Анатолий васильев режиссер биография личная жизнь дети фото

Анатолий васильев режиссер биография личная жизнь дети фото thumbnail

Анатолий Александрович Васильев (режиссёр)

режиссер Анатолий Александрович Васильев

Анатолий Александрович Васильев. Родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области. Советский и российский театральный режиссёр, педагог. Создатель театра «Школа драматического искусства» (1987). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне – Лопатинский район Пензенской области).

Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил.

После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета.

В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова.

В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем – второго режиссёра.

В 1977-1982 годах – режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова.

С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью.

В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии – несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской.

Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур».

режиссер Анатолий Васильев 2

24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя.

В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы».

В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова.

В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский.

В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию.

режиссер Анатолий Васильев 3

Театральные постановки Анатолия Васильева:

«Соло для часов с боем» О. Заградника;
«Васса Железнова» М. Горького;
«Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина;
«Серсо» В. И. Славкина;
«Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло;
«Диалоги» Платона;
«Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло;
«Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна;
«Амфитрион» Мольера;
«Плач Иеремии» В. Мартынова;
«”Дон Жуан, или Каменный гость” и другие стихи» А. С. Пушкина;
«К***» А. С. Пушкина;
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина;
«Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»);
«Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера;
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж);
«Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт);
«Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар);
«Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок);
«Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж);
«Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж);
«Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre);
«Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик);
«Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж).

режиссер Анатолий Васильев 4

Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем – абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом».

«Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», – говорил Анатолий Васильев.

В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова.

В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау.

Анатолий Васильев в фильме “Дау”

режиссер Анатолий Васильев Дау

Личная жизнь Анатолия Васильева:

Подробности своей частной жизни не опубличивает.

Фильмография Анатолия Васильева:

1988 – Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный)
1989 – Анатолий Васильев – режиссер театра (документальный)
2002 – Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный)
2003 – Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный)
2005 – Острова. Анатолий Эфрос (документальный)
2018 – Дау (Dau) – Пётр Капица

Режиссерские работы Анатолия Васильева:

1974 – Соло для часов с боем (фильм-спектакль)
1976 – Степной король Лир (фильм-спектакль)
1985 – Серсо (фильм-спектакль)
1986 – Путь (фильм-спектакль)
1990 – Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)
1994 – Каштанка (короткометражный)

Сценарии Анатолия Васильева:

1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)

Награды Анатолия Васильева:

1988 – Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского – за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло;
1989, 2007 – два ордена Искусств и литературы (Франция);
1990 – премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина);
1992 – премия «Хаос» – премия Пиранделло (Италия, Агридженто);
1993 – почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» – за заслуги в области искусства;
1995 – премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»;
1997 – лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) – за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»;
1999 – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства;
2000 – премия «Триумф»;
2005 – орден Академических пальм (Франция).

Источник

Анатолий Васильев (2017 год). Фото взято из свободного источника

Анатолий Васильев родился в состоятельной семье. Отец был чиновником, а мама работала фармацевтом, но после рождения ребенка стала домохозяйкой и всё время уделяла воспитанию сына. В детстве Анатолий вместе с мамой часто посещал театр, он обожал наблюдать за живой игрой актеров. Когда в школе появился театральный кружок, Анатолий Васильев сразу же туда записался и настолько этим увлекся, что мечтал в будущем покорить настоящую сцену. Мама была рада слышать от сына, что он хочет стать актером, а вот отец к этой профессии относился негативно, поэтому настоял, чтобы Анатолий поступил в инженерный техникум. По наставлению отца, Анатолий Васильев начал обучаться машиностроению, но понимал, что там ему не место. В один день, Анатолий самостоятельно забрал документы из техникума, в пух и прах разругался со своим отцом и уехал в столицу, чтобы подать документы в МХАТ.

Анатолий Васильев и её роль в фильме “Экипаж”. Кадр из фильма.

В театре, Анатолий Васильев в основном играл второстепенных персонажей, поэтому известности пришлось добиваться долго. Об актере заговорили, когда на экраны вышел фильм “Степь”, где Анатолий Васильев сыграл персонажа с фамилией “Дымов”. Но основную славу Анатолию принес другой фильм – всем знакомый “Экипаж”, где актер восхитительно показал себя в роли второго пилота. Анатолий Васильев знаком не только советским зрителям, также его полюбили и за современные фильмы.

Анатолий Васильев и Федор Добронравов в комедии “Сваты”. Кадр из сериала

Вторая волна славы пришла к Анатолию Васильеву в 2008 году, когда на экраны вышел комедийный сериал “Сваты”. Несмотря на то, что актер в основном играет драматических героев, он отлично справился с ролью “дедушки Юры”. Однако съемки в успешном сериале пришлось прекратить из-за громкой ссоры с главным режиссером. Анатолий Васильев посчитал, что сериал начал превращаться в сплошной каламбур, по типу стандартных туалетных американских комедий, а единственной целью для насмешек стал его герой. Дальше, “Сваты” снимались без Анатолия Васильева, но на этом его актерская карьера не закончилась.

Анатолий Васильев и Татьяна Ицыкович (Васильева). Фото взято из свободного источника

Во времена обучения в МХАТе, в Анатолия Васильева были влюблены многие студентки. Одной из них была – Татьяна Ицыкович, которая и стала первой женой актера. Вместе они прожили более 14 лет, но все-таки расстались из-за измены Татьяны со знаменитым актером – Георгием Мартиросяном. В этих отношениях у Анатолия Васильева появился сын – Филипп. Он стал актером и сейчас играет на одной сцене с мамой.

Анатолий Васильев с женой Верой Васильевой. Кадр из телепередачи “Идеальный ремонт”

Анатолий Васильев встретил свою вторую супругу во время съемок к/ф “Фирма приключений”, она работала гримером, а сейчас трудится редактором на одном известном телеканале. Прошло уже 29 лет с тех пор, как они сыграли свадьбу. В этом браке, у Анатолия Васильева родилась дочь, которую назвали – Варвара.

Анатолий Васильев с дочкой – Варварой. Фото взято из свободного источника

Сейчас ей 27 лет, она работает вместе с мамой, а также недавно Варвара вышла замуж, правда, кем является муж неизвестно. Интересно знать, что Анатолий Васильев неоднократно отказывался от съемок в кино, чтобы как можно больше времени проводить со своей подрастающей дочкой. Актер всегда говорит, что в первую очередь он думает о семье, а работа никуда не денется.

Анатолий Васильев сейчас (2019 год). Фото взято из свободного источника

Сейчас Анатолию Васильеву – 73 года. Он часто появляется на сцене театра им. Моссовета, но редко снимается в новых картинах. Свободное время Анатолий Васильев проводит с женой, как он сам признается, пара любит побывать на различных выставках и посмотреть на всякие диковинки в исторических музеях.

Анатолий Васильев со своим сыном и внуком. Фото взято из свободного источника

К слову, про своего сына Филиппа, Анатолий Васильев не забывает и старается как можно чаще с ним поддерживать связь, и более того, иногда нянчится с его детьми (Филипп подарил отцу трех внуков). Остается пожелать Анатолию Васильеву и его семье всего самого лучшего. Такие актеры как Анатолий Васильев в наше время большая редкость, он однозначно заслуживает зрительского уважения.

Источник

Анатолий Исаакович Васильев

Анатолий Исаакович Васильев

Анатолий Исаакович Васильев. Родился 26 сентября 1939 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, режиссер, композитор. Заслуженный артист РФ (1999). Бывший муж актрис Марины Нееловой и Ии Саввиной.

Анатолий Васильев родился 26 сентября 1939 года в Москве.

После школы трудился рабочим сцены в Московском театре драмы и комедии.

Далее проходил срочную службу в армии, демобилизовался в 1961-м.

В 1966 году окончил актёрский факультет Московского театрального училища им. Щукина, курс А. И. Борисова.

Будучи студентом, в 1962 году, вместе с однокурсником Борисом Хмельницким написал музыку для студенческого спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Брехта. С этого спектакля через два года началась «Таганка» Юрия Любимова.

С 1964 года – в труппе Театра на Таганке. В том году Юрий Любимов возглавил театр и пригласил Васильева (в то время студента 3-го курса). Дебютировал на сцене Театра на Таганке в роли Янг Суна в постановке «Добрый человек из Сезуана». Вместе с Хмельницким они написали музыку к спектаклям «Жизнь Галилея» и «Антимиры». Позже у них уже появился соавтор – Владимир Высоцкий, который впоследствии стал главным автором музыки к спектаклям Театра на Таганке.

В 1970 году окончил отделение режиссёров телевидения Высших курсов сценаристов и режиссёров, мастерская Л. Трауберга. Далее, продолжая служить в Театре на Таганке, был также режиссёром-постановщиком творческого объединения «Экран».

В первой половине 1970-х годов снимался в кино. Сыграл в лентах «Петерс», «Сломанная подкова», «Морские ворота» и др.

Анатолий Васильев в фильме “Морские ворота”

Анатолий Васильев Морские ворота

Работы Анатолия Васильева в Театре на Таганке:

  • «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Постановка Юрия Любимова – Янг Сун;
  • «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Постановка Ю. Любимова – от театра, Цыган, красногвардеец, Солдат революции;
  • «Антимиры» А. Вознесенского. Постановка Ю. Любимова;
  • «Послушайте!» по стихам В. Маяковского. Постановка Ю. Любимова;
  • «Пугачёв» С. Есенина. Постановка Ю. Любимова – Зарубин;
  • «Под кожей статуи свободы» Е. Евтушенко. Постановка Ю. Любимова – Гитарист, Студент;
  • «Пристегните ремни» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Постановка Ю. Любимова – Старшина Пономарёв, Игорь;
  • «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (реж. Ю. Любимов) – Поплавский, дядя Берлиоза;
  • «Дом на набережной» по роману Ю. Трифонова. Постановка Ю. Любимова – Ширейко;
  • «Владимир Высоцкий» (постановка Ю. Любимова);
  • «Шарашка», по мотивам романа А. Солженицына «В круге первом». Постановка Ю. Любимова – Каган;
  • «Замок» по роману Ф. Кафки (постановка Ю. Любимова) – Хозяин;
  • «Нет лет», Е. Евтушенко (реж. В. Смехов) – «Ветераны»;
  • «Евгений Онегин», А.С. Пушкин (реж. Ю. Любимов);
  • «Антигона», Софокл (реж. Ю.Любимов);
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» – Зосима, Доктор Судейкин;
  • «Гроза двенадцатого года. Имени Твоему» (Из записок Даниловского) – Отец Сергий, протоиерей в 1854 году;
  • «Кориолан», У. Шекспир (реж. А.Потапова) – Менений Агриппа;
  • «Подросток» – Стебельков, Тушар;
  • «Сказки» (реж. Ю.Любимов) – Святочный дух прошлых лет;
  • «Театральный роман» – Иван Васильевич-Александр III, Стриж);
  • «Фауст», И. Гете (реж. Ю. Любимов) – Император.

актер и режиссер Анатолий Исаакович Васильев

Как режиссер снял фильмы «Город с утра до полуночи», «Фотографии на стене», «Плывут моржи», «И вся любовь».

Личная жизнь Анатолия Исааковича Васильева:

Первая жена – Марина Мстиславовна Неёлова, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.

Познакомились, когда Анатолий Васильев снимал свой дипломный фильм «Цвет белого снега». Как он пояснял, на съемки отправился в Ленинград, чтобы от начальства подальше. Искал главную героиню – в сценарии это была странная девочка. И совершенно случайно нашел Марину – ему далее ее фото из актерского отдела «Ленфильма». Васильев вспоминал: “Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, который бросился яростно ее защищать: «Вы что, обалдели? Это же – Анни Жирардо!» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме”. В ходе съемок между ними начались отношения.

Поженились в 1970 году, свадьбу играли в ресторане «Арагви». Марина перебралась к нему в Москву. Вместе прожили восемь лет. В 1978 году развелись.

Анатолий Васильев и Марина Неелова

Анатолий Васильев и Марина Неелова

Вторая жена – Ия Сергеевна Саввина (1936-2011), советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.

Познакомились в 1979 году во время отдыха на Соловках. Тогда же между ними начались отношения. До этого Саввина была замужем за ученым и актером Всеволодом Шестаковым, имела сына Сергея, который родился с синдромом Дауна.

Анатолий Васильев подружился с сыном Саввиной, заменил ему отца, позже был его опекуном. Сергей получил высшее образование, стал художником.

Анатолий Васильев и Ия Саввина

Анатолий Васильев и Ия Саввина

Анатолий Васильев и Ия Саввина прожили в гражданском браке более 30 лет. Официально поженились за 10 дней до смерти Саввиной. За три года до смерти у нее обнаружили меланому – злокачественную родинку, которую вскоре удалили. Однако последствия давали о себе знать, в мае 2011-го актрису госпитализировали с острым нарушением мозгового кровообращения, а в июле того же года она попала в ДТП. Скончалась 27 августа на руках Анатолия Васильева. Для него это было сильнейшим ударом.

Анатолий Васильев на похоронах Ии Саввиной

Анатолий Васильев на похоронах Ии Саввиной

Фильмография Анатолия Исааковича Васильева:

1970 – Монолог (короткометражный) – пассажир такси / соперник на фехтовальном поединке
1972 – Петерс (Peterss) – Александр Абрамович Веленко, казначей савинковского союза
1973 – Сломанная подкова – Ян, силач, тугоухий слуга Гримма
1974 – Морские ворота – Игорь, рыбак, исполнитель песен
1987 – Десять дней, которые потрясли мир (фильм-спектакль)
2002 – Шарашка (фильм-спектакль) – Каган
2007 – Театральный роман (фильм-спектакль) – Стриж
2008 – Борис Хмельницкий. Страсти по Борису. (документальный)
2009 – Сказки (фильм-спектакль) – Святочный дух прошлых лет
2010 – Добрый человек из Сезуана (фильм-спектакль) – музыкант
2011 – Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Анатолия Исааковича Васильева:

1970 – Цвет белого снега (короткометражный)
1976 – Город с утра до полуночи
1978 – Фотографии на стене
1980 – Плывут моржи
1989 – И вся любовь

Работы Анатолия Исааковича Васильева как композитора:

2010 – Добрый человек из Сезуана (фильм-спектакль)

Источник