Анатолий солоницын биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2020;
проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солоницын.
Анато́лий (О́тто) Алексе́евич Солони́цын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край, РСФСР, СССР — 11 июня 1982, Москва, СССР) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Биография[править | править код]
Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковского края. Он являлся прямым потомком известного крестьянина—летописца Захара Солоницына, жившего в середине XIX века в деревне Зотово Тоншаевской волости и создавшего сборник исторических преданий о Поветлужье «Ковчег ветлужской старины»[2]. Его отец был журналистом, работал ответственным секретарём газеты «Горьковская правда». Настоящее имя Анатолия Солоницына — Отто. В том году, когда он появился на свет, вся страна пристально следила за эпопеей по спасению челюскинцев. Отец решил назвать новорожденного в честь руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С началом Великой Отечественной войны это широко распространённое в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.
После войны семья Солоницына осела в Саратове, родном городе его матери.
Окончив школу, Анатолий поступил в строительный техникум. Получив там специальность слесаря-инструментальщика, он устроился на завод, но его рабочая биография продлилась недолго, так как отца отправили работать в Киргизию и семья переселилась в город Фрунзе. Там Анатолий решил продолжить образование и пошёл в 9-й класс. Здесь он стал участвовать в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами. Видимо, это его увлекло, да и получалось неплохо, так как его стали приглашать на выступления самые разные учреждения.
В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву для поступления в ГИТИС. Здесь удача отворачивается от него. Пройдя успешно два тура, на последнем он «срезается», то же получилось и на следующий год. Когда и в третий раз экзаменационная комиссия ГИТИСа не смогла разглядеть в Анатолии будущую «звезду» советского кинематографа, он отправился в Свердловск, в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, и сразу же был принят.
Работа в театре[править | править код]
Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницын был принят в штат Свердловского драмтеатра. Здесь он переиграл массу ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.
С 1960 по 1972 год Солоницын был актёром в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. С 1972 по 1976 год выступал в театре им. Ленсовета. Он был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть у режиссёра Арсения Сагальчика в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя). Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме.
В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. Он приглашает актёра на роль Гамлета в спектакле. Солоницын был принят в штат театра. На следующий год состоялась премьера. Актёр остался недоволен своей работой, а вскоре Инна Чурикова, игравшая в спектакле Офелию, ушла в декретный отпуск и постановку закрыли. Марк Захаров на тот момент не находил для Солоницына ролей, и он полностью переключился на кино. Роль Гамлета стала последней ролью Анатолия Солоницына в театре.
Работа в кино[править | править код]
Анатолий Солоницын дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова (тогда ещё режиссёра свердловского телевидения) «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.
Широкая известность пришла Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме Андрея Тарковского. Прочитав сценарий фильма в «Искусстве кино», Анатолий Солоницын взял отпуск в театре и приехал из Свердловска в Москву. Несмотря на противление многочисленных художественных советов, Андрей Тарковский утвердил малоизвестного актёра на главную роль. Кандидатуру Солоницына поддержали историки, выбравшие из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров фотопробу Солоницына.
Солоницын настолько вжился в роль, что даже оставил службу в театре, которая мешала ему сосредоточиться на образе Рублева. С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына и, кроме того, Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом. Даже если не было подходящей роли для Солоницына, Тарковский её выдумывал, подобно Прохожему в «Зеркале». Для так и неосуществлённой экранизации «Идиота», в которой он должен был играть автора, Солоницын хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «Ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?».[3] Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.
В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
В полной мере раскрывшегося кинематографического актёра, Анатолия Солоницына после «Андрея Рублева» стали часто приглашать в другие кинопроекты. В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других.
В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи». На съёмках этого фильма Солоницын заболел воспалением лёгких, но так как съёмочный процесс останавливать надолго было невозможно, актёр продолжал сниматься не долечившись.
Болезнь и смерть[править | править код]
В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина. Однако на момент съёмок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съёмок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актёра рак легких. Была проведена операция по удалению части лёгкого. Больному о диагнозе решили не сообщать. Через год на съёмках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актёра срочно отправили в Москву в Первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник.[4] Остановить процесс было уже невозможно.
Анатолий Солоницын умер у себя дома 11 июня 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, участок 37.
Семья[править | править код]
- Первая жена — Людмила Солоницына (Успенская). Проживала и проживает в г. Екатеринбурге, в прошлом — гримёр на Свердловской киностудии.
- Вторая жена (1963-1978) — Лариса Семёновна Солоницына (Сысоева), актриса.
- Дочь — Лариса Солоницына (род. 1968), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение. Внук Артемий Солоницын (р. 1997).
- Третья жена — Светлана.
- Сын — Алексей. Окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме «Чайка» оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании «Коктебель».
- Младший брат — Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1981).
- «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 1981 года за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» — номинация «Лучший актёр»[5].
- Именем Солоницына названа улица в Богородске.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Анатолий Солоницын сыграл в театре более 100 ролей.
Фильмография[править | править код]
- 1963 — Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
- 1966 — Андрей Рублёв — Андрей Рублёв
- 1967 — В огне брода нет — Иван Евстрюков, комиссар
- 1967 — Анютина дорога — Степан, командир продотряда
- 1968 — Один шанс из тысячи — капитан Мигунько, он же разведчик Вайзинг (роль озвучил Анатолий Кузнецов)
- 1970 — В лазоревой степи — Игнат Крамсков
- 1971 — Проверка на дорогах — Игорь Леонидович Петушков, майор, политрук
- 1972 — Гроссмейстер — отец Сергея Хлебникова
- 1972 — Зарубки на память — Ромус Чербуну
- 1972 — Любить человека — Дмитрий Андреевич Калмыков
- 1972 — Принц и нищий — лорд Сент-Джон
- 1972 — Солярис — Сарториус, астробиолог
- 1974 — Наследники — Алексей Фёдорович Быстров
- 1974 — Зеркало — судебный врач, прохожий
- 1974 — Агония — муж баронессы, полковник
- 1974 — Под каменным небом — полковник Хофмайер
- 1974 — Последний день зимы — Михаил Соловцов
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
- 1975 — Воздухоплаватель — Анри Фарман, хозяин авиашколы
- 1975 — Между небом и землёй — Орлов, полковник
- 1975 — Память — профессор Буров, врач
- 1975 — Там, за горизонтом — Василий Бочажников
- 1975 — Доверие — Шотман
- 1976 — Восхождение — Павел Гаврилович Портнов
- 1976 — Легенда о Тиле — Рыбник
- 1976 — Пока стоят горы — следователь
- 1977 — А у нас была тишина… — Петруха
- 1977 — Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
- 1977 — Юлия Вревская — доктор Павлов
- 1978 — Поворот — Константин Королёв, сын погибшей
- 1978 — Предвещает победу — Виктор Вершинин, дворянин, офицер, инженер
- 1978 — Трасса — Лев Николаевич Сливин, работник министерства (роль озвучил Игорь Ефимов)
- 1979 — Сталкер — писатель
- 1979 — Телохранитель — Султан-Назар, шейх
- 1979 — Бумеранг (короткометражка) — шериф Маклейн
- 1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Фёдор Михайлович Достоевский
- 1980 — Из жизни отдыхающих — Толик Чикин
- 1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Владимир Васильевич, знакомый Наташи
- 1980 — Таинственный старик — Кондратий Фаддеич, скупщик краденого
- 1981 — Мужики!.. — отец Павлика, художник (роль озвучил Юрий Назаров)
- 1981 — Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
- 1981 — Шляпа — отчим Ани
- 1981 — Хатан-Батор / Khatan-Bator — генерал Бакич
- 1982 — Остановился поезд — Игорь Малинин, журналист
- 1982 — Раскиданное гнездо — незнакомый странник
Примечания[править | править код]
Библиография[править | править код]
- Ветвь / А. А. Солоницын. (ред. М. А. Рюрикова; худ. Т. Б. Носкова) — М. : Союз кинематографистов СССР : Киноцентр, 1990. — 68 с. : ил.
Ссылки[править | править код]
- Арсений Сагальчик. «Один шанс из тысячи». (Воспоминания об Анатолии Солоницыне) // Петербургский театральный журнал, № 28, 2002
Биография
Творческая биография Анатолия Солоницына была связана с кино и театром, где он исполнил десятки ярких второстепенных и главных ролей. К сожалению, жизнь советского актера оказалась совсем не долгой, и известие о его смерти разбило сердца сотен тысяч людей.
Детство и юность
Отто, или Анатолий, Солоницын появился на свет в августе 1934 года и жил в Богородске Нижегородской области в известной с древних времен семье. Его предок Захар-летописец, известный с середины XIX века, создавал тексты литературных преданий и сказаний о старине.
Отец Алексей работал журналистом в местном ежедневнике «Горьковская правда», освещавшем в то время спасение челюскинцев, которым руководил Отто Шмидт. Автор статей назвал сына в честь этого храброго исследователя, но не знал, что после войны с Германией имя приобретет другой колорит.
В момент переезда семьи будущего актера на берега Волги, в город Саратов, мальчик стал Анатолием Солоницыным, учеником 1-го класса одной из школ. В то время главными детскими увлечениями были советские художественные фильмы, произведения русских классиков и игра в хоккей и футбол.
Актер Анатолий Солоницын
Толик считался физически развитым, образованным, привлекательным парнем, перед которым открылось будущее в любой из известных профессиональных сфер. Он выбрал строительное училище и стал слесарем-инструментальщиком, решив, что это самая престижная из доступных рабочих карьер.
Пару месяцев Солоницын трудился на одном из саратовских предприятий, а потом отца отправили в Киргизию, и жена с сыном поехали с ним. В городе Фрунзе, ныне Бишкеке, парень увлекся художественной самодеятельностью и вскоре присоединился к любительскому коллективу из молодых женщин и мужчин.
Анатолий декламировал стихотворения и исполнял комические куплеты, и вскоре окружающим стало понятно, что в дальнейшем его ждет успех. Но решение поступать на актерское отделение московского института театрального искусства вызвало неодобрение окружающих, беззлобные шутки и дружеский смех.
Солоницыну не удалось стать студентом ГИТИСа ни с первой, ни со второй попытки, и он отправился искать счастье в Свердловск. В недавно открывшейся художественной студии способности Солоницына оценили, и среди молодых преподавателей нашлись верные друзья.
В 1960 году талантливый парень вышел на сцену и в местном театре драмы и комедии сыграл пару десятков ролей. Потом он работал в творческих коллективах советских социалистических республик, появляясь в оригинальных постановках творчески одаренных людей.
В течение четырех лет судьба актера была связана с Театром им. Ленсовета, где режиссер Арсений Сагальчик представил немало интересных пьес. Потом сценарист Андрей Тарковский пригласил юношу в спектакль «Гамлет», и трагический образ принца Датского вызвал общественный интерес.
В интервью журналистам Анатолий Алексеевич говорил, что был недоволен ролью, которая отняла много эмоций, моральных и физических сил. Он радовался, что в конце 60-х ушел из театра в кинематограф и нашел того зрителя, который его ценил и любил.
Личная жизнь
В молодости и зрелости личная жизнь у Анатолия Солоницына не сложилась, и он не был по-настоящему счастлив с женами из творческих кругов. Сначала произошел развод с Людмилой, работавшей гримером Свердловской киностудии, из-за постоянных отъездов актера и отсутствия общих детей.
Со второй супругой, профессиональной артисткой, мужчина прожил десятилетие, и у них родилась дочь Лариса, ставшая директором музея кино. Со временем семейные отношения накалились, и творческие люди решили расстаться, поняв, что продолжать жить вместе будет тяжело.
Алексей Солоницын, сын Анатолия Солоницына
В течение ряда лет актер довольствовался мимолетными несерьезными романами, а потом повстречал молодую женщину, скрасившую череду монотонных дней. В третьем браке с женой Светланой появился сын Алексей Солоницын, который снялся у Маргариты Тереховой и устроился в кинокомпанию «Коктебель».
На протяжении жизни Анатолий поддерживал связь с единокровным младшим братом, который после смерти именитого родственника снял документальный фильм «Острова». В нем рассказывалось о семье актера и его творческой карьере, которую, по мнению многих, продвигала судьба.
Фильмы
Дебютной работой на большом экране стал детектив «Дело Курта Клаузевица», где Солоницыну по решению режиссера был доверен главный герой. А потом появился образ иконописца в мосфильмовском «Андрее Рублеве», благодаря которому актер стал наслаждаться съемками и собственной игрой.
Автор картины Андрей Тарковский, знакомый с Анатолием по театру, поддержал желание Глеба Панфилова взять молодого человека в новый проект. Так появился Иван Евстрюков — комиссар с железным характером, взаимодействовавший с другими персонажами драмы «В огне брода нет».
В 70-х годах фильмография мужчины пополнилась лентами «Один шанс из тысячи», «Гроссмейстер», «Принц и нищий» и «В лазоревой степи». Каждое сотрудничество с именитыми режиссерами было шагом к мировому признанию и расценивалось Анатолием как звено в неразрывной цепи.
Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублёва и Андрей Тарковский
Люди, ответственные за подбор актеров, стояли в очереди за актером, но он предпочел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Детектив внутри приключенческого сюжета взрослая публика недооценила, и проект после выхода на экраны стал достоянием молодых.
Однако мужчина, исполнивший роль Сарычева, запал в душу каждому зрителю, и в Советском Союзе постоянно спрашивали, когда Солоницын вновь сыграет в кино. Ответом были картины «Восхождение», «Доверие» и «Там, за горизонтом», где благодаря таланту режиссерское видение было в точности воплощено.
Анатолий шел в ногу со временем и постоянно совершенствовал свои навыки, для того чтобы его персонажи были понятными и близкими. Он хотел сыграть Федора Достоевского и сделал это в биографической драме, которую в начале 80-х выпустил режиссер Александр Захри.
За историю о том, как великий писатель жил и работал над выдающимися романами, Солоницын на Берлинском фестивале получил приз международного жюри. А потом исполнил значимые роли в фильмах «Из жизни отдыхающих», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Хата-Батор» и «Мужики!..».
Любимый актер Андрея Тарковского
После выхода фантастической драмы «Солярис» пресса назвала Солоницына любимым актером Андрея Тарковского с согласия выдающихся коллег. Мастерское воплощение сценического образа астробиолога Сарториуса принесла фильму, завоевавшему награды, невероятный для СССР успех.
Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский
Сотрудничество Анатолия с режиссером московской киностудии продолжилось в картине «Зеркало», появившейся в середине 70-х годов. Роли Прохожего изначально не было в одобренном руководством сценарии, и вписать туда нового персонажа стоило невероятных трудов.
В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер» с участием актеров Александра Кайдановского, Алисы Фрейндлих и Николая Гринько. Экранизация романа «Пикник на обочине» получила приз Каннского фестиваля и стала началом новой эры в советском художественном кино.
Смерть
В начале 1980-х годов Солоницын участвовал в ряде съемок и, однажды получив незначительную травму, прибег к помощи профессиональных врачей. У актера обнаружили онкологическое заболевание, при котором, по прогнозам, можно было жить и работать в течение месяца и нескольких дней.
Могила Анатолия Солоницына
На фотографиях Анатолий выглядел здоровым, поэтому поклонники ничего не подозревали и радовались фильмам «Остановился поезд» и «Раскиданное гнездо». Смерть по причине рака легкого в июне 1982 года сделала роль репортера Игоря Малинина последней работой актера в кино.
Общество скорбело об утрате, поэтому на могиле на Ваганьковском кладбище у статуи женщины в монашеской рясе всегда лежали букеты цветов. Солоницына признали неотъемлемым символом новой эпохи в советском кинематографе, которая длилась с конца 60-х до начала 80-х годов.
Фильмография
- 1966 — «Андрей Рублев»
- 1967 — «В огне брода нет»
- 1968 — «Один шанс из тысячи»
- 1970 — «В лазоревой степи»
- 1972 — «Принц и нищий»
- 1972 — «Солярис»
- 1974 — «Зеркало»
- 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1976 — «Восхождение»
- 1978 — «Трасса»
- 1979 — «Сталкер»
- 1981 — «Мужики!..»
- 1982 — «Остановился поезд»