÑ, Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи воÑпÑинимаеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº вÑÑÑее пÑоÑвление ÑвоÑÑеÑкого наÑала Ñеловека. ÐÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñаза пеÑедана моÑÑÑ ÑкÑпÑеÑÑивной лепки.
ÐаÑиаÑидÑ, 1911
“ÐеÑезка” и бÑÑÑ Ð.Ð.ТолÑÑого ÑÑали иÑогом ÑвоÑÑеÑкого пÑÑи болÑÑого Ñ Ñдожника, каким бÑла Ðнна Семеновна ÐолÑбкина.
ЧеÑез пÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾Ñле ее ÑмеÑÑи в бÑвÑей маÑÑеÑÑкой в ÐевÑинÑком пеÑеÑлке (нÑне ÑлиÑа ЩÑкина) оÑкÑÑлÑÑ Ð¼Ñзей-маÑÑеÑÑÐºÐ°Ñ Ð.С.ÐолÑбкиной, где беÑежно Ñ ÑаниÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвенного наÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ ÑкÑлÑпÑÑÑа.
Ð. ÐоÑова, 1912