Анна берсенева личная жизнь биография дети
Биография
Когда первый роман Татьяны Сотниковой проходил редакторскую правку, женщина решила опубликовать его под псевдонимом Анна Берсенева. Автор боялась опозорить мужа-писателя и вызвать недоумение у коллег по Литературному институту. На обложке третьего романа дама-прозаик захотела указать настоящее имя, но воспротивились издатели. Читатели полюбили произведения Берсеневой и хотели покупать новые книги беллетристки с такой фамилией.
Детство и юность
Писательница родилась в 1963 году, в День смеха, в городе Грозном. Родители-инженеры с младенчества знакомили дочку со стихами и сказками, а в 4 года Таня научилась читать самостоятельно. Во дворе девочка завоевывала внимание сверстников, рассказывая им истории собственного сочинения.
1 АПРЕЛЯ МНЕ ВСЕГДА ДЕТСТВО ВСПОМИНАЕТСЯ!
Опубликовано Анной Берсеневой Вторник, 31 марта 2020 г.
Анна Берсенева в детстве
Детство и юность Татьяны прошли в Минске. В 8 лет девочка с отцом побывала в городе на Неве. За неделю, проведенную в Ленинграде, отец и дочь, в отличие от большинства провинциалов эпохи застоя, ни разу не зашли ни в один универмаг. Минчане наслаждались набережными, музеями и парками.
Девушка окончила факультет журналистики главного белорусского вуза в год избрания Михаила Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС. Переезд Татьяны в Москву и поступление в аспирантуру Литературного института имени А. М. Горького были вызваны желанием филолога быть рядом с мужем — писателем Владимиром Сотниковым.
Личная жизнь
С будущим супругом Таня познакомилась на студенческой картошке. Когда выяснилось, что юная женщина беременна, влюбленные сыграли свадьбу. На 4-м курсе Володя перевелся в московский литературный институт: рассказы парня понравились столичным писателям. После окончания института Татьяна с первенцем Иваном, родившимся в 1983 году, перебрались к отцу семейства.
Владимир устроился работать дворником и получил служебное жилье в центре Москвы — комнату в огромной коммунальной квартире. Семейное гнездышко не удавалось очистить от тараканов, но страшнее было отсутствие московской прописки у Татьяны. Каждое утро к Сотниковым приходил участковый и требовал от женщины уехать в Минск. Чтобы легализоваться, Таня поступила в аспирантуру Литинститута.
Еще не успев защитить диссертацию, Сотникова попала в страшную аварию. Татьяна с Ваней стояли на перекрестке, когда на тротуар вылетел фургон-хлебовозка. Женщина отбросила сына от несущегося автомобиля, а сама отскочить не успела. В Институте Склифосовского спасти ногу Татьяны не смогли.
Анна Берсенева и ее муж Владимир Сотников
Трагедия сплотила Сотниковых. Владимир ухаживал и за женой, и за маленьким Ваней. В 1992 году у пары появился второй сын Даниил.
Сейчас сыновья Татьяны и Владимира уже взрослые, оба стали журналистами. Иван, живущий в Бонне, сделал Сотниковых бабушкой и дедушкой. Внучку писателей назвали Александрой в честь отца Татьяны.
Супруги половину недели живут на даче, половину — в московской квартире. Разный режим (Татьяна пишет днем, а Владимир ночью) позволяет литераторам не драться за рабочее место. Еженедельно Сотниковы ходят в театр, кино или на выставку. Кров с прозаиками делит пушистая кошка. Фото домашней любимицы часто появляются на странице писательницы в «Фейсбуке».
Книги
В произведениях Берсенева исследует химию и алхимию любви, сочетая увлекательность сюжета и проработанность персонажей с отличным слогом. Девиз прозаика — писать так, чтобы было самой интересно читать.
Писательница убеждена: самое светлое чувство может рождаться из дружбы и ненависти, удивления и долга. А вот для того, чтобы костер любви не затух, надо, чтобы оба влюбленных подкидывали в него поленья.
Романы Берсеневой обычно объединены в серии, или, как их предпочитает называть прозаик, в циклы. Каждому из героев, как правило, уделяется по одной книге. Примером произведения вне цикла является роман «Коктейльные вечеринки», рассказывающий о дружбе двух Морозовых — квартирантки Веры, приехавшей из Норильска в Москву, и квартирной хозяйки Маши, производящей впечатление колдуньи.
Анна Берсенева и ее сын
Высокий рейтинг имеет дилогия «Слабости сильной женщины», в первой книге которой Лера Вологдина из аспирантки превращается в челночницу, а во второй понимает, как тяжело жить под грузом ревности. Биографии сильных женщин лежат и в основе цикла «Подруги с Малой Бронной», в который входят три романа — «Уроки зависти», «Опыт нелюбви» и «Этюд Черни».
По книгам Берсеневой неоднократно снимались фильмы и сериалы. Писательнице нравится экранизация цикла «Гриневы. Капитанские дети», в которой сыграли как мэтры российского кино Инна Макарова и Эммануил Виторган, так и молодые актеры. В центре сюжета — московская семья, представители которой отличаются порядочностью и глубиной чувств.
Анна Берсенева сейчас
Еженедельно по средам в газете «Новые известия» писательница публикует рецензию на книжную новинку. Например, 15 января 2020 года прозаик познакомила читателей с книгой Сергея Гречишкина «Все нормально».
Личная жизнь Сотниковой-Берсеневой по-прежнему тесно переплетена с творческой. В клубе Елены Черниковой в «Библиоглобусе» 31 декабря Татьяна участвовала в презентации книги Владимира Сотникова «Холочье». 29 февраля 2020 года писательница вышла на марш памяти Бориса Немцова, а сразу после окончания шествия провела запланированную встречу с читателями в библиотеке № 48 на Новоалексеевской улице.
Библиография
Цикл «Гриневы. Капитанские дети»
- «Последняя Ева»
- «Возраст третьей любви»
- «Неравный брак»
- «Ловец мелкого жемчуга»
- «Первый, случайный, единственный»
Цикл «Ермоловы»
- «Яблоки из чужого рая»
- «Антистерва»
- «Мурка, Маруся Климова»
Цикл «Слабости сильной женщины»
- «Слабости сильной женщины»
- «Ревнивая печаль»
Цикл «Подруги с Малой Бронной»
- «Уроки зависти»
- «Опыт нелюбви»
- «Этюды Черни»
- Без серии
- «Коктейльные вечеринки»
- «Вангелия»
дата рождения:
1 апреля 1963 г.
Биография писателя
Настоящее имя писательницы Татьяна Сотникова.
Родилась 1 апреля 1963 г. в г. Грозном. Окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета и аспирантуру Литературного института им. Горького.
Кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. Горького. Известный в профессиональных кругах литературный критик.
Жена детского писателя Владимира Сотникова, мать двоих сыновей.
Пишет книги и издается с 1995 года.Автор 17 романов, большинство которых издано в «ЭКСМО» (часть романов – в издательстве «Совершенно секретно»).
написала рецензию11 июня 2016 13:33
Много слышала об авторе, и наконец познакомилась с ней. Почему не раньше? Потому что в имени – Анна Берсенева – мне чудился некий неприятный отталкивающий снобизм. Этот псевдоним уже своим звучанием предсказывает атмосферу книги: обещается что-то возвышенное, духовное, глубокое и необыкновенное.
Все же, начиная читать, я постаралась отбросить все предубеждения. Читалась книга легко, хотя местами скучновато. Я бы ее сократила как минимум на треть.
Свое мнение о книге мне сформулировать очень трудно: то я ухожу в одну, то в другую крайность. То получается, что в этом романе нет ничего хорошего, то наоборот, он практически идеальный. Думаю, это потому, что мне одновременно почти все в романе нравилось и почти все раздражало и вызывало скепсис.
Начну с основы: по сюжету это невероятно банальный, простой любовный роман. Пересказать его можно за минуту. С другой стороны, все ли так просто? Чтобы было понимание, «Первый, случайный, единственный» – это не один мужчина, как я вначале думала, а три разных.
На уровне сюжета меня раздражало, что история очень спокойная и «размазанная». По сути, ничего толком не происходит, никаких ярких событий, я бы даже не смогла выделить элементарные завязку – кульминацию – развязку. Много «флешбэков», много информации о второстепенных героях. С другой стороны, в этом очень чувствуется «привет» от классиков. Например, попробуйте пересказать «Обломова» Гончарова или «Дворянское гнездо» Тургенева. Да и воспоминания, и жизненные истории братьев-сестер были интересны, и без них, если бы оставить только основную линию, книга была бы совсем скучная…
На этот скелет накладываются душевные искания и размышления опять же в лучших традициях «отцов-основателей»: в героях довольно узнаваемы классические Наташа Ростова, Пьер Безухов, князь Мышкин и прочие господа. Конечно, все это дается не буквально, а оформлено как бы такой литературной игрой-викториной: узнаешь – не узнаешь в современном герое кого-то из тех, кто знаком еще по школьной программе. Туда же отнесем название серии – «Капитанские дети» – и фамилию главной героини – Гринёва. Получается, роман двухслойный: можно читать его просто как историю любви взбалмошной и эксцентричной Полины, а можно погреть самолюбие: читаю интеллектуальную прозу с аллюзиями и реминисценциями из русской классики.
Герои все как один «не от мира сего». Они все «аристократы духа». Для них для всех разбираться, ругаться, скандалить, плакать, веселиться, хохотать – ниже их достоинства. Если судить с другой стороны: ну вот Игорь поступил подло с Полиной. Она собрала вещи и ушла, не вдаваясь в объяснения. Что же ей, стенать, рвать на себе волосы и посыпать голову пеплом? Это для бразильских сериалов хорошо, а в жизни чаще так и происходит все: неприятности и горе переживаются молча за закрытыми дверями. Несмотря на то, что сильных эмоций нет, весь роман идет на каком-то надрыве, как будто из тебя тянут нерв. Наверное, это «привет» той самой чеховской струне…
Самая непонятная из героев книги – конечно, Полина. Совершенно пустая, безголовая и бестолковая с одной стороны – и творческая, тонко чувствующая, добрая, щедрая с другой. Она нашла себе занятие – выкладывать мозаику. Вот и автор выкладывает мозаику – тут кусочек войны в Чечне, тут кусочек отдыха во Франции, тут – московская богемная тусовка, там – из жизни миллиардеров-алмазодобытчиков…
В общем, «кончаю, трудно перечесть», потому что чем дольше я думаю об этой книге, тем невозможнее для меня хоть как-то ее понять и оценить. По-хорошему, надо еще что-то почитать у автора и тогда уже сложить полное впечатление.
#М2_5курс
#Бойцовский_клуб (Книга автора, который пишет не под своим именем)
написала рецензию12 августа 2015 13:07
Женская история, вполне в духе Берсеневой. Стоит сказать, что, прочитав аннотацию, я ждала несколько другого. Это же оказался не особенно глубокий, легкий роман о взрослении девушки, о том, как зависть и максимализм трансформируются с годами в понимание себя и успокоение, уверенность в себе и своих действиях.
В целом, прочитать вполне можно, на отдыхе самое то, но было несколько моментов, которые меня царапнули. Описание жизненных коллизий героев, как всегда, рассказано автором очень интересно. Но вот от самого этого слова – “люблюха” – меня прямо передергивало, да еще автор зачем-то решила вложить песню, которую пел матери героини будущий отец Жаннетты. Может, так автор хотела показать цикличность жизни, и что не все так плохо, но так как пресловутый отец показал себя уродом и козлом, то и впечатление у меня от этой сцены неоднозначное.
Ну и муж героини получился на мой вкус несколько картонным, словно введенным в роман для того, чтобы был, чтобы дал, вроде как, основу для изменений в ГГ. Слишком он положительно-индифферентен, хотя может, особенность менталитета.
А так это вполне интересная история, как и многие у Берсеневой.
Однако кино – вторая после сочинительства миссия Татьяны Сотниковой (псевдоним Анна Берсенева). Ею написаны 30 романов – семейных историй, каждая из которых хранит свои тайны. По сценариям сняты популярные телесериалы «Капитанские дети», «Ермоловы». 12 сентября писательница приехала в Пушкиногорье на X Всероссийский литературный фестиваль «Осень в Михайловском».
Людмила Николенко, pskov.aif.ru:Татьяна Александровна, ваша собственная жизнь могла бы послужить сюжетом для романа?
Не обмани!
Анна Берсенева: Я не пишу романов с конкретных жизненных историй, тем более – с собственной. Более того, начинаю сочинять новую историю и не знаю, чем она закончится, как к эпилогу сложатся характеры и судьбы героев. В творчестве все – тайна, всегда продолжение следует.
Моя собственная жизнь – это счастливое детство, первая и единственная на всю оставшуюся жизнь любовь. Мне, студентке журфака Минского университета было 17 лет, Володе – 24 года. Встретились «на картошке». Так мы называли принудительные шефские десанты на колхозные поля. Он уже тогда был в студенческой среде известной творческой личностью. Потом наша молодая семья переехала в Москву. Володя прошел по конкурсу в Литературный институт, (не смог отказаться от приглашения Владимира Маканина).
Я с двухлетним сыном последовала за ним. Чтобы мы все могли быть вместе, муж в свободное время работал дворником. Следом за ним и я поступила в Литературный институт, в аспирантуру. Позже он стал работать в Союзе писателей, востребован как интересный детский писатель, я защитила кандидатскую диссертацию, стала доцентом, продолжаю преподавать в Литературном институте, пишу романы, работаю в кино. Еще у нас два замечательных взрослых сына. Оба – журналисты.
Л.Н: Есть ли у вас своя собственный рецепт счастья, который способствует успеху в жизни и в творчестве?
А.Б.: Для любого человека и особенно писателя важно, чтобы семья дала ему цельное ощущение жизни, понимание ответственности за все происходящее в этом мире. Если я могу в литературе помочь читателю разгадать эту тайну, значит, пишу не зря. И в жизни, и в творчестве есть свои правила. Главное: нельзя лгать окружающим, нельзя даже мысленно пытаться обмануть Бога. Это в политике у нас все наоборот.
Л.Н.: Как я понимаю, в творчестве для вас важно, чтобы жизнь женщины протекала в окружении достойных мужчин. Значит ли это, что в реальной жизни ваш муж Владимир Сотников дает вам классический пример настоящего мужчины?
А.Б.: Мои отец, муж, сыновья дают мне уверенность в том, что достойные мужчины есть, были и будут. Настоящий мужчина всегда отмечен печатью особой талантливости. У одного это может быть писательский дар, у другого врачебный талант или просто способность лучше всех на свете варить щи. Еще в это понятие я вкладываю мужской порыв к благородной порядочности, честности, ответственности, к чему-то такому доброму, хорошему и надежному, чего до этого не было в нашем мире. И только жизнь открывает тайну: рядом с тобой настоящий мужчина или нет.
Мне было 26 лет. К концу подходила моя учеба в аспирантуре Литературного института. Было раннее утро, перед началом рабочего дня я провожала шестилетнего сына в детский сад. И вдруг услышала визг тормозов. Все, что успела сделать, оттолкнуть в сторону сына. Позже узнала, что это пьяный водитель грузовика, объезжая на скорости троллейбус, выскочил на тротуар. (Последствия того происшествия – в клинике Склифосовского Татьяне Сотниковой ампутировали ногу, – авт.) В то сложное время Володя ни на шаг не отходил от меня. И это в значительной степени изменило мой взгляд на мир и на себя в этом мире. С тех пор я знаю, что для человека важно в жизни, а что нет. И это определенно не бытовые проблемы, которые, по мнению многих, разрушают любовь.
Знамение
Л.Н.: Может ли писатель Анна Берсенева сказать, что ее творческий и жизненный опыт позволили найти ответы на волнующие героев и читателей ее романов вопросы?
А.Б.: Нет. Уверенность в однозначности мироустройства и нашего в нем существования – опасная ловушка. Если кто-то говорит, что знает ответы на вопросы, перед которыми его ставит жизнь, то он обманывает себя и других. Не признаю литературной назидательности. Вместе с читателями в каждой из своих книг я ищу ответы на волнующие людей и общество вопросы. Мы вместе пытаемся понять, что ведет человека по жизни, что не дает ему распасться на атомы, что дает силы оставаться порядочным.
Л.Н. Герои ваших романов неожиданно для всех стали героями телесериалов…
А.Б.: Когда поступило предложение экранизировать несколько моих романов, я согласилась с условием, что писать сценарии фильмов буду сама. Так на экран вышли сериалы «Капитанская дочка», семейная сага «Ермоловы» – фильмы о семейных традициях, человеческих отношениях, вечных ценностях. Однако это самостоятельные произведения. Герои в романах не являются копиями героев фильмов, меняются обстоятельства, повествование. Роман для меня всегда более значимое произведение. А у кино свои законы и преимущества. Не буду скрывать, что часто оно для меня – сплошное разочарование. Ведь в книге ты управляешь творческим процессом, героями, а в кино над этим работает много людей. И часто неожиданно для меня и вопреки сценарию черное становится белым, порядочный герой – подлецом. И не всегда есть возможность что-либо изменить.
Л.Н.: Есть мнение, что писать, снимать фильмы о Ванге, играть ее роль – небезопасно. Почувствовали вы на себе это мистическое предубеждение?
А.Б.: Когда Анатолий Чижик предложил нам с мужем участие в проекте «Вангелия», я не сразу дала согласие. Месяц прошел в смятении. Но однажды я проснулась ночью от того, что исчез необъяснимый страх, мрачное ощущение, что ты прикасаешься к неким неведомым для простых смертных вещам. Будто пришло какое-то душевное знамение, определившее, что можно приступить к работе над сценарием и что все будет хорошо. Такое же решение приняли и известные актеры: Елена Яковлева, сыгравшая роль бабы Ванги, Анатолий Белый, Антон Макарский, Ирина Рахманова. Вместе со всеми я жду премьеры «Вангелии».
Л.Н.: Над чем работаете сейчас?
А.Б.: В кино планируется снять 16-серийный фильм по Куприну. Мы с Владимиром Сотниковым пишем сценарий четырех серий. Пишу роман с новой семейной историей, многими сюжетными линиями, охватывающий события от Великой Отечественной войны до наших дней. Уже складываются характеры трех главных героев, обстоятельства их встреч и расставаний.
Многие повороты их жизни, чем закончится это путешествие во времени пока что и для меня является загадкой.
Смотрите также:
- Любовь – это не чувства…Музыкант Пётр Мамонов о любви, царе, народе и жизни после смерти →
- Эксперты «АиФ»: Семейное счастье и любовь могут жить вечно →
- Псков оценил «Пару мужиков» →
Анна Берсенева – псевдоним Татьяны Сотниковой. Кто-то называет ее самым душевным автором современной российской литературы. Сама же Татьяна считает, что ее книгам присущ довольно жесткий и точный взгляд на мир. Те, кто читал книги Татьяны, с этим согласятся, а среди них есть не только женщины, но и мужчины. Ну, а тех, кто пока не знаком с творчеством этого замечательного автора, впереди ждет много приятных открытий. Вашему вниманию – эксклюзивное интервью Татьяны Сотниковой для читателей myJane.
– Татьяна, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша писательская карьера? Вы всегда хотели стать писательницей?
– Не всегда, а только лет в тринадцать. Я с детства любила выдумывать всяческие истории о выдуманных мною же людях, и в том тринадцатилетнем возрасте мне казалось, что для написания книг этого достаточно. Но в более взрослом возрасте – лет в шестнадцать – я стала понимать, что для писательства нужен талант (неизвестно, есть ли он у меня) и жизненный опыт (его у меня точно нет). Поняв это, я решила стать журналисткой – и стала, окончив журфак Белорусского университета. Потом мой муж, тогда еще начинающий писатель Владимир Сотников, поехал в Москву учиться в Литературном институте, и я поехала с ним. Потом окончила аспирантуру Литературного института, защитила кандидатскую диссертацию и с большим увлечением занималась литературоведением и литературной критикой. О писательстве я даже не помышляла. И если бы не предложение издательства «ЭКСМО», тогда, в 1994 году, еще только-только образовавшегося, написать «увлекательный роман для женщин», то вряд ли мысль о писательстве вернулась бы в мою голову.
– Как Вы обживались-обустраивались, искали себя в российской столице? Что было сложным, а что получилось сразу?
– Все было сложным, и ничего не получилось сразу. Впрочем, не только в столице, но и в жизни вообще. Я приехала в Москву в 1985 году. Нынешним молодым людям, наверное, трудно даже представить, что в те годы, не имея московской прописки, невозможно было устроиться на работу, крайне трудно было снять квартиру и вообще жить в Москве. Прописка же отличалась от нынешней регистрации, как небо от земли, и получить ее было невозможно. Так что бытовые сложности устройства в столице трудно описать. Но дело даже не в них. Москва, как и любой мегаполис, предлагает неофиту совершенно иную жизнь, нежели та, к которой он привык: иные отношения между людьми, иной ритм работы, иные – более широкие, но и более жесткие – способы самореализации. Вот к этому привыкнуть было крайне тяжело.
– Какие свои книги Вы считаете самыми лучшими? Любимыми, если можно так сказать…
– Если бы я не любила какую-нибудь из своих книг, вы не видели бы ее в книжных магазинах: я бы ее просто не переиздавала. Ранние мои книги дороги мне прелестью первого дыхания, со всеми положительными и отрицательными чертами этого явления. Тем книгам, которые написаны в зрелом возрасте, присущ более жесткий, но, надеюсь, и более точный взгляд на мир. А наибольшее внимание всегда приковывает к себе книга, которую пишешь сейчас. Да что там – просто все мое внимание она к себе приковывает, заставляя забыть о том, что уже написано.
– Татьяна, у Вас есть какой-то график написания каждой книги? Как Вы организуете свой писательский труд?
– Издатели всегда спрашивают меня, когда я смогу сдать рукопись. Я называю дату и уж после этого ее придерживаюсь. Было бы просто непорядочно подводить немалое количество людей, которые обеспечивают выход книги в свет. Обычно у меня выходит две-три книги в год. Но это не значит, что каждая пишется четыре или шесть месяцев. От того момента, когда она задумывается, до того, когда я сажусь за стол с готовностью ее написать, и два года может пройти, и три, и больше. Работаю я с утра, на свежую голову. Вечером стараюсь этого не делать – слишком большого эмоционального напряжения требует это занятие, потому после вечерней работы бессонная ночь обеспечена, а значит, и завтрашняя работа полетит кувырком.
– Как Вам дается описание любовных сцен? Это, наверное, непросто…
– Да вообще-то любые сцены писать не просто. Но радостно. Я пишу с ощущением счастья.
– В Вашем новом романе «Глашенька» у главной героини всего два любимых мужчины – сначала Лазарь, потом Виталий. В итоге первая любовь Глафиры становится любовью всей ее жизни. Вам не кажется, что это немного по-тургеневски – на фоне таких явлений современной жизни, как полигамия и множественная смена партнеров (а-ля-«Секс в большом городе»)? Вы считаете Глашу реальной в современной России?
– Ну, во-первых, у Глашеньки всего один любимый мужчина. Ее недолгая совместная жизнь с Виталием – это как раз и есть попытка поступить «как принято», стать «как все». Глупая попытка, я уверена. Так же, как уверена и в том, что если уж Бог подарил человеку счастье встретить в жизни любовь, то у этого человека нет никаких оснований чувствовать себя несовременным или тем более обделенным – совсем наоборот, не многим такой дар достается. Только очень наивные или очень молодые люди полагают, что в тургеневские времена все это было устроено как-то иначе. Да нет, все было ровно так же, как сейчас. Что же до полигамии и активной смены сексуальных партнеров, то это происходит как раз от того, что любовь встретить не довелось – то ли по несчастью, то ли по собственной вине. И так тоже было всегда, в том числе и в тургеневские времена, и ничего специфически современного в этом нет.
– Вы видите себя только в жанре беллетристики? Почему в свое время Вы категорически отказались обратиться к детективному жанру? Вам он не нравится? Мне кажется, у Вас получились бы блестящие психологические детективы…
– Я не очень понимаю, какой смысл вы вкладываете в слово «беллетристика». Вообще-то детектив – это и есть один из основных беллетристических жанров. Я с удовольствием читаю хорошие детективы, и у меня есть все основания думать, что я могла бы написать детектив. Но мне этого не хочется. То, что я пишу, делает меня счастливой. Было бы странно отказываться от счастья по какой бы то ни было причине.
– Татьяна, как Вы думаете, почему Ваши книги пользуются популярностью в качестве материала для создания кино?
– Потому что в них есть конфликты, которые удерживают зрительское внимание, и есть характеры, которые актерам интересно играть. Видимо, это понимают продюсеры и режиссеры. К сожалению, понимают гораздо хуже, чем мне хотелось бы.
– Для кого Ваши книги? Какими Вы представляете своих читателей?
– Когда я пишу книгу, то представляю только одного читателя: себя. Писатель, который во время работы думает о неком гипотетическом читателе, – просто халтурит на тему «чего изволите». Но когда книга уже написана, я с большим интересом и трепетом наблюдаю, кто ее читает. Благо очень много встречаюсь с читателями по всей стране, поэтому располагаю довольно обширной информацией на этот счет. Читательский круг, к счастью, широк, состоит из женщин и мужчин самого разного возраста.
– Считается, что поведение человека в большей степени определяет ум или сердце. Вы так детально вырисовываете героев, сюжетные линии, а с другой стороны наиболее сильный акцент делаете на чувства. Как Вам удается это совмещать? А чем Вы в жизни руководствуетесь больше – умом или эмоциями?
– По правде говоря, не вижу никакой противоположности. В моем романе «Французская жена» про героиню говорят, что у нее умное сердце. Если бы я могла вкратце объяснить, что это такое, то и книгу бы не стала об этом писать. На уровне теории могу только сказать: мне кажется, это то главное, чем должен обладать человек.
– Чем Вы занимаетесь помимо написания книг?
– Да чем и многие люди занимаются. Семьей – у меня она не маленькая, и все мы нуждаемся во внимании друг друга, а внимание требует немало сил и времени. Книги читаю – без этого не мыслю ни одного дня своей жизни. Преподаю в Литературном институте. Путешествую – новые впечатления необходимы мне как воздух. В театре часто бываю, на художественных выставках. С огромной радостью сижу на даче и пишу книжки.
– Насколько я помню, Вы также участвуете в национальной программе поддержки чтения. Каким образом? Что, по-Вашему, нужно, чтобы сформировать любовь к чтению у детей и молодежи?
– Большинство моих поездок по России как раз и связаны с участием в этой программе. Я делаю все, что могу, для того чтобы люди читали. Все свое красноречие, можно сказать, для этого употребляю. Но, бывая за границей, твердо убедилась: если страна динамично развивается, если у людей есть возможности для самореализации, то уговаривать читать никого в такой стране не нужно – люди и сами, без уговоров, понимают, что без чтения они ничего в жизни не добьются. Во всем цивилизованном мире книжные магазины и библиотеки полны людей – я только что вернулась из большой поездки по США и еще раз в этом убедилась. Очень хотелось бы, чтобы нечто хотя бы отдаленно подобное происходило у нас.
– Спасибо!
Беседовала Марина Тумовская
p.s. О новом романе Анны Берсенева «Глашенька»
В издательстве «Эксмо» вышел новый роман Анны Берсеневой «Глашенька», который достоин считаться одним из лучших образцов классической русской литературы. И не только потому, что главная героиня воспринимает книжные ценности как руководство к жизни. В разрезе трогательной любовной истории мыслями и чувствами героини Берсенева ведет непростую полемику о самом главном – настоящей любви, умении быть верным своим чувствам до конца. И делает она это восхитительно – используя богатый образный язык профессионального литератора, который превращает чтение «Глашеньки» в литературное пиршество.