Анатолий равикович биография личная жизнь

Анатолий равикович биография личная жизнь thumbnail

Биография

Анатолий Юрьевич Равикович появился на свет в конце 1936 года в северной столице РСФСР. Его родители пережили тяжелые годы строительства советского государства, много работали, чтобы помочь своим детям встать на ноги. К сожалению, оба рано ушли из жизни, так и не порадовавшись успехам сына. Сам Анатолий Юрьевич пережил в детские годы блокаду.

Анатолий Равикович в молодостиАнатолий Равикович в молодости

В 1954 году Равикович поступает в театральный ВУЗ Ленинграда на курс к профессору Хохлову. Приемную комиссию сразило наповал актерское исполнение Равиковичем песни «По долинам и по взгорьям». Юношу взяли в институт сразу же за его комедийную органичность и талант к пародированию. В 1958 году по распределению молодой артист направляется в театр города Комсомольск-на-Амуре, где он провёл 2 года, а затем ещё один год он отдал театру драмы Сталинграда.

Анатолий РавиковичАнатолий Равикович | GoldDisk

По счастливому случаю в начале 60-х годов, отдыхая в ялтинском санатории, Равикович познакомился с молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета Игорем Петровичем Владимировым, который в это время искал молодых перспективных актёров в свой творческий коллектив. Так молодой актер вернулся в родной город и уже не покидал его до последних дней.

Театр

Ленинградскому театру имени Ленсовета Анатолий Юрьевич отдал 30 лет своей жизни. По его словам, это были самые счастливые годы его творческой биографии. Новый руководитель театра Ленсовета Игорь Владимиров был учеником Георгия Товстоногова. Мастерской рукой режиссёр вывел театр из застоя на долгие годы вперёд. Примой театра Ленсовета стала Алиса Фрейндлих, жена Владимирова.

Анатолий Равикович в театреАнатолий Равикович в спектакле “Человек и джентльмен” | Кино-театр

В такой творческой среде расцвёл талант актёра Анатолия Равиковича. Он создал неповторимые образы таких героев, как Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Семен Захарович из «Преступления и наказания», а также Карлсон из спектакля по произведениям Астрид Линдгрен. Уникальность театрального дарования Равиковича заключалась в абсолютной органичности, а также в особом амплуа. Актер создал образ маленького человека, который в сложных ситуациях способен отстоять собственные идеалы. Партнерами Равиковича по сцене помимо Алисы Фрейндлих, Михаила Боярского были также Елена Соловей, Светлана Смирнова, Лариса Луппиан и другие.

Анатолий Равикович в театреАнатолий Равикович на сцене | Петербургский театральный журнал

В конце 80-х годов в связи с творческим упадком в театральной труппе Владимирова, Анатолий Юрьевич перевелся в Ленинградский театр комедии, который в это время возглавлял Пётр Фоменко. Артист сразу же получил ведущие роли в постановках театра по произведениям Мольера, Шекспира, Чехова, Булгакова, Доде. Его партнёрами по сцене стали Ирина Мазуркевич, покинувшая предыдущий театр вместе с ним, Юрий Лазарев, Геннадий Воропаев, Сергей Кузнецов и другие.

Фильмы

Одной из первых работ актёра в кинематографе стал эпизод в исторической драме “На диком бреге”. Но настоящей творческой победой артиста стала роль Льва Хоботова из киноленты “Покровские ворота”, снятой Михаилом Козаковым в начале 80-х. Образ ранимого непрактичного интеллигента, стойко выдерживающего гнет бывшей властной супруги, принесла Равиковичу всесоюзную славу. Это первая большая работа артиста на экране, которой он дорожил всю жизнь.

Анатолий Равикович в фильме "Покровские ворота"Анатолий Равикович в фильме “Покровские ворота” | Коммерсантъ

После этого последовали предложения от режиссеров для съёмок детектива «Загадка Эндхауза», где Равикович сыграл Эркюля Пуаро, а также фильмов «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Мушкетеры 30 лет спустя», где актеру была предложена роль кардинала Мазарини. С помощью этих работ актеру удалось преодолеть инертность образа Хоботова и раскрыть свой талант с других сторон. Снимался актёр и в многосерийных телефильмах, самым знаменитым из которых стал «Улицы разбитых фонарей-1».

Личная жизнь

Первой женой актёра стала его сокурсница Елена Доброседова, с которой он вместе побывал на Дальнем Востоке. Некоторое время актриса служила вместе с мужем в труппе театра, а потом стала театральным критиком. В брак у них родилась дочь Мария. Но Анатолий Юрьевич, накануне своего сорокалетия вновь испытал высокое чувство. На этот раз его избранницей стала молодая актриса Ирина Мазуркевич, с которой он вместе играл в спектаклях театра.

Анатолий Равикович и Ирина МазуркевичАнатолий Равикович и Ирина Мазуркевич | Комсомольская правда

В личной жизни Равиковича произошёл именно такой случай влюбленности, как у его героя Хоботова. Это был тот вид любви, когда дружба переростает в нечто большее. Влюбленные много времени проводили за беседами, за обсуждением литературы и поэзии. Развод Анатолий Юрьевич переживал тяжело, но его порядочность обязывала поступить честно. Свадьбу молодые сыграли скромно, и сразу же Равикович переехал к жене в её небольшую комнату в коммуналке.

Анатолий Равикович с женой и дочерьюАнатолий Равикович с женой и дочерью | Собеседник

В браке с Ириной Анатолий Юрьевич был абсолютно счастлив. Это был тот случай, когда крепкий творческий тандем перерос в глубокое личное чувство. В семье повелось все рабочие проблемы оставлять за дверью дома, что благотворно сказалось на их союзе. На общих фото Анатолий и Ирина всегда выглядели счастливыми. У молодоженов в скором времени появилась дочка Елизавета.

Смерть

В последние годы актёр практически нигде не работал. Но в это время Анатолий Равикович написал две книги мемуаров. Он умер в середине весны 2012 года. Причиной смерти стали несколько инфарктов, после которых развилась сердечная недостаточность. Смерть Анатолия тяжело воспринималась его семьёй и друзьями. На похоронах Равиковича присутствовали многие творческие личности, в том числе Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили. Могила актера находится на Волковском кладбище.

Читайте также:  Валерий леонтьев биография личная жизнь дети фото биография личная

Фильмография

  • «Агония» – 1974
  • «Покровские ворота» – 1982
  • «Приморский бульвар» – 1988
  • «Тайна золотого берега» – 1988
  • «Загадка Эндхауза» – 1989
  • «Мушкетеры 20 лет спустя» – 1992
  • «Мушкетеры 30 лет спустя» – 1993
  • «Поезд до Бруклина» – 1995
  • «Тартарен из Тараскона» – 2003

Источник

Анатолий Равикович — биография

Анатолий Равикович – советский, российский актер театра и кино, прославившийся своей работой в фильме «Покровские ворота», где он сыграл интеллигента Хоботова, борющегося за свои права.

Детство и юность

Анатолий Равикович родился в Санкт-Петербурге 8 апреля 1936 года. В семье росло трое детей. Вспоминая своих родителей, Анатолий Юрьевич сожалел о том, что был к ним не слишком внимательным. Его отцу и матери досталось тяжелая судьба, они пережили Гражданскую войну, послевоенный голод, НЭП, блокаду и бомбежки, эвакуацию. Родители много работали, стараясь, чтобы их дети жили как можно лучше. Они рано ушли из жизни, им так и не довелось порадоваться успехам своего сына-актера.

Анатолий Равикович в юности

В актеры Толя попал совершенно случайно. Ему нужно было каким-то образом завоевать авторитет у компании дворовых мальчишек. Эти хулиганистые подростки давили всех, кто был слабее их, и Толя нашел способ им противостоять. Кино в те годы было повальным увлечением, любила его и дворовая гоп-компания. Анатолий стал давать им по вечерам представления, разыгрывая прямо во дворе популярные фильмы. Большим спросом у ребят пользовалась «Волга-Волга», где Толя играл все роли, включая и роль Любови Орловой, которая особенно ему удавалась. Наградой за выступление были папиросы и уважение.

Образование

После окончания школы Равикович без всяких проблем поступает в Ленинградский театральный ВУЗ, учится в мастерской профессора Хохлова. На вступительных экзаменах он исполнил песню «По долинам и по взгорьям». Сам Анатолий вспоминал, что он решил сразить комиссию ролью «идиота», и его исполнение было настолько комичным, что преподаватели просто не могли удержаться от смеха.

Талант к пародированию, комедийная органичность особенно понравились профессору Хохлову, который прямо на экзамене рекомендовал Равиковичу и далее развивать эти способности.

Песня приморских партизан, которую актер исполнил на приемных испытаниях, стала знаковой для Анатолия. После окончания ВУЗа его распределили в Приморье, в город Комсомольск-на-Амуре. В местном театре он работает два года, затем еще один год служит в драмтеатре Сталинграда. В начале 60-х годов актер проводит свой отпуск в ялтинском санатории, где знакомится с Игорем Владимировым, молодым постановщиком Ленинградского театра Ленсовета. Режиссер в тот период занимался подбором молодых актеров для работы в своем коллективе. Он пригласил Анатолия на службу в театр Ленсовета.

Театр

В течение 30 лет Анатолий выходил на сцену театра Ленсовета. Он называл эти годы самыми счастливыми в своей творческой биографии. Игорь Владимиров, ученик Георгия Товстоногова, за короткое время сумел вывести театр из глубокого застоя. Знаменитая Алиса Фрейндлих, супруга Владимирова, стала примой театра Ленсовета.

Анатолий Равикович в театре

Талант Анатолия Равиковича расцвел в этой творческой атмосфере. Ему удалось создать множество неповторимых образов – Пичема в «Трехгрошовой опере», Семена Захаровича в «Преступлении и наказании», Карлсона в постановке по произведениям Линдгрен. Во всех этих ролях он был абсолютно органичен. Амплуа Равиковича не было героическим, он играл обычных людей, которые в сложной жизненной ситуации твердо отстаивают собственные идеалы. Его партнерами по сцене были – Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Соловей, и другие выдающиеся актеры.

В конце 80-х годов в театральной труппе Владимирова наступил творческий упадок. Равикович переводится в Ленинградский театр комедии, руководителем которого в тот период был Петр Фоменко. На новой для себя сцене он стал ведущим актером. Он играет в спектаклях, поставленных по произведениям Мольера, Шекспира, Чехова, Доде, Булгакова. Актриса Ирина Мазуркевич, пришедшая вместе с Анатолием из театра Ленсовета, стала его партнером по сцене. Равикович часто выходил на подмостки с Юрием Лазаревым, Геннадием Воропаевым, Сергеем Кузнецовым.

Фильмы

Актер, считавший себя театральным, не отказывается и от работы в кино. Одной из первых его ролей стала работа в фильме «На диком бреге». Это была эпизодическая роль. Большой творческой победой актера становится его работа в киноленте «Покровские ворота». Этот фильм, снятый Михаилом Козаковым, до сих пор пользуется огромной популярностью у российских зрителей. На примере коммунальной квартиры, где кипят нешуточные страсти, талантливому режиссеру удалось показать уходящую Москву. В этом фильме Равикович создал замечательный образ мягкого, интеллигентного литератора Хоботова, который пытается выбраться из цепких рук своей властной супруги. И ему удается это сделать, удается найти любимую женщину, отстоять свое право на свободную, счастливую жизнь.

Читайте также:  Молли биография личная жизнь

Анатолий Равикович в фильме «Покровские ворота»

В период работы над фильмом «Покровские ворота» Анатолию было уже сорок лет, и он чувствовал себя по-настоящему счастливым, поскольку хорошо понимал, что ему удалось создать непревзойденный образ Хоботова, бывшего мужа-подкаблучника. Режиссеры высоко оценили работу Равиковича, он стал регулярно получать приглашения на съемки. В фильме «Загадка Эндхауса» актер играет Эркюля Пуаро, в «Мушкетерах 20 лет спустя» — кардинала Мазарини. Затем последовали съемки в «Мушкетерах 30 лет спустя», где он продолжил сниматься в образе Мазарини. Все эти работы дали возможность Равиковичу раскрыть свой многогранный талант. В последующие годы он снимается и в сериалах, самым популярным из которых считаются «Улицы разбитых фонарей-1». У Анатолия Равиковича обширная фильмография, в списке его работ – 112 ролей.

Личная жизнь

У Анатолия Равиковича было два брака. Его первой избранницей стала актриса Елена Доброседова, вместе с которой он работал на Дальнем Востоке. Вскоре Елена сменила род занятий – она стала работать театральным критиком. У супругов родилась дочь Маша. Когда актеру исполнилось 42 года, а Машеньке было только 11 лет, он влюбился в юную актрису Ирину Мазуркевич, которая только что пришла работать в их театр. В эту девушку трудно было не влюбиться, она поражала всех своей сияющей красотой и несомненным талантом.

Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич

И хотя на тот момент Анатолий и Ирина были несвободными, они решили расстаться со своими супругами (актриса состояла в гражданском браке). Свадьба была скромной, ее праздновали у Алисы Фрейдлих. Анатолий оставил квартиру бывшей жене, переехал жить в Ирине, у которой была комната в коммунальной квартире. Он постоянно помогал бывшей жене в воспитании дочери. Через некоторое время в новой семье родилась дочь Елизавета. Анатолий чувствовал себя счастливым в браке с Ириной, у них были очень теплые отношения, настоящая духовная близость и понимание.

Причина смерти

Весной 2012 года актер умер. Причиной смерти доктора называют сердечную недостаточность, возникшую после нескольких инфарктов.

Могила Анатолия Равиковича

Анатолий Равикович погребен на Волковском кладбище.

Избранная фильмография

  • 1966 На диком бреге
  • 1975 Воздухоплаватель
  • 1982 Покровские ворота
  • 1983 Магистраль
  • 1986 Прекрасная Елена
  • 1989 Загадка Эндхауза
  • 1990 Фанат 2
  • 1991 Блуждающие звёзды
  • 1994 Выкуп
  • 1997 История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу
  • 2003 Тартарен из Тараскона
  • 2003 Чёрная метка
  • 2006 Первый Скорый
  • 2008 Две судьбы. Новая жизнь
  • 2011 Не бойся, я с тобой! 1919

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

До роли, принесшей всесоюзную славу, он прошел долгий путь в двадцать театральных лет и десяток киноэпизодов. Несмотря на внушительный список из киноработ, театральных образов и режиссерских экспериментов, ранимый, рассеянный, но вдохновенный Лев Евгеньевич Хоботов из фильма «Покровские ворота» стал для Анатолия Равиковича главной ролью в кино.

Детские годы Анатолия Равиковича прошли в коммунальной квартире в одном из некогда ремесленных кварталов Ленинграда — на Прядильной улице. Времена были тяжелые: война, голод, эвакуация, родители едва могли прокормить троих детей.

Воспоминания военных лет пятилетнего тогда мальчика — нескончаемый поток беженцев, эвакуация на подводе, которая по малолетству напоминала турпоход. Эпизод, когда его, едва не утонувшего в ледяной воде, заставили глотнуть самогона. Весна 44-го, когда семья вернулась в родной Ленинград. И наконец, величайшая находка — довоенный самокат, обнаруженный в кладовке городской квартиры.

Отпетая шпана, дети военного времени. В такой компании соседских мальчишек оказался Толя Равикович и прорывался вместе с толпой в кинотеатр «Рекорд» на Садовой. Просмотрев в десятый раз один и тот же фильм, устраивались во дворе и обсуждали картину. Звучали диалоги из «Веселых ребят», «Волги-Волги»…

Игорь Владимиров и Анатолий Равикович в сцене из спектакля «Вы чьё, старичьё». Театр имени Ленсовета. 1988 год. Фотография: ip-vladimirov.spb.ru

Анатолий Равикович и Алиса Фрейндлих в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Театр имени Ленсовета. 1976 год. Фотография: lensov-theatre.spb.ru

Игорь Владимиров и Анатолий Равикович в спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе». Театр имени Ленсовета. 1976 год. Фотография: lensov-theatre.spb.ru

«Будучи музыкально образованным и лично зная Шульберта…» — вещал голосом Игоря Ильинского Равикович. Реплика вышла неожиданно похожей, и несмотря на малолетство «актера» вызвала интерес приятелей. Так Толя сделал первый шаг в профессию, и первым гонораром тогда стала папироса. Продолжением дворовых концертов стал кружок художественного слова в Доме пионеров, куда мальчика отвела неравнодушная к искусству мама. И на просмотре, прочитав первое пришедшее на ум «Идет бычок, качается», Равикович познакомился со своим первым театральным педагогом — Павлом Курзнером. В драмкружке, на новой театральной ступени, будущего актера ждала первая роль — Советника из «Снежной королевы».

Даже успешно играя в детских спектаклях, о большой сцене Анатолий Равикович задумался не сразу. Только перебрав «хлебные» институты, куда не попасть из-за конкурса, затем представив себя водителем грузовика или адвокатом, он, наконец, прислушался к мнению руководителя своего драмкружка и выбрал актерскую профессию и Театральный институт.

Читайте также:  Джулианна мур биография личная жизнь

Три года в Комсомольске-на-Амуре, год в Сталинградском драмтеатре — период до выхода на ленинградскую сцену. По случаю, на отдыхе в Ялте, Анатолий Равикович познакомился с Игорем Владимировым — главным режиссером Театра имени Ленсовета, который как раз подыскивал молодых артистов. «Мы все любили его, и это напоминало атмосферу студии, когда все равны, все талантливы и все служат искусству, не разбирая ни чинов, ни славы…»

Первую роль Равиковичу продиктовали прямо по телефону — срочно была нужна замена. А уж затем зритель пошел целенаправленно на героев Анатолия Юрьевича. Одна из любимых ролей для самого актера, которую играл двадцать лет, — Дженнаро в пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен». В спектакле Анатолий Равикович представал главным героем — режиссером бродячей труппы из четырех человек. Жизнь в приключениях, итальянские страсти. С этой ролью актер побывал в Италии на столетии де Филиппо. «Не стесняться, не робеть, играть нахально, ошеломить натиском» — с таким внутренним напутствием Равикович вышел к итальянскому зрителю, сыграл моноспектакль и сорвал шквал аплодисментов.

Второй образ, проживший в репертуаре театра без малого двадцатилетие, — Карлсон. В роли Малыша была Алиса Фрейндлих. «Все еще, как говорится, играли по слогам, а я уже выкидывал коленца, уже вовсю играл, уже был Карлсоном. Так тоже бывает — как будто в прошлой жизни я уже был Карлсоном».

В театральном послужном списке Анатолия Равиковича значились роли в постановке «Хоббита», «Укрощении строптивой», спектакле «Ковалева из провинции» и многие другие образы в театрах Ленсовета, Комедии имени Акимова, Театре эстрады. Приходилось играть даже в женском платье — миссис Пайпер в спектакле по пьесе Джека Поплуэлла «Идеальное убийство». Выступал Равикович и в роли режиссера в постановках «Суббота. Воскресенье. Понедельник» и «Маленькая Баба-яга».

Так называется автобиографическая книга, написанная актером по просьбе его второй жены Ирины Мазуркевич. Уже в сорокалетнем возрасте и будучи человеком семейным, Анатолий Равикович встретил ее и влюбился. «Я ругал себя последними словами, уговаривал, что это временно, что это как скарлатина — надо переболеть и всё…» Уговоры ни к чему не привели. Пережив непростое объяснение с первой супругой, актер женился вторично и прожил тридцать счастливых лет с Ириной.

Я могу сидеть у телевизора, смотреть новости, но когда диктор, к примеру, объявляет «На полях Псковской области началась подготовка к севу» и на экране появляется огромное поле, стая галок, бездонное весеннее, голубое небо и вдали — трактор, такое маленький и ясно, что никогда ему это поле не перепахать, — я начинаю хлюпать носом, черт знает почему. То ли потому, что весна на меня так действует, то ли жалко трактор — не знаю, только плачу, и мне не стыдно, и на душе хорошо.

Врачи, фотографы, корреспонденты и даже мелкие мошенники — все роли Анатолия Равиковича в кино были эпизодическими и не слишком яркими — до того момента, пока актера не пригласил на съемки Михаил Козаков. Они были знакомы с институтских времен, но Равикович все же поехал на пробы без особых надежд.

Анатолий Равикович в роли Льва Евгеньевича Хоботова в фильме «Покровские ворота» (1982)

Анатолий Равикович в роли Григория Яковлевича Шапиро в фильме «Не бойся, я с тобой! 1919» (2013)

Анатолий Равикович в роли Эркюля Пуаро в фильме «Загадка Эндхауза» (1989)

«Материал показался мне уж очень литературным, и ситуация с бывшим мужем, которого опекает бывшая жена, выглядела натянутой, искусственно придуманной». Но это лишь до начала съемок. Леонид Броневой, Инна Ульянова, Олег Меньшиков, Елена Коренева… Атмосфера царила дружеская, хоть Козаков на съемочной площадке превращался из «рафинированного интеллигента, диссидента… литератора и интеллектуала» в мучителя, тирана и деспота. Роль давалась нелегко.

«О как вы это делаете, как вы это делаете», — повторял едва ли не в тысячный раз Равикович за Казаковым после «укола Людочки» и мучился сомнениями, что Хоботов выходит каким-то «одномерным, как карикатура», хотя сам образ актеру был близок.

Меня, кстати, как артиста, больше всего волновали именно такие персонажи. Мне кажется, что я их глубоко чувствую. Нелепые, робкие, люди на пике напряжения своих душевных сил, совершающие что-либо немыслимо героическое, например прыжок с метровой вышки.

Лишь спустя год после окончания съемок картину выпустили на экран. После премьеры в Доме кино первым раздался ночной звонок от Эльдара Рязанова. «Я почти плакал!» — сказал режиссер. А вот зритель картину полюбил лишь со второго показа. И вот тогда успешный театральный актер Анатолий Равикович ощутил кинославу — неумолкающий телефон, показное равнодушие некоторых коллег и улыбки на улицах от обычных прохожих.

Источник